- Инструкция по организации первой поездки за рубеж самостоятельно
- За какой срок необходимо начинать подготовку
- 1. Общая оценка возможностей организации поездки
- 2. Составление общего плана
- 3. Выполнение общего расчета затрат
- 4. Выбор и бронирование отелей по маршруту
- 5. Окончательное планирование и расчет затрат
- 6. Подготовка обязательных документов
- 7. Подготовка справочной документации
- 8. Подготовка автомобиля
- 9. Прочие организационные вопросы
- 10. Выполнение поездки
Не нашли нужную информацию?
Инструкция по организации первой поездки за рубеж самостоятельно
В этом разделе представлена общая инструкция по порядку организации самостоятельных поездок за границу — «10 шагов к самостоятельной поездке».
Основной упор соответствует теме этого блога, т.е. «самостоятельная поездка в Европу на личном авто», но в принципе, почти вся инструкция в целом подходит для организации любой самостоятельной поездки за рубеж.
Для тех, кому лень читать «много букв», а также для тех, кому «и так всё понятно!», сразу приведу общую инструкцию, с кратким описанием ее пунктов.
Кому этой инструкции будет достаточно — тем, значит, достаточно. Кому нужны пояснения — вся дальнейшая заметка будет посвящена разбору этой инструкции по полочкам и по пунктам.
Итак, мы хотим поехать за границу самостоятельно. Что нужно делать? Как меня учили в армии: «Не знаешь что делать? Действуй по инструкции!». Ну вот:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЕЗДКИ
(«10 шагов к путешествию самостоятельно»)
- Трезво оценить свои общие (финансовые, физические и другие) возможности по выполнению поездки в Европу.
Что подразумевается:
Первый шаг самый простой.
Надо просто сесть, и честно дать самому себе ответы на следующие вопросы:
Хватит ли вам сил для выполнения поездки?
Есть ли у вас средства (деньги) на выполнение поездки?
(Имеется ввиду есть ли у вас «лишние» средства, с которыми вы готовы расстаться, потратив их на поездку. Минимальные суммы от 1000 до 5000 евро — от чего это зависит рассказано здесь).
Есть ли у вас достаточно времени и желания возиться с подготовкой и организацией поездки самостоятельно? (это довольно хлопотный, хотя и несложный, в общем, процесс).
Если поездка планируется на авто, то достаточно ли надежен ваш автомобиль, выдержит ли он планируемый пробег за поездку, пригоден ли он для поездки в Европу вообще?
Если на все вопросы получен утвердительный ответ, то можно переходить к следующему пункту.
Кстати, владение английским (или другим иностранным языком) не относится к числу обязательных требований для выполнения самостоятельной поездки. Это знание желательное, но не обязательное.
Но если вы нашли и читаете эту заметку, то этот вопрос для вас уже закрыт (решен). - Составить общий (предварительный) план поездки.
Что подразумевается:
На этом шаге необходимо четко и до конца определиться с маршрутом планируемой поездки. Никаких абстракций. Все должно быть определено четко и конкретно:
Определить страны, города и места которые планируется посетить.
Определить конкретный порядок (последовательность) их посещения.
Определить места (города) в которых планируются ночевки.
Определить четкие сроки (даты) пребывания в каждом месте (городе, стране) запланированном к посещению.
Весь план записать последовательно: по датам, местам, городам, странам.
Перейти к пункту 3.
- Выполнить общий (предварительный) расчет трат на поездку.
Что подразумевается:
На этом этапе необходимо прикинуть общие затраты на поездку запланированную в пункте 3.
Именно «прикинуть».
Точный расчет пока не нужен, а прикидывать — всяко быстрее, чем считать детально. Не тратьте время.
Учитывать надо расходы на:
— проживание;
— питание;
— перемещение между пунктами (при путешествии общ.транспортом — цену билетов, при путешествии на авто — стоимость заправок топливом);
— запас средств на нештатные ситуации (аварийный).
Также, не забудьте учесть средства необходимые для получения документов: загранпаспортов, виз, покупку страховок.
Все расчеты на этом шаге достаточны на уровне «приблизительно» (с точностью ±10%).
Желания (планы) не всегда совпадают с возможностями (по финансовым соображениям).
Если в результате прикидки вдруг окажется, что вы хотите больше, чем можете себе позволить, то сократите маршрут выбранный в пункте 2 и вновь выполните примерную оценку затрат по нему.
Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не приведете свои желания в соответствие своим реальным возможностям.
После чего, переходите к следующему пункту.
- Забронировать отели по маршруту поездки, получить подтверждения проживания в них.
Что подразумевается:
На этом шаге необходимо определиться с конкретными отелями (или другими вариантами проживания) по маршруту поездки.
То есть, выбрать отели по всему маршруту, и забронировать их.
Если есть полная уверенность в выполнении поездки, то можно сразу и оплатить.
Получить подтверждения проживания из каждого отеля.
Подтверждения проживания на каждый день планируемой поездки (при нахождении на территории стран шенгенской зоны), необходимы для получения шенгенской визы.
Нет подтверждений — нет визы.
- Выполнить окончательное планирование маршрута и окончательный расчет затрат на поездку.
Что подразумевается:
На этом шаге необходимо детально учесть все основные расходы на выполнение поездки максимально точно.
Если средства вам позволяют не считать каждый цент (расходы на поездку ±300-500 евро от первоначально запланированной суммы вас не напрягают), то этим пунктом можно пренебречь, ограничившись общей прикидкой затрат, выполненной на шаге 3.
Если средств на поездку «под расчет», то надо выполнить этот расчет, чтобы в процессе поездки не переживать на тему: «а вдруг не хватит?».
Учитываются те же расходы что и в пункте 3, но с уровнем достоверности «максимально точно».
Затраты на документы — определиться с точной стоимостью паспортов, виз, страховок.
Затраты на проживание — отели забронированы, цены известны.
Затраты на передвижение (на авто) — определить точный маршрут поездки «от отеля до отеля», с учетом заездов во все места (достопримечательности), которые планируется посетить.
Определить заправки по всему маршруту с учетом стоимости топлива в каждой стране.
Плюс, учесть стоимость оплаты всех платных дорог по запланированному (конкретному) маршруту поездки.
Затраты на передвижение (общ.транспорт) — покупка или бронирование билетов там где это возможно или целесообразно, (билеты на пригородные электрички в Европе покупать заранее не нужно, но учесть затраты на них заранее необходимо).
Затраты на перемещение общ.транспортом по городу — 10 евро в день на двоих.
Затраты на питание — 15-20 евро в день на двоих на каждый день поездки (при питании не в кафе и ресторанах — самый дешевый вариант).
Прочие расходы — шоппинг, посещение музеев, баров, клубов (по интересам) — это индивидуально, но пора прикинуть на этом шаге.
Аварийный запас средств на поездку — 15-20% от планируемой суммы общих трат.
Составить полный (подробный, детальный) общий план поездки (по желанию, в зависимости от сложности маршрута): общий план-график поездки по дням, подробный маршрут движения и план заправок по этому маршруту (при движении на авто), подробную смету затрат (по дням, городам, и т.п.) уровень детализации — по желанию.
Все расчеты свести таблицы (форма таблиц и других заметок — вашим решением, как вам удобнее).
Проанализировать и оценить полученные результаты.
При необходимости, сократить планируемые расходы по отдельным пунктам, выполнить уточняющий расчет.
Полученная в результате полная и точная смета трат на планируемую поездку, должна точно соответствовать вашему бюджету на отпуск (не превышать его).
- Подготовить (получить) обязательные документы для поездки.
Что подразумевается:
К обязательным документам относятся: загранпаспорта, визы и медицинская страховка — этого комплекта достаточно для выполнения любой поездки.
При путешествии на авто дополнительно: автомобильная страховка, ВУ, свидетельство о регистрации ТС.
При путешествии общ.транспортом — билеты (особенно обратные, из ЕС).
Также (в частных случаях) к обязательным документам относятся: разрешение на вывоз ребенка за границу, паспорт животного, разрешение на вывоз (ввоз) определенных категорий товаров и т.п. — более подробно в заметке по ссылке выше.
Перед обращением за визой, необходимо определиться, в какое консульство обращаться за ее получением, в зависимости от планируемого маршрута поездки.
А еще лучше, сразу запланировать маршрут поездки так, чтобы обращаться за визой в нужное (наиболее удобное для вас) консульство.
После этого, определиться с необходимым комплектом документов для получения визы, и подготовить эти документы.
В том числе и документы подтверждающие проживание, документы подтверждающие маршрут поездки, документы подтверждающие намерения возвращения, документы подтверждающие финансовое обеспечение поездки.
Потом обратиться в консульство (или аккредитованный визовый центр), и сдать документы на визу самостоятельно.
Перед обращением за визой, неплохо бы поинтересоваться как консульство выдает визу, и почему отказывает в выдаче, чтобы избежать грубых ошибок при подготовке документов.
- Подготовить прочую (справочную) документацию для поездки.
Что подразумевается:
При подготовке к поездке не нужно ограничиваться только подготовкой обязательных документов (хотя можно ограничиться и только ими).
Надо подготовить еще и ряд дополнительной (справочной) информации, которая может пригодиться в поездке.
Подготовить самостоятельно или скачать путеводители для поездки. Подготовить или скачать разговорники (они не очень нужны, но почему нет?)
Подготовить выписки из ПДД стран по которым планируется поездка (если планируется поездка на авто, или аренда автомобиля во время поездки).
Подготовить выписку телефонов консульств РФ во всех странах по которым планируется перемещение (даже проездом).
Подготовить другие справочные документы.
Все подробности — в заметке по самой первой ссылке.
- Подготовить автомобиль для поездки (если поездка планируется на авто).
Что подразумевается:
Этот шаг выполняется уже непосредственно перед поездкой, за неделю-две до планируемой даты отъезда.
Собственно, надо подготовить автомобиль к дальней поездке.
Для опытных автолюбителей не составит труда сделать это и без шпаргалки.
Для начинающих путешественников — ссылка чуть выше.
- Разобраться с прочими мелкими организационными вопросами.
Что подразумевается:
За неделю другую до поездки, надо конкретно решить что брать с собой в поездку. Что пригодится, а что нет.
Уточнить расчеты расходов по маршруту (которые выполнялись в пункте 5), с учетом изменения курса рубля (если были существенные изменения).
Подготовить к поездке GPS-навигатор — закачать свежие карты, загрузить в него маршруты поездок в отпуске (всех) и проверить их, после чего сохранить в памяти навигатора.
Зарезервировать всю навигационную информацию.
Сделать копии всех основных документов (паспорта, визы и т.п.).
Написать завещание.
Закончить все мелкие бытовые дела до отъезда в отпуск.
- Выполнить поездку.
Что подразумевается:
Что написано — то и подразумевается.
; )
Но перед этим, кстати, неплохо было бы ознакомиться со следующей информацией — опционно (по желанию и по выбору)
При выполнении любой поездки:
Консульская помощь за границей — что это, и на что можно рассчитывать.
Что делать, если за границей пропали документы
Что делать, если за границей пропали все деньги
Что делать, если пропали документы на авто за границей
При поездке на автомобиле:
ПДД в странах Европы и их отличия от ПДД РФ.
Особенности движения по городам и по автомагистралям, а также особенности парковки (в том числе и при отелях) в Европе.
Ограничения скорости в Европе.
Штрафы за нарушения ПДД в Европе.
Требования к автомобилю для поездки в Европу.
Платные дороги в Европе.
Что такое экологические зоны в Европе (где они, как по ним ездить).
Правила перевозки детей в европейских странах.
Если вам ни разу не доводилось пересекать границу с Европой на авто, то хорошо бы ознакомиться и с особенностями этого процесса, в том числе и с выбором коридора для пересечения границы.
И узнать что-нибудь про правила и нормы перевозки вещей через границу, а также про декларирование вещей при пересечении границы.
…
Ну и сами можете поискать здесь чего-нибудь ещё — весь этот сайт посвящен теме самостоятельных поездок за границу (в Европу).
Используйте поиск (справа) не стесняйтесь — он здесь работает хорошо.
Удачи!
Как видите, ничего сложного. Кому достаточно информации приведенной выше, на этом могут закончить чтение, и приступить к подготовке поездки.
Но внешняя простота инструкции на самом деле обманчива. Каждый пункт содержит множество вопросов, с которыми надо разбираться (есть нюансы). Этому разбору и посвящена остальная часть заметки.
В процессе разбора процесса подготовки поездки (да и в самой Инструкции), даны ссылки на другие статьи этого блога, соответствующие теме рассматриваемого вопроса.
Рекомендую переходить по ним, и читать (изучать) соответствующие заметки, ссылки на них даны не просто так.
Видите ли, в самом процессе подготовки поездки нет ничего сложного, но и не всё и просто, поэтому, поместить всю информацию в одну заметку, физически просто не представляется возможным. Эта заметка и так получилась довольно громоздкой.
Но прежде чем продолжить, пара слов о сроках подготовки, для общей, так сказать, ориентировки.
За какой срок начинать подготовку к поездке
Говоря о сроках подготовки к самостоятельной поездке необходимо упомянуть, что они зависят от многих факторов, таких как: наличия или отсутствия загранпаспортов, шенгенских виз в них, от сложности поездки, и даже от вашего личного опыта в организации и выполнении поездок (и просто от вашей личной организованности и наличия свободного времени для подготовки).
Если говорить о самом минимальном сроке начала подготовки к поездке при абсолютно нулевом уровне подготовки (т.е. если у вас даже нет загранпаспорта), то это — полтора месяца.
Тридцать дней будет изготовляться паспорт (по регламенту, на практике бывает и немного быстрее), и пятнадцать дней потом будет делаться шенгенская виза (процесс можно ускорить до трех-пяти дней, но придется заплатить за изготовление каждой визы повышенный в два раза консульский сбор).
За время подготовки паспорта надо составить маршрут поездки. Это нужно для того, чтобы определить — в консульство какой страны обращаться за получением визы (да, это зависит от маршрута планируемой поездки).
Кроме того, за этот же срок (пока делается паспорт) желательно составить и путеводители для поездки, и провести другую общую подготовку к ней (обо всем этом будет подробнее рассказано ниже).
Потом, купить медицинскую страховку, подготовить остальные документы и обратиться за получением визы. После получения визы, можно выполнять поездку.
Но в общем случае, (исходя из личного опыта) я бы порекомендовал начать подготовку к первой самостоятельной поездке в Европу месяца за два — два с половиной, как минимум, а лучше за три-четыре.
Потому что вопросов у вас будет много, а ответов на них мало, (но большинство ответов можно найти на этом сайте). Но два месяца — это если говорить о самом минимальном сроке подготовки.
При подготовке к поездке, принимайте для оценки сроков следующие цифры:
- Паспорт (международный) делается за 1 месяц (по сроку от подачи заявления, до получения).
- Виза шенгенская делается за 15 дней (бывает и чуть быстрее, дней за 10 (зависит от консульства), а в срочном порядке за дополнительную плату — за 3 дня), но принимайте для расчетов срок 15 дней.
Кстати, документы на визу можно подавать за 90 дней (не ранее) до начала планируемой поездки. - Страховка медицинская — делается за полчаса в любой, более-менее солидной страховой.
Без медицинской страховки, визу вам не оформят. - Страховка на автомобиль («Зеленая карта») делается тоже за полчаса, но уже не в каждой (не в любой) страховой компании — уточните заранее.
Страховку на авто могут оформить не ранее чем за месяц до срока начала ее действия (до поездки).
Проще всего обе страховки (медицинскую и на авто) покупать в одной и той же страховой компании, уточните заранее где есть такая возможность — туда и поезжайте.
Кстати, проще — не значит дешевле.
Бывает, выгоднее все же оформить страховки в разных компаниях. Цены на «зеленую карту» — одинаковые везде (они устанавливаются РСА), а вот цены на медицинские страховки, различаются порой в два раза — смотрите сами.
Без международного паспорта вам страховки не оформят.
Отведите на покупку страховок (и медицинской, и автомобильной) один день. - Планирование поездки и расчет маршрута, выбор и бронирование отелей, составление окончательного плана поездки и прочих вспомогательных (справочных) документов (путеводителей, разговорников и пр.) — это зависит только от вас (от опыта, от наличия времени), а также от вида транспорта и количества мест (городов, стран), которые планируется посетить за поездку.
В среднем, для подготовки большой поездки (5-8 стран, 10-15 городов), это занимает две-три недели как минимум (если у вас есть много свободного времени, а если его нет, то подготовка может растянуться и на месяц-полтора).
Для подготовки короткой поездки (1-2 страны, 3-5 городов) — достаточно пары недель, как правило, чтобы сделать всё не спеша.
Если, например, у вас уже есть загранпаспорт и какой-никакой проработанный план поездки, то можно начинать подготовку к поездке хоть за две-три недели.
Но и расслабляться не нужно: выбор и бронирование отелей, подготовка путеводителей по маршруту, и даже выбор самого маршрута поездки (если поездка достаточно длинная), могут занять достаточно много времени.
Одно дело организовать и подготовить поездку из Санкт-Петербурга в Хельсинки или в Таллин, или перелет из Москвы в Прагу на майские праздники (один отель и два перелета — там и готовить-то нечего), и совсем другое дело спланировать и просчитать автомобильную поездку Пермь — Мадрид и обратно, со всеми остановками и заездами в другие города по пути.
Трудозатраты на эти мероприятия будут совсем разными, как и сроки подготовки таких поездок. Эта заметка больше ориентирована на рассмотрение второго варианта, как более сложного.
Кроме всего вышесказанного, необходимо учитывать также и сроки за которые нужно бронировать отели по маршруту поездки. С этим тоже не все так просто.
Если поездка планируется в разгар туристического сезона, да еще и на популярные туристические направления, отели там надо (ну, не обязательно «надо», но крайне желательно) бронировать в середине-конце осени, самое позднее — в начале зимы. Почему так, рассказано в заметке по ссылке ниже.
Поэтому, если говорить честно, то подготовку к поездке летом, надо начинать зимой.
Если же путешествие планируется не в сезон, или не на самые популярные направления, то вопрос с бронированием отелей не стоит так остро, и подготовку к первой самостоятельной поездке можно начать и за два-три месяца до нее, а лучше — раньше, месяца за три-четыре, чтобы готовиться к поездке без спешки.
ВЫВОДЫ
Минимальные и нормальные сроки за которые надо начинать подготовку к поездке, в зависимости от различных исходных условий.
Минимальные сроки начала подготовки к поездке:
- Ничего нет (ни паспорта, ни визы) — за 1,5 месяца
(По срокам получения документов). - Есть загранпаспорт, нет визы — за 12-15 дней
(Составление маршрута, бронирование отелей и получение подтверждения проживания от них, подготовка других документов для получения визы (страховки, документы подтверждающие финансовое обеспечение поездки и т.п.), плюс, срок изготовления визы.
Кроме этого, необходимо предусмотреть время на подготовку справочной документации, при необходимости). - Есть всё (и загранпаспорт и виза) — от 1 до 10-15 дней
(Определить маршрут, оценить общие расходы, подобрать и забронировать отели, купить страховки, билеты, подготовить справочную документацию — зависит от ваших способностей, сложности маршрута и наличия свободного времени на подготовку).
Нормальные сроки начала подготовки к поездке (именно на них нужно ориентироваться в общем случае, если «не горит»):
- Поездка в «высокий» сезон* в туристическое место — за 7-9 месяцев необходимо бронировать отели в таком случае, а это значит, что перед этим, как минимум, должен быть составлен (определен) маршрут поездки.
Да и билеты выгоднее брать максимально заранее (если речь идет не о поездке на автомобиле). - Поездка в «высокий» сезон, в нетуристическое место — за 4-6 месяцев необходимо бронировать отели, как минимум.
Следует помнить, что даже если место нетуристическое, то «высокий» сезон — это всегда «высокий» сезон, и количество туристов будет повышенным, а количество отелей, в том районе где вы планируете провести отпуск, останется неизменным. - Поездка в «низкий» сезон в любое место (туристическое или нет) — за 2-3 месяца будет вполне приемлемо начать подготовку, чтобы сделать все без спешки.
* ПРИМЕЧАНИЕ: «Высокий сезон» — период с мая по сентябрь, оба месяца включительно.
Следует также понимать, что «высокий сезон» — это понятие относительное, и зависит от места и вида отдыха.
Например на горнолыжных курортах, высокий сезон — это период с ноября по март. Но и пляжный отдых, например, на Кубе, тоже имеет высокий сезон с ноября по март. Поэтому и выше и указано, что всё относительно.
Но данный сайт про Европу, а в ней «высокий сезон» — это март-сентябрь (кроме горнолыжных курортов).
Ну, со сроками начала подготовки к поездки разобрались, теперь приступим к разбору, собственно, инструкции.
1. Общая оценка возможностей организации поездки
Этот вопрос самый простой. И решается он просто, и с ним, обычно, всё понятно и так. Но коротко его опишу, чтобы не нарушать общий порядок изложения.
На этом этапе нужно сесть и просто трезво и спокойно оценить и взвесить свои возможности (все, и финансовые, и физические) по выполнению поездки, сравнив их со своими желаниями.
Если, например, у вас есть на поездку 1000 евро, а вы планируете месяц путешествовать по западной Европе, то я вас огорчу, скорее всего, этих денег будет недостаточно.
Конечно, если путешествовать «по-молодежному» с остановками в хостелах и питанием где попало, то уложиться, наверное, можно, но не всех такой вариант устроит.
Но на эти же деньги, вполне можно организовать поездку на двоих на полторы-две недели по двум-трем странам восточной Европы на выбор: страны Прибалтики, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия.
Впрочем, вопрос достаточности финансовых средств подробно рассмотрен чуть ниже. На этом же этапе, скорее надо просто обдумать, есть ли у вас деньги на поездку в принципе? От 1 до 5 тысяч евро — очень примерно.
В заметке по ссылке выше, по сути приведена статистика поездок автора блога за много лет по разным странам Европы. Также там описан способ (порядок) самой общей оценки (прикидки) расходов на поездку.
Оценить нужно также свои физические возможности: справитесь ли вы с выполнением поездки? Готовы ли вы сидеть за рулем пять (десять, пятнадцать) тысяч километров в течение месяца?
Способен ли ваш автомобиль пройти планируемый маршрут без поломок? Достаточно ли он надежен?
Есть ли у вас время на возню с организацией и подготовкой поездки? Есть ли у вас желание возиться со всем этим? Будете ли вы этим заниматься, или вам проще обратиться в туристическое агентство?
В принципе, если вы нашли эту заметку, то все эти вопросы вами уже решены. Желание у вас есть, вы готовы, и теперь ищите (уже нашли) как это можно осуществить.
На этом, вопрос закрыт. Продолжим рассмотрение остальных пунктов инструкции.
2. Составление общего (предварительного) плана поездки
Почему следует начинать с составления какого-то «предварительного» плана, а не приступить сразу к изготовлению подробного (детального) плана поездки?
Все очень просто.
Абстрактный план вроде «увидеть Париж и умереть», конечно, хорош, но явно недостаточен для выполнения полноценной поездки.
Ладно, умереть в Париже — план понятен. Но по пути между Брестом и Парижем есть такая масса замечательных мест, которые тоже было бы очень интересно увидеть перед смертью…
И вот вопросы: куда заезжать, на сколько дней (на какой срок) заезжать, сколько времени отвести на осмотр той или иной достопримечательности (города) — всё это как раз и определяется в общем плане поездки.
Кроме того, как правило, предварительный план поездки составляется параллельно с предварительным финансовым расчетом поездки.
Эти два элемента идут вместе (во всяком случае, я рекомендую их выполнять одновременно, так, мне кажется, проще).
Но можно и поочередно. Вначале составили общий план, потом произвели прикидку затрат по нему. Получилось много? Дорого? Сократили общий план, и опять выполнили прикидку расходов.
И так, пока не совпадет примерная сумма расходов на поездку, с той суммой, которую вы планируете потратить на нее. Подробнее про общий финансовый расчет — в следующем пункте.
Также, при выполнении поездки на автомобиле, в процессе составления общего плана поездки выполняется сразу и общее составление маршрута движения между пунктами, которые планируется посетить.
Как и все общие расчеты, составление общего (предварительного) маршрута подразумевает определение неких общих параметров: общий пробег за поездку и пробег по отдельным ее этапам, время в пути между пунктами маршрута (нужно для составления плана-графика движения), и ряд других.
Такой расчет выполняется довольно быстро, но и точность его невысока. Тем не менее, он вполне позволяет оценить порядок затрат связанных с расходами на перемещение между пунктами поездки.
Если же поездка планируется общественным транспортом, то на этом этапе самое время определиться, как будет осуществляться перемещение между всеми пунктами запланированными к посещению: где самолетом, где поездом, где автобусом, где на арендованном авто, где автостопом, где пешком, и так далее.
3. Выполнение общего (предварительного) расчета затрат на поездку
Перед тем, как приступить к детальному расчету поездки, выполняется предварительный (или общий) расчет затрат на поездку.
Зачем это нужно?
Каждый человек (семья) имеет какой-то определенный бюджет для проведения отпуска, выходить за рамки которого бывает нежелательно.
И если сесть, и сразу начать кропать подробный план поездки (и ее финансовый расчет), то где-то в середине его составления можно неожиданно прийти к выводу, что денег-то и не хватает!
Придется план переделывать (сокращать). А поскольку составление детального плана поездки, дело достаточно кропотливое (об этом подробнее будет ниже), то и времени потрачено будет много. Впустую.
Вот чтобы этого избежать, перед детальным планированием поездки выполняется (рекомендуется выполнять) ее предварительный (или общий) расчет. Прикидку. Общую оценку.
Прикидочный расчет делается достаточно быстро, но он позволяет достаточно точно оценить порядок суммы, которая потребуется для выполнения путешествия. И, разумеется, сопоставить ее со своими возможностями (с располагаемой суммой для поездки).
Рекомендуется (автором), вести составление общего плана поездки и общего расчета поездки параллельно. Хотя это не является обязательным. Можно выполнять их и по отдельности — вашим решением.
Если путешествие планируется с использованием общественного транспорта, то на этом этапе планирования определяется примерная стоимость всех перемещений по маршруту (цена билетов по всем этапам поездки, но пока плюс-минус).
Если поездка планируется на личном автомобиле, то выполняется приблизительная стоимость затрат на топливо, при перемещении по запланированному маршруту. Плату за дороги на этом этапе можно пока не учитывать.
Если денег у вас достаточно много (планируете потратить порядка 5-6 тысяч евро на поездку), то этим элементом можно пренебречь, на месяц путешествия по Европе вдвоем, вам их хватит в любом случае*.
* Ну если, конечно, не заказывать каждый день лобстеров а ля натюрель в ресторанах с пятью звездами от «Мишлен», и не жить в топовых пятизвездочных отелях, в которых одна ночь, в сезон стоит от 700 до 1000 и более евро. Тогда и пятидесяти тысяч может оказаться мало…
4. Выбор и бронирование отелей по маршруту поездки
После того, как ваш маршрут определен, как и определены сроки пребывания во всех местах которые планируется посетить, приходит время «забросить якоря» вдоль него.
В общем, приходит пора подбирать и бронировать конкретные отели (и/или другие варианты проживания) по этому маршруту.
Про особенности выбора и бронирования номера в отеле (на примере системы «Букинг.ком») — на что обращать внимание, какие есть тонкие моменты и т.п. — рассказано в отдельной статье.
Причем, только забронировать отели — мало. Надо будет еще получить от них (от каждого) подтверждение проживания в нем.
Эти документы нужны консульству для выдачи вам шенгенской визы. Без них — визу не выдадут. Проживание должно быть подтверждено на каждый день планируемой поездки.
Более подробно про документы необходимые для получения шенгенской визы самостоятельно, с целью выполнения туристической поездки, будет рассказано ниже.
5. Окончательное планирование маршрута и расчет затрат на поездку
После того как маршрут определен и отели по нему забронированы, можно приступать к окончательному планированию поездки и к детальному расчету затрат на нее.
Это, в принципе, самая хлопотная часть подготовки. Ничего сложного, но толика усидчивости вам потребуется. Ибо чем точней расчет — тем спокойнее поездка.
Окончательное составление маршрута выполняется после подбора конкретных отелей (или других вариантов) для проживания по маршруту поездки.
Также, на этом этапе производится окончательный расчет стоимости передвижений по маршруту (теперь уже по конкретному — от отеля до отеля).
Если планируется перемещение общественным транспортом, то покупаются (бронируются) билеты по всем этапам поездки (где это применимо), а где нет, там просто определяется их конкретная стоимость.
Например: «поездка из Пизы во Флоренцию на поезде — 8,2 евро на человека в одну сторону, итого, на двоих туда и обратно, сумма — 33 евро» или «поездка из аэропорта до отеля на такси — 25 евро» — в таком духе.
Если поездка планируется на автомобиле, то выполняется полный расчет затрат на поездку по маршруту (с определением стоимости топлива на всю поездку и оплаты платных дорог).
Определение суммы оплаты за платные дороги по маршруту — отдельная заметка.
Итоговый расчет затрат выполняется путем учета расходов по трем основным группам расходов: питание, проживание и проезд (плата за топливо и за платные дороги если поездка планируется на авто, или плата за билеты, если поездка выполняется на общественном транспорте).
Детальные расходы на проживание определяются после бронирования гостиниц по маршруту поездки, детальные расходы на передвижение (проезд), определяются при составлении и расчете детального маршрута поездки.
По итогам выполнения расчета вы будете точно (±1-3%) знать итоговую сумму потребную для выполнения поездки, а также подробный расклад затрат по каждому элементу поездки: питание, проживание, передвижение, прочие расходы.
Если вы достаточно богаты, и можете себе позволить считать расходы на отпуск с точностью ±500 евро, то детальный (окончательный) расчет можно не выполнять, ограничившись общей прикидкой расходов.
6. Подготовка и получение документов, обязательных для выполнения поездки
К обязательным документам для поездки, относятся документы без которых выполнение поездки невозможно, и без которых вас (или ваш автомобиль) просто не выпустят (не впустят) за границу.
К обязательным документам при поездке за границу (в Европу) относятся:
- загранпаспорта;
- шенгенские визы;
- страховки медицинские;
- страховка автомобильная («зеленая карта»);
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации ТС.
Первые три документа — обязательны всегда, при путешествии любым видом транспорта. Остальные обязательны только при выполнении поездки на автомобиле.
К обязательным документам относится еще ряд бумаг, которые надо иметь при пересечении границы, но эти документы нужны в частных случаях (т.е. не всегда и не всем).
Например, если вы едете за границу с ребенком, а второй родитель отсутствует в поездке, то при получении визы (при обращении за визой) и при пересечении европейской границы, необходимо предъявить разрешение на вывоз ребенка за границу (при пересечении нашей границы, этого не нужно).
Если путешествуете с животным, то нужно иметь ветеринарный паспорт на него. Если везете товары подлежащие обязательному декларированию, то нужны разрешительные документы на них (в некоторых случаях), и так далее.
Загранпаспорта выдает МВД РФ, и в настоящее время нет никаких проблем с их получением (все подробно описано в заметке выше).
Получение шенгенской визы
Вопрос объемнейший и довольно сложный, имеющий много нюансов, поэтому выделил его в отдельный подраздел.
Если вы совсем не знаете, что такое виза, какие они бывают, как они выглядят, на какие сроки выдаются, как читать визу, то рекомендую ознакомиться с заметкой ниже:
Также, при запросе и использовании виз необходимо соблюдать некоторые правила (за нарушения которых вас очень быстро накажут). Пренебрегать правилами использования виз — не рекомендуется.
Пока готовится ваш загранпаспорт (1 месяц), вы можете продолжать выполнение подготовки к поездке, и к получению шенгенской визы. После получения загранпаспорта, можно будет обращаться за визой.
НО! Ваш маршрут поездки должен быть определен, и бронирование отелей по нему (как и получение от них документов подтверждающих проживание по маршруту поездки) должно быть завершено ДО обращения за визой.
Эти документы (план поездки, подтверждения проживания по маршруту поездки), понадобятся для получения визы. Без них вам визу не откроют. Кроме того, для получения визы нужен и ряд других документов.
Подготовка документов для получения шенгенской визы самостоятельно — подробно описана в отдельной заметке.
После того, как документы будут подготовлены, надо определиться с выбором консульства, в которое вы будете обращаться за визой.
При грамотном составлении плана поездки можно добиться того, что вы будете обращаться в то консульство, в которое вам удобнее обращаться, а не в то, в которое надо бы обращаться по правилам.
При этом, правила обращения за визой нарушены не будут (вот такой вот парадокс).
Уроки мастерства на тему: «как самому выбрать наиболее удобное для себя консульство для получения визы при организации поездки» (продвинутый уровень), и чего можно достичь (не нарушая законов) грамотным составлением маршрута поездки, рассмотрены в следующей заметке:
После того, как документы для получения визы подготовлены и собраны и принято решение в какое консульство вы будете обращаться, надо сдать документы в консульство, и подождать результат.
Если все оформлено правильно, то через 10 дней вы получите на руки паспорт с визой, и право выполнить поездку.
Но скажу еще раз, вопрос самостоятельного получения шенгенской визы, достаточно многогранен. И его изучению стоит посвятить один-два вечера, чтобы закрыть этот вопрос (для себя) надолго.
Для этого лучше всего последовательно прочитать все заметки по теме «Виза» (в верхнем меню), в том числе и переходя по ссылкам в тех заметках. Но это — вашим решением.
7. Подготовка справочной документации для поездки
Кроме обязательных документов, при подготовке к поездке готовится еще и ряд необязательных документов, которые называются «вспомогательная документация для поездки».
Эти документы содержат справочную и вспомогательную информацию, которая вам пригодится (или может пригодиться) при выполнении поездки.
К этим документам относятся: путеводители, разговорники, план-график движения, выписки из ПДД стран по которым планируется поездка, телефоны консульств РФ в странах которые планируется посетить, копии ваших личных документов и т.п. бумаги.
Объем подготавливаемой вспомогательной документации, как и сроки ее подготовки, зависят от сложности планируемой поездки.
В заметке перечислен широкий (весь) перечень потенциально полезных документов, но поскольку они не являются обязательными, что из этого списка готовить для поездки — решать вам.
8. Подготовка автомобиля для выполнения поездки
Перед поездкой в Европу на автомобиле (да и вообще, перед любой дальней поездкой), любой автомобиль (даже новый) нужно подготовить и снарядить для этой поездки.
Вопрос общей подготовки автомобиля для дальней поездки рассмотрен в другой заметке.
9. Прочие организационные вопросы
В этот пункт подготовки к поездке входит организация финансового обеспечения поездки: какие банковские карты (и сколько штук, и каких банков) взять с собой, сколько денег брать наличными в поездку и т.п.
Также, при подготовке к поездке необходимо решить, что брать с собой в поездку. В принципе, для поездки в Европу надо брать с собой самые обычные вещи, но если путешествие выполняется на автомобиле, то список обычных вещей можно несколько расширить.
Кроме того, стоит заранее поинтересоваться (или заранее продумать), что лучше брать с собой на прогулку по чужому городу, нужен ли будет в поездке переходник и т.п. вещи.
Кроме того, на этом этапе подготовки, стоит озаботиться и подготовкой GPS-навигатора к поездке.
Подготовка заключается в обновлении карт по маршруту поездки, а также в составлении и сохранении конкретных маршрутов поездок между городами, на всю поездку.
Да, маршруты надо составить, проверить и сохранить в памяти навигатора заранее, на этапе подготовки к поездке (это, конечно, рекомендация, но я бы очень советовал заморочиться на эту тему).
Не доверяйте навигатору на 100% составление длинных (междугородних, международных) маршрутов — найдете приключений. По городу — без проблем.
Если вы не имеете (или имеете мало) опыта дальних поездок с использованием навигатора, то рекомендую также ознакомиться и со следующей заметкой:
10. Выполнение поездки
При выполнении поездки вам придется как минимум дважды, (а при поездке по Балканам и во много больше раз), пересекать границу.
Процесс пересечения границы на автомобиле имеет некоторые особенности, поэтому, если у вас нет достаточного опыта в этом вопросе (первая поездка), рекомендую ознакомиться с заметкой по ссылке ниже.
В ней подробно описаны все тонкости этого процесса: как это будет выглядеть, чего ждать, куда ехать, какой коридор (и как) выбирать при пересечении границы, и тому подобные вопросы.
Также, при поездке по Европе на автомобиле, нужно соблюдать правила дорожного движения установленные в европейских странах, потому что штрафы за нарушения ПДД предусмотрены там весьма и весьма немаленькие.
Ограничения скорости в странах Европы — отдельная заметка.
Штрафам за нарушения ПДД в Европе — посвящена отдельная статья.
Кроме того, если вы собираетесь поехать в Европу на автомобиле впервые, то желательно ознакомиться с особенностями дорожного движения в Европе, а также с принципами оплаты дорог там.
Платные дороги в Европе — описание принципов оплаты за дороги в Европе. Там же есть ссылки на описание способов оплаты дорог (виньетками и обычным).
* * * * *
На этом, заметку посвященную этапам организации и подготовки самостоятельной поездки в Европу я закончу. Это дело непростое, но окупается (морально) с лихвой.
Никакая купленная поездка, не сравнится по удовольствию с поездкой организованной и выполненной полностью самостоятельно.
Ссылки на прочие материалы необходимые для подготовки к поездке, вы найдете в заметках указанных по ссылкам выше.
Не ленитесь ходить по ссылкам. На этом сайте есть вся необходимая информация по организации самостоятельных поездок в Европу. Стоит только захотеть ее найти.
Желаю вам приятных поездок!
Игорь, побродил немного по Вашей территории. Хочу сказать, что занимаюсь самостоятельной подготовкой и осуществлением своих евротрипов с 2012 года, это к тому, что могу в высокой мере объективно оценить объем работы по сбору, пакетированию, а главное, изложению информации по всему многообразию вопросов, связанных с отдыхом в дороге одновременно за рулем и зарубежом. Снимаю шляпу! Респект Вам! Теперь всех окружающих, интересующихся тем, как это все делается, буду посылать к Вам, а не только к своим отчетам на профильном форуме.
Если в 2012 году набрел бы на такой блог, съэкономил бы времени (если не денег) еще на одну скромную поездку по старушке Европе…)))
Маленький вопрос, просто чтобы это выглядело не совсем уж рецензией: Зеленая карта оформляется у нас не ранее, чем за один месяц до поездки, почему? Иногда это мешает оформлению шенгенской визы. Обойти можно, удавалось в греческом ВЦ и в ВЦ Французской республики, в частности.
Еще раз спасибо за Ваш труд!
По правилам системы так заведено, система не даст оформить полис ранее чем за месяц до начала его действия.
А вот почему такое ограничение установлено на уровне системы — не знаю.
Да и разве это важно?
Дмитрий, а как это мешает получению визы?
Да никак.
Зеленая карта не входит в перечень обязательных документов для получения визы.
И проверка наличия зеленой карты не относится к компетенции консульства.
Ее пограничники при въезде проверят (и без нее не пустят, если что) — это да.
А консульство здесь ни при чем.
Я как-то когда в самый первый раз подавал на визу, тоже прикладывал копию зеленой карты, потому что не знал, как это все работает.
А потом почитал Визовый кодекс ЕС, и многое прояснилось.
Поэтому, остальные три раза зел.карту не прикладывал к заявке (поскольку подавал заявку на визу месяца за три до поездки, и у меня ее просто не было).
И ничего. Ни разу не было вопросов у консульства по поводу ее отсутствия.
У меня это все здесь где-то расписано подробно, в разделе про получение виз…
Сейчас посмотрел на сайтах ВЦ Греции и ВЦ Франции списки документов — там правда нет Зеленой карты. Ранее же, ориентируясь на информацию из интернета, всегда писал консулу письмо-обязательство застраховать свой автомобиль по данной системе в предусмотренные сроки…
Кстати, Дмитрий, спасибо вам за вашу «рецензию» (как вы выразились) и за высокую оценку моего труда. Я реально старался. И на этом сайте действительно есть вся информация необходимая человеку, который задумал организовать самостоятельную поездку в Европу на автомобиле — он так и задумывался. Вся — это вся, так сказать, от «А» до «Я» (но в рамках темы «автотуризм» — прочие виды если и рассмотрены, то косвенно).
И каждый (даже бывалый) турист, наверное сможет найти здесь что-нибудь новое для себя.
Правда, писал я в основном для «перворазников», поэтому некоторые моменты чрезмерно (как мне кажется сейчас) растянуты и разжеваны, но с другой стороны, смотрю иногда (как вебмастер) по каким запросам в поиске некоторые люди попадают на сайт — и волосы дыбом встают… Тотальное неведение и святая простота. Приходится «жевать» тему.
Если бы я 2013 году (когда организовывал свою первую поездку) наткнулся на такой блог, то этого сайта не было бы. Здесь весь фокус в том, что аналога я не знаю, не нашел, и, подозреваю, что его и нет.
Всё, конечно, в сети в общем-то есть, но фрагментарно, кусочками, и порой непонятно откуда вообще взято и можно ли этому верить, а если и можно верить, то насколько можно. Ну, или «копипаста» банальная.
Не нашел я такого блога и перед второй поездкой. И перед третьей…
Засим, после своей третьей поездки я взялся писать этот сайт. А после четвертой и пятой — отшлифовал его (как мог).
Так что замечания принимаются (любые: по содержанию, по оформлению и т.п.), если они есть.
Да её и не было там никогда, смею вас заверить. Во всяком случае, после 2010 года, когда вступил в действие Визовый кодекс ЕС — это как раз документ, определяющий единый для всех стран ЕС порядок выдачи краткосрочных (вида «С») шенгенских виз.
Есть, конечно, еще и внутренние консульские инструкции (кроме Кодекса), но это такое… сильно противоречить Кодексу они не могут в силу того, что любой Кодекс — это основополагающий документ (в т.ч. и у нас в стране) и все остальные акты и правила пишутся «под него» (а не «над ним») — это я вам как старый бюрократ (пусть и военный) говорю.
Помните, как в «17 мгновений весны», Мюллер говорил Штирлицу:
— В наше сложное время, Штирлиц, верить нельзя никому. Мне — можно.
: )
Вот и я вам говорю: если хотите разобраться до конца раз и навсегда в теме получения шенгенских виз (как это устроено, как работает, на что смотрят, почему отказывают, что и зачем предоставляется при подаче заявки на визу и так далее), то изучите на этом сайте раздел посвященный шенгенским визам.
Я вот реально писал его «для себя» и досконально разбирался (опять же, для себя в первую очередь) как это все работает. Потратил массу времени, работал с первоисточниками (а не с сайтами туристических фирм — на этом сайте нет ни слова «копипасты»), и тему получения виз разбирал не за страх, а за совесть.
Всего у меня здесь — что-то около 25 статей на тему получения виз (практически, 1/5 всего материала посвящена визам), в которых рассмотрены все вопросы, детали и нюансы. Там же, кстати, есть и про «письма консулу» («письменное описание маршрута поездки») и что в них писать (с примерами), и всё-всё-всё.
Будет у вас время и желание разобраться с темой — милости прошу. Займет пару вечеров прилежного чтения.
Начать можно, например, отсюда: Процесс выдачи шенгенской визы и потом побродить по ссылкам представленным в заметке.
Или целенаправленно открыть раздел посвященный визам, и «шерстить» его по порядку (пропуская общие моменты, которые вам заранее известны, вроде: «что такое виза» и т.п. — это для первоходцев написано).
Ладно, размахнулся я что-то, не перечитать.
Если будут вопросы (любые по поездке) спрашивайте — постараюсь ответить, если смогу.
Кстати, я в предыдущем комменте написал, что выезд из Антверпена на Гент далее на Лилль — это не просто так.
Я рекомендовал бы вам ехать на Париж именно этим путем, если у вас нет планов посещения Брюсселя.
Я ездил в обратную сторону (шел из Брюсселя на Амстердам с заездом в Антверп), трафик в районе Брюсселя — ужасный (ну, столица все-таки), в т.ч. и на объездной.
Так что если нет планов на Брюссель, то лучше (спокойнее) ехать через Гент.
И (на всякий случай напишу) имейте также в виду, что во Фландрии (это северная часть Бельгии) на всех загородных дорогах (кроме магистралей) скорость ограничена 70 км/ч — знаки там стоят, если пойдете не по магистралям — соблюдайте, камер полно.
И упомяну также, что во Франции, (с июля прошлого года) на всех загородных дорогах скорость ограничили до 80 км/ч (было 90 км/ч), но это, опять же, кроме магистралей.
Если нужно, то информацию по скоростям в Европе можно глянуть у меня здесь.