11 Мар 2018

Особенности движения по автомагистралям в Европе

 

 

Автомагистрали в Европе

Чем автомагистраль отличается от обычной дороги

Магистраль не имеет пересечения с другими дорогами в одной плоскости, т.е. перекрестков. Все въезды и выезды с магистрали осуществляются только через дорожные развязки.

Все повороты на магистрали — только правые (т.е. съезд с магистрали и выезд на нее — осуществляются только правыми поворотами).

Все съезды и выезды с магистрали (не важно, на заправку ли, на площадку для отдыха или на другую дорогу (на развязку)) оборудованы длинными тормозными (или разгонными) полосами.

Радиусы поворотов дороги на магистрали, как правило, составляют не менее 500-600 метров (т.е. там нет резких поворотов, все изменения направления движения очень плавные). 

Продольные уклоны редко превышают 5%, хотя, в некоторых странах (в горной местности), встречаются магистрали и с уклонами до 7%. Но это встречается не так часто, и по возможности, дорожные строители пытаются избегать таких уклонов.

Магистраль имеет несколько полос (как минимум две) для движения в каждом направлении, разделитель встречных потоков, и, почти на всех этапах где это технологически возможно, широкую асфальтированную обочину (практически, это еще один ряд движения, при необходимости, например, ремонта основного полотна).

В пределах населенных пунктов (если магистраль проходит через них), вдоль магистрали установлены шумозащитные экраны.

На тех участках, где магистраль проходит вдоль леса, установлены заграждения, препятствующие выходу на дорогу диких животных.

Качество дорожного покрытия и состояние разметки на магистрали, стремятся к идеальному:

На магистралях дорожные знаки всегда ставятся и справа, и слева по ходу движения, так что не заметить их сложно.

Кроме того, дорожные знаки дублируются зачастую еще и сверху, на информационных щитах (как на обычных, так и на электронных). В общем случае, чего-чего, а знаков европейцы не жалеют: 

 

Дорога для автомобилей

Дорога для автомобилей — это улучшенная дорога, т.е. дорога, которая лучше, чем обычная, но хуже, чем магистраль. В России тоже предусмотрены такие дороги, но по факту их немного. В Европе, этот вид дорог встречается довольно часто, хотя в некоторых странах, вообще нет такого понятия.

Как правило, дорога для автомобилей имеет две полосы (хотя, встречаются и однополосные). Скоростной режим выше, чем на обычных дорогах, (100-120 км/ч), но ниже чем на магистралях. Повышенный скоростной режим обеспечивается за счет дополнительных мер безопасности (по сравнению с обычной дорогой). 

Грубо говоря, скоростная дорога для автомобилей — это недоделанная магистраль (дорога, не соответствующая всем требованиям, предъявляемым к магистралям), но по качеству инфраструктуры превышающая обычную дорогу.

 

 

 

Особенности движения по магистралям Европы

Разметка и качество дороги

— на магистралях всегда шикарные. На обычных, второстепенных дорогах, ситуация с разметкой из серии «как повезет» (встречаются дороги со слабой разметкой даже в западной Европе, не говорю уже о балканских странах), но на магистралях за разметкой везде следят. Качество покрытия магистралей — всегда отменное.

Автомагистрали в Европе

 

Рядность движения

По магистрали принято двигаться в правом ряду, если он свободен. За движение в среднем или левом ряду при свободном правом, во многих странах предусмотрен штраф.

Вы и сами увидите, как местные водители, завершив очередной обгон, сразу перестраиваются в правый ряд (если он свободен). Никто не едет по среднему (или, тем более, по левому ряду), просто так, на пустой дороге. Это наказуемо.

Движение по магистралям в Европе

 

Скоростной режим

Скоростной режим на магистралях ограничен, как правило, значениями 120-140 км/ч (в зависимости от правил конкретной страны). В большинстве стран, это скорость 130 км/ч. Ограничение в 140 км/ч встречается только в Болгарии и Польше.

В Германии (единственная страна) на некоторых участках магистралей (автобанов), скоростной режим не ограничивается, но рекомендованная скорость движения по ним составляет 130 км/ч. 

Поток по магистрали (в общем случае), при достаточной ее загруженности распределяется следующим образом:

  • Правый ряд — идут грузовики и автобусы со скоростью 90-110 км/ч, (в ПДД многих стран, скорость движения для этих видов транспорта ограничена этими значениями). 
  • Средний ряд — идут легковые автомобили со скоростью 120-130 км/ч (в Германии, на участках где скорость не ограничена — 150-160 км/ч в основном). 
  • Левый ряд — свободен, и предназначен для обгона легковыми автомобилями (практически везде, грузовикам и автобусам запрещено движение в левом ряду по магистрали, даже для обгона — имеются в виду трехполосные магистрали). 

Хотя… сколько магистралей — столько и ситуаций. Все описать невозможно. Следите за знаками, их там в изобилии.

Минимальная скорость движения на магистрали тоже ограничена. 

Обычно, нижний порог разрешенной скорости колеблется в пределах от 40 до 80 км/ч. За нарушение предусмотрен штраф (также, как и за превышение скорости).

Во многих странах, существует требование ПДД снижать скорость движения на магистрали во время осадков (дождя, снега), до 100-110 км/ч. Впрочем, знаки, предупреждающие об этом, вы там увидите.

Подробная информация о правилах дорожного движения в Европе, а вернее, об их отличиях от российских ПДД (в основном-то правила совпадают), изложена в отдельной заметке.
Информация о скоростном режиме в городах, на загородных дорогах и магистралях по странам Европы — отдельная заметка.

 

Дистанция

Если это предписывается дорожными знаками, то на магистрали необходимо выдерживать заданную разметкой дистанцию (камеры контролируют).

На фото, на желтом знаке справа, требование держать дистанцию не менее одной отметки (марки). Одна из марок видна на дороге перед машиной (желтая «галочка»):

Выдерживание дистанции на магистралях Европы

Эти же «галочки» идут далее по всему ряду (в данном случае, требование держать дистанцию не менее заданной, действует до проезда туннеля, который находится впереди).

Если же знаков нет, то (в большинстве стран) на магистрали нужно выдерживать дистанцию не менее 2-3 секунд (это примерно, 60-100 метров) до впереди идущего автомобиля. Да и просто неразумно ехать ближе, на больших скоростях.

 

Развороты

Развороты на магистралях запрещены. Там, как правило, и нет такой возможности (идет сплошной разделитель потоков), но иногда в нем встречаются разрывы. Это для спецтехники (когда чистят дорогу и т.п.), не для всех. 

Да и невозможно там развернуться, не создав аварийной ситуации. Поэтому, развороты на магистралях выполняются только через дорожные развязки. То есть, нужно съехать с магистрали, и заехать на нее в обратном направлении. 

Поэтому, при движении по магистралям, нужный поворот лучше не проскакивать. Движение до следующего места, где можно будет развернуться, а потом обратно, легко прибавит 20-40 км к общему пробегу.

 

Обгон

Как такового, обгона на магистралях нет (там нет встречного движения), по понятиям российских ПДД, это называется «опережение». Тем не менее, в Европе используется термин «обгон». 

Перед началом обгона, убедитесь, что вас никто уже не обгоняет, и даже не намеревается этого делать т.е. не включил левый «поворотник» (впрочем, это общее правило на все случаи и времена). Явных «гонщиков» (какие встречаются у нас) там практически нет, повывели, но тем не менее.

Ехать сзади кого-то на неприлично близкой дистанции, или «висеть» сзади слева, или просто слева на траверзе, тоже не принято, начал обгон — закончи его. Или не начинай совсем. 

Кстати, мой автомобиль, периодически заставляет местных водителей нарушать это правило. Не часто увидишь «Волгу» на дорогах Европы (никогда), поэтому, они «подвисают» сзади слева, достают фотоаппарат и только потом начинают обгон, фотографируя авто.

Моргать дальним светом, требуя уступить дорогу для обгона — моветон. Если нужно кого-то обогнать, то пристраиваетесь сзади (не вплотную, но на меньшую, чем принято дистанцию), и включаете левый «поворотник».

После чего ждете, пока вам не уступят дорогу. И ее вам обязательно уступят, как только появится такая возможность.

В общем случае, при достаточно большой загруженности магистрали (бывает и такое), правый ряд (грузовики, автобусы) идет порядка 100-110 км/ч, средний 120-130 км/ч, а левый 130-140 км/ч.

Больше чем на 10 км/ч, скорость редко кто превышает, поэтому обгоны «как у нас» (когда в зеркале заднего вида появляется точка, а через 5-10 секунд «гонщик» уже подпирает вас в задний бампер) нехарактерны и редки.

Обгоняющая машина появляется в зеркале заднего вида и приближается не со скоростью реактивного самолета, а весьма постепенно. Есть время завершить свой обгон, и уступить дорогу.

А если и не успеете, то и не страшно. Никто сигналить или моргать дальним не будет. Догонят, притормозят, пристроятся сзади, включат левый поворотник, и будут ждать, пока вы не закончите обгон. И уж тем более, никто не будет вас потом «учить» (подрезать, притормаживать впереди и т.п.). 

 

Движение в туннелях

Для России (во всяком случае, для европейской ее части), тоннели достаточно нехарактерное явление, но в Европе их масса. По сути, никаких особых правил там нет, но: 

  • фары в тоннеле должны быть всегда включены (даже днем, даже если тоннель имеет искусственное освещение, даже в тех странах, где допускается движение днем без фар, в общем — всегда);
  • остановка в тоннелях запрещена (за исключением аварийной, и только на специально оборудованных местах для нее — они всегда предусмотрены, если тоннель достаточно длинный);
  • скорость превышать нельзя (зачастую там висят камеры);
  • обгон может быть запрещен, но может быть и разрешен (это смотреть по знакам и разметке);
  • обращать внимание на светофоры перед въездом и при въезде в тоннель (они горят красным, если какой-то ряд закрыт для движения). 

На этом снимке хорошо видны знаки, требующие включить фары:

движение в тоннелях, Европа

Здесь видны светофоры и стрелки, разрешающие движение по полосам тоннеля. Если горит красный сигнал светофора (или красный крестик вместо зеленой стрелки), то необходимо заранее перестроится в тот ряд, движение по которому не запрещено: 

движение в тоннелях, Европа

Знаки ограничения скорости в тоннеле, а также знаки запрещения обгона (в данном тоннеле обгон запрещен только грузовикам): 

движение в тоннелях, Европа

Ну, а так выглядит свет в конце тоннеля:

Свет в конце тоннеля

 

Предупреждения и благодарности

Еще одна особенность, которую вы, скорее всего, хоть раз, но увидите при движении по магистралям, это та, что водители впереди идущих автомобилей предупреждают идущих сзади о том, что впереди на дороге есть неожиданное препятствие.

Делается это, путем кратковременного включения аварийной сигнализации. Выглядит это так: идя по магистрали, вы можете вдруг заметить, что на впереди идущих автомобилях начала включаться «аварийка»: на одном, на другом, на третьем… 

Это значит, что впереди есть какое-то неожиданное препятствие на дороге (как правило, это авария). Ваши действия при этом:

  • тоже включить «аварийку» (т.е. передать сигнал об опасности дальше назад);
  • приготовиться сбросить скорость и перестроиться при необходимости;
  • отказаться от намерения выполнить обгон (если вы вдруг собирались его начать), или прекратить обгон (если вы его только начали);
  • после включения «аварийки» сзади идущим водителем, выключить свою.

Включив аварийную сигнализацию, вы увидите, что впереди идущие, увидев, что вы приняли их сигнал об опасности (включили «аварийку»), выключат свою. 

Включив «аварийку», посмотрите в зеркало заднего вида: когда увидите, что сзади идущий водитель тоже включил аварийную сигнализацию, можете свою выключить. 

Таким образом, информация о проблеме на дороге, передается по цепочке от идущих впереди, к идущим сзади. Очень интересный и правильный момент, поскольку скорости на магистрали достаточно велики и аварии там, соответственно, тоже шикарны («тычками» дело не обходится). 

На магистралях благодарить за обгон (или еще за что-то) включением «аварийки» не принято (выше написано почему). Да и не совершает там никто «подвига», позволив вам себя обогнать. Не за что и благодарить.

Тем не менее, если вдруг вам очень хочется сказать кому-то «спасибо», то это делается поочередным включением «поворотников»: левый-правый, левый-правый, левый-правый (или правый-левый — очередность не имеет значения).

Вы не раз увидите, как это делают местные водители в Европе. Хотя, бывает, иногда они благодарят и «аварийкой», но не магистралях, а на обычных дорогах или в городе. 

 

 

 

Ремонт дорог

В случае ремонта дороги на магистрали (не важно, ремонта дорожного покрытия, или разделителя потоков или бокового ограждения), знаки, предупреждающие об этом, начинаются за 3-5 километров до начала ремонтных работ. Длина участка, закрываемого для ремонта, обычно 5-10 км. 

За 2-3 километра до начала ремонтируемого участка начинаются знаки ограничения скорости, скорость потока снижается до 50-70 км/ч (редко ниже).

Одновременно, начинается сужение дороги, т.е. знаки показывающие, какой ряд закрыт, а в какой можно перестроиться. Разметка меняется на желтую. Иногда, один ряд идет по своей полосе, а один ряд по встречной. 

Сужение всегда идет до двух рядов (ни разу не встречал сужения трех рядов в один — это нонсенс), просто эти ряды становятся узкими. Иногда, правый ряд оставляют ближе к стандартному (шириной метра три), а левый ряд, ограничивают по ширине всего до двух метров: 

Ремонт дорог в Европе

Слева бетон, справа грузовик, ширина два метра, скорость грузовика 80 км/ч. Обгоняй. И обгонял же… да на скорости и под 100. А местные боятся обгонять грузовики на таких участках. Видите, какой замечательно пустой левый ряд впереди? Нежные они. Не привыкли к трудностям…

Скорость на участке где производится ремонт, лучше сильно не превышать. В некоторых странах (Голландия, Дания), за превышение скорости на участке ремонтных работ, предусмотрен удвоенный штраф.

Хотя… это не везде так. Те же итальянцы идут 140 (абсолютно плюя на все предварительные знаки ограничения скорости), пока не упрутся в бетонный блок, лежащий поперек дороги.

И только потом начинают сбрасывать скорость, и перестраиваться в рабочий ряд. Очевидно, что в Италии не контролируют скорость на участках под временными знаками.

До недавнего времени (до 2018 г.) и у нас, в России, было запрещено ставить камеры под временными знаками ограничения скорости. Теперь можно, по новому регламенту. 

Ночью участок ремонтных работ светится и полыхает огнями так, что его видно за пару километров. Вот на чем, на чем, а на безопасности движения в Европе не экономят (там, на самом деле, установлены штрафы в десятки и сотни тысяч евро (для организаций), за нарушения правил проведения дорожных работ).

 

Стоянка и остановка

Останавливаться непосредственно на магистралях категорически запрещено! Остановка возможна только в случаях, когда избежать ее никак невозможно, т.е. в аварийных ситуациях (заглох двигатель, лопнуло колесо (не спустило, а именно, лопнуло), когда продолжать движение физически невозможно.

Да и не советую я вам этого делать (однажды сам так сглупил). Вы потом просто не тронетесь не создав аварийной ситуации, если магистраль достаточно загружена.

Правый ряд идет 100-110 км/ч, «окон» практически нет, и попробуйте-ка выехать на него без разгонной полосы, не создав проблем другим. У вас не выйдет. Придется только «рвать» с места, выбрав более-менее удачный момент.

В общем, не останавливайтесь на магистрали вне отведенных для этого мест. Это чревато нехорошими последствиями. И уж тем более, никогда не останавливайтесь в левом или в среднем ряду. Это — гарантированное ДТП в течении трех-пяти минут.  

Для остановок на магистрали, через определенные промежутки (5-10 км), сделаны специальные площадки для отдыха (о них предупреждают знаки заранее, вы их увидите):

Остановка на магистрали, Европа

На снимке — Испания, (испанский вариант знака), в других странах знаки немного могут отличаться, но суть остается одна: большая буква «Р» (parking) на синем (иногда зеленом) фоне либо «ёлка и столик» (как и в России), либо и то и другое.

Вот, например, Франция (знак предупреждает о том, что площадка для отдыха будет через 7 км): 

Площадки для отдыха на магистралях Европы

Съезд на такую площадку и выезд с нее, оборудованы длинными полосами для торможения и разгона. Площадки эти иногда оборудованы туалетами, там же, как правило, есть и источник воды (кран какой-нибудь).

Больше, как правило, там ничего нет. Но там можно спокойно постоять, покушать, протереть стекло, выполнить мелкий ремонт и т.п.

Также, для целей пит-стопа (отдых/покушать/туалет) могут быть использованы и трассовые АЗС, при которых всегда (за очень редким исключением), есть и кафе, и туалет, а иногда и автосервис. Причем, все это работает круглосуточно.

Съезды (и выезды) на заправки также имеют полосы для разгона / торможения, (полосы нормальной длины — метров по 300-600). Разумеется, соответствующие знаки тоже есть: 

Остановка на магистрали, Европа

 

Аварийная остановка

Если в процессе движения по магистрали спустило колесо, постарайтесь все же дотянуть до первого съезда с магистрали, или до стоянки, или до АЗС.

В принципе, даже спущенное полностью колесо, легко выдержит 5-10 км движения без потерь (т.е. вы не «убьете» резину). Просто сбавьте скорость, перестройтесь в правый ряд и «тяните» до места, где вы сможете безопасно остановиться для его замены. 

Если все же «припекло» и остановка на магистрали неизбежна, то во-первых, помните, что в большинстве европейских стран, без светоотражающего жилета на дорогу из автомобиля выходить запрещено даже днем (штраф), а во-вторых, не забудьте (не поленитесь) установить знак аварийной остановки. 

Знак аварийной остановки надо ставить всегда. Просто включить «аварийку», (как у нас), может оказаться недостаточным для того, чтобы избежать штрафа за остановку в неположенном месте. 

Если ситуация не позволяет произвести ремонт своими средствами и необходима эвакуация, то на магистралях, через каждые 2-3 км, всегда стоят аварийные телефоны для вызова технической помощи на трассе. Обычно это будочки оранжевого цвета, со значком телефона.

Они встречаются на магистралях в изобилии, особенно там, где дорога проходит вдали от населенных мест. Как правило, дойти до какой-нибудь ближайшей из них, не более 20 минут спокойным шагом.

 

Пробки и спецтранспорт

Иногда, на магистралях случаются пробки. (Редко, но бывает. Или не редко, не знаю. Тогда, значит, мне повезло, я попадал в них всего пару раз). Как правило, это происходит из-за аварии.

В таком случае, раньше или позже, мимо вас, (пока вы стоите в пробке) скорее всего будет проезжать автомобиль скорой помощи и/или полиция, со включенными световым и звуковым сигналами.

Скорую помощь в Европе почему-то принято пропускать, в отличие от ряда стран. (А если ее не пропустить, то штраф за это действие, легко может превысить все остальные расходы за отпуск). 

В такой ситуации, общее правило действий следующее: левый ряд — принимает максимально влево (практически вплотную к разделителю потоков), правый и средний ряды — принимают максимально вправо (правый ряд — на обочину, средний ряд уходит в правый ряд). По получившемуся проезду, к месту происшествия двигаются аварийные службы. 

 

Оплата дорог

Кроме прочих особенностей, на магистралях еще периодически встречаются пункты оплаты за проезд (в тех странах, где предусмотрена оплата за пройденное расстояние, а не за время). Что это такое, как оно выглядит, как платить за дороги и какие виды оплаты есть, описано в отдельных заметках.

Пункт оплаты дороги в Греции

Какие виды и способы оплаты дорог применяются в Европе (по странам) — описаны варианты взимания платы за дороги, предусмотренные во всех европейских странах.
Как оплачивать дороги в Европе — отдельная заметка про сам процесс оплаты дорог.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную особенностям движения по автомагистралям в Европе, я закончу. В принципе, ничего страшного в движении по магистралям нет, это быстро, приятно и удобно.

Но для нас, россиян (особенно живущих в глубинке) это несколько непривычный вид дороги, поэтому, узнать про некоторые особенности передвижения по европейским магистралям перед выполнением поездки по ним, будет нелишним.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх