Почему есть разница между картой (навигатором) и одометром

 

 

Почему одометр (спидометр) показывает расстояние отличающееся от расстояния по карте (по GPS-навигатору) и что точнее

Автомобильный одометр (измеритель пройденного расстояния) показывает расстояние отличное от показаний навигатора (или карты) потому, что принцип измерения принцип измерения расстояния в этих случаях — абсолютно разный.

Навигатор (или электронная карта, вроде карты Гугла), рассчитывает расстояние между двумя точками по дороге (или по прямой), по достаточно сложным, но очень точным формулам сферической тригонометрии.

Точность вычислений — десятки метров. Максимум — пара сотен метров, зависит от общего расстояния маршрута и точности используемой программой карты (цифровой модели местности). Ну, а в настоящее время, карты достаточно точные.

Одометр же, вычисляет пройденное расстояние либо по данным измерения скорости спидометром автомобиля (который измеряет скорость далеко не идеально точно), либо, по числу оборотов колеса (что тоже не совсем точно).

Кроме того, производители зачастую сознательно вносят погрешности в точность измерений спидометра и одометра, заставляя их немного завышать показания.

Для тех кому лень читать всю заметку, открою интригу сразу: 

ЧТО ТОЧНЕЕ: ОДОМЕТР или НАВИГАТОР?
Любая современная навигационная программа, определяет (показывает) пройденное автомобилем расстояние, точнее, чем автомобильный одометр.

Тем, кому интересно знать почему так, и что с этим делать, и как можно учесть эти погрешности, рекомендую прочитать заметку до конца. 

 

 

От чего зависит точность показаний одометра

Точность работы этого прибора, (как и всех других измерителей каких-либо параметров), зависит от его погрешностей измерения. Как и все остальные измерительные приборы, одометр имеет свои погрешности: инструментальную, методическую и дополнительную.

Одометр же, как и любой измерительный прибор, тоже «врет». По тем же причинам, что и спидометр. Инструментальная и методическая погрешности всегда присутствуют, и величина, на которую будут отличаться показания одометра от реальной дистанции, будут зависеть от этих погрешностей.

Более подробно о погрешностях приборов рассказано в заметке про то, почему есть разница между показаниями спидометра и навигатора — можно посмотреть по ссылке. Там же описано все, про автомобильный спидометр — зачем он завышает показания, насколько завышает, как это вычислить и т.п.

Причем, иногда одометр «врет» на величину одинаковую со спидометром (как, например, на моей машине), а иногда, на некую другую величину (как на моей старой машине).

Величина, на которую будет обманывать одометр, задается (как и в случае со спидометром) производителем автомобиля.

В принципе, производителю никто не мешает откалибровать одометр так, чтобы он показывал пройденное расстояние с минимальной погрешностью (порядка десятых долей процента).

На безопасность движения, и на нарушение скоростного режима (в отличие от поправок к спидометру) это никак не влияет. Но здесь открою «секрет»:

Производителю не выгодно, чтобы одометр показывал пройденное расстояние идеально точно.

Ему всегда выгоднее, чтобы он тоже немного завышал пройденное расстояние. Немножечко так. Чуть-чуть. 

 

 

 

Зачем производитель закладывает погрешность измерения в одометр

В отличие от погрешностей заложенных производителем в спидометр (на исправных автомобилях спидометры завышают измеренную скорость на 3-10%), в случае с одометром, причина банальна — деньги.

Во-первых, не секрет, что многие автопроизводители, значительную часть средств (кроме продажи автомобилей) получают от проведения их технического обслуживания.

Значит, чем быстрее будет крутиться одометр, тем чаще клиент будет заезжать на сервис для выполнения планового обслуживания автомобиля, и тем больше денег он принесет.

Во-вторых, расход топлива. Известно же, что чем меньше расход, тем лучше для потребителя (в массе). Поэтому, всеми правдами и неправдами, расход топлива нужно уменьшить, (в том числе и фиктивно) — это уже простой маркетинг.

Поэтому, зачастую производитель не видит большого греха в том, чтобы слегка «подкрутить» одометр в нужную ему сторону. В «нужную» — это чтобы одометр слегка завышал измеренное им пройденное расстояние. 

Зачем это нужно — подробно разобрано ниже. Общая причина — указана в самом начале этой части заметки (деньги).

 

Чудеса с расходом топлива и маркетинг

Из вопроса точности показаний одометра, (а точнее того, почему производителю выгоднее, чтобы одометр немного завышал показания), «выплывает» вопрос связанный с учетом расхода топлива бортовым компьютером.

Не с мгновенным расходом, а со средним, то есть тем, который выражается в литрах на 100 км пути. Это достаточно важная маркетинговая величина, и чем она меньше, тем производителю легче продать автомобиль.

 

КАК ПОКАЗАНИЯ ОДОМЕТРА, ПОЗВОЛЯЮТ «УМЕНЬШИТЬ» РАСХОД ТОПЛИВА

Дело в том, что практически во всех современных автомобилях, средний расход топлива (тот, который выражается в литрах на 100 км пути), считается бортовым компьютером по простой формуле: 

Расход общий (литров) / Пройденное расстояние (км) * 100; 

Расход топлива общий — рассчитывается по сумме мгновенных расходов, и учитывается максимально точно (чтобы точно показать вам остаток топлива в баке на экране компьютера, если такая функция там предусмотрена).

А вот пройденное расстояние берется для расчета по данным одометра. И чем большее расстояние накрутит одометр, тем «меньше» будет средний расход.

КАК ТАК? А ВОТ ТАК:

Если одометр завышает показания на 5%, то когда автомобиль реально пройдет, допустим, 160 км пути, одометр покажет пройденное расстояние равное 168 км (= 160 км + 5%). Допустим, за этот путь, вы израсходовали фактически 11,5 литров топлива. 

Какой будет фактический средний расход топлива? 

Средний расход топлива фактический = 11,5 / 160 × 100 = 7,2 л/100 км.

Это нормально. Отличный расход. Но какой расход покажет вам бортовой компьютер?

Средний расход по компьютеру = 11,5 / 168 × 100 = 6,8 л/100 км

— увидите вы на экране. 

Ну? И какой цифре будет больше рад глаз маркетолога, и директора отдела продаж данной фирмы? Да и ваш тоже? Какую цифру лучше указать в рекламном буклете? : )

А всего дел-то, «подкрутить» счетчик расстояния на 5%… Плевое дело! И почти незаметное (на «городских» расстояниях). 

Вот и получается, что у одного и того же автомобиля, одновременно есть два расхода: фактический (реальный), и «маркетологический» (если можно так выразиться) — тот, которым можно похвастаться. 

 

Показания одометра и плановое ТО

Кроме того, при таким образом подогнанном счетчике, владелец будет заезжать на сервисный центр для планового обслуживания автомобиля почаще, что принесет дополнительную прибыль.

Допустим, плановое ТО положено выполнять один раз  в 15000 км. Вы намотали их по счетчику и поехали на обслуживание. Но фактический пробег-то будет не 15 тысяч, а меньше на 5% — т.е. всего 14250 км.

Опять выгода! (производителю авто, не вам). Вы чуть чаще заезжаете на сервис, и платите ему за это, разумеется. 

Вот такие «невинные шалости», порой случаются.

Почему «порой»? Потому что, возможно, не все автопроизводители «балуются» таким образом. Я не проверял все машины, поэтому, не могу говорить за всех, но на всех машинах, которые я проверил, одометр завышал показания на 1,5-5%.

Специально подчеркну еще раз, что:

Трюк с одометром, возможно, применяется не на всех автомобилях, и не всеми производителями (здесь я не знаю точно), но в некоторых случаях он используется (это я знаю точно).

Зависит это, как вы понимаете, от воли производителя. Как это узнать, и что с этим делать?

 

 

Зачем нужно знать погрешность одометра

Для бытовых поездок (внутри города или на небольшие дистанции) знать эту величину не обязательно. 

Погрешность одометра нужно знать при организации (планировании) дальних поездок на автомобиле, чтобы по возможности точно посчитать планируемый пробег и расход топлива. 

Потому что если планируемый пробег за отпуск составляет 8-10 тысяч километров (или больше, мой, например, крайний отпуск — 14800 км за месяц с небольшим), погрешности одометра будут вылазить «в полный рост».

Поскольку, лично я люблю, чтобы в моих расчетах все было точно (насколько это возможно), то я вычислил для себя, и учитываю эту поправку своего одометра в своих расчетах на поездку. 

Например, по маршруту в отпуск, я определил (измерил) расстояние от дома до первой заправки, равное 525 км (по картам Гугл). Это же расстояние мне выдает и навигатор, когда я забиваю в него маршрут.

Но я-то уже знаю, что за счет того, что мой одометр привирает на 5% в большую сторону от фактически пройденного расстояния, реально эту заправку я увижу, когда на счетчике будет не 525 км, а 525 км + 5% = 551 км пройденного расстояния (ну, плюс-минус километр, максимум два — это уже незначительная погрешность).

И так оно и есть потом, в процессе поездки. Ведь разница между 525 и 550 км — уже очень сильно бросается в глаза. Но я не волнуюсь в пути абсолютно на тему: где, же черт возьми, эта заправка?!.

Учет этих погрешностей отражается и в моем плане поездки, в той его части, где я произвожу общий расчет по топливу на поездку (то есть, эту поправку своего спидометра, я учитываю при расчетах сразу).

Вот, например: 

Таблица расчета заправок (та, что на рисунке выше), автоматически пересчитывает расстояние расчетное (измеренное на карте), в то расстояние, которое накрутит (покажет) одометр.

Более подробную информацию о расчете потребного количества топлива для дальней поездки, о том, как его определить, как заранее подобрать заправки по маршруту поездки, можно получить, прочитав заметку по ссылке.

Обозначенную выше таблицу расчета расхода топлива на поездку, вы тоже можете использовать для своих целей (она существенно упрощает расчет топлива для дальней поездки). Более подробную информацию про ее использование, а также ссылку для скачивания этой таблицы, можно найти в заметке по ссылке выше.

А вот расчет топлива в этой таблице, ведется по фактическому расходу. Про фактический расход топлива и то, как его определить, рассказано ниже. 

 

 

Как определить погрешность одометра автомобиля

Ну, с тем, что штатные одометры на автомобилях достаточно часто «врут», это понятно. В этой части заметки рассказывается о том, как определить на какую величину вас обманывает ваш одометр (и обманывает ли вообще).

Вычислить «шутки» производителя с одометром (если они есть), несколько посложнее, чем определить погрешность измерения скорости спидометром.

Для этого нужна статистика, то есть измерение расстояния не 3-5-10 км (на таких дистанциях ошибка в 3-5% будет не заметна практически), а расстояние хотя бы от 100 км и больше, (чем больше — тем точнее будет расчет). 

 

Определение погрешности одометра 

Поправку одометра, удобнее всего вычислять, одновременно с определением среднего расхода топлива, о чем рассказано ниже.

Погрешность одометра определяется на контрольном участке, длина которого точно известна (т.е. определена по карте или навигатору).

Для этого, нужно заранее наметить контрольный отрезок пути (желательно за городом), длинной порядка 100 км (это в идеале, для упрощения расчетов — ровно 100 км, но не это обязательно, можно и 90 или 150, но чем длиннее участок — тем точнее будет расчет).

Выехать за город. Обнулить счетчик километража. Забить маршрут (намеченную точку на дороге, выбранную на заданном расстоянии) в навигатор.

Запомнить (записать), расстояние, которое рассчитает GPS от вашего места, до выбранной точки (с точностью до 0,1 км), до начала движения.

Проехать это расстояние. Посмотреть на одометр, записать пройденное расстояние (с той же точностью), и произвести нехитрые вычисления поправки к одометру, по формуле: 

Поправка одометра в % = (1 —  SGPS / Sод )* 100;

где: SGPS — расстояние вычисленное навигатором (GPS); Sод  — расстояние измеренное одометром. 

Если полученный результат получился положительным — то ваш одометр завышает измеренное пройденное расстояние на столько-то процентов, если отрицательный — то занижает пройденное расстояние (в чем я сомневаюсь). 

Что делать с поправкой к одометру? Учитывать, при желании. Или просто «забить» на эту тему. Если ошибка одометра у вас присутствует, и вы собираетесь ее учитывать, то нужно знать, что:

  1. пройденное расстояние, которое вам насчитывает одометр, будет на несколько процентов больше того, которое вы измерите по карте при расчете маршрута, т.е. на несколько процентов больше фактического; 
  2. помнить, что если одометр «привирает», то возможно (но не всегда, это лучше проверить на практике), фактический (реальный) расход топлива будет на несколько процентов выше, чем тот, который показывает вам бортовой компьютер (на столько же выше, на сколько процентов «врет» одометр). 

 

 

 

Как определить фактический расход топлива автомобилем

Определение фактического расхода топлива, удобно совмещать с определением поправки к одометру автомобиля. Или совместить его с какой-нибудь поездкой средней длины (на 100-200 км от места своего проживания).

Для того, чтобы максимально точно определить средний расход топлива для своего автомобиля при движении по трассе (если вы его до сих пор не знаете), выполните несколько достаточно простых пунктов. 

Во-первых, подберите маршрут для тестовой поездки. Он не должен пролегать по колхозам и пустынным дорогам, наоборот, он должен проходить по максимально загруженным дорогам (федеральные трассы подойдут), т.е. в условиях близких к реальным, которые будут в дальней поездке.

Длина маршрута должна быть не менее 50 км в одну сторону, а лучше, ближе к 100 км (чем длиннее контрольный этап — тем точнее расчет).

Длину контрольного маршрута при определении среднего расхода топлива, необходимо определять по навигатору (или по электронным картам) а не по одометру!

Надеюсь, из заметки выше — понятно почему.

Во-вторых, не нужно смешивать режим расхода топлива городской и трассовый. Лучше всего будет выехать из города на трассу выбранную для испытаний, и заправиться там под горловину (не до «отсечки», а именно под горловину, вручную), на первой же загородной заправке.

Потом обнулить счетчики, и в путь. Проехав километров сто — развернуться, и вернуться к той же самой заправке, где была выполнена заправка перед тестовой поездкой.

И залить также полный бак, под горловину, вручную. В идеале — заправляться на той же колонке, на которой вы заправлялись перед началом испытаний (чтобы учесть возможные уклоны поверхности). Лучше всего это делать на брендовых заправках, там «шутки» с объемом заправляемого топлива минимальны.

Заметьте, запишите с точностью до 0,1 литра, сколько топлива вы заправили (или сохраните чек). Вернувшись домой, спокойно пересчитайте, сколько ваш автомобиль фактически расходует топлива при обычной поездке по трассе. Формула расчета примитивная:

Q ср. факт. (литров на 100 км)= Q факт. / S факт.× 100 

где: Q ср. факт. — средний фактический (реальный) расход топлива автомобилем; Q факт. — фактический расход топлива за поездку; S факт. — фактически пройденное расстояние за поездку (по навигатору).

Наиболее точных результатов можно достичь, повторив испытания два-три раза, и затем осреднив полученный результат. Не обязательно гонять машину специально, но при случае (нужно съездить далеко), испытания можно лишний раз повторить.

Кстати, если будете пользоваться моей таблицей для расчетов топлива на поездку, то там надо вводить именно фактический расход топлива, то есть расход топлива по фактическому расстоянию. И расстояния для расчета надо вводить «по карте». Впрочем, об этом подробно написано в заметке по ссылке выше.

Связано это с тем, что свой бортовой компьютер я давно откалибровал так (используя статистику своих поездок, которой у меня полно), что он показывает мне реальные цифры (и пробег, и расход топлива и скорость), поскольку он (этот компьютер) полностью настраиваемый. Так мне удобнее.

 

 *   *   *   *   *

Если вы считаете эту информацию полезной — пользуйтесь ей на здоровье. Особенно она актуальна, если вы выполняете (или планируете выполнять) дальние поездки на автомобиле. 

На этом, заметку посвященную рассмотрению вопроса почему одометр и карта (навигатор, GPS) показывают разные расстояния, и что точнее, и как определить поправки одометра и фактический расход топлива, я закончу.