16 Фев 2020

Платный въезд в города в Европе

 

 

Общие сведения о платном въезде в города Европы

В Европе есть несколько стран, въезд в некоторые города которых является платным. Но таких стран и городов немного: шесть стран и 17 городов в них.

Плата взимается за въезд в некоторые города Норвегии, Швеции, Италии, Латвии, Великобритании и Мальты.

В Норвегии восемь таких городов: Осло, Берген, Хёугенсун, Кристиансунн, Намсус, Ставангер, Тёнсберг и Тронхейм. 

В Швеции два города: Стокгольм и Гётеборг.

В Италии три: Милан, Палермо и Флоренция (но с Италией разговор особый).

В Великобритании два: Лондон и Дарем.

И по одному городу на Мальте (Валетта) и в Латвии (Юрмала).

Нужно отметить, что плату за въезд в город в прямом смысле этого слова, додумались взимать только норвежцы. В остальных случаях речь идет скорее о плате за въезд в центр города. А это все-таки немного разные ситуации.

Называется это почти везде «налог на перегруженность» или «налог на заторы» (кроме Юрмалы, где перегруженности и особых заторов не наблюдается, поэтому там это назвали «экологический сбор»), и оправдывается весь этот пир духа необходимостью снижения трафика в определенных районах, ну и борьбой за экологию. 

Но как ни крути, по-русски это называется «плата за въезд», чем бы она там не обосновывалась.

В этой заметке разбираются особенности оплаты за въезд в города в Латвии, и Швеции. Платному въезду в города Норвегии посвящена отдельная заметка (слишком много там материала):

Платные дороги и экологические зоны Норвегии — описание норвежской системы оплаты дорог, а также оплаты за въезд в города Норвегии.

Великобритания и Мальта (как островные государства) не рассматриваются на этом сайте совсем, а вот ограничениям движения в Италии посвящены отдельные заметки:

Зоны ограничения движения в Италии — описание системы ZTL в итальянских городах.
Экологические зоны в Италии — описание ситуации с экологическими зонами в Италии.
 

В том же разделе (про Италию), можно найти и сведения об оплате въезда в центр отдельных городов: Милан, Палермо, Флоренция.

В принципе, в Италии, получение разрешения на въезд в центр города в очень многих городах платное (даже для местных), но для автотуристов там есть два варианта: либо разрешение будет получать (и оплачивать) отель расположенный в центре города в который едет турист на личном автомобиле, либо разрешение туристу не положено (нет отеля в центре — нет разрешения на въезд туда). 

И тот и другой вариант для людей путешествующих на автомобиле по Италии, бесплатен. За исключением трех городов перечисленных чуть выше. Там можно оплатить въезд (купить и активировать билет) и въехать в центр, при желании. Все подробности про Италию — по ссылкам выше.

 

 

 

Латвия — платный въезд в города

В Латвии, плата за въезд взимается только в одном городе — Юрмала. Все остальное движение без особенностей, на уровне общеевропейских правил. Платных дорог в Латвии тоже нет.

Юрмала

По постановлению городского совета Юрмалы, ежегодно, с 1 апреля по 30 сентября взимается плата за въезд в зону специального режима* в Юрмале.

 * «Зона специального режима» — это не автор такое название придумал, это они сами ее так назвали. Наверное в мэрии Юрмалы работает кто-то из бывших сотрудников пенитенциарной системы.

Плата взимается за доступ всех транспортных средств: легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, квадроциклов и трициклов.

Целью сбора являются (с официального сайта г. Юрмала):

  • уменьшить поток трафика через центр города;
  • содействовать использованию более экологически чистых видов транспорта — до города легко добраться на общественном транспорте (электрички, междугородние автобусы и микроавтобусы), а электромобили могут въезжать в Юрмалу бесплатно и без пропуска;
  • помочь финансировать развитие туризма и курортов, общественный порядок и безопасность, а также инвестиции в дорожную инфраструктуру и другие области.

Используя автомагистраль A10 Рига-Вентспилс, можно заехать в определенные районы Юрмалы, например, в Каугури, Слоку, Яунемери, не входя в зону особого режима и не платя комиссию.

Карта «зоны специального режима»:

Цена дневного билета («пропуска») — 2 евро для всех видов ТС. При покупке «пропусков» на более длительные сроки, предусмотрена система скидок и действует разница в цене в зависимости от массы автомобиля: до 3,5 тонн и более 3,5 тонн. 

В настоящее время существует пять различных типов пропусков, доступных для покупки: на 1 день,  на 7 дней, на 30 дней, на 90 дней и на весь период взимания платы.

Недельный пропуск на ТС до 3,5 тонн стоит 10 евро, для ТС более 3,5 тонн — 12 евро. Месячный пропуск — 31 и 43 евро, соответственно. Для местных существуют скидки.

Пропуск можно оформить (купить) и через интернет (на сайте Юрмалы), но можно платить и через мобильный, и вообще есть масса способов оплатить въезд в Юрмалу. Любой тамошний местный житель вам подскажет.

Все подробности — на официальном сайте г. Юрмала. Начните по ссылке, далее разберетесь. Информация там на русском языке (это страничка для туристов). И там же можно и пропуск купить сразу. В общем, как и говорилось выше, с этим нет проблем.

Однодневый пропуск действует с 00:00 до 23:59 дня покупки. Остальные — с 00:00 часов дня покупки, до 23:59 последнего дня действия пропуска.

Бесплатно могут въезжать электроавтомобили, автомобили инвалидов, а также служебные авто (полиция, скорая, коммунальные службы и т.п.). Сразу отмечу, что это во всех упомянутых выше странах так.

Круглогодичные парковочные места в Юрмале (муниципальные), где разрешена парковка, бесплатны. Частные парковки платные.

Контроль выполняется с помощью камер и вручную (полицией), штраф за «безбилетный» проезд — 50 евро.

 

 

 

Швеция — сбор за въезд в города и оплата инфраструктуры

В Швеции, также как и в остальной Европе, существуют классические экологические зоны. Им посвящена отдельная заметка:

Экологические зоны Швеции — полное описание, карты и схемы.

Но кроме экологических ограничений, которые в Швеции пока распространяются только на грузовые автомобили и автобусы, (за исключением одной зоны в Стокгольме), шведы дополнительно пытаются ограничить поток «посторонних» транспортных средств, въезжающих в некоторые города.

Проявляются эти ограничения в виде т.н. «налога на заторы», который взимается (пока) в двух городах: Стокгольме и Гётеборге. Налог на заторы — это плата за въезд в город для ТС движущихся из-за города.

Цель (как и в остальных странах применяющих такую систему ограничений) — добиться снижения транспортного потока в городе (уменьшить заторы) и улучшить доступность и экологию.

То есть людей заставляют либо использовать общественный транспорт чтобы добраться до города, либо (как минимум) объединяться и использовать автомобили не по одиночке, а чтобы каждый автомобиль вез в город двух-трех человек.

 

Плата за инфраструктуру

Кроме этого, в Швеции предусмотрена плата за инфраструктуру. Все дороги в Швеции бесплатны, но плата взимается за проезд по паре мостов: в Мотале и Сундсвалле (и будет взиматься пока они не окупятся, т.е. еще лет двадцать).

За проезд по мосту Эресунн (между Мальмё и Копенгагеном) тоже взимается плата, но ее можно оплатить непосредственно при проезде по нему (там нет особенностей), а за проезд по двум вышеуказанным мостам, оплатить можно только по счету выставленному Транспортным агентством.

За не оплату проезда по этим мостам предусмотрен штраф, причем если водитель (даже иностранный) не получил счет, штраф все равно будет ему выписан. Как избежать подобных проблем — рассказано чуть ниже.

Основная информация по «налогу на перегруженность».
Информация по оплате инфраструктуры.

Обе ссылки выше ведут на официальный сайт Транспортного агентства Швеции, на нужные страницы. Но там много полезной информации не только на эти темы, там же есть и про экологические зоны, и т.п.

Там можно (и нужно!) смотреть всю актуальную информацию при подготовке к поездке в Швецию на автомобиле (сайт на шведском и английском). Переводчик Гугла со шведским справляется довольно неплохо.

 

Принцип взимания платы «за заторы» и за инфраструктуру

Общий принцип прост: сколько раз заехал в город, за столько и заплати, но при этом не более определенной суммы в день. То есть, оплачиваются не все проезды через пункты контроля.

На дорогах на въезде в город стоят камеры (останавливаться и платить на месте ничего не нужно, пунктов оплаты там нет), и каждый раз, когда автомобиль проезжает мимо них определяется его номер и отправляется в Транспортное агентство Швеции (в МинТранс шведский). 

В конце месяца, там по каждому автомобилю формируется общий счет (по количеству поездок через платные мосты и по количеству въездов в город), который и рассылается владельцам этих транспортных средств. (Порядок оплаты описан ниже).

При этом, максимальная оплата проезда за день в Стокгольме ограничена суммой 135 крон (≈13 евро) в высокий сезон (см. ниже) и 105 крон (≈10 евро) в низкий, а в Гетеборге — 60 крон (≈6 евро) в день без различия по сезонам. 

Оплачивают налог все легковые и грузовые автомобили и автобусы. Транспортные средства скорой помощи, мотоциклы и мопеды, автокраны и автобусы общим весом более 14 тонн,  не облагаются этим налогом.

Водители транспортных средств зарегистрированных за границей, также должны оплачивать этот налог и платить за использование инфраструктуры.

Плата за проезд по мостам взимается ежедневно и круглосуточно, по факту проезда по ним (там стоят камеры, пункта оплаты нет, останавливаться нигде не нужно), счет будет выставлен по итогам месяца.

Плата «за перегруженность» (за въезд в города) взимается только в установленные часы: с 06:00 до 18:29, (то есть не круглосуточно) и только по будним дням (с понедельника по пятницу).

По выходным, праздничным и предпраздничным дням проезд бесплатный. Также проезд бесплатный в июле (кроме первых пяти рабочих дней).

Дни бесплатного проезда Стокгольм и Гетеборг — ссылки на официальный сайт.

Тарифы на проезд зависят от времени суток (в часы пик дороже, в остальное время подешевле). Порядок сумм невелик, от 1 до 4,5 евро за один проезд в Стокгольме и 1-2 евро в Гётеборге. 

При этом, как и говорилось выше, для каждого города определена и ограничена максимальная сумма оплаты налога за один день.

Кроме того, с 1 января 2020 года, в Стокгольме появились и сезонные различия в цене. Плата за проезд в «высокий сезон» увеличивается. Гетеборга сезонные различия не касаются, там единые тарифы на весь год.

«Высокий сезон» — это периоды с 1 марта по начало июля (первых пять рабочих дней июля, если точно), и с 15 августа до 30 ноября. Остальное время — это низкий сезон. В июле (кроме первых пяти рабочих дней) плата не взимается совсем.

Тарифы на проезд Стокгольм — официальная страница (на английском).

Тарифы на проезд Гётеборг — официальная страница (на английском).

 

Оплата «налога на перегруженность» и использования инфраструктуры в Швеции

Составленные счета на оплату проезда, Транспортное агентство Швеции (ТАШ) в конце каждого месяца рассылает владельцам транспортных средств.

Полученный счет должен быть оплачен в течение месяца (дата последнего платежа без пени там будет указана).

За неполный платеж или за его просрочку, накладывается штраф — 500 крон (≈50 евро). Если общая сумма останется неоплаченной, то есть возможность попасть под запрет использования транспортного средства в Швеции.

Теперь о том, как рассылаются счета.

По Швеции ТАШ самостоятельно рассылает счета за использование инфраструктуры и за въезд в города, все данные (адреса и контакты) местных автовладельцев у него есть.

А вот для выставления счетов автовладельцам проживающим за границей, ТАШ использует услуги фирмы Euro Parking Collection. Это Лондонская фирма, но действует она по всей Европе.

«Euro Parking Collection plc (EPC) специализируется на выявлении, уведомлении и сборе неоплаченных налогов, сборов и штрафов, связанных с дорожным движением и общественным транспортом, с иностранных транспортных средств или лиц по всей Европе» — описание с официального сайта ЕРС.

То есть, ищет по всей Европе должников за различные платежи связанные с дорогой и автомобилями (плата за парковку, дороги, безбилетный проезд и т.п.) и выставляет им счета на оплату.

Делает она это не по собственному хотению, разумеется, а по договорам с теми странами или организациями, которые желают найти должников за пределами своей страны.

Норвегия, например, тоже пользуется ее услугами чтобы рассылать счета за проезд по своим платным дорогам иностранным водителям. И не только Норвегия, а еще и Португалия, Ирландия, Великобритания, Венгрия.

По Европе-то ЕРС наверняка справляется с задачей поиска должников и выставления им счетов, а вот насколько она «дружит» с Россией (РБ, РК, Украиной) — неизвестно.

То есть, придет ли счет за поездку по Швеции в одну из этих стран, или нет — вопрос открытый.

Если кто-то из читающих заметку и проживающий в этих странах получал от нее счета — отпишитесь в комментарии, добавлю информацию в заметку, приходят или нет.

А вот если счет не придет, то можно получить проблемы не оплатив использование инфраструктуры или не заплатив за движение по городам. Как с этим бороться — чуть ниже.

Для местных жителей существует масса способов оплаты этих счетов. Можно платить через свой банк, можно платить через сайт Транспортного агентства, можно подключать автоплатеж, можно смотреть уже начисленные, но еще не выставленные счета, можно получать счет в бумажном виде, можно в электронном — в общем, там все налажено хорошо.

Владельцы ТС зарегистрированных за границей получившие счет за проезд, имеют две опции для его оплаты: можно оплатить его стандартным банковским переводом через любой банк, или можно оплатить через интернет.

Официальная информация на сайте Транспортного агентства Швеции по выполнению платежа банковским переводом — по ссылке. Но банковские переводы от физических лиц — это прошлый век, а в веке нынешнем, основные платежи все-таки выполняются через интернет.

 

 

 

Оплата «налога на перегруженность» и платы за инфраструктуру через интернет

Платеж через интернет выполняется через систему EPASS24 и не представляет никакой сложности. Кроме одной: для этого нужно знать номер счета (инвойс). А узнать его можно только получив счет. 

Как и было указано выше, непонятно насколько хорошо фирма ЕРС справляется с доставкой счетов в Россию, Беларусь, Казахстан, Украину и другие республики бывшего Союза (кроме Прибалтийских, с теми, наверное, все нормально). 

А с остальными, есть подозрения, что плохо. Но не оплатив счет ТАШ за использование инфраструктуры или за въезд в города, можно получить неприятности при дальнейших поездках в Швецию или (не исключено), при получении визы.

Для того чтобы этого избежать, рекомендуется (хотя это не обязательно), зарегистрироваться в системе электронных платежей EPASS24.

Собственно: «эта система была создана для того, чтобы оказать помощь частным лицам и компаниям, использующим ТС зарегистрированные за пределами Швеции, оплачивать и администрировать дорожные налоги и сборы взимаемые шведскими властями» — как указано на сайте системы.

«Система также предоставляет расширенные возможности оплаты с функцией автоматического платежа для всех, кто хотел бы избежать риска получения штрафов за просроченные платежи. EPASS24 принадлежит и управляется ParkTrade Europe AB под надзором, контролем и управлением Шведского транспортного агентства» (с того же сайта).

Для того чтобы получать уведомления о начисленных платежах, необходимо зарегистрировать аккаунт и автомобиль в системе, на втором этапе — выбрать способ платежа (автоматический или обычный), для автоматического нужно привязать к аккаунту карту, с которой будут списываться средства, на том, собственно, и все.

Уведомления о выставленных счетах будут приходить на указанную при регистрации почту (и их также можно будет увидеть и в личном кабинете), или даже оплачиваться автоматически — по вашему выбору.

Вся информация на английском, регистрация сложности не представляет. Напомню лишь, что никого там не интересуют ваши реальные данные.

Из реального там должны быть номер автомобиля на котором планируется поездка, и адрес эл.почты, на который будут приходить уведомления. Остальное — по вашему желанию.

Также не стоит, пожалуй, привязывать карту к аккаунту и подключать автоплатеж если только вы не выполняете совсем регулярных поездок по тем краям (случаи разные бывают, это интернет).

Достаточно подписаться на получение уведомлений о выставленных счетах по почте, а затем оплачивать их по мере поступления самостоятельно, благо, имея номер счета, это не сложно. Обычная покупка в интернет-магазине.

Регистрация позволит не пропустить начисленные платежи, и избежать связанных с этим проблем. Это особенно актуально при выполнении регулярных поездок в Швецию.

Если же поездка выполняется разовая, и дальнейших посещений этой страны не планируется (во всяком случае в ближайшие год-другой), то регистрацией в системе EPASS можно смело пренебречь.

Придет бумажный счет от ЕРС — оплатите. Нет — нет (но ваши штрафы у шведов будут висеть определенное время, пока не погаснут по срокам). 

Здесь каждый решает самостоятельно, нужно ему это или нет.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку описывающую проблемы платного въезда в некоторые города Европы, я закончу. Напомню только, что платный въезд в города применяется также в Норвегии (первая ссылка ниже).

Также напомню, что информация представленная здесь не имеет юридической значимости, и представлена только для общего ознакомления с ситуацией. 

Вся официальная информация может быть получена только из официальных источников, которыми являются сайты министерств и ведомств стран и сайты городов, в которых установлены те или иные ограничения. Все ссылки на них — выше по тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх