10 Фев 2020

Зоны ограничения движения (ZTL) в Италии

 

 

Общая информация о зонах ограничения движения в Италии

В Италии существует два основных вида зон ограничения движения в городах: обычные зоны ограничения движения называющиеся «ZTL» (Zona a Traffico Limitato) и экологические зоны ограничения движения — «ZTLA» (Zona a Traffico Limitato Ambientale).

Далее по тексту они будут иногда обозначаться также и русскими аббревиатурами: «ЗТЛ» и «ЗТЛА».

Но любая зона ограничения в Италии всегда называется ZTL («зона а трафико лимитато»), что иногда порождает путаницу между этими двумя видами ограничений.

Экологическая зона (ZTLA), как и во всех остальных странах Европы, подразумевает наложение ограничений на движение автомобилей в зависимости от класса их экологичности («Евро»).

А простая ZTL ограничивает движение ТС по принципу: «этому можно, этому нет, потому что у нас здесь так заведено», т.е. исходя исключительно из каких-то местных правил, без оглядки на экологию (но иногда и с оглядкой на нее, тогда к общим требованиям добавляются еще и экологические).

ЗТЛ и ЗТЛА в городах Италии сочетаются, пересекаются и накладываются друг на друга порой самым затейливым образом, исключительно по решению местных властей.

Основным видом ограничений движения в городах Италии являются обычные ЗТЛ, которые начали там появляться еще в начале 90-х годов прошлого века.

Экологические зоны начали появляться там позже, где-то в середине нулевых, и поэтому они играют в Италии (в отличие от остальной Европы) второстепенную роль.

В этой заметке рассмотрены основные принципы применяющиеся в Италии при установлении обычных зон ограничения движения.

Экологическим зонам в Италии — посвящена отдельная заметка.

Поскольку в Италии нет единого государственного законодательства регулирующего установку зон ограничений движения, то власти (мэрия) каждого города (поселка и т.п.) устанавливает ограничения в своем городе на свой вкус и цвет.

Отсюда же ясно, почему в Италии нигде нет одинаковых зон и правил ограничения движения. Поэтому, с каждым городом, который планируется посетить во время поездки, необходимо разбираться отдельно.

Всего в Италии, зоны ограничения движения установлены в нескольких сотнях населенных пунктов. Перечень городов в которых установлены ЗТЛ — можно найти по ссылке ниже.

Перечень зон ограничения движения в Италии — список городов, в которых установлены ZTL и ZTLA, со ссылками на данные зон ограничения движения.

Но даже не заглядывая в него ясно, что ЗТЛ в Италии есть в любом более-менее крупном городе или поселке. Причем, в крупных городах может быть установлено и 10-12 зон ограничения одновременно.

Поэтому, в этой заметке рассмотрены только основные принципы, которые применяются местными властями при установке зон ограничений движения.

Знание основных принципов существенно облегчает понимание общей ситуации, и помогает при попытке самостоятельно разобраться с конкретной ситуацией в городе, который планируется посетить.

Также, для наглядности применения этих принципов, в серии отдельных заметок описаны ограничения движения в восьми самых крупных городах Италии (Рим, Милан, Неаполь, Турин, Палермо, Генуя, Болонья, Флоренция):

Ограничения движения в городах Италии — описание ограничений движения в самых крупных городах Италии.

Если разобраться с ними, то понимание ситуации с остальными городами не должно вызывать трудностей, при ее самостоятельном изучении.

Общие рекомендации для туристов при подготовке к поездке в Италию на автомобиле, собраны в отдельной заметке:

Рекомендации по подготовке к поездке в Италию на авто — сводная заметка с советами о том, что делать и где брать информацию при подготовке к поездке.

А в данной заметке представлена общая информация о зонах ограничения и сделана попытка описания возможных вариантов встречающиеся в городах Италии.

 

 

Зоны ограничения движения (ZTL)

Зоны ограничения движения в Италии называются «Zona a Traffico Limitato» (ZTL), что так и переводится. Как и было сказано выше, ZTL — это основной вид ограничений движения в Италии.

В таких зонах, городскими властями устанавливаются различные ограничения для движения ТС, то есть двигаться и парковаться там могут не все автомобили и не всегда.

Обратите внимание!
Для въезда в любую зону ограничения движения в любом городе Италии в период ее действия, всегда необходимо отдельное разрешение. Даже для иностранных автомобилей.
Исключений из этого правила нет.

Установленная ZTL ограничивает движение обычно в целом районе города, хотя иногда встречаются и ЗТЛ перекрывающие отдельные улицы.

Все ЗТЛ в Италии отличаются разнообразием, как по графику работы, так и по действующим ограничениям, поэтому с особенностями каждой из них необходимо разбираться отдельно. Ниже обозначены лишь общие моменты.

 

 

 

Обозначение ZTL

Случайно въехать в ЗТЛ не получится. Въезды в зону всегда очень хорошо обозначены знаками ограничивающими движение, и, кстати, там всегда есть камеры контроля.

Въезды в ЗТЛ всегда обозначены стандартным знаком «Движение запрещено» (иногда и не одним) с информационными табличками при нем, и, иногда, светофором. Также знак всегда сопровождает обязательная надпись: «Zona traffico Limitato». 

Собственно, эта надпись при знаке показывает, что знак стоит на въезде в целый район (зону), в которой движение ограничено, а не просто перекрывает въезд в какой-то отдельный двор. 

К знаку обычно прикреплена информационная табличка (или несколько) с указанием времени работы зоны, номером или названием зоны, с указанием исключений и другой сопроводительной информацией (всё и всегда только на итальянском): 

Знак ZTL в Италии Знак ZTL в Италии Знак ZTL в Италии Знак ZTL в Италии

Иногда таблички описывающей ограничения нет, но тогда есть светофор (последняя картинка). А иногда есть и табличка, и светофор. В общем, все зависит от местных порядков.

Если есть светофор, то в часы работы зоны горит красный сигнал (и тогда в эту зону могут въезжать только автомобили имеющие разрешение), а когда зона не работает, то горит зеленый — движение разрешено всем.

Практически всегда, в подавляющем большинстве случаев (за о-о-очень редким исключением встречающимся только в самых небольших поселках), знак «Движение запрещено» на каждом въезде в ЗТЛ подкреплен камерой контроля.

Причем, камера контролирует не только въезд, а зачастую еще и выезд из зоны. Смотрит она, как правило «в спину».

Кроме того, внутри ЗТЛ зачастую есть и дополнительные камеры контролирующие движение в отдельных районах (на пешеходных улицах, на улицах только для общественного транспорта если таковые имеются и т.п.).

Камера определяет номер авто въезжающего в зону, сверяет его с базой разрешенных номеров («белый список»), и если номера нет в этой базе, то водителю выписывается штраф.

 

Границы ZTL

Зоны ограничения движения обычно устанавливаются в центре центра города (поселка, деревни). Как правило, это исторический центр и (иногда) прилегающие к нему районы. Как местные власти решат.

В небольших городках, ЗТЛ может перекрывать буквально две-три улицы. В больших городах, она обычно перекрывает весь старый центр (иногда захватывая и прилегающие к нему районы) или, как минимум, значительную его часть. 

Но ЗТЛ могут перекрывать районы не только в самом центре. Зон ограничения движения в городе может быть и несколько. От 1-2 до 10-12 (как в Риме или Неаполе, например).

Более того, в крупных городах встречаются «дневные» (diurna) и «ночные» (notturna) ЗТЛ, работающие, соответственно, днем или ночью. И, для увеличения общего хаоса, эти дневные и ночные ЗТЛ порой не всегда совпадают границами.

ЗТЛ в городе (если она не одна), обычно для удобства пользования и понимания присваиваются различные названия. Если зона одна, то она практически всегда называется «Центр исторический». Или «Исторический центр». 

Если зон много, то названия бывают разные. Иногда незатейливые («Зона 1», «Зона 2» и т.д.), иногда они обозначаются буквами («Зона А», «Зона В» и т.п.), а иногда и именами собственными («Трезубец», «Меццоканоне», «Университет» и т.п.), в общем, как и во всем остальном, единой системы нет.

Иногда зоны делятся на дополнительные секторы. При этом, эти секторы могут иметь разное время работы (как в Неаполе, например).

Или, если время работы одинаковое, то могут иметь ограничения по движению и парковке (как во Флоренции), или для каждого сектора могут быть установлены строго определенные точки въезда в него (как в Генуе) и так далее.

Также встречаются ограничения по парковке, например. То есть, парковаться бывает можно только в своем секторе. Всё не перечислить.

 

Время работы ZTL

ZTL бывают дневными, ночными или круглосуточными. Кроме того, они могут действовать или только по будним дням, (а по выходным или праздничным нет), или постоянно.

Время (часы и дни) работы для каждой ЗТЛ в городе устанавливается отдельно (властями города).

Обычная практика, это когда в дневной зоне (а таких все-таки большинство) движение ограничено в рабочее время (где-то часов с 6-8 утра до 18-20 часов вечера), по будним дням, с понедельника по пятницу, (но иногда и по субботу) включительно.

Иногда ЗТЛ может действовать и «с разрывом», например, с 7 до 10 а затем с 16 до 19 часов, перекрывая движение в часы пик.

Ночные зоны обычно перекрывают движение в районе где-то с 23-24 (но иногда и с 21-22) часов вечера и до 03-05 часов утра.

При этом есть и круглосуточно действующие зоны, а также зоны действующие постоянно (т.е. не только по будням), и есть зоны действующие постоянно и круглосуточно (т.е. всегда).

Обычно, постоянно и круглосуточно действующими объявляются ЗТЛ перекрывающие пешеходные зоны и улицы. Но «обычно» — это не «всегда». Встречаются исключения и из этого правила.

 

 

 

Ограничения в ZTL

Для каждой ЗТЛ властями определяются виды транспорта, которым разрешено движение в этой зоне, условия для этого движения (по времени, по видам ТС), а также некоторые ЗТЛ могут быть объявлены и полностью пешеходными зонами.

Стандартно, разрешения на движение в ЗТЛ имеют люди проживающие и работающие в ней, городские аварийные и коммунальные службы, полиция, скорая помощь. 

Отдельно обговариваются вопросы движения общественного транспорта и такси, а также автомобилей доставки.

Также (зачастую, но не всегда), получить разрешение на въезд в ЗТЛ могут и туристы, чей отель находится в этой зоне (подробнее — ниже).

ЗТЛ может совмещаться (быть объявленной) и экологической зоной. В таком случае, к автомобилям въезжающим в эту зону предъявляются дополнительные экологические требования (по классу «Евро»).

Иногда, (например, в Милане, Палермо, Флоренции), за въезд в ЗТЛ взимается плата. То есть, нужно в прямом смысле купить билет на въезд, и активировать его.

Но это для «залетных» гостей. У местных там своя система разрешений, впрочем, зачастую (да почти всегда и везде, в крупных городах во всяком случае), они тоже платные.

_______

Подводя итог

В общем, когда речь заходит о зонах ограничения в итальянских городах, возможных вариантов всегда масса. Все зависит только от фантазии чиновников конкретного муниципалитета, ответственных за движение в городе (за установление этих зон).

Поэтому, с каждой зоной ограничения движения, в каждом городе, необходимо разбираться индивидуально при подготовке к поездке туда на автомобиле. А все основные общие моменты, касающиеся ЗТЛ, перечислены выше.

 

Въезд в зоны ограничения движения

В любую зону ограничения движения в период ее действия, разрешен въезд только транспортным средствам, имеющим для этого специальное разрешение (чей номер внесен в базу данных разрешенных номеров для въезда в эту зону).

Когда зона не работает (если она не круглосуточная), движение транспорта в ней осуществляется без ограничений.

Причем, если зон в городе несколько, зачастую разрешение для одной зоны не дает права на въезд в другие зоны (но иногда и дает, опять же, зависит от конкретного города).

Разрешения на въезд в ЗТЛ выдает мэрия города и/или местная (т.е. муниципальная, городская) полиция — по ситуации. В некоторых городах, и те и другие уполномочены — все зависит от решения местных властей.

В некоторых городах получение разрешения бесплатное для всех (или, во всяком случае, для определенных категорий лиц, например, для резидентов, инвалидов и т.п.), а в некоторых — платное всегда и для всех.

В тех случаях когда получение разрешения платное, его стоимость зависит от ряда параметров (срок действия, вид ТС, кто обращается, цель поездок и т.п.) — это тоже определяется решением конкретной мэрии.

Во всех городах Италии (это, пожалуй, единственная их общая черта), получение разрешения на въезд в зоны ограничения бесплатное для лиц с ограниченной подвижностью (инвалидов, или тех, кто перевозит инвалидов). 

Также очень часто, бесплатное разрешение получают владельцы полностью электрических транспортных средств (так власти пытаются поощрять использование экологически чистого транспорта).

Все остальные, как правило, платят (если разрешение платное в этом городе).

Также, обычно властями определяются категории людей и служб, которые имеют право на получение разрешения для движения в зоне.

В общем случае, право на получения разрешения имеют резиденты, лица работающие в зоне, службы доставки, службы такси и другие.

Разумеется, коммунальные, аварийные и прочие городские службы (скорая, полиция и т.п.) и (иногда, по ситуации) общественный транспорт, также имеют доступ в ЗТЛ.

Разрешение обычно заключается в том, что номер автомобиля вносят в базу разрешенных номеров для въезда в одну или несколько зон установленных в городе, о чем уведомляют владельца.

Иногда владельцу разрешения выдают соответствующую справку (талон, значок, бумажку, пропуск, наклейку на стекло), но чаще всего нет. Просто уведомляют: «вам можно ездить там-то, с такого-то по такое число».

Также на сайтах многих мэрий есть формы для проверки номеров автомобилей которым разрешен въезд в ЗТЛ. То есть, любой местный автовладелец может самостоятельно проверить, действует ли его разрешение или нет.

Хотя во многих довольно крупных городах (тот же Рим, Неаполь), разрешения (кроме внесения в базу разрешенных номеров) выглядят в виде стикеров на лобовое стекло. Во всяком случае, для отдельных зон.

 

 

 

Разрешение на въезд в ZTL для туристов

Здесь кратко об общей ситуации, а в отдельной заметке (по ссылке ниже), указаны варианты решения этого вопроса, т.е. описание конкретных действий при подготовке поездки в Италию (и по Италии) на машине.

Если же говорить о ситуации для туристов в общем, то как и говорилось выше:

Для въезда в любую ZTL в Италии в период ее работы, необходимо получение специального разрешения.
Всем и всегда. Без вариантов и исключений.

И к туристам это также относится. Исключений нет. Нет разрешения — будет штраф.

Поэтому, при путешествии на автомобиле по Италии, лучшим вариантом будет вообще отказаться от бронирования отелей, расположенных в какой-либо зоне ограничения движения там.

Но нет правил без исключений. Не все так страшно, и в большинстве ситуаций проблема въезда в ЗТЛ решаема для туристов.

Во-первых, городские власти понимают, что туристы привозят деньги, поэтому в большинстве городов туристы вполне могут получить разрешение на въезд в ЗТЛ, если там расположен их отель (или другой вариант размещения).

Во-вторых, получением разрешения на въезд в ЗТЛ для туристов путешествующих на авто, практически всегда и везде (в любом городе) уполномочен заниматься персонал отеля расположенного в ЗТЛ, в котором планирует остановиться турист.

В-третьих, нужно понимать, что при всем благорасположении местных властей к туристам, разрешение на въезд и подъезд к отелю может быть получено не во всех ситуациях (например, если отель расположен в пешеходной зоне).

И в-четвертых, нужно знать, что в некоторые ЗТЛ можно оформить разрешение на въезд «задним числом» (т.е. сначала въехать туда, а затем оформиться), а в некоторые ЗТЛ можно въезжать только имея разрешение (т.е. оформлять разрешение нужно заблаговременно).

При этом, еще раз подчеркну, что разрешение должно быть получено в любом случае, как и говорилось выше.

Вопрос только в том, в какой момент: обязательно до въезда в зону, или можно и после въезда его получить. А это уже зависит от правил конкретного города.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Туристы обычно не входят в категорию лиц, которые могут получить разрешение на въезд в центр города (в ЗТЛ) на личном автомобиле.

То есть, если у вас не забронирован отель на территории ЗТЛ, то разрешение на въезд туда (а также на движение и парковку там) вы не получите. Нигде.

Исключение составляют города, для въезда в ЗТЛ которых можно купить билет (Милан, Палермо, Флоренция). Там да — плати и заезжай. А в остальных случаях, по старому городу придется прогуляться пешком.

Впрочем, я бы никому не рекомендовал там ездить добровольно. Это отдельный филиал ада на Земле, ну или что-то близко к этому. 

 

Где брать информацию по ZTL

Поскольку единого законодательства определяющего порядок установки зон ограничений движения в Италии нет, то не существует никакого единого официального сайта, где бы можно было почерпнуть информацию о них.

Поэтому, официальную информацию о ЗТЛ установленных и действующих в том или ином городе, о времени их работы и других особенностях, можно получить только на сайтах муниципалитетов, в которых такие зоны установлены.

Ну, а неофициальную информацию… Есть пара сайтов где все описывается довольно подробно, и (иногда), даже вполне актуально. Но вот только не на русском языке.

Как разбираться со всей этой итальянской неразберихой, чего бояться, чего нет и как вообще лучше поступить, автор попытался описать в отдельной заметке:

Рекомендации по подготовке к поездке в Италию на авто — как разобраться с разнообразием ограничений в Италии, и не испортить поездку.

В заметке по ссылке выше подробно разобрана ситуация со въездом в ЗТЛ для туристов, а также рассмотрены общие моменты подготовки поездки в Италию.

Также там рассказано где получать информацию о ЗТЛ, и что с ней делать. Рекомендую ознакомиться.

 

 *   *   *   *   *

На этом, общее описание зон ограничения движения (ZTL) в Италии, я закончу. Еще раз подчеркну, что основные ограничения движения в Италии — это именно ЗТЛ (описанные в этой заметке).

Экологические ограничения в Италии имеют второстепенное значение (хотя, конечно, тоже имеют).

Для получения официальной информации на тему ограничений в городах Италии, необходимо обращаться к первоисточникам — сайтам соответствующих городов, в которых эти экологические зоны (или другие ограничения) установлены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх