Расчет стоимости самостоятельной поездки в Европу

 

 

Расчет стоимости самостоятельной поездки в Европу

При планировании поездки в отпуск в Европу, одним из важнейших вопросов является: «А сколько будет стоить этот праздник жизни в конечном итоге?».

В случае если вы обратитесь с этим вопросом в туристическую фирму (агентство), вам на него дадут быстрый и довольно-таки точный ответ. Но в случае подготовки самостоятельной поездки, расходы придется считать самому. 

Цель этой заметки, разобраться как это можно сделать достаточно точным образом.

Еще до начала планирования поездки можно примерно прикинуть сколько стоит самостоятельная поездка по Европе на автомобиле, чтобы оценить общий порядок расходов на выполнение таких поездок.

В заметке по ссылке выше, приведена статистика расходов при выполнении поездок в Европу, а также некоторые общие цифры расходов в поездке, которые могут пригодиться при выполнении общей оценки цены вопроса.

В этой же заметке сформулированы конкретные основные статьи (группы) расходов на поездку, которые нужно учитывать на этапе подготовки чтобы грамотно оценить свои возможности по выполнению поездки.

 

Этапы расчета (оценки) стоимости поездки

Методика расчета расходов на самостоятельную поездку в Европу включает в себя два этапа: первый этап — это предварительная оценка расходов, второй этап — окончательная оценка. 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПОЕЗДКИ

Предварительная оценка стоимости поездки нужна для того, чтобы на этапе предварительного планирования поездки согласовать имеющиеся финансовые возможности по выполнению поездки, с имеющимися желаниями.

Предварительная оценка достаточно грубая, ее точность составляет порядка 10-12% от общей суммы затрат на поездку (зависит от аккуратности и тщательности ее выполнения), но зато она выполняется довольно быстро (особенно, при наличии некоторого опыта).

Предварительный расчет позволяет оценить общий порядок расходов на планируемое путешествие, и, при необходимости (если вдруг желания не совпадают с возможностями) подкорректировать общий план поездки.

Предварительная оценка затрат выполняется на этапе предварительного планирования поездки (о ней и пойдет речь в этой заметке дальше). 

 

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПОЕЗДКИ

Окончательный расчет стоимости поездки выполняется уже при составлении конкретного плана поездки, на этапе когда основной маршрут полностью составлен и утвержден (вами).

Окончательный расчет выполняется когда уже известны конкретные гостиницы в которых планируется проживание, конкретные маршруты по которым планируется перемещение, конкретные достопримечательности которые планируется посетить и т.п.

По сути, окончательный расчет представляет собой просто уточнение предварительного расчета по фактическим условиям (с учетом всех деталей и нюансов предстоящей поездки) и дает вам полное понятие о всех предстоящих расходах на поездку.

Точность окончательного расчета зависит от вашей аккуратности, дотошности и тщательности при его составлении и выполнении, и составляет около 1-3%.

Из личного опыта. При поездке по маршруту Оренбург — Барселона, окончательный расчет поездки дал сумму затрат на нее равную 194600 рублей (дело было в 2014-м году).

По факту, по итогам поездки сумма затрат составила ровно 196000 рублей. Точность расчета составила 0,7% — вот что значит дотошное планирование и тщательный расчет.

В этой заметке рассмотрен этап предварительной оценки поездки и окончательного уточнения планируемого маршрута.

 

 

 

Основные статьи расходов при поездке в Европу на автомобиле

Ниже приводятся основные статьи расходов при самостоятельной поездке в Европу на личном автомобиле, которые необходимо учитывать на этапе подготовки и планирования поездки. 

Статьи расходов в поездке на автомобиле, делятся на несколько основных групп:

  1. Расходы на подготовку к поездке (паспорта, визы, страховки, оборудование для поездки и прочее).
  2. Расходы на проживание (оплата гостиниц) и парковку (на «проживание» для автомобиля).
  3. Расходы на перемещение (плата за топливо и за дороги).
  4. Расходы на питание в поездке.
  5. Прочие расходы: на развлечения (шоппинг, посещение музеев и других злачных мест, покупка сувениров и т.п.) и на прочие разные нужды (вроде трат на общественный транспорт).
  6. «Аварийный запас» финансовых средств (это не расходы, см. ниже).

«Аварийный запас» средств, если все пойдет по плану, вы тратить не будете, но тем не менее, он должен быть обязательно предусмотрен при планировании, и должен быть при выполнении поездки обязательно.

Основные расходы в поездке приходятся на пункты 2, 3 и 5, поэтому, при финансовом планировании и предварительном расчете поездки им необходимо уделять повышенное внимание.

 

Расходы на подготовку к поездке 

Расходы на подготовку к поездке зависят от того, что у вас уже есть на руках на момент планирования поездки.

Например, если есть загранпаспорта и открыты шенгенские визы, то тратиться на них повторно вам не придется, а если нет, то это расходы.

Или, допустим, есть ли навигатор для поездки на автомобиле, или придется его покупать (а без него там делать нечего), это опять расходы (нет, смартфон вряд ли подойдет, хотя теоретически его можно приспособить для этих целей).

О том, какой навигатор нужен для поездки в Европу, есть отдельная заметка, но в принципе, подойдет любой, даже не самый дорогой.

А что с остальным имуществом? Есть ли «походные» утюг, чайник, удлинитель, тапочки и прочее имущество полезное в поездке, или нет? Если нет, то опять придется немного потратиться.

О том, что брать с собой в поездку по Европе при путешествии на автомобиле — рассказано в отдельной заметке (спойлер: ничего необычного), тем не менее, перед выполнением первой поездки рекомендую ознакомиться.

Водительское удостоверение у вас соответствует требованиям для поездки в Европу, или придется его менять (или оформлять международное) — это тоже расходы.

То есть, в данном пункте все достаточно индивидуально и расходы на подготовку к поездке зависят от многих факторов. 

Отмечу основные статьи расходов на предварительную подготовку к поездке. Эти расходы не входят в сумму расходов на конкретную поездку, но тем не менее, без них поездка не может состояться:

  • оформление загранпаспортов (если у вас их нет) — по 2-3 тысячи рублей на каждого участника поездки (будет зависеть от того, какой паспорт вы будете оформлять);
  • оформление шенгенских виз — по 35 евро консульский сбор (на каждого участника поездки), плюс, плата посреднику (при его наличии) — зависит от расценок посредника;
  • оформление страховки на автомобиль («Зеленая карта») — примерно 70-75 евро на месяц поездки;
  • оформление медицинской страховки — примерно 1 евро на каждый день поездки, на каждого участника поездки.

С учетом других возможных расходов на подготовку упомянутых выше, посчитайте сами во сколько вам обойдется ваша подготовка к поездке. Здесь всё слишком индивидуально. 

Паспорта, визы и страховки входят в комплект обязательной документации для поездки в Европу на автомобиле, этой теме посвящена отдельная заметка, в которой также рассказывается где брать эти документы и как они выглядят.

 

Расходы на проживание и парковку

Расходы на проживание — это плата за отели (и другие возможные варианты проживания), как за границей, так и по пути туда и оттуда.

А под парковкой в данном пункте имеется в виду не парковка просто в городах (она там почти везде платная, но она относится к категории «прочие расходы»), а именно парковка при гостиницах, на ночь.

Парковка при отелях бывает и бесплатной, но зачастую она платная, особенно, в странах западной Европы. Причем суммы за ночь парковки достигают 20-30 евро в крупных городах (вроде Парижа, Амстердама или Брюсселя). 

Варианты парковки при отелях, и вообще варианты парковки в Европе,  с указанием их примерной стоимости описаны в отдельной заметке.

Поэтому затраты на парковку в отелях тоже надо учитывать, наравне с платой за отели. Конечно, в идеале при выборе отеля нужно искать отель с бесплатной парковкой, но это бывает затруднительно и не всегда возможно.

Правила выбора отеля для поездки, с описанием тех факторов на которые нужно обращать внимание при выборе варианта для проживания, описаны в отдельной заметке.

После того как составлен общий маршрут поездки (то есть известны города которые планируется посетить), необходимо произвести предварительную оценку стоимости проживания в данных городах. 

Нет, не выбрать конкретный отель (на этапе общего планирования это пока не обязательно), а выбрать в каждом городе намеченном для посещения отели, которые удовлетворяют вашим требованиям, и посмотреть их примерную стоимость.

Заодно и прицениться к порядку цен на парковку при отелях в каждом городе. 

Про подбор вариантов для проживания (отелей), а также про примерную оценку стоимости проживания в них (для этапа предварительного планирования поездки), рассказано в отдельной заметке.

Затем, нужно умножить примерную (ожидаемую) стоимость проживания и парковки на количество ночей, которые вы планируете провести в каждом городе, и получить примерную (пока) сумму расходов на этот пункт затрат.

Сведите данные в таблицу, и подбейте предварительный итог.

В моем случае это выглядит примерно так, как показано на рисунке ниже. Там показан один из вариантов планируемой поездки в 2017 году (а всего таких вариантов было четыре, и по каждому проводился примерный анализ затрат на проживание и парковку):

На этапе предварительного планирования и оценки, вам пока не нужно выбирать конкретные отели, вам нужно знать порядок цен на отели устраивающие вас, в каждом городе (и на парковку, конечно).

Для предварительной оценки расходов этого будет вполне достаточно. А уже точную стоимость этих двух элементов (жилье и парковка), вы посчитаете когда будете бронировать конкретные номера в конкретных отелях и составлять окончательный план поездки. 

 

Расходы на перемещение по Европе

Если говорить о путешествии общественным транспортом, то расходы на перемещение по Европе — это стоимость билетов на поездки между городами.

Если говорить о поездке в Европу на личном автомобиле (что является основной темой этого блога), то расходы на перемещение включают в себя расходы на топливо, расходы на обслуживание автомобиля (если таковое запланировано в поездке), и плату за дороги.

Если говорить о путешествии на арендованном автомобиле, то из перечисленного выше отбрасываем расходы на обслуживание, но добавляем туда стоимость аренды автомобиля.

Расходы на перемещение другими видами транспорта (например, съездить из Ниццы в Канны на электричке, или на городской транспорт, уходят в категорию «прочих расходов»).

Самая значимая часть расходов на перемещение на автомобиле по Европе — это плата за топливо (не считая арендной платы, но это частный случай, поэтому далее везде подразумевается поездка на личном авто, а плату за аренду прибавить недолго).

Но как много вы планируете ездить в отпуске, это зависит целиком и полностью от ваших планов. Одно дело съездить по маршруту: Брест — Берлин — Прага — Брест, и совсем другое дело, сгонять по маршруту Рига — Лиссабон и обратно.

В первом случае, вы уложитесь в 300 евро на топливо и примерно 20 евро составит плата за дороги. А во втором, топливо будет стоить добрых 1300-1500 евро, и за платные дороги вы заплатите около 300 евро.

Для того чтобы прикинуть расходы на перемещение, необходимо составить общий маршрут передвижений, определить общий пробег по нему, посчитать затраты на заправку автомобиля (на топливо) и учесть плату за дороги по планируемому маршруту.

Отмечу сразу, что подсчет общих расходов на перемещение на автомобиле — процесс очень не быстрый и даже местами занудный, особенно, при отсутствии опыта поездок в Европу. 

Но к третьей-четвертой поездке в Европу (если они состоятся), вы будете прикидывать все эти расходы в уме, а считать на бумаге будете уже только окончательный расчет (если на это будет желание).

Поскольку в двух словах это объяснить сложно, вопросы определения расходов на перемещение по Европе на автомобиле вынесены в ряд заметок:

Расчет маршрута поездки на автомобиле: определение времени поездки, расхода топлива, стоимости и другие вопросы, этой теме посвящена отдельная заметка.
Расчет оплаты за дороги при поездке по Европе — как посчитать сумму оплаты за использование дорог в Европе, тема для отдельной заметки.

Для того чтобы посчитать эти расходы нужно или ознакомиться с заметками по ссылке выше, или подумать, как это все посчитать самостоятельно без подсказок (это тоже возможно).

Но выполнить хотя бы предварительный расчет расходов на перемещение нужно обязательно, поскольку эта часть расходов составляют немалую часть от общих расходов на поездку.

В принципе, на этапе предварительного планирования, плату за дороги можно пока не учитывать подробно (она не настолько велика). Примите ее равной (навскидку и в общем) — 30 евро за каждую тысячу планируемых вами километров пробега по Европе.

Хотя если ездить только по Восточной Европе, то она может быть и того меньше (или отсутствовать совсем — зависит от выбранного маршрута), но учтите ее, будет она меньше в конечном итоге — хорошо. 

Произведя разбивку вашего маршрута на этапы (обычно, один этап — это один дневной перегон), и определив затраты на каждом из них, сведите их все в пару таблиц (какие удобны для вас), затем подбейте общие предварительные расходы на передвижение по Европе.

Эти цифры вы потом уточните при составлении уже конкретного плана поездки. 

Если в процессе выполнения поездки запланированы какие-либо работы на автомобиле (замена масла или свечей), то умножьте цены на эти работы для вашего автомобиля у нас в стране на три.

Стоимость расходников (если не везете их с собой) — умножайте наши цены на два. Сложите эти суммы, переведите общую сумму в евро, и запишите ее тоже где-нибудь. (Если ошибетесь в большую сторону — не страшно, значит, у вас останутся лишние копейки). 

Более подробно, например, про опыт замены масла двигателя в Европе, (как выглядит этот процесс на практике), рассказано в заметке про подготовку автомобиля к дальней поездке.

 

Расходы на питание в поездке

Расходы на питание, также как и расходы на подготовку к поездке, это строго индивидуальная статья расходов, потому как вкусы и запросы у всех разные. Кто-то довольствуется пиццей на ходу, кому-то подавай рябчиков да в ресторане.

Но если подходить к вопросу скромно, то я всегда закладываю на питание примерно 20 евро на сутки на двоих (это если по ресторанам не ходить).

Если будете кормиться самостоятельно, то в принципе, двадцатки на двоих в день вам хватит и «на поесть» и на вино и фрукты. (Но опять же: вино приемлемого качества стоит 3-5 евро, но ведь можно найти и по 25 евро за бутылку — здесь каждый сам думает). 

Из личного опыта, в поездках распорядок питания примерно такой: с утра поели в отеле (в номере). Днем, во время прогулки, легкий перекус: стакан пива и пицца в кафе, вечером — ужин в номере, (не в ресторане). Продукты закупаются в ближайшем супермаркете.

Завтраки в отеле редко когда стоят тех денег которые за них просят, хотя бывают и приятные исключения (читайте отзывы об отеле), поэтому, я их никогда практически не заказываю, если только завтрак не входит в стоимость номера.

Меня такой распорядок питания устраивает. Как вас — смотрите сами. 

Но и здесь не угадаешь. Если пить пиво в центре, например, Парижа, то можно отдать и 8-12 евро только за каждый бокал пива. Если отойти чуть в сторону от центра, то пицца и пиво обойдутся вам районе 10-15 евро на двоих.

Впрочем, здесь очень много зависит еще и от страны и от конкретного города, и тоже не угадаешь, чтобы советовать с цифрами. В Париже, например, вы не найдете пива в кафе дешевле 6-7 евро за бокал, даже не в центре.

В странах восточной Европы и на Балканах перекусить можно буквально за копейки (цены примерно как у нас), а на западе Европы все, конечно, подороже. 

Поэтому, здесь советовать конкретно ничего не буду. Изучайте специализированные сайты на тему: «что там да сколько стоит, насчет пожрать?», если для вас это очень важно, для каждой конкретной страны которую вы планируете посетить.

Но, как и писал выше, если вы достаточно скромны в своих запросах, и не являетесь завсегдатаем ресторанов, то закладывайте на еду 20 евро в день на двоих.

Располагая такой суммой на питание, от голода вы точно не умрете, и даже не оголодаете.

 

Расходы на общественный транспорт в поездке

Расходы на общественный транспорт входят в группу «прочих расходов». На поездки метро, трамваях, городских автобусах заложите 10 евро в день на двух путешественников — сильно не прогадаете практически в любом городе Европы.

Одна поездка на одного человека обходится обычно в районе 1,5 евро практически независимо от вида транспорта (кроме такси, разумеется).

В странах восточной Европы чуть дешевле, около одного евро (0,9-1,2 евро) за поездку, в странах западной Европы чуть дороже (1,6-2 евро за одну поездку на человека).

Вот и прикиньте, что вам нужно и в каком количестве. Доехать с подругой от гостиницы до центра? Три евро туда, и три обратно. Итого шесть евро на транспорт в день (сильно не ошибетесь).

Большой город? Заложите по две поездки (12 евро на общественный транспорт в день). Примерно уложитесь. Планируете надолго? Поинтересуйтесь заранее (еще дома) стоимостью транспортных карт — это бывает несколько выгоднее.

Кстати, когда будете искать информацию, поинтересуйтесь сразу и общим порядком использования общественного транспорта (он в каждой стране немного свой, поэтому здесь описывать этот вопрос не буду). 

В Европе очень развито понятие «трансфера», то есть купив один раз билет на любой вид транспорта, вы можете потом его использовать в течение определенного промежутка времени (обычно от 50 до 90 минут) на любых других видах транспорта.

Но, как и сказал выше, если на этапе общего планирования на общественный транспорт на двоих заложите 10 евро в день на каждый город, большой ошибки не будет.

Опять же, нужно учитывать размер города. В маленьких городках (вроде Пизы, Торуня или Дубровника) зачастую можно везде дойти и пешком без особых проблем — это бесплатно : ).

А вот на междугородние рейсы (будь то поезд, или автобус), если вы намерены их использовать (а иногда, почему бы и нет?) уточняйте цену на специализированных сайтах.

Например: «сколько стоит добраться из Парижа в Версаль?» или «сколько стоит поездка из Ниццы в Канны?». Ищущий да обрящет. И сводите их тоже в отдельном списке, если вам нужен такой уровень детализации расходов.

 

Прочие расходы

Здесь, как и в случае с расходами на подготовку к поездке, давать какие-то конкретные советы нереально. Совсем всё и везде разное. И вкусы, и личные запросы, и цены по странам.

Те же «магнитики» стоят от 1-2 евро в странах восточной Европы и балканских, и до 8-12 евро где-нибудь на Лазурном берегу (в Каннах или Монако, например).

Так что определяйте сами чего вы хотите, и сколько денег вы готовы потратить на развлечения. Это зависит от вашего общего финансового благополучия.

Допустим, у вас есть 1000 евро на всё про всё (на развлечения), и вы собираетесь за поездку посетить 5 городов, пожив в каждом из них по три дня. Ну и прикиньте, сколько вы можете позволить себе тратить в день в каждом городе. 

Но учтите, что дневные траты, например, в Париже и в Ольштыне — будут отличаться на порядок.

В первом случае, я бы заложил минимум евро 50 в день (на двоих), во втором, обошелся бы пятеркой-десяткой (напомню, речь здесь идет именно о «прочих» расходах). 

Цены на развлечения, музеи и аттракционы легко узнать на специализированных туристических сайтах, но лучше ищите сайт непосредственно того заведения, которое планируется посетить, например: «Мулен Руж», и изучайте цены на нем.

Вот и учитывайте себе: «Версаль, билеты — 50 евро на двоих; поход в «Мулен Руж» (с шампанским) — 250 евро на двоих, подняться на Пизанскую башню — 18 евро с человека…» и т.п.

Все расчеты сводите и записывайте в отдельные таблички.

 

Резерв средств на поездку («аварийный запас»)

Некий запас средств всегда должен быть у вас под рукой на случай различных непредвиденных обстоятельств. 

Заложите «про запас» примерно 20-25% от общей суммы расходов на поездку (но не менее 500-600 евро), на непредвиденные обстоятельства: штраф заплатить, или вдруг колесо лопнуло — нужна новая покрышка, и прочее.

Да и вообще, мало ли что может случиться в дальней дороге? Тратить деньги из аварийного запаса вы не будете если все пойдет по плану, но поскольку ситуации бывают самые разные, некий запас средств иметь под рукой необходимо всегда. 

Причем, аварийный запас на поездку даже не обязательно иметь на руках, то есть, в наличии.

Достаточно договориться перед поездкой с друзьями или родственниками чтобы в случае острой необходимости они могли быстро перевести вам на карточку требуемую сумму.

Причем, обращаю внимание, что договариваться об этом нужно перед поездкой, (то есть заранее), чтобы потом не озадачивать людей внезапными просьбами, да и такой суммы может просто не оказаться под рукой.

Этого будет достаточно, чтобы чувствовать себя в поездке уверенно.

 

 

 

Оценочный (предварительный) финансовый план поездки

Выполнение всех предварительных расчетов по группам расходов на поездку указанных выше, и сведение их в одну итоговую цифру, по сути и является оценочным (или предварительным) финансовым планом поездки.

В конечном итоге у вас должно получиться нечто вроде таблички, в которой сведены суммы затрат по всем элементам описанным выше:

Статья расходов на поездку Стоимость
Подготовка к поездке:  
паспорта 6000 руб.
визы 9000 руб.
страховки медицинские 4800 руб.
страховка «зеленая карта» 4200 руб.
Итого:  24000 руб.
Гостиницы и парковка:  
отель в Варшаве 150 евро
апартаменты в Берлине 100 евро
… и т.п. …
Итого проживание: 1250 евро
Топливо на поездку:  
по России 18000 руб.
по Европе 850 евро.
Итого: 18000 / 850
Платные дороги: 280 евро
Питание: 500 евро
Прочие расходы: 800 евро
Резерв средств: 500 евро
ИТОГО (рублей) 42000 руб.
ИТОГО (евро) 2680 евро +500

Наполнение и детализация пунктов этой таблицы, как и сама форма таблицы — на ваше усмотрение. Делайте как вам удобнее анализировать или рассчитывать.

Можно разбить эту таблицу на несколько отдельных таблиц. Можно записывать в нее только итоговые цифры, можно детализировать расходы по городам, дням, пунктам или другим критериям. 

Кстати, рекомендую детализировать. Потому что если в итоге выяснится, что вы «не вписываетесь» по деньгам в намеченный первоначально план, то его, очевидно, придется сокращать.

А когда у вас перед глазами будет табличка с деталями расходов, это делать проще. Вычеркивая из плана тот или иной пункт (город, день пребывания в нем, поход в какое-либо заведение и т.п.), вы сразу будете видеть, сколько будет составлять экономия.

У меня предварительный финансовый план поездки выглядит так (прокрутите документ вправо, чтобы увидеть все четыре таблицы). Внизу, в общей табличке сведены все основные расходы на поездку и подбита итоговая цифра.

Итоговую цифру расходов на поездку нужно сравнить с той суммой, которой вы реально располагаете, и которую готовы потратить на путешествие.

Если предварительная сумма (общая оценка) расходов на поездку по планируемому маршруту вас устраивает, то можно утверждать маршрут и переходить к составлению детального плана поездки и окончательному расчету.

Причем, если при составлении предварительного расчета вы проявили мудрость и округляли все цифры в нем в большую строну, то итоговая цифра должна получиться несколько меньше.

Если предварительный итог вас не устраивает, то план поездки нужно пересмотреть в строну сокращения.

«Поиграйтесь» с возможными вариантами маршрута (по дальности поездки, по продолжительности пребывания в тех или иных местах), добиваясь того, чтобы общая смета расходов на поездку вас в итоге устраивала (соответствовала вашему финансовому положению, и не тяготила вас своей неподъемностью). 

Итогом предварительного финансового планирования является вывод: «потянете» ли вы запланированное путешествие по финансам, или нет.

Итогом предварительного планирования и расчета поездки является вывод: позволяют ли ваши финансовые возможности выполнить желаемый план поездки, или нет.

Если ваши возможности совпадают с вашими желаниями — переходите к разработке и составлению детального плана поездки по запланированному маршруту.

Если нет, то приведите ваши желания в соответствие вашим возможностям (или наоборот, но первый вариант выполнить легче: просто немного сократите план поездки). 

И да! я рекомендую заморачиваться с прикидками стоимости поездки (с предварительным расчетом и оценкой) на этапе планирования поездки несмотря на то, что это требует времени.

Поскольку начать делать генеральный план поездки «на живую», а потом его переделывать потому что (внезапно!) выясняется, что на поездку банально не хватает денег — процесс крайне контрпродуктивный.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную оценке расходов (или оценки стоимости, оценке затрат) на самостоятельную поездку в Европу на автомобиле, я закончу. В принципе, в этой теме нет ничего сложного, все ясно и так (дольше рассказывать).