Оплата дорог в Турции

 

 

Системы оплаты дорог в Турции

Плата за дороги в Турции взимается в зависимости от пройденного расстояния. В Турции существует два варианта оплаты дорог: по классическому транспондеру (OGS), и по наклейке (стикеру) — система HGS.

При этом, оба эти способа работают по радиочастотной (дистанционной) системе идентификации, т.е. наклейка системы HGS, это по сути тот же транспондер, только не требующий питания (она выполняет роль вашего идентификатора в системе).

По сути работы, стикер HGS — эта та же RFID-метка (подобная тем которые приклеивают в магазинах к товарам чтобы их не выносили). А организационно, просто к каждой наклейке HGS привязан счет с которого списываются средства при пересечении автомобилем пункта оплаты проезда по дороге. В общем, тот же транспондер, только более упрощенный.

Причем, последняя технология (HGS) потихоньку вытесняет первую (как более передовая). Систему же оплаты которая описана в заметке про оплату дорог в Европе («взял талончик — сдал талончик»), в Турции вы уже не найдете.

Поскольку автор заметки не сторонник транспондеров (хотя бы потому, что их надо получать, потом сдавать или потеряешь залог), то в этой заметке будет описан принцип регистрации иностранного водителя в системе HGS в Турции.

В принципе, (на удивление), Турция несколько выбивается вперед от остальной Европы в плане оплаты дорог в ней. Насколько мне видится, у турок более правильный и прогрессивный способ оплаты, хотя бы потому, что не нужно останавливаться. При этом не нужно арендовать (или покупать) транспондер, RFID-метка (наклейка HGS) вполне справляется с задачей идентификации ТС проезжающего через пункт оплаты.

Правда, чтобы «вписаться» в их систему надо приложить некоторые дополнительные усилия, зато потом процесс идет легко и гладко. Если собираетесь посетить Турцию на собственном автомобиле (или если вам просто интересно), то ознакомьтесь с информацией в этой заметке.

ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!
Большинство сайтов (ссылок) упомянутых в тексте заметки и в комментариях к ней, открываются только с территории Турции*.
Для доступа к ним используйте VPN или турецкий прокси-сервер.

* Зачем и почему турки сделали так, автор заметки знать не может, даже не спрашивайте.

 

 

 

 

Карта платных дорог Турции по состоянию на 2022 год

Вначале, пара слов о платных дорога в Турции в общем. Где они, как они… Это можно узнать в этой части заметки.

К сожалению, Управление дорог Турции до сих пор не озаботилось тем, чтобы создать внятную карту платных дорог своей страны в электронном виде. Поэтому с электронной картой платных дорог есть определенные сложности, которые, впрочем, автор данной заметки попробовал решить. Интерактивную карту платных дорог Турции можно найти по ссылке.

А ниже приведена общая карта дорог Турции (это из официального источника, с сайта Управления). Платные дороги на ней обозначены красно-бордовым цветом. Чтобы вам было легче их искать, я обвел районы в которых есть платные дороги красным цветом (платных дорог там пока немного, см. ниже).

По клику на картинку — общая карта откроется в хорошем разрешении, но довольно большая по объему, (около 5 МБ) и по размеру (6000×3200 точек), так что осторожнее с ней (желателен большой экран):

Карта платных дорог Турции 2022 год

Ну и вот «нарезка» этих районов в крупном масштабе (открывайте или скачивайте и рассматривайте отдельно).

Район 1 Эдирне (граница с Болгарией) — Стамбул — Бурса:

Карта платных дорог Турции 2022

Район 2 Стамбул — Анкара:

Карта платных дорог Турции 2022

Район 3 Измир:

Карта платных дорог Турции 2022

Район 4 Анкара — Нигде — Мерсин — Адана:

Карта платных дорог Турции 2022

Район 5 Османия — Газиантеп — Шанлыурфа:

Карта платных дорог Турции 2022

Оригинальные версии карт можно посмотреть на сайте Управления платных дорог Турции (по ссылке попадете на нужное место). Тарифы на оплату дорог, а также мостов и туннеля под Босфором, смотреть там же (по ссылке — нужное место).

Здесь еще раз обращу ваше внимание:

ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!
Большинство сайтов (ссылок) упомянутых в тексте заметки и в комментариях к ней, открываются только с территории Турции*.
Для доступа к ним используйте VPN или турецкий прокси-сервер.
В противном случае, ссылки скорее всего не откроются (если турки ничего не поменяют).

* Зачем и почему турки сделали так, автор заметки знать не может, даже не спрашивайте.

 

Общее описание платных дорог

В Турции, платными являются все автомагистрали, все остальные дороги являются бесплатными. Не путайте автомагистраль (highway), с дорогой для автомобилей (motorway), последние хоть и похожи на магистраль (четырехполосные, по две полосы в каждую сторону), но ограничение скорости на них пониже, и они бесплатны. На карте выше дороги для автомобилей обозначены двойной линией темно-синего цвета.

По сути, в настоящее время платных дорог (магистралей) в Турции пока немного (с десяток), но они строятся, и в перспективе будут вводиться и новые платные дороги.

Магистрали в Турции обозначаются на картах буквой «О» (от «otoyollar» — шоссе, но это я так думаю, на самом деле, не знаю почему так). Плата за дороги весьма невысока (общие тарифы приведены чуть ниже). Дороги для автомобилей (тоже с разделением полос, но бесплатные и чуть пониже качеством) обычно обозначаются буквой «D» (впрочем, там и все остальные дороги так обозначаются), скорость движения на них пониже, обычно 110 км/ч (на магистралях — 120 км/ч), но всегда надо смотреть на знаки.

На отдельных участках как магистралей, так и обычных дорог могут быть и другие ограничения. Дороги обозначенные буквой «D» также могут быть и двухполосными (по одной полосе в каждую сторону), т.е. обычными загородными. На таких участках и на остальных загородных дорогах разрешенная скорость как и у нас — 90 км/ч. Но смотрите на знаки всегда.

Платными также являются все 3 моста через Босфор в Стамбуле, причем плата по двум из них (Босфорскому и Султана Фатиха) взимается только при движении из Европы в Азию (обратный проезд бесплатен), а при движении по мосту Султана Селима плата взимается при движении в любом направлении. Платным является также и тоннель «Евразия» под Босфором (тоже в Стамбуле). 

Кроме этих мостов, платным является также мост Османгази через Мраморное море (на трассе О-5) — по ссылке откроется карта Гугла в новом окне, можете посмотреть где он находится. Это был самый дорогой объект для оплаты проезда в Турции, до открытия моста Чанаккале, который уверенно перехватил пальму первенства (по ссылке — карта в новом окне).

Мосты в Стамбуле:

Мосты и тоннель Стамбул

 

Плата за проезд по мостам и тоннелю Стамбула
(для легковых автомобилей без прицепа, на 2022 год)

Мост Султана Селима* 1,1 евро (19 лир)
Мост Султана Фатиха** 0,5 евро (8,25 лиры)*
Босфорский мост** 0,5 евро (8,25 лиры)*
Тоннель «Евразия»*** Днем: 3,1 евро (53 лиры)** (с 05:00 до 23:59)
Ночью: 1,5 евро (26,5 лир)** (с 24:00 до 04:59)
Мост Османгази (на трассе О-5)**** 10,7 евро (184,5 лиры)
Мост Чанаккале (на трассе О-6) 11,6 евро (200 лир)

Официальные расценки на проезд по мостам на 2022 год (с сайта Управления дорог Турции).

ПРИМЕЧАНИЯ:
* Плата за проезд взимается в обоих направлениях.
** Плата за проезд взимается только при проезде из Европы в Азию (в обратном направлении проезд бесплатный), наличными не принимается (только по карте или надо быть зарегистрированным в системе OGS/HGS).

*** Проезд автомобилей с прицепом и мотоциклов — запрещен.
**** При движении из Стамбула (Гебзе) в Бурсу/Измир, при проезде пункта оплаты моста Османгази (он находится после моста) взимается плата только за проезд по мосту, а далее — сколько проедете до нужного вам перекрестка, там снимут остальную плату. При движении в обратном направлении (из Измира в Стамбул), система зафиксирует ваш пункт въезда на трассу и на пункте оплаты моста Османгази с вас снимут сразу и плату за пройденное расстояние, и за проезд по мосту.

 

Плата за проезд по автомагистралям Турции
(для легковых автомобилей без прицепа, на 2022 год)

Ниже приведены цены за проезд по основным магистралям на «всю длину», то есть от начальной точки до конечной. По ссылкам ниже, вы сможете скачать официальные расценки на проезд (в pdf, без «танцев с бубном», т.е. без VPN и прочего, поскольку автор уже скачал их у турков, и теперь они лежат на российском сервере), и определить стоимость проезда между отдельными участками на трассе при необходимости. Но как вы увидите из цен ниже, особой необходимости в этом нет. Цены весьма невысоки (если брать по европейским меркам), а магистрали там хороши.

Маршрут  ≈ Расстояние
Стоимость проезда
Стамбул — Анкара (трасса О-4 «Анадолу») 410 км 2,7 евро (47 лир)
Стамбул — Эдирне (трасса О-3 «Европа») 240 км 1,4 евро (24 лиры)
Стамбул (Курнакей — Акязы) (трасса О-7) 120 км 5,2 евро (89,5 лир)
Стамбул (Кинали — Одаери) (трасса О-7) 60 км 2,3 евро (39 лир)
Стамбул (Фенертепе — Курнакей) (включая мост султана Селима), (трасса О-7 северная часть объездной Стамбула) 90 км 5,5 евро (95,5 лир)
Измир — Чешме (трасса О-32) 80 км 0,4 евро (7,5 лир)
Измир — Айдын (трасса О-31) 110 км 0,6 евро (9,5 лир)
Измир (Менемен) — Шандарлы (трасса О-33) 60 км 3,2 евро (55,5 лир)
Гебзе — Бурса (включая мост Османгази) (трасса О-5) 80 км 13 евро (224 лиры)
Бурса — Измир (трасса О-5) 330 км 12,5 евро (214,5 лир)
Анкара — Нигде (трасса О-21) 300 км 8 евро (138,5 лир)
Нигде — Мерсин (трасса О-21/О-51) 180 км 1,5 евро (25,5 лиры)
Нигде — Адана (трасса О-21/О-50) 180 км 1,5 евро (25,5 лиры)
Адана — Шанлыурфа (трасса О-52) 380 км 1,7 евро (29 лир)
Адана — Искендерун (трасса О-53) 130 км 0,5 евро (8,75 лиры)
Малкара — Мост Чанаккале (включительно) (трасса О-6) 80 км 15,8 евро (272,5 лиры)

Как видите, расценки на проезд у турков «копеечные», за исключением пары мостов. От Эдирне (граница с Болгарией) до Искендеруна (самый юг Турции), можно доехать за 14 евро, это на секундочку, за 1300 км хороших магистралей. За примерно такое же расстояние между Парижем и Мадридом вы заплатите чуть больше 100 евро, для сравнения. Если посчитать среднюю стоимость оплаты за проезд одного километра платной дороги, то в среднем по Турции выходит плата 0,013 евро за километр (во Франции, для сравнения, около 0,17 евро за километр, т.е. в 13 раз дороже).

Интерактивная карта платных дорог Турции — вынесена на отдельную страницу. Все пояснения по карте даны на той же странице (по ссылке), кому нужно, можете посмотреть, но нужен (желателен) нормальный экран, не смартфон.

 

 

 

Работа системы оплаты дорог в Турции

Оплата дорог в Турции выполняется безостановочным и бесконтактным методом, только приходится снижать скорость при проезде пункта оплаты. Впрочем, на новых трассах турки уже ставят современные пункты оплаты, которые позволяют не снижать скорость при их проезде. Но пока старых пунктов контроля еще достаточно.

После того как произведена регистрация в системе (см. ниже), при подъезде к пункту оплаты скорость сбрасывается до 30 км/ч (там стоят знаки ограничения скорости, вы их увидите, не проскочите), и выполняется проезд через ворота на трассе.

Никаких шлагбаумов в воротах как правило нет (кроме отдельных пунктов трассы О-5 Стамбул — Измир), как и особых очередей, но на выезде из пункта оплаты стоит светофор «красный/зеленый», снабженный громки зуммером (или звонком). 

ВАЖНО! Системы оплаты OGS и HGS — это несколько разные системы. Следите за надписями над воротами контроля на трассе, иногда, ворота для этих систем могут быть разными, (но могут и совпадать).
Но если ворота различаются, то вы должны проезжать в те ворота, которые предназначены для той системы оплаты, которую вы используете.

Если система оплаты идентифицировала автомобиль, и у владельца на счету есть деньги, то с его счета списывается некоторая сумма за проезд (согласно пройденному расстоянию), при этом загорается зеленый сигнал светофора. 

Если автомобиля нет в системе (система не смогла его опознать), или на счету недостаточно средств, то при проезде пункта контроля (платы) загорается красный сигнал светофора и звучит резкий и громкий звуковой сигнал (вы его услышите даже при закрытых окнах).

При этом, вы все равно проезжаете ворота и едете спокойно дальше. С этого момента, у вас есть 15 дней чтобы пополнить свой счет в системе (задолженность, образовавшаяся к тому моменту, будет сразу с него автоматически списана). За невыполнение — штраф. 

На трассе О-5 (Стамбул (Гебзе) — Измир) и на мосту Османгази (на этой же трассе) есть шлагбаумы на пунктах оплаты и там можно рассчитаться за проезд на месте, но этот способ оплаты никаких особенностей не имеет (подъехали, заплатили, поехали дальше). Впрочем, на новых магистралях (вроде О-21 из Анкары в Нигде и в районе Стамбула) появляются уже и скоростные точки контроля и оплаты. Там теперь вообще скорость сбрасывать не надо. Просто едешь себе и едешь. Это как в Португалии, например.

 

Для водителей ТС зарегистрированных за рубежом

Вот информационная брошюра для иностранных водителей с официального сайта Управления платных дорог Турции. По поводу оплаты дорог (и штрафов, кстати) для водителей автомобилей зарегистрированных за границей, там написано следующее:

Перевод (упрощенный, но по сути верный):

Транспортные средства с иностранными номерными знаками
ТС с иностранными номерами, которые проезжают по платным дорогам и мостам в нашей стране, необходимо зарегистрироваться в системе OGS или HGS и иметь на счету достаточную сумму чтобы покрыть плату за проезд, во избежание получения штрафа.

Для того чтобы владельцы ТС проезжающих по платным мостам и дорогам без счета OGS или HGS или без достаточного остатка на этом счете не платили штраф за проезд, они должны открыть счет OGS или HGS в уполномоченном отделении банка (или на почте) в течение 15 дней после нарушения (проезда без оплаты — прим. авт.) и положить на него сумму достаточную для оплаты. Также можно выполнить оплату через меню «Платежи за иномарки» в разделе «Быстрый платеж» на главной странице Интерактивной налоговой инспекции: ivd.gib.gov.tr
В противном случае, таможня не позволит этим транспортным средствам покинуть страну без оплаты пошлин и штрафов.

Штрафы  за проезд и административные штрафы которые не уплачены в течение 15 дней, также должны быть оплачены через меню «Платежи за иномарки» в разделе «Быстрый платеж» на главной странице Интерактивной налоговой инспекции: ivd.gib.gov.tr в противном случае, таможня не позволит этим транспортным средствам покинуть страну без оплаты пошлин и штрафов.

ТС с иностранными номерными знаками, совершившие нарушение правил взимания платы за проезд, обязаны уплатить пошлину за проезд и оплату штрафов до прибытия на таможню, как описано выш, чтобы не стоять в очереди на оплату и не создавать очередь.

Далее смотрите, это настолько важно, что я повторю это специально и большими буквами:

Официальный сайт, который доступен иностранцам без танцев с бубном (без VPN, прокси-серверов и т.п.) — это сайт турецкой Интерактивной налоговой инспекции (доступен по ссылке или по адресам указанным выше).
И вот через него можно (и нужно) проверить и оплатить дороги (и штрафы при необходимости) иностранцам.
Об этом нам прямо сообщает Главное управление дорог Турции.
То есть, это — официальный сайт для расчетов с иностранцами.

 

Вот через него всё оплачивайте (и проверяйте). Сайт, конечно, только на турецком языке (Что? Какой английский? Мы же в Турции! Только турецкий, только хардкор!), но тем не менее, запустив его через Гугл- или Яндекс-переводчик разобраться вполне можно (и разберетесь). Остальные сайты упомянутые здесь тоже позволяют решать вопросы, но на них можно попасть только через турецкий прокси или VPN, да и зачем вам посредники?

Кстати, кроме указанного выше сайта, без ВПН и прокси доступен и сайт официальной службы поддержки клиентов HGS почты Турции. Там тоже можно проверить задолженность (GEÇİŞ İHLALİ SORGULA — запросить о задолженности) и можно пополнить баланс счета HGS (HGS BAKİYE YÜKLE — пополнить баланс HGS). К сожалению, он тоже только на турецком языке, но переводчики в браузерах вполне справляются. Его тоже можно использовать для проверки задолженности и пополнения баланса счета, но для этого там надо сначала зарегистрироваться, как клиенту HGS.

Регистрация несложная:

  1. Заходим на сайт почты Турции в раздел поддержки клиентов HGS, (по приведенной чуть выше ссылке), сайт, разумеется, на турецком, для удобства пользуйтесь переводчиком, хотя можно и без него;
  2.  Вверху справа есть желтая кнопка с замочком, на турецком называется «MÜŞTERİ HİZMETLERİ GİRİŞ» (по-русски: «Обслуживание клиентов, вход»), кликаем на неё;
  3. В появившемся меню выбираем верхний левый пункт «Üye Olun» («Подписаться»);
  4. Слева на экране загрузится расширенное желтое меню и там нужно будет ввести (по порядку): номер паспорта который вы указывали в карточке при получении HGS стикера (т.е. номер паспорта владельца стикера), затем свой email (рабочий обязательно), придумать пароль, повторить пароль и пройти капчу (галочку поставить).
  5. После этого вам на указанную почту придёт письмо, в котором нужно нажать на верхнюю ссылку для подтверждения регистрации.

После вам будет доступна проверка баланса и на этом сайте и в приложении HGS. Входить на сайт в раздел обслуживания под своим логином (адрес e-mail) и по придуманному ранее паролю. Приложение HGS можете поставить, а можете и не ставить — это уже по вашему выбору, как вам удобнее.

 

В общем, правила требуют чтобы иностранный водитель зарегистрировался в системе оплаты и выполнил оплату использованных им платных дорог (в течение 15 дней после проезда по ним) и штрафов, в противном случае, выезд из страны (до оплаты долгов) будет ограничен. И долги лучше оплатить заранее, на границе это проверят.

Свою поездку по Турции я выполнял в 2015-м году, и тогда с этим было чуть проще. Теперь же вижу ситуацию так: заехали в Турцию спросили у погранцов: «где купить стикер HGS?». Возможно, где-нибудь после границы, (а может и сразу за погранпостом) будет точка по их продаже (отделение какого-либо банка или почты), и они вам подскажут это.

Точки нет? Должна быть перед въездом на платную магистраль (но вот в 2015-м году, я не смог обнаружить этих точек, хотя и искал их целенаправленно). Но обычно иногда, напишу так, они есть. Особенно, на въездных и выездных (начальных/конечных) точках платных магистралей.

Вот, например, такой пункт на точке Кинали, (Ptt — это «почта», там продается HGS, видно даже этот указатель-стрелочку), вот такой же пункт в Эдирне, (вот желтенькая табличка — это как раз Ptt), но он расположен почему-то на выездном направлении (т.е. на стороне движения из Стамбула), и к нему вы при въезде в Турцию из Болгарии не попадете (там дорогу не перейдешь), не знаю, почему так сделали, логичнее было бы на въезде его поместить (турки, блин). Вот например такой пункт в Гебзе. И так далее.

Но в Эдирне, сразу после границы есть пара пунктов продажи наклеек: первый, второй (по ссылкам — место на карте). Они круглосуточные, персонал там натасканный, понимает, что вам нужно, наклейка оформляется без лишних проблем. Вот и купите там сразу наклейку, и не думайте даже. Насчет баланса (сколько денег класть) — это вы заранее (перед поездкой) должны прикинуть маршрут и сколько денег на него нужно, и сразу пополняйте счет на нужную сумму, чтобы потом не суетиться уже.

Ну, а если нет, то просто смотрите внимательнее на трассе, ищите на пунктах оплаты желтую вывеску и синие буквы на ней: «Ptt». Насчет распорядка работы таких точек не скажу, но днем должны-то работать. По данным почты Турции сейчас есть 33 пункта оплаты на трассах (они отмечены на интерактивной карте), где можно купить наклейку HGS или пополнить ее баланс.

Если перед въездом на магистраль точки регистрации в системе нет, то спокойно едем дальше (не обращая внимания на светофоры и зуммеры на пунктах контроля), и уже по прибытию в пункт назначения идем там на почту и регистрируемся в системе, сразу оплачивая те долги которые успели «накатать» до регистрации (вам должны подсказать о возникшей задолженности при оформлении).

На некоторых магистралях (в районе Измира, например) до сих пор есть шлагбаумы и пункты оплаты (классический вариант оплаты). В таком случае, вопросов нет, стикер не нужен, оплачиваете проезд «по факту» тогда. Но если стикер есть, дополнительно ничего платить не придется, автоматически спишется со счета. Поэтому стикер приобретайте однозначно, и даже не думайте на тему: «надо или нет?». Надо. Пригодится.

Как зарегистрироваться в системе и получить стикер HGS — написано ниже.

Устав слушать эти зуммеры на пунктах оплаты, я решил не экспериментировать лично на себе на тему «а что будет если?..», пошел на почту, зарегистрировался в системе и повесил себе на стекло стикер системы HGS:

Клеится на стекло только верхняя половина стикера, вторая (нижняя) — должна по инструкции сохраняться, киньте ее в бардачок. Она пригодится вам, если потребуется пополнить счет. UPD: сейчас (в 2022 году) вторую половинку стикера уже не дают. Пополнять баланс можно через интернет, а можно на почте по номеру автомобиля.

Для мотоциклистов (6 sinif — это 6-й класс ТС, т.е. мотоциклы) вместо наклейки (стикера) предусмотрена карточка типа банковской, вот такого вида (спасибо читателю Борису за предоставленное фото карточки):

Карточка системы HGS в Турции

Почему для мотоциклистов? Потому что наклейка на мотоцикле/мопеде не защищена ни от чего. Ни от дождя, ни от струи на мойке, ни от шаловливых ручонок соседских мальчишек. Поэтому для мотоциклистов предусмотрена карточка для оплаты наподобие банковской, которая в момент проезда должна быть где-то в наружном кармане одежды.

После регистрации в системе наступила благодать, а светофоры на пунктах оплаты загорались исключительно зеленым светом и почтительно молчали при проезде. 

Стоимость покупки стикера составляет 62 лиры (примерно 10 евро, на 2019 год), при этом, сам стикер стоит 12 лир, а 50 лир попадают на ваш счет. Ныне времена изменились, и теперь почта Турции не публикует общую стоимость наклейки/карточки.

На  сайте почты указано (доступен без VPN и других проблем) лишь, что: «Sticker type product is 5 TL and card type product is 15 TL in PTT Offices». То есть, что сам по себе стикер (пустой) стоит 5 лир, а карточка (тоже без баланса) — 15 лир. Остальное должен на счет доложить покупатель, исходя из того, что ему нужно.

Там же есть приписка: «Customers must buy credits with products other than the device cost», что означает, что пустую (без баланса) карточку/стикер вам не продадут. Нужно сразу будет закинуть на нее некоторую минимальную сумму. Какую — не знаю, а почта не уточняет. Ну, лир 100, полагаю, будет достаточно для начала. Но я бы всем путешественникам порекомендовал прикидывать сразу маршрут поездки (и сумму затрат по нему), и пополнять счет сразу на необходимую сумму, чтобы два раза не вставать, как говорится. Хотя это, конечно, дело вкуса.

Приобрести стикер или карточку HGS можно (как и говорилось выше) в специальных офисах, размещённых при выезде/въезде с автомагистралей, а также в любом отделении Почты Турции (Ptt), или в отделениях банков Garanti или Isbank.

 

 

Регистрация в системе HGS

Сама по себе HGS система-то хорошая, но чтобы зарегистрироваться в ней (купить стикер), придется приложить ряд определенных усилий.

Для регистрации в системе необходимо заполнить специальный бланк регистрации (можно взять в любом почтовом отделении, там стоят стенды с ними), но беда в том, что бланки эти — составлены исключительно на турецком языке (ни слова на английском).

Если бланка в отделении почты обнаружить не удастся, то необходимо обратиться к сотруднику почты и попытаться объяснить ему, что вам нужен бланк HGS (можно просто написать на бумажке «HGS ???», вас должны понять). В таком случае, бланк вам распечатают на компьютере (ту его часть, которую необходимо заполнить).

Далее надо с этим бланком (образец бланка приведен ниже), вернуться в гостиницу, и попросить человека из числа персонала владеющего английским (или русским) языком, чтобы он помог вам разобраться с ним (заполнить). Или воспользоваться рекомендациями по его заполнению приведенными ниже.

После заполнения бланка необходимо вернуться на почту, постоять в очереди, отдать бланк заявления, паспорт и документы на автомобиль сотруднику почты, и подождать, пока тот не зарегистрирует вас в системе.

Не факт, что у него при этом не возникнет вопросов, поэтому, лучше взять с собой кого-нибудь из персонала отеля (за дополнительную плату, разумеется, 5 евро решат вопрос), в качестве толмача. В общем, процесс не быстрый. У меня (в Стамбуле было дело) он занял от начала до конца — почти четыре часа (и это почта еще была в пяти минутах ходьбы от отеля).

Большую часть времени заняло ожидание в очереди. Сотрудники турецкой почты ну о-о-очень неторопливы и полны молчаливого достоинства. Сотрудники Почты России по сравнению с турками — это чемпионы-спринтеры. Хотя если повезет, то можно оформить все и за 10 минут.

Но теперь я могу немного вам помочь с этим делом (с заполнением бланка), так, чтобы вы смогли с ним справиться самостоятельно (если решите, что вам это нужно, но я еще раз скажу: нужно). 

Бланк турецкой системы HGS выглядит так, как на фото ниже, и вы должны заполнить левое поле перед тем как отдать его сотруднику почты:

Оплата дорог в Турции по системе HGS

Учтите, что на стендах в помещении почты, эти бланки лежат сложенные пополам, то есть, видно только правую часть бланка. Ее и ищите глазами на стеллажах и стендах (в каждой почте может быть немного по-разному).

На самом деле, в развернутом виде бланк достаточно большой, там внутри расписаны все правила использования системы (на турецком языке).

 

 

 

Заполнение бланка для регистрации в системе HGS

Бланк заполняется печатными буквами, латиницей.

Первое поле: имя фамилия — пишете как в загранпаспорте, разумеется, латиницей.

Второе поле: идентификационный номер (или номер паспорта) — пишете серию и номер своего загранпаспорта.

Третье поле: номер автомобиля, который регистрируется в системе — пишете свой номерной знак (включая номер региона), слово «RUS» писать не нужно, и пишите его так, как на номере, т.е. русскими буквами. Камеры контроля будут видеть ваш номер, и он должен совпадать с тем, который внесен в систему. То есть номер «Р013СН56», должен быть так и записан, а не как «R013SN56»! Наши российские номера имеют только те буквы, которые начертанием совпадают с латинскими (нет у нас номеров с буквами «Б», «Г», «Ж», «И», «Л» и т.п.), так что проблем не будет.

Четвертое: номер лицензии — пишете серию номер своего ВУ (прав).

Пятое поле: класс транспортного средства:

  • «1» — если у вас обычная легковушка, (две оси, расстояние между осями (база) не более 3,20 м);
  • «2» — крупный джип, микроавтобус, автобус, грузовик и т.п. (две оси, база более 3,20 м);
  • «3» — три оси (в том числе если у вас ТС категории «1» или «2», но вы ездите с прицепом);
  • «4» — грузовик с четырьмя или пятью осями  (считаются и оси прицепов, если они есть);
  • «5» — грузовик с шестью и более осями (считаются и оси прицепов, если они есть);
  • «6» — мотоциклы.

Шестое поле: мобильный телефон владельца счета. Если купили «симку» в Турции, пишете свой турецкий номер, если нет — любой, лишь бы он был похож на действующий турецкий.

Можете переписать номер из моего образца, который в примере выше — вам без разницы, но кто-то (владелец номера) будет получать информацию в виде СМС о движении средств на вашем счету, о задолженности, штрафах и т.п.

Можно попробовать написать российский номер телефона, но я действительно не знаю, пройдет ли это или нет. Если кто-нибудь пробовал, отпишитесь в комментариях, как там с этим вариантом.

Я при заполнении бланка писал номер «от балды» (увидел рекламу на автобусе, который стоял в момент заполнения бланка напротив окна почты, этот номер в бланк и вписал).

Седьмое поле: адрес проживания — ничтоже сумняшеся пишите туда адрес своего отеля (без названия отеля, разумеется). По этому адресу (в случае чего) будут приходить штрафные квитанции.

Можете вписать любой, лишь бы такой адрес вообще существовал где-нибудь в Турции. Хотя, ниже в комментариях один из читателей (спасибо ему!) отметил, что для туристов адрес не обязателен. Попробуйте не заполнять это поле, а если сотрудник почты будет настаивать, то попробуйте объяснить ему, что вы турист и у вас нет постоянного адреса. Если не получится, то  тогда впишите туда адрес отеля (как вариант).

Поле для даты и вашей подписи — ставите текущую дату и свою подпись. 

 

Придя на почту и отстояв очередь (там электронная очередь по талончику, в Стамбуле была во всяком случае), отдаете его служащему, вместе с паспортом, правами, и свидетельством о регистрации ТС. Из паспорта он проверит ваши ФИО и номер документа, из ВУ (прав) — номер водительской лицензии, из свидетельства о регистрации — регистрационный номер вашего автомобиля. Эти же данные будут (должны быть) на квитанции (чеке), и вы тоже их проверьте когда получите чек, и если что, то сразу исправьте неточности.

Даете ему деньги, и он выдает вам квитанцию, наклейку, и, собственно, регистрирует вас в системе. Всё.

Наклейку на лобовое стекло вверху посередине, за зеркалом заднего вида, (если верхняя солнцезащитная полоса у вас металлизированная, то чуть ниже нее), квитанцию и корешок наклейки — в бардачок, и ездите спокойно.

Если будете гостить долго и деньги на счету закончатся, (светофоры при проезде опять начнут звенеть) с корешком стикера приходите на почту (любую ближайшую) и знаками объясняете, что хотите пополнить этот счет в системе HGS. Также теперь уже счет можно пополнить и через интернет, на сайте Почты Турции (ссылку и пояснения давал выше).

 

 *   *   *   *   *

Вот так обстоит дело с оплатой дорог в Турции. Зарегистрироваться в системе необходимо, поскольку при выезде будет проведена проверка, и при наличии штрафов, вас через границу не пропустят. Да и проще так. Поэтому заехав в Турцию, покупайте наклейку HGS без сомнений, пригодится. 

Чтобы не мучаться с пополнениями в процессе поездки, пользуясь информацией выше сразу прикиньте расходы на платные дороги по запланированному вами маршруту, прибавьте к этим расчетам 50 лир про запас, и сразу (при покупке наклейки) закиньте на счет нужную сумму чтобы избежать лишних движений по пополнению.

Если будете арендовать автомобиль на месте, в Турции, то проблем не будет — они все уже с наклейками (или с транспондерами), и вам надо будет просто оплатить счет за то, что вы там накатаете по факту (в дополнение к арендной плате, конечно). Однако, будьте морально готовы к тому, что при выставлении счета «за дороги», турки «накинут» вам сверху на него 100-200 лир. О таких случаях пишут читатели в комментариях ниже…

На этом, заметку посвященную описанию использования платных дорог в Турции, и процессу их оплаты, я закончу.