Оплата дорог в Турции

 

 

Системы оплаты дорог в Турции

Плата за дороги в Турции, взимается в зависимости от пройденного расстояния. В Турции существует два варианта оплаты дорог: по классическому транспондеру (OGS), и по наклейке (стикеру) — система HGS.

При этом, оба эти способа работают по радиочастотной (дистанционной) системе идентификации, т.е. наклейка системы HGS, это по сути тот же транспондер, только не требующий питания (она выполняет роль вашего идентификатора в системе).

По сути работы, стикер HGS — эта та же RFID-метка (подобная тем, которые приклеивают в магазинах к товарам, чтобы их не выносили). 

Причем, последняя технология (HGS), потихоньку вытесняет первую (как более передовая). Систему же оплаты, которая описана в заметке про оплату дорог в Европе («взял талончик — сдал талончик»), в Турции вы уже не найдете.

Поскольку я не сторонник транспондеров (хотя бы потому, что их надо получать, потом сдавать или потеряешь залог), то в этой заметке будет описан принцип регистрации иностранного водителя в системе HGS в Турции.

В принципе, (на удивление), Турция несколько выбивается вперед от остальной Европы, в плане оплаты дорог в ней. Насколько мне видится, у турок более правильный и прогрессивный способ оплаты, хотя бы потому, что не нужно останавливаться.

Правда, чтобы «вписаться» в их систему, надо приложить некоторые дополнительные усилия, зато потом, процесс идет легко и гладко. Если собираетесь посетить Турцию на собственном автомобиле (или если вам просто интересно), то ознакомьтесь с информацией в этой заметке.

 

 

 

 

Карта платных дорог Турции

К сожалению, Управление платных дорог Турции до сих пор не озаботилось тем, чтобы создать внятную карту платных дорог своей страны в электронном виде. Поэтому, с картой платных дорог есть определенные сложности.

Тем не менее, ниже приведена общая карта дорог Турции (это из официального источника, с сайта Управления). Платные дороги на ней обозначены темно-бордовым цветом.

Чтобы вам было легче их искать, я обвел районы, в которых есть платные дороги, красным цветом (платных дорог там пока немного, см. ниже).

По клику на картинку — общая карта откроется в новом окне (в хорошем разрешении, но довольно большая по объему):

Карта платных дорог Турции

Ну и вот «нарезка» этих районов в крупном масштабе (открывайте или скачивайте и рассматривайте отдельно).

Район 1 Эдирне (граница с Болгарией) — Стамбул:

Платные дороги Турции район 1 Эдирне - Стамбул

Район 2 Стамбул — Анкара:

Платные дороги Турции район 2 Стамбул - Анкара

Район 3 Измир:

Платные дороги Турции район 3 Измир

Район 4 Мерсин — Нигде — Османия — Искендерун:

Платные дороги Турции район 4 Мерсин - Нигде - Османия

Район 5 Османия — Газиантеп — Шанлыурфа:

Платные дороги Турции район 5 Османия - Шанлыурфа

Оригинальные версии карт можно посмотреть на сайте Управления платных дорог Турции (по ссылке попадете на нужное место). Тарифы на оплату дорог, а также мостов и туннеля под Босфором, смотреть там же (по ссылке — нужное место).

 

Общее описание платных дорог

В Турции, платными являются все автомагистрали, все остальные дороги являются бесплатными. Не путайте автомагистраль (highway), с дорогой для автомобилей (motorway), последние хоть и похожи на магистраль, но ограничение скорости на них пониже, и они бесплатны.

По сути, в настоящее время платных дорог (магистралей) в Турции пока немного (с десяток), но они строятся, и в перспективе будут вводиться и новые платные дороги.

Магистрали в Турции обозначаются на картах буквой «О» (от «otoyollar» — шоссе, но это я так думаю, на самом деле, не знаю почему так). Плата за дороги — весьма невысока (общие тарифы приведены чуть ниже).

Платными также являются все 3 моста через Босфор в Стамбуле, причем, плата взимается только при движении из Европы в Азию (обратный проезд бесплатен), и тоннель под Босфором (тоже в Стамбуле). 

Платным является также мост Османгази через Мраморное море (на трассе О-5) — по ссылке откроется карта Гугла в новом окне, можете посмотреть, где он находится, это, пожалуй, самый дорогой объект для оплаты проезда в Турции.

Мосты в Стамбуле:

Мосты в Стамбуле

 

Плата за проезд по мостам и тоннелю
(для легковых автомобилей без прицепа, на 2019 год)

Мост Султана Селима 3,1 евро (19,1 лиры)
Мост Султана Фатиха 1,4 евро (8,7 лиры)*
Босфорский мост 1,4 евро (8,7 лиры)*
Тоннель «Евразия» 3,7 евро (23,3 лиры)**
Мост Османгази (на трассе О-5) 17 евро (103 лиры)

ПРИМЕЧАНИЯ:
* Плата за проезд наличными не принимается (только по карте).
** Проезд автомобилей с прицепом и мотоциклов — запрещен.

 

Плата за проезд по автомагистралям
(для легковых автомобилей без прицепа, на 2019 год)

Ниже приведены цены за проезд по основным магистралям на «всю длину», то есть, от начальной точки до конечной. При необходимости, можно уточнить плату за проезд по отдельному участку, на официальном сайте Управления платных дорог Турции.

Но как вы увидите из цен ниже, особой необходимости в этом нет. Цены весьма невысоки (если брать по европейским меркам), а магистрали там хороши.

Маршрут  ≈ Расстояние
Стоимость проезда
Стамбул — Анкара (трасса О-4) 450 км 4 евро (25 лир)
Стамбул — Эдирне (трасса О-3) 250 км 2 евро (12 лир)
Стамбул (северная объездная трасса О-6*) 60 км 10 евро (62 лиры)**
Измир — Чешме (трасса О-32) 80 км 0,6 евро (4 лиры)
Измир — Айдын (трасса О-31) 110 км 0,8 евро (5 лир)
Измир — Гебзе (трасса О-5) 430 км 5,4 евро (33 лиры)***
Адана — Нигде (трасса О-21) 180 км 2,2 евро (14 лир)
Адана — Мерсин (трасса О-51) 80 км 0,5 евро (3 лиры)
Адана — Шанлыурфа (трасса О-52) 380 км 2,5 евро (15 лир)
Адана — Искендерун (трасса О-53) 130 км 0,7 евро (5 лир)

ПРИМЕЧАНИЯ:
* На картах Гугла обозначена как «О-6», на карте Управления обозначена как «О-7».
** Отдельно необходимо прибавить стоимость проезда по мосту Султана Селима (3,1 евро).
*** Отдельно необходимо прибавить стоимость проезда по мосту Османгази (17 евро).

Как видите, расценки на проезд у турков «копеечные». Если посчитать среднюю стоимость оплаты за проезд одного километра платной дороги, то в среднем по Турции выходит плата 0,013 евро за километр (во Франции, для сравнения, около 0,17 евро за километр, т.е. в 13 раз дороже).

 

 

 

Работа системы оплаты дорог в Турции

Оплата дорог в Турции выполняется безостановочным и бесконтактным методом, единственно, приходится снижать скорость при проезде системы контроля. 

После того, как произведена регистрация в системе (см. ниже), при подъезде к пункту оплаты, скорость сбрасывается до 20-30 км/ч (там стоят знаки ограничения), и выполняется проезд через ворота на трассе.

Никаких шлагбаумов в воротах нет, как и очередей (кроме трассы О-5, Измир — Гебзе), но на выезде из пункта оплаты стоит светофор «красный/зеленый», снабженный громки зуммером (или звонком). 

ВАЖНО! Системы оплаты OGS и HGS — это несколько разные системы. Следите за надписями над воротами контроля, иногда, ворота для систем могут быть разными.
Если ворота различаются, то вы должны проезжать в те ворота, которые предназначены для той системы оплаты, которую вы используете.

Если система оплаты идентифицировала автомобиль, и у владельца на счету есть деньги, то с его счета списывается некоторая сумма за проезд (согласно пройденному расстоянию), при этом, загорается зеленый сигнал светофора. 

Если автомобиля нет в системе (система не смогла его опознать), или на счету недостаточно средств, то при проезде пункта контроля (платы) загорается красный сигнал светофора, и звучит резкий и громкий звуковой сигнал.

При этом, вы все равно проезжаете ворота и едете спокойно дальше. С этого момента, у вас есть 15 дней, чтобы пополнить свой счет в системе (задолженность образовавшаяся к тому моменту, будет сразу с него автоматически списана). За невыполнение — штраф. 

На трассе О-5 (Измир — Гебзе) и на мосту Османгази (на этой же трассе) есть шлагбаумы на пунктах оплаты и там можно рассчитаться за проезд на месте, но этот способ оплаты никаких особенностей не имеет (подъехали, заплатили, поехали дальше).

 

Дополнение информации от июня 2019 года.

Вот информация с официального сайта Управления платных дорог Турции:

Важное примечание для водителей транспортных средств с иностранными номерными знаками, которые будут использовать платные дороги.

Транспортные средства с иностранными номерными знаками должны зарегистрироваться в OGS или HGS перед использованием платных дорог и иметь достаточный кредит в учетной записи для их использования.
Турецкие таможенные органы не разрешат автомобилям с иностранными номерами выезжать из страны, если у них есть неоплаченные штрафы (за использование платных дорог — прим. автора).
Таким образом, водители должны уточнить, есть ли у них какая-либо неоплаченная плата за проезд (по платным дорогам — прим. автора), или штраф за проезд (по платным дорогам — прим. автора) в разделе «Запрос на нарушение правил проезда по платным дорогам» на веб-странице www.kgm.gov.tr, и оплатить долги до прибытия в таможню, чтобы уехать.

Обратите внимание: «не разрешат выезжать, если есть неоплаченные штрафы». А штрафы начинают начисляться, если вы не оплатили дорогу в течение 15-ти дней после проезда по ней.

Если есть просто задолженность (но штрафов пока нет), то проблем при выезде быть не должно. Таким образом, вы можете выехать из Турции (без оплаты штрафа на границе), если еще не прошло 15 дней после того, как вы в первый раз проехали по платной дороге там.

Но при этом, потом штраф вам будет все равно начислен, и я не знаю, какие будут последствия. Может, проблемы при следующем въезде и так далее. В общем, с этим не нужно экспериментировать (на себе, во всяком случае).

А в общем, правила требуют, чтобы иностранный водитель зарегистрировался в системе оплаты, и выполнил оплату использованных им платных дорог, в противном случае, выезд из страны (до уплаты штрафа) может быть ограничен.

Свою поездку по Турции я выполнял в 2015-м году, и тогда с этим было чуть проще. Теперь же вижу ситуацию так: заехали в Турцию спросили у погранцов: «где купить стикер HGS?». Возможно, где-нибудь после границы будет точка по их продаже.

Точки нет? Должна быть перед въездом на платную магистраль (но вот в 2015-м году, я не смог обнаружить этих точек, хотя и искал их целенаправленно).

Если перед въездом на магистраль точки регистрации в системе нет, то спокойно едем дальше (не обращая внимания на светофоры и зуммеры на пунктах контроля), и уже по прибытию в пункт назначения идем там на почту и регистрируемся в системе, сразу оплачивая те долги, которые успели «накатать» до регистрации (вам должны подсказать о возникшей задолженности при оформлении).

На некоторых магистралях (в районе Измира, например) до сих пор есть шлагбаумы и пункты оплаты (классический вариант оплаты). В таком случае, вопросов нет, стикер не нужен, оплачиваете проезд «по факту» тогда.

Как зарегистрироваться в системе и получить стикер HGS — написано ниже.

Устав слушать эти зуммеры на пунктах оплаты, я решил не экспериментировать на тему «а что будет если?..», пошел на почту, зарегистрировался в системе и повесил себе на стекло стикер системы HGS:

Клеится на стекло только верхняя половина стикера, вторая (нижняя) — должна по инструкции сохраняться, киньте ее в бардачок. Она пригодится вам, если потребуется пополнить счет.

После регистрации в системе наступила благодать, а светофоры на пунктах оплаты загорались исключительно зеленым светом и почтительно молчали при проезде. 

Стоимость покупки стикера составляет 62 лиры (примерно 10 евро, на 2019 год), при этом, сам стикер стоит 12 лир, а 50 лир попадают на ваш счет. 

Приобрести стикер HGS можно в специальных офисах, размещённых при выезде/въезде с автомагистралей, а также в любом почтовом отделении, или в отделениях банков Garanti или Isbank.

 

 

Регистрация в системе HGS

Сама по себе HGS система-то хорошая, но чтобы зарегистрироваться в ней (купить стикер), придется приложить ряд определенных усилий.

Для регистрации в системе необходимо заполнить специальный бланк регистрации (можно взять в любом почтовом отделении, там стоят стенды с ними), но беда в том, что бланки эти — составлены исключительно на турецком языке (ни слова на английском).

Если бланка в отделении почты обнаружить не удастся, то необходимо обратиться к сотруднику почты и попытаться объяснить ему, что вам нужен бланк HGS (можно просто написать на бумажке «HGS ???», вас должны понять). В таком случае, бланк вам распечатают на компьютере (ту его часть, которую необходимо заполнить).

Далее надо с этим бланком (образец бланка приведен ниже), вернуться в гостиницу, и попросить человека из числа персонала владеющего английским (или русским) языком, чтобы он помог вам разобраться с ним (заполнить).

Или воспользоваться рекомендациями по его заполнению приведенными ниже.

После заполнения бланка необходимо вернуться на почту, постоять в очереди, отдать бланк заявления, паспорт и документы на автомобиль сотруднику почты, и подождать, пока тот не зарегистрирует вас в системе.

Не факт, что у него при этом не возникнет вопросов, поэтому, лучше взять с собой кого-нибудь из персонала отеля (за дополнительную плату, разумеется, 5 евро решат вопрос), в качестве толмача. В общем, процесс не быстрый.

У меня (в Стамбуле было дело) он занял от начала до конца — почти четыре часа (и это почта еще была в пяти минутах ходьбы от отеля).

Большую часть времени заняло ожидание в очереди. Сотрудники турецкой почты ну о-о-очень неторопливы и полны молчаливого достоинства. Сотрудники Почты России, по сравнению с турками — это чемпионы-спринтеры. Хотя если повезет, то можно оформить все и за 10 минут.

Но теперь я могу немного вам помочь с этим делом (с заполнением бланка), так, чтобы вы смогли с ним справиться самостоятельно (если решите, что вам это нужно). 

Бланк турецкой системы HGS выглядит так, как на фото ниже, и вы должны заполнить левое поле перед тем, как отдать его сотруднику почты:

Оплата дорог в Турции по системе HGS

Учтите, что на стендах в помещении почты, эти бланки лежат сложенные пополам, то есть, видно только правую часть бланка. Ее и ищите глазами на стеллажах и стендах (в каждой почте может быть немного по-разному).

На самом деле, в развернутом виде бланк достаточно большой, там внутри расписаны все правила использования системы (на турецком языке).

 

 

 

Заполнение бланка для регистрации в системе HGS

Бланк заполняется печатными буквами, латиницей.

Первое поле: имя фамилия — пишете как в загранпаспорте, разумеется, латиницей.

Второе поле: идентификационный номер (или номер паспорта) — пишете серию и номер своего загранпаспорта.

Третье поле: номер автомобиля, который регистрируется в системе — пишете свой номерной знак (включая номер региона), слово «RUS» писать не нужно, и пишите его так, как на номере, т.е. русскими буквами.
Камеры контроля будут видеть ваш номер, и он должен совпадать с тем, который внесен в систему. То есть номер «Р013СМ56», должен быть так и записан (а не как «R013SM56»!)

Четвертое: номер лицензии — пишете серию номер своего ВУ (прав).

Пятое поле: класс транспортного средства:

  • «1» — если у вас обычная легковушка, (две оси, расстояние между осями (база) не более 3,25 м);
  • «2» — крупный джип, микроавтобус, автобус, грузовик и т.п. (две оси, база более 3,25 м);
  • «3» — три оси (в том числе если у вас ТС категории «1» или «2», но вы ездите с прицепом);
  • «4» — грузовик с четырьмя или пятью осями  (считаются и оси прицепов, если они есть);
  • «5» — грузовик с шестью осями (считаются и оси прицепов, если они есть);
  • «6» — мотоциклы.

Шестое поле: мобильный телефон владельца счета. Если купили «симку» в Турции, пишете свой турецкий номер, если нет — любой, лишь бы он был похож на действующий турецкий.

Можете переписать номер из моего образца, который в примере выше — вам без разницы, но кто-то (владелец номера) будет получать информацию в виде СМС о движении средств на вашем счету, о задолженности и т.п.

Можно попробовать написать российский номер телефона, но я действительно не знаю, пройдет ли это или нет. Если кто-нибудь пробовал, отпишитесь в комментариях, как там с этим вариантом.

Я при заполнении бланка писал номер «от балды» (увидел рекламу на автобусе, который стоял напротив окна почты, этот номер в бланк и вписал).

Седьмое поле: адрес проживания — ничтоже сумняшеся пишите туда адрес своего отеля (без названия отеля, разумеется). По этому адресу (в случае чего) будут приходить штрафные квитанции.

Можете вписать любой, лишь бы такой адрес вообще существовал где-нибудь в Турции. Хотя, ниже в комментариях один из читателей (спасибо ему!) отметил, что для туристов адрес не обязателен.

Попробуйте не заполнять это поле, а если сотрудник потребует, то тогда впишите адрес отеля (как вариант).

Поле для даты и вашей подписи — ставите текущую дату и свою подпись. 

 

Придя на почту и отстояв очередь (там электронная очередь, по талончику, в Стамбуле была во всяком случае), отдаете его служащему, вместе с паспортом, правами, и свидетельством о регистрации ТС.

Даете ему деньги, и он выдает вам квитанцию, наклейку, и, собственно, регистрирует вас в системе. Всё.

Наклейку на лобовое стекло вверху посередине, за зеркалом заднего вида, (если верхняя солнцезащитная полоса у вас металлизированная, то чуть ниже нее), квитанцию и корешок наклейки — в бардачок, и ездите спокойно.

Если будете гостить долго, и деньги на счету закончатся, (светофоры при проезде опять начнут звенеть) с корешком стикера приходите на почту (любую ближайшую) и знаками объясняете, что хотите пополнить этот счет в системе HGS. 

 

 *   *   *   *   *

Вот так обстоит дело с оплатой дорог в Турции. Зарегистрироваться в системе необходимо, поскольку при выезде будет проведена проверка, и при наличии штрафов, вас через границу не пропустят.

Если будете арендовать автомобиль на месте, в Турции, то проблем не будет — они все уже с наклейками (или с транспондерами). 

На этом, заметку посвященную описанию использования платных дорог в Турции, и процессу их оплаты, я закончу.