- Экологические зоны Испании — общая информация
- Экологические наклейки (стикеры) в Испании
- Карты экологических зон Испании (в новом окне)
Не нашли интересующую вас информацию?
Экологические зоны Испании — общая информация
В конце 2017 года, волна «борьбы за экологию» поднявшаяся в 2008 году в Германии, докатилась и до Испании. Испания вводит экологические зоны.
С введением системы экологических наклеек, и одновременно с вводом в действие экологических зон в испанских городах, власти рассчитывают на снижение загрязнения воздуха выбросами оксидов азота (NO, NO2) и твердыми частицами (сажей).
Фундамент по введению экологических зон и наклеек, был заложен DGT (Dirección General de Tráfico — главным управлением дорожного движения) еще 7 апреля 2015 года, директивой 15/V-110 «О классификации транспортных средств», которая содержала подробные спецификации.
Полное разделение типов транспортных средств в соответствии с категориями экологичности, таких как мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы, было регламентировано в постановлении PCI/810/218 от 27.07.2018, хотя его основа была заложена еще в «Национальном плане качества и охраны атмосферного воздуха на 2013–2016 годы».
Пока экологические зоны введены в двух самых крупных городах Испании: Мадриде и Барселоне, но можно ожидать, что в дальнейшем это будет распространяться и на другие крупные города.
Экологические зоны в Испании (пока) существуют двух видов:
- Зоны низких выбросов — ZBE (Zona de Bajas Emisiones) или в английском варианте LEZ (low emission zone), и
- Зоны нулевых выбросов — АССЕ (Area Central Cero Emisiones) или в английском варианте ZEZ (zero emission zone).
АССЕ (ZEZ) — пока представлена в единственном экземпляре — в центре Мадрида, но в перспективе, можно ожидать появления таких зон и в центрах других крупных городов Испании.
Зона нулевых выбросов в Мадриде — АССЕ, в отличие от введенных на момент написания заметки временных зон пониженных выбросов (LEZ), действует постоянно.
ZBE (LEZ) — пока же представлены только временными зонами, две из которых расположены в Мадриде, и одна в Барселоне. О постоянных зонах LEZ пока не объявлено, но ожидается их появление в дальнейшей перспективе.
Примечание от июня 2020 г.: с 01 января 2020 года, зона LEZ в Барселоне объявлена действующей постоянно (т.е. независимо от экологической обстановки в городе), с понедельника по пятницу (по рабочим дням), с 07 до 20 часов.
В это время по зоне могут двигаться только автомобили соответствующие установленным экологическим нормам. В остальное время — допускается движение любых ТС, без ограничений по экологии.
Зоны LEZ в Мадриде пока остаются временными.
Временные зоны LEZ (т.е. ограничения на въезд в них) вводятся в действие местными властями только при ухудшении погодных условий, способствующих установлению повышенной концентрации вредных веществ над городом.
Неделю нет ветра и над городом повис смог? Концентрация вредных веществ в воздухе превысила установленные нормы? Властями вводится в действие экологическая зона, и в нее запрещается въезд автомобилей, которые не соответствуют определенным экологическим требованиям.
Погода улучшилась, смог раздуло ветром, концентрация вредных веществ упала? Ограничения на въезд в экологическую зону снимаются (и опять все автомобили могут въезжать в нее без ограничений).
Аналогичная система временных экологических зон существует во Франции, в отличие, например, от Германии или Бельгии, где все экологические зоны действуют на постоянной основе.
Ниже приводятся официальные определения видов экологических зон.
Виды экологических зон в Испании
Зона с низким уровнем выбросов (временная)
Временная зона с низким уровнем выбросов (LEZ) — это обозначенная зона, в которой применяются временные ограничения движения транспорта, во время пика загрязнения воздуха.
Ограничения движения могут выражаться в ограничении разрешенной скорости [прим. автора: чем меньше скорость (в разумных пределах), тем меньше расход топлива = меньше выброс], другими ограничениями или требованию наличия экологических наклеек для въезда в зону.
Кроме того, в случае дальнейшего ухудшения качества воздуха, автомобилям с некоторыми категориями экологических наклеек, также может быть (временно) запрещено движение в экологической зоне.
То есть, если воздух в зоне загрязнен сверх нормы, то сначала вводится ограничение на въезд в эту зону автомобилей без экологических наклеек.
Если эта мера не помогла, то дополнительно ограничивается въезд в зону автомобилей с экологическими наклейками класса «В», а может и «С» — как решат местные власти.
В конце пика загрязнения воздуха, ограничительные меры, направленные на снижение выбросов в экологической зоне, отменяются, и право на въезд в экологическую зону получают все автомобили.
Зона с низким уровнем выбросов (постоянная)
Постоянная зона с низким уровнем выбросов (LEZ) — это обозначенная зона, в которой применяются постоянные и фиксированные ограничения движения, такие как ограничения скорости и другие ограничения, а доступ в зону регулируется системой экологических наклеек.
Примечание от июня 2020 г.: LEZ в Барселоне переведена в статус действующей постоянно, с 01 января 2020 года.
Кроме того, в ближайшие годы, некоторые категории автомобилей, которым сейчас разрешен въезд в эту зону, могут постепенно удаляться из системы, так что автомобили этих категорий больше не будут иметь доступа к зонам.
Абзац выше — это про то, что политика в плане повышения экологичности автомобилей будет ужесточаться. Куда — не знаю (в Испании сейчас 58% ТС относятся к категории «А», т.е. им не положена экологическая наклейка).
Зона нулевой эмиссии
Зона нулевой эмиссии (ZEZ) — это обозначенная зона, в которую транспортным средствам работающим на ископаемом топливе (бензин, дизель, природный газ), будет запрещен въезд в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
На первом этапе, ко въезду в зоны с нулевой эмиссией (ZEZ), будут допущены некоторые автомобили с низким уровнем загрязнения (гибридные автомобили, автомобили работающие на газе (сжатом или сжиженном) и т.п.).
В дальнейшем, в результате ужесточения экологических требований, ко въезду в ZEZ будут допускаться только электрические и водородные транспортные средства и, в исключительных случаях, некоторые гибридные и газовые транспортные средства.
(Тут я вспомнил гоголевского Манилова…)
По испанским законам, с декабря 2017 года, испанские водители въезжающие в экологические зоны LEZ во время пиков загрязнения воздуха (во время действия зоны), должны иметь прикрепленный к транспортному средству Distintivo Ambiental — экологический знак (наклейку, стикер).
Но в силу неторопливости испанской законодательной машины (ну так, если во всей стране сиеста с 12 до 16 часов, о какой работе вообще может идти речь? ), официально экологические знаки были введены в действие только с июля 2018 года.
Впрочем, рассылаться по почте они начали на пару лет раньше, просто их наличие в автомобиле до июля 2018 года было добровольным (необязательным).
Во всяком случае, вспоминая свое посещение Мадрида в 2017-м году, вот не припомню я там массового наличия автомобилей с экологическими наклейками.
Экологические зоны Мадрида
В принципе, экологическая зона в Мадриде — это эдакая «матрешка» из трех экологических зон, вложенных одна в другую.
Самая большая зона LEZ «Мадрид-сити» — покрывает всю территорию города Мадрид (21 район города).
Внутри нее — выделена зона LEZ «Мадрид-М30» — это территория ближе к центру, внутри кольцевой автодороги Мадрида (автострады М-30), она включает в себя 7 центральных районов города.
Две зоны LEZ обозначенные выше, на текущий момент являются временными, то есть ограничения на въезд в них действуют не постоянно, а вводятся властями города, когда загрязнение воздуха достигает определенных значений.
Но в ближайшей перспективе (с 2020 года), эти две зоны планируется сделать постоянными, то есть, въезд в них автомобилей без экологической наклейки будет запрещен.
Примечание от июня 2020 г.: на данный момент, пока эти зоны остаются временными. На сайте г. Мадрид нет информации о том, что эти зоны действуют постоянно.
И в самом центре Мадрида, установлена зона ZEZ «Мадрид-центр», которая перекрывает центр центра города и действует в отличие от вышеописанных зон постоянно (по клику на картинку — переход на страницу с интерактивной картой зоны в новом окне):
На въезде в эту зону установлены знаки обозначающие въезд в нее, вот такие:
А на асфальте также нанесена двойная красная линия разметки и, иногда, знаки аналогичные дорожным:
Зона LEZ в районе Мадрида, была разделена на две зоны («Мадрид-Сити» и «Мадрид-М30» в силу того, что при наступлении пика загрязнения воздуха, в действие вступает т.н. «Протокол по защите окружающей среды», принятый мэрией города.
В этом «Протоколе» прописаны сценарии действий городских властей при повышении уровня загрязнения воздуха.
И вот чтобы сразу не «затягивать гайки» вводя ограничения на движение по всему городу сразу, зона была разбита на две части, (грубо говоря, это центр города и периферийные районы) и ограничения на движение вводятся сначала только в центре, а уж затем, (если не помогло), то по всему городу.
Экологическая зона Барселоны
Экологическая зона города Барселона, была установлена властями в конце 2017 года. Она охватывает центральный район города, между объездными магистралями В-10 и В-20 и некоторые прилегающие к ним районы. Сами магистрали не входят в экологическую зону.
Карта LEZ Барселоны (по клику на картинку — переход на страницу с интерактивной картой зоны в новом окне):
С 01 января 2020 года, зона LEZ «Барселона-Сити» объявлена действующей постоянно, т.е. вне зависимости от экологической обстановки в городе.
Зона активна по будним дням (с понедельника по пятницу) с 07 до 20 часов. В период выходных и праздничных дней зона не активна.
В период активности зоны в ней разрешено движение только автомобилей с бензиновыми двигателями класса Евро-3 и выше, или с дизельными двигателями класса Евро-4 и выше.
В периоды, когда зона неактивна (ночью или по выходным), допускается движение любых авто (независимо от экологического класса).
Автомобили зарегистрированные в Испании, для движения по зоне в период ее активности должны иметь испанскую экологическую наклейку (о наклейках см. информацию в заметке по ссылке чуть выше).
Наклейку в Испании могут получить лишь те авто, которые соответствуют экологическим требованиям указанным выше. Иностранным автомобилям наклейка не положена (на момент написания заметки).
В случае нарушения требований о наличии наклейки или о регистрации в системе (для иностранных авто), предусмотрен штраф в размере 100 евро, за нарушение правил.
Примечание: в связи с эпидемией Ковид-19, введение в действие системы штрафов за экологические нарушения, было перенесено с 01 апреля 2020 года (было по плану), на 15 сентября 2020 года (стало по новому плану).
То есть, до 15 сентября 2020 в Барселоне можно ездить без регистрации (и без штрафа) за нарушение экологических норм. С 15 сентября — штраф за нарушение 100 евро.
Регистрация платная (5 евро на 2 года), или можно использовать однодневную регистрацию (но не более 10 дней в год), стоимостью 2 евро в сутки.
Регистрация автомобиля зарегистрированного за границей в системе дорожного контроля выполняется на сайте муниципалитета Барселоны.
Обратите внимание: регистрация выполняется не мгновенно, а в течение 15 рабочих дней (т.е. трех недель). Поэтому, если собираетесь на автомобиле в те края, озаботьтесь этим вопросом своевременно.
Обозначается экологическая зона Барселоны знаками:
Первый знак информационный и используется обычно со стрелкой-указателем. Предупреждает о въезде в зону заранее. Второй знак предупреждает о непосредственном въезде в зону.
Знаки действуют по будням с понедельника по пятницу, с 7-ми утра до 8-ми часов вечера (что на втором знаке, собственно, и написано), т.е. в случаях, когда когда зона LEZ активна.
Вот так это выглядит в живую:
Знак показывает, что при повороте направо на следующем перекрестке, вы попадете в LEZ. Соответственно, если автомобиль соответствует требованиям, то направо можно (в период действия зоны), в противном случае — вам налево. А по выходным и праздникам, направо можно в любом случае (зона не активна в такие дни).
Для получения более подробной информации об экологических зонах Мадрида и Барселоны, действующих в них ограничениях, картах экологических зон, изучите также заметку по ссылке ниже.
Экологические наклейки (стикеры) в Испании
27 июля 2018 года, в Испании была официально введена система экологических значков (стикеров, наклеек) разного цвета. Экологический знак называется в Испании — Distintivo Ambiental и размещается на лобовом стекле автомобиля.
Экологические наклейки выданные испанским главным управлением дорожного движения (DGT), предназначены чтобы отличать экологически чистые транспортные средства от загрязняющих окружающую среду.
Все транспортные средства делятся на 5 категорий: «0», «ЕСО», «С», «В» и «А». Эти категории зависят от количества выбросов, даты регистрации транспортного средства или класса экологичности («Евро») автомобиля.
Самые экологически чистые категории ТС — это «0» и «ЕСО», самая «грязная» категория — «А», которая включает в себя все транспортные средства не вошедшие в другие категории.
Для ТС категории «А» экологическая наклейка не предусмотрена, для остальных предусмотрены наклейки соответствующие их классу. Таким образом, в Испании существует четыре вида экологических наклеек:
Ниже приведена таблица, в которой указано соответствие транспортных средств одной из экологических категорий (стянута с официального сайта города Мадрид).
Кому и когда нужна экологическая наклейка
Для автомобилей зарегистрированных в Испании, наклейка обязательна при нахождении автомобиля в экологической зоне (LEZ или ZEZ) в период ее действия. (Но ZEZ действует всегда, так что для въезда в самый центр Мадрида, наклейка таки нужна).
Если ограничений на движение автомобилей во временной зоне LEZ не введено, (зона не активна), то наклейка не обязательна.
Обновление информации от 17 апреля 2019:
С 24 апреля 2019 года, для въезда в город Мадрид наклейка становится обязательной на постоянной основе. То есть, за въезд в Мадрид без наклейки будет взиматься штраф — 90 евро.
Для транспортных средств зарегистрированных за границей, наклейка пока необязательна (на момент написания заметки). Порядок получения экологических наклеек для транспортных средств зарегистрированных за границей Испании, пока не определен.
Вот как это звучит официально:
«Для транспортных средств зарегистрированных за пределами Испании, которые не могут быть зарегистрированы в DGT, процедура получения экологической наклейки будет объявлена в должное время.»
Что такое «в должное время» — не сказано нигде. Пока, как понимаю, на своих эту систему обкатают, а потом и за интуристов возьмутся. Но, полагаю, этим летом (2019) еще можно будет съездить в Мадрид или в Барселону без лишних проблем (без приобретения наклейки).
Обновление информации от июня 2020 г.:
На данный момент, получение наклейки на автомобили зарегистрированные за границей все еще остается невозможным. То есть, автор понимает это так, что наклейка для иностранцев пока не обязательна (кроме, возможно, зоны ZEZ Мадрид-центральный).
На сайте Управления дорожным движением Испании (испанская ГАИ), т.е. в официальном источнике, в разделе «Ответы на часто задаваемые вопросы» указано буквально следующее (на июнь 2020 года):
«¿Si mi vehículo tiene matrícula extranjera, puedo obtener un distintivo ambiental español? No, pero si tu vehículo viene de un país con catalogación ambiental (Alemania, Austria, Dinamarca, Francia), puedes consultar el equivalente de tu distintivo en España, sabiendo qué restricciones de tráfico te pueden afectar, pudiendo circular con el distintivo de tu país.»
Что в не дословном (произвольном) переводе на русский значит:
«Вопрос: Если мое транспортное средство имеет иностранную регистрацию, могу ли я получить испанскую экологическую наклейку?
Ответ: Нет, но если ваш автомобиль прибывает из страны, имеющей экологическую классификацию (Германия, Австрия, Дания, Франция), вы можете определить эквивалент вашей национальной наклейки испанской наклейке (здесь ссылка дается на сводную таблицу сравнения наклеек), и иметь возможность использовать автомобиль с наклейкой вашей страны, учитывая ограничения действующие в Испании».
Не дословно, но суть такая. Отсюда вывод: наклейку пока иностранцы купить по прежнему не могут (в 2020-м), но при этом иностранные экологические наклейки от приведенных выше стран признаются испанскими властями.
Что с этим делать — вопрос открытый. У автора этой заметки, например, есть на автомобиле французская экологическая наклейка, но автомобиль зарегистрирован в России, само собой. Будет ли наклейка работать? Не знаю, но должна по идее.
Отсюда более глобальный вывод: если собираетесь в Мадрид, то пока поезжайте без наклейки, но не планируйте там заезд (и не выбирайте отель) в ZEZ Мадрид-центр. Она действует постоянно, въезд без наклеек туда конкретно запрещен, и в этой зоне возможны потенциальные проблемы.
По остальному же Мадриду можно пока ездить без ограничений (без наклейки) на автомобиле с иностранной регистрацией, ибо все равно официально взять ее негде.
При поездке в Барселону — зарегистрируйте свой автомобиль в системе контроля во избежание проблем (штрафа), или катайтесь (планируйте движение) там в периоды когда экологическая зона не активна.
Ну или сделайте другие выводы самостоятельно.
Как получают экологическую наклейку
Транспортные средства зарегистрированные в Испании, на первых этапах ввода системы получали экологические наклейки автоматически и бесплатно от Национальной типографии (Fábrica Nacional de Moneda y Timbre — это вроде нашего «Гознака»), в несколько этапов.
С марта 2015 года владельцы автомобилей категории «0» начали получать наклейки синего цвета по почте. Затем, в июле 2016 года по почте начали рассылать сине-зеленые наклейки владельцам автомобилей категории «ЕСО».
С октября 2016 года началась рассылка экологических наклеек владельцам автомобилей категорий «С» и «В». Всего в 2016-м было отправлено 4,3 миллиона стикеров категории «B» и «C» в пяти крупнейших регионах: Мадрид, Барселона, Гранада, Севилья и Валенсия.
В 2017 году, оставшиеся 9,8 миллионов экологических наклеек категорий «B» и «C» были отправлены автовладельцам в остальные части Испании.
В апреле 2018 года DGT (≈ГАИ местная) классифицировала по этой же системе также мопеды, мотоциклы и т.п. транспортные средства. Их также разделили на 5 категорий, четырем из которых положены наклейки.
Владельцы транспортных средств зарегистрированных в Испании, которые не получили экологический стикер или потеряли его, могут получить новый значок купив его в определенных почтовых отделениях в Испании.
Для вновь зарегистрированных транспортных средств, соответствующих критериям для получения экологических наклеек, стикер вручается вместе с новым документом о регистрации транспортного средства.
Также, наклейка может быть получена на авторизованных станциях технического обслуживания автомобилей, или приобретена через специализированные агентства по продаже экологических стикеров.
Можно купить наклейку и через интернет, но опять же пока только для автомобилей зарегистрированных в Испании. Думаю, позже эту систему «допилят» и для иностранцев, как это сделали французы.
* * * * *
В начале следующего года эта заметка будет обновлена (если мне кто-нибудь напомнит про это в комментариях поскольку в Испанию в ближайшее время я не собираюсь), и если к тому времени появится обязательство покупать наклейку для ТС зарегистрированных за границей, здесь (или в отдельной заметке) также будет изложен порядок покупки экологической наклейки.
На этом, заметку об экологических наклейках в Испании, я пока закончу.
Подводя итог: в 2020 году, в Мадрид можно заезжать без наклейки туристам (кроме самого центра), а для въезда в Барселону, требуется регистрация автомобиля в системе контроля (если ездить там в период действия зоны, т.е. в рабочее время по будним дням).
Добрый день. Очень важная информация! Изложено четко и хорошо структурировано. Огромное спасибо! Наверное испанцам в связи с пандемией сейчас не до экологии, но тем не менее, не ввели ли они для иностранцев в 2020 году экологические наклейки? Спасибо.
Здравствуйте, Александр!
Давно не смотрел эту тему. Как-то вот чувство такое печальное, что не очень нужна эта тема в этом сезоне…
Но наклейка все еще не нужна иностранным автомобилям в 2020-м году. Во всяком случае, приобрести ее на иностранное ТС невозможно (значит, и не нужна, а как еще?).
Дополнил информацию в основной заметке.
На сайте испанской ГАИ (куда уж официальнее), в разделе «Ответы на часто задаваемые вопросы» написано сейчас буквально так:
«¿Si mi vehículo tiene matrícula extranjera, puedo obtener un distintivo ambiental español?
No, pero si tu vehículo viene de un país con catalogación ambiental (Alemania, Austria, Dinamarca, Francia), puedes consultar el equivalente de tu distintivo en España, sabiendo qué restricciones de tráfico te pueden afectar, pudiendo circular con el distintivo de tu país.»
Что в не дословном (произвольном) переводе на русский значит:
«Вопрос: Если мое транспортное средство имеет иностранную регистрацию, могу ли я получить испанскую экологическую наклейку?
Ответ: Нет, но если ваш автомобиль прибывает из страны, имеющей экологическую классификацию (Германия, Австрия, Дания, Франция), вы можете определить эквивалент вашей национальной наклейки испанской наклейке (здесь ссылка дается на сводную таблицу), и иметь возможность использовать автомобиль с наклейкой вашей страны, учитывая ограничения действующие в Испании».
Не дословно, но суть такая.
То есть, если француз с французской наклейкой приезжает, то она как бы идет «в зачет» (по таблице соответствия), и с ней можно ездить, учитывая ограничения.
Другой вопрос в том, а если автомобиль прибывает из другой страны, в которой нет экологической дифференциации
штановавтомобилей?Наклейку приобрести нельзя, выходит. Ну, значит, не так она и нужна.
И другой вопрос, вот у меня автомобиль российский, но французская наклейка экологическая есть у меня, и как? Тоже не знаю.
В общем, испанцы — разгильдяи, которые сами не знают чего они хотят. Катайтесь без наклейки там если что (все равно ее негде взять иностранцу). Только в Мадрид-центральный (зону нулевых выбросов не заезжайте), там с этим строже и зона центральная действует постоянно. А остальные зоны там (в Мадриде) временные, т.е. как повезет на момент приезда.
Поэтому, по остальному городу, полагаю, вопросов больших не будет к иностранцу. Но автомобиль (на всякий случай) нормам должен соответствовать (бензин не ниже Евро-3, дизель не ниже Евро-4) в период действия зон.
В Барселоне необходима регистрация для движения по экозоне (как в Бельгии, например), это да. На днях, может, напишу заметку об этом.
Александр, уже ввели! Недавно прошли растаможку и получили эко-стикер. Подробно об этом опыте рассказал тут: https://lyapatravel.com/blog/ekologicheskaya-nakleyka-dlya-mashiny-v-ispanii