12 Мар 2018

Особенности дорожного движения в странах Европы

 

 

Особенности дорожного движения в Европе

Эта заметка написана для тех людей, которые собираются выполнить свою первую самостоятельную поездку в Европу на автомобиле.

Я решил ее написать потому, что прекрасно помню, какие сомнения меня терзали при подготовке к первой поездке. Сколько мыслей было передумано на тему: «А как оно там будет, на практике-то?».

А на практике оказалось, что ездить по Европе на авто, гораздо приятнее и спокойнее, чем по России. Впрочем, обо всем по порядку. 

Покатавшись по Европе несколько лет подряд, намотав по ее дорогам более 30 тысяч километров, объездив ее практически вдоль и поперек, от Таллина до Афин и от Бреста до Лиссабона, у меня сложился некий субъективный (подчеркиваю) образ об особенностях организации дорожного движения на той части планеты.

Забегая вперед, скажу: ездить на автомобиле по большинству стран Европы — легко и приятно. В тех же странах, куда прогресс еще не добрался, ездить тоже не так и сложно, выручает российская закалка. 

Основные правила дорожного движения, знаки, разметка, во всех странах Европы, соответствуют принятым в России.

Есть, конечно, некоторые отличия в ПДД, но они малосущественны. В основном, они касаются ограничений скорости, отношения к алкоголю (разные нормы и правила), к требованию включать фары днем. По остальным пунктам, существенных расхождений с правилами дорожного движения в России — нет.

Существенные отличия есть в стиле вождения, в отношении водителей к правилам дорожного движения и к другим водителям на дороге. Это то, что сразу бросается в глаза.

Штрафы в Европе велики, а камер там много. Полиции на дорогах меньше, чем в России, хотя, это зависит от страны. В странах западной Европы — полицейских меньше, а камер гораздо больше, чем у нас. В восточной Европе и на Балканах — камер поменьше, но полицейские на дорогах иногда встречаются чаще, чем в России. 

А если говорить в общем, то организация дорожного движения в Европе, во всяком случае, в цивилизованной ее части, (не будем брать Албанию или Румынию, хотя это тоже Европа), на голову выше, чем в России. В этом моменте нам есть чему у них поучиться. Плюс, «воспитанные» водители и хорошие дороги.

 

 

Стиль вождения

Конечно, во многом, стиль вождения сильно различается от страны к стране, и во многом зависит от менталитета местных жителей, но в общем, стиль езды в Европе, кардинально отличается от нашего (в лучшую сторону).

В Европе водители проявляют гораздо больше уважения как к правилам дорожного движения, так и к другим водителям на дороге. Явных нарушителей ПДД и хамов там достаточно мало, (впрочем, они конечно, там тоже есть).

Объяснение простое: размеры штрафов в Европе. Вот там с этим вообще без церемоний. Поэтому водители и ездят там спокойно (в большинстве стран).

Например, в Норвегии. Превысил скорость в городе на 1 км/ч? Ладно, держи квитанцию на 80 евро (это почти даром). Превысил более чем на 5 км/ч? Отдай в казну 285 евро. 

Или в Словакии. Превысил скорость более чем на 30 км/ч в городе? Нет вопросов, мы очень рады, заплати 1000 (тысячу) евро, и езжай, нарушай себе дальше. Превысил более, чем на 50 км/ч? Не вопрос — 1200 евро и права на стол. И так далее.

По сравнению с такими подходами, наши родные, российские +20 км/ч к знаку ограничения скорости дарованные бесплатно — это просто пир духа какой-то… А превышение от 20 до 40 км/ч в городе штраф 500 рублей (7 евро). Смеетесь? В Бельгии права на стол положите за такое нарушение.

Подробная информация о штрафах на нарушения ПДД в Европе — представлена в отдельной заметке.

Но как бы то ни было, стиль вождения в Европе кардинально отличается от нашего в лучшую сторону, даже в таких «мясорубках» как Париж (хотя и там бардака хватает).

За рулем полно девушек, женщин и даже весьма старых бабушек, и никто никому особо не мешает при этом. На дороге все машины равны.

Ни разу не видел, чтобы, например, какой-нибудь джип, претендовал на место в потоке в большей степени, чем какой-нибудь «Матиз». Все едут одинаково ровно, а размер и цена автомобиля, не имеют никакого значения.

Хотя, поездив по разным странам, я заметил, что стиль езды местных водителей, конечно, немного разнится от страны к стране. Например, латыши, эстонцы, чехи — ездят, в подавляющем большинстве, очень аккуратно.

А литовцы, словаки и поляки, по сравнению с ними, можно сказать, что и «гоняют». Во всяком случае, выдерживание скорости по формуле «знак+10 км/ч», в той же Литве и Польше — практически повсеместная практика (у них просто радары настроены на «знак+11 км/ч»).

Кстати, в очень многих странах Европы, штрафы за превышение скорости начинаются с превышения разрешенной скорости на 1 км/ч (с учетом погрешности радара).

Про особенности измерения скорости полицейскими радарами в Европе, а также про допуски и погрешности радаров применяемых в различных странах, можно прочитать в отдельной заметке.

В западной Европе, водители тоже достаточно аккуратны. В лучшую сторону (по дисциплине вождения) там выделяются австрийцы (сказывается немецкая педантичность) и жители Бельгии и Люксембурга (эти вообще, по-моему, никуда не спешат).

В худшую сторону отличаются итальянцы и португальцы (последние вообще «беспредельщики», прошу прощения за жаргон). Не знаю почему, наверное, сказываются южный темперамент и менталитет. В принципе, гишпанские кабальерос тоже любят надавить на гашетку, но по сравнению с португалами, они — дети.

Но в общем и целом, в западной Европе (кроме Португалии) ездят немного поаккуратнее, чем в восточной, и уж точно гораздо аккуратнее, чем на Балканах.

Нет, на Балканах вас тоже ничего не шокирует (после наших дорог), но по сравнению с Западной Европой, на балканских дорогах, кончено, бардак. Особенно это относится к Албании, Румынии и Турции. После того, как я поездил за рулем по Стамбулу, Москва мне кажется тихим болотом (в плане дорожного движения). 

 

 

Состояние и качество дорог в Европе

Состояние подавляющего большинства основных дорог в Европе — хорошее. Состояние магистралей — близкое к идеальному. Состояние второстепенных дорог — как повезет, впрочем, явных ужасов вы там не встретите.

Попадаются, конечно, дороги и в не очень хорошем состоянии (больше это относится к странам Восточной Европы и к Балканским странам), но как правило, эти дороги даже не второстепенные, а третьестепенные.

Но даже на них, как-то в принципе, не встречал такого, чтобы сказать «Ох!». Во всяком случае, при езде по главным дорогам, риск потерять колесо при попадании в яму, минимален. 

Магистраль А-7, где-то на юге Франции.

Это, например, магистраль А8 в районе Марселя, Франция.

Говорят, что подвеска у «Мерседеса» выхаживает по 300 тысяч километров без ремонта (преподнося это как великое достижение германского автопрома). Врут. Любой автомобиль пройдет 300 тысяч по европейским дорогам без ремонта подвески.

Хотя, в той же Риге, я пробивал колесо куском арматуры, торчащим из бордюра (да, и в Европе тоже встречаются такие элементы «благоустройства»).

Но в общем и целом, если вам взбредет в голову заставить навигатор проложить маршрут по Европе «по кратчайшему расстоянию», (а это значит, что он поведет вас по местным колхозам и прочим дебрям), то вы ничем особо не рискуете (подвеской, имею в виду). Хотя… 

Дорога Т-576, Словакия

Нет. Это не дорога Козлищево — Задрюпинск. На снимке выше — это автодорога №576, соединяющая Кошицкий и Прешовский край в Словакии, на которую я попал из-за того, что не проверил, какой маршрут проложил навигатор.

Но, во всяком случае, к моменту моего проезда по ней словаки расстарались, и хотя бы залатали ее. Во всяком случае, ям на ней не было, как, впрочем, и разметки. Но зато там места красивые, и совсем нет машин (даже местных).  

То есть, как видите, в Европе встречаются дороги от великолепных, до полностью «убитых», вопрос в том, где вы конкретно будете ездить. Но в основном, дороги там отличные, если не съезжать с главных, или хотя бы со второстепенных. 

 

 

Дорожная разметка в Европе

Поскольку требования к разметке дорог определяются Венской конвенцией «О дорожных знаках и сигналах», то во всех странах присоединившихся к ней, а это вся Европа (кроме Ирландии и Великобритании), Россия и многие другие страны мира, разметка имеет то же значение, что и у нас.

Разметка в Европе полностью соответствует российской разметке. 

Требования те же: сплошную не пересекаем, на заштрихованные участки не наезжаем, желтая — временная, белая — постоянная, прочие цвета (синяя, зеленая и т.п.) — обозначение зон парковки в некоторых городах (определяется местными правилами).

Более подробно об особенностях местных ПДД в европейских странах, смотрите в заметке про отличия ПДД стран Европы, от правил дорожного движения в России.

Разметка на дорогах присутствует практически всегда. Опять же, найти кусок дорожного полотна без разметки (с нечитаемой разметкой), вы быстрее сможете в восточноевропейских или балканских странах.

Не буду утверждать, что на западе Европы совсем нет дорог с плохой разметкой (они тоже есть, конечно, особенно в маленьких городках и поселках, на второстепенных дорогах), но чем дальше на запад, тем проблем с разметкой меньше, как правило. 

Италия, трасса Е-80 в районе Сан-Ремо

Хотя я путешествую по Европе в основном уже в конце летнего сезона (в сентябре), но всегда удивляюсь, как хорошо читается там разметка на дороге. И в городах, в том числе, (у нас она уже стирается к осени, в Оренбурге, во всяком случае). 

Я не знаю, как это они делают, но в большинстве случаев (особенно, на магистралях) разметка выглядит так, будто ее нанесли вчера. 

 

 

Дорожные знаки в Европе

Дорожные знаки в Европе не сильно отличаются от наших, российских. Есть конечно, некоторые местные особенности, но в общем случае, у вас не будет никаких проблем с чтением знаков в Европе (если вы, конечно, знаете, как они читаются у нас).

Дело в том, что вид и форма знаков, (как и разметки) регламентируется Венской конвенцией «О дорожных знаках и сигналах» 1968 года, к которой присоединились все европейские страны (кроме Ирландии, Великобритании и еще парочки).

Да, на знаках немного разные шрифты используются, может быть разная толщина и начертание, например, стрелок, но суть знака всегда остается понятной, например:

Дорожные знаки Европы

Как видите, различия не кардинальны (за исключением Ирландии). Полностью эту табличку, вы можете посмотреть в Википедии, (здесь). Но смысла в этом нет. Знак вы всегда (в любой стране Европы) узнаете точно.

Поэтому, знаки хоть и отличаются в небольших деталях, но суть их понятна всегда (на то, собственно, упомянутая выше конвенция и была направлена). 

Два знака, которые не встречаются у нас, но встречаются в Польше. Эти два знака, пожалуй, составляют собой и все различия: 

Первый знак — это треугольник с черной точкой. Обозначает аварийно-опасный участок дороги. Примерно соответствует нашему знаку «Прочие опасности».

На фото в примере выше, он сопровожден информационными табличками, поэтому все понятно. Но встречается и в одиночку. И, кстати, если мне не изменяет память, этот знак встречается не только в Польше.

Второй знак — девочка с шариком (с «чупа-чупсом»? — до сих пор с женой спорим), на желтом квадрате. Ставится в местах, где дорогу часто переходят дети (возле школ и т.п.).

Не знаю, чем поляков не устроил стандартный знак «Осторожно дети!», (он у них тоже есть), но, вот… чисто польский его вариант. Больше нигде вы такого знака не увидите.

Пожалуй, еще одной особенностью знаков можно выделить то, что европейцы зачастую используют для обозначения начала населенного пункта не табличку с названием города на белом фоне (как у нас), а вот такую табличку:

Она есть и в наших ПДД, но у нас она используется не часто. А у них, в половине стран, вы вначале проезжаете синий (или, бывает, зеленый знак) с названием населенного пункта, а знак начала населенного пункта (который выше), стоит отдельно и чуть дальше.

Вот на этом фото видно, если присмотреться, что за табличкой с названием поселка, чуть дальше по дороге стоит табличка обозначающая, собственно, начало этого поселения:

 
А вот еще одна такая: 
(Фото взяты для примера с карт Гугла). 

Я на этом заостряю внимание, потому что, для наших дорог это нехарактерно, и такие таблички не бросаются в глаза. Мы ждем белую табличку с названием города, вот тогда мы понимаем, что мы въехали в город, и скорость нужно сбросить.

И не зная этой особенности, можно «прозевать» тот факт, что вы въехали в какой-то населенный пункт и случайно превысить скорость, (и неслучайно получить штраф за превышение).

Впрочем, таблички обозначающие начало населенного пункта аналогичные нашим, (с названием населенного пункта на белом фоне) в Европе тоже применяются, это зависит от страны. Но с ними-то все понятно.

 

 

Особенности движения по городу в Европе

Основные правила

Все правила движения, по всей Европе (во всех странах Европы), полностью идентичны российским.

На красный стоим, на желтый стоим, на зеленый едем, на пешеходных переходах не обгоняем, сплошную не пересекаем, пешеходов пропускаем, паркуемся где разрешено.

Требования знаков и разметки соблюдаем, рядность движения не нарушаем. Проезд нерегулируемых перекрестков («помеха справа»), знаки приоритета и т.п. — все это есть, и все это работает точно также как и у нас.

Здесь, можно сказать, особенностей нет. (Они, кстати, есть, конечно, но не в правилах, а в отношении водителей к этим правилам, но об этом подробнее — чуть ниже).

Все водители думают и действуют одинаково (спасибо Венской конвенции «О дорожном движении»), так что, волноваться особо не о чем. Главное — четко соблюдать правила (знаки, разметку), и не спешить. Всё. И не будет никаких проблем. 

 

Скорость движения по городу в Европе

Поскольку во всех-всех европейских странах, скорость в населенных пунктах ограничена значением 50 км/ч, (кроме Албании, там скорость в городах ограничена 40 км/ч), а штраф мгновенно прилетает за любое малейшее превышение (на 1 км/ч и выше во многих странах), городское движение в городах Европы происходит чинно и благородно.

Никто никуда не спешит, со светофоров с прокруткой колес не «стартует» (во многих странах, кстати, за это предусмотрен штраф), все друг друга пропускают (а почему бы и не пропустить, если едешь 50 км/ч?), все знаки и разметка соблюдаются, в «шашечки» никто не играет на дороге (тоже предусмотрен штраф)…

Просто рай для водителя (и ад для «гаишника» : ). Кстати, дорожной полиции там практически нет (вернее, она, конечно, есть, но ее не особо видно).

Могут, конечно, местные водители иногда и нагадить по-маленькому на ПДД (не пропустить пешехода, например). Случается.

Я, («русский варвар»), останавливаюсь и пропускаю их пешехода (стоящего на переходе, между прочим), а местные впереди меня едут, как будто никого нет на дороге.

Впрочем, такие варианты случаются нечасто, и обычно где-нибудь на окраинах или в маленьких городках (где шанс нарваться на полицию минимален), ибо штраф за это нарушение — один из самых больших (во многих странах).

Подробнее про ограничения скорости в странах Европы — можно прочитать в отдельной заметке.

 

Заторы и объезд препятствий

Выезд на перекресток, если за ним создался затор — запрещен во всех странах (и за это предусмотрен штраф).

Если вдруг на дороге случается «затык», и два ряда вынуждены сливаться в один, то европейские водители практически безусловно и поголовно используют принцип «пропусти одну машину вперед себя» для того, чтобы разъехаться: 

В конечном итоге, машины проедут мимо препятствия в том порядке, в котором они пронумерованы на рисунке выше. Получается хорошо.

 

Перестроение и маневрирование

Если надо срочно перестроится из ряда в ряд, с этим практически никогда нет проблем, даже при весьма плотном потоке. Достаточно просто включить соответствующий «поворотник», и можно даже в зеркало бокового вида не смотреть — вас пропустят.
//Смотреть в зеркало обязательно!//

Проверял это на себе и неоднократно. Пропускают всегда, без «нервов», «бибиканья» и прочих дамских истерик. Там это принято.

Но если при движении по городу, вы вдруг «прозевали» возможность заблаговременно перестроиться в нужный ряд, то лучше даже не думайте нарушать правила и перестраиваться уже через сплошную, или нарушать знаки, предписывающие направление движения по этому ряду.

Например, вам надо ехать прямо, а вы ехали-ехали, да приехали под стрелочку (они там всегда и на дороге краской продублированы) указывающую, что с этого ряда, движение только направо.

Ну и едьте теперь уже направо (даже если вам туда и не надо). Там или навигатор перепроложит маршрут, или развернетесь где можно, и вернетесь на свою дорогу. 

Лучше потерять 5 минут совершая ненужный маневр, чем получить штраф за нарушение (не забываем про камеры), или потерять час или два, разбираясь с последствиями ДТП, которое в таком случае, может случиться с большой долей вероятности.

Дело в том, что европейские водители (в большинстве своем), абсолютно морально не готовы к тому, что кто-то будет так грубо нарушать правила (здесь речь идет о странах классической Европы, на Балканах, или в Турции с этим попроще) и могут просто не успеть среагировать на непредусмотренный правилами маневр (не ждут они его).

Это мы, в России, всегда внутренне готовы абсолютно к любым (даже самым нелепым) ситуациям и маневрам, которые может внезапно предпринять водитель соседнего или впереди идущего автомобиля.

Нас это, может, и раздражает, но не удивляет, и внутренне мы готовы правильно отреагировать на любую нестандартную ситуацию на дороге. Но западные водители, к таким «чудесам на виражах» морально не готовы абсолютно.

Они не ждут от других водителей каких-то нестандартных маневров и действий (большинство таких «специалистов» они повывели давно у себя). Они ждут, что соседняя машина будете ехать так (и туда), как предписано знаками и разметкой.

Поэтому, я и говорю, что при неудачном нарушении правил маневрирования (а там любое нарушение будет неудачным) — ДТП практически гарантировано.

Прозевали повернуть (или перестроиться)? Ничего страшного! Едьте уже, куда дорога идет, разберетесь потом. Но грубо правила лучше не нарушать. Дешевле выйдет, ей-богу!

В остальном, движение по городам Европы происходит легко и непринужденно. Там проще ездить по городу (даже по незнакомому), чем у нас по знакомому. Надеюсь, мы когда-нибудь придем к европейскому стилю вождения.

 

Стоянка, остановка и парковка

Стоянка и остановка запрещены в тех же местах, что и в России: на остановках (и перед ними), на пешеходных переходах, на мостах, в тоннелях (кроме специально предусмотренных там мест для аварийной остановки), перекрестках, трамвайных путях и т.п. местах.

С парковкой (особенно в центрах городов и в будние дни) огромные сложности, место для парковки найти очень тяжело. Парковочные места (в центре города, и возле него) — всегда платные.

В Европе, практически во всех городах, (кроме самых маленьких), нет возможности парковаться в центре города и около него бесплатно (и уже давно).

Эвакуаторы в Европе работают просто чудесно, и недостатка в них там явно нет. Процесс эвакуации автомобиля, нарушающего правила стоянки, занимает чуть более минуты (сам засекал: минута ноль пять от подъезда до отъезда эвакуатора).

Поэтому, избегайте парковаться с нарушением правил. Можно отойти на три минуты, вернуться, и не найти машины на месте.

Кроме обычной классической уличной парковки, широко развита система паркингов (общественных стоянок). Там место для парковки найти реальнее, но тоже за дополнительную плату (и, порой, весьма немаленькую).

Стоимость парковки возрастает с востока на запад. В странах восточной Европы и на Балканах — парковка дешевле, в странах западной Европы (особенно, в столицах) — дороже. Например, стоимость суток парковки в Париже — 25-35 евро в сутки. Почасовая оплата — 3-4 евро в час.

Более подробно вопрос парковки в городах Европы, со всеми деталями и подробностями рассмотрен в отдельной заметке. Там же рассмотрен и вопрос особенностей парковки при отелях.

 

Аварийная остановка

В случае необходимости аварийной остановки в городе, не забудьте выставить знак аварийной остановки (кроме включения «аварийки»). За его отсутствие, во многих странах предусмотрен штраф.

И, разумеется, постарайтесь, все же, остановиться так, чтобы не создавать больших помех другим участникам движения.

Когда в Риге я остановился для замены пробитого колеса в запрещенном для обычной остановки месте (а там в центре, остановка почти везде запрещена), ровно через три минуты, возле меня «нарисовался» наряд местной ДПС.

Уж откуда они взялись, не знаю, может, просто мимо проезжали, может, камеры у них там висят, может, позвонил им какой-нибудь бдительный гражданин, не знаю, но факт остается фактом. 

Но я же уже старый воин, поэтому, «аварийка» у меня была включена, и, что самое главное, знак аварийной остановки я не поленился поставить. 

Подъехали они, жалом покрутили, оценили ситуацию (я к тому моменту уже достал «запаску» из багажника, так что вопроса про причину остановки у них не возникло), спросили, не нужна ли мне техническая помощь, и получив отрицательный ответ, удалились восвояси.

Мой друг в Риге, рассказал мне потом за рюмкой чая: «А вот если бы ты не включил «аварийку» или если бы ты не выставил знак аварийной остановки, то они выписали бы тебе штраф — 30 евро, «за отсутствие аварийной сигнализации во время аварийной остановки», который предусмотрен в ПДД Латвии». (И, думаю, не только Латвии). Такие дела.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную особенностям организации дорожного движения в странах Европы, в плане их отличия от особенностей движения по России, я закончу. При движении по магистралям в Европе тоже есть свои особенности (ссылка чуть ниже), рекомендую ознакомиться и с ними. Удачи вам, на европейских дорогах!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх