Экологические зоны (ZTLA) в Италии

 

 

Экологические зоны и другие ограничения движения в Италии

В Италии, ограничения движения присутствуют в виде двух основных видов: там есть обычные зоны ограничения движения (ZTL), и есть экологические зоны ограничения движения (ZTLA).

Экологические зоны в Италии начали появляться где-то в в середине нулевых годов, примерно в то же время как и в Германии, Нидерландах, Дании.

Обычные же ZTL, устанавливались в итальянских городах задолго до появления европейской моды на установление экологических зон, и начали появляться там еще в 90-е годы (если не раньше).

По сути, в настоящее время в любом более-менее крупном итальянском городе ограничения движения в том или ином виде присутствуют. А иногда и в том, и в ином виде одновременно.

Цель этой заметки — описать общую ситуацию по ограничениям движения в Италии связанным с экологией, чтобы было понятно, чего вообще можно ждать в Италии в плане экологических ограничений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Основным видом ограничения движения в Италии являются не экологические зоны, а «классические» зоны ограничения движения (ZTL), описанию которых посвящена отдельная заметка:

Зоны ограничения движения (ZTL) в Италии — общее описание ситуации с ограничениями в итальянских городах.

А экологические зоны там несколько вторичны. 

С заметкой по ссылке выше настоятельно рекомендуется ознакомиться для получения полного понимания общей ситуации с ограничениями движения в Италии.

Общие знания о ЗТЛ Италии пригодятся, потому что с каждой зоной в Италии придется разбираться отдельно и самостоятельно, поскольку ввиду их огромного общего количества, никто не будет делать их подробного описания.

Хотя, они, конечно, описаны. И в отдельной заметке даже даны ссылки на эти сайты, и рекомендации по работе с ними: 

Рекомендации по подготовке к поездке в Италию — на что обратить внимание при планировании поездки на автомобиле по Италии.

Также рекомендую с ней ознакомиться.

 

 

 

Экологические зоны в Италии (ZTLA)

В настоящий момент, в Италии существует несколько сотен экологических зон. И сколько их там точно, не знает, наверное, никто. Почему так получилось — чуть ниже.

Экологические зоны в Италии называются «Zona a Traffico Limitato Ambientale» (ZTLA), что переводится как «зоны ограничения движения экологические». Незатейливо, да.

А обычные зоны ограничения движения называются там «Zona a Traffico Limitato»  (ZTL). Из-за этого, у тех, кто впервые обращается к теме, часто возникает путаница в понимании разницы между этими зонами.

(Далее, для простоты описания эти зоны будут также именоваться как «ЗТЛ» и «ЗТЛА»).

Так вот, обычная зона ограничения движения (ЗТЛ) устанавливает ограничения на движение транспортных средств без оглядки на их экологичность. Просто по какому-то местному принципу. Этих пускаем, этих — нет. 

А экологическая зона (ZTLA), определяет некие требования к автомобилям по их экологическому классу (известному как «Евро»), как и во всей остальной Европе.

В отдельных случаях, ЗТЛ может быть дополнительно объявлена и ЗТЛА, и тогда к условиям для въезда в эту зону добавляются и требования по экологии (об этом ниже).

В классической же итальянской ЗТЛ основной акцент сделан на том, чтобы просто не допускать в эту зону «лишние» машины, которые не имеют никаких конкретных целей поездки в пределах зоны. 

Обычно в ЗТЛ допускаются резиденты (лица там живущие или работающие), а также различные муниципальные службы (коммунальные, аварийные, скорая, полиция), и (иногда) общественный транспорт и такси. Остальные отсекаются.

Для въезда в ЗТЛ необходимо (всегда) получение отдельного разрешения. Впрочем, об этом подробно написано в заметке по ссылке чуть выше. 

В Италии, экологические зоны существуют только в городах, как и в большинстве других европейских стран. Зон перекрывающих площадь, например, целого региона (как во Франции), в Италии нет.

 

Общие принципы установления экологических зон

В Италии, общие требования к установлению экологических зон на государственном уровне отсутствуют, поэтому, никаких общих принципов там не существует. Это порождает явление, наиболее точно характеризующееся словом «хаос».

А эта заметка имеет целью описать хоть какие-то общие элементы этого хаоса, и показать возможные варианты, чтобы было проще разбираться с каждой конкретной зоной (при необходимости).

Поскольку нет единого (национального) законодательства на эту тему, с экологическими зонами в Италии царит такая же неразбериха, как и с обычными зонами ограничения движения.

Каждый город устанавливает экологические зоны по своему собственному разумению.

Впрочем, некоторые регионы (=области) Италии имеют свое внутреннее региональное законодательство насчет экологических зон, но от этого легче не становится.

Для примера возьмем область Ломбардия (столица Милан). В Ломбардии действует региональное экологическое законодательство. То есть там на уровне области определены минимальные требования к автомобилям по классу «Евро».

И в некоторых городах Ломбардии установлены экологические зоны и минимальные требования к автомобилям в них: бензин — Евро-1, дизель Евро-3.

В каких городах? А вот вам два списка (один и другой), в первом 209 городов, во втором —  361, и сидите сами разбирайтесь, где там установили ограничения, а где нет. 

Кто будет читать список из 570 пунктов, да еще искать их на карте чтобы понять, где эти зоны находятся? Правильно. Никто. И мы возвращаемся к тому, что слова «Италия» и «бардак» — синонимы.

Потому в начале заметки и было указано, что точное количество экологических зон в Италии неизвестно. Потому что никто не будет заморачиватсья, и потехи ради сидеть считать, в скольких городах там есть эти зоны.

Но и таких регионов (имеющих внутреннее экологическое законодательство) немного. Насколько известно, общие (региональные) экологические требования установлены в областях: Эмилья-Романия, Пьемонт, Ломбардия, Венето и Тоскана (и, возможно, еще в паре-тройке других регионов, о которых автору просто неизвестно).

Остальные итальянские регионы на эту тему благополучно «забили», и поэтому муниципалитеты расположенные в них шлёпают экологические ограничения в своих городках, полностью на свой местечковый вкус.

Тем не менее, во всех более-менее крупных итальянских городах, экологические зоны установлены в обязательном порядке (в дополнение к стандартным ZTL), а в некоторых даже и по нескольку сразу.

И с этим приходится считаться, и это нужно учитывать при планировании поездок. В противном случае (если двигаться по экологической зоне на автомобиле не соответствующим требованиям), можно получить штраф.

Но вообще, итальянцы экологическими зонами не сильно заморачиваются. Основной упор в борьбе за экологию у них идет скорее на классические ЗТЛ (необходимость установки которых, в том числе объясняется и борьбой за экологию), чем на экологические зоны. 

Ведь бороться за экологию в определенной зоне можно по-разному: можно повышать требования к экологичности автомобилей движущихся в ней, а можно просто принудительно уменьшить их количество (разрешив там двигаться только тем, кому действительно необходимо).

И в том, и в другом случае, экология улучшится. Итальянцы выбирают обычно второй путь, запрещая движение в определенных зонах всем «лишним» авто, без особой оглядки на их экологичность.

Просто потому, что они это начали делать давно (задолго до появления в городах экологических зон) и у них эта практика укоренилась и устоялась. 

Впрочем, иногда они совмещают оба способа, и тогда кроме обычных требований к автомобилю для въезда в какую-нибудь ЗТЛ, применяются еще и экологические.

Нужно также отметить, что общие (средние) экологические требования в Италии довольно низкие пока. Но они имеют четкую тенденцию к ужесточению.

В большинстве случаев, для поездки там пока пригодно ТС экологического класса в районе Евро-1-2 для бензиновых двигателей и в районе Евро-2-3 для дизельных.

При этом есть регионы (и города) в которых эти требования выше, а есть и те, в которых ниже (допустим, Евро-1 будет достаточно для выполнения экологических требований).

В среднем, чтобы путешествовать по Италии на автомобиле не обращая особого внимания на экологические зоны, в ближайшие пару лет достаточно иметь автомобиль класса Евро-3 (бензин), или Евро-4 (дизель).

Но для больших городов, дизель лучше иметь все-таки Евро-5 уже, чтобы лишний раз не попадать под действие ограничений.

По стандартной общеевропейской экологической традиции, больше всего пряников люлей достается счастливым владельцам транспортных средств работающих на дизельном топливе.

Отдельных проклятий гонений в Италии удостаиваются владельцы скутеров, мотороллеров, мопедов, мотоциклов и прочих трещащих, коптящих и снующих под колесами нормальных автомобилей мототранспортных средств (кто ездил за рулем по городам Италии, тот знает, за что их так).

Очень часто в городах полностью запрещается движение двухтактных мопедов, мотороллеров и прочих мото-чудес, к остальным же (четырехтакным) выдвигаются требования соответствия стандартам не ниже Евро-2. Но это к теме не относится, пусть сами разбираются там.

 

 

 

Границы экологических зон

Границы экологических ЗТЛ в Италии (также как и обычных зон ограничения движения) и требования к автомобилям в них, устанавливаются властями отдельных муниципалитетов по своему усмотрению, понимаю, желанию и хотению.

В результате этого, порой там встречаются довольно забавные ограничения, вроде: дизельным легковым авто разрешено движение в зоне только если они класса Евро-3 и выше, а дизельным грузовикам — от Евро-1 и выше.

Обычно, (во всех остальных странах Европы) требования к грузовикам устанавливаются значительно выше чем к легковым (а зачастую легковушки и совсем не трогают), но это не про Италию.

Но вернемся к границам. Есть три основных варианта установки границ экологических зон в Италии, используемых муниципалитетами.

Первый: зона может перекрывать территорию всего города (поселка, коммуны и т.п., поселения, в общем). Это довольно часто встречающийся вариант установления ЗТЛА в Италии.

При этом, из нее практически всегда исключаются объездные дороги для беспрепятственного движения транзитного транспорта, а также определяются специальные маршруты для заезда в город тех, кому это нужно.

Второй: зона может перекрывать только центральную (наиболее густонаселенную) часть территории города.

Этот вариант встречается довольно редко, ибо специальных знаков экозон в Италии нет, а как ее тогда выделить (обозначить)? Впрочем, иногда это не смущает чиновников. Например, по такому типу экозона установлена в Генуе.

Третий: экологическая зона может перекрывать только территорию обычной ЗТЛ установленной в центре города. Этот вариант тоже довольно популярен у итальянских законотворцев.

Ну и есть еще четвертый вариант, представляющий собой комбинацию первого и третьего.

Это когда на всей территории города установлена одна экологическая зона (с более низкими требованиями), а в центре, в ЗТЛ, установлена вторая экологическая зона, с более высокими требованиями. 

Например, в город может быть разрешен въезд на автомобилях класса Евро-1/Евро-2 (бензин/дизель, соответственно), а в ЗТЛ в центре въезд разрешен только на автомобилях Евро-3/Евро-5.

Но четвертый вариант встречается в основном в более крупных городах. Остальные муниципалитеты используют чаще всего либо первый, либо третий, не размениваясь на мелочи.

 

Сроки действия экологических зон

Сроки действия (т.е. время работы) экологических зон также устанавливаются властями каждого города произвольно. Кроме этого, в некоторых регионах действуют и региональные ограничения.

Есть в Италии и постоянно (т.е. ежедневно и круглосуточно) действующие экологические зоны, но все же чаще, зоны действуют там только по будним дням (с понедельника по пятницу включительно), и в рабочее время, (часов с 6-8 утра, до 19-21 часа), а в остальное время, все ограничения по экологии на движение снимаются.

Встречаются иногда довольно забавные графики действия этих зон, например, в Неаполе экологическая зона действует только по понедельникам, средам и пятницам, с 07:30 до 12:30 и с 14:00 до 16:30.

Вот такой вот причудливый режим действия экологических ограничений. А в остальное время суток и в остальные дни недели — катайся там на чем хочешь.

Также по всей Италии экологические ограничения иногда устанавливается (или ужесточаются) в зимний период, а в летний они или ослабляются, или вовсе снимаются.

«Зимний период» — это у них всегда (по всей стране) время с октября по март (оба месяца включительно). То есть, с 1-го октября, по 31-е марта. При изучении экологических зон часто встречается это определение.

В крупных городах, обычно предусмотрены экстренные планы предусматривающие ужесточение экологических требований к автомобилям в ситуациях, когда экологическая обстановка в городе становится критической. 

Тогда власти вводят дополнительные ограничения на движение ТС, повышая экологически требования (об этом сообщается в местных СМИ и на сайте города). Таким образом, из трафика отсеиваются наиболее экологически грязные ТС.

По мере улучшения обстановки, дополнительные ограничения снимаются. Подобным образом система работает и во Франции, только там ограничения могут вводиться на территории целого региона, а не только отдельного города.

Кроме того, некоторые города (обычно это крупные города, вроде Рима, Милана, Болоньи и т.п.), также иногда устанавливают в своих экологических зонах т.н. «экологические воскресенья». 

Это когда в воскресенье действуют те же меры ограничения на движение ТС, что и в будние дни (обычно, по выходным экологические зоны не активны).

Причем, график этих «воскресений» везде разный: где-то каждое первое воскресенье месяца, где-то они устанавливаются указом мэра по определенным датам… в общем, такой же бардак как и везде. Но такая штука есть, и нужно иметь ее ввиду. 

О проведении экологических воскресений обычно сообщается на сайте города и в местных СМИ. График проведения экологических воскресений обычно устанавливается указом мэрии, и известен заранее (на год).

 

Обозначение экологических зон

Отдельным знаком экологические зоны в Италии обычно не обозначаются, если только не совпадают по своим границам с обычной ZTL.

Или (если зона покрывает территорию всего города или поселка) то границы этой зоны неявно обозначены знаками обозначающими въезд в этот населенный пункт.

Неявно, это потому что если вы заранее не знаете, что в этом городе есть ЗТЛА, то и не узнаете об этом (ну, если только полиция вас случайно не остановит).

Если ЗТЛА совпадает с ЗТЛ, тогда на информационных табличках сопровождающих знак ЗТЛ, могут быть дополнительно указаны и экологические требования к автомобилям, вроде этого (выделено зеленым) (фото взято первое попавшееся из Сети, не моё, прошу прощения за качество):

Экологические зоны в Италии

Вот «divieto valido per autovtecoli» и означает дословно: «запрет действителен для транспортных средств» и далее указано каких.

В данном случае (на картинке), работающих на бензине или дизеле классов Евро-0, 1 и 2. Таким образом, например, в этой зоне движение разрешено только автомобилям класса Евро-3 и выше (независимо от вида топлива).

В остальных же случаях, о въезде в экологическую зону в Италии, вы скорее всего и не узнаете (если не озаботитесь поинтересоваться этим заранее).

Во всяком случае, автор не встречал в Италии знака «Экологическая зона», и не знает, есть ли он вообще в их ПДД (скорее всего нет, коль у них нет общего, национального законодательства на эту тему).

 

 

 

Регистрация для въезда в экологические зоны

Какой-либо специальной, отдельной регистрации, а также приобретения наклеек на стекло, или каких-либо других дополнительных действий от водителя для движения по любым экологическим зонам Италии — не требуется.

Вот для въезда в обычную ЗТЛ — сколько угодно. Разрешение для въезда — обязательно, наклейка на стекло (разрешение) — тоже много где присутствует, а вот для въезда в экологическую зону ничего этого не нужно (если только она не совпадает с ЗТЛ).

Также, при въезде в экологическую зону не предусмотрено никакого особого контроля (не стоят камеры и т.п., опять же, за исключением случаев, когда ЗТЛ совпадает с ЗТЛА). 

Контроль экологических зон в основном «ручной», то есть по факту отсутствует, как таковой. Но попасться можно, если вдруг остановят по какой-либо другой причине.

Условие для въезда в экологическую зону и движения по ней, есть только одно: автомобиль должен соответствовать установленным для этой зоны требованиям.

За несоответствие предусмотрен штраф: 75-450 евро.  На первый раз будет 75, если не лезть в бутылку, не называть полицейского «стронцо» и другими нехорошими итальянскими словами и вообще вести себя пристойно. А могут и вообще простить на первый раз.

 

Информация об экологических зонах

Поскольку единого законодательства на тему экологических зон в Италии нет, то не существует никакого единого итальянского сайта, где бы можно было почерпнуть информацию об экологических зонах в стране.

Поэтому, официальную информацию об экологических ограничениях действующих в том или ином городе, можно получить только на сайтах муниципалитетов, в которых такие зоны установлены.

Впрочем, существует еще сайт urbanaccessregulations.eu на котором можно получить некоторую информацию по экозонам и другим ограничениям в Италии. Там же есть и ссылки на сайты муниципалитетов. На сайте информация, разумеется, на английском, сайты городов — на итальянском.

Чтобы облегчить поиск, в отдельной заметке (по ссылке чуть ниже) представлен алфавитный перечень городов, городков и поселков Италии, в которых установлены зоны ограничения движения (как ZTL, так и ZTLA).

Ссылки из этого перечня сразу ведут на страницу нужного города на сайте urbanaccessregulations.eu. Пользуйтесь, если нужно.

Перечень ZTL и ZTLA в Италии — алфавитный перечень итальянских городов, в которых установлены зоны ограничения движения.

 

 *   *   *   *   *

На этом, общее описание экологических зон в Италии, я закончу. Описывать каждую зону в отдельности, учитывая их общее количество, а так же то, что информация по ним периодически изменяется, у автора нет ни сил, ни возможности, ни желания. Все равно, специализированные сайты справятся с этим лучше. 

Да и не «повернуты» итальянцы на экологии как остальные европейцы, и вы к ней проще относитесь когда путешествуете там.

Основной контроль и ограничения в Италии — это все-таки стандартные ZTL. Вот к ним нужно относится серьезно. А с экологическими зонами в Италии все проще, чем в остальной Европе.

Ну и дополнительно напомню, что для получения официальной информации на тему экологических зон, а также об ограничениях по движению транспортных средств, необходимо обращаться к первоисточникам — сайтам соответствующих городов, в которых эти экологические зоны (или другие ограничения) установлены.