11 Фев 2018

Пересечение границы на автомобиле

 

 

Пересечение границы на автомобиле: общая информация

Эта заметка для тех, кто ранее никогда не пересекал границу на автомобиле, но собирается это сделать. В заметке подробно, со всеми деталями, расписан процесс пересечения границы в автомобильном пункте пропуска: куда идти, на что смотреть, чего ждать и т.п.

Поскольку пересечение границы достаточно формализованный и стандартный процесс, не сильно отличающийся по сути от страны к стране, информация, изложенная здесь, применима к пересечению любой границы на любом пограничном пункте Европы. Возможные варианты и особенности описаны по ходу текста.

Практические моменты пересечения границ различных стран Европы (описание процедур на некоторых конкретных МАПП, и т.п.) на основе личного опыта и не только — изложены в отдельной заметке.

В общем случае, пункты пропуска бывают разные: общие, для местного (малого) пограничного движения, автомобильные, железнодорожные, пешеходные. При движении на автомобиле, пересечение границы производится на МАПП (международных автомобильных пунктах пропуска). 

Пункты пропуска отличаются по режиму работы. Большинство пунктов пропуска работает круглосуточно, но бывают и ситуации (обычно это касается маленьких КПП), когда они работают только днем. 

Сколько МАПП — столько и особенностей их прохождения (даже в одной стране). Почти всегда, присутствуют некие местные особенности, но общая процедура всегда остается неизменной. Детали по конкретному МАПП всегда можно найти на специализированных форумах (зачем?).

В интернете вы вряд ли найдете аналогичную статью. Авторы пытаются описывать прохождение того или этого, но конкретного пункта пропуска, но в этой заметке описан именно общий принцип пересечения любых границ на автомобиле.

А уж детали для какого-нибудь конкретного МАПП… да не нужны они. Ибо типовое всё, и работает примерно одинаково, и хотя местные особенности присутствуют практически всегда, на самом деле, они мало кого волнуют, кроме, разве только челноков и контрабандистов.

Впрочем, детали и возможные нюансы выбора МАПП для пересечения границы, которые можно и нужно учитывать при планировании поездки, изложены в отдельной заметке. По сути, там описано, какой пункт пропуска выбрать для пересечения границы, при прочих равных обстоятельствах.

 

 

Типовой порядок пересечения любых границ на автомобиле

Пересечение границы на автомобиле производится в МАПП. На территории типового пункта пропуска расположены терминал, пункты пограничного, таможенного и других видов контроля (опционально), а также, на въезде и выезде с территории пункта пропуска зачастую есть дополнительные КПП.

Общая схема типового МАПП приведена на рисунке ниже:

Типовая схема организации автомобильного пункта пропуска

Более подробная информация об устройстве типового пункта пропуска, изложена в отдельной короткой заметке.

На КПП перед въездом на территорию МАПП, производится предварительный контроль: проверка наличия документов, позволяющих находиться на территории МАПП.

К таким документам относятся паспорта граждан собирающихся пересечь границу и документы на транспортное средство.

На территории МАПП, в специально отведенных зонах контроля, проводится пограничный контроль, таможенный контроль (именно в такой последовательности) и остальные виды контроля при необходимости.

Например, могут быть организованы ветеринарный контроль или фито-санитарный контроль, (которые могут быть совмещены с проведением таможенного контроля) — выбор видов проводимого контроля зависит от того, что вы перемещаете через границу. 

На КПП расположенном на выезде с территории пропускного пункта, производится окончательный контроль (т.е. контроль того, что вы прошли все другие виды контроля). После чего, вас выпускают с территории МАПП и все — граница пройдена.

Общий порядок прохождения контроля на границе
Сохраняется неизменным как при въезде, так и при выезде:

  1. Предварительный контроль на въезде (может отсутствовать)
  2. Пограничный контроль
  3. Таможенный контроль (может отсутствовать)
  4. Прочие виды контроля (при необходимости)
  5. Окончательный контроль на выезде (может отсутствовать). 

Иногда, (как например, на внутренних границах стран Шенгенской зоны), на границах отсутствует и пограничный контроль, то есть перемещение внутри этой зоны свободное — никакого контроля на границах нет.

По сути, «прохождение» (т.е. пересечение) границы любого государства, заключается в последовательном прохождении нескольких видов контроля.

Какие конкретно виды контроля проводятся при пересечении границы, и в каком объеме они проводятся, определяется законами того государства, чью границу вы собираетесь пересечь.

Для стран входящих в ЕС, правила пересечения внешних границ людьми и товарами унифицированы, и закреплены в Шенгенском кодексе о границах и в других документах (во всяком случае, ограничения на ввоз товаров — едины для всех стран ЕС), ну, а внутренних границ там нет.

Нормы и правила перемещения через границу товаров для личного пользования, как при пересечении границы ЕС, так и ЕАЭС — описаны в отдельной заметке.

Два основных вида контроля, которые проходятся почти всегда — это пограничный и таможенный (впрочем, иногда, таможенный контроль может и отсутствовать — это зависти от внутренних правил государства или союза государств). 

Но общий порядок пересечения границ, остается примерно одинаковым во всех случаях, просто те или иные элементы контроля при пересечении границы могут «выпадать» (отсутствовать).

 

 

Въезд на территорию МАПП

При подъезде к пункту пропуска на границе, вы можете увидеть (зачастую, но не всегда и не везде) длинную очередь грузовых автомобилей стоящих на обочине. На них вы никогда не обращаете никакого внимания: у грузовиков всегда всегда своя очередь, вас (туристов) не касающаяся.

Едете вдоль них (при необходимости и по «встречке», уворачиваясь от встречных машин), пока не упретесь либо в КПП на въезде на территорию пункта пропуска, либо в хвост очереди из легковых автомобилей (по ситуации, как повезет):

Пересечение границы Хорватия-Босния (МАПП Иваница)

КПП на въезде на территорию МАПП может быть как посередине дороги (т.е. один КПП работает и на въезд на территорию пункта пропуска, и на выезд с нее), или могут быть два КПП, справа и слева (тогда справа — на въезд, слева — на выезд) — это зависит от фантазии строителей, загруженности пункта пропуска и т.п. (и это отображено на общей схеме выше).

Впрочем, КПП на въезде может и не быть совсем (как во многих Балканских странах), вот, например, фото (с карт Гугл) погранперехода между Хорватией и Боснией (Бргат — Иваница), это пост со стороны Хорватии (Бргат), /а на моем снимке выше, снят этот же погранпост но со стороны Боснии (Иваница)/:

Пересечение границы Хорватия-Босния (МАПП Бргат)

КПП на мелких переходах зачастую отсутствуют как класс (особенно на Балканах).

Кроме того, как видно на фото, на данном МАПП отсутствует возможность для пропуска грузового автотранспорта (только легковой). Есть один общий коридор для пропуска всех легковых автомобилей.

На особо крупных же пунктах пропуска (где проходит большой поток машин), наоборот, может быть обустроено и по два КПП на въезд и выезд, как, например, на МАПП «Брест» (переход Брест — Тересполь):

Но в любом случае, если КПП есть, то перед ним есть шлагбаум (иногда и/или светофор) и знаки «Таможня» и «Проезд без остановки запрещен» («STOP»). 

Стоп-линии лучше без команды не пересекать (сотрудники поста ругаются). Видеорегистратор (если есть) надо выключить (убрать), тоже ругаются (если заметят), или просят выключить (фото- и видеосъемка на территории пунктов пропуска — запрещены). 

 

Первичная проверка документов

При подъезде к шлагбауму КПП (если никого нет в очереди), или когда подходит ваша очередь, (за две-три машины до того, как подойдет очередь заезжать на территорию МАПП), водитель берет документы всех пассажиров (паспорта) и свидетельство о регистрации ТС и подходит к окошку КПП.

Впрочем, иногда, сотрудники поста подходят к автомобилям и сами (это зависит от организации службы на конкретном пункте) (фото не мое):

На КПП происходит первичная проверка документов необходимых для пересечения границы (паспорта, визы, документы на авто, страховки и др.).

Иногда еще на КПП могут попросить показать «зеленую карту» (страховку на автомобиль) и медицинский полис (иногда — нет). 

Подробная проверка документов на КПП не производится, производится контроль их наличия. Тщательность проверки зависит от страны (организации службы на данном МАПП), но как правило, проверяется только наличие основных документов на людей и на авто.

После проверки документов, сотрудник на КПП выписывает и выдает талончик, на котором записан номер автомобиля и количество пассажиров в нем.

Выдача талончика при въезде на территорию МАПП тоже не догма, как само наличие этой бумажки, так и ее содержание. Они определяются правилами действующими на конкретном пропускном пункте.

В общем случае, это вас не волнует. Дадут при въезде какую-нибудь бумажку — хорошо, значит, на торпеду ее вместе с остальными документами (и подавать потом ее вместе с ними везде — на ней будут ставить отметки), нет — значит она не нужна здесь.

Документы никуда не убираете, пусть лежат на торпеде пока.

Если КПП на въезде нет, или он пустой (закрытый), тогда просто останавливаетесь перед стоп-линией (шлагбаумом, светофором), если они есть, и ждете сигнала разрешающего въезд. 

Когда загорится зеленый светофор (или откроется шлагбаум, или вам жестами покажут: «мол, подъезжайте сюда!») — проезжаете на территорию пропускного пункта.

Если шлагбаума, (знака «STOP», светофора и других ограничений) на въезде на территорию МАПП нет, то проезжаете сразу спокойно на территорию МАПП и рулите в нужный вам коридор, ориентируясь по знакам (они там всегда есть).

Какой коридор выбрать для прохождения границы, и что такое «коридор» и какие они вообще бывают (кроме «красного» и «зеленого») — рассказано в отдельной заметке.

 

 

Предварительный контроль

После того, как вы выбрали для себя нужный коридор, пристраиваетесь в него, в очередь. Если очереди нет — подъезжаете к стоп-линии перед въездом в зону контроля и останавливаетесь.

Въезд в зону контроля без разрешения сотрудников поста — запрещен, и вообще, все действия в этой зоне, выполняются только по команде (по указанию сотрудников поста).

На стоп-линии ждете сигнала разрешающего вам подъехать на линию контроля (это может быть зеленый светофор, или приглашающий жест пограничника — следите за руками, как говорится). 

Пока будете стоять в ожидании разрешения заезда в зону контроля, сотрудниками поста может быть проведен (не обязательно) предварительный контроль.

То есть могут подойти (не всегда и не везде), сотрудники службы безопасности поста, предложить открыть багажник, задать несколько вопросов (не везете ли чего запрещенного и т.п.), но имейте в виду: это еще не таможенный досмотр.

Могут зеркальцем заглянуть под машину. Могут собачку привести понюхать на предмет наличия наркотиков и взрывчатых веществ.

А может и никто не подойти — это зависит от внутренних правил. Вас это не касается (люди выполняют свою работу). Вы же просто выполняете (при необходимости), все просьбы сотрудников МАПП, и отвечаете на их вопросы (если они у них есть).

Пассажиры сидят в машине, никто никуда не выходит, нигде не гуляет.

Курить вне машины запрещено, (только в специально отведенных местах), впрочем, и в машине этого делать не рекомендуется, но я всегда курю, главное — окурки в окно не выбрасывать.

Когда вам предложат проехать непосредственно в зону контроля, подъезжаете, и останавливаетесь там, где вам покажут (т.е. опять же, следите за сотрудником), или там может быть нарисована стоп-линия (стоять знак «STOP»).

Кроме того, если впереди вас есть машины — посмотрите, как действуют их водители и пассажиры. Как и отмечал выше, первым всегда производится пограничный контроль. 

 

 

Пограничный контроль

Пограничный контроль ставит целью проверку личностей граждан въезжающих в страну (или покидающих ее), а также, наличия и подлинности у них необходимых для въезда (выезда) документов, и запретов на въезд в страну (выезд из нее). 

Во время проведения пограничного контроля, производится проверка подлинности документов, наличия (при необходимости) визы на въезд, а также других документов необходимых для въезда: страховок (медицинской и на авто), разрешения на вывоз ребенка и т.п. документов.

Производится сличение фото документа (паспорта) с человеком его предъявляющим. Также производится проверка по базам данных на предмет: а не запрещен ли въезд в страну? Или: не ограничен ли выезд из страны?

Пограничник может (имеет право) поинтересоваться о цели вашего визита в страну, поинтересоваться документами подтверждающими ваше проживание в той стране куда вы собираетесь въехать, наличием достаточных денежных средств для пребывания и т.п.

Также, на въезде в страны ЕС, с недавнего времени обязательно проводится контроль отпечатков пальцев.

Если говорить о странах ЕС, то перечень проверок определен Визовым кодексом ЕС и Шенгенским кодексом о границах.

(По второй ссылке попадете на место в Кодексе, где как раз описываются условия въезда в ЕС для граждан третьих стран (для вас). Там описано, как проводится проверка на въезде в ЕС, какие документы может проверить пограничник, и какие вопросы он может задавать).

В конце проверки (если она прошла успешно), производится регистрация информация о въезжающих в страну лицах в базе данных. 

На заметку, для справки: имейте в виду, что пограничники любого государства — это всегда сотрудники службы безопасности этого государства (чтобы было понятнее, наши пограничники, например — это сотрудники пограничной службы ФСБ РФ).

Поэтому шутить с ними не нужно, хоть они и улыбаются (им по документам положено улыбаться вам (я не шучу)). Во-вторых, конечное решение пустить вас в страну или нет — принимает именно пограничник

Наличие визы в паспорте, не дает гарантий и права на въезд в другое государство.

Более подробно этот вопрос рассмотрен в заметке про визовые правила.

Впрочем, если все документы в порядке, то беспокоиться абсолютно не о чем. Пограничники не будут специально выискивать причины для того, чтобы не пустить вас в страну. 

 

Порядок прохождения пограничного контроля

Заехав в зону проведения пограничного контроля, берете все документы, и отправляетесь к окошку, где сидит пограничник. Вам покажут и подскажут куда идти, кроме того, пока ожидаете — смотрите внимательно, что делают водители других машин, которые стоят перед вами в очереди.

Однозначно всегда необходим для предъявления паспорт (и паспорта всех пассажиров), и документы на автомобиль (свидетельство о регистрации ТС).

Остальные документы: страховки, доверенность на автомобиль (при необходимости), разрешение на вывоз ребенка за границу (при необходимости) и другие, предъявляете по требованию пограничника и, скорее всего, он их попросит.

Если на КПП на въезде вам дали талончик, то отдаете его в окошко, вместе с остальными документами.

При прохождении пограничного контроля возможны два основных варианта: иногда требуется, чтобы каждый пассажир проходил контроль отдельно (персонально подошел к окошку, со своим паспортом и прочими документами), иногда достаточно, чтобы водитель предоставил документы за всех пассажиров.

Это вам уточнят на месте (опять же, смотрите, как проходят контроль другие автомобилисты). Я не знаю, с чем это связано и от чего зависит — это внутренние правила государства. 

Если требуется личное прохождение пограничного контроля от каждого пассажира, то порядок такой: первым подходит водитель со своими документами и со всеми документами на автомобиль, затем, по очереди подходят пассажиры каждый со своим документом.

Документы на несовершеннолетнего ребенка предъявляются одним из родителей (или других уполномоченным лицом: опекуном, сопровождающим и т.п.).

При необходимости, пограничник может задавать вам различные вопросы. Ваша задача отвечать на них быстро и правильно. Кто сказал «честно»?

Нет. Отвечать нужно именно «правильно», то есть озвучивать пограничнику тот план и цели поездки, которые вы предоставляли консулу при подаче заявки на визу (если речь идет о въезде на территорию стран Шенгенской зоны).

То есть, если я заезжаю в Латвию по приглашению от друзей из Риги (и в консульстве я заявлял, что я буду жить весь отпуск у них), а на самом деле, я собираюсь ехать в Барселону, то пограничнику я скажу, что еду в Ригу.

Потому что так будет меньше всего вопросов. Если же я скажу, что еду в Барселону, то пограничник будет должен в числе прочего проверить подтверждения проживания по маршруту поездки, наличие достаточных денежных средств и т.п. Ни мне, ни ему это не нужно.

Впрочем, если вы действительно собираетесь выполнять поездку по плану заявленному в консульство при запросе визы, то на вопросы можно отвечать и честно (как есть).

На самом деле, пограничники на въезде в шенгенскую зону задают вопросы достаточно типовые (и то не всегда): с какой целью едете к нам в страну? (Туризм). Где планируете останавливаться (жить)? (В городе N отеле таком-то, в городе M в отеле таком-то, у друзей в городе R).

В случае планируемого проживания в отелях, пограничники могут спросить подтверждение проживания из отелей, причем, по всему маршруту поездки.

Вопросы могут варьироваться, а могут и не задаваться вообще (зависит от страны, погоды, времени суток, настроения пограничника, вашего внешнего вида и т.п.). 

Также, в последнее время на въезде в ЕС начали проверять отпечатки пальцев.

По окончанию пограничного контроля, пограничник (при необходимости) поставит штамп о пересечении границы в паспорт(а) и вернет вам все документы. Также, он сделает отметку о прохождении пограничного контроля на талончике, который выдали на КПП.

Всё. Пограничный контроль пройден. Теперь надо пройти еще и таможенный контроль.

 

 

Таможенный контроль

За контроль над перемещением товаров через границу государства, отвечает таможенная служба этого государства. Причем, под словом «товар» в данном случае подразумевается любое ввозимое и вывозимое имущество, (а не только то, что идет на продажу).

То есть под это определение попадают и ваши личные вещи, и ваш автомобиль, в общем — все материальные объекты, которые перемещаются через границу. 

Вот за тем, чтобы эти объекты («товары») перемещались согласно правилам и нормам установленным данным государством (или группой государств, например, ЕС или ЕАЭС), и отвечает таможенная служба.

По сути, таможня любого государства отвечает за два важных момента.

Во-первых, за правильное и полноценное взимание таможенной пошлины при перемещении товаров через границу государства (в случаях, когда это предусмотрено законом).

А во-вторых, на таможенную службу возлагается контроль за тем, чтобы на территорию государства незаконным путем не попадали «ненужные» вещи (оружие, наркотики и т.п.), и чтобы территорию государства незаконно не покидали «нужные» вещи (драгоценности, антиквариат, предметы и документы и предметы представляющие собой государственную тайну, и т.п.). 

Если вы внимательно прочитали пару абзацев выше, то вам уже должно быть ясно, чего от вас будет хотеть таможенник, при проведении таможенного контроля. Он будет хотеть убедиться в том, что при пересечении границы вы не нарушаете таможенные нормы и правила государства, которое он представляет. 

Вопросы связанные с правилами и нормами провоза багажа через границу на личном автомобиле, изложены в отдельной заметке.

 

Порядок прохождения таможенного контроля

После того как пограничный контроль будет пройден, вас пригласят проехать немного вперед, в зону таможенного контроля. Там будет тоже будет нарисована стоп-линия, или знак «STOP», или таможенник рукой вам покажет где остановиться. 

Останавливаетесь, выключаете двигатель и готовите (по команде представителя таможни) машину к досмотру (кстати, пока проходите пограничный контроль, поглядывайте, как проходят таможню те, кто был в очереди впереди вас).

Как и было сказано выше, главные цели проведения таможенного контроля — убедиться в том, что через границу не осуществляется перемещение товаров запрещенных к перемещению, товаров подлежащих обязательному обложению таможенной пошлиной, а также, не превышены ли нормы беспошлинного провоза товаров для личного пользования.

При необходимости, перед началом проведения таможенного контроля, вы можете (а в некоторых случаях и должны) заполнить таможенную декларацию, указав в ней (обязательно), товары подлежащие обязательному декларированию.

Если вы не выполните это требование, а товары подлежащие декларированию в ходе досмотра будут обнаружены — поимеете проблемы. 

Про декларирование товаров для личного пользования туристами при пересечении границы (что это такое, зачем оно нужно, и нужно ли вообще), и другие вопросы связанные с прохождением таможенного контроля, рассказано в отдельной заметке.

Отдаете сотруднику таможни документы на автомобиль и свои личные (либо в руки, либо в окошко таможенного поста, бывает и так, и так — вам подскажут). Бумажку, полученную на КПП при въезде на территорию поста, тоже отдаете.

Если необходимо (вам скажут) заполняете таможенную декларацию на ввоз/вывоз транспортного средства, или на товары подлежащие обязательному декларированию, или на те товары, которые вы посчитаете нужными задекларировать.

После чего, начинается, собственно, процедура проведения таможенного контроля. Обычно, она начинается с опроса (иногда, им же и заканчивается), а иногда, проводится еще и досмотр транспорта и личных вещей.

Вопросы стандартные: не перемещаете ли вы оружие, наркотики, боеприпасы и другие предметы запрещенные к перевозке? — это первый стандартный вопрос.

Откуда и куда вы едете? С какой целью вы пересекаете границу? — эти вопросы нужны таможеннику, чтобы составить в голове картину, что вы перемещаете через границу. Стандартный ответ: туристическая поездка.

Что вы везете? — стандартный ответ: личные вещи (если у вас действительно только личные вещи).

Не везете ли вы с собой …/перечисление/… запрещенные к провозу товары? (Например, ко ввозу в страны ЕС запрещены мясные и молочные продукты в любом виде, и они это спрашивают).

Таможенник может задавать и другие вопросы. При этом, он смотрит реакцию человека. Если человек нервничает, запинается, краснеет, бледнеет и выказывает другие признаки беспокойства, то это сигнал таможеннику, что нужно продолжать досмотр (у них глаз наметан на такие вещи).

Если все нормально, то в принципе, на устном опросе таможенный контроль может и закончиться (бывает и так).

Если таможенник решит (или если по внутренним правилам государства это обязательно положено), то он проведет досмотр автомобиля и личных вещей, а возможно и личный досмотр (очень, очень, редко). На все это он имеет право.

Если таможенник решит (и правила это разрешают) подробный досмотр не проводить и ограничиться только опросом, то он просто оформит документы и выпустит вас. 

 

Досмотр автомобиля и вещей

По окончанию опроса, вам предложат приготовить автомобиль к досмотру. Пассажиры выходят из салона (иногда этого не требуется — вам скажут).

После чего, таможенник производит внешний осмотр транспортного средства, а потом приступает к досмотру: просит открыть двери, капот, багажник, «бардачок» и вообще все, что увидит (лючки, технические отсеки, например для запаски, и т.п.) и начинает заглядывать везде, куда ему хочется заглянуть.

Кстати, таможенники сами никогда ничего не открывают, всегда будут просить это сделать вас — так установлено правилами проведения досмотра. 

Глубина и тщательность проводимого досмотра — величина непредсказуемая. Что вам предложат открыть и показать (куда они захотят заглянуть), никогда не угадаешь. Практически всегда заглядывают в багажник, часто — в салон, реже — просят открыть капот.

В процессе досмотра, вас будут спрашивать: что в этом пакете? что в этой сумке? что в той коробке? и т.п. Вы, разумеется, должны отвечать (они могут и проверить). При желании, могут попросить отрыть какую-нибудь сумку (коробку, пакет и т.п. — любой закрытый объект) и заглянуть внутрь.

Могут посмотреть и все сумки, коробки и пакеты. Могут и покопаться в личных вещах (имеют право). Могут предложить взвесить сумку, коробку или весь товар (при подозрении на перевес беспошлинной нормы провоза товаров). 

Отмечу также, что в некоторых государствах, таможенный контроль может быть достаточно лояльным, (например, проводиться исключительно в форме опроса), а может и совсем отсутствовать как таковой. Это зависит о внутренних правил государства. 

Удовлетворившись результатами досмотра (если не обнаружено ничего подозрительного, запрещенного, нарушающего нормы и правила провоза), вам предложат пройти к окошку таможенного поста и подождать, пока не закончится оформление документов.

После окончания оформления, таможенник вернет вам ваши документы, сделает отметку в талончике о том, что вы прошли таможенный контроль, и пожелает вам счастливого пути.

 

 

Контроль на выезде с территории МАПП

После того, как пройдены все виды контроля (в основном, как правило, это пограничный и таможенный, но могут быть проведены и другие, например, если едете с животным — то ветеринарный, если везете саженцы растений — то фито-санитарный  и т.п. — это все совмещается с таможенным) вам «дадут отмашку» на выезд. 

Покидаете зону досмотра и двигаетесь к КПП на выезде с территории МАПП, посматривая на знаки и разметку (если оно есть, конечно). КПП на выезде — необязательный элемент пункта пропуска.  

Подъезжаете к КПП, останавливаетесь на стоп-линии и ждете, когда вам откроют шлагбаум. Если на въезде вам давали какой-то талончик — самое время его отдать бойцу на выезде.

Он убедится (по отметкам в нем), что вы прошли все виды контроля. Если талончик на данном пункте пропуска не предусмотрен, то сотрудник убедится в этом по внутренним средствам связи, и откроет вам шлагбаум. 

После того, как вы пересечете эту линию — всё.
Поздравляю! Вы — за границей! (или наоборот: внутри границы). 

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную порядку пересечения границы на автомобиле, я закончу. Отмечу еще раз, что вышеописанный порядок достаточно типовой, то есть применим к прохождению абсолютно любой границы в Европе. 

Да, встречаются местные особенности, может отсутствовать тот, или иной вид контроля, но суть и порядок пересечения границы на личном автомобиле, всегда остаются неизменными.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх