10 Фев 2018

Пересечение границ стран Европы на автомобиле

 

 

Пересечение границ в Европе на автомобиле

Данная заметка носит обзорный, и достаточно узконаправленный характер, так как в ней описана практика пересечения границ при передвижении на автомобиле по различным европейским странам, включая Балканские. 

Информация здесь дана только по тем пунктам пропуска, которые автор пересекал лично в пешем порядке (Испания — Гибралтар), или на автомобиле (все остальные границы).

Данная заметка служит дополнением (расширенным описанием) информации, изложенной в основной заметке, посвященной общему порядку пересечения любой границы на автомобиле.

Пересечение границы на автомобиле — детальное описание порядка пересечения границы, при поездке на автомобиле.

В основной заметке (по ссылке выше), дана теоретическая часть описания порядка пересечения границ, здесь же описана практическая часть, с целью показать, какие бывают варианты пересечения границ на практике.

Но в принципе, эта заметка не имеет особого смысла, поскольку общий порядок пересечения границ сохраняется всегда типовой, просто из него могут выпадать те или иные элементы контроля. 

Изучите один раз основную заметку, и вас никогда не будет проблем и вопросов при пересечении любой сухопутной границы на автомобиле.

 

 

Пересечение внутренних границ в шенгенской зоне

Одним из самых часто задаваемых вопросов у тех, кто планирует поездку в Европу на автомобиле, является вопрос: «Есть ли границы в Европе между странами Евросоюза?».

Отвечаю: границы есть, контроля на них — нет. Никакого. Ни для кого. Ни контроля, ни отметок никаких нигде не делается. Это прямо и явно прописано в шенгенском кодексе «О границах» (см. ст.22 Кодекса).

В шенгенской зоне, любой контроль на внутренних границах отсутствует. Пересечение границ между странами внутри шенгенской зоны свободное, независимо от гражданства лиц, эти границы пересекающих.

Шлагбаумов там тоже никаких нет, кодекс «О границах» прямо запрещает их ставить. Даже знаки снижения скорости на границах ставить запрещено, только для обеспечения безопасности дорожного движения (см. ст.24 Кодекса).

То есть, никаких особенностей пересечения границ между странами шенгенской зоны — нет. Вы просто едете и едете куда вам нужно, без остановок, отметок и лишних вопросов.

Пересекли внешнюю границу ЕС (в Польше, Литве, Латвии или Эстонии), и можете ехать без остановок на границах хоть до Португалии и обратно. Никто вас проверять не будет.

Ну, если только в Швейцарию не заедете, там есть контроль на границе. Границы остальных стран — открыты для перемещения («прозрачны»).

Перемещаясь по главным дорогам, на месте бывших МАПП (международных автомобильных пунктов пропуска) на границе, можно увидеть ангары, здания, в которых ранее располагался МАПП, а теперь а них расположены или склады, или торговые центры, но никакого контроля там нет. 

Кстати, на территориях бывших МАПП, можно зачастую (почти всегда) найти пункты по продаже виньеток для оплаты дорог (в тех странах, в которых используется такая система оплаты).

Общая информация про способы оплаты дорог в Европе — какие есть варианты оплаты, в какой стране применяется тот или иной вариант, и т.п. информация, изложена в отдельной заметке.
Конкретно про оплату дорог в Европе с помощью виньеток (что такое виньетка, зачем она нужна, в каких странах она нужна, как это работает, и т.п. вопросы) — можно узнать в отдельной статье.

При движении же по второ-  и третьестепенным дорогам, зачастую можно не увидеть совсем ничего из вышеописанного. Просто стоит знак на дороге, и ничего вокруг него нет:

Граница Венгрии (надпись на знаке: Венгерская республика)

На фото выше, я стою на границе Венгрии и Словакии, а моя машина стоит уже на территории Венгрии.

Впрочем, чуть дальше, конечно, обнаружился заброшенный пункт контроля. Но такая ситуация характерна при пересечении границ внутри ЕС по третьестепенным (колхозным, местным) дорогам.

 

 

 

Особенности пересечения границ некоторых государств Европы на автомобиле

Ниже приведена информация по конкретным МАПП стран Европы, в которых автору данной заметки приходилось лично пересекать границы на своем автомобиле. Данная информация дана для общего обзора.

Обращаю внимание, что информация подобного рода имеет свойство устаревать, поэтому, если вам нужна свежайшая и конкретнейшая информация по данной теме, то обратитесь к специализированным форумам.

Но мне, как человеку пересекавшему на автомобиле границы более чем тридцати европейских стран (только в 2015-м году, например, во время поездки на Балканы, я пересек различные границы 18 раз — 36 штампов в паспорте только за один отпуск), это кажется излишним.

Никаких особенностей, которые вот прям необходимо знать, и без знания которых пересечь границу на автомобиле невозможно, на самом деле нет.

Да есть некоторые нюансы, есть некоторые моменты, есть правила которые не нужно нарушать (они все перечислены в основной заметке по ссылке выше), но никаких сакральных знаний для пересечения границы на автомобиле не требуется.

Я же даю ниже краткие описания вариантов пересечения границ, в большей степени для того, чтобы показать все разнообразие возможных вариантов. 

Одну общую вещь отмечу: если в описании ниже указано, что «таможенный контроль не проводился» (или «отсутствует») — это не значит, что его там совсем нет. Вполне может и быть. Просто он не проводился в отношении лично меня, в момент пересечения мною границы. 

 

Система электронной очереди при пересечении границы

В описаниях процесса пересечения некоторых границ, встречается понятие «электронная очередь в пункте пропуска (пересечения границы)». Под спойлером ниже, кратко описана суть этого мероприятия, чтобы потом не распыляться. 

Если вы никогда не сталкивались с электронной очередью при пересечении границы, то можете ознакомиться с информацией ниже.

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ОЧЕРЕДИ НА ГРАНИЦАХ
В настоящее время система электронной очереди действует (пока) в Эстонии (на всех трех МАПП на границе с Россией), в Беларуси (пока только тоже на трех МАПП, но не факт, что эта система не будет распространяться дальше). 

Суть «электронной очереди» проста как яйцо — это та же самая электронная очередь, которую мы можем наблюдать, например, в поликлиниках или в банках.

То есть, надо подъехать в определенное место (на специальную площадку для ожидания), зарегистрироваться в очереди («взять талончик») и стоять спокойно ждать, пока номер вашего автомобиля не высветится на табло (т.е. пока вас не вызовут). 

После того, как номер авто появился на табло, надо покинуть площадку ожидания, и проследовать установленным маршрутом (по указателям) до пункта пропуска. 

Смысл этого «маневра» заключается в том, чтобы убрать «живую» очередь (особенно из грузовиков, которая иногда растягивается на километр и более от МАПП), в специально отведенное место (на специальную стоянку), где есть душ, туалет, мусорные баки, кафе, магазин и т.п. объекты. Все это, разумеется, платное, но плата небольшая. 

Из плюсов для властей: главное — расчищаются и освобождаются обочины возле пунктов пропуска (грузовики стоят в очередях часами, и их водители мусорят, справляют нужду и т.п. вдоль обочин), и плюс, собирается «копеечка» с лиц, пересекающих границу. 

Из плюсов для водителей (любых, и грузовых и лекговых):

  • ожидание в очереди спокойное, нет постоянного «смыкания» (проехало три машины на КПП — вся очередь запускает двигатели и смещается вперед на 15-20 метров, потом опять глушит двигатели и ждет);
  • если заранее известно время пересечения границы (с точностью до 1 часа), то в очередь можно записаться заранее (за срок до 90 суток), и подъехав в назначенное время, пройти границу с минимальным ожиданием);
  • на площадке ожидания есть туалет, душ, кафе и другие элементы инфраструктуры.

Из минусов для водителей: 

  • Услуги могут быть платными (в том числе и по записи в очередь).
  • Если даже очереди нет (глухая ночь, например), то все равно, заезд на пункт пропуска осуществляется только через площадку ожидания.
  • Если время пересечения границы неизвестно заранее, то придется стоять в живой очереди (это и так придется), но тут придется еще и пропускать тех, кто записался заранее. А вот это уже обидно.
    То есть, в данном случае, выигрывают местные водители, те, которым ехать до МАПП недалеко, и которые могут точно рассчитать время прибытия на него, и заранее записаться в очередь. 
    Это хорошо, когда тебе ехать от Бреста или Кобрина до МАПП «Брест», или из Таллина до МАПП «Нарва» — время в пути известно точно (плюс-минус 5-10 минут). Но если я иду в Брест из Воронежа? Тут уже можно и не угадать со временем при записи заранее, в дороге бывает все. А значит, придется стоять в живой очереди, да еще пропускать местных.

Но, что есть, то есть, и с этим приходится мириться. Ссылки на сайты, где описывается подробный порядок и условия прохождения МАПП с электронной очередью, даны в тексте соответствующих заметок.

 

 

 

Практический опыт пересечения границ на автомобиле


Пересечение границы РОССИЯ - БЕЛАРУСЬ

До 2015 года, граница пересекалась легковыми авто совсем без остановки (просто немного сбрасывалась скорость). И в настоящее время, контроль на границе для легковых автомобилей с белорусской стороны полностью отсутствует, как таковой. 

В 2016-м году, с российской стороны начал осуществляться пограничный контроль для всех автомобилей пересекающих границу. То есть проверяют личности граждан въезжающих на территорию РФ (и выезжающих с нее).

Контроль формальный (без компьютера, без записи, из машины можно не выходить), просто смотрят: есть паспорт РФ или РБ — проезжай. Нет паспорта — не знаю, не интересовался что будет (наверное, расстреливают нарушителей где-то за ангаром).

Таможни никакой нет (для легковых авто).


Пересечение границы РОССИЯ - ЛАТВИЯ

Переход Терехова — Зилупе на трассе М-9. Классический МАПП, такой же, как любой из них на границе Белоруссии и Латвии, или России и Эстонии. Погранконтроль, таможня, все по полной схеме.

Декларирование алкоголя и сигарет на въезде (заполняешь специальную бумажечку).

Уровень досмотра (для туристов) средний, без излишней дотошности, но и не поверхностный. Даже и рассказать нечего, кроме того, что все происходит достаточно медленно и печально.


Пересечение границы БЕЛАРУСЬ - ЛАТВИЯ, ЛИТВА, ПОЛЬША

Классическая граница, классический МАПП (как с той, так и с другой стороны). Всё, как описано в основной заметке. Предусмотрен полноценный пограничный и таможенный контроль как с той, так и с другой стороны.

Уровень таможенного досмотра — от среднего до придирчивого. Есть некоторые особенности, в частности, декларирование ввозимого объема алкоголя, табачных изделий и топлива (на польской границе, кстати, как-то не помню такого, а вот на латвийской границе постоянно заполняю такие бумажки).

Но ничего серьезного, на месте разберетесь. 

ВНИМАНИЕ!

На пограничных переходах:

  • Брест — Тересполь (Польша),
  • Григоровщина — Патерниеки (Латвия),
  • Котловка — Лаворишкес (Литва)

пересечение границы происходит через запись в электронную очередь. Можно и без записи, в порядке живой очереди, но лучше записаться при возможности. Запись возможна в срок от 90 суток до 3 часов до прибытия на границу.

Подробнее системе электронной очереди и порядке ее использования, см. на сайте Пограничной службы Республики Беларусь. Но лучше всего начать просмотр с карты сайта — там подробно расписано всё, что есть на нем.

Там же, кстати, можно найти полную информацию по любому пропускному пункту РБ (описание перехода, какие есть виды контроля, очереди на МАПП и т.п. информацию).

Очень полезный сайт — рекомендую:


Пересечение границы РОССИЯ - ЭСТОНИЯ

Классическая граница. Предусмотрен полноценный пограничный и таможенный контроль. Нормы провоза багажа блюдутся. Уровень таможенного досмотра — не знаю, лично не пересекал.

Из особенностей — при пересечении границы со стороны Эстонии в Россию — требуется запись в электронную очередь. Со стороны России никаких особенностей нет.

Подробная информация о пересечении границы Эстонии в порядке электронной очереди — по ссылке, на русском языке. Там же есть карты площадок ожидания, маршрутов от стоянок до МАПП, прейскуранты и вся прочая необходимая информация. 


Пересечение границ АНДОРРЫ

Андорра — это карликовое государство на вершинах Пиринейских гор, зажатое между Францией и Испанией. Дорога туда красива, классический серпантин:

Пересечение границы Андорры на автомобиле 

Границы (со стороны Андорры) охраняются по принципу: «Да нафиг мы кому нужны? А раз так, зачем тратиться на пограничников?» — то есть никак. 

В стране имеется одна главная дорога, длиной около 40 километров, а все государство проезжается (без нарушения скоростного режима) примерно за час:

Пересечение границы с Андоррой

При въезде в Андорру со стороны Франции, пункт перехода расположен в паре километров от границы. Контроля на нем не было никакого (ни пограничного, ни таможенного), я просто медленно проехал вдоль ряда будочек, на меня посмотрели (с любопытством), и… всё. Поехал дальше.

Впрочем, основной контроль там производится на выезде. Причем, контроль не столько пограничный («чужие там не ходят»), хотя, возможно и он предусмотрен, а контроль таможенный. 

В Андорре акцизы на товары гораздо ниже чем в ЕС, поэтому, местные норовят провезти что-нибудь во Францию, или Испанию, закупив это подешевле в Андорре. 

В самой же Андорре, мне не удалось обнаружить даже минимального пункта контроля, дорога просто сразу свернула в туннель Энвалира:

Тоннель Энвалира, Андорра

и вынырнула на поверхность уже где-то в трех километрах от границы. Там стоит пункт сбора платы за проезд по туннелю, который мы издалека перепутали с пограничным постом, но нет. Ошиблись:

Пункт оплаты за тоннель Энвалира (Андорра)

На выезде из Андорры в Испанию (на схеме выше отметка номер «2») — присутствует испанский таможенный пост.

Досмотр на нем проводится выборочный (как думаю, и на французском посту): в основном ловят местных контрабандистов, которые возят подакцизные товары из Андорры в Испанию, с нарушением норм беспошлинного провоза.   

На машины туристов, как правило, внимания не обращают, хотя, на испанском посту, человек в будке аж привстал, когда увидел нашу машину (чтобы получше ее рассмотреть).

Оно и не удивительно. Не часто (никогда) не увидишь «Волгу» в Андорре (да и в Испании тоже). Однако, палкой махать (останавливать нас) никто не стал, и мы спокойно проехали через этот пост (хотя, табаком я в Андорре затарился, по самое «небалуйся»), и помчались в Барселону. 

Формально, (в теории) Андорра не входит в ЕС и Шенген, поэтому, для посещения ее нужна, как минимум, двукратная шенгенская виза. 

Поскольку если вы сунетесь туда с однократной визой, и вам на выезде из Франции или Испании ее погасят (ведь вы выезжаете из ЕС въезжая в Андорру), то обратно въехать в ЕС (во Францию, или в Испанию), уже не получится, количество разрешенных въездов было исчерпано при первом въезде в ЕС. 

Контроль там не тотальный, но попасть впросак можно. Так что, если намереваетесь посетить Андорру, то только двукратная виза, ну, или мультивиза само собой разумеется.


Пересечение границы ИТАЛИЯ - САН-МАРИНО

Сан-Марино — еще один карликовый колхоз, именующийся по какому-то недоразумению государством. Но тем не менее, попробуйте-ка получить гражданство Сан-Марино!

Надо прожить там не менее 30 лет, чтобы претендовать на получение местного гражданства (если не имеешь такого права от рождения).

Контроль на границе отсутствует как таковой, да и границы как таковой нет. Как пошли на дороге встречаться синие пешеходные переходы, значит, вы уже в Сан-Марино:

Пересечение границы Сан-Марино на автомобиле

Тетка удивлена, вообще-то «Волги» в Сан-Марино не ездят.

Пришлось помахать ей рукой, чтобы перестала медитировать, и начала переходить дорогу. Как я понял по этому моменту, пешеходов там местные не очень-то и пропускают.


Пересечение границы ВЕНГРИЯ - ХОРВАТИЯ

Пересекал границу по маршруту Будапешт — Загреб:

Пересечение границы Венгрия - Хорватия

Пост контроля совмещенный — т.е. вы проходите сразу и венгерский и хорватский контроль (Шенгенский кодекс о границах, допускает такой вариант).

Контроль был только пограничный. Таможню не проходил на выезд из Венгрии, (не знаю, как на въезд, но тоже вряд ли). Из машины не выходил.

НО! Таможенный контроль там есть. Машину с украинскими номерами (была в очереди передо мной), куда-то завернули в сторонку, на отдельную площадку, где стояла уже еще пара таких (украинских) машин. Не знаю, что это было, но факт (дело было в 2015-м году).

Я же подъехал я к будочке, сунул в окошко документы (паспорта, свидетельство о регистрации ТС и «зеленую карту» — ее сразу вернули), через минуту мне вернули паспорта со штампами о пересечении границы (хотя думал, что тоже завернут куда-нибудь на дополнительный досмотр).

Спросили только: What is the purpose of your visit? — Tourism. (Универсальные вопрос — ответ на всех границах, где вообще соизволят задавать вопросы). 

Проехав пост, ехали еще минут пять, ждали когда появится хорватская граница. Потом до меня начало доходить: «Ну-ка, глянь в паспорт» — говорю жене — «какие там отметки стоят?». Она посмотрела: обе. И венгерская на выезд, и хорватская на въезд. Ну и славно. 


Пересечение границы ХОРВАТИЯ - БОСНИЯ

Границу Хорватии с Боснией я пересекал в общей сложности пять раз:

Пересечение границы Хорватия - Босния и Герцеговина

  1. Переход Стара Градишка — Градишка — маленький переход, местного значения, движение в один коридор.
  2. Переход Бьяча — Нова Села — хороший трассовый пункт пропуска. Несколько коридоров (четыре или пять). 
  3. Переход Клек — контроль только со стороны Хорватии (въезд/выезд), боснякам пофиг. Движение в два коридора.
  4. Переход Затон Доли — контроль только со стороны Хорватии (въезд/выезд), движение в два коридора.
  5. Переход Бргат — Иваница — маленький переход, движение в один коридор, только легковые автомобили. 
  6. Переход Клобук — Илино (см. ниже Босния — Черногория).

На всех переходах присутствует только пограничный контроль. Таможенный контроль не проводится для легковых авто.

Все очень упрощенно. Никаких КПП на въезде-выезде. Подъехал к будочке: паспорт отдал — паспорт со штампами забрал, из машины не выходишь. Без вопросов, только, «Добар дан!» «Добар пут!» и «Хвала!» (Добрый день! Счастливого пути! Спасибо!).

Очереди средние, терпимые, самая длинная была на въезде из Хорватии в Боснию (Стара Градишка), стояли минут сорок, в общей сложности. На остальных постах, от 5 до 15 минут.


Пересечение границы БОСНИЯ - ЧЕРНОГОРИЯ

Переход Клобук — Илино — маленький переход (обозначен цифрой «6» на рисунке):

Пересечение границы Хорватия - Босния и Герцеговина

Причем, со стороны Боснии (Клобук) он побольше, а со стороны Черногории совсем смешной:

Переход границы Босния - Черногория

Только пограничный контроль. Из машины не выходишь.

Очередь — пост — Добар дан! — документы отдал — Добар пут! — документы забрал — Хвала! — поехал дальше.

Таможенный контроль не проводился (для легковых авто). 


Пересечение границы ЧЕРНОГОРИЯ - АЛБАНИЯ

Переход (кстати, на сербском — «перелаз») Божай — Хани и Хотит (на схеме обозначен цифрой «1»):

Пересечение границ Албания, Македония, Черногория, Греция

Небольшой переход, хотя, черногорцы со своей стороны «отгрохали» достаточно современный пропускной пункт: 

Переход границы Черногория - Албания

Переход границы Черногория - Албания

Со стороны Албании переход, конечно, колхозного вида.

Впрочем, для Албании это норма (как я убедился позже). Для легковых авто — только пограничный контроль, пересечение границы без выхода из автомобиля: документы отдал — документы забрал.

Запомнился переход тем, что черногорский пограничник уговаривал меня остаться в Черногории: «Зачем вам эта Албания? Что там делать? Там грязно. У нас же хорошо! Будва, Бар — отличные курорты! Оставайтесь!».

И он делал это искренне (и, кстати, оказался прав), но… план поездки и всё такое. В конце концов, ну а почему мне, для коллекции, не покататься и по Албании? Не так уж там всё и страшно (хотя страна, конечно, запущенная донельзя). 


Пересечение границы АЛБАНИЯ - МАКЕДОНИЯ

Пограничный переход Котричан — Кафасан (на схеме под номером 2).

Пересечение границ Албания, Македония, Черногория, Греция

Сплошная пастораль — овечки, холмы, горы и выжженная солнцем степь (фото сделаны за пару километров до границы): 

Пересечение границы Албания - Черногория .Пересечение границы Албания - Черногория

Переход маленький, без лишних формальностей, очередь была средняя. Только пограничный контроль (для легковых авто), без выхода из машины, багажник не открывал.

Впрочем, из машины там мне все же пришлось выйти, но не для контроля.

Подъехали на пост, стали в очередь, стоим — ждем. В это время, к машине подходит албанский таможенник (или пограничник — хрен их там разберет), и начинает нарезать круги вокруг нее, внимательно рассматривая.

Жена говорит: «Как-то он нехорошо смотрит на нас. Нас вообще выпустят?». Пожимаю плечами, сижу — курю (рассматривать имеет право, не выпускать нас — нет, контрабанды не везем, документы в порядке).

Сделав круга три, служивый стучит в окошко и делает знак рукой: мол, выйдите. Выхожу, куда деваться? 

И тут он начинает пытаться меня расспрашивать: а что это за машина? какой у нее расход топлива? а мощность? а какого она года выпуска? и т.п. — автолюбитель, хренов.

Причем, сука, по-английски он ни бум-бум (знает пять слов и судорожно пытается их вспомнить). Разумеется, албанским не владею я. Ну ладно я, я — турист, но ты же сотрудник таможни (или границы), вроде как, noblesse oblige три слова-то по английски научиться связать… 

Выручил меня, как ни странно, другой албанец. Стоим мы, «разговариваем» с этим сотрудником «на пальцах», вдруг, сзади, слышу на чистом русском «Привет!». Я аж подпрыгнул (я много встречал русскоязычных людей в поездках за границей, но в Албании… да еще на каком-то заштатном пограничном переходе… не ждал, честно).

Думал, кто-то из наших сограждан. Поворачиваюсь — нет, албанец. Причем не в форме (т.е. не из сотрудников). «Привет!», говорю, «а ты что, по-русски говоришь?». Повезло. По-русски он говорил достаточно хорошо, и сработал в качестве переводчика, удовлетворив любопытство таможенника.  


Пересечение границы МАКЕДОНИЯ - ГРЕЦИЯ

Большой пограничный переход Богородица — Поликастро на большой трассе (магистрали Е75) Скопье — Салоники — Афины (на схеме — номер «3»):

Пересечение границ Албания, Македония, Черногория, Греция

Отдельный коридор для граждан ЕС, два коридора для остальных легковых авто, отдельно автобусы, грузовики… (фото скверное, прошу прощения, стоп-кадр с видеорегистратора):

Пересечение границы Македония - Греция

Македонская граница — без проблем, только погранконтроль, таможни нет, из машины не выходил.

У греков ждал проверку «по полной схеме» (все-таки ЕС, Шенген и всё такое), ан нет, греки разгильдяи еще те. Только пограничный контроль. Документы в окошко отдал — документы со штампами из окошка забрал.

Греки даже стандартный вопрос не задали про цель визита (а с другой стороны, в августе в Грецию, зачем еще человеку ехать?). Проверили, правда, страховку («зеленую карту»), но на том все «дотошности» и закончились. Таможенный контроль не проводился.

Ясас, Греция!


Пересечение границы ГРЕЦИЯ - ТУРЦИЯ

Пограничный переход Кипи — Ипсала. Достаточно большой пограничный переход (на схеме ниже обозначен номером «1»).

Со стороны греков (Кипи) как-то не запомнился ничем. Был пройден без лишних формальностей, только пограничный контроль, из машины не выходил.

Два отдельных коридора на проезд легковых авто. Очередь довольно-таки немаленькая была, но двигалась довольно живо. В принципе, ничего страшного или особенного.

Переход границы Греция-Турция-Болгария-Румыния

Зато, со стороны Турции (Ипсала), было все организовано в «лучшем» виде. Классический международный автомобильный пункт пропуска.

КПП на въезде, граница, таможня, КПП на выезде, бойцы с автоматами на мосту через реку Марица (пограничная река). Турки strong!

Единственный МАПП на Балканах, где мне пришлось выходить из машины для того чтобы открыть багажник. Суровый турецкий таможенник долго пытал меня на тему, не везу ли я спиртного, а если везу, что сколько?

Мой ответ: «Семь бутылок сухого вина» — удовлетворил его (кстати, отдам должное, парень вполне прилично говорил на английском — молодец!), но в сумки он все-таки позаглядывал, впрочем, без излишнего пристрастия.

На фоне пересечения границ остальных Балканских стран — граница Турции оказалась самой строгой. 


Пересечение границы ТУРЦИЯ - БОЛГАРИЯ

Пограничный переход Азизия — Малко Тырново (номер «2» на схеме):

Переход границы Греция-Турция-Болгария-Румыния

Маленький пограничный переход на один коридор. Без особенностей. На выезде из Турции был только пограничный контроль (таможенного не было).

На въезде в Bulgaristan (так называется Болгария на турецком языке), еще до въезда на МАПП, всех заставляют прогнать автомобиль через «пункт дезинфекции». Стоит это «удовольствие» — три евро.

Платишь, потом садишься в машину и проезжаешь через некий ангар, где ее поливают (обрызгивают) слабым раствором какой-то медицинской химической гадости (типа лизола или карболки).

Уж почему так Болгары троллят турок, я не знаю (впрочем, у них старые счеты). Единственный раз мне встречалась такая ситуация, где всю машину снаружи дезинфицируют при пересечении границы.

Иногда, на пограничных переходах встречаются маты (коврики) для дезинфекции колес, или ямки наполненные дезинфицирующим составом через которые надо проехать — это да, но чтобы всю машину целиком обливать… это я видел только на турецко-болгарской границе. 

Само пересечение болгарской границы — без лишних вопросов. Погранконтроль, потом таможенный контроль, впрочем, символический (багажник открыл — закрыл).

И, здравствуй, Болгария!


Пересечение границы БОЛГАРИЯ - РУМЫНИЯ - БОЛГАРИЯ

Пограничный переход Русе — Джурджу (отметка номер «3» на схеме) пересекался мною в обоих направлениях:

Переход границы Греция-Турция-Болгария-Румыния

Довольно крупный пограничный переход. Очередь изрядная, переход оживленный. С обеих сторон только пограничный контроль.

Граница между странами проходит по фарватеру реки Дунай, очередь ожидающих стоит прямо на мосту:

Пересечение границы Болгария - Румыния .Пересечение границы Болгария - Румыния

В принципе, ничем особенным, этот переход не запомнился. Проезд по мосту — платный (пара евро, если мне не изменяет память).

На румынской стороне, вас заставят оплатить дорожный сбор, на неделю стоит 3 евро, без него не пропустят (и на выезде тоже проверят, не истек ли срок?). 

Подробнее про оплату дорог в Румынии — в отдельной заметке.


Пересечение границы БОЛГАРИЯ - СЕРБИЯ

Пункт пропуска Калотина — Градина (на схеме, номер «1»):

Пересечение границы Болгария - Сербия - Венгрия

Большой МАПП, устроенный по классической схеме. Шесть коридоров для легковых авто, (грузовики и автобусы отдельно), есть разделение коридоров по цветам, есть отдельные коридоры для граждан ЕС.

В общем, полноценный пропускной пункт. КПП на въезде/выезде нет, просто подъезжаешь, выбираешь нужный коридор и становишься в очередь. Очередь движется живо, формальностей минимум.

Только пограничный контроль не выходя из машины. Таможенный — методом опроса.

Русских сербы любят. Никаких особенностей нет.


Пересечение границы ВЕНГРИЯ - СЕРБИЯ

Пункт пропуска Хоргош — Рёске (на схеме под номером «2»):

Пересечение границы Болгария - Сербия - Венгрия

Большой пограничный пункт, много коридоров:

Пересечение границы Сербия - Венгрия

Со стороны Сербии — контроль только пограничный, без лишних формальностей.

На въезде в Венгрию (Шенген все-таки), чуть более строгий. Посмотрели «зеленую карту», таможенник заглянул в багажник и в салон, но без излишней придирчивости, поверхностный осмотр.

Перед въездом в Венгрию (или сразу после въезда — будет чуть дешевле) не забудьте оплатить проезд (купить виньетку)!

Даже если планируете пройти Венгрию только проездом. 

Подробнее, про оплату дорог в Европе с помощью виньеток — в отдельной заметке. Там расписано все подробно, что это, где брать, когда брать и т.п.


Пересечение границы ИСПАНИЯ - ГИБРАЛТАР

Рекомендую пересекать эту границу пешком, если планируется визит на несколько часов (т.е. без ночевки в отеле на территории Гибралтара). Причин этому несколько.

Во-первых, в Гибралтаре особенно и ездить-то негде (там 5 на 1,5 км кусочек суши), во-вторых там проблемы с парковкой, а в-третьих, пешеходная очередь движется ну очень быстро, в отличие от автомобильной.

Шикарная парковка есть прямо перед КПП Гибралтара, называется она «Санта-Барбара» (по ссылке — откроется карта в новом окне). В выходные дни она практически пустая. Цена умеренная (не помню сколько, но немного).

Крытые места — это частная парковка (для постоянных клиентов), там ставят автомобили те испанцы, которые работают в Гибралтаре. Вам на левую часть (впрочем, там разберетесь). Заезд на стоянку с кольца, или с дороги:

Пересечение границы Гибралтара

Поскольку в программе поездки было посещение Гибралтара без ночевки, то вполне обошелся стоянкой, и не пожалел, ибо нечего там на машине делать (тесно, медленно, с парковкой «напряг»): 

Пересечение границы Гибралтара

Саму Скалу в момент съемки, правда, затянуло тучкой, но тем не менее, что есть, то есть. Снимок сделан под вечер, перед отъездом из Гибралтара в Тарифу.

С 2014 или 2015 года (не помню), Гибралтар разрешено посещать обладателям многократных шенгенских виз (ранее, необходимо было оформлять британскую визу). 

Пересечение границы осуществлялось в пешем порядке. Очередь движется очень быстро, местные проходят буквально только показав паспорт (пограничники даже внутрь не заглядывают), напомнило проход через КПП какого-нибудь советского завода в застойные времена.

Увидев российские паспорта, пограничница сказала: «Минуточку, надо подождать», и передала наши документы в отдельное окошко, указав нам на место в сторонке.

По правде говоря, прошло минут пять, затем окошко открылось, и нам вернули паспорта, со временными визами на один день (или не знаю, что это у них, но написано «виза»): 

Пересечение границы Гибралтар

И мы пошли гулять в Гибралтар.

Выход без особенностей, (кстати, через немного другое КПП, там указатели стоят, не заблудитесь, да и увидите, куда люди идут), никто ничего не смотрел и не проверял, ни документы, ни вещи.

На выезд на машине — такая же очередь как и на въезд (большая). В будние дни, в конце рабочего дня, там можно «заторчать» и на пару часов, если заехать в Гибралтар на автомобиле, имейте это в виду.

 

 *   *   *   *   *

На этом, обзорную заметку посвященную практике пересечения границ европейских стран на автомобиле, я закончу. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх