Рекомендации по поездке в Италию на авто

 

 

Рекомендации по подготовке к поездке в Италию на автомобиле

Эта заметка является логическим завершением целой серии заметок об ограничениях движения в Италии, и предоставляет информацию о практическом ключе выполнения поездок туда на автомобиле.

Перед ее прочтением, чтобы лучше понимать ситуацию с ограничениями движения и ознакомиться с основными принципами и понятиями действующими там, рекомендуется сначала ознакомиться с заметками по ссылкам ниже:

Зоны ограничения движения (ZTL) в Италии — общее описание ситуации с ограничениями в итальянских городах.

Экологические зоны (ZTLA) в Италии — общее описание ситуации с экологическими зонами в стране.

Они довольно небольшие, но ознакомление с ними поможет систематизировать и упорядочить информацию о зонах ограничения в Италии, выделив некие общие моменты.

Также есть серия заметок посвященная зонам ограничения в восьми самых крупных городах Италии (Рим, Милан, Неаполь, Турин, Палермо, Генуя, Болонья, Флоренция):

Ограничения движения (ZTL и ZTLA) в городах Италии — описание ограничений движения в наиболее крупных городах страны.

Ознакомление с ней даст практическое понимание ситуации с ограничениями применяемыми властями в основных городах страны, и будет проще разбираться с более мелкими, (а с ними придется разбираться самостоятельно). 

 

Общее по ограничениям движения в Италии

Если кратко подытожить суть всех заметок упомянутых выше, то о зонах ограничения движения в Италии (как экологических, так и обычных) нужно знать и понимать следующее:

  1. В Италии нет единых (государственных) норм, правил и требований, регламентирующих установление зон ограничения движения (как экологических, так и обычных).
    В результате, в этом вопросе царит полная анархия.
    Поскольку единых правил нет, все ограничения движения в каждом городе индивидуальны и устанавливаются на уровне местного муниципалитета.
  2. При этом, те или иные ограничения движения установлены в нескольких сотнях городов и поселков Италии.
    Перечень зон ограничений — по ссылке в новой вкладке.
  3. То есть, практически во всех более или менее крупных городах Италии, ограничения будут присутствовать, причем как в виде ЗТЛ, так и в виде ЗТЛА.
  4. ЗТЛ и ЗТЛА устанавливаются местными властями в произвольном порядке, могут перекрываться и накладываться друг на друга, или совмещаться.
  5. Режим и график работы ЗТЛ и ЗТЛА непредсказуем, не имеет стандартов и устанавливается властями каждого города в отдельности для каждой зоны.
  6. Остерегаться в Италии нужно прежде всего ZTL — как основного вида ограничений движения.
    Практически всегда, въезд в ЗТЛ контролируется камерой.
    Для въезда в ЗТЛ всегда требуется разрешение.
    За въезд в ЗТЛ без разрешения — всегда предусмотрен штраф.
  7. Экологические зоны контролируются в гораздо меньшей степени (практически не контролируются). Впрочем, за нарушения в них штраф тоже предусмотрен.
  8. Отдельное разрешение для въезда в ЗТЛА не нужно, в отличие от ЗТЛ. 
  9. Экологические зоны зачастую не имеют постоянного действия и требования к автомобилям в них могут изменяться в зависимости от сезона или времени суток — всё по решению местных властей.
  10. Поскольку единой системы установления ограничений для движения в Италии нет, то разбираться с ограничениями для каждого города планируемого к посещению в поездке, необходимо всегда индивидуально.

Из общего и важного также можно отметить следующий момент: нет ничего более непостоянного, чем итальянские зоны ограничения движения.

Границы зон, режим их работы, правила получения разрешений и все прочие данные и информация — все это может изменяться хоть каждый год. Как говорил один небезызвестный персонаж Булгакова: «Пропечатал в газете и шабаш». 

Все изменения обычно приурочиваются к 1 октября. В этот день в Италии начинается «зимний период», который всегда связан с ужесточением требований по экологии, но могут случиться изменения и в любой другой момент.

Поэтому в частности, очень сложно поддерживать в актуальном состоянии хоть какую-то общую базу данных по итальянским зонам ограничения.

 

 

 

Что делать при подготовке к поездке

Из всего вышеизложенного очевидно, что при подготовке к поездке в Италию на автомобиле (или если планируется путешествие на арендованной там машине), необходимо уделить некоторое время изучению существующих ограничений в тех городах, которые планируется посетить. 

Нет, маршруты между городами рассматривать не нужно.

Все основные международные, национальные и региональные трассы, а также внешние объездные (кольцевые) дороги городов и поселков в Италии всегда выведены из-под действия ограничений (как в Германии, например), поэтому при выполнении движения транзитом по главным дорогам, проблем там можно не ждать

Проверять на наличие зон ограничений движения нужно всегда города (даже небольшие), которые планируется посещать непосредственно, с заездом внутрь города или с ночевкой там.

Причем, если планируется просто заезд в город (без ночевки), то достаточно проверить только информацию о наличии в нем экологической зоны, и убедиться, что ваш автомобиль соответствует требованиям, если эта зона там установлена.

Потому что экологические зоны в Италии не имеют отдельной маркировки, и в них можно въехать незаметно, в отличие от ЗТЛ, которые всегда четко обозначены.

Общие (средние) экологические требования в Италии пока довольно низкие. Как правило, для того чтобы не попадать под действие экологических ограничений достаточно иметь автомобиль Евро-1 и выше (бензин или газ), или Евро-3 и выше (дизель).

Но эти требования могут быть как выше, так и ниже, в зависимости от города. Нет единых правил и норм.

Если же автомобиль Евро-3 и выше (бензин, газ), или Евро-5 и выше (дизель), то на экологические зоны в Италии в ближайшие несколько лет можно не обращать внимания. Машины таких классов гарантированно проходят везде.

Выше речь шла только о легковых автомобилях. К грузовикам и автобусам требования несколько иные, и иногда (в некоторых регионах) они даже ниже, чем к легковым авто (нонсенс! но факт).

Что же касается ЗТЛ в городах посещаемых проездом, то достаточно запомнить простую вещь: камеры контроля на въезде в зону ограничения движения там всегда есть. А за въезд в зону без разрешения — положен штраф.

Соответственно, чтобы избежать проблем, достаточно просто не ездить под запрещающие знаки (то есть, не нарушать правила). Случайно в ЗТЛ заехать не получится, эти зоны там всегда четко обозначены.

То есть парковаться по прибытию в такой город нужно просто не заезжая в ЗТЛ (не нарушая общих правил парковки, само собой), и быть уверенным, что по экологии автомобиль соответствует требованиям (если есть такие требования в этом городе).

Этого достаточно, чтобы избежать любых неприятностей связанных с зонами ограничения движения, при поездке по Италии на автомобиле.

Перечень городов, в которых установлены зоны ограничения (ZTL и ZTLA), можно найти в отдельной заметке. Там все города отсортированы по алфавиту, и по наличию в них различных зон.

Так что в общем, никаких особых проблем или существенных особенностей при путешествии по Италии на автомобиле нет, если не стремиться попасть в центры городов.

 

Что делать, если нужно заехать в ZTLA

Никаких дополнительных действий для въезда в экологическую зону и для движения по ней от водителя в Италии не требуется. Не нужна регистрация, не нужна наклейка, не нужно ничего.

Просто въезжаете и просто едете. Требование для движения по экологической зоне в Италии только одно: автомобиль должен соответствовать требованиям установленным для этой зоны в период ее действия. Всё. 

При этом, очень многие экологические зоны в Италии действуют только днем (в рабочее время) по будням. Вечером, ночью, а также по выходным и праздничным дням, все ограничения на движение в этих зонах снимаются.

Впрочем, там встречаются и круглосуточно действующие зоны, но довольно редко.

Впрочем, экологические зоны в Италии играют роль вторичных ограничений. Основное там — это ZTL, а ZTLA идут довеском к ним.

Какого-то особого контроля движения в ЗТЛА не проводится. Так что если очень нужно, то можно и рискнуть, вероятность быть пойманным на нарушении требований ЗТЛА довольно низкая. 

Исключение, пожалуй, есть только одно: если ЗТЛА совпадает с ЗТЛ. Тогда, скорее всего, разрешение на въезд в ЗТЛ не будет выдано, если автомобиль не соответствует экологическим требованиям для движения по этой зоне.

В остальных же случаях, попасться, конечно, тоже можно, но это если совсем не повезет. Впрочем, в большинстве случаев, экологические требования к автомобилям для движения в экозонах Италии довольно низкие (за исключением крупных городов, там требования повыше обычно), поэтому, особых проблем с этим нет.

 

Что делать, чтобы случайно не попасть в ZTL

Случайно в ЗТЛ попасть невозможно. Все въезды в ЗТЛ обвешаны запрещающими знаками, табличками, иногда и светофорами, а также камерами контроля, поэтому случайно въехать в ЗТЛ в Италии может только слепой водитель.

А чтобы заранее избежать ситуаций требующих въезда в ЗТЛ (например, случайно не снять там отель), то при подготовке к поездке необходимо проверить все города и поселки, в которых планируется ночевка, на предмет наличия в них ЗТЛ.

И если таковая зона будет обнаружена там, то посмотреть внимательно ее границы и избегать бронировать жилье в ее пределах. 

Хотя, жилье в ЗТЛ при путешествии на автомобиле, в большинстве случаев тоже не приговор. Зачастую (но не всегда), эта проблема решаема.

 

 

 

Что делать, если нужно заехать в ZTL

В общем случае, стремиться заехать в ZTL совсем не нужно (см. ниже почему). Будет разумным избегать бронирования отелей находящихся в ЗТЛ, а также построения маршрутов проходящих через нее.

Но не всегда это возможно. Бывают ситуации, когда в ЗТЛ нужно все-таки заехать. Здесь нужно помнить одно:

Для въезда в ZTL в Италии нужно получать разрешение.
Всегда, для всех, без исключений.

За въезд в ЗТЛ без разрешения предусмотрен штраф.

С получением разрешения для въезда в ЗТЛ, ситуация следующая.

Власти каждого города, установив ЗТЛ, определяют список категорий лиц и организаций, которые имеют право на получение разрешения для въезда в эту зону.

Обычно это все местные, (которые там живут и/или работают), разумеется коммунальные и аварийные службы, скорая помощь, полиция, такси, общественный транспорт, доставка товаров и так далее (эти списки довольно объемные).

Важно!
Туристы в эти категории никогда не входят, за исключением тех, у кого в зоне ограничения движения расположен отель.

То есть получить разрешение на въезд в ЗТЛ в Италии, турист путешествующий на автомобиле просто так не может. Ему не положено.

Исключение: если у него в ЗТЛ отель. Но и в этом случае, получением разрешения для своих гостей всегда занимаются отели. 

Впрочем, есть еще одно исключение: если запрашивающий разрешение — инвалид (или лицо перевозящее инвалида), тогда тоже да. Во всех городах можно получить разрешение на такую перевозку.

Также есть еще исключения в паре городов, въезд в ЗТЛ которых платный (Милан, Палермо), там да, есть такая возможность. Покупай дневной билет, и проезжай. В остальных случаях — только если в ЗТЛ отель или если инвалид.

А получить разрешение на въезд в центр с целью «мне лень ходить (или: у меня ребенок, мозоли, беременность, наглость и т.п.), поэтому я хочу там ездить» — не вариант. Да и ездить там удовольствие сомнительное, мягко говоря.

То есть, при планировании поездки по Италии, не нужно планировать заезды в центр городов, этого сделать не получится без нарушения правил. Нужно всегда сразу планировать парковку где-то за пределами ЗТЛ.

Если же отель автотуриста находится в зоне ограничения движения, то и здесь ситуация разнится от города к городу. Но обычно местные власти понимают, что туристы = деньги в городскую казну, поэтому не сильно свирепствуют по поводу ограничений для них, НО!

Нужно знать, понимать и учитывать несколько моментов:

Во-первых, следует знать, что получить разрешение на въезд в ЗТЛ, туристам возможно только если у них в этой зоне находится отель (или другой вариант размещения). Об этом говорилось выше.

Во-вторых, нужно учитывать, что в некоторые ЗТЛ (в некоторых городах) получить разрешение на въезд для туристов бывает невозможно в принципе.

Это случается нечасто, но случается, например, если отель расположен в пешеходной зоне. Подъезд к такому отелю может быть закрыт совсем. 

Во-третьих, следует знать, что в некоторых городах есть ЗТЛ за въезд в которые без разрешения (независимо от того, едете вы в свой отель, или просто так катаетесь) вы получите штраф без вариантов и исключений (т.е. всегда).

Для въезда в такие зоны без последствий, разрешение нужно получать заблаговременно (ниже — подробнее). 

В-четвертых, (и это хорошая новость), получение разрешения на въезд в ЗТЛ для туристов путешествующих на авто, всегда возложено на администрацию отеля (или другого объекта размещения) в котором планирует остановиться такой турист.

Персонал отеля расположенного в ЗТЛ всегда знает как это делать, знает уровень своих полномочий, порядок действий и уполномочен получать разрешения для гостей объекта.

Здесь только нужно учитывать момент, который был обозначен в пункте «в-третьих». Поясню его подробнее.

В некоторые ЗТЛ можно смело въехать (под знак), доехать до отеля, и только потом, по факту (т.е. явочным порядком), подать заявление на разрешение проезда и пребывания в этой зоне.

Обычно на это отводится от двух часов до трех суток (определяется местными правилами). И если запрос на разрешение от отеля на въезд гостя поступил в этот период, то проблем (штрафа) не будет.

То есть в таких городах спокойно едете к отелю (да, прямо под запрещающий знак), паркуетесь там, и только затем напоминаете клерку, что вы приехали на авто (номер такой-то), и вам нужно разрешение на въезд в ЗТЛ. 

Но есть в Италии зоны (напомню, что во всех городах там свои правила) для въезда в которые, нужно получить разрешение обязательно ДО въезда в зону ограничения. В противном случае будет штраф.

Если отель находится в такой зоне, то о получении разрешения для проезда к нему, необходимо позаботиться заранее (получение разрешения занимает иногда срок и до нескольких дней, опять же, зависит от города). 

Персонал отелей находящихся в таких ЗТЛ обычно держит этот вопрос на контроле, и если клиент планирует прибыть к ним на автомобиле, то всегда попытается узнать его номер, чтобы заранее оформить разрешение на въезд. 

Еще один плюс в заблаговременном получении разрешения: в некоторых городах, отели уполномочены ходатайствовать о выдаче разрешения на движение в ЗТЛ, в зависимости от числа парковочных мест или от размера своего номерного фонда (опять же, везде по-разному).

То есть, есть у отеля парковка на 8 машин, вот восемь действующих разрешений от его имени ему и можно иметь одновременно. Разрешение на девятую машину они «пробить» не смогут, при всем желании.

А отели в Риме, например, могут получать разрешения для проезда гостей в ЗТЛ из расчета: одно разрешение на каждые 10 номеров отеля, и не больше. То есть они могут обеспечить проезд к отелю только каждому десятому гостю.

Таким образом, иногда бывает важно позаботиться о получении разрешения и заранее, особенно, если поездка планируется в сезон. Но это всегда нужно согласовывать с администрацией отеля. Обычно они знают, что делают.

Но заблаговременное получение разрешения на въезд в ЗТЛ хорошо работает только в случае, если вы путешествуете на личном авто (номер которого заранее известен).

Если же вы путешествуете на арендном авто (или используете каршеринг, чтобы добраться до отеля, например, из аэропорта), то что делать в таких случаях, если отель расположен в ЗТЛ в которую запрещен въезд без предварительного разрешения, я не знаю.

Постарайтесь тогда просто не бронировать отели в таких ЗТЛ, в противном случае рискуете получить проблемы.

 

Почему не нужно заезжать в ZTL

Лучше всего, при путешествии по Италии на автомобиле, сразу отказаться от идеи бронировать отель находящийся в какой-нибудь зоне ограничения в Италии. Поверьте, это резко уменьшает количество потенциальных проблем. 

А для этого нужно знать, где в этом городе ЗТЛ (ее границы), и сразу выбирать отель вне этой зоны. Вот поверьте, это хороший совет. Как это делать рассказано чуть ниже, а здесь пара слов о том, почему не нужно так делать.

А не нужно бронировать отель в ЗТЛ потому, что кроме необходимости получения разрешения на въезд туда, движение в итальянских ЗТЛ невоздержанные люди чаще всего характеризуют словом «жопа» (что довольно точно соответствует описанию ситуации там).

А я лишь к этой характеристике добавлю, что езда по ЗТЛ — это не удовольствие, а издевательство над собой и здравым смыслом.

Узкие (порой совсем узенькие) улочки, толпы бродящих туристов если дело в сезон, (а в Италии почти всегда «сезон»), ограничение скорости 10-30 км/ч, тотальное отсутствие мест для парковки или разворота, куча односторонних улиц…

Местные там, конечно, ездят, но делают они это без уважения удовольствия. Ибо получить удовольствие от езды на современном автомобиле по старым центрам городов, строившихся для движения на лошадях и повозках, может только законченный мазохист.

Впрочем, решать, конечно, вам.

 

 

 

Где брать информацию о ZTL и ZTLA

В связи с тем, что в Италии нет единого законодательства об установлении зон ограничения движения, то не существует и официального сайта, где можно было бы почерпнуть информацию о всех зонах сразу.

Самую актуальную и официальную информацию по всем ограничениям движения в городах Италии (ZTL и ZTLA) можно найти только на официальных сайтах соответствующих муниципалитетов.

Впрочем, есть пара мест (не официальных), где информация об ограничениях движения в Италии сведена воедино и хоть как-то систематизирована.

Это не идеальные источники, и информация там не всегда актуальна (потому что просто нереально отслеживать все изменения во всех зонах ограничения), но это хоть что-то.

Первый из них, это итальянский сайт: www.accessibilitacentristorici.it (есть итальянская и английская версии, по ссылке — английская), полностью посвященный описанию всех ZTL в Италии.

Просто открываете сайт, вводите в поле поиска вверху название нужного города на английском или итальянском (можно выбрать из выпадающего списка введя первые буквы):

Поиск информации о ZTL в Италии

далее нажимаете «Search», и вуаля!

Вся информация по нужному городу перед вами (если в нем есть ЗТЛ). 

Ну, или можно просто искать нужный город в общем списке, они там рассортированы по регионам, а внутри них — по алфавиту. Но для этого нужно бы знать регион в котором находится интересующий вас город, иначе долго будете искать. Так что пользуйтесь лучше поиском.

Если в списке нет интересующего города, то значит, скорее всего ЗТЛ в нем нет. Для очистки совести можно, конечно, поискать сайт муниципалитета этого города, но это уже по желанию.

На указанном выше сайте нет информации об экологических зонах (ZTLA).
Там публикуется информация только о классических ZTL.

Информация на сайте поддерживается в довольно актуальном состоянии (но не всегда, в силу причин упомянутых выше), так что на нее стоит обратить внимание при подготовке к поездке в первую очередь.

Там можно найти всю информацию по любому городу Италии имеющему ограничения движения: какие ЗТЛ есть в городе, сколько их, карту этих ЗТЛ, время их работы и какие в них действуют ограничения, где установлены камеры контроля, как получить разрешение и т.п.

Кроме того, на указанном выше сайте, всегда есть ссылки на официальные сайты соответствующих городов, где можно почерпнуть официальную и актуальную информацию об ограничениях.

Но самое главное (для туриста), там в описаниях зон всегда есть пункт «Hotel guests access» («Доступ для гостей отелей») в котором описано, что делать туристам прибывающим в отель который расположен в ЗТЛ на автомобиле, и можно ли к нему как-то подъехать, и если можно, то что для этого нужно и так далее.

Вот этот пункт, касающийся доступа к отелям (если ваш отель находится в ЗТЛ), нужно изучить особо внимательно.

ОСОБЕННОСТЬ: при работе с сайтом, если используете автоматический перевод от Гугла, лучше работайте с английской версией. Перевод будет более качественным. Перевод с итальянского на русский иногда весьма неудачный бывает, с искажением смысла.

Также, если по каким-то причинам вы выбрали отель который расположен в одной из ЗТЛ, будет крайне разумным списаться с персоналом этого отеля и заранее уточнить все тонкие моменты насчет подъезда к отелю и получению разрешения для этого. 

В этом случае, персонал отеля — это лучший источник информации, поскольку они находятся в курсе всех последних веяний и изменений в текущей городской политике насчет движения в ЗТЛ. 

Не пренебрегайте этим моментом, и всегда уточняйте все нюансы движения в ЗТЛ у администрации своего отеля, если он расположен в зоне ограничения движения.

 

Второй сайт на который стоит обратить внимание при подготовке к поездке, это сайт: urbanaccessregulations.eu. Информация там есть на многих европейских языках, но, увы, кроме русского. Ссылка ведет на английскую версию.

Там есть информация по всем зонам ограничения движения в Европе, но если говорить об Италии, то там кроме информации о ЗТЛ, присутствует информация и по ЗТЛА. И также есть ссылки на сайты соответствующих муниципалитетов.

Есть также алфавитный перечень городов Италии, в которых есть ЗТЛ и ЗТЛА. Ссылки из этого перечня сразу ведут на нужные страницы на сайте urbanaccessregulations.eu.

Используя эти два сайта (указанные выше), можно получить достаточно информации для того, чтобы ездить по Италии спокойно.

 

 *   *   *   *   *

В качестве резюме. Не бронируйте (по возможности), отели расположенные в ЗТЛ городов Италии. Не заезжайте в ЗТЛ без разрешения. Не ленитесь проверять города планируемые к посещению на предмет экологических зон, и если зона там есть, то помните. что автомобиль должен ей соответствовать.

Ищите информацию о ЗТЛ и ЗТЛА на официальных сайтах тех муниципалитетов, в которых эти зоны установлены.

На этом, рекомендации по подготовке к поездке, я закончу. Ознакомьтесь с информацией по ссылкам ниже.