Где лучше пересекать границу на автомобиле: выбор МАПП

 

 

Выбор МАПП для пересечения границы ЕС на автомобиле

Эта заметка является дополнением к основной заметке, в которой изложены основные моменты и правила пересечения любой европейской границы при поездке на автомобиле.

В этой же заметке, уточняются отдельные моменты пересечения границ, связанные с выбором конкретного пункта пропуска.

Пересечение границ на автомобиле — общий (типовой) порядок пересечения любых европейских границ в международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП).

 

Какой пункт пропуска лучше выбрать для пересечения границы с ЕС

На самом деле, вопрос вынесенный в заголовок не такой уж и важный, и ответ на него прост: любой, который вам удобнее.

Но при выборе пункта пропуска для пересечения границы на автомобиле при поездке в Европу, все же стоит учитывать несколько факторов, о чем и пойдет речь ниже.

Нет никаких особых причин выбирать тот или иной конкретный пункт пропуска для пересечения границы, кроме как удобство для вашего маршрута. 

Как правило, где вам ближе (маршрут короче) — туда и едьте. Или же, едьте туда — где меньше очередь на границе (где смотреть очереди на границе — ссылки будут ниже).

Карта всех МАПП для пересечения границы между РФ и РБ и странами Европы — приведена по ссылке. На той же карте приведены ссылки на правила пересечения границы в этих пунктах.

Или кликните на картинку ниже для перехода (откроется в новом окне):

Карта всех МАПП для пересечения границы с Европой

Считается, впрочем, что на больших (крупных) пунктах пропуска контроль жестче и дотошнее, а на маленьких — всё попроще. Где-то, в общем, такая зависимость присутствует, но я бы не стал на нее обращать серьезного внимания.

Да, на маленьких пунктах пропуска, как-то все более спокойно, менее формально, по-домашнему, что ли, но… не всегда. Например, на относительно маленьком МАПП «Домачево» — таможенный контроль достаточно жесткий, в то время как на большом МАПП «Брест» — контроль помягче. Так тоже бывает.

Правила проведения пограничного и таможенного контроля в любой стране — одинаковы для МАПП всей страны. Качество и глубина проведения проверок при пересечении границы не зависят от пропускного пункта, и определяются общими правилами установленными в этом государстве.

А вот правила выполняют люди, которые несут дежурство на границе. И строгость выполнения этих правил, зависит от этих людей. Если сказать еще точнее, то в большей степени, дотошность проводимых проверок, зависит от дежурной смены и ее начальника.

А вот здесь уже — как попадете. Можно и на большом МАПП пройти границу с минимумом формальностей, а можно и на маленьком попасть на какого-нибудь ретивого служаку, который вам весь мозг вынесет (чисто, даже, от скуки, например). 

Другое дело, (и вот это действительно так), что на маленьких пропускных пунктах (в любых странах), как правило, и народу поменьше. Собственно, потому они и маленькие: если нет большого потока — нет и смысла строить огромный пропускной пункт.

Поэтому, при прочих равных, я всегда выберу для прохождения границы более мелкий МАПП, находящийся не на большой и загруженной дороге, а чуть в стороне, на какой-нибудь местной, более мелкой трассе.

Да, чтобы до него доехать, придется, скорее всего, сделать крюк, но это, зачастую окупается (по времени). Классический пример — пересечение белорусско-польской границы, в районе города Брест.

Там есть огромный МАПП «Брест» (переход Брест — Тересполь), а есть в шестидесяти километрах на север от него маленький МАПП «Песчатка», и в сорока километрах на юг МАПП «Домачево»: 

(Пограничный переход «Кукурыки — Козловичи» — работает исключительно для передвижения грузового автотранспорта, его с целью туризма не рассматриваем).

На «Бресте» зачастую есть очередь, и немаленькая: в «неудачные» дни и в «неудачное» время там легко можно «встрять» на пару-тройку часов (а то и дольше), в то время как на двух других упомянутых пунктах — очередь поменьше, или отсутствует совсем.

Да, чтобы доехать до них, надо потратить лишнее время (и топливо), но зато, стоять вы там будете меньше (если вообще будете). Как будете поступать вы — это вашим решением, поступайте как вам видится более целесообразным.

Если проходите границу глухой ночью, то и на большом МАПП, вряд ли ожидание в очереди слишком затянется. Если днем (и, тем более, в выходные), то лучше едьте сразу на какой-нибудь маленький пункт пропуска. 

Также, очередь на МАПП, зависит от дня недели и времени суток. Наибольшие очереди могут наблюдаться утром и вечером по выходным, перед большими праздниками и после них (местные активизируются, да и туристов на праздники добавляется).

Если же говорить про время суток, то очереди побольше утром и вечером, днем чуть поменьше, самые маленькие — глухой ночью (с полуночи до 4-5 часов утра) — это относится к абсолютно любому автомобильному пункту пропуска в Европе (да и в мире, наверное).

Кроме того, подъезжая на пункт пропуска утром (часов с 7 до 9 утра по местному времени, можно попасть на «пересменку» (меняются дежурные смены), что может вылиться в задержку по времени от 30 минут до часа). 

Но самое идеальное время для прохождения границы — это ночь. С полуночи, и где-то до пяти часов утра. Идеальнее всего — с двух до четырех часов ночи.

В это время даже на больших МАПП, как правило, царит затишье, а уж маленькие пункты пропуска «проскакиваются» за 10-20 минут оба (на выезд и на въезд) — зависит от расторопности сотрудников.

Сам я всегда стараюсь (составить план-график движения так, чтобы) попасть на границу именно в час-два ночи, если есть такая возможность, и вам советую делать также (если вас такой вариант устраивает).  

Но имейте в виду: некоторые мелкие МАПП работают не в круглосуточном режиме, а только днем, поэтому заранее проверьте режим работы выбранного погранперехода, и убедитесь в том, что если вы приедете туда поздно вечером, вам не придется ночевать перед закрытым до утра шлагбаумом.

Также, не на всех маленьких МАПП могут быть все необходимые виды контроля, для пересечения границы. Например, если путешествуете с животным, то прежде чем ехать на какой-либо пункт пропуска, убедитесь, что на нем есть пост ветеринарного контроля, в противном случае, вас могут отправить на другой пункт.

 

 

 

Информация по пунктам пропуска, правилам пересечения границ, очереди на границе

Информацию о правилах и порядке пересечения границы (нормы провоза багажа, режим работы МАПП, и т.п.) нужно в первую очередь искать/смотреть на официальных сайтах пограничных и/или таможенных служб тех государств, границы которых вы собираетесь пересекать.

Также можно поискать ее на сайтах консульств этих государств. Зачастую там публикуются ссылки или выдержки из правил пересечения границы, норм и правил перемещения товаров через границу и т.п. информация.

Ну, а в третью очередь, можно уже смотреть и различные вспомогательные ресурсы, вроде этого.

Про нормы и правила перемещения товаров для личного пользования через границу РФ, РБ и других стран ЕАЭС, а также через границу стран ЕС — рассказано в отдельной заметке.

Некоторые сайты пограничных служб стран, которые граничат с РФ и РБ, имеют русскоязычные версии, ну или как минимум, там почти всегда есть информация на английском языке. Сайты консульств всегда имеют русскоязычную версию.

Ссылки приведенные ниже, также присутствуют на интерактивной карте МАПП, на которую я ссылался в начале заметки.

ССЫЛКИ НА ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ПОГРАНСЛУЖБ:

РОССИЯ

Сайт федеральной таможенной службы РФ — очереди на пунктах пропуска. Не совсем удобно сделан, но разобраться вполне можно.

 

БЕЛАРУСЬ

Сайт Пограничной службы Республики Беларусь — очереди на границе. Там же можно найти и интерактивную карту всех пограничных переходов, с их полным описанием (распорядок работы, наличие видов контроля и т.п.).

Также там можно найти и правила пересечения границы, и правила пользования электронной очередью (на тех МАПП, где она предусмотрена) и массу другой полезной информации.

 

ПОЛЬША

Сайт пограничной службы Польской республики — русскоязычная версия. Есть информация об очередях на границе, о правилах пересечения границы и т.п. — рекомендую ознакомиться перед поездкой, все-таки, первоисточник.

 

ЭСТОНИЯ

Очереди на эстонской границе.
Правила пересечения границы (запись в электронную очередь, тарифы, карты и прочее). На русском языке.

 

ЛАТВИЯ

Очереди на пунктах пропуска на латвийской границе — на русском языке. На том же сайте можно найти и другую полезную информацию о пересечении границы Латвии (это сайт СГД (службы государственных доходов) Латвии).

 

ЛИТВА

Сайт управления пограничного контроля Литвы — очереди на пропускных пунктах (на литовском языке). Русской версии нет, английская версия — «кривая». Извините. Гуглопереводчик в помощь. 

 

ФИНЛЯНДИЯ

Сайт таможенного управления Финляндии. Полезная информация по пересечению границы. Пока русскоязычная версия имеет недоработки, но можно надеяться, что вскоре появится полноценная русскоязычная версия. 

Сайт пограничной службы Финляндии. На русском языке. Масса полезной информации по пересечению границы.

 

НОРВЕГИЯ

Сайт таможенного управления Норвегии, основная информация (нормы и правила) есть на русском языке, остальная информация только на норвежском или английском.

 

Прохождение таможенного контроля — общие замечания и практические советы

Во-первых, если вы не везете ничего запрещенного, не нарушаете нормы и правила перемещения товаров через границу, то бояться таможенного контроля не нужно.

Во-вторых, никогда не нужно шутить с таможенниками (да и с пограничниками) — не любят они этого. Неудачная шутка может вылиться в лишнюю потерю времени (запросто могут устроить и углубленный досмотр) и нервов.

Отвечайте на все вопросы сотрудников служб контроля всегда серьезно. Люди делают свою работу: таможенник просто обязан спросить не везете ли вы оружие, наркотики и т.п. — и не нужно шуток на эту тему.

На вопросы отвечайте честно, если поймают на обмане, будет только хуже. И не беритесь врать если не умеете, лучше тогда не нарушайте совсем. 

В-третьих, никогда невозможно угадать, насколько глубоким и тщательным будет проводимый таможенный контроль. Можно обойтись формальным опросом и ритуальным осмотром багажника, а иногда даже и без него обойтись.

А можно и попасть и на тотальный «образцово-показательный» углубленный досмотр на ровном месте: «Вон на ту площадочку перегоните машину, пожалуйста, мы проведем углубленный досмотр вашего автомобиля»…

Зависит это от такой массы факторов и обстоятельств (начальство приказало, проводится операция «Невод» по отлову контрабанды, погода плохая, туфли жмут, ваше поведение не понравилось или вызвало подозрения), что никогда не угадаешь, как оно будет.

В интернете есть масса форумов, где народ живо интересуется: а как на том посту досматривают, слишком придирчиво? А на этом? — и ответы на эти вопросы всегда разные.

Правильно! Потому и разные, что не угадаешь никогда. Все зависит от слишком многих факторов, и даже от начальника и сотрудников дежурной смены зависит (бывают, встречаются просто принципиально-дотошные специалисты).

Может быть так, что десять человек пропустят достаточно формально, а одиннадцатому устроят «фестиваль» с полным досмотром всего. Запросто.

Поэтому, когда выбираете пограничный переход для пересечения границы — не мучайте себя этим вопросом, а лучше выбирайте переход где меньше народу. Ну и правила-то перевозки не нарушайте сильно — тогда и поводов для волнения не будет лишних.

В-четвертых, никогда не прячьте что-то в машине (если вы не профессиональный контрабандист, конечно), даже если вы везете чего-то немного (немного!) сверх нормы. Просто уберите это с глаз долой, но не прячьте.

А если прячете, то прячьте уже тогда так, чтобы ни одна собака этого не нашла. Но это, кстати, сложно, таможенники знают вашу машинку куда лучше вас, на предмет наличия в ней мест, используемых для перевозки товаров с нарушениями норм и правил — вы можете быть неприятно удивлены.

Но лучше всего, если вам что-то нужно провезти с какими-то нарушениями (не криминальными, разумеется), убирайте эти вещи так, чтобы вы всегда могли сказать: «Ой, недоглядел! Извините!» или «Забыл убрать (вытащить, выбросить) при подготовке к поездке» — такие извинения обычно принимаются.

Если нарушение не слишком серьезное, свирепствовать особо никто не будет (хотя, это как повезет). В худшем случае — заставят или выбросить, или задекларировать (и оплатить пошлины за провоз тогда уже), в самом худшем — выпишут еще и штраф. 

Но лучше всего, не нарушайте установленных правил и норм провоза.
А если нарушаете что-то, то понимайте возможную ответственность и обижайтесь, в случае чего, только на себя. 

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную вопросу выбора международного автомобильного пункта пропуска для пересечения границы с ЕС на автомобиле, а также некоторым моментам, связанным с прохождением таможенного контроля при перевозке товаров для личного пользования я закончу.