Как устроен международный автомобильный пункт пропуска (МАПП)

СОДЕРЖАНИЕ
ссылки для быстрого перехода

Не нашли нужную информацию? Это короткая вспомогательная заметка. Основная информация по вопросу пересечения границы на автомобиле находится в других заметках:

 

 

Как устроен типовой пункт пропуска (МАПП)

По сути, все международные автомобильные пропускные пункты (во всех странах) устроены одинаково. Здесь рассматривается полная схема оборудования МАПП, в плане пересечения границы на легковых автомобилях.

Обязательный элемент МАПП — это пост пограничного контроля. Все остальные элементы, в различных случаях могут отсутствовать, (об этом будет упомянуто по ходу текста).  

Ниже приведена общая схема типового международного автомобильного пункта пропуска:

Схема международного автомобильного пункта пропуска (МАПП)

Оговорюсь сразу: фантазия строителей пунктов пропуска не знает границ, и поэтому возможны различные вариации приведенной выше схемы (вариации — в плане организации расположения объектов на территории конкретного МАПП), но в конечном итоге, по сути все сводится к ней.

Схема движения по территории пункта пропуска при пересечении границы на легковом автомобиле, примерно следующая: 

  • КПП на въезде (необязательно);
  • Коридор для пересечения границы;
  • Пункт пограничного контроля;
  • Пункт таможенного контроля (необязательно);
  • Пункты прочих видов контроля (необязательно);
  • КПП на выезде (необязательно)

Обязательным элементом является пункт пограничного контроля, впрочем, может отсутствовать и он, но тогда других видов контроля тоже не будет проводиться (как между странами шенгенской зоны, например).

Типовой порядок пересечения границе на автомобиле, с подробным описанием всех элементов и последовательности действий при пересечении границ (причем, любых, поскольку общий порядок сохраняется всегда), изложен в отдельной заметке.

 

 

 

Как видно из схемы, типовой пункт пропуска имеет КПП на въезде на свою территорию (этот КПП — не обязательный элемент, т.е. присутствует не всегда и не везде). 

На КПП на въезде производится предварительная проверка документов, дающих право на пересечение границы. Как правило, проверяется только наличие документов (паспортов — для граждан, и иногда документов на автомобиль).

На самой территории пропускного пункта расположен терминал и установлены коридоры для прохождения контроля при пересечении границы. 

В терминале располагаются зоны оформления документов, личного досмотра, офисы различных служб, круглосуточное отделение банка (для уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов штрафов и других платежей), комнаты отдыха дежурной смены, столовая (для сотрудников), и прочие служебные помещения.

Все пространство МАПП может быть распределено на т.н. «коридоры» — выделенные полосы для различных видов транспорта (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили).

Также коридоры могут различаться по предназначению: для отдельных категорий граждан могут быть выделены отдельные коридоры, а также коридоры могут различаться и по цвету, на «красные» и «зеленые» (для лиц перевозящих товары подлежащие декларированию, и для остальных).

В коридорах установлены посты контроля, как правило, пограничный и таможенный. Это два самых популярных вида контроля. Впрочем, таможенный пост иногда может и отсутствовать. 

Количество и вид коридоров — зависят от конкретного МАПП, от его загруженности, и т.п. Отдельный коридор всегда есть для грузовых машин. Для автобусов отдельный коридор иногда есть, иногда нет. 

Для прохождения границы, для легковых автомобилей (и мотоциклов) выделяются, зачастую, отдельные коридоры.

В общем случае, количество и назначение коридоров для пересечения границы зависит от страны (внутренних правил) и  от размера МАПП (чем больше движение через пропускной пункт — тем больше там может быть установлено коридоров).

На совсем маленьких МАПП, возможно даже, что разделения коридоров не будет установлено совсем: просто есть один общий коридор для всех автомобилей, категорий граждан и перевозимых ими товаров пересекающих границу, и все.

Но такое наблюдается только на совсем маленьких (третьестепенных) пунктах пропуска, расположенных на незагруженных местных дорогах, где поток людей и транспорта достаточно мал. Например, вот МАПП на границе Черногории и Боснии:

МАПП Черногория

Впрочем, повторюсь, для грузовиков, (если им разрешено пересечение границы в этом пункте), отдельный коридор есть всегда.

Более подробно про коридоры для пересечения границы на автомобилеа также о том, когда, как и какой коридор нужно выбирать при прохождении контроля, рассказано в отдельной заметке.
 

Также, на территории пропускных пунктов могут быть определены и отдельные зоны для проведения остальных видов контроля при необходимости: ветеринарного, фито-санитарного, санитарно-карантинного, транспортного и т.п. — это зависит от общего оборудования пункта пропуска. 

Например, не на всех постах можно пересекать границу с животным, а только на тех, где есть пункт ветеринарного контроля, или не через все пункты пропуска можно провозить растения, а только на тех, где есть пост фито-санитарного контроля и т.п.

Кроме того, на территории пропускного пункта могут быть расположены и дополнительные объекты: терминалы для контроля и перевалки грузов, пункты контроля весогабаритных параметров (это для фур), а также могут находиться какие-либо дополнительные служебные здания и помещения (склады хранения товаров и т.п.), магазин «дьюти-фри», туалеты и т.п. 

На выезде с территории МАПП, расположен КПП, где выполняется окончательный контроль, т.е. проверка того факта, что лицо пересекающее границу, прошло все виды проверок. Впрочем, КПП на выезде может и отсутствовать.

 

 *   *   *   *   *

На этом, эту коротенькую вспомогательную заметку посвященную устройству классического (типового) международного автомобильного пункта пропуска, я закончу. Основные заметки посвященные вопросам пересечения границе на автомобиле, можно найти по ссылкам ниже.