- Зоны ограничения движения в городах Италии
- Милан, Болонья — в новом окне
- Турин, Флоренция — в новом окне
- Рим, Палермо — в новом окне
Не нашли интересующую вас информацию?
Общая информация
В Италии нет единого национального законодательства регламентирующего установку ограничений движения в городах (как экологических ограничений, так и обычных).
В связи с этим, все ограничения движения в Италии, в каждом городе имеют строго индивидуальный характер, и поэтому с каждым городом (с ограничениями в нем) всегда приходится разбираться отдельно.
Перед изучением ситуации в конкретных городах, рекомендуется изучить общую ситуацию с зонами ограничения движения в Италии, для понимания общей ситуации и ознакомления с понятиями:
Экологические зоны (ZTLA) в Италии — описание общей ситуации.
Также существует отдельная заметка, в которой сведены воедино рекомендации для автотуристов при подготовке к поездке в Италию. Тоже рекомендую ознакомиться:
В данном цикле заметок описаны все зоны ограничения движения (ZTL и ZTLA) действующие в восьми наиболее крупных городах Италии, а также режимы их работы.
Эти города описаны для практического примера использования ограничительных мер в Италии, поскольку разобравшись с ограничениями в крупных городах, проще будет разбираться с остальными.
Таким образом, данный цикл заметок носит в большей степени обучающий, чем информационный характер, главной его целью является показать весь спектр ограничений движения, применяемый в итальянских городах.
Информация в заметках полностью актуальна на 2020 год, а далее неизвестно, будет ли она поддерживаться в актуальном состоянии (как время у автора будет).
При этом, в описании каждого города приводятся ссылки на официальные сайты мэрии или других органов отвечающих за организацию движения в конкретном городе.
По этим ссылкам, при подготовке к поездке всегда можно (и нужно) самостоятельно получить самую актуальную информацию об ограничениях действующих в этом городе. Вся информация там, разумеется, на итальянском, но разобраться можно.
Неаполь — зоны ограничения движения
Всего на территории города Неаполь расположено 12 различных зон ограничения движения (ZTL) раскиданных по всему городу. Кроме того, на всей территории муниципалитета Неаполя установлена одна общая экологическая зона (ZTLA).
Из двенадцати установленных в городе ЗТЛ, шесть — это в чистом виде пешеходные зоны, и шесть зон — это классические итальянские ЗТЛ относящиеся к автомобилям.
Для грузовых автомобилей каких-то особых ограничений не установлено (во всяком случае, такая информация автору не попадалась), для туристических автобусов есть определенные условия (по ссылке).
Классические ЗТЛ Неаполя отличаются большим разнообразием характеристик. Некоторые из них работают круглый год, некоторые только по праздникам, некоторые перекрывают довольно большие части города, другие закрывают для движения только одну улицу.
Экологическая зона Неаполя действует только в зимний период и требования к автомобилям в ней минимальные — Евро-2 и выше уже годится (но с оговорками, см. ниже).
Основной источник информации по ZTL Неаполя:
Официальный сайт города Неаполь — информация по всем ZTL (на итальянском).
Неаполь — карта зон ограничения движения
Пояснения к карте.
Красным цветом на карте помечены пешеходные улицы и зоны (шесть зон и масса отдельных улиц, в основном, в старом центре).
Оттенками зеленого цвета — ZTL Centro Antico (состоит из трех частей),
Светло-фиолетовым — ZTL Tarsia — Pignasecca — Dante,
Оранжевым — ZTL Belledonne — Martiri — Poerio,
Голубым — ZTL Chiaia / Morelli — Filangeri — Mille,
Темно-фиолетовым — ZTL Vomero.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗОНЫ
Все ЗТЛ перечисленные ниже — контролируются камерами.
ZTL Centro Antico (Центр Античный)
Технически состоит из трех отдельных районов (или внутренних зон): собственно, сам район «Центр исторический», район «Меццоканоне» и район «площадь Гизу», которые различаются по времени действия ограничений.
«Центр исторический» — зона активна с 09 до 17 часов ежедневно.
«Меццоканоне» — зона активна с понедельника по четверг: с 09 до 22 часов, а в пятницу, субботу и воскресенье, а также по праздничным и предпразничным дням попадающим на середину недели: с 09 часов утра до 02 часов ночи следующего дня.
«Площадь Гизу» — зона активна ежедневно и круглосуточно.
Официальная страница зоны на сайте Неаполя.
ZTL Tarsia — Pignasecca — Dante (Тарсия-Пиньясека-Данте)
Зона активна ежедневно, с 09 до 18 часов.
Официальная страница зоны на сайте Неаполя.
ZTL Belledonne — Martiri — Poerio (Белледоне — Мартири — Поэрио)
Это ночная ЗТЛ, движение в которой ограничено лишь вечером/ночью.
Зона активна ежедневно, с 19 до 07 часов.
Официальная страница зоны на сайте Неаполя.
ZTL Chiaia / Morelli — Filangeri — Mille (Кьяя / Морелли — Филанджери — Милле)
Это совсем небольшая зона, (вернее, сразу две зоны, границы которых полностью совпадают между собой) перекрывающие буквально три улицы. Различаются они лишь сроками и временем работы.
ZTL Morelli — Filangeri — Mille действует каждый год с 8 декабря по 6 января (т.е. буквально один месяц в году) каждую субботу, воскресенье, а также в праздничные и предпраздничные дни с 10 до 14 часов и с 16 до 20 часов.
ZTL Chiaia действует в остальное время года (когда неактивна зона M-F-M), но только по субботам с 10:00 до 13:30 и с 16:00 до 22:00.
Обе зоны перекрывают во время своего действия движение транзитного транспорта (кроме резидентов) по трем улицам.
Официальная страница зоны MFM на сайте Неаполя.
Официальная страница зоны Chiaia на сайте Неаполя.
ZTL Vomero (Вомеро)
Вомеро — это один из районов входящих в муниципалитет Неаполя, который раньше был отдельным поселком. В нем установлено сразу несколько ЗТЛ: две пешеходные улицы и одна зона перекрывающая целый район. Пешеходные зоны описаны ниже, а про автомобильную здесь.
Зона активна с понедельника по субботу с 16 до 20 часов.
Официальная страница зоны на сайте Неаполя.
Нужно отметить, что официально как таковая, эта ЗТЛ не существует. На официальном сайте Неаполя перечислены лишь улицы в нее входящие, но в единую зону они не сведены.
Просто в этом районе (который автор взял на себя смелость обозначить как отдельную ЗТЛ самостоятельно), по отдельности перекрыты для транзитного движения все внутренние улицы в определенные дни и часы.
Ограничения движения по времени в этом районе, также одинаковы для всех улиц. То есть, де-факто это и есть ЗТЛ, просто недоделанная.
Там нет камер контроля (просто висят знаки), для движения по ней не предусмотрено получение отдельного разрешения, по всей этой зоне скорость ограничена 30 км/ч…
По сути это обычная жилая зона, просто с дополнительными ограничениями для движения посторонних (не принадлежащих жильцам этой зоны) ТС в определенное время (в вечерний час пик).
ПЕШЕХОДНЫЕ ЗОНЫ
Пешеходных зон в Неаполе установлено целых шесть штук. Кроме этого, в Историческом центре дополнительно существует масса отдельных пешеходных улиц.
Нужно отметить, что не все пешеходные зоны действуют круглосуточно. По большинству из них, в период когда зона не действует, движение вполне разрешено.
Впрочем, движение по многим из них разрешено и в период активности, просто категории ТС допускаемые к движению по ним в этот период сокращены до минимума: скорая, полиция, коммунальщики, аварийщики, доставка товаров (строго по расписанию, в определенные часы), инвалиды и т.п. подобные категории.
ZTL Via Del Tribunali (улица Трибунали) — пешеходная зона, активна ежедневно, круглосуточно. Официальная страница.
ZTL Area pedonale urbana (городская пешеходная зона), активна ежедневно, с 9 до 19 часов. Официальная страница.
ZTL del Centro Direzionale (деловой центр) — пешеходная зона, активна ежедневно, круглосуточно. Официальная страница.
ZTL Borgo Marinari (морская деревня) — пешеходная зона, активна ежедневно, круглосуточно. Официальная страница.
ZTL Via Luca Giordano — пешеходная зона в районе Вомеро. Перекрывается один участок улицы. Это не полностью пешеходная улица. Она разделена вдоль на две части. По одной ее части могут двигаться машины, вторая часть полностью пешеходная.
Пешеходная зона активна постоянно и ежедневно. Ограничения для движения автомобилей в той части улицы которая открыта для движения действуют ежедневно с 10 до 14 часов и с 16 до 22 часов. Официальная страница.
ZTL Via Tito Angelini — еще одна закрытая улица в районе Вомеро. Зона активна постоянно и круглосуточно. Официальная страница.
Все пешеходные зоны контролируются камерами.
Движение по зонам ограничения
Для въезда в ЗТЛ и движения по ним необходимо получение специального разрешения в мэрии Неаполя (кроме ЗТЛ Вомеро).
Разрешение платное, стоимость на год от 10 до 200 евро (в зависимости от категории ТС, от того, кто обращается, для какой зоны запрашивается и т.п.), там есть масса критериев, но это всё для местных.
Разрешения для автомобилей клиентов отелей получает администрация этих отелей (и других объектов размещения). Разрешения выдаются в виде наклеек на лобовое стекло (или в виде пропуска на торпеду, для непостоянных гостей, например, туристов).
Осмелюсь порекомендовать, при подготовке поездки в Неаполь на автомобиле (впрочем, как и в любой другой итальянский город), не бронировать отели в зоне действия любой ЗТЛ.
А если уж так получилось, что отель находится в зоне ограничения движения, то обязательно заблаговременно связаться с администрацией отеля и уточнить все моменты связанные с достижением этого отеля на автомобиле.
Экологическая зона Неаполя
На всей территории муниципалитета Неаполь установлена экологическая зона, но действует она непостоянно и довольно избирательно.
Экологические требования минимальные для движения в зоне в период ее активности — Евро-2 (и для дизеля, и для бензина), но есть оговорки. Общее ограничение — Евро-4 и выше (для всех автомобилей). См. ниже.
Неаполь — карта экологической зоны
Пояснения к карте.
Зеленым цветом выделена экологическая зона Неаполя (границы города указаны схематично, т.е. примерно).
Синим цветом показаны транзитные маршруты, на которые не распространяется действие ограничений даже в период активности зоны.
Зона действует только в зимний период, то есть с 1 октября по 31 марта, по понедельникам, средам и пятницам, с 09:00 до 12:30 и с 14:30 до 16:30.
Вот такой вот смешной график действия. То есть ограничения действуют всего 16,5 часов в неделю, и только зимой. В остальное время движение не ограничено по экологическим показателям.
На приезжих эта зона не распространяется (см. ниже).
В описании зоны указано, что в период действия зоны запрещено движение частных транспортных средств предназначенных для перевозки людей и грузов, кроме тех дорог, которые предназначены для транзитного движения по городу (на них ограничения не распространяются), ну, это как везде и всегда.
А далее там перечислены исключения. Запрещено движение всех ТС за исключением: … и тут идет перечень из 19 пунктов тех, кому все-таки можно двигаться по зоне в период ее действия.
Весь его я приводить не буду (посмотрите сами по ссылке ниже), но сделан этот перечень так, что двигаться там можно почти всем.
Например, Евро-4 и выше — двигайся, пожалуйста, без ограничений. В машине присутствует 3 и более человека? Не вопрос, пойдет и Евро-2 тогда для движения, и так далее.
В общем, если внимательно изучить список исключений, то это не экологическая зона, а ее имитация какая-то.
И (самое важное для автотуристов), все ограничения на движение в зоне, накладываются только на автомобили зарегистрированные в регионе Кампанья. Т.е. по-русски говоря, в Неапольской области.
На остальные автомобили все эти ограничения не распространяются. Об этом говорит пункт «r» перечня исключений: «r) i veicoli intestati e con a bordo cittadini residenti in Regioni diverse dalla Campania;».
«Транспортные средства зарегистрированные и перевозящие граждан проживающих в других регионах, кроме Кампании;» (исключены из действия зоны).
То есть на автомобили зарегистрированные за пределами региона, в которых едут люди зарегистрированные за пределами региона (эта оговорка чтобы местные не катались на авто из соседних областей), ограничения не распространяются. Что называется, «бей своих, чтобы чужие боялись».
На этом, тема неапольской т.н. «экологической» зоны, объявляется закрытой. Туристам можно не обращать на нее внимания.
Официальный сайт экологической зоны Неаполя (на итальянском).
Генуя — зоны ограничения движения
В Генуе, как и в любом порядочном итальянском городе, установлено целых 9 зон ограничения движения. Восемь зон обычных, и одна зона экологическая, перекрывающая центральную (наиболее заселенную) часть города.
Из восьми установленных в городе зон, семь работают постоянно и круглосуточно (редкость для Италии, обычно зоны там работают только днем и по будням), а одна зона ночная.
Из всех восьми зон, существенную роль для автопутешественников играют только две центральные зоны: Центр исторический и Пирс (маленькая зона, но она просто в центре).
Остальные ЗТЛ перекрывают отдельные улочки и райончики в различных отдаленных районах города, и большой роли для автотуристов не играют (хотя, конечно, отель и там может оказаться по случайности).
При этом, у чиновников Генуи самое гнусное отношение к своей работе по информированию об ограничениях дорожного движения заинтересованных лиц (в данном случае — иностранных автотуристов).
В основном в Италии, все города (во всяком случае крупные), имеют на своих официальных сайтах разделы посвященные зонам ограничения движения установленным в городе, с подробным их описанием, картами, ссылками и т.п.
Но это все не про Геную (шестой по величине город Италии). Местные чиновники ограничились тем, что выкинули ссылки на два документа в формате пдф (установочные приказы на ЗТЛ), и сказали: а разбирайтесь-ка сами!
Такова была ситуация на момент написания данного раздела заметки. Документы на итальянском, само собой, и как с ними разбираться иностранцам — неизвестно. Тем не менее, что автор смог, то вытянул оттуда.
Генуя — карта зон ограничения движения
Пояснения к карте.
Зеленым цветом обозначена экологическая зона, красным — остальные зоны ограничения движения в городе (подписи зон по клику на карту).
Экологическая зона Генуи
Экологическая зона изменила границы в ноябре 2019 года, и покрывает наиболее густо заселенные и старые районы города. Как ни странно, но зона была уменьшена (обычно они имеют тенденцию только к увеличению площади).
Зона активна круглый год, с понедельника по пятницу, с 07 до 19 часов.
Минимальные требования для легковых автомобилей в период работы зоны: бензин Евро-2, дизель — Евро-3. В остальные дни и часы ограничения по экологии снимаются.
Ограничений для грузовых автомобилей и автобусов обнаружить в городском приказе не удалось.
Официальная страница зоны отсутствует как таковая. Все, что там есть, это ссылка на местный документ (постановление об установлении экологической зоны) в формате пдф, в котором и расписаны все ограничения (и откуда автор их и взял). Там же приведена карта экологической зоны, которую вы видите выше.
Зоны ограничения движения в Генуе
ZTL «Centro Storico» («Центр исторический»)
Зона ограничения движения «Центр исторический» с 01 ноября 2019 года активна постоянно, 24/7/365 (ранее у нее был переменный график работы).
Въезд и выезд контролируются камерами, как и везде в Италии. Въезд в зону, движение и парковка в ней допускаются только при наличии разрешения.
Зона технически разбита на пять секторов (все имеют одинаковые условия и время работы), это служит для упорядочивания движения в зоне.
В разрешении на движение указывается, для какого сектора оно действует (т.е. где можно двигаться и парковаться), и через какие ворота разрешен въезд в него (и, соответственно, въезжать можно только через них), при въезде через другие ворота будет штраф.
Разрешения на доступ в зону для туристов
Разрешениями на въезд автомобилей туристов занимается отель, чьими гостями они являются. Отели могут получать разрешения для гостей, по числу номеров в них.
Данные для получения разрешения на въезд и движение в зоне, должны быть переданы в соответствующие органы в течение максимум 48 часов после въезда ТС в зону ограничения.
Персонал отелей расположенных в этой ЗТЛ в курсе этих особенностей, тем не менее, по прибытию в отель рекомендуется проконтролировать вопрос получения разрешения персоналом, поскольку итальянцы не славятся своей педантичностью.
Также, если отель расположен в ЗТЛ, категорически рекомендуется связаться с ним до приезда, и уточнить все моменты насчет въезда и движения в ЗТЛ, так как ситуация описанная выше может измениться со временем.
ЗТЛ «Исторический центр» — основная ЗТЛ в городе. Остальные зоны ограничения Генуи — малы и столь же малоинтересны как и малы. Тем не менее, они описаны ниже. И они также все контролируются камерами! (на всякий случай).
ZTL Molo («Пирс»)
ЗТЛ Пирс перекрывает зону старой застройки на пирсе Генуи. Активна постоянно, 24/7/365. Въезд, движение и парковка в зоне, только при наличии разрешения.
ZTL Vernazzola (Вернацола)
Маленькая зона на окраине города, перекрывающая несколько улиц. Активна постоянно, 24/7/365. Движение только при наличии разрешения.
ZTL Nervi (Нервы)
Маленькая зона на дальней окраине города, перекрывающая несколько улиц. Активна постоянно, 24/7/365. Движение только при наличии разрешения.
ZTL Boccadasse (Бокадассе)
Маленькая зона на окраине города, перекрывающая несколько улиц. Активна постоянно, 24/7/365. Движение только при наличии разрешения.
ZTL Castelletto (Кастеллето)
Маленькая ночная ЗТЛ недалеко от центра, перекрывающая движение автомобилей вокруг эспланды Кастеллето вечером и ночью. Активна ежедневно, с 21 часа до 06 часов утра.
ZTL Rivarolo (Ривароло)
Перекрывает небольшой жилой район на западной окраине Генуи. Активна постоянно, 24/7/365. Движение только при наличии разрешения.
ZTL Bolzaneto (Больцането)
Перекрывает несколько улиц в жилом районе на северо-западной окраине Генуи. Активна постоянно, 24/7/365. Движение только при наличии разрешения.
Официальная страница с информацией о зонах ограничения движения на сайте Генуи содержит только ссылку на документ в формате пдф, в котором и расписаны все зоны описанные выше. В нем же приведены и карты этих зон.
* * * * *
Представленная выше информация не имеет юридической ценности и не пригодна для ссылки на нее, как на официальный источник. Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и в качестве примера вариантов используемых в городах Италии ограничений.
Для получения официальной и актуальной информации об ограничениях движения транспортных средств в городах, необходимо обращаться к первоисточникам — сайтам соответствующих муниципалитетов, в которых эти ограничения установлены.