ZTL и ZTLA в городах Италии (Рим, Палермо)

СОДЕРЖАНИЕ
ссылки для быстрого перехода

Не нашли интересующую вас информацию? 

 

Общая информация

В Италии нет единого национального законодательства регламентирующего установку ограничений движения в городах (как экологических ограничений, так и обычных).

В связи с этим, все ограничения движения в Италии, в каждом городе имеют строго индивидуальный характер, и поэтому с каждым городом (с ограничениями в нем) всегда приходится разбираться отдельно.

Перед изучением ситуации в конкретных городах, рекомендуется изучить общую ситуацию с зонами ограничения движения в Италии, для понимания общей ситуации и ознакомления с понятиями:

3оны ограничения движения (ZTL) в Италии — описание общей ситуации.

Экологические зоны (ZTLA) в Италии — описание общей ситуации.

Также существует отдельная заметка, в которой сведены воедино рекомендации для автотуристов при подготовке к поездке в Италию. Тоже рекомендую ознакомиться:

Рекомендации по поездке в Италию на авто — сводная заметка по подготовке к поездке в Италию на машине.

В данном цикле заметок описаны все зоны ограничения движения (ZTL и ZTLA) действующие в восьми наиболее крупных городах Италии, а также режимы их работы.

Эти города описаны для практического примера использования ограничительных мер в Италии, поскольку разобравшись с ограничениями в крупных городах, проще будет разбираться с остальными.

Таким образом, данный цикл заметок носит в большей степени обучающий, чем информационный характер, главной его целью является показать весь спектр ограничений движения, применяемый в итальянских городах.

Информация в заметках полностью актуальна на 2020 год, а далее неизвестно, будет ли она поддерживаться в актуальном состоянии (как время у автора будет)

При этом, в описании каждого города приводятся ссылки на официальные сайты мэрии или других органов отвечающих за организацию движения в конкретном городе.

По этим ссылкам, при подготовке к поездке всегда можно (и нужно) самостоятельно получить самую актуальную информацию об ограничениях действующих в этом городе. Вся информация там, разумеется, на итальянском, но разобраться можно. 

 

 

Рим — зоны ограничения движения

В Риме существует 10 зон ограничения движения, из них семь зон ЗТЛ, и три зоны ЗТЛА. Из трех ZTLA — две общие (касающиеся всех), а одна ЗТЛА касается только грузовиков.

Из семи ЗТЛ, две зоны ограничивают движение только грузовых автомобилей, остальные пять зон — классические ZTL. Есть дневные и ночные ЗТЛ. Карты всех зон приведены чуть ниже (для грузовиков — отдельная карта, для общих ЗТЛА — отдельная).

Называются римские зоны так:

  • Центр исторический — ZTL перекрывающая исторический центр города, имеет дневные и ночные границы;
  • Трезубец — дополнительная дневная ZTL внутри зоны «Центр исторический», с более жестким режимом ограничений;
  • Трастевере — ZTL перекрывающая вторую часть исторического центра (за рекой), имеет дневные и ночные границы;
  • Сан Лоренцо — ZTL ночная, перекрывает отдельный район;
  • Тестаччо — ZTL ночная, перекрывает отдельный район;
  • Зоны доставки — две ZTL ограничивающая движение только грузовых автомобилей.
  • Железнодорожное кольцо — экологическая зона, внутренняя зона Рима;
  • Зеленый пояс — экологическая зона, внешняя зона Рима;

Также в Риме есть отдельные ограничения для движения туристических автобусов.

 

 

 

Где брать информацию о ZTL Рима?

Официальный сайт службы движения Рима: romamobilita.it

На сайте, как несложно догадаться, есть самая полная и актуальная информация по всем ЗТЛ Рима, по всем экстренным ограничениям движения, карты всех зон и расписания их работы, порядок доступа к ним и т.п.

Сайт имеет две версии: английскую и итальянскую. Английская версия сильно урезана, для получения информации лучше использовать итальянскую, переводчик Гугла справляется нормально (в основном).

ОСОБЕННОСТЬ: при попытке входа на сайт с территории находящейся вне ЕС, сайт недоступен (нет, он не заблокирован Роспотребнадзором и т.п., просто, видимо, чтобы снизить нагрузку на сервер, отсекаются все запросы с IP находящихся вне ЕС). 

Поэтому для просмотра этого сайта используйте любое расширение для браузера подменяющее IP (использующее прокси), вроде Browsec и ему подобных. Годится любое, лишь бы вход был с европейского IP.

Можно вручную через прокси зайти, лишь бы из Европы. В противном случае, сайт будет недоступен. Во всяком случае, такое явление наблюдалось на момент написания заметки.

 

Рим — карта зон ограничения движения

Пояснения к карте.

Красный контур — ЗТЛ «Центр исторический», зеленый контур — ЗТЛ «Трезубец», фиолетовый контур — ЗТЛ «Трастевере», голубая заливка — ночные ЗТЛ (подписи по клику на карту).

 

ZTL Centro Storico (Центр исторический)

Зона ограничения движения «Центр исторический» разделена на сектора «А», «А1», «В», «С», «D», «Е» и «F» — секторы определяют кому и где там можно ездить и парковаться.

Зона активна днем и ночью (ночью частично — голубая заливка на карте в пределах этой зоны).

Дневные ограничения:

С 06:30 до 18:00 с понедельника по пятницу (кроме праздничных дней)
С 10:00 до 18:00 в субботу (кроме праздничных дней)

Ночные ограничения: 

С 23:00 до 03:00 в пятницу и субботу (кроме праздничных дней)
С 01-го по 31-е августа, ночных ограничений нет.

Информация о ZTL на официальном сайте.

 

ZTL Tridente (Трезубец)

Зона ограничения движения «Трезубец» (подсектор А1), это центр центра Рима, поэтому там установлены несколько более жесткие по времени действия ограничения, чем в секторе А. Также там существуют более жесткие ограничения на парковку (парковаться там имеют право только те, кому конкретно разрешено).

Дневные ограничения:

С 06:30 до 19:00 с понедельника по пятницу (кроме праздничных дней)
С 10:00 до 19:00 в субботу (кроме праздничных дней)

В ночное время на территории этой зоны действуют общие ночные ограничения ЗТЛ Центр исторический (см. выше).

Информация о ZTL на официальном сайте.

 

ZTL Trastevere (Трастевере)

Зона ограничения движения «Трастевере» (северная и южная её части), перекрывает часть старого города находящуюся за рекой Тибр. Ограничения в этой зоне действуют только утром и ночью. Днем движение открыто. 

Границы зоны дневных и ночных ограничений в этой зоне немного не совпадают (ночная часть зоны немного больше по площади).

Дневные ограничения:

С 06:30 до 10:00 каждый день (кроме праздничных дней)

Ночные ограничения:

С октября по апрель: с 21:30 до 03:00 в пятницу и субботу (даже в праздничные дни)
С мая по октябрь: с 21:30 до 03:00 в среду, четверг, пятницу и субботу (даже в праздничные дни)
За исключением: с 01-го по 31-е августа, ночных ограничений нет.

Информация о ZTL на официальном сайте.

 

ZTL San Lorenzo (Сан Лоренцо)

Зона ограничения движения Сан-Лоренцо — это небольшая зона действующая только ночью, и ограничивающая движение в одноименном райончике Рима.

Ночные ограничения:

С октября по апрель: с 21:30 до 03:00 в пятницу и субботу (даже в праздничные дни)
С мая по октябрь: с 21:30 до 03:00 в среду, четверг, пятницу и субботу (даже в праздничные дни)
За исключением: с 01-го по 31-е августа, ночных ограничений нет.

Информация о ZTL на официальном сайте.

 

ZTL Testaccio (Тестаччо)

Зона ограничения движения Тестаччо — еще одна ночная зона, которая ограничивает движение в одноименном районе города.

Ночные ограничения:

С 23:00 до 03:00 в пятницу и субботу (даже в праздничные дни)
С 01-го по 31-е августа, ночных ограничений нет.

Информация о ZTL на официальном сайте.

 

Движение в зонах ограничения

Требования по экологичности (по классу Евро) легковых автомобилей в этих зонах — общие для «Железнодорожного кольца» Рима (см. ниже).

Все указанные выше зоны требуют получения специального разрешения на движение и парковку в них. Разрешение для резидентов и тех, кто движется по зонам постоянно, кроме отметки в системе, дополнительно имеет вид стикера на лобовом стекле.

В «ночные» ЗТЛ нет проблем заехать до наступления времени ограничений и остаться там. Если автомобиль припаркован в ночной зоне — нет проблем.

Ограничения в ночных зонах распространяются именно на передвижение автомобилей. Если нужно двигаться по такой зоне ночью — нужно разрешение. Нет — нет.

Но если ночная ЗТЛ совпадает с дневной (Центр, Трастевере), то ночью проблем не будет, а днем (с 6:30 утра, когда начнет работу дневная зона) будет штраф за парковку без разрешения.

Повторю: в дневных зонах Рима нельзя ни двигаться, ни парковаться без получения разрешения.

Получение разрешения платное. Стоимость получения разрешения от 100 до 2800 евро, в зависимости от ЗТЛ для которой запрашивается разрешение, от срока действия разрешения, от дохода семьи (если за разрешением обращается физ.лицо) и вообще от того, кто обращается за разрешением, от класса «Евро», вида топлива и мощности автомобиля, и вообще от массы параметров.

 

Получение разрешения для туристов

Получением разрешения для движения в ЗТЛ для туристов путешествующих на автомобилях, уполномочены заниматься отели расположенные в этой зоне, в которых эти туристы планируют остановиться.

Отели находящиеся в ЗТЛ могут получать разрешения из расчета одно разрешение, на каждые 10 номеров своего номерного фонда (то есть, на всех гостей разрешений точно не хватит).

В отличие от постоянных разрешений (которые привязаны к знаку автомобиля), разрешения получаемые отелями идут «без номера», т.е. обезличенные.

Но при этом, автомобиль также должен быть зарегистрирован в системе электронного контроля. В принципе, персонал отелей расположенных в ЗТЛ, знает все процедуры прекрасно.

Информация о разрешениях — официальный сайт.

Если забронированный отель расположен в одной из ЗТЛ Рима, то при путешествии на автомобиле, крайне нелишним (и даже обязательным) будет связаться с персоналом, и уточнить все детали насчет доступа к отелю.

Может оказаться так, что доступа к нему не будет (на личном автомобиле). В таком случае придется либо искать другой отель (вне ЗТЛ), либо парковать машину где-нибудь за пределами ЗТЛ, чтобы не получить штраф.

 

 

 

Рим — ограничения для грузовых автомобилей

Для движения грузовых автомобилей, в Риме существуют отдельные ограничения. Собственно, для грузовиков установлено две ЗТЛ, которые различаются между собой по жесткости требований.

Страница с описанием зон на официальном сайте.

Для туристических автобусов существуют дополнительные ограничения.

Рим — карта ЗТЛ для грузовых автомобилей

Пояснения к карте.

Ограничения в данных зонах действуют только на грузовые автомобили связанные с доставкой товаров (т.е. перевозкой и доставкой коммерческих грузов).

На все остальные (местные) грузовики выполняющие обслуживание ремонтных работ или строительства, коммунальных и аварийных служб и т.п. ограничения не распространяются. Хотя они тоже должны получать разрешение.

Зеленая зона — ZTL AF1 VAM. Что значит название этой зоны, я не знаю. Какие-то местные аббревиатуры.

Требования по экологии: общие для ЗТЛА «Железнодорожное кольцо» Рима (см. ниже).

Ограничения: В зону запрещен въезд грузовых автомобилей длиннее 7,5 метров (без учета массы и вида топлива) с 05:00 до 24:00 каждый день. Т.е. фактически, на грузовике длиннее 7,5 метров по этой зоне можно ездить только с полуночи и до 5 утра.

Для движения по зоне в период ее действия, требуется получение разрешения. Разрешение получается через интернет (требуется регистрация), бумажного или какого-нибудь другого разрешения (стикер и т.п.) не требуется. 

Подробности на официальном сайте.

Красная зона — ZTL совмещенная с экологической зоной, перекрывающая ZTL Трастевере (в ее дневных границах), и ZTL Центр исторический (в расширенных границах).

Требования по экологии: для движения в зоне: Евро-4 и выше (вне зависимости от вида топлива). От класса «Евро» зависит в т.ч. и стоимость разрешения, чем ниже класс — тем дороже. Самые дешевые разрешения для а/м Евро-6, а также, для автомобилей на газе, электричестве, гибридов и т.п.

Ограничения в зоне: ограничений по времени движения в зоне не имеют грузовые автомобили массой до 6,5 тонн, работающие на экологически чистом топливе (газ сжиженный/сжатый, электричество, гибриды и т.п.).

Грузовые автомобили на чистом топливе массой более 6,5 тонн — запрещено движение с 07:00 до 20:00.

Автомобили работающие на бензине/дизеле имеют следующие ограничения:

С 17:30 до 20:00 — полностью запрещено движение грузовых автомобилей в зоне, вне зависимости от массы и класса «Евро».
С 07:00 до 20:00 — запрещено движение автомобилей массой более 3,5 тонн.

Все ограничения для грузовых автомобилей действуют ежедневно.

Для движения в зоне в часы ее работы требуется разрешение (платное). Стоимость зависит от срока, от массы, от класса «Евро» и т.п. параметров. Разрешение — в виде стикера на лобовом стекле.

Подробности на официальном сайте.

 

Экологические зоны Рима

В Риме установлено три экологические зоны. Одна из зон находится в самом центре города, и касается только грузовых автомобилей (описана выше), для них требуется класс Евро-4 и выше, вне зависимости от вида топлива (бензин/дизель).

Две остальные зоны имеют отношение ко всем автомобилям двигающимся по ним. Первая, более общая зона города называется «Зеленый пояс» и покрывает почти всю наиболее заселенную часть города.

Вторая зона (внутренняя), носит название «Железнодорожное кольцо», и закрывает центральный район города. Несмотря на то, что кольцо «железнодорожное», ограничения проходят по автомобильным дорогам (см. карту).

Про экологические зоны на официальном сайте.

Карта экологических зон Рима

Пояснения к карте.

Зеленым цветом выделена зона «Зеленый пояс».

Зона действует с 00:00 понедельника по 24:00 пятницы (за исключением праздничных дней попадающих на середину недели). По выходным ограничения снимаются (за исключением т.н. «экологических воскресений»).

В период действия, в этой зоне запрещено движение любых ТС (в т.ч. и принадлежащих местным жителям), класса ниже Евро-1 (бензин) и класса ниже Евро-2 (дизель).

Красным цветом показана зона «Железнодорожное кольцо».

Зона действует с 00:00 понедельника по 24:00 пятницы (за исключением праздничных дней попадающих на середину недели). По выходным ограничения снимаются (за исключением т.н. «экологических воскресений»).

В период действия, в этой зоне запрещено движение любых ТС (в т.ч. и принадлежащих местным жителям), класса ниже Евро-2 (бензин) и класса ниже Евро-3 (дизель).

В качестве временной меры, в этой зоне могут ужесточаться требования к грузовым автомобилям по классу «Евро».

Например, с 1 ноября 2019 года по 31 марта 2020 года в этой зоне дополнительно запрещено движение любых грузовых автомобилей класса ниже Евро-4, с понедельника по пятницу с 07:30 до 10:30 и с 16:30 до 20:30.

Такие ограничения установлены мэрией на зимний период 2019-2020 годов. В следующем году они могут измениться (или отмениться). 

Также в обеих зонах (только в зимний период, т.е. с октября по март), проводятся экологические воскресенья.

Экологические воскресенья предусматривают полный запрет движения транспортных средств оснащенных двигателем внутреннего сгорания, во временных интервалах с 07:30 до 12:30 и с 16:30 до 20:30.

В случае ухудшения экологической обстановки, экологические требования к автомобилям допущенным к движению в зонах повышаются (об этих ужесточениях, всегда объявляется на официальном сайте города Рим). Прямо на главной странице, сверху, искать не нужно ничего дополнительно:

Предупреждение о введении экологических ограничений, Рим

Включен перевод, поэтому информация отображается на русском. Так-то там все на итальянском, само собой.

На этом, про Рим, пожалуй всё. Все подробности и все свежая (актуальная) информация, может быть получена по ссылкам выше. Рекомендую не пренебрегать ей при подготовке и выполнении поездки на автомобиле.

 

 

 

Палермо — зоны ограничения движения

Палермо — столица Сицилии, имеет скромные две зоны ограничения движения в городе: обычную ZTL перекрывающую исторический центр города и (чтобы скучно не было) совмещенную с экологической зоной (ZTLA). 

Зато, въезд в центр города там платный (как и в Милане). В остальном, система ограничений не сложна и понятна. Вся информация по ограничениям на городском сайте изложена буквально на одной странице.

Официальный сайт — вся информация по ограничениям в Палермо.

 

Палермо — карта зон ограничения движения

Пояснения к карте.

Зеленым цветом обозначена ZTL Палермо. Красным цветом (для порядка) — граница экологической зоны (эти две зоны совпадают).

Более темно-зеленым цветом выделены участки улиц внутри ЗТЛ, проезд по которым бесплатен (но с учетом прочих ограничений в зоне, т.е. экологических требований).

ZTL в Палермо называется «Центральная». Зона активна с понедельника по пятницу в с 8 часов утра до 8 часов вечера. Экологическая зона активна каждый день без исключений, круглосуточно.

В остальные дни (по субботам, воскресеньям и праздничным дням) нет никаких ограничений на движение и парковку в ней (кроме экологических), и проезд там бесплатный.

В течение срока действия ZTL запрещен въезд, движение и парковка транспортных средств не имеющих разрешения.

То есть, если заехать в зону без разрешения в период когда она не активна и припарковаться там, то после 8 утра на следующий день, (когда зона станет активной) прилетит штраф за парковку (41 евро).

Въезд в зону и выезд и нее контролируется камерами (как и везде в Италии).

Минимальные экологические требования: бензин — Евро-3 и выше, дизель — Евро-4 и выше. Разделения для легковых, грузовых автомобилей и т.п. — нет. То есть, для всех.

Прочие ограничения: грузовики в зону допускаются только категорий N1 и N2 (т.е. до 12 тонн).

 

Разрешения на въезд, движение и парковку

За въезд в ЗТЛ в период ее действия взимается плата. Формально плата взимается, конечно, не за сам въезд, а за выдачу разрешения на него.

Разрешением для туристов, отели которых расположены в ЗТЛ, уполномочены заниматься отели, в которые эти туристы прибывают. Так что здесь проблем нет. Желательно только связаться с отелем заранее и уточнить этот момент.

Если планируется просто заехать в центр (без размещения в отеле), то дневное разрешение стоит 5 евро. Если планируется кататься по центру несколько дней, то лучше взять разрешение на месяц (20 евро). 

Для автобусов и грузовиков, разумеется, дороже, для гибридных транспортных средств, а также работающих на газе — дешевле вдвое (дневное разрешение — 2,5 евро).

Количество въездов и выездов в период действия разрешения не ограничивается.

Разрешения (годовые, полугодовые и месячные) оформляются либо в специальных центрах (офисах) регистрации, либо через интернет.

Центров регистрации полно по городу, и они отмечены на карте, которая есть на главной странице официального сайта (ссылка в самом начале).

Дневные билеты могут быть приобретены там же. Для получения разрешения потребуются права и документы на автомобиль (так понимаю для подтверждения класса «Евро»).

Можно оплатить проезд и по СМС (не знаю, нужна ли обязательно местная СИМ-ка) и не знаю, как насчет незарегистрированных пользователей, вряд ли, для первой регистрации нужны все-таки документы.

В общем, с билетами проблем нет. Обратитесь к любому местному, вам, скорее всего, подскажут.

Дневной билет действует один день, и должен быть активирован только в тот день, в который планируется въезд в центр.

Можно оплачивать въезд и «задним числом», т.е. купить и активировать билет после поездки по зоне, главное, сделать успеть это до 24 часов (но все офисы по продаже билетов закрываются в 18-19 часов — имейте в виду).

Штраф за нарушение — 81 евро. Если автомобиль к тому же не соответствует экологическим требованиям, то 164 евро. За парковку в зоне без наличия разрешения, штраф 41 евро.

 

*   *   *   *   *

Представленная выше информация не имеет юридической ценности и не пригодна для ссылки на нее, как на официальный источник. Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и в качестве примера вариантов используемых в городах Италии ограничений.

Для получения официальной и актуальной информации об ограничениях движения транспортных средств в городах, необходимо обращаться к первоисточникам — сайтам соответствующих муниципалитетов, в которых эти ограничения установлены.