ZTL и ZTLA в городах Италии (Милан, Болонья)

СОДЕРЖАНИЕ
ссылки для быстрого перехода

Не нашли интересующую вас информацию? 

 

 

Общая информация

В Италии нет единого национального законодательства регламентирующего установку ограничений движения в городах (как экологических ограничений, так и обычных).

В связи с этим, все ограничения движения в Италии, в каждом городе имеют строго индивидуальный характер, и поэтому с каждым городом (с ограничениями в нем) всегда приходится разбираться отдельно.

Перед изучением ситуации в конкретных городах, рекомендуется изучить общую ситуацию с зонами ограничения движения в Италии, для понимания общей ситуации и ознакомления с понятиями:

3оны ограничения движения (ZTL) в Италии — описание общей ситуации.

Экологические зоны (ZTLA) в Италии — описание общей ситуации.

Также существует отдельная заметка, в которой сведены воедино рекомендации для автотуристов при подготовке к поездке в Италию. Тоже рекомендую ознакомиться:

Рекомендации по поездке в Италию на авто — сводная заметка по подготовке к поездке в Италию на машине.

В данном цикле заметок описаны все зоны ограничения движения (ZTL и ZTLA) действующие в восьми наиболее крупных городах Италии, а также режимы их работы.

Эти города описаны для практического примера использования ограничительных мер в Италии, поскольку разобравшись с ограничениями в крупных городах, проще будет разбираться с остальными.

Таким образом, данный цикл заметок носит в большей степени обучающий, чем информационный характер, главной его целью является показать весь спектр ограничений движения, применяемый в итальянских городах.

Информация в заметках полностью актуальна на 2020 год, а далее неизвестно, будет ли она поддерживаться в актуальном состоянии (как время у автора будет)

При этом, в описании каждого города приводятся ссылки на официальные сайты мэрии или других органов отвечающих за организацию движения в конкретном городе.

По этим ссылкам, при подготовке к поездке всегда можно (и нужно) самостоятельно получить самую актуальную информацию об ограничениях действующих в этом городе. Вся информация там, разумеется, на итальянском, но разобраться можно. 

 

 

Милан — зоны ограничения движения

В Милане установлено две зоны ограничений движения: зона «В» и зона «С» (и не спрашивайте меня куда подевалась зона «А»). 

Зона «В» была установлена в феврале 2019 года, и покрывает практически всю (за очень небольшими исключениями) территорию города Милан. Это экологическая зона совмещенная с обычной ЗТЛ для грузовых автомобилей (для легковых ограничения только экологические). 

Зона «С» покрывает исторический центр города. В этой зоне также действуют экологические ограничения (более жесткие, чем для зоны «В»), и более жесткие ограничения на движение ТС. Кроме того, въезд в эту зону платный. 

Въезды в обе зоны контролируются камерами. Для движения по зонам необходимо получение разрешения. Для зоны «В» получение разрешения бесплатное (просто регистрация и только для грузовиков), для зоны «С» — платное (для всех).

Официальный сайт Милана — далее вся информация по зонам приводится с него, и там ее можно найти в более актуальном и развернутом виде.

 

Милан — карта зон ограничения движения

Пояснения к карте.

Зона «В» отмечена зеленым цветом, зона «С» — красным.

 

Зона «В»

Зона «В» активна с понедельника по пятницу, с 07:30 до 19:30, за исключением праздничных дней попадающих на середину недели. В остальное время (вечером, ночью и по выходным/праздникам) движение по зоне не ограничивается.

Доступ в зону в часы ее активности, начиная с февраля 2019 года, требует получения разрешения (регистрации) для грузовых автомобилей (категорий N2 и N3, а также для любых категорий длиной более 12 метров). Регистрация бесплатна и выполняется через интернет (по сути как в Бельгии, только в Бельгии она для всех).

Регистрация проводится здесь (для зоны «В»). И там же есть ссылка и для регистрации в зоне «С» (на отдельном сайте).

Для легковых автомобилей регистрация не требуется, но они при движении в зоне должны соответствовать определенным требованиям по экологии (см. ниже).

Въезд в зону и выезд из нее контролируется 186 камерами. Официальная карта зоны «В» (интерактивная) и камер на въезде в нее, по ссылке. 

При отсутствии разрешения (регистрации), движение по зоне грузовым автомобилям запрещено. То есть, в нее можно въехать и без разрешения (в часы когда она не активна), поставить там автомобиль, и проблем не будет. Но двигаться там в часы действия зоны без разрешения нельзя.

 

Минимальные требования по экологии зона «В»

Дата Легковые Грузовые
Бензин Дизель Бензин Дизель
до 01.10.2020 Евро-1 Евро-4 Евро-1 Евро-4
с 01.10.2020 Евро-2 Евро-5 Евро-1 Евро-5
с 01.10.2022 Евро-3 Евро-6 Евро-1 Евро-5
с 01.10.2024 Евро-3 Евро-6 Евро-3 Евро-6
с 01.10.2025 Евро-4 Евро-6
не старше 6 лет
Евро-3 Евро-6
с 01.10.2028 Евро-5 Евро-6d Евро-5 Евро-6
с 01.10.2030 Евро-5 ? Евро-5 ?

Эта таблица сокращенная. В оригинале много оговорок (наличие фильтра, его качество, количество выбросов и т.п.). Полная информация — по ссылке.

На всей остальной территории Милана (не входящей в зону «В»), а также в те часы, когда зона «В» не активна, действуют следующие ограничения для легковых и грузовых автомобилей вне зависимости от массы (это минимальные допустимые требования, т.е. с этими классами движение разрешено):

С 01 апреля по 30 сентября: бензин — Евро-1, дизель — Евро-3.
С 01 октября по 31 марта: бензин — Евро-2, дизель — Евро-5 (с 2025 года, дизель — Евро-6)

Зимние ограничения (с октября по март) действуют с понедельника по пятницу, с 07:30 до 19:30, в остальное время минимальные требования те же, что и в летний период.

 

 

 

Зона «С»

Зона «C» активна с понедельника по пятницу, с 07:30 до 19:30, за исключением праздничных дней попадающих на середину недели. В остальное время (т.е. вечером, ночью и по выходным/праздникам) движение по зоне не ограничивается.

Дополнительные ограничения: в часы активности зоны запрещено движение ТС длиной более 7,5 метров, без получения отдельного разрешения. С 08 до 10 часов утра — въезд в зону запрещен любым грузовым автомобилям.

Въезд в зону и выезд из нее контролируется 43 камерами. Официальная карта зоны «С» и камер на въезде в нее, по ссылке. 

Въезд в зону «С» платный (практически для всех). Исключения стандартные: специальные службы, полиция, скорая, коммунальные и аварийные службы, общ.транспорт, инвалиды, экологически чистые ТС и т.п. категории. 

Для всех других транспортных средств доступ платный.

Для въезда в зону «C» необходимо купить билет и активировать его (связать код билета с номерным знаком). Существуют разные виды билетов, разные по стоимости и срокам оплаты.

Каждый билет для въезда в зону «C» имеет дневную продолжительность. Количество въездов и выездов в зону в период действия билета — неограниченно.

Билет начинает действие с момента его активации, и действует до 19:30 дня, в который он был активирован (потом просто ограничения и так снимаются). Билеты не должны активироваться заранее (накануне). 

Цены на билеты разные (для резидентов и тех, кто работает в зоне, разумеется, предусмотрены скидки, для автобусов дороже и т.п.), но в общем для легковых автомобилей туристов, дневной билет стоит 5 евро. 

Билет должен быть куплен и активирован до въезда в зону. Можно купить билет и после въезда в зону, но будет дороже (нужно будет заплатить 15 евро в течение 7 дней, потом будет штраф, но это можно сделать только через интернет, в общем, не экспериментируйте с этим).

Билеты для въезда в зону продаются во многих местах, но для туристов из них более-менее приемлемы следующие:

  • на сайте MyAreaС (нужна регистрация);
  • в табачных киосках, газетных киосках и банкоматах;
  • в одном из 500 паркоматов, распределенных по всему Милану;
  • позвонив по бесплатному номеру + 39.02.48684001 (нужно знать язык);
  • в банкоматах Banca Intesa Sanpaolo;
  • через терминалы Lottomatica (не знаю что это);
  • через терминалы SISAL (не знаю что это);
  • по SMS на номер 48444, набрав текст «AREAC.targa» (возможно нужна местная СИМ карта — не знаю).

В общем, с покупкой билетов для въезда в центр проблем больших нет. Главное, не забыть его активировать, если это необходимо.

Билеты купленные в банкоматах Banca Intesa Sanpaolo, в паркоматах, по телефону, через  терминалы Lottomatica и SISAL, а также с помощью СМС — активируются автоматически в момент покупки (видимо, там сразу вводится номер авто при покупке).

После покупки должны быть вручную активированы бумажные билеты приобретенные в табачных киосках, газетных киосках и банкоматах (следуя указаниям на обороте), а также купленные онлайн.

Активация должна быть проведена в день, когда происходит въезд в ZTL или, самое позднее, до полуночи следующего дня. Активация, выполненная в дни предшествующие въезду (т.е. заранее), не будет считаться действительной.

Подробности про зону «С» и билеты на официальном сайте — по ссылке.

 

Минимальные требования по экологии зона «С»

Дата Легковые Грузовые
Бензин Дизель Бензин Дизель
до 01.10.2020 Евро-2 Евро-5 Евро-1 Евро-5
с 01.10.2020 Евро-2 Евро-5 Евро-2 Евро-5
с 01.10.2021 Евро-3 Евро-6 Евро-2 Евро-5
с 01.10.2023 Евро-3 Евро-6 Евро-3 Евро-6
с 01.10.2024 Евро-4 Евро-6 
не старше 6 лет
Евро-3 Евро-6
с 01.10.2025 Евро-4 Евро-6 
не старше 6 лет
Евро-4 Евро-6 
не старше 6 лет
с 01.10.2027 Евро-5 Евро-6
не старше 6 лет
Евро-4 Евро-6 
не старше 6 лет
с 01.10.2028 Евро-5 Евро-6 
не старше 6 лет
Евро-5 Евро-6 
не старше 6 лет
с 01.10.2029 Евро-5 ? Евро-5 ?

Эта таблица сокращенная. В оригинале много оговорок (наличие фильтра, его качество, количество выбросов и т.п.). Полная информация — по ссылке.

В часы когда зона не активна, в ней действуют общие экологические ограничения, как и для всей территории Милана (см. примечание к таблице для зоны «В» выше).

На этом, про Милан всё. Все подробности и все свежая (актуальная) информация, может (и должна) быть получена по ссылкам выше. Рекомендую не пренебрегать ей при подготовке и выполнении поездки на автомобиле.

 

 

Болонья — зоны ограничения движения

В Болонье с зонами ограничения движения дело обстоит довольно просто (по сравнению с другими крупными городами Италии).

В центре города, согласно классическим итальянским канонам установления зон ограничения движения, установлена ZTL традиционно именуемая «Центр исторический», которая, опять же традиционно, имеет внутри себя пару более мелких ЗТЛ и кучу пешеходных районов и улиц.

Также, с 1 января 2020 года, эта центральная ЗТЛ стала дополнительной экологической зоной (т.е. кроме прочих требований для въезда в нее, добавились и экологические). 

Ну и на территории всего муниципалитета установлена общая экологическая зона (ZTLA), впрочем, с довольно низкими требованиями. Как и положено, внутри этой городской ЗТЛА установлены маршруты для транзитного движения.

 

Болонья — карта зон ограничений движения

Пояснения к карте.

Зеленым цветом обозначена территория ZTL Центр исторический. Голубым цветом выделена пешеходная зона «Т» (она так и называется), фиолетовым — пешеходная ZTL Сан Франческо. Красным цветом отмечены остальные пешеходные зоны и улицы в пределах исторического центра.

 

 

 

ZTL Centro Storico (Центр исторический)

Зона ограничения активна с 07 до 20 часов, ежедневно, в том числе по выходным и праздникам.

Кроме того, с 1 января 2020 года, ЗТЛ «Исторический центр» была дополнительно объявлена и экологической зоной (требования см. ниже). Экологическая зона в центре, действует также как и ЗТЛ, т.е. ежедневно, с 07 до 20 часов.

Въезд в зону контролируется камерами, движение и парковка в зоне без получения разрешения — запрещены.

 

Доступ в ЗТЛ Центр исторический для туристов

Получение разрешения — платное. Вид разрешения на въезд в зону — билет на лобовое стекло, который должен быть куплен и активирован ДО въезда в зону. В противном случае — штраф.

Для местных там своя система получения разрешений (со скидками и так далее), а для залетных гостей (для тех, у кого нет нужды в регулярном перемещении по этой зоне) предусмотрено два вида билетов.

Дневной билет по цене 6 евро, и дневной билет на четыре последовательных дня, по цене 15 евро. Билеты продаются в определенных точках. Список точек можно найти на сайте TPER.

TPER (Transporto Passeggeri Emilia-Romagna) это транспортная компания в Болонье, отвечающая  за общественный транспорт, парковку и в т.ч. и за продажу билетов на доступ в ЗТЛ.

Дневной билет действует только в день его активации, до 20 часов вечера (потом ограничения на движение в зоне и так снимаются). Четырехдневный билет действует в день активации и в течение трех остальных последовательных дней. 

Билет, который разрешает доступ к ZTL, не разрешает доступ в районы с  движением ограниченным круглосуточно («Archiginnasio», зона «T», «Университетский район», «Azzogardino area», «Piazza San Francesco», автобусные полосы и полностью пешеходные улицы и районы).

Билет также не разрешает бесплатную парковку. То есть саму парковку в зоне он разрешает, но за нее придется заплатить дополнительно, по тарифу. Тарифы можно посмотреть на сайте TPER.

Билет должен быть на виду (на лобовом стекле или на торпеде на видном месте) только во время действия зоны (каждый день с 07 до 20). Когда зона неактивна, билет можно убирать.

Перед въездом в зону купленный билет нужно обязательно активировать и обязательно дождаться подтверждения активации. Без подтверждения билет будет недействителен (=штраф).

Внимательно читайте инструкцию по применению приведенную на обратной стороне билета. Там нужно вписать в билет номерной знак и процарапать дату активации (после подтверждения активации билета).

Каждый билет идентифицируется с помощью PIN-кода (вверху слева), который необходимо сообщить вместе с номером транспортного средства одним из следующих способов:

  • позвонив в колл-центр «TPER» по номеру 051 290290 — этот номер как раз для иностранных автомобилей (нужно знать язык, или обращаться за помощью к местным, они с легкостью помогают в таких ситуациях);
  • отправив СМС на номера 348 6565117 — 329 6607873 — только для автомобилей с итальянскими номерами (т.е. если взяли в аренду местный автомобиль);
  • Или через сайт TPER. Но там нужна регистрация.

Ограничения на использование билетов.

В каждом календарном месяце можно использовать только три ежедневных билета для одного транспортного средства или только один четырехдневный билет. В активации остальных билетов будет отказано.

То есть для «чужих и залетных», время пребывания в центре ограничено принудительно тремя-четырьмя днями в месяц (имейте это ввиду при планировании поездки).

Официальная страница ЗТЛ на сайте Болоньи. Все подробности про доступ на официальных сайтах: сайт Болоньи или сайт TPER. Официальная карта ЗТЛ на сайте Болоньи.

 

Доступ для клиентов отелей

Оформление разрешений на въезд в зону для клиентов расположенных там отелей, как и во многих (если не во всех) городах Италии, возложено на персонал отелей (и других объектов размещения).

Поскольку за въезд в зону без разрешения безоговорочно предусмотрен штраф, то перед прибытием в отель будет крайне разумным связаться с персоналом и уточнить дополнительно все моменты связанные с доступом к отелю на личном автомобиле.

Скорее всего, нужно будет заблаговременно сообщить персоналу номер автомобиля, чтобы они успели оформить разрешение.

Разрешение на въезд и движение для клиентов отелей, не предусматривает разрешение движения по внутренним зонам ограничения внутри ЗТЛ Центр исторический (см. ниже).

То есть, даже при наличии разрешения, туристам нельзя двигаться на автомобилях по зоне «Т», пешеходным зонам и так далее.

Официальные подробности для клиентов отелей.

 

Прочие ZTL в Историческом центре

Внутри общей ЗТЛ «Центр исторический», как это обычно принято в Италии, установлена масса дополнительных ограничений.

В Болонье все эти дополнительные ограничения — это пешеходные ЗТЛ и отдельные улицы тоже предназначенные только для пешеходов (все они обозначены на карте выше).

Наиболее крупные из этих зон это «Университет» (вся территория), зона «Т» и «площадь Сан Франческо». Все остальные зоны и улицы на которых движение ограничено тоже имеют отдельные названия, но их перечисление не несет смысла. 

Общее для всех этих зон (что нужно знать автотуристам): они все действуют круглосуточно и постоянно (т.е. 24/7/365), и движение туристам на автомобилях в них — всегда запрещено даже при наличии разрешения на въезд в ЗТЛ Центр исторический (в виде билета или разрешения полученного через отель).

На самом деле по ним имеет право двигаться довольно много транспорта (полиция, скорая, коммунальные и аварийные службы, общественный транспорт, местные жители проживающие там и т.п.), но для движения по ним нужно дополнительное разрешение. 

Все эти зоны внутри большой ЗТЛ контролируются дополнительными камерами, и за въезд в них предусмотрен штраф.

Так что смотрите за знаками ограничения движения внутри ЗТЛ повнимательней, если будете двигаться там на автомобиле (чего я делать искренне не рекомендую), если там куда-то едет местный, это не значит, что это же можно делать вам. 

 

 

 

Экологические зоны (ZTLA) Болоньи

В Болонье установлено две экологические зоны. Одна общая, перекрывающая территорию всего города, вторая внутренняя, перекрывающая только территорию ЗТЛ Исторический центр.

Болонья — карта экологических зон

Пояснения к карте.

Зеленым цветом обозначена муниципальная экологическая зона города Болонья, красным — внутренняя экологическая зона, совпадающая по границе с ZTL Центр исторический. Синим цветом обозначены транзитные маршруты.

 

ZTLA Болонья (город)

Экологическая зона в Болонье покрывает территорию всего города. Зона активна ежегодно, с 1 октября по 31 марта следующего года, с понедельника по пятницу с 08:30 до 18:30.

Минимальные требования по экологии (на зимний период 2019-2020), в период активности экологической зоны: бензин — Евро-2, дизель — Евро-4, для автомобилей на газе — Евро-1 (для всех видов автомобилей).

Дальнейшие планируемые ужесточения требований:

С 01 октября 2020 г: бензин — Евро-3, дизель — Евро-5, газ — Евро-2 (для всех видов автомобилей).

С 01 октября 2025 г: бензин — Евро-3, дизель — Евро-6, газ — Евро-2 (для всех видов автомобилей).

В остальное время года, а также в остальные дни недели и остальное время суток кроме обозначенных выше, ограничений по экологии для движения в этой зоне нет.

Также из-под действия ограничений постоянно выведены транзитные маршруты.

Периодически (в зимний период) в зоне дополнительно проводятся т.н. «экологические воскресенья», во время которых движение по экологическим показаниям ограничивается также, как и в обычные будние дни работы зоны.

В регионе Эмилия-Романья (столицей которого и является Болонья), экологические воскресенья — это каждое первое воскресенье каждого месяца (кроме декабря).

То есть, в году проводится всего 5 таких «воскресений» (первые воскресенья октября, ноября, января, февраля и марта).

Официальные подробности — на сайте региона Эмилья-Романия.

 

ZTLA Исторический центр

С 1 января 2020 года, в ZTL Исторический центр была установлена экологическая зона, и ко въезду автомобилей в центр стали применяться и дополнительные экологические требования.

Экологические требования применяются только в часы работы ЗТЛ (т.е. с 07 до 20 часов ежедневно). В остальное время, применяются общегородские требования действующие на момент движения.

Минимальные требования (ко всем автомобилям) для движения в ZTLA Центр исторический (если не действуют общегородские ограничения, т.е. с апреля по сентябрь):

Срок Бензин Дизель LPG/CNG
до 01.01.2021 Евро-1 Евро-1 Евро-1
с 01.01.2021 Евро-2 Евро-2 Евро-2
с 01.01.2022 Евро-3 Евро-3 Евро-2
с 01.01.2023 Евро-3 Евро-4 Евро-2
с 01.01.2024 Евро-3 Евро-5 Евро-2
с 01.01.2025 Евро-3 Евро-6 Евро-2

Официальная страница ZTLA Центр исторический на сайте TPER.

Официальная страница ZTLA Центр исторический на сайте Болоньи.

Все подробности (на итальянском языке) можно получить по ссылкам выше.

 

*   *   *   *   *

Представленная выше информация не имеет юридической ценности и не пригодна для ссылки на нее, как на официальный источник. Информация представлена исключительно в ознакомительных целях и в качестве примера вариантов используемых в городах Италии ограничений.

Для получения официальной и актуальной информации об ограничениях движения транспортных средств в городах, необходимо обращаться к первоисточникам — сайтам соответствующих муниципалитетов, в которых эти ограничения установлены.