Определение расхода и стоимости топлива для поездки по Европе и России

 

 

Определение количества и стоимости топлива, потребного для выполнения поездки на автомобиле

Эта заметка посвящена теме, как определить (рассчитать), сколько бензина (или дизельного топлива) потребуется на поездку по Европе и по России, и сколько это топливо будет стоить.

Если при поездках по России все достаточно просто, (цену топлива можно принять одинаковой по всей стране), то при поездке по Европе, все гораздо сложнее.

В Европе цены на топливо порой существенно разнятся от страны к стране, поэтому, эту разницу необходимо учитывать при выполнении расчетов. 

Кроме того, разницу в цене топлива стоит учитывать и при планировании (выборе) стран для выполнения заправки по маршруту поездки в Европе, поскольку это позволяет иногда неплохо сэкономить на топливе. 

Например, бензин в Германии стоит 1,5 евро за литр, а в Польше 1,1 евро. Разница порядка 28 рублей за каждый литр(!) заправляемого топлива. Разумеется, необходимо запланировать заправку до полного бака на границе Польши и Германии, и т.п. 

Определение стоимости топлива при поездке по Европе на автомобиле, является важным элементом при составлении общей сметы расходов на отпуск, поскольку плата за топливо составляет немалую часть расходов от путешествия по Европе на авто (до 25-35% в некоторых случаях, если планируется много ездить). 

В идеальном случае, необходимо также сразу (еще на этапе подготовки к поездке) определить и знать конкретные АЗС, на которых будет производиться заправка при выполнении поездки, как на территории России, так и в Европе (но это тема отдельной заметки, ссылка есть ниже).

Этим двум моментам (определение расхода и общей стоимости топлива на поездку) и посвящена данная заметка.

 

 

 

Определение расхода и стоимости бензина (дизельного топлива) при поездке по России

Для того, чтобы максимально точно определить расход топлива на планируемый маршрут поездки, необходимо точно знать фактический расход топлива по трассе, для автомобиля, на котором планируется выполнение поездки.

Данные о расходе от производителей (приведенные в инструкции к автомобилю) зачастую привирают на несколько процентов в меньшую сторону и малопригодны для выполнения расчетов.

При выполнении длинного маршрута (5-10-15 тысяч километров), эти 3-5% (на которые производители занижают в инструкциях средний расход) «вылезут» в полный рост. 

Поэтому, фактический расход можно определить только на практике. Возможно, если на авто ранее выполнялись дальние переезды, то расход известен. Если нет, то стоит потратить немного времени, и определить его поточнее.

Как определить фактический расход топлива автомобилем при поездке по трассе, а также, как определить насколько точно показывает пройденное расстояние одометр автомобиля, можно прочитать в отдельной заметке.

С этим параметром необходимо определиться максимально точно, поскольку на больших расстояниях он будет играть значение. 

 

Расчет расхода топлива и затрат на топливо

При расчете топлива для поездки по России (на маршруте «дом — граница» и обратно), можно смело принять цену топлива одинаковой по всей стране (и по Белоруссии тоже, она там сильно не отличается), большой ошибки не будет.

Для оценки расходов на этом этапе, достаточно упрощенного расчета. В связи с простотой, проще показать его на примере. Для примера используем мой частный случай (поездка Оренбург — Брест). 

Выезд из дома — с полным баком. На обратном пути (при возвращении из Европы), исходим из того, что границу будем пересекать с пустым баком (ни к чему везти дорогое топливо из Европы, а заправки возле границы с нашей стороны есть всегда).

То есть, планируем заправки в Европе так, чтобы последняя заправка там была минимальной по объему — только-только до границы дотянуть. Зачем лишние деньги тратить? (Об этом подробнее — ниже).

 

РАСЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА И ЗАТРАТ НА НЕГО,
ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ МАРШРУТА ПО РОССИИ

Исходные условия:
Пробег от дома до границы — 2250 км, и столько же обратно.
Итого, общий планируемый пробег — 4500 км по РФ и РБ.
Средний расход по трассе — 9,75 л/100 км.
Платных дорог на маршруте нет. 

Расчет расхода топлива:
Выполняется по формуле:

Qобщ = Sобщ  : 100 × Qср

где: 
Sобщ  — общий планируемый пробег по маршруту, 
Qобщ  — общий расход топлива на маршрут,
Qср — расход топлива (в литрах на 100 км) при движении по трассе. 

Считаем для нашего случая:  

Общий расход = 4500/100×9,75 = 439 литров топлива необходимо на поездку по России и Белоруссии. 

Средняя цена топлива (на момент написания заметки) — 38 руб/литр АИ-92.

Итого, расходы на топливо: 439×38 = 16682 рубля.

Округляем в большую сторону (на всё про всё) и заносим в смету расходов: 17000 рублей расходов на топливо, при поездке по территории России до границы и обратно.

Всё. Расчет по топливу окончен. В эту сумму расходов на топливо мы гарантированно уложимся в поездке по России.

Для этого расчета (как и всех остальных) также можно использовать калькулятор топлива — он находится в правой колонке этого сайта ⇒

 

ПРОДОЛЖАЯ МЫСЛЬ: 
ПРО ОБЩИЕ РАСХОДЫ НА ПОЕЗДКУ ПО РОССИИ

Отдых (гостиница): одна ночевка на пути туда, и одна обратно, в среднем по 1500 рублей, итого — 3000 руб. на жилье в поездке.

Питание (зависит от количества участников поездки и их запросов), но возьмем, допустим, 1000 рублей.

Итого, на поездку по РФ до границы и обратно, все расходы:

17 (топливо) + 3 (отели) + 1 (питание) = 21 тыс. рублей.

Всё. Расчет расходов на поездку по России (до границы и обратно) окончен. Его даже уточнять не надо, (получится в итоге плюс-минус 300-500 рублей).

При выполнении любого расчета поездки по России, можно смело использовать упрощенную методику указанную выше. Необходимо только уточнить (исходя из личных запросов) расходы на жилье (отдых) и на питание в дороге.

Хотя, конечно, можно посчитать все и подробнее, по методике указанной ниже. Зависит от вашего уровня требовательности к точности расчетов.

 

 

Расчет расхода и стоимости топлива на маршрут поездки по Европе

Как и отмечалось выше, упрощенный расчет расходов применимый при поездках по России, в Европе не приемлем, поскольку цена по странам разнится, порой, значительно.

Соответственно, для более-менее точной оценки затрат на бензин (или дизельное топливо) при поездке по Европе, необходимо определиться, в каких странах будет выполняться заправка, и в каком объеме она будет выполняться. 

Разумеется, при составлении маршрута, планировать заправки (по возможности) нужно в тех странах, где цена на топливо ниже. Для этого, в том числе, и нужен предварительный расчет и оценка общего маршрута поездки. 

Кроме того, в Европе, зачастую передвижение будет выполняться по магистралям, на которых средний расход топлива будет выше, чем при поездках по дорогам РФ, и это надо учитывать.

Также, часть поездок будет выполняться по смешанным маршрутам (часть пути по магистрали, часть по обычным дорогам), в этом случае тоже надо посчитать, какой будет расход при таком режиме движения. 

В общем, вопрос оценки расхода топлива при поездке по Европе, а также, вопрос определения его стоимости, требует немного больше внимания, чем при расчете поездки по России и РБ. Всем этим вопросам и посвящена эта часть заметки.

Перед тем, как приступить к расчету маршрута, необходимо ознакомиться с некоторыми понятиями (параметрами маршрута) имеющими отношение к расчетам, а также, разобраться, как их определять.

 

Режим движения по маршруту

Режим движения — это понятие которое определяет, по каким дорогам проходит планируемый маршрут поездки: по магистралям, по обычным дорогам, или это смешанный маршрут, часть которого проходит по магистралям, а часть по обычным дорогам. 

Различаются режимы движения расходом топлива (на деле, они много чем различаются, но в этой заметке речь про топливо).

По магистралям расход выше, по обычным дорогам — ниже. Определять режим движения нужно для более точного учета расхода топлива на поездку (и, соответственно, его стоимости в итоге).

Поэтому, при планировании поездки нужно определиться, какой расход топлива закладывать расчет на данном отрезке общего маршрута: повышенный, или нормальный, а для этого нужно определить режим движения. 

Как узнать, каков будет режим движения? По каким дорогам прокладывают маршрут карты Гугл (или навигатор)? Как это понять? Очень просто.

Режим движения определятся по средней скорости движения на данном этапе общего маршрута.

Средняя скорость при движении по Европе, на маршруте проложенном только по автомагистралям, равна ≈105 км/ч. Средняя скорость в Европе, при движении по маршруту проходящему по дорогам только общего пользования, составляет ≈75 км/ч.

Обратите внимание, что при выполнении реальной поездки, эти две цифры (средние скорости движения) всегда будут ниже, на 5-10 км/ч!

Но на эти две цифры нужно ориентироваться при определении режима движения, то есть, для определения того, какой расход топлива необходимо закладывать в расчет.

Более подробно о том, какое максимальное расстояние можно закладывать в план движения на один день, при выполнении поездки по Европе (и по России), а также, про то, какое максимальное время в пути можно закладывать при планировании поездок — рассказано в отдельной заметке.

Если на запланированном маршруте от города А, до города Б, средняя расчетная скорость движения (см. ниже) близка к цифре 105 км/ч — это говорит нам о том, что данный (планируемый) маршрут проходит в основном по автомагистралям.

Если средняя расчетная скорость получается ближе к 75 км/ч, это будет говорить нам о том, что данный маршрут проходит в основном, по обычным загородным дорогам.

Если же средняя скорость получается где-то посередине, (ближе к 90 км/ч), значит, режим движения по данному маршруту будет смешанный (часть маршрута проходит по магистралям, а часть по обычным дорогам).

Соответственно предполагаемому режиму движения на этапе, необходимо закладывать и средний расход топлива на него (на этап маршрута), по которому будут считаться общий расход топлива и затраты на топливо.

ВТОРОЙ СПОСОБ 

Второй способ определения режима движения — не самый лучший из практических соображений. Приводится только для общей информации. 

Можно просто укрупнить масштаб карты, и посмотреть непосредственно на ней, имеет ли дорога, по которой проходит маршрут, разделение на полосы, или нет. Если имеет, то значит это магистраль. Если нет, то обычная дорога: 


Но этот способ (хотя и применимый), с практической точки зрения неудобен, поскольку придется рассматривать таким образом весь маршрут. Это будет долго.

Гораздо быстрее (точнее и правильнее), определять режим движения по планируемому маршруту, по средней скорости движения. 

 

Определение средней скорости на маршруте

Считать среднюю скорость для определения режима движения придется вручную. Но это несложно, и формула примитивна.

Для этого нужно разделить общую длину маршрута, на общее расчетное время в пути (обе величины определяются по картам Гугла):

Vср = Sобщ / tобщ

где Vср — средняя скорость; Sобщ — общее расстояние; tобщ — общее время в пути.

Например, определить среднюю скорость движения по маршруту Варшава — Берлин. Прокладываем маршрут на карте: 

определение средней скорости движения по маршруту поездки

Смотрим на расстояние и время определенные программой: длина маршрута — 572 км, время в пути 5 ч. 14 мин. (= 5,2 часа — не забывайте переводить минуты в десятые доли часа!).

Считаем среднюю скорость: Vср = 572 км /5,2 ч = 110 км/ч 

Однозначный вывод: данный маршрут проходит по автомагистралям. При расчете расхода топлива, потребного для его выполнения, при планировании поездки необходимо учитывать повышенный расход топлива (см.ниже).

Второй пример. Определить среднюю скорость по маршруту Вильнюс — Варшава. Строим маршрут: 

определение средней скорости движения по маршруту поездки

Расстояние — 464 км, время в пути — 6 ч. 06 мин. Средняя скорость: 464 / 6,1 = 76 км/ч.

Вывод: данный маршрут проходит по обычным дорогам. Расход топлива в расчет, необходимо закладывать нормальный (такой же, как при движении по России).

 

 

 

Определение среднего расхода топлива в зависимости от режима движения в Европе

 

РАСХОД ТОПЛИВА В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ ДВИЖЕНИЯ

Если средняя скорость на этапе маршрута по Европе равна 75 км/ч или менее, то для учета расхода топлива на этот маршрут, необходимо закладывать в расчеты расход топлива, равный обычному расходу при движении по трассе в России (за городом).

 

РАСХОД ТОПЛИВА ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО МАГИСТРАЛЯМ и ПО ГОРОДУ

Если средняя скорость на этапе маршрута по Европе равна 105 км/ч или более, то для учета расхода топлива на этот маршрут, необходимо закладывать расход, равный обычному расходу при движении по трассе в России +10-12%.

Такой же повышенный расход необходимо закладывать при расчете движения в городском цикле. Или брать для расчета данные, соответствующие расходу по городу в России, для данного автомобиля.

 

РАСХОД ТОПЛИВА ПРИ СМЕШАННОМ РЕЖИМЕ ДВИЖЕНИЯ

Расход топлива при смешанном режиме движения учесть точно достаточно сложно, но стараться это делать необходимо, чтобы избежать грубых просчетов в оценке расходов на топливо.

Каких-то точных формул нет, есть только эмпирика, но в принципе, даже ее использование дает достаточно хороший результат. Во всяком случае, лучше учесть хоть примерно, чем не учесть никак. 

Закономерность следующая: 

  1. Исходная цифра (100%) — это расход топлива автомобилем при поездке по трассе в России. Эта цифра должна быть любому водителю хорошо известна.
    Этот расход соответствует расходу по Европе, при выполнении поездок по обычным дорогам (расчетная средняя скорость — 75 км/ч).
  2. При увеличении средней расчетной скорости на каждые 5 км/ч, расход топлива, закладываемый в расчет, необходимо увеличивать на 2%.

Вот, собственно, и вся математика. Если свести эту зависимость в таблицу, то будет выглядеть так (Vср.расч. — расчетная средняя скорость; Qср.расч. — расчетный средний расход топлива; Qср — это обычный средний расход топлива, в литрах на 100 км):

Vср.расч.
(км/ч)
75 80 85 90 95 100 105 км/ч
и более
Qср.расч. 1×Qср 1,02×Qср 1,04×Qср 1,06×Qср 1,08×Qср 1,10×Qср 1,12×Qср

Вот эти «2%» — это величина подобранная эмпирическим путем, исходя из анализа статистики поездок (расхода топлива по этапам поездки). Для моего автомобиля, она, например, составляет 1,8%, если говорить точно.

Если нет статистики для конкретного авто (вашего), то используйте цифру 2%, а потом (по мере накопления статистики поездок), если будет желание, можно ее уточнить для конкретной машины.

Например, известно, что средний расход для некоего автомобиля равен 7,2 л/100 км по трассе в России. Теперь, на этом автомобиле планируется выполнить поездку по Европе.

После прокладки некоего этапа маршрута по Европе, выяснилось, что средняя скорость движения на нем, по расчету составляет 95 км/ч. Какой средний расход топлива, заложить в расчет, для определения потребного количества топлива для этого участка?

Расчет: 95 — 75 = 20 км/ч. Каждые 5 км/ч из этих «лишних» 20-ти — это плюс 2% к нормальному расходу. Итого +8%. Расход топлива на этом этапе поездки, можно ожидать (закладывать в расчет) равный:

7,2 + 8% = 7,2 × 1,08 = 7,8 л/100 км.

Это, повторюсь, достаточно приблизительная цифра полученная эмпирическим (опытным) путем, но лучше учесть повышенный расход так, чем не учесть никак — ошибетесь на меньшую величину.

 

ИЗ ПРАКТИКИ РАСЧЕТОВ

Для своего автомобиля я составил такую табличку, которую использую при составлении расчетов по расходу топлива при планировании поездок по Европе: 

Ср. расч. скорость (км/ч) 75 80 85 90 95 100 105 110
Расход расчетный (л/100) 9,8 10,0 10,2 10,4 10,6 10,8 11 11,2

Расход топлива при поездках по городу, примерно равен расходу на средней скорости 100 км/ч по трассе. Если средняя расчетная скорость получатся менее 75 км/ч, то учет ведется по расходу 9,8 (будет реальный расход чуть меньше — это не страшно, сэкономлю копейку).

Хотя, если быть честным, то расход топлива зависит от такого числа факторов… от погодных условий (температура, давление, ветер), от плотности топлива, от давления в шинах, от качества дорожного покрытия… что все их учесть невозможно (да и смысла нет).

Но все-таки при общем расчете при подготовке к поездке, нужно отталкиваться от цифр более близких к реальным, чтобы сильно не ошибиться с итогом. 

 

Расчет расстояния между заправками

Знать максимальное расстояние по маршруту между заправками для конкретного автомобиля, необходимо для того, чтобы определить в каком примерно месте (стране) будет выполняться заправка.

Как говорилось выше, цены на топливо между странами Европы разнятся иногда весьма значительно. Соответственно, при общем планировании маршрута поездки по Европе, необходимо заранее представлять (и планировать), в какой стране выгоднее заправляться.

Для определения максимального расстояния между заправками, надо исходить из полного объема бака автомобиля, и расхода топлива в зависимости от режима движения. 

Обычно определяются два расстояния: между заправками на нормальном режиме (при движении по обычным дорогам), и между заправками на скоростном режиме (при движении по магистралям или по городу). 

Формула проста:

Sзапр. = (Vбака — 10)×100 / Qср.

Где:
Sзапр. — максимальное расстояние между заправками в км;
Vбака — полный объем бака в литрах;
10 — минимальный остаток топлива в литрах, при котором должна быть выполнена заправка (зависит от объема бака, может выбрано другое значение, обычно, принимается равным от 10% до 20% полного объема бака);
Qср. — средний расход топлива при выбранном режиме движения между заправками.

Для моего, например, автомобиля, эти значения составляют 590 км при движении по трассам в России или по обычным загородным дорогам в Европе, и 530 км при движении по магистралям в Европе, или по городу (неважно где).

 

Окончательный расчет маршрута по Европе

Вооружившись знаниями теории приведенными выше, можно приступать к практическому расчету расхода топлива и его стоимости по конкретному маршруту в Европе. 

Поскольку процесс довольно кропотливый, то его подробное описание (с картинками и пояснениями) было вынесено в отдельную заметку:

Хотя, при некоторой ловкости (практике) этот расчет выполняется довольно быстро. Очень рекомендую изучить заметку по ссылке выше внимательно, там, собственно, дан пример практического применения всех приведенных выше знаний.

Здесь же, опишу его предельно кратко, хотя это будет и довольно сложно. Но все же, рекомендую сразу перейти к заметке по ссылке выше, и не тратить время.

…РАСЧЕТ…

Во-первых, определяем и выписываем цену топлива по странам, по которым предстоит (планируется) поездка, для чего оцениваем его стоимость в каждой стране по таблице, или (если вдруг что-то не работает), то здесь.

Намечаем для себя страны, где цена на топливо пониже — там (по возможности) надо планировать заправку до полного бака. Примечаем, где топливо подороже — в этих странах надо (по возможности, опять же) планировать заправку по-минимуму. 

Во-вторых, начинаем строить маршрут поездки по Европе. Маршрут строится от точки пересечения границы стран ЕС (от точки въезда на территорию ЕС). 

При этом предполагается (и будет разумным применить это на практике), что заправка «под горлышко», выполняется на заправке ближайшей к границе (т.е. что граница будет пересекаться с полным баком).

Далее, определяем режим движения (=средний расход топлива) от границы по планируемому маршруту и намечаем место (в первом приближении — район) первой планируемой заправки.

Для учета расхода топлива по маршруту, учитываем все заезды в города по пути и (опять же) режим движения. Определяем, сколько топлива потребуется залить на первой заправке и записываем это значение в отдельную табличку. 

Потом процесс повторяем (т.е. прокладываем дальнейший маршрут поездки от района первой заправки), и, с учетом режима движения определяем место второй заправки и так далее, по всему маршруту. 

Если место заправки попадает на страну, в которой топливо дорогое — заправку планируем там не до полного бака, а минимально возможную, только чтобы дотянуть до страны с более дешевым топливом. 

Таким образом, просчитывается весь маршрут поездки (определяются заправки по нему) по всем странам, по которым планируется поездка.

В-третьих, табличку с выписанными объемами заправки топливом в каждой стране (на каждой АЗС), накладываем на таблицу с ценами на топливо, и, перемножая одно на другое, получаем итоговый результат: планируемый расход и стоимость топлива на всю поездку. 

В общем, ничего сложного, но в двух словах описать тяжело. Очень рекомендую посмотреть практическое описание расчета по ссылке чуть выше. 

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную расчету объема и стоимости топлива, потребного для выполнения поездки на автомобиле по странам Европы, я закончу.

О том, как все-таки подбирать конкретные АЗС по маршруту поездки (для максимально точного учета расхода и стоимости топлива — смотрите вторую ссылку из списка ниже: