19 Апр 2018

Расчет маршрута по Европе на авто (топливо, цена) — пример

 

 

Практический пример расчета топлива при поездке по Европе

Эта заметка является практическим приложением к основной заметке, в которой описан общий порядок расчета стоимости (цены топлива) маршрута поездки по Европе на автомобиле.

Перед тем как начать читать эту заметку, настойчиво рекомендую ознакомится с основной заметкой, поскольку в ней даны определения некоторых терминов встречающихся ниже, вроде «режима движения» и тому подобных, а также приведены формулы для расчетов: 

Определение расхода и стоимости топлива при поездке по Европе на автомобиле — в заметке дана вся теоретическая часть процесса расчета.

Отмечу сразу, что всё, что описано ниже — дольше рассказывать, чем делать. То есть, если разобраться с этим вопросом один раз, то расчет маршрута занимает не так много времени, как кажется сначала. Еще меньше времени, он занимает при наличии некоторого опыта.

 

Итак, УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ:

Допустим, после Бреста (расчет топлива до Бреста — описан в основной заметке) запланирован следующий маршрут поездки по Европе: Варшава — Берлин — Прага — Братислава — Краков — Брест:

Исходные условия для примера:

Полный бак — 60 литров;
Расход топлива по магистрали и по городу — 10,0 л/100 км;
Расход топлива по обычным дорогам — 9,0 л/100 км;
Минимальный остаток топлива в баке — 10 литров (остаток, 
при котором нам необходимо заправляться).

Требуется рассчитать расхода и примерную стоимость топлива для выполнения поездки по этому маршруту, а также определить страны, в которых будет производиться заправка, и посчитать объем заправок в каждой стране.

Из Бреста выезжаем, разумеется, с полным баком (в РБ бензин всяко дешевле, чем в Европе), т.е. планируем заправку на последней (или предпоследней) АЗС перед пересечением границы с Европой.

До начала расчета, сразу определим для себя максимальную дистанцию (или пробег) между заправками, то есть, величины пробега, через которые нам необходимо будет планировать заправки по пути.

 

МАКСИМАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ (ПРОБЕГ) МЕЖДУ ЗАПРАВКАМИ 

Из условий выше, вычисляем максимальные дистанции между заправками при движении по магистрали, и при движении по обычным дорогам для данного автомобиля, (вычисляется по формуле, приведенной в основной заметке):

Максимальная дистанция между заправками при движении по магистралям равна :

(60 — 10)×100/10 = 500 км

При движении по обычным дорогам:

(60 — 10)×100/9 = 550 км

Запомним эту пару цифр, они пригодятся для планирования маршрута (подбора заправочных станций на нем) в дальнейшем. Теперь, можно приступать к выполнению основного расчета маршрута.

 

 

 

Определение цены топлива по странам

Для начала, нужно сразу определиться со средними ценами на топливо в странах, которые планируется посетить.

Это нужно, в том числе и для того, чтобы сразу (по мере построения маршрута) понять, в каких странах лучше (выгоднее, дешевле) заправляться, а в каких заправляться нужно по-минимуму.

Для этого заглянем на страницу со средними ценами на топливо (или здесь) в странах Европы, и выпишем для себя средние цены на топливо (допустим, нас интересует бензин А-95), чтобы представлять себе общую обстановку по странам: 

  • Польша — 1,08 евро за литр;
  • Германия — 1,41 евро за литр;
  • Чехия — 1,12 евро за литр;
  • Словакия — 1,26 евро за литр.

На страничке с ценам на топливо, автоматически собираются данные по средним ценам на заправках Европы с обновлением, примерно, раз в 10-15 дней (это достаточная точность). Если вдруг эта страничка не работает, то всегда можно посмотреть цены на топливо на стороннем сайте.

Один взгляд, и становится очевидно, что по возможности, нужно избегать заправки в Германии, и нежелательно заправляться в Словакии (дорогой бензин).

Дешевле всего бензин в Польше и Чехии, (из тех стран, по которым планируется поездка). В этих странах можно планировать заправку полного бака, в остальных — лишь по минимуму (чтобы доехать до той страны, где топливо дешевле).

Запомним для себя этот момент и пойдем дальше.

 

Определение режима движения и расхода топлива по этапам маршрута, подбор стран для заправки топливом

ЭТАП МАРШРУТА: БРЕСТ — ВАРШАВА — ПЕРВАЯ ЗАПРАВКА.

Для начала (для общей оценки) строим маршрут Брест — Варшава — Берлин, определяем его общую длину. Она будет равна 777 км: 

Определяем режим движения по этапам этого маршрута.

От границы (Бреста) до Варшавы расстояние 205 км, время расчетное 3 часа 6 минут, значит, средняя скорость равна будет равна: 205/3,1 = 66 км/ч (режим движения «нормальный» — т.е. обычная дорога, средний расход 9 л/100 км (по условиям)).

Расход топлива на этом участке будет равен: 205/100×9 = 18 литров. То есть, по прибытию в Варшаву, в баке останется: 60-18 = 42 литра топлива.

Для этого вида расчетов (расход/стоимость топлива на маршруте) также можно использовать калькулятор топлива — он находится в правой колонке этого сайта ⇒

По Варшаве (по городу) расход топлива будет равен расходу на магистрали (10 л/100 км), допустим, наш планируемый пробег по городу — 30 км, значит, расход топлива — 3 литра.

При построении и расчете реального маршрута, все эти данные всегда можно учесть с большей точностью, при необходимости и при желании.

Т.е. можно построить маршрут от конкретной гостиницы в Бресте, до конкретной гостиницы в Варшаве, заранее просчитать (спланировать) конкретный маршрут по Варшаве (если планируется перемещение по ней на автомобиле) и т.п.

Пример точного расчета этого же маршрута, с подбором конкретных заправок по нему, приведен в заметке про выбор АЗС для заправки, по маршруту поездки.

Таким образом, при отъезде из Варшавы в баке останется 39 литров топлива. (В Бресте было 60 литров, минус 18 литров до Варшавы, и минус 3 литра по Варшаве, итого, остаток при выезде будет равен 60 — 18 — 3 = 39 литров.)

На заправке, у нас должен быть остаток в районе 10-ти литров. Значит, можно потратить: 39 — 10 = 29 литров топлива, на движение от Варшавы до того места, где нужно будет искать заправку.

Расстояние, пройденное на этом количестве топлива, будет зависеть от режима движения. Определим его.

Прокладываем маршрут Варшава — Берлин (расстояние 572 км, время 5 ч. 15 мин), и определяем режим движения на нем. Средняя скорость равна: 572/5,25 = 108,9 км/ч — режим движения «магистраль».

В таком режиме, расход будет равен 10 л/100 км, значит, 29 литров топлива нам хватит на 290 км от Варшавы (т.е. заправку надо искать на трассе, примерно через 290 км от Варшавы, к этому моменту, в баке останется около 10-ти литров топлива). 

Определяем район (примерное место) первой заправки в Европе.

Строим маршрут Варшава — Берлин (570 км), затем берем мышью красную «каплю» из Берлина и тянем ее вдоль маршрута, пока расстояние на счетчике не станет примерно равным 290 км:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Отпускаем кнопку мыши, укрупняем масштаб, смотрим — это район города Познань. Записываем в план поездки:

«Заправка №1, 50 литров, р-н Познань, Польша». 

Если вы затрудняетесь понять как происходит работа с картами при построении маршрута и работе с ним, то, пожалуйста, ознакомьтесь с заметкой по ссылке.

Далее, от этой точки района первой планируемой заправки, строим маршрут в Берлин.

Для чего реверсируем маршрут «Варшава — район заправки» (выбираем в левом меню пункт «Поменять местами пункты направления и назначения»):

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

В результате красная «капля» (конечный пункт маршрута) у нас улетит в Варшаву, а белая точка (начальный пункт маршрута), станет на ее место.

Берем красную каплю из Варшавы, и перетягиваем ее мышкой в Берлин (к выбранному, отелю, например, или просто в центр). Программа рассчитает расстояние от нашей точки до Берлина (280 км): 

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Режим движения — магистраль (расчетная средняя скорость — 107 км/ч), значит, расход топлива будет 28 литров: 280/100×10 = 28. Остаток в баке по прибытию в Берлин будет равен 60-28 = 32 литра.

Допустим, по Берлину запланирован пробег 50 км, это еще 5 литров топлива. Итого, остаток в баке при выезде из Берлина будет равен 27 литров (60 — 28 — 5 = 27 л).

 

ЭТАП МАРШРУТА: БЕРЛИН — ПРАГА.

Строим маршрут от точки выезда из Берлина до точки прибытия в Праге, получаем расстояние 350 км. Режим движения — город/магистраль (средняя скорость 100 км/ч):

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

При таком режиме движения, количества топлива до заправки 27-10 = 17 литров, нам хватит примерно на 170 км пути. Это значит, что заправка должна быть через 170 км после выезда из Берлина (расход по магистрали, по условиям — 10 л/100 км).

Берем красную «каплю» из Праги и тянем ее вдоль намеченного маршрута в сторону Берлина, пока расстояние не станет равно примерно 170 км: 

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Это случится где-то в районе Дрездена. Значит, там у нас должна быть вторая заправка. Но мы помним, что в Германии топливо дорогое, а в Чехии оно дешевле.

Следовательно, заправляться в районе Дрездена нам надо не до полного бака (если вас интересует вопрос экономии средств), а только чтобы «дотянуть» до Чехии, в которой бензин дешевле, то есть, заправляться нужно по-минимуму.

А уже в Чехии, можно заправиться и по полной схеме. Как определить, сколько топлива надо заправить в районе Дрездена, чтобы дотянуть до Чехии?

Надо измерить расстояние от точки предполагаемой заправки, до границы с Чехией, определить режим движения на этом участке (в принципе, мы его уже определили, это «магистраль»), и прикинуть, сколько топлива нам потребуется, чтобы добраться до Чехии. 

Для этого, реверсируем маршрут, (пункты выезда и прибытия на карте поменяются местами), затем берем красную «каплю» из Берлина, и тянем ее на границу с Чехией, вдоль трассы, по которой планируется поездка: 

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Получается, что от района планируемой в Германии заправки, до Чехии ехать около 100 км по магистрали.

Значит, чтобы доехать до заправки в Чехии, надо заправить в районе Дрездена всего 10 литров топлива (можно и больше, но зачем переплачивать?).

Записываем данные в таблицу: 

«Заправка №2, 10 литров, р-н Дрезден, Германия»; 
Заправка №3, 50 литров, р-н Усти-над-Лабем, Чехия».

Едем дальше. Строим маршрут из района заправки возле Усти-над-Лабем, до места остановки (до отеля) в Праге. Получаем 85 км по магистрали. Расход 8,5 литров. По Праге запланировано 45 км поездок, итого, 4,5 литра. 

Итого, от момента крайней заправки до момента выезда из Праги, мы израсходуем (8,5+4,5=13) литров топлива. Таким образом, при выезде из Праги в Братиславу, в баке будет 60 — 13 = 47 литров топлива. 

 

ЭТАПЫ МАРШРУТА: ПРАГА — БРАТИСЛАВА — КРАКОВ.

Расстояние Прага — Братислава получается 340 км по магистрали. Расход 34 литра. В принципе, можно доехать и заправиться в Братиславе. Но в Словакии бензин дороже, чем в Чехии.

Значит, надо либо запланировать дополнительную заправку где-нибудь на территории Чехии (по пути в Словакию), либо рассматривать вариант неполной заправки в Словакии (по типу, как в Германии)

Здесь решение за вами, на то и нужно предварительное планирование. 

Чтобы не останавливаться лишний раз в пути, примем решение заправляться в Братиславе, перед выездом оттуда. Сколько топлива надо взять в Словакии?

Остаток по прибытию в Братиславу будет равен 13 литров, три литра уйдут на езду по городу. Перед выездом будет 10 литров в баке. Хорошо. Значит, заправку в Братиславе будем искать где-нибудь прямо в городе, заодно, на ней и бензин будет чуть дешевле, чем на трассе.

От Братиславы до Брно (Чехия) — 130 км по магистрали, расход 13 литров. Значит надо залить 13-15 литров в Словакии, чтобы на заправке в районе Брно был остаток 10-12 литров.

Записываем в план: 

«Заправка №4, 15 литров, Братислава, Словакия;
Заправка №5, 50 литров, Брно, Чехия».

Строим маршрут от Брно, до Кракова — 340 км, определяем режим движения (это будет по магистралям) и расход топлива на этом режиме (34 литра):

Расчет маршрута движения по Европе на автомобиле

По Кракову запланировано поездок на 50 км (5 литров топлива), значит, перед выездом из Кракова в баке будет примерно: 60 — 34 — 5 = 21 литр топлива.

 

ЭТАП МАРШРУТА: КРАКОВ — БРЕСТ

От Кракова до Бреста — 420 км, по обычной дороге (не по магистрали), значит, расход будет поменьше (9 л/100 км), это примерно, 38 литров топлива на перегон: 

Расчет маршрута движения по Европе на автомобиле

Чтобы не останавливаться в дороге, разумнее заправиться в Кракове (да и топливо в городе подешевле, чем на трассе). Но заправляться нужно не до полного бака, а только чтобы доехать до границы. 

Чтобы в Бресте у нас осталось 10 литров топлива, нам надо чтобы перед выездом из Кракова у нас в баке было:

10 литров (остаток в Бресте) + 38 литров (планируемый расход по маршруту) = 48 литров топлива.

По расчету, перед выездом из Кракова в баке будет оставаться 21 литр, значит, в Кракове нам нужно взять на борт примерно 27 литров топлива, чтобы перед выездом оттуда, у нас была заправка 48-50 литров.

Записываем в список: 

«Заправка №6, 30 литров, Краков, Польша».

Вот и всё, заправки примерно (по странам) мы прикинули, количество заправляемого топлива по каждой заправке прикинули, остается подвести расчет затрат на него, и подбить общий итог расчета. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
1. Приведенный выше вариант расчета маршрута поездки по Европе не является единственно верным.
2. Общая точность такого расчета составляет примерно 8-10%.
См. ниже примечания.

По первому пункту. Можно придумать массу вариантов расчета, но моя цель была показать один из способов расчета (самый простой).
По мере увеличения опыта планирования поездок по Европе, а также опыта работы с картами, вы сами откроете для себя массу различных вариантов и способов расчета. 

По второму пункту. Точность учета расчета расхода топлива, при таком оценочном подходе, составляет примерно, ±3-5% от фактического расхода. 

Еще 2-3% ошибки расчета, возникают из-за принимаемой в расчет цены топлива, плюс, величина ошибки зависит от тщательности и аккуратности лица, выполняющего расчет (вас). 

Итого, суммарная ошибка по оценке расходов на топливо этим способом (прикидкой), может достигать порядка 8-10% от рассчитанной суммы.

Для того чтобы выполнить точный расчет по топливу на поездку, необходимо:

  1. знать точные расходы топлива для своего автомобиля, для различных режимов движения (это достигается сбором и анализом статистики поездок), и использовать их при выполнении расчета, и
  2. заранее проложить и просчитать максимально подробный маршрут поездки, со всеми ответвлениями и загогулинами, учтя точный километраж по нему, и
  3. подобрать конкретные заправки по всему планируемому маршруту поездки, и
  4. максимально точно придерживаться запланированного маршрута, при практическом выполнении поездки. 

При соблюдении всех вышеперечисленных условий, расчет по топливу и расходам на него, получается практически идеальным, достигая точности ±1% от реального за поездку (во всяком случае, у меня так получается).

Но даже точность расчета ±10% — это уже неплохо. Лучше, чем ничего, и для общей прикидки (оценки) вполне подходит.

 

Определение общей стоимости топлива на поездку по Европе

Определяем стоимость заправок (расходы на заправку) по странам, исходя из планируемых объемов заправки и цен на топливо в этих странах. 

Стоит учесть, что все сайты, которые указывают цены на топливо в Европе, дают нам среднюю цену топлива по странам. На городских заправках, она будет чуть меньше средней цены, а на трассе (на дороге) чуть выше (центов на 5-15).

В принципе, как и у нас в России, но у нас разница (при выражении цены топлива в рублях), не существенна, а в Европе, она ощутима (10 центов это около 7-ми рублей за литр).

Значит, для более точного учета затрат, прибавим к средним ценам на топливо по 10 евроцентов (это «навскидку», но если ошибемся в большую сторону — это не страшно), в тех случаях, когда заправка предполагается на трассе, и будем учитывать среднюю цену по стране, если заправка планируется в городах.

Сводим данные по топливу в итоговую таблицу:

Место (р-н) заправки Заправка (литров) Цена (за литр) Стоимость общая
1 р-н Познань, Польша (трасса) 50 1,18 59
2 р-н Дрезден, Германия (трасса) 10 1,51 15
3 р-н Усти-над-Лабем, Чехия (трасса) 50 1,22 61
4 Братислава, Словакия (в городе) 15 1,26 19
5 р-н Брно, Чехия (трасса) 50 1,22 61
6 Краков, Польша (в городе) 30 1,08 33
  Итого: 210 л   248 евро

На этом, расчет расхода топлива и его стоимости на поездку по Европе — окончен.

Для уточнения расчета по расходу топлива и его стоимости, можно выполнить детальный расчет (с подбором заправок по маршруту, с уточнением маршрута), но это уже, по необходимости и по желанию.

Но даже имея общий план заправок на руках (чтобы в процессе не забыть, где и сколько литров заправлять), уже можно отправляться в путь, располагая общими представлениями о том, что (и где) нас ждет, в плане расходов на топливо.

С учетом всех погрешностей расчета, в бюджет (в смету) поездки надо заложить расходы: 248 + 10% ≈ 270 евро на заправку топливом в Европе. В эту сумму за топливо, мы гарантированно уложимся в нашей поездке. 

Для полноты картины расходов (учета расходов на передвижение) надо еще учесть плату за дороги в Европе (тема отдельной заметки, ссылка ниже): 

Как посчитать плату за дороги при поездке по Европе — этой теме посвящена отдельная заметка. 

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную практическому определению количества и стоимости топлива, потребного для выполнения поездки на автомобиле по странам Европы, я закончу.

Данная заметка полноценно применима к построению любого маршрута поездки по Европе на автомобиле. Если что-то осталось неясным, рекомендую ознакомиться с теоретической частью расчетов (первая ссылка ниже):

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх