Оплата дорог в Европе (процесс оплаты) на магистралях

 

 

Оплата дорог в Европе, при движении по магистралям

В странах Европы (в тех, где взимается плата за перемещение по дорогам), применяются два принципа оплаты дорог: по времени использования дорог (с использованием виньетки), и оплата за пройденное расстояние по платной дороге. 

В этой заметке рассказывается о том, как оплачивать дороги в Европе, при оплате за пройденное расстояние. Подробно описан весь процесс оплаты дороги, и все его тонкости.

Про оплату дорог в Европе с использованием виньетки (при оплате дорог по по времени их использования) — подробно рассказано в отдельной заметке.

Принцип оплаты дорог за пройденное расстояние очень прост: сколько километров проехал по платной дороге, за столько и заплати.

Поэтому, подробно разжевывать здесь нечего. Гораздо большее внимание необходимо уделить самому процессу оплаты. С ним и разберемся, хотя в общем и целом, в самом процессе оплаты дорог тоже нет ничего сложного.

При въезде на платный участок берется талон, на котором отмечено время и место въезда на платный участок. При выезде с платного участка талон сдается, (человеку, или автомату), и из расчета расстояния пройденного по платной дороге, производится оплата за него. 

Иногда встречаются ситуации, когда никакого талона нет, а просто есть пункт оплаты. В таком случае, также производится оплата, и продолжается движение.

Так выглядит схема в общем. Со всеми этими процессами и разберемся подробнее (куда подъезжать, где что брать, кому и когда отдавать, и так далее).

 

 

 

Страны Европы, где оплата дорог производится за пройденное расстояние

Информация в данной заметке полностью применима к случаям оплаты дорог в следующих странах Европы:

  1. Босния и Герцеговина;
  2. Греция;
  3. Испания;
  4. Италия;
  5. Македония;
  6. Норвегия;
  7. Польша;
  8. Португалия;
  9. Сербия;
  10. Турция;
  11. Франция;
  12. Хорватия.
    …………… острова ……………
  13. Великобритания;
  14. Ирландия;
  15. Кипр.

Несколько отдельно в этом списке стоят Турция и Португалия, которые имеют некоторые особенности оплаты дорог в них.

Хотя надо отметить, что половина дорог Португалии оплачивается вполне традиционным способом, но кроме обычного варианта оплаты, там есть еще и дороги, оплата за использование которых производится только электронным способом (не применяющимся в других странах).

 

 

Процесс оплаты дорог в Европе

Собственно, пункты где вы будете останавливаться при движении по платной магистрали в Европе, делятся на два вида: на въезде на платный участок стоят автоматы по выдаче билетов (талонов, тикетов), а на выезде с платного участка, стоят автоматы (или, иногда, сидят люди) отвечающие за сбор денежных средств с населения, за пользование этим самым участком.

Иногда (как в Греции) не поймешь, за что платишь: то ли за то, что ты уже проехал, то ли за то, что ты собираешься проехать, но это и не важно: видим пункт оплаты, подъезжаем, (а куда деваться?) говорим человеку в окошке: «ясас» («привет» — по гречески), платим деньги и едем дальше.

Абсолютно такая же система оплаты действует при оплате за проезд по туннелям или мостам, за проезд по которым взимается дополнительная плата. Подъехал — рассчитался — поехал дальше.

 

Въезд на платный участок дороги

На подъезде ко въезду на платную дорогу, за три-пять километра до него, всегда есть таблички предупреждающие водителей, что впереди платная дорога.

Потом начинаются знаки ограничения скорости, снижающие скорость потока со 120-130 км/ч, до 30 км/ч, а затем дорога расширяется, и мы видим перед собой некий ряд ворот со шлагбаумами.

Над воротами всегда висят либо классические светофоры («красный/зеленый»), либо (чаще) светящиеся мнемознаки: «зеленая стрелка»/»красный крест»:

Оплата дорог в Европе

В общем, если данный проезд в данный момент работает, то, над ним светится что-то зеленое. Если нет, то что-то красное. Разумеется, едем туда, где что-то зеленое горит. В общем, это выглядит как-то так:

Самая правая полоса движения, как правило, для негабаритных грузовиков. Самая левая (или несколько) — для проезда только по транспондеру.

Остальные полосы движения для проезда как по транспондеру, так и без него (полосы, по которым можно проезжать используя транспондер, в данном случае отмечены светящимися буквами «t»). Вот так это выглядит поближе: 

Видно, что с использованием транспондера можно проезжать (в данном случае) только через пару ворот, которые находятся в центре фото, на других проездах (воротах), буква «t» не светится, что говорит водителям о том, что система распознавания на них не работает (отключена или отсутствует). 

А ворота предназначенные для проезда только с использованием транспондера, отличаются тем, что проезжая через них, вы не сможете взять билет. Выглядят они так:

На воротах, предназначенных для проезда только по транспондеру, обычно установлены оранжевые (иногда желтые) щиты, на которых указан символ «t».

В данном случае, (речь идет о Франции), «t» означает «Telepass» (французская система дистанционной оплаты). Но этим же значком («Т» или «t») — обозначается система дистанционной оплаты и в Испании, и в Италии и во многих других странах.

В Португалии, ворота для проезда с транспондером обозначаются буквой «V». 

Также, на этих воротах нарисован синий мнемознак, который показывает, что взять билет там нет возможности (при использовании системы дистанционной оплаты он и не нужен, а вот если нет транспондера, то очень даже нужен).

(Прошу прощения за качество фото, но как-то я не додумался снимать все это отдельно, приходится, в некоторых случаях, пользоваться услугами Гугла). 

Иногда, встречаются и не так шикарно оформленные пункты въезда (как правило, там, где движение поменьше). Если нет транспондера, то нужно моститься туда, где светится что-нибудь зеленое:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Итак, пристраиваетесь в любые ворота предназначенные для проезда без транспондера, в те из них, где меньше очередь (очередь, кстати, движется очень быстро), и въезжаете в них, принимая как можно ближе влево к бордюру.

Так, чтобы можно было без труда дотянуться рукой из окна до автомата по выдаче въездных билетов (смотрите, как подъехал водитель на фото):

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Или вот здесь: 

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Останавливаетесь прямо напротив автомата, открываете окно (это можно сделать и заранее), и берете из него билет, который, как правило, (зачастую) уже торчит из автомата. 

В некоторых случаях (редко), для получения билета нужно будет нажать большую красную (синюю, зеленую) кнопку, (вы ее увидите, она там обязательно будет).

То есть, общий принцип такой: билет торчит — бери и едь, не торчит — ищи рядом кнопку, жми на нее, будет билет — бери его и едь.

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

В разных странах, эти автоматы устроены одинаково по сути. Вверху — Франция, на фото ниже — Португалия:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Как видите, разница есть, но она не принципиальная.

Если билет не торчит, и по нажатию кнопки автомат его не выдает, смело жмите кнопку помощи, и сообщайте о проблеме дежурному сотруднику. Что говорить?

Да что угодно: «We have a problem here, I need your help» или  «I need help, I can’t get a ticket» или «Come here, please, your assistance is needed» — любой призыв о помощи не останется без ответа.

Сотрудник (они всегда там есть дежурные), включит красный светофор над вашими воротами  (чтобы никто в них не пристраивался) и прибежит разбираться (зачастую, уже сразу с билетом, чтобы отпустить вас).

Как только возьмете билет — шлагбаум автоматически откроется, загорится зеленый светофор, и вперед! На магистраль.

 

 

 

Несколько моментов при въезде на платную дорогу

ПЕРВЫЙ МОМЕНТ

Во-первых, когда берете билет из автомата, посмотрите на него две секунды внимательно и запомните как (в каком положении) вы его взяли (т.е. запомните где у него верх, где низ, где перед, где обратная сторона). Зачем это нужно?

Дело в том, что обычно на билете есть стрелочка, указывающая, как его вставлять в приемный автомат при оплате дороги, это выглядит обычно так: 

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

На оборотной стороне нанесена магнитная полоса:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Но иногда попадаются варианты, по которым не сразу и поймешь, где у него верх, где низ (пока не наберешься немного опыта). И при оплате, не сразу поймешь, как его нужно вставлять. А там ведь  есть четыре варианта. 

Если вставлять билет не той стороной, то автомат будет его «выплевывать» (я проверял : ). Поэтому, чтобы не задерживать людей, которые будут стоять за вами в очереди на оплату — запомните сразу, как вы взяли билет. Так же (той же стороной) его надо будет вставлять обратно при расчете.

Если что, то вставлять билет нужно также, как кредитку в банкомат: магнитной полосой вниз, надписями вперед. 

ВТОРОЙ МОМЕНТ

Во-вторых, будьте аккуратнее при работе с автоматом (берете ли вы из него билет, или суете в него кредитку или деньги) — не уроните их.

Поскольку автомобиль будет стоять вплотную к автомату, открыть дверь и поднять то, что упало — будет невозможно, сразу предупреждаю.

Придется отъехать (проехать шлагбаум), остановиться, выйти, поднять… но в это время туда уже подъедет другой автомобиль (водитель которого может не заметить, что у вас что-то упало)…  В общем, поаккуратнее. 

ТРЕТИЙ МОМЕНТ

Просто подсказка. Зачастую, после проезда пункта оплаты (в основном, это замечание касается пунктов оплаты за дорогу), есть небольшие стояночки (сразу справа, как проедете ворота), где можно остановиться на пару минут, и там же есть туалет и вода (бесплатные).

Это бывает важно, поскольку останавливаться где попало на автомагистрали нельзя (только в специально отведенных местах). Впрочем, вдоль любой магистрали с интервалами 5-10 км встречаются площадки для отдыха, но мало ли что. 

 

Процесс оплаты за дорогу (выезд с платного участка)

Перед подъездом к пункту оплаты на автомагистрали, вы увидите знаки ограничения скорости (также как и на въезде на магистраль), и знаки предупреждающие, что впереди находится пункт оплаты.

Затем дорога, которая до этого имела три полосы движения, расширяется иногда до совершенно неприличного количества полос, вот как это выглядит сверху: 

На фото выше видно, например, что дорога расширяется до 23 полос. Впрочем, часть полос обычно бывает закрыта для движения (по разным причинам), но в основном, работает достаточное количество проездов для того, чтобы на дороге не создавалась пробка. 

 

 

 

Способы оплаты (расчета) за дорогу

Так же как и на пункте выдачи талонов, самая правая полоса (или несколько) предназначена для грузовых автомобилей и автобусов, самая левая (или несколько) — для проезда только по транспондеру, остальные — для остального транспорта.

Все полосы снабжены табличками и указателями (кому — куда). Тут главное смотреть, чтобы не попасть на полосу, которая предназначена только для автомобилей с транспондерами (если у вас его нет). 

В общем случае, (на примере Италии) это выглядит примерно так:

Маркировка полос для оплаты на магистрали

Как видите, все полосы поделены на несколько разрядов (как раз по способу оплаты), и снабжены соответствующими мнемознаками (табличками).

Желтый (или оранжевый) цвет — это для автомобилей имеющих транспондер (вам туда не надо, если у вас его нет).

Синий цвет — это оплата банковскими картами, или дорожными картами (покупаются местными, аналог банковской, но используется только для оплаты дорог в некоторых странах).

Белые таблички — это оплата наличными через автомат, или оплата наличными через сотрудника (самая правая табличка на рисунке выше).

Если на белой табличке нарисованы только монеты и купюры — это значит, что оплата только за наличные. Если на табличке есть и синий значок банковских карт, то можно рассчитаться как наличными, таки и по банковской карте в автоматическом режиме.

Если на табличке нарисована рука (или человечек) — значит здесь принимается оплата «вручную», т.е. это пункт оплаты, где сидит человек.

Оплата, в случае, если она принимается человеком, возможна любым способом, даже не обязательно за местную валюту (если таковая ходит в стране), а в евро, но сдачу вы получите в местной валюте.

Вот так это выглядит в реале: 

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

На фото выше:

Самая левая полоса (синяя табличка) — здесь возможна самостоятельная оплата (через автомат) только с помощью банковских карт.

Белая табличка с рукой — оплату принимает человек. Оплата возможна наличными. Значка карты нет, но скорее всего (в подавляющем большинстве случаев), в такой ситуации можно оплатить дорогу и банковской картой.

Две следующих белых таблички — самостоятельная (в автомате) оплата или наличными или банковской картой (маленький синий значок карт, присутствует в левом нижнем углу таблички).

Самая правая полоса — для длинномерных грузовиков.

Вот, еще на этом фото хорошо видно, как выглядит типовой пункт оплаты («peage» — пеаж). Запомните, кстати это слово «PEAGE» — несмотря на то, что слово французское, им обозначается пункт приема оплаты за дорогу во многих странах Европы.

Слева отлично видны оранжевые ворота для системы «Telepass» (транспондера), по центру — ворота для оплаты картами (в автоматах), правее — остальные способы оплаты:

Плата за дороги в Европе

На практике же, зачастую эти коридоры бывают совмещены (здесь не угадаешь — это зависит от страны, а также от фирмы, которая обслуживает данную дорогу, и, соответственно, взимает плату за ее использование).

Вот, например, Испания:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Видно, что все коридоры предназначены и для системы дистанционной оплаты (стилизованная буква «Т»), и принимаются наличные (знак «€»), и банковские карты (значок символизирующий карту). А стеклянные будки говорят нам о том, что там сидит человек на приеме. 

 

Расчет за проезд по дороге с сотрудником

Если вы выберете проезд, где оплату за дорогу принимает человек, то вопросов нет. Вы просто протягиваете ему в окошко талон, полученный при въезде на платный участок дороги, и деньги (или банковскую карту).

Он проводит расчет, и выдает вам чек и сдачу (возвращает вашу карту), после чего, шлагбаум открывается, и вы едете дальше. 

Но люди на магистралях встречаются все реже (им же платить надо), поэтому, зачастую, вы будете рассчитываться за проезд с автоматом. Здесь тоже нет ничего сложного.

 

Расчет за проезд по дороге банковской картой

Так же как и при въезде на магистраль, стоит автомат, в который вам нужно будет засунуть билет, полученный вами при въезде. Как и отмечал выше, вставлять билет нужно той же стороной, которой он выдавался, иначе автомат его не примет.

Подъезжаете как можно ближе к автомату по оплате:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Встречаются два типа автоматов по расчету банковскими картами. Первый тип имеет три слота (щели): для талона, для карты и для получения чека. Второй тип имеет два слота: один для талона и карты, второй для получения чека.

Если автомат имеет три слота, то поступаете в именно такой последовательности:

  1. вставляете талон,
  2. вставляете банковскую карту,
  3. забираете карту,
  4. нажимаете кнопку «чек» (если он вам необходим),
  5. забираете чек. 

В рисунках, талон:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Карту вставить — забрать (она у меня в руке), заказать чек:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Забрать чек:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

Если в автомате два слота, то порядок не меняется: вставить талон, в этот же слот вставить карту, забрать карту, нажав кнопку заказать чек, (если нужен), забрать чек:

Оплата дорог в Европе, процесс оплаты

 

Расчет за проезд наличными (в автомате)

Есть автоматы, которые принимают к оплате как карты, так и наличные. Не знаю почему, но европейцы любят рассчитываться наличными (в воротах, где возможен расчет наличными, всегда очередь немного больше). 

При этом, движется она медленнее. Поэтому, старайтесь избегать таких вариантов. Автомат для оплаты наличными тоже прост в использовании (на фото ниже — итальянский вариант). Вначале вы вставляете в него талон, на экране высвечивается сумма к оплате.

Слот для талона находится (виден на фото) слева внизу. Потом, если планируете оплачивать картой, то следом за талоном отправляете ее в этот же слот. Он так и подписан: «1. Ticket;   2. Credit cards».

Если планируется расчет наличными, то в соответствующие отверстия засыпается мелочь, или вставляются купюры (если валюта в стране отлична от евро, то потребуется местная валюта).

Автомат выдает сдачу. Но будьте внимательны, зачастую, эти автоматы не принимают к оплате купюры номиналом 50 и 100 евро (о чем есть предупреждающая надпись на них). Так что, при попытке рассчитаться наличными, нужно иметь мелочь.

Кнопка выдачи чека видна в верхнем правом углу фото, она подписана на английском «receipt request» («запрос квитанции»).

Вот еще для примера аналогичный автомат по оплате дороги во Франции:

Оплата дорог во Франции через автомат

 

Чем и как лучше оплачивать проезд по дорогам

Очень рекомендую (удобнее всего) оплачивать проезд банковской карточкой. Этот способ содержит меньше всего проблем (с разменом, с пересчетом курса и т.п.). 

Все автоматы работают честно (ни разу меня не обманывали, а шансов сделать это, у них было много), и быстро. Что ни говори, а в Европе этот процесс отлажен годами уже (наши люди только к нему привыкают). 

Если же вы решите рассчитаться с автоматом наличкой, то вам придется разбираться, а куда сунуть купюру, а куда мелочь, а где взять сдачу и т.п. (хотя, все эти слоты подписаны, вы можете видеть это на фото выше).

Там все устроено достаточно просто, и если вы достаточно хорошо владеете английским, то проблем у вас не возникнет (все надписи на автоматах, во всех странах, дублированы на английском языке, ни разу не встречал автомат, где не было бы информации на английском). 

 

Какие банковские карты принимаются к оплате

Все автоматы принимают без проблем «Визу» и «Мастеркард» стандартного уровня и выше. Также, иногда принимаются к оплате карты и других международных систем. Карты национальных платежных систем, принимаются только местные. 

Единственное, я не уверен насчет приема карт начального уровня (т.е. всяких «социальных», «электронных» и т.п. версий кредитных карт). Но, по совести говоря, и не нужно за границу соваться с эрзацами кредитных карт, т.е. со всякими местными «пенсионными» картами и другими столь же непонятными их вариациями.

Также, не стоит ехать с картой национальной платежной системы. Например, наш «Мир» в чистом виде пока не подойдет (на данном этапе), карта должна быть международной платежной системы (если карта, кроме системы «Мир», поддерживает еще и «Виза» или «Мастер», то такая карта подойдет).

Если планируется поездка в Европу с картой системы «Виза» — то оформите (закажите и сделайте себе перед поездкой) классическую версию («Visa classic»), а никакой не «электрон». 

Если будете делать карту системы «Мастеркард» (в Европе лучше иметь «Мастер») — то сделайте (закажите) полноценную версию этой карты («standart» или «world») — т.е. карту стандартного уровня.

Да, эти карты будут стоить (годовое обслуживание) чуть дороже, но это окупается тем, что у вас гарантированно не будет с ними проблем при расчетах за границей. А отсутствие проблем с оплатой — это важно в путешествии. 

Более подробно про то, с какой банковской картой лучше всего ехать в Европу, а также о том, какие они вообще бывают, как работают — рассказано в отдельной заметке.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную описанию процесса оплаты дорог в Европе (по принципу оплаты пройденного расстояния), а также, всем тонкостям процесса оплаты дорог, я закончу.