14 Мар 2018

Погрешности и допуски измерения скорости радарами в Европе

 

 

Допуски измерения скорости полицейскими радарами в Европе

Как и любое средство измерения, полицейский радар (камера контроля скорости) имеет некую погрешность измерений (допуск). Эта погрешность учитывается полицией (зачастую, но не везде), при определении величины превышения скорости. 

Допуски (или погрешности) измерения скорости полицейскими радарами — разные по странам Европы, и определяются внутренним законодательством конкретного государства.

Иногда допуски устанавливаются в зависимости от типа радара и измеренной им скорости, а иногда устанавливается единый допуск для всех типов радаров и любых скоростей. 

В некоторых случаях, (для упрощения) величина применяемого допуска изменяется только в зависимости от измеренной радаром скорости, вне зависимости от конкретного типа радара — здесь все зависит от местного законодательства.

Величина установленного допуска вычитается из скорости определенной радаром, после чего определяется величина превышения, на основании которой и выписывается штраф, подробнее остановлюсь на этом ниже.

В этой части заметки приводятся данные принятых погрешностей (допусков) измерений скорости по разным странам Европы, данные о которых известны (опубликованы). Надо отметить, что не все страны охотно раскрывают подобную информацию. 

Когда я собирал материал для данной заметки, (перечитывая кучу форумов иностранных автовладельцев, а также сайты дорожной полиции различных стран, новостные сайты и т.п.), то обнаружил, что подход в раскрытии допусков (погрешностей радаров) применяемых при измерении скорости дорожной полицией, весьма разный. 

По некоторым странам, официальная информация о погрешностях применяемых при определении величины превышения скорости получалась с одного-двух кликов, а по другим — приходилось тратить пару (и больше) часов, чтобы докопаться до истины.

Больше всего, «шифруются» датчане. На конкретный вопрос к дорожной полиции (заданный местным водителем на сайте этой самой полиции): «какой допуск применяется при определении превышения камерами контроля скорости?», полиция дает ответ: «вам не следует ездить слишком быстро».

Вот прямо-таки, хороший ответ. По существу. Но я все-таки нашел правильную цифру в одном из интервью.

В некоторых странах (Португалия, Греция, Македония), сами водители толком не знают, на какую величину можно превышать скорость «бесплатно». Нет такой информации.

В Португалии, например, местные водители на специализированных форумах сходятся на том, что «вроде, до 20 км/ч не штрафуют».

Хотя обычно (в других странах), на таких форумах находится один-другой знаток, дающий ссылку на какой-нибудь местный закон в котором указаны конкретные цифры.

Но это явно не про Португалию (и не про Грецию с Черногорией,  Македонией и Албанией). По этим пяти странам, внятной информации обнаружить мне так и не удалось. 

 

Допуски измерения скорости по странам Европы

Цифры приведенные ниже, представляют собой установленную государством погрешность измерения скорости полицейскими радарами, при проведении контроля соблюдения скоростного режима на дорогах. 

Данные цифры вычитаются из скорости измеренной радаром, и затем, относительно ограничения скорости на данном участке, вычисляется превышение скорости.

Например, если при ограничении скорости 50 км/ч, стационарный лазерный радар в Австрии (допуск — 3 км/ч) определил скорость автомобиля равную 58 км/ч, то штраф будет выписан за превышение скорости на 5 км/ч:

58 км/ч (скорость измеренная радаром) — 3 км/ч (допуск) = 55 км/ч — 50 км/ч (ограничение скорости на данном участке) = 5 км/ч (превышение скорости).

Полиция, при установке средства контроля скорости, учитывает эти данные (допуски) при его настройке.

Стационарный лазерный радар будет настроен полицией на фиксацию нарушений со скорости 54 км/ч, а обычный радар (допуск 5 км/ч) в таком случае будет установлен на фиксацию нарушений, начиная с измеренной им скорости 56 км/ч. 

О настройке радаров и о том, как можно использовать эти данные на практике, при выполнении поездок по Европе, будет рассказано ниже.

На самом деле, радары меряют скорость точнее, чем указано ниже (с точностью ±1,5-2,5%), но для того, чтобы учесть все возможные нюансы, как правило, властями допуск устанавливается с запасом, т.е. несколько больше погрешности заявленной производителем радара, чтобы избежать возможных прений в судах и т.п. 

 

АВСТРИЯ

Измеренная скорость до 100 км/ч:

  • 3 км/ч стационарный лазерный радар;
  • 5 км/ч стационарный радиолокационный радар;
  • 7 км/ч мобильный радар.

Измеренная скорость свыше 100 км/ч:

  • 3% стационарный лазерный радар;
  • 5% стационарный радиолокационный радар;
  • 7% мобильный радар.

 

АЛБАНИЯ

Нет никаких данных, и даже намеков на них. Хотя, полицейских с радарами я там видел (стационарных там практически не было ни в 2015 году, ни в 2018-м — когда я там ездил), а вот на дорогах сотрудники с камерами встречались достаточно регулярно. Скорее всего, 10 км/ч, но не знаю. Не нашел ни малейшей информации на эту тему.

 

АНДОРРА

Измеренная скорость:

  • до 100 км/ч — 5 км/ч для всех видов радаров.

Это по непроверенным (неофициальным данным). Дорог, позволяющих ехать со скоростью более 90 км/ч в Андорре нет. В принципе, величина допуска «бьется» с той же величиной в соседней Франции (т.е. информация выглядит правдоподобно). 

 

БЕЛЬГИЯ 
ИТАЛИЯ 
МОНАКО 
САН-МАРИНО 
ФРАНЦИЯ

Измеренная скорость:

  • до 100 км/ч — 5 км/ч для всех видов радаров.
  • свыше 100 км/ч — 5% для всех видов радаров.

 

БЕЛОРУССИЯ 
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
ЛАТВИЯ 
ЛИТВА 
ПОЛЬША

  • 10 км/ч для всех видов радаров и для всех скоростей.

 

БОЛГАРИЯ
ВЕНГРИЯ
ГЕРМАНИЯ
ЛИХТЕНШТЕЙН
ЛЮКСЕМБУРГ
НИДЕРЛАНДЫ
НОРВЕГИЯ
СЕРБИЯ
СЛОВАКИЯ
ФИНЛЯНДИЯ
ЧЕХИЯ
ШВЕЦИЯ

Измеренная скорость:

  • до 100 км/ч — 3 км/ч для всех видов радаров.
  • свыше 100 км/ч — 3% для всех видов радаров.

В Сербии, с 2017 года установлен режим «нулевой толерантности» к нарушениям по превышению скорости, поэтому, штраф выписывается с превышения 1 км/ч (без учета погрешности радара).

Кроме того, с 1 сентября 2017 года, Сербия приступила к внедрению электронного контроля над средней скоростью движения на автомагистралях в стране. 

Суть этого способа проста. Когда вы получаете талон при въезде на платный участок дороги, на нем обозначено время его получения. Когда вы подъезжаете к пункту оплаты и вставляете талон, система вычисляет разницу во времени (за сколько вы проехали данный участок), и вашу среднюю скорость на нем (расстояние между пунктами известно). 

Если средняя скорость по расчету превышает 121 км/ч, то, к плате за дорогу, автоматически прибавляется сумма штрафа. Полиция дежурит там же, и выписывает штраф на месте. Минимальная сумма штрафа — около 25 евро (за среднюю скорость от 121 до 140 км/ч). 

В Нидерландах, на автомагистралях (при разрешенной скорости 130 км/ч), штрафы начинаются с превышения скорости на 2 км/ч, а на остальных дорогах, при ограничении скорости до 100 км/ч — с превышения на 4 км/ч, при ограничении от 100 до 120 км/ч с превышения на 5 км/ч (это с учетом указанной выше погрешности радара).

В Финляндии, превышение скорости на 3-6 км/ч не приводит к штрафу, за такое нарушение предусмотрено предупреждение. Штрафы начинаются с превышения на 7 км/ч и более, с учетом погрешности радара.

Цитаты: «Sen mukaan 3-6 kilometrin ylinopeudesta seurauksena on kaikilla nopeusrajoitusalueilla huomautus. Sakko seuraa kaikilla nopeurajoitusalueilla jo 7 kilometrin ylinopeudesta.
Käytännössä poliisi vähentää mitatusta nopeudesta mahdolliseen mittausvirheeseen perustuen 3km/h, jolloin sakkoon merkitty nopeus on mitattua nopeutta pienempi. Esimerkiksi jos ajat 60 km/h nopeusrajoitusalueella 70 km/h, niin saat rikesakon etkä huomautusta ja sakkoon merkitään nopeudeksi 67km/h. Mikäli ajaisit alueella 69 km/h, ylinopeutesi olisi varmuusvähennyksen jälkeen 6 km/h jolloin selviäisit huomautuksella.»

 

ГРЕЦИЯ

Точных данных обнаружить не удалось, но за превышение на 6 км/ч уже приходят штрафы (самая нижняя цифра, которую удалось обнаружить на форумах тамошних водителей).

Разумным будет принять допущение, что погрешность измерения скорости, принята как и в большинстве стран Европы — 3 км/ч / 3%.

 

ДАНИЯ

  • 8 км/ч для всех видов радаров и всех скоростей.

Пришлось потрудиться, чтобы найти эти данные. Помог один словоохотливый сотрудник полиции, дававший интервью какой-то местной газете. Цитата сотрудника полиции: 

«- Hvis vi skal måle et sted, hvor det er tilladt med 50 km/t, så sætter vi udstyret til at måle dem, der kører 59 km/t, siger Peter Stryhn.»

Конечно, для скоростей 100 и выше км/ч, там может быть установлен и более высокий допуск, но не стоит с этим экспериментировать, штрафы там тоже высоки. Поэтому, разумным будет принять его равным 8 км/ч для всех радаров и скоростей.

 

ИСПАНИЯ

Измеренная скорость:

  • до 100 км/ч — 7 км/ч для всех видов радаров.
  • свыше 100 км/ч — 7% для всех видов радаров.

 

МАКЕДОНИЯ

Точные данные не опубликованы. Из материалов судебных разбирательств местных водителей с дорожной полицией выясняется, что местный суд признает погрешность измерения скорости равной ±1 км/ч. Глупо, конечно, но другой информации я не нашел.

 

ПОРТУГАЛИЯ

Точные данные официально не опубликованы. Со слов местных водителей на тематических форумах, превышение до 20 км/ч — без проблем. Что, в принципе, подтверждается моими личными наблюдениями за их поведением (скоростью) на тамошних магистралях.

 

РУМЫНИЯ
МОЛДАВИЯ

  • 9 км/ч для всех видов радаров и для всех скоростей.

 

СЛОВЕНИЯ

Измеренная скорость:

  • до 100 км/ч — 5 км/ч для всех видов радаров.
  • свыше 100 км/ч — 7 км/ч для всех видов радаров.

 

ТУРЦИЯ

  • 9% для всех видов радаров и всех скоростей.

 

ХОРВАТИЯ

Измеренная скорость:

  • до 100 км/ч — 10 км/ч для всех видов радаров.
  • свыше 100 км/ч — 10% для всех видов радаров.

 

ШВЕЙЦАРИЯ

Измеренная скорость до 100 км/ч:

  • 3 км/ч стационарный лазерный радар;
  • 5 км/ч стационарный радиолокационный радар;
  • 10 км/ч мобильный радар.

Измеренная скорость свыше 100 км/ч:

  • 4 км/ч стационарный лазерный радар;
  • 6 км/ч стационарный радиолокационный радар;
  • 10% мобильный радар.

 

ЭСТОНИЯ

  • 4 км/ч для всех видов радаров и для всех скоростей.

Штраф за превышение скорости выписывается при превышении скорости ограничения на 3 км/ч и более.

 

 

Как учитывать погрешность измерения скорости радаром, на практике

Каким образом можно использовать информацию о величине погрешности измерения скорости радаром, и зачем?

Если допуск установлен достаточно большой, то если его учесть (при желании и возможности — т.е. при наличии информации о нем), то можно передвигаться по дорогам немного быстрее, чем основная масса водителей, не нарушая ПДД (и не получая штрафов). 

Если при этом учесть еще и погрешность спидометра (а ее нужно учитывать при выполнении поездок на дальние расстояния, да и не только), то общая скорость движения увеличивается еще больше. 

Про то, как определить погрешность спидометра для своего автомобиля, откуда и почему она возникает, и почему спидометр всегда показывает скорость больше, чем GPS — рассказано в отдельной заметке.

Здесь же будет рассказано, как учесть погрешности спидометра и радара  при выполнении поездки по Европе (можно учитывать их при движении по России, в принципе разницы нет). 

Но перед этим нужно знать, как вообще настраиваются радары службами дорожной полиции. 

 

Как настраиваются радары в Европе

Предоставлю слово сотрудникам эстонской полиции (цитата): 

«В зоне, где разрешена скорость 90 км в час, камеры установлены на фиксирование нарушения ограничения скорости с 97 км в час. Из этой скорости вычитаются 4 км в час допустимой погрешности измерения камерой, так что штраф следует за превышение максимально допустимой скорости на 3 км в час.»

Четыре километра в час — это погрешность (или установленный допуск) измерения скорости радаром принятый в Эстонии (в других странах он отличается, см. информацию выше). 

Два километра в час — это допустимое по правилам превышение скорости в Эстонии (бесплатное), а штраф там назначается с превышения скорости на 3 км/ч и более.

По аналогичному принципу настраивает свои радары полицейские в тех странах, где принято (установлено законом) учитывать погрешность измерения камеры контроля скорости. Ниже по тексту будет приведена полная таблица настройки радаров полицией разных стран Европы.

Скорость, на которую радар настраивается на срабатывание (фиксацию нарушения) вычисляется по формуле:

Vрадар = Vогр. + ΔV (км/ч)+ Vдоп. км/ч

Или, если допуск в измерениях скорости выражен в процентах, то: 

Vрадар = (Vогр. + Vдоп. ) / (0,01×(100 — ΔV%)) + Vдоп. км/ч 
полученное значение округляется вверх, до целого.

Где: 
Vрадар — скорость, при которой сработает камера;  
Vогр. — ограничение скорости на данном этапе; 
ΔV — принятая (установленная законом в данной стране) погрешность измерения скорости, принимаемая в расчет при определении величины превышения скорости;
Vдоп. — допустимая скорость превышения — величина, с которой начинается нарушение (превышение).

Допустимая скорость превышения ограничения скорости, при которой начинается административная ответственность, в большинстве стран составляет 1 (один) км/ч (с учетом погрешности радара).
(За исключением Нидерландов, Финляндии и Эстонии — там эти величины отличаются — см. информацию по странам выше). 

То есть, в общем случае, ответственность за превышение скорости начнется с превышения скорости на 1 км/ч и более с учетом всех зазоров и допусков.

Превышение скорости, для определения суммы штрафа, вычисляется по простой формуле: 

Vпрев. = Vрадар — ΔV (в км/ч или в %) — Vогр.   км/ч

Где: 
Vпрев. — величина превышения скорости (в км/ч), за которую будет выписан штраф;
Vогр. — величина ограничения скорости на данном отрезке дороги.
Остальные величины описаны выше.

Если величина превышения скорости (Vпрев. ) больше или равна максимальной допустимой скорости превышения (Vдоп. ) установленной в данной стране, то автовладельцу выписывается штраф.

Например, в Польше установлен «зазор» (допуск) величиной 10 км/ч. Соответственно, и все радары настроены на фиксацию нарушения скорости по формуле «знак+11 км/ч». То есть, превышение до 10 км/ч ими не учитывается.

Если превышение скорости зафиксировано на 11 км/ч, то штраф выписывается за превышение на 1 км/ч, и уже без скидок на погрешность измерения (подразумевается, что вышеозначенные 10 км/ч перекрывают все возможные погрешности измерений). 

 

Реальная погрешность радара

При этом, надо принимать во внимание тот факт, что любой радар обязательно имеет некую реальную погрешность измерения скорости (которая, впрочем, всегда меньше, чем допуск установленный государством). 

Ниже приведен рисунок, который поясняет о чем идет речь, на примере Испании. Допуск (или принятая погрешность) измерения скорости радаром при ограничениях до 100 км/ч, в этой стране принята равной 7 км/ч, а штраф начинаются с превышения скорости на 1 км/ч или больше:

Погрешности радаров полиции, при измерении скорости в Европе

Допустим, что ограничение скорости на данном участке дороги равно 90 км/ч. Полицейские настроят радар на срабатывание (на фиксацию нарушения), при определении им скорости 98 км/ч и выше.

То есть, если передвигаться с реальной (не по спидометру, а с реальной) скоростью 97,9 км/ч, то нарушения зафиксировано не будет. Да, это было бы так, если бы радар не имел бы собственной погрешности измерения (т.е. в идеальном случае). 

Если же для данного радара погрешность определения скорости равна, допустим, ±2,5 км/ч, то он может определить вашу скорость равную 98 км/ч (и, соответственно, зафиксировать нарушение), как на реальной скорости 95,5 км/ч, так и на скорости 100,5 км/ч. 

Если радар ошибется в сторону занижения измеренной им скорости от реальной, это хорошо, проблем не будет. А вот если он немного (в пределах своего допуска) завысит измеренную скорость, то появятся проблемы. Этот момент отображен на рисунке подписью «Может быть штраф — Может быть бесплатно». 

И никогда не угадаешь в какую сторону ошибется радар. Вывод простой: не нужно использовать этот «зазор» полностью, даже если он установлен. Всегда оставляйте запас 3-5 км/ч на реальную ошибку радара (чем выше скорость — тем больше запас). 

В странах же, где законом не установлен учет погрешностей радара при осуществлении контроля скорости, полицейские просто настраивают радар на 1 км/ч выше ограничения скорости установленного на данном участке (что, конечно, методологически неверно, но… dura lex sed lex).

 

Как ездить быстрее всех, не нарушая ПДД 

Быстрее всех можно ехать, если при выдерживании скорости при поездке, учитывать поправку к скорости спидометра, и точность измерения скорости радаром. Как это сделать — рассказано ниже. 

Исправный спидометр на всех машинах, всегда чуть-чуть (на 3-10%) завышает скорость. Зависит это от производителя и конкретной модели автомобиля. Например, спидометр на моем автомобиле завышает показания скорости на 5%. 

Это значит, что при движении со скоростью ровно 100 км/ч по спидометру, реальная скорость движения будет равна 95 км/ч. Величина ошибки спидометра обычно не озвучивается производителем, но ее можно вычислить и самостоятельно. 

Подробную информацию о том, почему спидометр всегда завышает скорость, (показывает всегда больше, чем GPS), и что точнее, и как определить поправку спидометра для своего автомобиля, можно прочитать в заметке по ссылке.

Как можно использовать эту информацию? 

Например, при движении по магистралям в Европе разрешенная скорость — 130 км/ч (в большинстве стран). Но спидометр завышает показания скорости, поэтому, когда по его показаниям скорость выдерживается ровно 130 км/ч, реальная скорость будет немного ниже. 

Например, для моего автомобиля (спидометр завышает показания на 5%), реальная скорость будет не 130 км/ч, а:

130 (скорость по спидометру) — 5% (погрешность) = 123,5 км/ч.

Во-о-от… а можно ехать 130 км/ч. Значит, по спидометру можно держать скорость выше на 6,5 км/ч (136,5 км/ч), и штрафа не будет, поскольку реальная скорость при этом будет равна 130 км/ч. Уже веселее.

Зная особенности местных ПДД, можно выбрать этот «зазор» еще больше, учтя допустимую погрешность измерения скорости радаром, установленную в конкретной стране.

Например, в Хорватии разрешенная скорость при движении по магистрали — 130 км/ч, а принятая погрешность измерений скорости радаром — 10% на скоростях выше 100 км/ч (см. данные выше). 

То есть, при измерении скорости на магистрали, хорватские полицейские настраивают радары на фиксацию нарушения скорости от 146 км/ч: 

146 км/ч — 10% = 131 км/ч.

То есть, при определении радаром скорости 146 км/ч, в квитанции укажут величину измеренной скорости равную 131 км/ч, а превышение скорости, за которое будет выписан штраф, будет равно 1 км/ч. 

Исходя из вышесказанного, со скоростью 145 км/ч вполне можно двигаться и не бояться получить штраф. Но если мой спидометр завышает скорость на 5%, то реальная скорость 145 км/ч, будет достигнута на скорости по спидометру: 

145 + 5% = 152 км/ч

Таким образом, в Хорватии по магистрали можно идти по спидометру 152 км/ч (на моей, конкретной машине), и никаких проблем не будет. В то время как большинство водителей, (которые не заморачиваются подобными подробностями), будут идти там 130-135 км/ч, и вы будете их всех спокойно обгонять не нарушая при этом правил (заметьте!). 

НО! Как всегда есть одно маленькое, но важное «но», которое следует учитывать, и о котором уже говорилось выше. Дело в том, что погрешность радара бывает как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». И это может сработать и не в вашу пользу. 

Допустим, погрешность радара контролирующего скорость (реальная, в фактических условиях, а не установленная правилами) составляет 2,5% от измеренной им скорости. Что это значит?

Это значит, что при замере скорости, радар может как «угадать» ее точно, так и завысить или занизить измеренное значение в пределах этой погрешности, от реальной скорости. Причем, никогда неизвестно, когда он завысит измеренное значение, а когда занизит.

То есть, (возвращаясь к примеру выше), если вы идете по трассе в Хорватии с реальной скоростью ровно 145 км/ч, то радар может определить вашу скорость как ровно 145 км/ч (т.е. без ошибки), может занизить ее на величину до 2,5% (т.е. определить ее как 145-2,5%=141 км/ч), а может и завысить на величину погрешности, т.е. определить ее как 145+2,5%=148,5 км/ч — а вот это уже будет штраф (он же настроен на фиксацию нарушений от 146 км/ч и выше). 

Мораль проста, если вы будете использовать методику изложенную выше, то:

Никогда не выбирайте «зазоры» по скорости полностью, до последнего километра в час.
Всегда оставляйте 3-5 км/ч на реальную погрешность радара (она всегда присутствует).

И чем больше скорость — тем больше должен быть этот запас. То есть, не нужно все-таки ехать со скоростью 152 км/ч по спидометру по магистралям Хорватии. Поставьте на нем скорость 145-146 км/ч, и будет вам счастье, а штрафов точно не будет (в Хорватии).

То же относится ко всем другим странам, данные по которым известны. В тех странах, где погрешность измерения скорости радаром принята минимальной (3%, допустим) вообще не стоит сильно шалить со скоростью, можно учесть при движении только поправку спидометра, а погрешность радара не трогать. 

Например, по Чехии (допуск 3% на скорости выше 100 км/ч, разрешенная на магистрали — 130 км/ч), по магистрали я иду по спидометру 136-138 км/ч (это соответствует реальной скорости 129-131 км/ч, что подтверждается GPS), а радары у чехов настроены на 135 км/ч (135-3%=131 км/ч) — это уже штраф.

Таким образом, я оставляю запас 4-6 км/ч на реальную погрешность радара (и на свои ошибки: чуть педаль придавил — скорость превысил), и чувствую себя спокойно. Во всяком случае, о каких-либо претензиях со стороны местной полиции ко мне, мне неизвестно. 

Практическая информация о скоростном режиме в странах Европы, с какой скоростью можно там ездить, как настроены радары в разных странах — изложена в отдельной заметке.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку о допусках и погрешностях измерения скорости полицейскими радарами в странах Европы, а также о том, как этой информацией можно пользоваться при выполнении поездки по Европе на автомобиле, я закончу. 

Надо ли вам использовать эту информацию, и как ее использовать — решать, как всегда, только вам. Но я использую, и ничего, жив, цел и штрафов не имею. : )
А вы — думайте сами.

 

2 коммент. “Погрешности и допуски измерения скорости радарами в Европе

  1. Автор! Нет такой страны Белоруссия. Есть Беларусь или Республика Беларусь. Исправьте ошибку.

  2. Да, Алекс, спасибо вам, я знаю.
    Но слово «Белоруссия» мне как-то ближе, милее и роднее.
    Да и что греха таить, привычнее.
    Поэтому, я его иногда использую вместо официального названия страны — Беларусь, и не вижу в том большой проблемы.
    Всем же понятно, о какой стране речь? Ну и хорошо. Это главное в данном случае.
    А формальности оставим МИДу, и другим официальным лицам.
    В личном же блоге, не считаю себя обязанным всегда использовать только официальное название страны.
    Считайте использование слова «Белоруссия» здесь, моим личным капризом.
    Ну, вот такой я ретроград и гад.
    И не обижайтесь, если что не так написал — это контрпродуктивно.
    ++++++++++++++++
    PS
    Наблюдение из жизни.
    Добавление к императиву слова «пожалуйста», превращает требование в просьбу, например:
    «Исправьте ошибку» — требование, (указание, приказ, распоряжение).
    «Исправьте ошибку, пожалуйста» — просьба, (пожелание, предложение).
    При неофициальном общении, просьбы достигают цели чаще, чем требования.
    Вот гораздо чаще.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх