Выбор заправок (АЗС) по маршруту поездки на автомобиле

 

 

Подбор заправок (АЗС) по маршруту поездки и уточнение расчета маршрута

Эта заметка является логическим продолжением основной статьи, в которой подробно рассмотрен вопрос определения расхода и стоимости топлива при планировании поездки по Европе (или по России) на автомобиле.

В вышеупомянутой заметке подробно рассмотрены все этапы этого процесса, здесь же, описано уточнение по процедуре выбора конкретных АЗС по выбранному вами маршруту, на которых будет выполняться заправка автомобиля в поездке.

Поэтому, перед ознакомлением с этой заметкой, рекомендуется ознакомиться с основной статьей, по ссылке выше.

Если у вас есть сомнения насчет целесообразности заблаговременного выбора конкретных АЗС перед поездкой, то уверяю (опираясь на весь свой опыт поездок), в этом есть смысл.

Выполнение этой нехитрой процедуры, намного упрощает процесс выполнения поездки (хотя, конечно, можно обойтись и без этого) — это вашим решением.

Причины подбирать заправки (АЗС) по маршруту поездки заранее — подробно рассмотрены в отдельной заметке. Ознакомьтесь с ней если вы не уверены, и решите — нужно это вам или нет.

 

 

 

Общий порядок подбора конкретной АЗС по маршруту поездки

В общем случае, процесс нехитрый и сводится к расчету необходимого для конкретной машины расстояния пробега между заправками (с учетом всех условий поездки), а также к учету всех возможных перемещений по маршруту между АЗС. 

То есть, сначала мы определяем через сколько километров пробега по маршруту нам нужно будет заправлять машину, причем, определяем это сразу с учетом режима движения по планируемому нами маршруту.

«С учетом режима движения» — поскольку понятно, что по обычной загородной дороге на скорости 80-90 км/ч расход будет один, а по магистрали, на скорости 130-140 км/ч, или по городу — несколько другой, вот эти моменты и надо будет учесть при планировании.

Затем определяем максимально конкретный маршрут нашей поездки (с учетом заездов ко всем достопримечательностям, движению по городам и т.п.) между АЗС, и определяем расстояние пробега по нему.

На третьем этапе (зная максимально точно планируемый пробег после последней заправки), ищем конкретную АЗС в нужном нам районе (по нашему маршруту), определяем ее координаты и вводим их в маршрут для навигатора на конкретную поездку. 

В процессе поездки, заезжаем на конкретную, заранее выбранную нами на этапе планирования АЗС, и заправляемся спокойно там, заранее зная, что топлива до нее нам хватит. 

В целом, это всё. Далее в заметке подробно разбираются все элементы этого нехитрого плана. Кстати, точность выполнения такого расчета, а также точность определения стоимости топлива на поездку при таком подходе, составляет порядка 1-3% — что позволяет вам планировать расходы на этот элемент довольно точно.

 

Определение расстояния между АЗС по маршруту поездки

Перед определением конкретных АЗС по маршруту поездки, на которых будет производиться заправка, необходимо сначала определиться с вопросом: а через какое, собственно, расстояние выбирать эти заправки? 

Для планирования и выполнения длинных перегонов с минимумом заправок (т.е. без лишних остановок), необходимо точно знать, сколько конкретный автомобиль (на котором будет выполняться поездка), расходует топлива на планируемом режиме движения.

Как определить фактический расход топлива для конкретного автомобиля, а также о том, почему пробег по спидометру всегда больше пробега рассчитанного по карте — изложено в отдельной заметке.

Далее, необходимо определиться какой остаток топлива в баке назначить минимальным (т.е. при каком остатке нам надо заправляться), и исходя из него и из общего объема бака посчитать (с учетом конкретного расхода на этапе), через сколько километров необходимо планировать заправки по маршруту.

Ну а в-третьих, нам нужно будет определиться с тем, какой режим движения (и, соответственно, расход топлива) будет на нашем маршруте между заправками: поедем по обычным дорогам, или по магистралям, и так далее.

Зная все эти три фактора, мы можем точно определить, в каком районе нам нужно искать очередную АЗС по нашему маршруту. Но вначале, пара общих определений необходимых для расчета.

 

Минимальный запас топлива

Минимальный (или «аварийный») остаток топлива в баке назначается произвольно, решением лица планирующего поездку (водителя).

Обычно, это около 15% от общего объема бака. Но может быть установлено значение и 5% и 25% — все зависит от уровня авантюризма человека осуществляющего планирование маршрута. 

Переводя в абсолютные значения, обычно водители выбирают этот остаток в районе от 5 до 10-12 литров. При этом остатке в баке, им требуется заправить автомобиль.

Но крайне желательно (исходя просто из здравого смысла), устанавливать этот остаток в таком размере, чтобы он позволял проехать не менее 100-120 км до полной выработки топлива.

То есть, для авто со средним расходом 7 л/100км, этот остаток должен быть в районе 7-8 литров, а для авто с расходом 9 л/100 км, около 9-10 литров. Но конкретно здесь решать вам.

Запас нужен для того, чтобы покрыть ошибки расчетов (невозможно всё учесть абсолютно точно), незапланированные отклонения от маршрута и другие ситуации, приводящие к перерасходу топлива.

Кроме того, случаются (иногда) ситуации, когда вы подъезжаете к выбранной вами заранее АЗС, а там пересменка, (прием топлива, нет энергии) или еще какие-то трудности, вплоть до того, что заправка может быть просто закрыта.

В таком случае придется проехать до следующей ближайшей заправки (для этого тоже нужен некоторый запас топлива). Но такие ситуации случаются нечасто. В подавляющем большинстве случаев, заправка будет выполняться там, где она запланирована. 

Итак, определитесь для себя (для своего авто), какой остаток вам принять минимальным, и используйте эту цифру во всех дальнейших расчетах.

 

Режим движения и расход топлива

От режима поездки зависит расход топлива. Чтобы как-то (для себя и для дальнейших расчетов) определиться с ними, их надо как-то классифицировать и определить. Этим и займемся.

При поездках по России можно выделить два основных режима движения: «город» и «трасса» (движение за городом) — они знакомы всем водителям. Расход топлива на этих двух режимах разный.

При поездке по Европе есть три режима движения:
«Магистраль» (он же «город» — расход по магистрали примерно такой же, как и по городу, процентов на 10 выше обычного, трассового),
«Нормальный» (соответствует режиму «трасса» по РФ), т.е. расход при движении по обычным загородным дорогам, и
«Смешанный» — это когда часть планируемого маршрута проходит по магистралям, а часть по обычным дорогам (такие ситуации могут встречаться достаточно часто).

Все эти режимы движения отличаются расходом топлива.

Основной режим движения, расход топлива при котором во всех расчетах принимается за исходный (за 100%) — это «трасса» (загородные поездки по РФ). Расход топлива на этом режиме, как правило, хорошо известен любому водителю, выполнявшему дальние поездки. 

Режим «трасса», соответствует «нормальному» режиму движения при поездках по Европе (когда маршрут проходит по обычным загородным дорогам, не по магистралям).

При режимах движения «магистраль» и «город» в Европе, расход топлива принимаемый для расчетов, увеличивают на 10% от «нормального» (или от режима «трасса»).

Средний расход топлива при «смешанном» режиме движения, вычисляется по средней скорости на данном этапе маршрута.

Более подробно про учет расхода топлива на смешанном режиме движения по Европе, рассказано в заметке про расчет расхода и стоимости топлива при планировании поездок.

Крайне настойчиво рекомендую ознакомиться с заметкой по ссылке выше, поскольку в ней определяются все основные понятия используемые здесь.

Также там подробно рассказано как определить какой будет режим движения по планируемому маршруту в Европе, и как учесть повышенный расход топлива при режимах «магистраль» или «смешанный».

 

Расчет расстояния между заправками (АЗС) по маршруту

Перед тем, как начать планирование и подбор заправок по маршруту поездки, необходимо также определиться с дистанциями между заправками для конкретного автомобиля (на котором будет выполняться поездка).

При определении расстояния, на котором должны располагаться друг от друга АЗС по маршруту движения, обычно определяются два расстояния: между заправками при «нормальном» режиме движения (по обычным загородным дорогам), и между заправками при движении по магистралям (или по городу). 

Формула расчета расстояния проста:

Sзапр. = (Vбака — Vрез.) : Qср.×100 

Где:
Sзапр. — максимальное расстояние между заправками по маршруту в км;
Vбака — полный объем бака в литрах;
Vрез. — минимальный (резервный) остаток топлива в литрах, при котором должна быть выполнена заправка;
Qср. — средний расход топлива при выбранном режиме движения между заправками.

Для тех, кто не очень в формулах, считаем просто (например, для моего авто):

Общий объем бака — 68 литров («под крышку»);
Остаток при котором надо заправиться — 10 литров (это примерно на 100 км пробега с моим расходом);
Расход топлива в нормальном режиме (по трассе в РФ) — 9,8 л/100 км;
Расход топлива по магистралям в Европе — 11 л/100 км.

Считаем:
От заправки до заправки можно сжечь: 68 — 10 = 58 литров топлива. 
58 литров по обычным дорогам нам хватит на: 58 : 9,8 × 100 ≈ 590 км.
58 литров по магистралям хватит на: 58 : 11 × 100 ≈ 530 км.

Делаем вывод: при движении по обычным дорогам, мне нужно искать заправки через каждые 590 (±20 км) пути, при движении по магистралям (или по городам), через каждые 530 км. При движении со смешанным режимом — где-то между этими цифрами.

Теперь задача сводится к тому, чтобы определить, какой режим движения будет между заправками. И какова будет протяженность участка маршрута после последней заправки. И в нужном нам районе подобрать конкретную АЗС.

Также, при необходимости (из экономических соображений, например), можно запланировать заправку и раньше, чем бак достаточно опустеет.

Например, перед въездом в Европу, лучше заправить бак «под крышку» на заправке ближайшей к границе, даже если он не совсем пуст — это будет всяко дешевле заправки в Европе.

Посчитайте и запомните эти две цифры (длину перегона между заправками на обычных дорогах и на автомагистралях) для своего автомобиля, и используйте их для целей дальнейшего планирования.

По мере увеличения опыта поездок (если будет вестись, сохраняться и анализироваться статистика поездок по расходу топлива), эти цифры можно будет уточнить при необходимости. 

Определившись, через какой пробег надо планировать заправки по маршруту, а также определившись с конкретным маршрутом движения (т.е. со всеми местами, куда планируется заезжать), можно рассчитать с большой точностью все расходы на топливо и платные дороги, всему маршруту движения.

Теперь, когда у нас есть на руках все цифры необходимые для расчета, приступим к практическому выбору АЗС по маршруту. Лучше всего это делать на конкретном примере.

 

 

 

Практический пример подбора конкретных АЗС по маршруту поездки и уточнения расчета маршрута поездки

Для примера, возьмем тот же маршрут, который рассматривался в заметке про расчет расхода топлива на поездку, с теми же исходными условиями.

Но если в предыдущей статье описывалось как примерно оценить расходы на топливо по этому маршруту, и подобрать примерные районы где нам надо заправляться, здесь я приведу пример уточнения маршрута и выбора конкретных АЗС для заправки при движении по нему.

Напомню условия:

Запланирован маршрут поездки по Европе: Брест — Варшава — Берлин — Прага — Братислава — Краков — Брест:

 

Исходные условия для примера:

Полный бак — 60 литров, расходная часть бака — 50 литров (минимальный остаток топлива в баке, при котором необходимо заправляться установлен 10 литров). Выезд из гостиницы в Бресте с полным баком.

Расход топлива по магистрали — 10 л/100 км, по обычным дорогам — 9 л/100 км. 

Из двух условий выше вытекает: максимальная дистанция между заправками — 500 км при движении по магистралям, и 550 км при движении по обычным дорогам. 

Для проведения точного расчета предполагается, что все гостиницы по маршруту уже забронированы, планы посещения знаковых мест и достопримечательностей составлены, то есть точный маршрут движения на всю поездку уже определен и известен вам.

Подробно рассмотрю расчет этапа до первой заправки по плану. Далее весь расчет выполняется строго аналогично, без особенностей. 

Разумеется, вся методология расчета маршрута однозначно применима и к расчету поездок по России.

 

ЭТАП МАРШРУТА: БРЕСТ — ГРАНИЦА — ВАРШАВА

 1. ПРОКЛАДКА И УТОЧНЕНИЕ МАРШРУТА

Находим на картах Гугл отель, из которого планируется выезд из Бреста, и начинаем строить маршрут прямо от него:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

(Отели, используемые в примере, взяты из личного опыта: во всех упомянутых отелях я жил во время различных поездок).

Затем, находим на карте отель, в котором планируется проживание в Варшаве, и прокладываем маршрут прямо к нему: 

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Получаем общий маршрут поездки по маршруту Брест — Варшава. 

Для того, чтобы было легче искать место назначения (отель) в незнакомом городе, можно не искать его глазами на карте, а просто вводить адрес отеля (будет указан в подтверждении бронирования) в строку маршрута в левом поле:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

 

После того как проложен общий маршрут, укрупняем масштаб карты и просматриваем весь маршрут предложенный программой.

Не нужно это делать в очень подробных деталях, но нужно посмотреть на то, по какой дороге предлагает ехать программа, и если вы с ней не согласны (планируете ехать по другой дороге), то сразу подправить маршрут (чтобы был точный итоговый расчет по километражу). 

Особое внимание, надо уделить участкам от отеля до выезда из города, и от заезда в город до прибытия в отель.

Например, в Варшаве, программа предлагает выполнить подъезд к выбранному отелю по такому маршруту:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Здесь сразу нужно отметить несколько моментов, которых нужно избегать при планировании поездок:

Цифра 1 — Гугл выделяет скоростной режим движения по дорогам цветом: синий — обычная загруженность (т.е. нормальная скорость), оранжевый — повышенная загруженность (сниженная скорость), красный — медленное движение (пробки).

По сути, это некоторый аналог «Яндекс-пробок», хотя, у Гугла есть своя отдельная программа «Пробки Гугл». Данный режим отражает скорость движения (загруженность) в настоящий момент времени (в момент планирования маршрута).

Мы же можем сделать вывод, что подъезд к отелю предполагается по достаточно загруженной дороге (и это действительно так — я по ней ездил). Это не очень хорошо и в России, а в чужой столице, так и совсем неприятно.

Цифра 2 — предполагается выполнение разворота, причем неясно, есть ли там светофор. Таких маневров лучше избегать заранее. 

Цифра 3 — в данной, конкретной ситуации, лучше сразу изменить немного маршрут, и заранее запланировать подъезд к отелю по второстепенным улицам (широкая зеленая линия). 

Маршрут подъезда надо сразу перепроложить. Для чего берем любую точку маршрута, и перетаскиваем ее на нужное нам место (через которое мы желаем проехать). Программа рассчитывает новый маршрут.
Вот так гораздо лучше будет подъехать:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Если у вас вызывает затруднения работа с картами Гугл при построении, расчете и изменении маршрута поездки на автомобиле, то с этим процессом можно ознакомиться в отдельной заметке.

Таким образом, (при необходимости), просматриваем и правим весь маршрут между городами. Не забываем выписывать точки, через которые планируется проехать, для составления маршрута для навигатора.

Также, сразу определяем и снимаем с карты координаты отелей (по всему маршруту в процессе), и тоже выписываем их в отдельный список, для программирования маршрута поездки в навигаторе.

Координатам, (как и адресам) указанным владельцами отелей, или системами бронирования — безоговорочно верить нельзя!
Их необходимо перепроверять по картам.
Координаты отелей — определять всегда самостоятельно.

Когда весь маршрут между точками исправлен, в общий план поездки выписываются расчетное время движения и общий пробег (километраж) по нему.

Кроме того, этот же маршрут надо запрограммировать и в GPS-навигатор. Чтобы при практическом выполнении поездки, он вел вас именно по этому — заложенному вами в расчет маршруту (а не по тому, какой взбредет в его железную голову).

Про подготовку навигатора (GPS) к поездке по Европе, про особенности программирования маршрута поездки, резервирования информации и вообще про работу с навигатором в поездке — смотрите отдельную заметку.

 

2. УТОЧНЕНИЕ РЕЖИМА, ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ И РАСХОДА ТОПЛИВА

Корректируем расчетное время поездки.
Программа рассчитала время движения по нашему (исправленному нами) маршруту Брест — Варшава, равное 3 часа 7 минут. Добавим 20 минут на погрешность расчета времени в пути картами Гугла*, и один час (навскидку) на прохождение границы**.

Итого получаем 4 часа 30 минут расчетное время поездки. Это время пригодится нам для составления плана-графика поездки (во сколько выезжать, во сколько, примерно, будет прибытие в конечную точку).

*ПРИМЕЧАНИЕ: Ко времени поездки рассчитанному картами Гугла при планировании маршрута по Европе, необходимо прибавлять примерно 15 минут на каждые два часа расчетного времени поездки, чтобы получить более-менее точное время в пути.

То есть, в данном случае (расчетное время в пути 3 часа), надо прибавить примерно 20 минут. Если расчетное время поездки составляет, например, 8 часов, то надо прибавить 1 час (четыре раза по 15 минут), и при составлении плана поездки ориентироваться на время в пути равное 9-ти часам.

**ПРИМЕЧАНИЕ: Время прохождения границы — величина, трудно поддающаяся учету. Зависит от дня недели, времени суток, размера пункта пропуска. Если повезет, то границу можно пересечь и за 20 минут, а если нет, то можно провести там и три часа. Я в расчеты закладываю всегда 1 час, а там — как получится.

Более подробная информация про процесс пересечения границы ЕС на автомобиле — изложена в отдельной заметке.

Определяем режим движения по маршруту.
Расчетная средняя скорость по маршруту составляет 65 км/ч. Это значит, что на этом этапе поездки будет «нормальный» режим движения, т.е. маршрут проходит по обычным дорогам (не по магистралям).

Определяем расход топлива на этом этапе маршрута. 
Расход топлива при нормальном режиме движения будет такой же, как и при движении за городом (по трассе) по России. То есть (по условиям задачи) — 9 л/100 км.

Расход топлива на этот переезд составит: 202 : 100 × 9,0 = 18,5 литров. Учитываем для простоты ровно 19 литров будет расход. (Для решения подобных задач, удобно использовать специальный калькулятор, который расположен в правой колонке этого сайта, он так и называется «Калькулятор топлива»).

Значит, остаток в баке по приезду в отель в Варшаве будет равен: 60 — 19 = 41 литр. 

 

 

 

ЭТАП МАРШРУТА: ПОЕЗДКА ПО ГОРОДУ (ВАРШАВЕ)

Если планируется использовать автомобиль для перемещения по городу в процессе поездки, то необходимо прикинуть (не нужно детально рассчитывать) планируемый маршрут поездки по городу (или его окрестностям — зависит от общего плана поездки).

Допустим, планируется поездка от гостиницы в центр города, и еще по паре достопримечательностей вне центра. Строим примерный желаемый маршрут по Варшаве (от нашего отеля, до нашего отеля через центр):

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Нас не интересует время поездки, нас интересует ее километраж, для уточнения расхода топлива. Как видно, планируемый пробег — около 20 км, значит, расход топлива будет примерно 2 литра на эту поездку по городу. 

Таким образом, перед отъездом из отеля, остаток в баке расчетный будет около 39 литров (41 было по прибытию, и 2 литра уйдут на поездку по городу).

ПРИМЕЧАНИЕ: В процессе прокладки маршрута поездки по городу, крайне рекомендуется заранее определиться с местами парковки по планируемому маршруту движения. В Европе с парковкой беда, поэтому, если планируете выезжать на авто в центр, то парковки там присматривайте заранее.

 

ЭТАП МАРШРУТА: ВАРШАВА — ПЕРВАЯ ЗАПРАВКА

Предыдущие расчеты показали, что остаток топлива в баке при выезде из отеля будет примерно равен 39 литров. Заправляться нам нужно (искать заправку), когда в баке останется 10 литров топлива.

Значит на поездку от отеля до заправки у нас остается 29 литров топлива (39 — 10 = 29).

Следующий пункт маршрута — Берлин. При выполнении предварительного расчета маршрута, мы уже определили, что движение между Варшавой и Берлином будет выполняться по магистрали, т.е. расход топлива будет равен 10 л/100 км (по условиям). 

Значит, заправку надо искать через: 29 : 10 × 100 = 290 км после выезда из отеля в Варшаве. Ну, плюс-минус 10-20 км от этой точки.

По итогам предварительного расчета мы знаем, что это будет где-то в районе Познани. Теперь нам нужно уточнить (выбрать, определить) конкретную АЗС, на которой будет выполняться заправка.

Строим маршрут от отеля в Варшаве до центра Берлина. Корректируем маршрут выезда из города (строим его по тем улицам, по которым будет проще выехать), затем берем красную каплю из центра Берлина, и перетягиваем ее вдоль маршрута, пока счетчик расстояния не покажет 290 км (примерно):

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

В этом месте отпускаем кнопку мыши, и ищем заправку в этом районе. Для удобства поиска (чтобы не выходить из режима построения маршрута), можно открыть в отдельном окне еще одну вкладку карт Гугла или Яндекс-карт. 

Включаем режим поиска заправок (как искать заправки на картах — см. по ссылке), и оцениваем ситуацию. Наиболее хорошо нам подойдет заправка «Орлен», которая находится прямо на трассе:

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Переходим со вкладки на которой выполнялся поиск АЗС, на вкладку с прокладкой маршрута, укрупняем масштаб, находим эту заправку на карте с маршрутом и ставим красную «каплю» прямо на нее: 

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Сразу укрупняем масштаб, включаем режим «Спутник» на картах, смотрим общую обстановку (есть ли там вообще заправка?), снимаем ее координаты (для ввода в GPS-навигатор), и записываем их в отдельный список:

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

После чего просматриваем и корректируем полученный маршрут от отеля до заправки, правим его (при необходимости), и затем, после всех манипуляций, определяем точное расстояние от отеля в Варшаве до заправки: 

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Этот же маршрут надо будет потом запрограммировать и в навигатор!

Получаем расстояние от отеля до заправки 302 км, режим движения «магистраль», рассчитываем расход топлива от отеля до заправки: он будет равен 30 литров.

Остаток топлива в баке на заправке будет 9 литров (39 литров было на выезде — 30 литров расход до заправки).

Этот параметр (остаток топлива на заправке) надо оценивать тоже. Если остаток топлива получается слишком мал, значит, необходимо подобрать другую заправку на этом же маршруте, но поближе. 

Выписываем в таблицу общий пробег от Бреста до первой заправки, и общий расход топлива на этом этапе: 

Общий пробег будет равен: 202+20+302 = 524 км.
Общий расход топлива будет равен: 19+2+30=51 литр.
Остаток в баке перед заправкой: 60-51=9 литров.
Планируемая заправка (до полного бака): 51 литр.

Уточняем среднюю цену топлива (если ссылка не работает, то смотрим здесь) нужного нам вида на заправках в стране, прибавляем к ней 10 центов на трассовую заправку (об особенностях ценообразования на АЗС в Европе — см. по ссылке), и считаем планируемые затраты на заправку, которые также заносим в таблицу.

То есть, смотрим цену топлива в Польше (среднюю), по ссылкам чуть выше. На момент написания заметки, она составляет 1,21 евро за литр АИ-95. Добавляем к ней 10 центов, получаем примерную стоимость литра — 1,31 евро.

Мы рассчитали, что нам нужно будет залить на этой заправке 51 литр. Значит, нам потребуется заплатить 51 × 1,31 = 66,8 евро на этой заправке. Эти данные и заносим в свою табличку.

Если есть желание немного автоматизировать расчет расхода и стоимости топлива на поездку в Европу, то таблицу можно составить и в Excel (если умеете) — это существенно упрощает все расчеты.

Или можете воспользоваться моим вариантом автоматического расчета расхода и стоимости топлива (ссылка будет чуть ниже), это та самая программа, которую я использую при подготовке к своим поездкам.

 

ДАЛЬНЕЙШИЙ РАСЧЕТ МАРШРУТА

Дальнейший расчет и поиск заправок выполняется абсолютно аналогично тому, как описано выше.

Так же строится конкретный (со всеми уточнениями) маршрут, от данной АЗС до конкретного отеля в Берлине. По нему определяются пробег, режим движения и расход топлива. 

Далее строится маршрут по Берлину (если планируется), учитывается примерный пробег и расход топлива по нему. Строится маршрут от конкретного отеля в Берлине до района следующей заправки.

В нужном районе подбирается и определяется конкретная АЗС, на которой планируется заправляться, снимаются ее координаты, уточняется расстояние и расход топлива от отеля до нее, объем планируемой заправки на этой АЗС и стоимость топлива.

Далее строится маршрут от этой АЗС до следующей…

И так «проезжаем» весь планируемый на поездку маршрут, от той АЗС на которой вы заправитесь перед выездом из своего дома, и до АЗС на которой вы заправитесь по возвращению из поездки.

По мере выполнения расчета, выписываем в список каждую АЗС на которой планируется заправляться (название, координаты), цену топлива, планируемый объем заправки, и общую сумму которую придется там потратить.

Маршрут поездки необходимо рассчитывать полностью: от выезда из дома, до приезда домой.

Все итоговые данные сводятся в таблицу (любой удобной вам формы).

Затем суммируем все эти расходы, и получаем очень точную (±1-3%) сумму затрат на топливо в планируемой поездке.

Это, в принципе, не сложно. Даже интересно. И существенно облегчает жизнь в процессе поездки. И маршрут выучите (потом вам же легче ориентироваться будет).

 

 

Подведение итогов расчета маршрута

Форма таблицы для учета пробега, расхода топлива, планируемого объема заправки и стоимости топлива на каждой АЗС по всему маршруту — абсолютно произвольная, такая, какая удобна вам. 

Все расстояния между заправками, координаты заправок, примечания, сразу выписываете в отдельный список (или списки), как и было указано выше, потом группируете их по своему усмотрению.

У меня, в конечном итоге (перед поездкой) получается такой документ: «Таблица учета пробега, расхода и стоимости топлива по маршруту» (перейдя по ссылке, можно увидеть эту таблицу «вживую»):

Расчет маршрута поездки по Европе на авто

Таблица настраиваемая, то есть подойдет для любого автомобиля.

Настройки расчета в ней определяет пользователь (вы).

Левая часть этой таблицы рассчитывается автоматически (примитивные формулы в Excel). Правую часть таблицы я заполняю «по факту», в процессе поездки, прямо на заправках (для статистики и учета).

Данные в таблицу вводятся только в белые ячейки, данные в желтых — вычисляются автоматически. Для расчета нужно ввести только планируемый (расчетный) пробег между выбранными АЗС, расход и цену топлива, остальные данные будут рассчитаны на основе введенной информации. 

Из данной таблицы, я в поездке сразу вижу: на каком пробеге (по одометру) будет следующая заправка (я обнуляю счетчик суточного пробега на заправках), сколько топлива останется в баке перед очередной заправкой, сколько его должно быть после заправки, сколько литров нужно заправить и сколько денег это будет стоить.

Если есть желание, то ознакомиться подробно с «программой» расчета расхода топлива и его стоимости, можно в отдельной заметке. Там есть все подробные указания по использованию этой таблицы, и там же можно ее скачать.

Способ расчета маршрута от АЗС до АЗС, с максимально точным учетом пробега и расхода топлива между этими заправками, позволяет учесть расходы на топливо в поездке с точностью порядка 1%.

Такая точность не всегда нужна (зачастую, достаточно общей прикидки, особенно, если маршрут не очень длинный), тем не менее, думаю, что кому-то может и понравится такая детализация.

Рекомендую точно рассчитывать длинные маршруты, а также выполнять детальный расчет, если денег на поездку немного. Этот расчет еще на этапе планирования позволит вам существенно уточнить смету расходов на поездку. 

Перед поездкой, расходы на топливо можно уточнить по текущим ценам на него. Особенно это удобно делать, если для расчета маршрута поездки используется автоматизированная таблица упомянутая выше.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную определению точного расхода топлива и стоимости на него при поездках по Европе, подбору АЗС для заправки в Европе, а также способу точного определения расходов на движение по маршруту, я закончу.