18 Апр 2018

Выбор заправок (АЗС) по маршруту поездки на автомобиле

 

 

Подбор заправок по маршруту поездки в России и в Европе

Немного лирики. Когда-то давно, когда я только начинал выполнять свои первые дальние поездки, я не заморачивался особо с выбором мест заправки на маршруте заранее. «Подумаешь! Найдем там заправку по пути» — считал я.

И действительно, не было такого, чтобы заправка не нашлась. Найдется, конечно. Да и таких удобных сервисов для планирования поездки, какие есть сейчас, раньше тоже не было.

Так я поступал довольно долгое время, и такая ситуация меня устраивала. Иногда, конечно, возникали на трассе щекотливые ситуации, когда уже пора бы и заправиться, а заправки всё нет и нет. А те, что попадаются, как-то не вызывают желания на них заправляться.

Когда-то я возил с собой и небольшую (на 10 л) канистру с топливом (на всякий случай), но потом отошел и от этой практики. Как отошел и от практики искать заправки на дороге.

Потому что это все — глу-пос-ти.

А пришел к тому, что заправки (конкретные, на которых я буду заправляться), надо подбирать заранее, еще на этапе планирования поездки. Благо, это совсем не сложно. Вот об этом, и о процессе точного учета расхода топлива на поездку, я расскажу в этой заметке. 

 

Зачем нужно заранее планировать заправки по маршруту поездки

Заправки по маршруту планируемой поездки, нужно подбирать заранее, в процессе общего планирования и подготовки маршрута поездки.

Такой подход несет в себе массу преимуществ. При заблаговременном планировании:

  • в процессе движения не нужно принимать решения: «заправиться здесь, или проехать еще немного дальше?»;
  • не возникают вопросы: «когда же будет следующая заправка?»;
  • появляется «право выбора» заправок;
  • уменьшается количество лишних остановок на маршруте. 

Рассмотрю преимущества поподробнее.

Если все заправки по маршруту поездки заранее известны, (запланированы) и сведены в один общий план, то в процессе поездки улетает вдаль извечная проблема, возникающая при проезде очередной АЗС: «Заправиться на этой заправке, или протянуть еще немного, до следующей?»

Второй пункт вытекает из первого. Если принято решение заправиться на следующей заправке, то пока едешь до нее, терзаешься мыслью: «А когда (через сколько километров) будет эта следующая заправка, и хватит ли топлива до нее?»

Третий пункт вытекает из первых двух: «А какая будет эта заправка, и можно ли будет на ней заправиться без страха за двигатель или попадется что-то вроде этого:

и придется ехать до следующей заправки, и когда будет следующая нормальная заправка?».

Четвертый момент следует из первых трех: пытаясь избежать такой ситуации, водитель начинает заправляться на любой нормальной заправке, которая попадется ему на пути, когда в баке остается чуть меньше двадцати литров топлива. 

Что в свою очередь, приводит к лишним остановкам, и, как следствие, к снижению средней скорости движения. 

Простейший пример из личной практики: маршрут поездки в отпуск по Балканам (15000 км) — было выполнено 40 заправок на маршруте (заправки заранее не планировались). 

Маршрут поездки в отпуск в западную Европу (14800 км) — 30 заправок выполнено по маршруту, (заправки подбирались заранее). То есть, не планируя заправки, я остановился 10 лишних раз, на маршруте одинаковой длинны. 

ПЛЮСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:
При заблаговременном выборе АЗС по маршруту поездки, вы точно знаете, через сколько километров будет следующая заправка.
И вы точно знаете, что она там обязательно будет.
И вы даже знаете, какая заправка там будет («Лукойл», «Шелл» или «Газпронефть»), потому что вы ее выбрали сами.

В результате, поездка выполняется спокойно. К минусам можно отнести тот факт, что надо потратить один или два вечера (в зависимости от общей длины планируемого маршрута), чтобы составить подробный план поездки. 

Как по мне, плюсы существенно перевешивают. 

Поэтому, подбирать заправки по маршруту поездки рекомендуется заранее, на этапе планирования поездки и расчета маршрута.
Это реально удобно и окупается сторицей.

Но перед тем как перейти к вопросу планирования заправок, пара замечаний по теме заметки.

 

 

 

Особенности ценообразования на топливо в Европе

Справочно, для информации.

В Европе заправки, которые расположены на автомагистралях (или на дорогах общего пользования) продают топливо на 10-15 евроцентов дороже, чем те заправки, которые расположены в городках и поселках вдоль нее.

Например, при разнице в цене топлива 15 центов за литр, и объеме заправки в 50 литров, вы сэкономите 7,5 евро за одну заправку, заправившись не на трассе, а съехав с нее. Если по маршруту планируется 10 заправок…

Обратная сторона медали: съехать с трассы, заправиться, и выехать на трассу — это потеря времени, как правило, около 15-20 минут. Обычная заправка (без туалета и кофе) на трассе занимает 6-7 минут (для справки).

Еще более дешевые заправки можно найти (но это уже не всегда) возле крупных торговых центров (типа «Ашан», «Метро» и т.п.).

Заправки эти, как правило, автоматические, и на них (в светлое время суток), как правило, есть очередь желающих заправиться, и иногда не маленькая. Тут уже смотрите сами насчет целесообразности.

Качество топлива везде хорошее, но (как и в России) всегда разное. После заправки на одной АЗС — машина едет, после заправки на другой — летит. Никогда не угадаешь заранее, что тебе зальют, и от бренда выбранной заправки это не зависит.

Слухи (рассказы, домыслы, заметки) о том, в Европе всегда очень хорошее топливо — сильно преувеличены.

Заявляю это вам ответственно, как человек, проехавший за пять лет 40000 километров по 30 странам Европы, на одном и том же автомобиле. Есть что сравнить, и что вспомнить.

Теме заправки автомобиля топливом при поездке по Европе (особенности и отличия от ситуации в России) — посвящена отдельная заметка.

 

 

Как найти АЗС на картах Гугла и Яндекса

Для поиска АЗС на картах Гугл, надо выйти из режима построения маршрута, (сбросить маршрут), выбрать район, в котором нужно найти заправку, и ввести в поле поиска слово «АЗС» или «gas station» (если поиск заправок выполняется в Европе, но и у нас он тоже находит).

После чего, на карте отобразятся все заправки в данном районе:

поиск заправок на картах Гугл

Для выбора конкретной АЗС, на которой планируется заправка, можно воспользоваться рейтингом Гугла (обращать внимание надо на средний балл и число отзывов, чем они выше — тем лучше).

Или просто выбрать заправку, которая находится прямо по маршруту движения (чтобы при выполнении поездки не накручивать лишнего). Это на выбор, по вкусу и по желанию.

При использовании Яндекс-карт, подбор заправок происходит аналогично. Также выбирается нужный район, в поле поиска вводится тег «АЗС», и получаются результаты:

Поиск заправок (АЗС) на картах Яндекса

Все заправки в выбранном (нужном) районе — перед вами.

Стоит отметить, что при всей своей неуклюжести в расчете маршрута, карты Яндекса ищут заправки достаточно хорошо, даже в Европе. Мне больше нравится подбирать заправки, используя сервис Яндекса, но это не принципиально.

Выбираем любую понравившуюся заправку (по бренду, или по удобству использования), укрупняем масштаб карты, снимаем ее точные координаты и записываем их, название заправки, примечание (если необходимо) в свой отдельный список заправок.

Например:

«Маршрут Уфа — Брест, заправка №1, «Лукойл», координаты … .» 

Этот список пойдет в общий план маршрута. В моем исполнении, список точек по маршруту поездки выглядит так (по ссылке), вы же можете составлять его как хотите. Точки из своего списка, я забиваю в навигатор, при составлении конкретного маршрута на переезд.

О том, как работать с навигатором в дальней поездке — есть отдельная заметка.

Если у вас недостаточно опыта дальних поездок, или если вы только планируете выполнять свою первую дальнюю поездку, то рекомендую с ней ознакомиться.

 

 

Подбор заправок по маршруту поездки и уточнение расчета маршрута

Перед определением конкретных АЗС по маршруту поездки, на которых будет производиться заправка, необходимо сначала определиться с вопросом: а через какое, собственно, расстояние выбирать эти заправки? 

 

Определение расстояния между АЗС по маршруту поездки

Для планирования и выполнения длинных перегонов с минимумом заправок (т.е. без лишних остановок), необходимо точно знать, сколько конкретный автомобиль (на котором будет выполняться поездка), расходует топлива на планируемом режиме поездки.

Как определить фактический расход топлива для конкретного автомобиля, а также о том, почему пробег по спидометру всегда больше пробега рассчитанного по карте — изложено в отдельной заметке.

Далее, необходимо определиться, какой остаток топлива в баке назначить минимальным (т.е. при каком остатке надо заправляться), и исходя из этого и из общего объема бака, а также с учетом расхода посчитать, через сколько километров необходимо планировать заправки по маршруту.

 

Минимальный запас топлива

Минимальный («неснижаемый» или «аварийный») остаток топлива в баке назначается произвольно, решением лица планирующего поездку (водителя).

Обычно, это около 15% от общего объема бака. Но может быть установлено значение и 5% и 25% — все зависит от уровня авантюризма человека осуществляющего планирование маршрута. 

Но крайне желательно (исходя просто из здравого смысла), устанавливать этот остаток в таком размере, чтобы он позволял проехать не менее 100-120 км до полной выработки топлива.

Запас нужен для того, чтобы покрыть ошибки расчетов (невозможно все учесть абсолютно точно), незапланированные отклонения от маршрута и другие ситуации, приводящие к перерасходу топлива.

Кроме того, случаются (иногда) ситуации, когда вы подъезжаете к выбранной вами заранее АЗС, а там пересменка, (прием топлива, нет энергии) или еще какие-то трудности, вплоть до того, что заправка может быть просто закрыта.

В таком случае придется проехать до следующей ближайшей заправки (для этого тоже нужен некоторый запас топлива). Но такие ситуации случаются не часто. В подавляющем большинстве случаев, заправка будет выполняться там, где она запланирована. 

 

Режим движения и расход топлива

От режима поездки зависит расход топлива. При поездках по России можно выделить два основных режима движения: «город» и «трасса» (движение за городом) — они знакомы всем водителям.

При поездке по Европе есть три режима движения: «магистраль» (он же «город»), «нормальный» (соответствует режиму «трасса» по РФ), и «смешанный» — это когда часть планируемого маршрута проходит по магистралям, а часть — по обычным дорогам.

Все эти режимы движения отличаются расходом топлива.

Основной режим движения, расход топлива при котором во всех расчетах принимается за исходный (за 100%) — это «трасса» (загородные поездки по РФ). Расход топлива на этом режиме, как правило, хорошо известен любому водителю, выполнявшему дальние поездки. 

Режим «трасса», соответствует «нормальному» режиму движения при поездках по Европе (когда маршрут проходит по обычным загородным дорогам, не по магистралям).

При режимах движения «магистраль» и «город» в Европе, расход топлива принимаемый для расчетов, увеличивают на 10% от «нормального» (или от режима «трасса»).

Более подробно про учет расхода топлива на смешанном режиме движения по Европе, рассказано в заметке про расчет расхода и стоимости топлива при планировании поездок.

Крайне настойчиво рекомендую ознакомиться с заметкой по ссылке выше, поскольку в ней определяются все основные понятия используемые здесь.

Также там подробно рассказано как определить какой будет режим движения по планируемому маршруту в Европе, и как учесть повышенный расход топлива при режимах «магистраль» или «смешанный».

 

Расчет расстояния между заправками (АЗС) по маршруту

Перед тем, как начать планирование и подбор заправок по маршруту поездки, необходимо определиться с дистанциями между заправками для конкретного автомобиля (на котором будет выполняться поездка).

При определении расстояния, на котором должны располагаться друг от друга АЗС по маршруту движения, обычно определяются два расстояния: между заправками при «нормальном» режиме движения (по обычным загородным дорогам), и между заправками при движении по магистралям (или по городу). 

Формула расчета расстояния проста:

Sзапр. = (Vбака — Vрез.)×100 / Qср.

Где:
Sзапр. — максимальное расстояние между заправками по маршруту в км;
Vбака — полный объем бака в литрах;
Vрез. — минимальный (резервный) остаток топлива в литрах, при котором должна быть выполнена заправка;
Qср. — средний расход топлива при выбранном режиме движения между заправками.

Для моей машины, например, при назначении минимального остатка равного 10 литрам (= 100 км пути), и общем объеме бака равном 68-ми литрам («под горловину»), эти значения составляют 590 км при движении по России (или по обычным дорогам в Европе), и 530 км при движении по магистралям в Европе.

Обращаю внимание, что это не «железные» цифры, и не нужно на них сильно зацикливаться. Заправки можно искать на дистанции ±20-30 км от рассчитанных значений, исходя из конкретной дорожной ситуации.

Иногда, если нужно по ситуации при планировании маршрута, можно назначить (выбрать) заправку и через немного большее расстояние (зависит от того, какого размера остаток топлива выбран в качестве минимального).

Также, при необходимости (из экономических соображений, например), можно запланировать заправку и раньше, чем бак достаточно опустеет. Например, перед въездом в Европу, лучше заправить бак «под крышку» на заправке ближайшей к границе, даже если он не совсем пуст — это будет всяко дешевле заправки в Европе.

Посчитайте и запомните эти две цифры (длину перегона между заправками на обычных дорогах и на автомагистралях) для своего автомобиля, и используйте их для целей дальнейшего планирования.

По мере увеличения опыта поездок (если будет вестись, сохраняться и анализироваться статистика поездок по расходу топлива), эти цифры можно будет уточнить при необходимости. 

Определившись, через какой пробег надо планировать заправки по маршруту, а также определившись с конкретным маршрутом движения (т.е. со всеми местами, куда планируется заезжать), можно рассчитать с большой точностью все расходы на топливо и платные дороги, всему маршруту движения.

 

 

 

Практический пример подбора конкретных заправок по маршруту поездки и уточнения расчета маршрута поездки

Для примера, возьмем тот же маршрут, который рассматривался в заметке про расчет расхода топлива на поездку, с теми же исходными условиями.

Напомню условия:

Запланирован маршрут поездки по Европе: Брест — Варшава — Берлин — Прага — Братислава — Краков — Брест:

 

Исходные условия для примера:

Полный бак — 60 литров, расходная часть бака — 50 литров (минимальный остаток топлива в баке, при котором необходимо заправляться установлен 10 литров). Выезд из гостиницы в Бресте с полным баком.

Расход топлива по магистрали — 10 л/100 км, по обычным дорогам — 9 л/100 км. 

Из двух условий выше вытекает: максимальная дистанция между заправками — 500 км при движении по магистралям, и 550 км при движении по обычным дорогам. 

Для проведения точного расчета предполагается, что все гостиницы по маршруту уже забронированы, планы посещения знаковых мест и достопримечательностей составлены, то есть точный маршрут движения на всю поездку уже определен и известен.

Подробно рассмотрю расчет этапа до первой заправки по плану. Далее весь расчет выполняется строго аналогично, без особенностей. Разумеется, вся методология расчета маршрута однозначно применима и к расчету поездок по России.

 

ЭТАП МАРШРУТА: БРЕСТ — ГРАНИЦА — ВАРШАВА

 1. ПРОКЛАДКА И УТОЧНЕНИЕ МАРШРУТА

Находим на картах Гугл отель, из которого планируется выезд из Бреста, и начинаем строить маршрут прямо от него:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

(Отели, используемые в примере, взяты из личного опыта: во всех упомянутых отелях я жил во время различных поездок).

Затем, находим на карте отель, в котором планируется проживание в Варшаве, и прокладываем маршрут прямо к нему: 

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Получаем общий маршрут поездки по маршруту Брест — Варшава. 

Для того, чтобы было легче искать место назначения (отель) в незнакомом городе, можно не искать его глазами на карте, а просто вводить адрес отеля (будет указан в подтверждении бронирования) в строку маршрута в левом поле:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

 

После того, как проложен общий маршрут, укрупняем масштаб карты и просматриваем весь маршрут предложенный программой.

Не нужно это делать в очень подробных деталях, но нужно посмотреть на то, по какой дороге предлагает ехать программа, и если вы с ней не согласны (планируете ехать по другой дороге), то сразу подправить маршрут (чтобы был точный расчет по километражу). 

Особое внимание, надо уделить участкам от отеля до выезда из города, и от заезда в город до прибытия в отель.

Например, в Варшаве, программа предлагает подъезд к отелю по такому маршруту:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Цифра 1 — Гугл выделяет скоростной режим движения по дорогам цветом: синий — обычная загруженность (т.е. нормальная скорость), оранжевый — повышенная загруженность (сниженная скорость), красный — медленное движение (пробки).

По сути, это некоторый аналог «Яндекс-пробок», хотя, у Гугла есть своя отдельная программа «Пробки Гугл». Данный режим отражает скорость движения (загруженность) в настоящий момент времени (в момент планирования маршрута).

Мы же можем сделать вывод, что подъезд к отелю предполагается по достаточно загруженной дороге (и это действительно так — я по ней ездил). Это не очень хорошо и в России, а в чужой столице, так и совсем неприятно.

Цифра 2 — предполагается выполнение разворота, причем неясно, есть ли там светофор. Таких маневров лучше избегать заранее. 

Цифра 3 — в данной, конкретной ситуации, лучше сразу изменить немного маршрут, и заранее запланировать подъезд к отелю по второстепенным улицам (широкая зеленая линия). 

Маршрут надо сразу перепроложить. Для чего берем любую точку маршрута, и перетаскиваем ее на нужное нам место (через которое мы желаем проехать). Программа перерасчитывает маршрут. Вот так гораздо лучше будет подъехать:

Расчет маршрута поездки по Европе на автомобиле

Если у вас вызывает затруднения работа с картами Гугл при построении, расчете и изменении маршрута поездки на автомобиле, то с этим процессом можно ознакомиться в отдельной заметке.

Таким образом, (при необходимости), просматриваем и правим весь маршрут. Не забываем выписывать точки, через которые планируется проехать, для составления маршрута для навигатора.

Также, сразу определяем и снимаем с карты координаты отелей (по всему маршруту в процессе), и тоже выписываем их в отдельный список, для программирования маршрута поездки в навигаторе.

Координатам, (как и адресам) указанным владельцами отелей, или системами бронирования — безоговорочно верить нельзя! 
Их необходимо перепроверять всегда самостоятельно (по возможности).

Когда весь маршрут исправлен, в общий план поездки выписываются расчетное время движения и общий пробег (километраж) по нему.

Кроме того, этот же маршрут надо запрограммировать и в GPS-навигатор. Чтобы при практическом выполнении поездки, он вел вас именно по этому — заложенному вами в расчет маршруту (а не по тому, какой взбредет в его железную голову).

Про подготовку навигатора (GPS) к поездке по Европе, про особенности программирования маршрута поездки, резервирования информации и вообще про работу с навигатором в поездке — смотрите отдельную заметку.

 

2. УТОЧНЕНИЕ РЕЖИМА, ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ И РАСХОДА ТОПЛИВА

Корректируем расчетное время поездки.
Программа рассчитала время движения по маршруту Брест — Варшава, равное 3 часа 7 минут. Добавим 20 минут на погрешность расчета времени в пути картами Гугла*, и один час (навскидку) на прохождение границы**.

Итого получаем 4 часа 30 минут расчетное время поездки. Это время пригодится нам для составления плана-графика поездки (во сколько выезжать, во сколько, примерно, приедем).

*ПРИМЕЧАНИЕ: Ко времени поездки рассчитанному программой при планировании маршрута по Европе, необходимо прибавлять примерно 15 минут на каждые два часа расчетного времени поездки, чтобы получить более-менее точное время в пути.

То есть, в данном случае (расчетное время в пути 3 часа), надо прибавить примерно 20 минут. Если расчетное время поездки составляет, например, 8 часов, то надо прибавить 1 час (четыре раза по 15 минут), и при составлении плана поездки ориентироваться на время в пути равное 9-ти часам.

**ПРИМЕЧАНИЕ: Время прохождения границы — величина, трудно поддающаяся учету. Зависит от дня недели, времени суток, размера пункта пропуска. Если повезет, то границу можно пересечь и за 20 минут, а если нет, то можно провести там и три часа. Я в расчеты закладываю всегда 1 час, а там — как получится.

Более подробная информация про процесс пересечения границы ЕС на автомобиле — изложена в отдельной заметке.

Определяем режим движения по маршруту.
Расчетная средняя скорость по маршруту составляет 65 км/ч. Это значит, что на этом этапе поездки будет «нормальный» режим движения, т.е. маршрут проходит по обычным дорогам (не по магистралям).

Определяем расход топлива на этом этапе маршрута. 
Расход топлива при нормальном режиме движения будет такой же, как и при движении за городом (по трассе) по России. То есть (по условиям задачи) — 9 л/100 км.

Расход топлива на этот переезд составит: 202/100*9,0 = 18,5 литров. Учитываем для простоты — ровно 19 литров будет расход. (Для решения подобных задач, удобно использовать специальный калькулятор, который расположен в правой колонке этого сайта).

Остаток в баке по приезду в отель будет равен: 60-19 = 41 литр. 

 

ЭТАП МАРШРУТА: ПОЕЗДКА ПО ГОРОДУ (ВАРШАВЕ)

Если планируется использовать автомобиль для перемещения по городу в процессе поездки, то необходимо прикинуть (не нужно детально рассчитывать) планируемый маршрут поездки по городу (или его окрестностям — зависит от общего плана поездки).

Допустим, планируется поездка от гостиницы в центр города, и еще по паре достопримечательностей вне центра. Строим примерный желаемый маршрут:

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Нас не интересует время поездки, нас интересует ее километраж, для уточнения расхода топлива. Как видно, планируемый пробег — около 20 км, значит, расход топлива будет примерно 2 литра на поездку по городу. 

Таким образом, перед отъездом из отеля, остаток в баке расчетный будет около 39 литров (41 было по прибытию, и 2 литра уйдут на город).

В процессе прокладки маршрута поездки по городу, крайне рекомендуется заранее определиться с местами парковки по планируемому маршруту движения.

Припарковаться в Европе (особенно, если речь идет центрах столиц или крупных городов), ой как непросто, впрочем, как и у нас. О том, чтобы сделать это бесплатно, и речи даже не идет. 

Поэтому, если планируется использовать авто для перемещения по городу — озаботьтесь заранее подбором мест парковки, чтобы вместо прогулки не кружить там в поисках парковки.

Но я бы очень не рекомендовал вам использовать личный автомобиль для этих целей. Лучше использовать для этого такси, или общественный транспорт. Автомобиль очень хорош, если планируется посещение какой-либо достопримечательности расположенной за городом.

Про некоторые особенности парковки в городах Европы — рассказано подробно в отдельной заметке.

 

ЭТАП МАРШРУТА: ВАРШАВА — ПЕРВАЯ ЗАПРАВКА

Предыдущие расчеты показали, что остаток топлива в баке при выезде из отеля будет примерно равен 39 литров. Заправляться нам нужно (искать заправку), когда в баке останется 10-11 литров топлива.

Следующий пункт маршрута — Берлин. При выполнении предварительного расчета маршрута, мы уже определили, что движение между Варшавой и Берлином будет выполняться по магистрали, т.е. расход топлива будет равен 10 л/100 км (по условиям). 

Значит, заправку надо искать через ≈290 км после выезда из отеля в Варшаве. По итогам предварительного расчета мы знаем, что это будет где-то в районе Познани. Теперь нам нужно уточнить конкретную АЗС, на которой будет выполняться заправка.

Строим маршрут от отеля в Варшаве до центра Берлина, затем берем красную каплю из центра Берлина, и перетягиваем ее вдоль маршрута, пока счетчик расстояния не покажет 290 км (примерно):

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

В этом месте отпускаем кнопку мыши, и ищем заправку в этом районе. Для удобства поиска (чтобы не выходить из режима построения маршрута), можно открыть в отдельном окне еще одну вкладку карт Гугла или Яндекс-карт. 

Включаем режим поиска заправок, и оцениваем ситуацию. Наиболее хорошо нам подойдет заправка «Орлен», которая находится прямо на трассе:

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Переходим со вкладки, на которой выполнялся поиск АЗС, на вкладку с прокладкой маршрута, укрупняем масштаб, находим заправку на карте с маршрутом и ставим красную «каплю» прямо на нее: 

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Сразу укрупняем масштаб, включаем режим «Спутник» на картах, смотрим общую обстановку (есть ли там вообще заправка?), снимаем ее координаты (для ввода в GPS-навигатор), и записываем их в отдельный список:

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

После чего, просматриваем и корректируем полученный маршрут от отеля до заправки, правим его (при необходимости), и затем, после всех манипуляций, определяем расстояние от отеля в Варшаве до заправки: 

Расчет маршрута поездки на автомобиле по Европе

Этот же маршрут надо будет потом запрограммировать и в навигатор!

Получаем расстояние от отеля до заправки 302 км, режим «магистраль», рассчитываем расход топлива от отеля до заправки: он будет равен 30 литров.

Остаток топлива в баке на заправке будет 9 литров (39 литров было на выезде — 30 литров расход до заправки).

Этот параметр (остаток топлива на заправке) надо оценивать тоже. Если остаток топлива получается слишком мал, значит, необходимо подобрать другую заправку на этом же маршруте, но поближе. 

Выписываем в таблицу общий пробег от Бреста до первой заправки, и общий расход топлива на этом этапе: 

Общий пробег будет равен: 202+20+302 = 524 км.
Общий расход топлива будет равен: 19+2+30=51 литр.
Остаток в баке перед заправкой: 60-51=9 литров.
Планируемая заправка (до полного бака): 51 литр.

Уточняем среднюю цену топлива (если ссылка не работает, то смотрим здесь) нужного нам вида на заправках в стране, прибавляем к ней 10 центов на трассовую заправку, и считаем планируемые затраты на заправку, которые также заносим в таблицу.

 

ДАЛЬНЕЙШИЙ РАСЧЕТ МАРШРУТА

Дальнейший расчет выполняется абсолютно аналогично тому, как указано выше.

Так же строится конкретный (со всеми уточнениями) маршрут, от данной АЗС до конкретного отеля в Берлине. По нему определяются пробег, режим движения и расход топлива. 

Далее строится маршрут по Берлину, учитывается примерный пробег и расход топлива. Строится маршрут от конкретного отеля в Берлине до района следующей заправки.

В нужном районе подбирается и определяется конкретная АЗС, на которой планируется заправляться, снимаются ее координаты, уточняется расстояние и расход топлива от отеля до нее, объем планируемой заправки на этой АЗС и стоимость топлива.

Далее строится маршрут от этой АЗС до…

И так далее, «проезжаем» весь планируемый на поездку маршрут от АЗС до АЗС, и выписывая в список каждую заправку, на которой планируется заправляться.

Это, в принципе, не сложно. Даже интересно. И существенно облегчает жизнь в процессе поездки. 

Маршрут поездки необходимо рассчитывать полностью: от выезда из дома, до приезда домой.

Все итоговые данные сводятся в таблицу (любой удобной формы). Мой вариант приведен чуть ниже (и вы можете использовать его), но можете также использовать любой другой — более удобный для вас.

 

 

Подведение итогов расчета маршрута

Форма таблицы для учета пробега, расхода топлива, планируемого объема заправки и стоимости топлива на каждой АЗС по всему маршруту — абсолютно произвольная, такая, какая удобна вам. 

Все расстояния между заправками, координаты заправок, примечания, сразу выписываете в отдельный список (или списки), как и было указано выше, потом группируете их по своему усмотрению.

У меня, в конечном итоге (перед поездкой) получается такой документ: «Таблица учета пробега, расхода и стоимости топлива по маршруту» (перейдя по ссылке, можно увидеть эту таблицу «вживую»):

Расчет маршрута поездки по Европе на авто

Таблица настраиваемая — то есть, подойдет для любого автомобиля.

Настройки расчета в ней определяет пользователь (вы).

Левая часть этой таблицы рассчитывается автоматически (примитивные формулы в Excel). Правую часть таблицы я заполняю «по факту», в процессе поездки, прямо на заправках (для статистики и учета).

Данные в таблицу вводятся только в белые ячейки, данные в желтых — вычисляются автоматически. Для расчета нужно ввести только планируемый (расчетный) пробег между выбранными АЗС, расход и цену топлива, остальные данные будут рассчитаны на основе введенной информации. 

Из данной таблицы, я в поездке сразу вижу: на каком пробеге (по одометру) будет следующая заправка (я сбрасываю счетчик на заправках), сколько топлива останется в баке перед очередной заправкой, сколько его должно быть после заправки, сколько литров нужно заправить и сколько денег это будет стоить.

Если есть желание, то ознакомиться подробно с «программой» расчета расхода топлива и его стоимости, можно в отдельной заметке. Там есть все подробные указания по использованию этой таблицы, и там же можно ее скачать.

Способ расчета маршрута от АЗС до АЗС, с максимально точным учетом пробега и расхода топлива между этими заправками, позволяет учесть расходы на топливо в поездке с точностью порядка 1%.

Такая точность не всегда нужна (зачастую, достаточно общей прикидки, особенно, если маршрут не очень длинный), тем не менее, думаю, что кому-то может и понравится такая детализация.

Рекомендую точно рассчитывать длинные маршруты, а также выполнять детальный расчет, если денег на поездку немного. Этот расчет еще на этапе планирования позволит вам существенно уточнить смету расходов на поездку. 

Перед поездкой, расходы на топливо можно уточнить по текущим ценам на него. Особенно это удобно делать, если для расчета маршрута поездки используется автоматизированная таблица упомянутая выше.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную определению точного расхода топлива и стоимости на него при поездках по Европе, подбору АЗС для заправки в Европе, а также способу точного определения расходов на движение по маршруту, я закончу. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх