09 Мар 2018

Топливо и особенности заправки автомобиля в Европе

 

 

Автомобильное топливо в Европе

В этой заметке кратко собрана вся информация по видам топлива и особенностям заправки автомобиля на АЗС в странах Европы.

Обратите внимание:

Вся информация о топливе, его маркировке, особенностях заправки и т.п. изложенная ниже в этой заметке — в равной степени применима к любой стране Европы, то есть универсальна.

Больших различий по странам вы там не увидите. Все будет примерно так, как описано в этой заметке (плюс-минус немножко).

Если кратко, то всё как у нас (в России). Заправится можно всегда и без проблем, газовые заправки есть, качество топлива переменное, цены ломовые. 

Существенных особенностей нет. Есть ряд небольших отличий,  о которых и пойдет речь ниже. Тем не менее, в порядке общего ознакомления с ситуацией, продолжу.

 

Какой бензин есть в Европе

Бензин в Европе в основном АИ-95 и АИ-98 (ну и выше есть, АИ-100). На маленьких заправках бывает так, что там может быть только 95-й бензин (это основной и самый популярный вид бензина в Европе). Большие АЗС предлагают более широкий выбор.

Бензин АИ-92 (91, 93) встречается только в некоторых странах: в Германии, в Словакии, в Австрии (заправлялся 92-м бензином в 2018 году на заправке возле Граца — сам удивился) и в основном на небольших (как вариант — сельских) заправках, но в общем случае, на европейских заправках его наличие нехарактерно.

В общем, в основном АИ-95 и АИ-98. Если дома заправляетесь АИ-92 (91, 93), то сильно на его наличие на европейских АЗС не рассчитывайте. Готовьтесь заправляться 95-м.

Бензина типа АИ-80 и т.п. муры — на заправках Европы автор ни разу не видел (и сильно сомневается, что он там вообще есть, и что он вообще там разрешен к производству).

Этилированного бензина в Европе уже давно нигде нет (впрочем, как и в России) — здесь можно не беспокоиться, об этом уже экологи побеспокоились.

 

 

 

Маркировка бензина (октановое число)

Маркировка бензина в Европе по октановому числу (ОЧ) ничем не отличается от принятой в России: 92 (91, 93), 95, 98, 100 — цифры ОЧ абсолютно те же, что и у нас. И значат они то же самое.

Октановое число бензина в Европе (во всех странах) всегда определяется по RON — т.е. по исследовательскому методу.
То есть, это то же самое, что наше (российское) обозначение — «АИ».

Маркировка ОЧ по RON (=АИ) всегда пишется на колонках вместе с названием топлива (о названиях сортов бензина чуть ниже).

Иногда в некоторых странах, дополнительно может быть указана и маркировка ОЧ бензина по MON (моторному методу), но это всегда будет указано явно, не перепутаете. И маркировка по RON при этом всегда тоже будет присутствовать на колонке как основная (см. фото ниже).

Но если на колонке в Европе указана всего одна цифра — то это всегда ОЧ бензина по RON (т.е. соответствует нашему «АИ»).

Все картинки ниже — кликабельны:

Маркировка бензина на европейских АЗС

Это австрийская «OMV» на фото выше.

На первой же колонке написано: «Super 95» — это и есть маркировка топлива: бензин марки «Супер», октановое число АИ-95 — если перевести на русский. На третьей — «Performance Super 100 Plus» — это бензин АИ-100, если отбросить понты маркетинговые уловки и назвать вещь своим именем.

Вот германская «Аral». На этой заправке даже АИ-91 есть, о чем писалось выше, см. самую дальнюю колонку (кликните картинку для увеличения):

Маркировка бензина на европейских АЗС

Вот Польша (видны ОЧ сортов бензина):

Маркировка бензина на европейских АЗС

И, кстати, видно обозначение «Е5» — о нем ниже, в разделе про биотопливо.

Вот Франция. Там встречается маркировка октанового числа как по RON — в качестве основной, так иногда на колонках указывается и маркировка по MON (моторному методу, см. надписи над пистолетом), но привычная нам RON — в Европе всегда основная и на виду

Маркировка бензина на европейских АЗС

Название топлива «Supreme+ SP98» — это чистый АИ-98. «Super SP95-Е10» — это АИ-95, в который добавлено 10% этилового спирта — про это подробнее, чуть ниже.

Буквы «SP» в названии марок топлива — это «sans plomb» — «без свинца», т.е. неэтилированный. Но такую маркировку (SP) вы уже редко где встретите, поскольку в Европе (даже в Албании) весь бензин sans plomb по умолчанию. Можно лишний раз не уточнять.

И так по всем странам Европы. Циферки на колонках везде знакомые. В общем, не могу припомнить ни одного случая, когда бы я не мог понять, какой пистолет мне вставить в бак. И вы на этот счет не волнуйтесь — разберетесь.

 

Названия марок бензина в Европе

По названию марок бензина ориентироваться сильно не нужно, потому что единой системы нет. Смотрите всегда на циферки ОЧ на колонке (они всегда там есть) и этого будет вполне достаточно.

Названия сортов бензина по разным странам могут быть разные, а цифры октанового числа (АИ) — всегда будут одинаковые.

Если что, то АИ-92 (91, 93) — обычно называется просто словом «бензин» на национальном языке. Иногда встречается название «regular», на американский лад, но это не часто. В основном АИ-92 называется просто словом «бензин».

Например у немцев, так и пишут «benzin» (см. фото заправки «Aral» выше), то же и в других странах, где он есть. Могут иногда обозвать его и на английском — «petrol».

Бензин АИ-95 — обычно называется словом «супер» (super), это практически по всем странам Европы так. Во всяком случае, автор другого названия для АИ-95 не встречал ни в одной из стран. В общем, «Super» — установившийся и прижившийся в Европе вариант названия для АИ-95.

Бензины АИ-98 и АИ-100 — в основном называются производными от слова «супер» в превосходной степени, иногда с приставками: «supreme», «supreme+», «super+», «super max», «super power» и т.д. Иногда встречаются варианты названий вроде «Extra», «Ultimate» и т.п. — в общем, кто во что горазд — единого стандарта названия нет по всей Европе.

Но на АЗС в Европе смотрите всегда на цифры октанового числа указанные на колонке — они всегда те же, что и у нас, и этого будет достаточно.

Про разницу в сортах дизельного топлива не скажу. Его там (бывает) куча сортов, но чем одно отличается от другого, не могу знать. Так же, как и не скажу и про его качество. Гуглите дополнительно.

 

Качество бензина в Европе

Качество бензина в Европе (даже на маленьких, не сетевых, не брендовых заправках) — всегда достаточно хорошее.

Во всяком случае, автору этой заметки ни разу не попадалось явно плохое топливо, а заправлялся он там много-много раз (сорок тысяч километров проехал по Европе, то есть раз 80 или 90 заправлялся там в разных странах). 

Но и все рассказы о том, что в Европе всё топливо исключительно хорошее, отличное и замечательное — сказки. Мечты. Всё, как и в России. На одной заправке заправишься — автомобиль вроде едет. На другой заправишься — летит.

Причем, эти заправки при этом могут быть одного бренда (т.е. бренд — это еще не показатель качества, даже такой как «Shell» или «ВР», например).

Но в общем, бензин в Европе всегда нормальный. Бывает чуть лучше, бывает чуть хуже, но в принципе, всегда ОК. Ехать можно. Заправляйтесь без опаски.

Отсюда же, кстати, и ответ на вопрос страждущих: «как выбрать хорошую заправку в Европе?» (варианты: «Какие АСЗ в Европе с самым качественным топливом?», «Как найти заправку с самым лучшим бензином?» и т.п.).

Ответ на него прост, но жесток: никак. Как повезет.

Для уменьшения вероятности неприятных последствий (что и так маловероятно), могу лишь порекомендовать выбирать для заправки все-таки большие, сетевые, брендовые АЗС.

Но и рассчитывать, что на них топливо всегда будет супер, тоже явно не стоит. Как повезет. Ну, хотя бы явной муры там в бак не нальют (но и цена будет чуть выше).

 

Газовые заправки в Европе

Газовые заправки сжиженным газом (пропан) — встречаются в одних странах почаще, в других пореже, но в целом они есть, и их можно найти. Метановые заправки (сжатый газ), тоже попадаются, но гораздо реже пропановых (впрочем, как и у нас).

Цена на сжиженный газ — (примерно) в половину цены бензина в данной стране (о ценах по странам, см. чуть ниже информацию), что опять же, как и у нас в стране (в РФ).

Из особенностей газовых заправок — скорее всего, вы будете подключать шланг и снимать его по окончанию заправки с баллона, самостоятельно. Во многих случаях, какого-то специально обученного человека, который сделает это за вас, вы можете на заправке не обнаружить.

Как найти газовые заправки — см. чуть ниже.

 

Биотопливо в Европе

На заправках в Европе попадается также так называемое «биотопливо» — с повышенным содержанием в нем этилового спирта (оно, вроде как более экологичным считается), маркируется обычно буквой «Е» (от «ethanol» — этиловый спирт). 

Есть «эко-бензин» с относительно небольшим содержанием спирта, до 5-15%. Обычно он также маркируется буквой «Е» с процентным указанием количества спирта, в добавление к основной марке бензина.

Например, сочетание «Е10» приписанное к названию топлива, означает, что в этом бензине содержится 10% этилового спирта.

Пример можно увидеть на фото французской заправки выше, или вот, например, на финской Neste (обратите внимание на подписи пистолетов и колонок, по клику — крупно):

Маркировка бензина на европейских АЗС

Название бензина «95Е10» означает, что это АИ-95, в который добавлено 10% этилового спирта. Название «98Е5» — это АИ-98 с 5% спирта. В принципе, достаточно стандартный для Европы вариант.

Но в Европе есть также и бензин с гораздо большим содержанием спирта. По сути, это уже не бензин со спиртом, а спирт с бензином. Обозначается такой «бензин» просто буквой «Е», с указанием процентного содержания спирта.

Если с обычным топливом (бензином) с добавлением небольшого процента этилового спирта вопросов нет, его лить можно без вопросов и проблем, (а иногда вам ничего другого и не предложат просто на выбор), то с топливом на основе спирта с небольшим добавлением бензина — вопросов больше.

Заправляться таким топливом, или нет — решать вам. В общем случае, конечно, спирт горит немного не так, как бензин, т.е. двигатель будет работать не в характерном (не в расчетном) режиме, при использовании такого топлива.

Но, тем не менее, автор как-то раз (эксперимента ради), залил бак таким топливом (в Венгрии дело было, бензин назывался «Е-85», т.е. 85% спирта) — ничего так машинка шла на нем, весело. Расход даже чуть поменьше был, чем на чистом бензине.

При этом, говорят, что такое топливо хорошо промывает топливную систему (форсунки, фильтры), но длительное (постоянное) его использование — вредит двигателю.

Уточнение этих фактов, а также решение — заправляться таким топливом, или нет, целиком оставляю на ваше усмотрение. На всякий случай так же скажу, что октановое число такого топлива по MON = 87, что соответствует нашему АИ-98 (по RON).

Но на крайний случай, им можно заправляться точно, проверял лично (двигатель Евро-3, инжектор, 16 клапанов, штатное топливо АИ-92, резервное АИ-95 (по инструкции) — это параметры моего автомобиля), все прошло без малейших последствий. Катализатор и лямбды тоже не пострадали.

 

 

 

Стоимость топлива и некоторые особенности ценообразования в Европе

Цена топлива на европейских заправках почти всегда обозначается с тысячными долями евро, что при первом взгляде несколько шокирует (потом привыкаешь).

Например, цена запросто может быть указана как 1549 (евро). Это значит, что цена литра — 1 евро и 54,9 цента (вот на фото Германия, для примера):

Стоимость топлива на АЗС в Европе

Обратите также внимание на название марок бензина на стенде (это к вопросу о том, как называются разные марки бензина в Европе, вот вам практический пример у немцев): «benzin» — это АИ-91 (92,93), «super» — это АИ-95, а «super plus» — это АИ-98. 

Но про цену. Зачастую, цены за литр топлива на соседних заправках отличаются именно значением этих десятых долей евроцента. При расчете за топливо банковской картой это будет учтено. При расчете наличными — округлено до целых центов.

Пара особенностей ценообразования стоимости топлива на европейских АЗС. Самое дорогое топливо — на больших (брендовых или нет не важно) трассовых заправках, находящихся на магистралях. Цены на них вполне могут быть на 5-10, а иногда и на 15 центов выше, чем на заправках находящихся в черте городов.

На заправках, которые находятся в черте городов (или поселков), цена, как правило, чуть ниже, чем на трассовых, но чтобы заправиться на них, это нужно съехать с магистрали, что в свою очередь, ведет к потере времени.

Самое дешевое топливо — встречается на автоматических заправках находящихся возле крупных торговых центров (моллов) типа «Ашан», «Метро» и т.п. заведений. Как правило, такие центры находятся ближе к окраинам городов.

Но автоматические заправки — это нечто особое. В общем случае, старайтесь их все-таки избегать, если вы не владеете местным (или английским) языком. Почему так — рассказано ниже.

Правда, зачастую, на этих заправках есть еще и очереди, и немаленькие (но это днём). Зато цена там на 10-20 центов ниже средней (эту разницу оплачивают торговцы), но зато таким образом, они привлекают дополнительных клиентов. 

Если рядом находятся сразу несколько АЗС, то цена топлива на них будет чуть меньше средней (конкуренция), но если заправка одна на трассе (плюс-минус пятьдесят километров ни одной заправки), то, скорее всего, цена на ней будет задрана — это, в общем, как и везде.

 

Средняя цена топлива по странам

Средние цены на топливо по странам Европы, можно посмотреть по ссылке. Там приведена автоматически обновляющаяся примерно раз в 10 дней табличка, в которой указаны средние цены топлива на АЗС во всех странах Европы.

Если вдруг ссылка выше не работает, то цены на топливо можно глянуть здесь (аналогичная таблица, но из другого источника).

 

 

Карта с заправками (АЗС) в Европе

Такой карты на самом деле нет, и не ищите даже. По нынешним временам, какая-то специальная карта заправок в Европе, или в какой-то отдельной стране Европы, не нужна совсем. Поэтому ее и нет.

Отдельные карты (по брендам АЗС), возможно и есть (у каждого бренда свои, как у «Лукойла», например), а общей нет. Ведь кроме брендовых, есть еще масса более мелких заправок, у которых нет своих карт.

Как найти заправки в Европе заранее? При подготовке к поездке, просто открывайте карты Гугл или Яндекс в нужном вам районе, вводите в поле поиска на картах Гугла или Яндекса слово «АЗС» или «gas station», нажимайте кнопку «Найти», и будет вам счастье. Увидите все заправки в интересующем вас районе.

Кликните по ссылкам выше, и увидите реальные результаты поиска АЗС. Или вот, карта с результатами поиска АЗС (по клику на картинку — переход на реальную карту в новом окне):

Карта АЗС в Европе

 

Нужно найти газовые заправки? Не вопрос! Набирайте в поиске на картах фразу «gas station LPG» для поиска пропановых АЗС (сжиженный газ), или «gas station CNG» для поиска метановых заправок (сжатый газ).

Кликните по ссылкам чуть выше, или на картинку ниже, увидите реальную карту с результатами поиска газовых АЗС (в новом окне):

Карта газовых АЗС в Европе

Проверьте сами как это работает, перейдя по ссылкам или кликнув на рисунки карт.

Выбирайте, что вам лучше подходит и пользуйтесь. Но из личной практики, рекомендую для поиска АЗС по Европе — Гугл, по России — Яндекс. Хотя и тот и другой неплохо справляются везде.

Более подробно (но длинно, предупреждаю сразу) вопрос заблаговременного выбора АЗС при планировании поездки по Европе — рассмотрен в отдельной заметке.

Во время же выполнения практической поездки, (если вы не озаботились подбором АЗС по маршруту заранее), любая толковая навигационная программа, снабженная правильным файлом POI, покажет вам на экране все заправки в радиусе заданном вами. Но это уже зависит от вашего умения пользоваться навигатором.

Про подготовку и использование навигатора в дальней поездке — есть отдельная заметка.
Рекомендации по работе с навигатором в дальней поездке — описаны отдельно.
Обе заметки рекомендуются тем, кто готовится к выполнению первой дальней поездки (неважно, по Европе или по России).

 

 

АЗС и процесс заправки автомобиля топливом в Европе

С заправкой автомобиля в процессе поездки по Европе проблем никогда не возникает. Заправок там изрядное количество, и найти место где можно плеснуть в бак немного бензина, обычно не составляет труда в любой стране.

При большинстве трассовых АЗС обычно есть бесплатная стоянка, магазин (от небольшого, до супер-маркета), небольшое, а иногда и большое кафе, туалет, иногда и душ. Кофе на заправках, как правило, достойный.

Туалеты на заправках почти везде чистые и почти всегда бесплатные (для клиентов), но, бывает, и просят за них денюжку (это редко, но пару раз я с таким жлобством сталкивался, в Бельгии, по-моему). Душ — за дополнительную плату почти всегда.

На маленьких и не брендовых заправках (особенно в городах), может и не быть ничего из вышеперечисленного, кроме пары-тройки заправочных колонок. Впрочем, маленький магазинчик (вода, напитки, сникерсы, а также автомелочевка), при них тоже есть всегда, как правило.

 

 

 

Как заправлять автомобиль в Европе

Процесс заправки отличается от российского следующим: оплата всегда производится после заправки, и не нужно никуда идти и говорить, какая колонка и сколько литров (топливо измеряется в литрах в Европе — некоторых интересует этот момент).

Бензин льется сразу после нажатия на курок заправочного пистолета. 

Во всех странах Европы (в т.ч. и на Балканах), оплата заправки производится постфактум, то есть после заправки.

Нигде другого принципа оплаты мне не попадалось (может где-то и есть там заправки, где нужно заранее оплачивать топливо, но мне они не встречались). В принципе, заранее у вас снимет деньги автоматическая заправка, но о них — чуть ниже.

То есть, вы вначале заправляетесь, а потом рассчитываетесь, именно в такой последовательности и никак иначе. Впрочем, потихоньку и в России начался переход на эту систему (наконец-то!).

К этому факту (бензин льется сразу) настолько привыкаешь при долгих поездках по Европе, что потом при въезде в Беларусь начинаешь тупить на первой заправке там.

Подъезжаешь к колонке, вставляешь пистолет в бак, нажимаешь курок и недоумеваешь: а почему не льется? Потом: Ба! Да я же уже не в той Европе… надо сходить к оператору отметиться…

Особенностей же самой заправки никаких нет. Подъехали, стали в очередь (бывает), подъехали к колонке, нужный пистолет в бак, курок нажали — бензин сразу пошел (и это поначалу удивляет). Заправку закончили — идем рассчитываться.

Машину оставляем у колонки. Не пытайтесь подъехать к зданию на ней, все равно, пока вы не рассчитаетесь, другой водитель не сможет начать заправку, а сотрудники могут подумать, что вы пытаетесь уехать не заплатив. 

Заходим внутрь здания, находим там кассу, улыбаемся, здороваемся, называем номер колонки (желательно на местном или на английском, как минимум, наречии), если нет (не знаете языка), показываем на пальцах девушке за кассой номер вашей колонки (не подъезжайте в таком случае к шестнадцатой колонке ее номер на пальцах показывать неудобно : ) или пишем его на бумажке. 

Проверяем сумму и литраж на мониторе кассы (чтобы убедиться, что вас правильно поняли, и вы рассчитываетесь за свою заправку). Рассчитываемся кредиткой или наличными, забираем чек, улыбаемся и машем.

Будьте внимательны, на некоторых заправках есть по две кассы (или даже больше): одна касса для магазина и кафе, другая — для расчетов за топливо, впрочем, вам всегда подскажут если что. 

Если расчет производится наличными, то оплата возможна только в валюте той страны, в которой находится АЗС. В Польше — злотыми, в Чехии — кронами, в Хорватии — кунами и т.д.

Если расчет производится по банковской карте (а не нужно и придумывать ничего, оплачивайте топливо всегда картой), то валюта счета вашей карты, значения, разумеется, не имеет.

Если у вас нет с собой наличных евро (или местных тугриков, в тех странах, где валюта отлична от евро), то перед заправкой на всякий случай все же лучше поинтересуйтесь у кого-то из сотрудников, из тех, кто ошивается на улице: можно ли оплатить заправку картой?

Впрочем, ситуация, когда кредитки на АЗС почему-то не принимаются, в Европе крайне редки (я ни разу не сталкивался), а значит, этим советом можно и пренебречь.

Карты в Европе принимаются всегда и везде (на заправках точно), но может просто сложиться ситуация, когда пропала, допустим, связь с банком, и расчет по карте произвести технически невозможно в данный момент

Если у вас есть с собой наличка, то без проблем вообще, заправляйтесь спокойно, если вдруг что-то с карточкой не пойдет — рассчитаетесь наличными. 

 

Автоматические заправки (АЗС) или автоматические колонки на обычных АЗС

В Европе встречаются как полностью автоматические АЗС (т.е. работающие без оператора), так и на обычных АЗС встречаются иногда полностью автоматические заправочные колонки (например, на АЗС может быть 6 колонок обычных, и пара автоматических  и т.п. варианты).

Автоматическая колонка хороша тем, что с ее помощью можно сразу рассчитаться за заправляемое топлива (не нужно ходить к оператору и т.п.). Но при этом, она несет в себе и некоторые проблемы взаимопонимания, т.е. порядка действий при заправке.

Так вот, совет вам (хороший):

Никогда не связывайтесь с автоматическими заправками (или колонками), если вы недостаточно хорошо знаете английский (или местный) язык.

В принципе, в заправке на автоматической колонке нет ничего сложного, а инструкция на английском всегда приведена или на ней, или пишется на ее экране, но ее же (инструкцию эту) нужно прочитать и понять.

И выполнять все действия с колонкой строго в той последовательности, в которой их требует выполнять эта инструкция. Тогда нет ничего сложного. Но если не знать язык… то возникают проблемы.

Сам процесс заправки на автоматической АЗС прост (опишу в двух словах, хотя, от автомата к автомату он может и различаться, вот в чем беда, так что не спешите заучивать инструкцию ниже): 

  • На первом экране колонки выбрали нужный язык (английский).
  • Далее действуем строго по инструкциям появляющимся на экране: 
    • вставили карту в слот;
    • выбрали вид топлива и количество литров к заправке (или «до полного»);
    • ввели ПИН-код (на карте заблокируется необходимая сумма денег для заправки выбранным объемом топлива, а при выборе «заправка до полного», заблокируется сумма* необходимая для заправки примерно 80 литров (зависит от настроек), это может быть сумма порядка 110-150 евро);
    • по команде автомата забрали карту;
    • по команде вставили пистолет с нужным видом топлива в бак и начали заправку до выбранного значения (или до полного бака);
    • по окончании заправки повесили пистолет на место;
    • с карты спишется сумма потраченная на топливо по факту, остальная сумма разблокируется*;
    • нажали кнопку «выдать чек» (по желанию).
  • Всё. Сели в машину и поехали.

* ПРИМЕЧАНИЕ.
Вот эти моменты: «заблокируется сумма» и «сумма разблокируется» — это еще один повод избегать использования автоматических АЗС.
Потому что обычно, сумма остатка разблокируется на карте сразу (ну, в течении дня, может, следующего дня), но в отдельных случаях, разблокировка средств может занять до 14 дней. 
И заправившись раз десять на автоматических АЗС, вы можете обнаружить, что у вас на карте заблокировано несколько сотен евро… (здесь нет причин волноваться, они вернутся обязательно, вопрос только «когда?»).
А они нужны в поездке. 

Поэтому, подумайте дважды: «а нужна ли мне автоматическая колонка, или, может, заправиться на обычной?» и примите правильное решение (не нужна).

И еще одна проблема: Колонки разных операторов могут иметь разное меню, и разный порядок действий. Поэтому, не используйте инструкцию выше, как догму.

Где-то вводится количество литров, где-то сумма денег, где-то заливай топлива сколько хочешь (обычно до 80 литров). Порядок действий тоже может меняться: где-то суешь сначала карту, потом пистолет, где-то сначала пистолет, затем карту.

Единой методики на автоматических АЗС нет, а запутаться там легко, и поэтому надо внимательно читать (и понимать!), что пишет вам автомат на экране. Если вы знаете язык — нет проблем.

Если нет, смотрите мой совет выше. Или прибегните к помощи кого-либо из местных (того, например, кто стоит в очереди следующим за вами, в конце концов это в его интересах, чтобы вы его не задерживали).

Но лучше всего, не связывайтесь с автоматами при незнании языка. Заправляйтесь на обычных АЗС (не автоматических), и на обычных колонках. И никаких проблем у вас не будет.

Особенность: при заправке «до полного», автомат вам даст сделать три отсечки, после чего выключится (посчитает, что заправка закончена). Если любите заправляться «с горкой», то есть так, чтобы из горлышка лилось — имейте эту особенность в виду, на автоматической АЗС это сделать сложно.

 

 *   *   *   *   *

На этом, эту короткую заметку про особенности заправки автомобиля в Европе, про работу с автоматическими АЗС, а также, про виды топлива продающиеся на европейских АЗС, я закончу. 

 

2 коммент. “Топливо и особенности заправки автомобиля в Европе

  1. Заправки и оплата проезда пор платным дорогам: https://youtu.be/yxbEzSB_iZo

  2. По ссылке чуть выше — довольно бестолковое видео (8 мин) об оплате заправок и об оплате платных дорог какими-то нашими туристами в Европе.
    Парни учатся заправляться и оплачивать дороги «на ходу».
    Так тоже можно делать (учиться на ходу), но если говорить о заправке авто, то лучше почитать эту заметку (в ней гораздо подробнее всё описано), а про то, как оплачивать дороги (магистрали) в Европе, можно прочитать по ссылке. Там тоже все очень детально.
    Если бы авторы видео выше ознакомились с моей заметкой об оплате дорог заранее, у них было бы куда меньше вопросов при выполнении поездки…
    Тем не менее, удалять эту ссылку не стал, кому интересно, можете глянуть если не жалко 8 минут (некоторым, бывает, лучше увидеть, чем прочитать).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх