09 Мар 2018

Топливо и особенности заправки автомобиля в Европе

 

 

Автомобильное топливо в Европе

В этой заметке кратко собрана вся информация по заправке автомобиля в странах Европы. Если кратко, то всё как у нас (в России). Заправится можно всегда и без проблем, газовые заправки есть, качество топлива переменное, цены ломовые. 

Существенных особенностей нет. Есть ряд небольших отличий,  о которых и пойдет речь ниже. Тем не менее, в порядке общего ознакомления с ситуацией, продолжу.

Какой бензин есть в Европе? Бензин в Европе в основном АИ-95 и АИ-98 (ну и выше есть). На маленьких заправках бывает так, что есть только 95-й (это основной бензин в Европе).

Бензин АИ-92 (91, 93) встречается только в некоторых странах: в Германии, в Словакии, в Австрии (заправлялся 92-м бензином в 2018 году на заправке возле Граца — сам удивился) и в основном на небольших (как вариант — сельских) заправках, но в общем случае, на европейских заправках его наличие нехарактерно.

В основном, АИ-95 и АИ-98. Этилированного бензина в Европе уже давно нет (впрочем, как и в России) — здесь можно не беспокоиться, об этом уже экологи побеспокоились.

Маркировка бензина ничем не отличается от принятой в России: 92, 95, 98, 100 — цифры абсолютно те же, что и у нас (все картинки кликабельны):

Маркировка бензина на европейских АЗС

Это австрийская «OMV» на фото выше. Вот германская «Аral» (на этой заправке даже АИ-91 есть, о чем писалось выше, см. самую дальнюю колонку):

Маркировка бензина на европейских АЗС

Вот Польша:

Маркировка бензина на европейских АЗС

Вот Франция. Там встречается маркировка октанового числа как по RON — в качестве основной (по исследовательскому методу, т.е. это то же, что и наше «АИ»), так иногда указывается и маркировка по MON (моторному методу, см. надписи над пистолетом), но привычная нам RON — в Европе всегда основная и на виду

Маркировка бензина на европейских АЗС

(буквы «SP» в названии марок топлива — это «sans plomb» — «без свинца», т.е. неэтилированный).

Но такую маркировку вы редко встретите, поскольку в Европе (даже в Албании) весь бензин sans plomb по умолчанию. Можно лишний раз не уточнять. Про обозначение «Е10» в маркировке, расскажу чуть ниже.

И так по всем странам Европы. Циферки на колонках везде знакомые. В общем, не могу припомнить ни одного случая, когда бы я не мог понять, какой пистолет мне вставить в бак. И вы на этот счет не волнуйтесь — разберетесь.

По названию марок бензина ориентироваться сильно не нужно. Смотрите на циферки и этого будет вполне достаточно. Маркировки (названия) по странам могут быть разные, а цифры октанового числа (АИ) — всегда одинаковые.

Если что, то АИ-92 (91, 93) — обычно называется просто словом «бензин» на национальном языке (иногда встречается название «regular», на американский лад), АИ-95 — обычно называется «супер», АИ-98 и АИ-100 — производные от слова «супер» — «supreme», «supreme+», «super+», «super max» и т.д.

Но смотрите всегда на цифры, они те же, что и у нас, и этого достаточно.

Про разницу в сортах дизельного топлива не скажу. Его там (бывает) куча сортов, но чем одно отличается от другого, не могу знать. Так же, как и не скажу и про его качество. Гуглите дополнительно.

Качество бензина (даже на маленьких, не сетевых, не брендовых заправках) — достаточно хорошее. Во всяком случае, мне ни разу не попадалось явно плохое топливо (а заправлялся я там много-много раз — сорок тысяч километров проехал по Европе). 

Но и рассказы о том, что в Европе всё топливо исключительно хорошее, отличное и замечательное — сказки. Мечты. Всё, как и в России. На одной заправке заправишься — автомобиль вроде едет. На другой заправишься — летит.

Причем, эти заправки при этом могут быть одного бренда (т.е. бренд — это еще не показатель качества, даже такой как «Shell», например). Но в общем, бензин всегда нормальный. Бывает чуть лучше, бывает чуть хуже, но в принципе, всегда ОК. Ехать можно.

Отсюда же, и ответ на вопрос страждущих: «как выбрать хорошую заправку в Европе?» («заправку с лучшим бензином?», «с самым качественным топливом?» и т.п.).
Ответ на него жесток, но прост: никак.

Для уменьшения вероятности неприятных последствий (что и так маловероятно), могу лишь порекомендовать выбирать для заправки все-таки большие, сетевые, брендовые АЗС.

Но и рассчитывать, что на них топливо всегда будет супер, тоже не стоит. Как повезет. Ну, хотя бы явной муры там в бак не нальют. (Но и цена будет чуть выше).

Газовые заправки сжиженным газом (пропан) — встречаются в одних странах почаще, в других пореже, но в целом они есть. Метановые заправки (сжатый газ), тоже попадаются, но гораздо реже пропановых. Цена на сжиженный газ — как и у нас (примерно) в половину цены бензина.

На заправках в Европе попадается также так называемое «биотопливо» — с повышенным содержанием в нем этилового спирта (оно, вроде как, более экологичным считается), маркируется обычно буквой «Е» (от «ethanol» — этиловый спирт). 

Есть «эко-бензин» с относительно небольшим содержанием спирта, до 5-15%. Обычно он также маркируется буквой «Е» с процентным указанием количества спирта, в добавление к основной марке бензина.

Например, сочетание «Е10» приписанное к названию топлива, означает, что в этом бензине содержится 10% этилового спирта.

Пример можно увидеть на фото французской заправки выше, или вот, например, на финской Neste (обратите внимание на подписи пистолетов и колонок, по клику — крупно):

Маркировка бензина на европейских АЗС

Но в Европе есть также и бензин с гораздо большим содержанием спирта. По сути, это уже не бензин со спиртом, а спирт с бензином. Обозначается такой «бензин» просто буквой «Е», с указанием процентного содержания спирта.

Если с обычным топливом (бензином) с добавлением небольшого процента этилового спирта вопросов нет, его лить можно без вопросов и проблем, (а иногда вам ничего другого и не предложат просто на выбор), то с топливом на основе спирта с небольшим добавлением бензина — вопросов больше.

Заправляться таким топливом, или нет — решать вам. В общем случае, конечно, спирт горит немного не так, как бензин, т.е. двигатель будет работать не в характерном (не в расчетном) режиме, при использовании такого топлива.

Но, тем не менее, я как-то раз (эксперимента ради), залил бак таким топливом (в Венгрии дело было, бензин назывался «Е-85», т.е. 85% спирта) — ничего так машинка шла на нем, весело. Расход даже чуть поменьше был, чем на чистом бензине.

При этом, говорят, что такое топливо хорошо промывает топливную систему (форсунки, фильтры), но длительное (постоянное) его использование — вредит двигателю.

Уточнение этих фактов, а также решение — заправляться таким топливом, или нет, целиком оставляю на ваше усмотрение. На всякий случай так же скажу, что октановое число такого топлива по MON = 87, что соответствует нашему АИ-98 (по RON).

Но на крайний случай, им можно заправляться точно, проверял лично (двигатель Евро-3, инжектор, 16 клапанов, штатное топливо АИ-92, резервное АИ-95 (по инструкции) — это параметры моего автомобиля), все прошло без малейших последствий. Катализатор и лямбды тоже не пострадали.

 

 

 

Стоимость топлива и некоторые особенности ценообразования в Европе

Во-первых, цена топлива на европейских заправках обозначается с тысячными долями евро. Например, цена запросто может быть указана как 1549 (евро). Это значит, что цена литра — 1 евро и 54,9 цента (вот Германия, для примера):

Стоимость топлива на АЗС в Европе

Не пугайтесь, это «конкуренция» у них так работает. Зачастую, цены за литр топлива на соседних заправках отличаются именно значением этих десятых долей евроцента. При расчете за топливо банковской картой это будет учтено. При расчете наличными — округлено до целых центов.

Пара особенностей ценообразования стоимости топлива на европейских АЗС. Самое дорогое топливо — на больших трассовых заправках, находящихся на магистралях. Цены на них могут быть на 10-15 центов выше, чем на заправках находящихся в черте городов.

Самое дешевое топливо — встречается на автоматических заправках находящихся возле крупных торговых центров («Ашан», «Метро» и т.п.). Правда, зачастую, на этих заправках есть еще и очереди, и немаленькие (но это днём). Зато цена на 10-20 центов ниже средней. 

Если рядом находятся сразу несколько АЗС, то цена топлива на них будет чуть меньше средней (конкуренция), но если заправка одна на трассе (плюс-минус пятьдесят километров ни одной заправки), то, скорее всего, цена на ней будет задрана.

Средние цены на топливо по странам Европы, можно посмотреть по ссылке. Там приведена автоматически обновляющаяся примерно раз в 10 дней табличка, в которой указаны средние цены топлива на АЗС в Европе.

Если вдруг ссылка выше не работает, то цены на топливо можно глянуть здесь (аналогичная таблица, но из другого источника).

 

Карта с заправками (АЗС) в Европе

По нынешним временам какая-то специальная карта заправок в Европе, или в какой-то отдельной стране Европы и не нужна совсем.

Да и нет её, как таковой. Отдельные карты (по брендам АЗС), возможно и есть (у каждого бренда свои, как у «Лукойла», например), а общей нет. Да и не нужна она. Ведь кроме брендовых, есть еще масса более мелких заправок, у которых нет своих карт.

Как найти заправки в Европе заранее? При подготовке к поездке, просто открывайте карты Гугл или Яндекс в нужном вам районе, вводите в поле поиска слово «АЗС» или «gas station», нажимайте кнопку «Найти», и будет вам счастье. Увидите все заправки в интересующем вас районе.

Кликните по ссылкам выше, и увидите реальные результаты поиска АЗС. Или вот, карта с результатами поиска АЗС (по клику на картинку — переход на реальную карту в новом окне):

Карта АЗС в Европе

 

Нужно найти газовые заправки? Не вопрос! Набирайте в поиске «gas station LPG» для поиска пропановых АЗС (сжиженный газ), или «gas station CNG» для поиска метановых заправок (сжатый газ).

Кликните по ссылкам чуть выше, или на картинку ниже, увидите реальную карту с результатами поиска газовых АЗС (в новом окне):

Карта газовых АЗС в Европе

Проверьте сами как это работает, перейдя по ссылкам или кликнув на рисунки карт.

Выбирайте, что вам лучше подходит и пользуйтесь. Но из личной практики, рекомендую для поиска АЗС по Европе — Гугл, по России — Яндекс. Хотя и тот и другой неплохо справляются везде.

Более подробно (но длинно, предупреждаю сразу) вопрос заблаговременного выбора АЗС при планировании поездки по Европе — рассмотрен в отдельной заметке.

Во время же выполнения практической поездки, (если вы не озаботились подбором АЗС по маршруту заранее), любая толковая навигационная программа, снабженная правильным файлом POI, покажет вам на экране все заправки в радиусе заданном вами. Но это уже зависит от вашего умения пользоваться навигатором.

Про подготовку и использование навигатора в дальней поездке — есть отдельная заметка.
Рекомендации по работе с навигатором в дальней поездке — описаны отдельно.
Обе заметки рекомендуются тем, кто готовится к выполнению первой дальней поездки (неважно, по Европе или по России).

 

 

АЗС и процесс заправки автомобиля топливом в Европе

Процесс заправки отличается от российского следующим: оплата всегда производится после заправки, и не нужно никуда идти и говорить, какая колонка и сколько литров. Бензин льется сразу после нажатия на курок заправочного пистолета.

Во всех странах Европы (в т.ч. и на Балканах), оплата заправки производится постфактум, то есть после заправки.

Нигде другого принципа оплаты мне не попадалось. То есть, вы вначале заправляетесь, а потом рассчитываетесь, именно в такой последовательности и никак иначе. Впрочем, потихоньку и в России начался переход на эту систему (наконец-то!).

Особенностей же самой заправки никаких нет. Подъехали, стали в очередь (бывает), подъехали к колонке, нужный пистолет в бак, курок нажали — бензин сразу пошел (и это поначалу удивляет). Заправку закончили — идем рассчитываться. 

Машина стоит у колонки, не пытайтесь подъехать к зданию на ней, все равно, пока вы не рассчитаетесь, другой водитель не сможет начать заправку, а сотрудники могут подумать, что вы пытаетесь уехать не заплатив. 

Заходим внутрь здания, находим там кассу, улыбаемся, здороваемся, называем номер колонки (желательно на местном или на английском, как минимум, наречии), если нет (не знаете языка), показываем на пальцах девушке за кассой номер вашей колонки (не подъезжайте в таком случае к шестнадцатой колонке) или пишем его на бумажке. 

Проверяем сумму и литраж на мониторе кассы (чтобы убедиться, что вас правильно поняли, и вы рассчитываетесь за свою заправку). Рассчитываемся кредиткой или наличными, забираем чек, улыбаемся и машем.

Будьте внимательны, на некоторых заправках есть по две кассы (или даже больше): одна касса для магазина и кафе, другая — для расчетов за топливо, впрочем, вам всегда подскажут если что. 

При большинстве трассовых АЗС обычно есть бесплатная стоянка, магазин (от небольшого, до супер-маркета), небольшое, а иногда и большое кафе, туалет, иногда и душ. Кофе на заправках, как правило, достойный.

Туалеты на заправках почти везде чистые и почти всегда бесплатные (для клиентов), но, бывает, и просят за них денюжку (это редко, но пару раз я с таким жлобством сталкивался, в Бельгии, по-моему). Душ — за дополнительную плату почти всегда.

На маленьких и не брендовых заправках (особенно в городах), может и не быть ничего из вышеперечисленного, кроме пары-тройки заправочных колонок. Впрочем, маленький магазинчик (вода, напитки, сникерсы, а также автомелочевка), при них тоже есть всегда, как правило.

Если у вас нет с собой наличных евро (или местных тугриков), то перед заправкой на всякий случай все же лучше поинтересуйтесь у кого-то из сотрудников, из тех, кто ошивается на улице: можно ли оплатить заправку картой?

Впрочем, ситуация, когда кредитки почему-то не принимаются, в Европе крайне редки (я ни разу не сталкивался), а значит, этим советом можно и пренебречь.

Карты в Европе принимаются всегда и везде (на заправках точно), но может просто сложиться ситуация, когда пропала, допустим, связь с банком, и расчет по карте произвести технически невозможно в данный момент

Если у вас есть с собой наличка, то без проблем вообще, заправляйтесь спокойно, если вдруг что-то с карточкой не пойдет — рассчитаетесь наличными. 

 

Автоматические заправки (АЗС)

Совет (хороший):

Никогда не связывайтесь с автоматическими заправками, если вы недостаточно хорошо знаете английский (или местный) язык.

В принципе, там нет ничего сложного, а инструкция на английском всегда приведена на автомате, (или пишется на его экране), но ее же нужно прочитать и понять.

Сам процесс прост (опишу в двух словах, хотя, от автомата к автомату он может и различаться, вот в чем беда): 

  • На экране выбрали нужный язык (английский).
  • Далее действуем по инструкциям на экране: 
    • вставили карту в слот;
    • выбрали количество литров к заправке (или «до полного»);
    • ввели ПИН-код (на карте заблокируется необходимая сумма денег для заправки выбранным объемом топлива, а при выборе «заправка до полного», заблокируется сумма необходимая для заправки примерно 80 литров (зависит от настроек), это может быть сумма порядка 110-120 евро);
    • забрали карту;
    • по команде вставили пистолет с нужным видом топлива в бак и начали заправку до выбранного значения (или до полного бака);
    • по окончании заправки повесили пистолет на место;
    • с карты спишется сумма потраченная на топливо по факту, остальная сумма разблокируется;
    • нажали кнопку «выдать чек» (по желанию).
  • Всё. 

Но беда! Колонки разных операторов имеют разное меню, и разный порядок действий.

Где-то вводится количество литров, где-то сумма денег, где-то заливай топлива сколько хочешь (обычно до 80 литров). Порядок действий тоже может меняться: где-то суешь сначала карту, потом пистолет, где-то сначала пистолет, затем карту.

Единой методики нет, а запутаться там легко, и поэтому надо внимательно читать (и понимать!), что пишет вам автомат на экране. Если вы знаете язык — нет проблем.

Если нет, смотрите мой совет выше. Или прибегните к помощи кого-либо из местных (того, например, кто стоит в очереди следующим за вами). Но лучше не связывайтесь с автоматами при незнании языка

Особенность: при заправке «до полного», автомат вам даст сделать три отсечки, после чего выключится (посчитает, что заправка закончена). Если любите заправляться «с горкой», то есть так, чтобы из горлышка лилось — имейте эту особенность в виду, на автоматической АЗС это сделать сложно.

 

 *   *   *   *   *

На этом, эту короткую заметку про особенности заправки автомобиля в Европе, про работу с автоматическими АЗС, а также, про виды топлива продающиеся на европейских АЗС, я закончу. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх