Подготовка и использование навигатора в поездке по Европе

 

 

Подготовка автомобильного GPS-навигатора к поездке по Европе

Подготовка навигатора к поездке по Европе, заключается в обновлении программного обеспечения навигатора (по желанию), и навигационных карт и баз данных (обязательно), по тем странам, по которым планируется выполнение поездки.

Кроме этого, рекомендуется заранее составить, проверить и запрограммировать в навигатор планируемые маршруты передвижения между пунктами, которые планируется посетить в процессе поездки.

Кроме этого, рекомендуется создать резервную копию программы, карт и баз данных для навигатора (на независимом источнике: флешке или ноутбуке), а также подготовить и взять с собой бумажную версию списка точек планируемого маршрута поездки. 

О всех этих пунктах и пойдет речь ниже, в этой части заметки. Но прежде, два слова о том, какой навигатор подходит для поездки, а также, какое программное обеспечение к нему можно использовать.

 

Какой навигатор нужен для поездки в Европу

Два слова о самом навигаторе, и об его программном обеспечении. Какой навигатор подходит для поездки по Европе?

1. Для выполнения поездки по Европе, подойдет любой навигатор.
2. Модель, марка, цена, дополнительные функции навигатора — не имеют никакого решающего значения, главное, чтобы он безотказно работал.
3. Определяющими для успеха поездки, являются навигационная программа и используемые для нее карты
 (об этом, чуть ниже).

Таким образом, для навигатора, используемого в поездке, важно лишь, чтобы он работал без зависаний и тормозов, и имел актуальное навигационное обеспечение (карты и базы данных). Остальное — выдумки маркетологов. 

Желательно (но не обязательно), чтобы навигатор был не старше 5-7 лет «от роду», поскольку современные навигационные программы требуют все больше ресурсов, и более старые машины могут просто не справиться.

Более подробно вопрос о выборе навигатора для поездки в Европу (да и о выборе навигатора вообще), а также о том, какое программное обеспечение лучше использовать — раскрыт в отдельной заметке.

Заметка по ссылке выше для тех, кто слабо представляет, что это вообще за штука такая — автомобильный навигатор, и с какой стороны на него смотреть. Для тех же, кто знает, что это такое, достаточно информации приведенной в этой заметке.

И, конечно, важно уметь навигатором пользоваться (т.е. использовать его возможности «на полную»), ибо прокладка маршрута — это примерно 50% от его функционала (хотя, это, конечно, основные 50%). Об этом пойдет речь во второй части заметки.

 

Какую программу для навигатора, и какие карты лучше использовать для поездки в Европу

Ответ тот же, что и в случае с навигатором — любые, которые вас устраивают (к которым вы привыкли). Все программы хороши, все имеют свои достоинства и недостатки. 

Гораздо более важным является момент своевременного обновления версии карт и базы навигационных данных (перед поездкой), а также базы данных о камерах контроля скорости. 

Если говорить о личном (и положительном) опыте, то всю Европу я объездил со связкой: программа «iGo Primo» (в версии 2.0), плюс карты Европы от компании «Here» (бывший «Navteq») — эта связка ни разу меня серьезно не подводила. Кстати, эта же связка достаточно хорошо работает и при поездках по России. 

 

 

 

Обновление карт и навигационных баз данных при подготовке к поездке

Обновление карт в программе навигации — это важнейший элемент при подготовке GPS-навигатора к поездке. Совсем старые карты (выпущенные один и более год назад), малопригодны для практического применения, и если вы не хотите иметь лишних проблем, то лучше всего, перед поездкой обновить их до максимально свежей версии. 

То же касается и баз данных POI (points of interest). ПОИ — это как раз все дополнительные и вспомогательные точки на картах: парковки, стоянки, заправки, автосервисы, отели, рестораны, банки и т.п. объекты. 

Как правило, база данных POI обновляются вместе с версией карт, но если нет, то позаботьтесь об этом отдельно.

 

Какого «возраста» (свежести) должны быть карты

В идеале, на навигаторе перед поездкой должны быть установлена самая последняя (свежая, действующая, актуальная) версия карт. 

Поскольку идеалы труднодостижимы порой (или стоят каких-то несуразных денег), то можно использовать и предыдущую версию карт, тут больших огрех не будет. В любом случае, крайне желательно, чтобы используемые для поездки карты, были не старше полугода.

Например, карты компании «Here», которыми я пользуюсь, обновляются, примерно, один раз в квартал. Поскольку лишних денег (чтобы заплатить за лицензию) у меня нет, я пользуюсь при поездках предыдущей (и уже официально не действующей) версией карт, просто потому, что ее легче найти бесплатно. 

 

Где взять (достать) свежие карты для навигатора

Есть три варианта. Можно купить официальную лицензию выбранного вами производителя (если есть лишние деньги), и без проблем обновлять навигатор (карты) на сайте производителя карт. Этот вариант самый простой, надежный и дорогой. 

Второй вариант обновления карт, заключается в использовании услуг третьих лиц, обычно представленных молодым человеком субтильной внешности, сидящим возле специализированных магазинчиков (торговых точек) по продажам навигаторов, (а иногда и прямо в них). 

За весьма умеренную плату, они помогут вам обновить (или установить) как сами карты, так и навигационную программу навигатора (при желании, это не является необходимостью), за 10-20 минут. Сумма оплаты будет меньше, чем при покупке официальной лицензии.

Третий способ, (который использую сам) — это найти нужные карты в интернете (на торрентах или специализированных форумах), скачать их и самостоятельно установить  в навигатор. Разумеется, эти карты будут пиратские, и разумеется бесплатные.

Самый лучший форум, (на котором можно найти любую программу для навигатора и карты к ней), это — 4pna.com (русскоязычный). Как и положено любому пиратскому форуму, он заблокирован, но если вы потрудитесь обойти блокировку, то получите доступ к целому кладезю полезной информации.

На этом форуме можно найти как дистрибутивы всех возможных навигационных программ, карты к ним, так и возможность получить ответ на любой вопрос, связанный с настройкой и использованием любого навигатора.

Для самостоятельного обновления карт, правда, придется разобраться с навигатором (а вернее, с его начинкой), но это не страшно, не очень сложно и даже интересно. Из преимуществ способа: бесплатно, не выходя из дома, плюс вы точно знаете что именно у вас установлено (поскольку выбираете сами).

Кроме того, один раз освоив этот «трюк» (с обновлением карт и программы), вы получаете полную независимость в оборудовании своего навигатора. Минусы — надо затратить некоторое время на то, чтобы разобраться с системой. 

 

 

Составление маршрута поездки в навигаторе

Бытует мнение (впрочем, не совсем верное), что заблаговременно составление маршрута поездки в навигаторе — занятие лишнее, ненужное. Зачем, мол? Сел в машину, кнопочку нажал, куда ехать ткнул пальцем, и поехал. 

Ну, если вы любите неожиданности и приключения, то почему бы и нет? Можно делать и так. Но если отнестись к делу серьезно, то очень хорошо и правильно будет составить маршрут поездки заранее, «прогнать» (проверить) его в навигаторе, и затем сохранить там же.

Описание процесса составления и проверки маршрута в навигаторе, а также некоторые практические рекомендации по использованию навигатора в дальней поездке — даны в отдельных заметках.

Очень рекомендую вам ознакомиться с заметками по ссылкам выше, если вы неопытны в дальних поездках. И сделать (подготовить навигатор) так, как там написано (ну, или примерно так), это окупится сторицей, поверьте. 

А здесь просто расскажу почему так нужно делать. 

Видите ли, если на коротких дистанциях, особенно, на маршрутах проходящих внутри одного города, с навигатором спорить тяжело, то на длинных междугородних перегонах, его мнение относительно маршрута поездки может очень сильно разойтись с вашим. 

И исправлять это мнение (маршрут в навигаторе) в процессе поездки, сидя в машине посреди чужой страны, не имея под рукой обзорных карт, бывает очень неудобно, (а приходится иногда).

В какие только ситуации я не попадал, по каким только безбашенным дорогам не ездил доверившись ему — это просто не пересказать. И все это было ровно до тех пор, пока я свято верил, что навигатор сам выберет самую нормальную дорогу.

Но после третьей или четвертой серьезной осечки с его стороны (я сравнительно легко обучаемый), когда двигаясь из Люблина в Вильнюс я почти приехал на границу с Белоруссией, я понял, что на 100% доверять составление маршрута навигатору — это зло.

Маршрут для навигатора должны составить и проверить вы сами.
Не доверяйте навигатору прокладку длинных маршрутов!

Нет, в 95-98% случаев, ничего страшного не произойдет. Но в остальных 2% — будет вам веселье (ненужное). Поэтому, длинный маршрут составляйте всегда сами и доводите его до сведения навигатора. Тогда и лишних приключений не будет.

Сначала надо проложить маршрут на картах Гугла, откорректировать его там, убедиться, что вас все устраивает, а затем ввести точки «А» и «Б» этого маршрута в навигатор и посмотреть, что он вам предложит. 

Укрупнить масштаб на экране и внимательно просмотреть весь маршрут. Если маршрут проложенный навигатором совпал с вашими планами — хорошо, нужно только добавить в него точки заправок и планируемых остановок по маршруту (например, если в пути из пункта «А» в пункт «Б» вы планируете заехать на какой-либо объект по пути: памятник, там, или замок и т.п.). 

Если не совпал — нужно маршрут откорректировать, добавив в него корректирующие точки, затем добавить в него точки заправок и стоянок по маршруту и сохранить его в памяти навигатора.

Это если коротко. Подробнее, все эти процессы описаны в заметке по ссылке выше.

Иначе, будет как в жизни. Недавно совсем беседовал с человеком о поездках по Греции на автомобиле. Он меня слушал-слушал, а потом говорит мне:

 — Послушай, а где ты в Греции платные дороги нашел? Я как из Албании въехал туда, так и тарахтел по каким-то колхозам местным до самой Халкидики. Ни заправок по пути, ничего там нет. Девять часов по каким-то ханурям там крался… Жуть какая-то!

Выше, вы только что прочитали монолог типичной «жертвы навигатора».

Если бы человек заранее (дома) изучил карту, то он бы знал, что от Игуменицы до Салоников идет шикарная платная магистраль Эгнатия (Egnatia), с блэк-джеком и шлюхами заправками и стоянками, по которой можно долететь от Албании до Халкидики за 4-4,5 часа.

Если бы он еще дома составил, проверил и сохранил маршрут поездки в навигаторе, то в процессе ему нужно было бы ткнуть всего одну лишнюю кнопку для выбора проверенного маршрута, и его поездка прошла бы намного приятнее.

Но нет. Дома смотреть карту лень. Составлять и проверять маршрут в навигаторе лень. Зачем? Сел в машину, кнопочку нажал и поехал. Ну, можно и так. 

Но я всем и всегда советую озаботиться выбором, проверкой и сохранением маршрута в навигаторе заранее. Как это делаю (например) я сам — написано в заметке по ссылке чуть выше.

 

 

 

Резервирование навигационной информации

Выполнение дальней поездки в отрыве от дома, сильно (психологически) отличается от поездок по родному городу или по его окрестностям. В дальней поездке очень хочется (и это важно) быть уверенным, что в случае чего, все закончится хорошо, и без лишних проблем. 

Для того, чтобы быть уверенным в успехе, необходимо иметь резервные источники информации, в т.ч. и навигационной. Все пройдет штатно и они не пригодятся? И ладно, хорошо! Что-то пойдет не так — они могут помочь. Об этом и пойдет речь ниже.

 

Резервирование маршрутов

Сохранять маршруты движения в навигаторе — это хорошо, удобно и правильно. Но есть нюанс. Дело в том, что навигатор — штука электронная, мелкая и достаточно хрупкая. И с ним много чего может произойти.

Его могут вытащить  из машины, его можно неудачно уронить, и, наконец, он может в один прекрасный момент просто перестать включаться (по непонятным причинам). Вот не включается, и всё! «Умер». А ехать надо. И что делать?

Очевидно, что придется пойти, и купить новый навигатор, поскольку быстро отыскать за границей мастерскую, где возьмутся отремонтировать эту штуку, будет достаточно проблематично. 

Не потому, что таких мастерских там нет (они есть), а потому что навигаторы там не ремонтируют на каждом углу (как и у нас). Если ситуация позволяет по времени, можно попытаться и отремонтировать. А если надо ехать (гостиницы по маршруту забронированы, отпуск идет, визы заканчиваются и т.п.)? 

Купить новый навигатор недолго, (и стоит он недорого). Вопрос, как его потом использовать, если все маршруты остались в старом, который не включается, или который украли (не зарекайтесь)? Что делать в такой ситуации? 

Вот тут и помогут списки точек маршрутов, которые были сохранены на бумаге заранее, при подготовке к поездке. Они подойдут к любому навигатору, к любой программе, к любым картам: ввел данные, и поехал.

Например. Все промежуточные точки всех маршрутов, через которые я планирую проехать (к ним относятся гостинцы, заправки и стоянки), сводятся в отдельный список еще на этапе подготовки. 

Далее, используя эти точки, я начинаю составлять маршруты на переезд (по этапам поездки), загонять эти маршруты в навигатор и проверять. При необходимости, ввожу в маршруты КТМ, добиваясь нужного результата.

При этом, в отдельный список выписываю точки маршрута в том порядке, в котором они введены в навигатор. Этот список распечатываю, и беру с собой. Выглядит он примерно так:

Список точек маршрута, при поездке по Европе

Это часть общего маршрута поездки, выполненной летом 2017 года. Цифры слева — это номера маршрутов сохраненных в навигаторе. Маршруты начинаются и заканчиваются в отелях по пути следования (строки выделены серым), и соответствуют одному дневному перегону.

Как видите, несмотря на то, что маршруты достаточно длинные (на приведенном выше отрывке обозначены этапы общего маршрута от Мадрида до Лиссабона и далее в Брюссель), точек там не так уж и много.

В маршруты включены точки, которые планируются к посещению (заправки, парковки, отели) а также контрольные точки по маршруту (исправления маршрута). Цифры справа — это координаты точек (широта и долгота).

О том, как подобрать заправки по маршруту поездки, почему это удобно, и почему стоит это делать заранее (на этапе подготовки), рассказано в отдельной заметке.

Такого рода список едет со мной в комплекте общей документации на поездку, и я знаю, что в случае чего, я смогу его использовать, чтобы продолжить движение по плану поездки. 

Ну, а не понадобится он, значит, все прошло хорошо (по плану), приеду — выброшу (вру, сохраняю на память). Рекомендую взять на вооружение этот элемент.

Про общий комплект документации на поездку, который желательно бы иметь с собой при выполнении поездки в Европу, (это кроме обязательных документов) рассказано в отдельной заметке.
Про обязательные документы, необходимые для выполнения поездки в Европу на автомобиле, можно прочитать по этой ссылке.

 

Резервирование информации

К навигационной информации (кроме перечня точек маршрутов), относятся и сама навигационная программа, и карты для нее, и точки POI. Зачем это все нужно резервировать? 

Дело в том, что в случае поломки (или утери) навигатора, купить-то новый недолго. Да только в нем, вся информация будет, скорее всего, на национальном языке той страны, где он был куплен. В лучшем случае — на английском.

Ну и следует учитывать тот факт, что это у нас поставить на навигатор карты стран, стоит копейки (потому что это будут пиратские версии), а в Европе с этим может возникнуть напряженка, и придется оплачивать установку лицензионной версии карт (что совсем не дешево). 

Поэтому у меня (рекомендую и вам поступать так) и сама навигационная программа которой я пользуюсь, и карты для нее, находятся на съемной флеш-карте (микро SD) навигатора.

В случае поломки самого навигатора, достаточно купить новый и перенастроить его для запуска с флешки (это не сложно). Далее, вставить в него свою флешку с отказавшего навигатора, и вуаля! Можно ехать дальше. 

А вот на случай отказа самой флеш-карты, (они тоже, порой, «глючат»), нужно информацию находящуюся на ней зарезервировать (т.е. сделать копию). Я сохраняю информацию с микро SD карты навигатора и на ноутбуке, и на отдельной обычной флешке. 

В случае отказа флешки из навигатора, купить новую микро SD карту — дело пяти минут, и еще пять минут — перекинуть на нее резервную копию программы и карт с ноутбука. После чего карточка вставляется в навигатор, и можно ехать дальше.

Принимайте этот способ также на вооружение. И всегда резервируйте информацию. Она, в некоторых ситуациях, может стоить очень дорого.

 

 

Некоторые рекомендации и выводы

Подытоживая все, что написано в этой заметке:

  • Какой у вас будет навигатор — не важно, дорогу прокладывать умеют все навигаторы. Главное, чтобы он справлялся с поставленной задачей безотказно. 
  • Гораздо более важный элемент в использовании навигатора в Европе (и в дальней поездке вообще) — это навигационное программное обеспечение и карты к нему.
  • Карты перед поездкой должны быть установлены максимально свежие. 
  • Навигатор нужно настроить «под себя». Для этого нужно не полениться, и изучить руководство пользователя. 
  • Крайне желательно разобраться с навигатором в техническом отношении (если есть силы и возможность). Научиться самостоятельно находить и обновлять карты местности (это значительно удешевляет его эксплуатацию). 
  • Маршруты для дальней поездки необходимо составлять самостоятельно, заранее и не передоверяя это навигатору.
  • Маршруты проложенные навигатором, необходимо обязательно проверять перед использованием.
  • Навигационную информацию необходимо дублировать, как в электронном, так и в бумажном виде. 

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную подготовке автомобильного GPS-навигатора к поездке в Европу, я закончу. 

Изучите матчасть (ваш навигатор) перед поездкой, и снабдите его самой свежей навигационной информацией, проложите заранее маршрут, и проблем с навигацией не будет никогда. Удачи на дорогах!