06 Фев 2019

Экологические зоны и другие ограничения движения в Европе

 

 

Экологические зоны в Европе

Экологические зоны в Европе появились под влиянием «зеленых» и (как ни странно) с подачи автопроизводителей. Последним надо было простимулировать покупку новых автомобилей (особенно грузовиков и автобусов). А первых заботило то, чтобы автомобили соответствовали новым экологическим стандартам.

Положения об экологических («зеленых») зонах содержатся в правоустанавливающих документах ЕС.

При этом, страны-члены ЕС сами решают когда, каким образом и где они будут устанавливать эти зоны, будут ли эти зоны постоянными или временными, и определяют прочие условия функционирования этих зон и требования к автомобилям в них.

Экологические зоны в Европе — это установленные в некоторых районах (городах, территориях) ограничения на въезд в эти районы автомобилей, не соответствующих неким экологическим стандартам (нормам).

Стандарт (максимальное содержание) вредных веществ в выхлопе авто, определяется экологическим классом автомобиля, который большинству известен под названием «Евро» (Евро-3, Евро-5 и т.п.).

Называются экологические зоны в разных странах по-разному. В основном они обозначаются как LEZ (low emission zone — зона с низким уровнем выбросов).

Также встречаются и модификации: ULEZ (ultra low-emission zone — зона с очень низким уровнем выбросов), или даже ZEZ (zero emission zone — зона с нулевым уровнем выбросов).

Для Италии характерно название ZTLA (Zona a Traffico Limitato Ambientale — зона ограничения движения экологическая), для Франции — ZCR (zone à circulation restreinte — зоны ограниченного движения) и ZPA (zone de protection de l’air — зоны защиты воздуха), ну и в других странах присутствуют названия таких зон на национальных языках. 

Но основное (более-менее устоявшееся) название для экологических зон в Европе, это все же «LEZ» — Low Emission Zone.

Суть ограничений движения в экологической зоне проста: если автомобиль соответствует требованиям по чистоте выхлопа установленным для данной зоны, то на нем можно въезжать в эту зону (и двигаться по ней). Если не соответствует, то нельзя.

За нарушение, разумеется, предусмотрен штраф, и во многих странах довольно солидный, от 70-90 евро до 2000 евро и более. Сумма штрафа в каждой стране разная, и зависит от категории автомобиля, периодичности нарушений и т.п. параметров.

В основном ограничения на движение автомобилей в экологических зонах направлены на ограничение движения средних и тяжелых грузовиков и автобусов с дизельными двигателями.

«Прицепом» иногда достается и владельцам дизельных легковых автомобилей. Владельцы автомобилей с бензиновыми двигателями (особенно тех, что поновее, начиная от стандарта Евро-3 и выше), практически нигде не сталкиваются с ограничениями.

Отдельно следует отметить что:

Вне установленных экологических зон, никаких ограничений на использование автомобилей, ни в одной стране Европы — НЕТ.
Независимо от их класса экологичности, вида используемого топлива, года выпуска и т.п. параметров.

То есть, если вы не собираетесь заезжать в экологические зоны, то катайтесь там (в любой стране Европы) на чем хотите. Хоть на «Студебеккере» тридцатых годов выпуска, хоть на Москвиче-406-м.

Поэтому, нет никаких ограничений на въезд старых автомобилей на территорию стран Европейского союза, вне зависимости от их года выпуска, класса «Евро», вида топлива и тому подобных параметров.

Хотя, разумеется, некоторые требования к автомобилям въезжающим в Европу все же существуют. Об этом подробнее, в заметке по ссылке ниже:

Автомобиль для поездки в Европу: требования и снаряжение — подробно о том, что нужно от авто, чтобы поехать на нем в Европу.
Документы для поездки в Европу на автомобиле — отдельная заметка.

 

 

 

Прочие зоны ограничения движения в Европе

В этом разделе приведено общее описание (классификация) остальных вариантов зон ограничения движения в странах Европы (кроме чисто экологических).

Все ссылки на зоны ограничения в конкретных странах по всей Европе, описанных на этом сайте, даны ниже. Там же приведена сводная таблица всех зон ограничений.

Следует сразу отметить следующий момент, чтобы потом не повторяться: 

Все ограничения движения (как экологические, так и обычные) во всех странах где они установлены, всегда распространяются также и на автомобили зарегистрированные заграницей (т.е. иностранные).

То есть, все ограничения всегда касаются всех водителей, независимо от того, местный вы, или приехали туда на своем автомобиле как турист. Штраф за несоблюдение требований всегда предусмотрен.

Итак, кроме экологических зон, в Европе существуют и другие зоны ограничения движения автомобилей, и их там есть довольно много и разных видов.

Но поскольку обычно необходимость установки таких зон ограничения всегда увязывается в том числе и необходимостью борьбы за экологию, то условно говоря, их тоже можно считать «экологическими», поэтому, сведения о них собраны в этом разделе.

Здесь нужно понимать, что бороться за экологию можно двумя путями: можно повышать экологические требования к автомобилям, а можно уменьшать общее количество автомобилей в какой-то зоне. 

И в том, и в другом случае, экология в каком-то районе улучшится. А можно эти оба способа совмещать (и так тоже иногда делают), тогда выигрыш получается еще больше.

А вторая основная причина установления таких зон ограничения движения — это борьба с «пробками», (заторами, перегруженностью) в городах или, особенно, в их центрах.

Зона ограничения движения (не экологическая) просто ограничивает движение в определенном районе города по каким-то местным принципам (которые могут различаться от города к городу).

Таким-то автомобилям можно двигаться в этой зоне, а таким — нет. Двигаться можно на таких-то условиях, в такое-то время и тому подобные ограничения.

Практически всегда и везде (и во всех странах) из этих запретов исключены инвалиды, или автомобили перевозящие инвалидов. Это, пожалуй, единственное, что является общим для всех зон ограничения в Европе.

Общие принципы всех этих ограничений иногда устанавливаются на государственном уровне, иногда на уровне области (региона, земли, и т.п.) но чаще всего, они устанавливаются на уровне муниципалитета (мэрии города).

Обычно в таких зонах ограничивается движение «чужих» автомобилей. То есть, резиденты (люди проживающие или работающие в этой зоне), а также коммунальные и аварийные службы, полиция, скорая, иногда общественный транспорт и такси — имеют доступ в эти зоны, а остальные — нет (или имеют ограниченный доступ).

Для въезда в зону ограничения, движения и парковки в ней, всегда требуется получение разрешения от местных властей. Разрешения эти, бывает, выдаются и бесплатно, но в подавляющем большинстве случаев, за дополнительную плату.

Зачастую такие зоны ограничивают движение только грузовых автомобилей (на территории всего города или какой-то его части), но иногда достается и легковым, особенно если речь идет о движении в самом центре города.

Например, в Болгарии, в центр Софии запрещен въезд грузовиков массой более 4-х тонн с 7 утра до 9 вечера. В остальное время — пожалуйста. Если нужно въехать в часы ограничений, то необходимо получить разрешение.

Но формально экологической зоны там нет, потому что к грузовикам не выдвигаются экологические требования. А ограничения на движение есть. И такие ограничения установлены во многих столицах.

Но вообще вариантов много и ограничения встречаются самых разных сочетаниях — все зависит от полета фантазии местного муниципалитета.

Иногда к обычным ограничениям добавляют еще и экологические (т.е. совмещают зону ограничения движения с экологической зоной), и тогда к общим требованиям для въезда в зону добавляются еще и требования по экологии.

В больших городах может быть установлено и несколько зон ограничения движения сразу: и экологических, и обычных, с разными требованиями и разным режимом действия ограничений — все определяют власти конкретного города.

Есть в Европе и такая разновидность зон ограничения как платный въезд в город. То есть, ограничений по экологии как бы и нет, но хочешь въехать на авто (на любом) — плати. Нет? Пользуйся общественным транспортом.

В общем такого рода ограничений немного (17 городов на всю Европу), но они встречаются.

Этим грешат в основном скандинавы (Норвегия — 8 зон, Швеция — 2) и итальянцы (Милан, Палермо, Флоренция — платный въезд в старую часть города).

Также в этом замечены британцы (платный въезд в центр Лондона и Дарема) и латыши (одна платная зона есть в Латвии — Юрмала). На Мальте (в Валетте), тоже есть подобные ограничения.

Иногда ограничения (взимание платы за въезд) действуют по часам (в часы пик дороже, в остальное время дешевле), иногда по дням (в выходные может быть бесплатно или дешевле, в будние дни — плати), иногда плата взимается по сезонам (летом платим, зимой — нет, как в Юрмале, например) — законодательство везде разное.

В некоторых странах (Швейцария), есть carfree зоны (зоны полностью свободные от автомобилей), но эти ограничения установлены только в небольших деревушках, расположенных в горах (на лыжных курортах), и всего таких городков там девять.

Все эти страны и зоны так или иначе описаны на этом сайте. Ссылки на нужные заметки будут приведены ниже.

 

 

 

Действия иностранных водителей при движении по зонам ограничения в Европе

В большинстве стран, в которых имеются те или иные зоны ограничения движения (как экологические, так и обычные), от водителей легковых автомобилей никаких дополнительных действий для движения по этим зонам не требуется.

«Дополнительные действия» (в контексте этой заметки) — это получение какой-либо наклейки на автомобиль, регистрация автомобиля где-нибудь, получение дополнительного разрешения на движение и т.п. действия, которые необходимо обязательно выполнить, чтобы избежать штрафа за нарушение.

Для водителей грузовых автомобилей и автобусов ситуация несколько иная, поскольку в большинстве стран ограничения чаще затрагивают тяжелые транспортные средства, и их водителям, соответственно, необходимо совершать гораздо больше действий для движения без нарушений.

Тем не менее, в Европе существует ряд стран для движения по которым на легковом автомобиле без проблем, требуются дополнительные действия от его водителя.

На эти страны необходимо обратить повышенное внимание при подготовке к поездке в Европу. К таким странам на момент написания заметки относятся:

  • Германия — требуется экологическая наклейка
  • Франция — требуется экологическая наклейка
  • Бельгия — требуется регистрация автомобиля
  • Испания — требуется регистрация автомобиля

В 2020-21 годах в когорту этих стран планируется вхождение и Чехии (в которой в этот период планируется ввод в действие экологических зон, и будет необходимо приобретение экологической наклейки для движения по ним, но пока такого нет).

Всего в этих странах насчитывается 98 установленных экологических зон, затрагивающих владельцев легковых авто:

  • Германия — 60 зон;
  • Франция — 31 зона;
  • Испания — 4 зоны;
  • Бельгия — 3 зоны.

Кроме обозначенных выше стран, зоны, касающиеся ограничения движения легковых автомобилей (в том или ином виде, чисто экологическом или нет), существуют в следующих странах:

В странах из перечня выше, ограничения работают несколько по-иному и не требуют от водителя легкового автомобиля зарегистрированного за границей (т.е. выполняющего обычную туристическую поездку) каких-то дополнительных действий.

В таких странах чтобы избежать проблем, достаточно просто соблюдать установленные требования, то есть не въезжать, например, в экологическую зону на автомобиле не соответствующем требованиям в ней, или не въезжать под знаки ограничивающие движение не имея на это разрешения — этого будет достаточно чтобы избежать любых проблем.

Кроме того, обратите внимание, что в почти во всех странах, в центрах некоторых крупных городов существуют дополнительные зоны ограничения движения, которые редко где упоминаются, но которые встречаются регулярно. Подробнее:

Общее описание зон ограничения движения для легковых автомобилей в этих странах сведено в единой заметке (ссылка ниже), или, ту же информацию можно получить и переходя по ссылкам выше.

Стоит отдельно отметить, что подход к созданию экологических зон и других зон ограничений, во всех государствах Европы несколько разный.

Не существует единого европейского стандарта в установлении экологических и других зон ограничения движения и требованиям к автомобилям в них.
Каждое государство устанавливает ограничения на своей территории всегда индивидуально.

Поэтому, с каждой страной, а зачастую и с каждым городом в Европе, надумавшим установить на своей территории зоны ограничения движения (как экологические, так и обычные), приходится разбираться всегда отдельно.

Если в стране установлен единый стандарт по установлению тех или иных ограничений (например, Голландия, Швеция, Франция), то разобраться в ситуации проще. Ограничения в городах по всей стране достаточно типовые тогда.

Если единого государственного законодательства нет (как в Италии, например), то разбираться приходится с каждым городом по отдельности. 

Следует отметить, что не всегда спасает и наличие единых государственных норм. Зачастую они недостаточно жесткие и допускают различные вариации, чем пользуются муниципалитеты.

Внутри государства, решение о создании экологической зоны на территории области (региона, провинции, земли и т.п.) или ее части, принимается руководством региона или государством.

Решение о создании экологической или обычной зоны ограничений в рамках города (поселка), ее границах, режиме работы и требованиях для движения в ней — принимает муниципалитет конкретного поселения. 

Более подробные и детальные описания экологических зон по каждой стране, ограничения в которой относятся к легковым автомобилям, можно найти по ссылкам приведенным ниже.

Поскольку этот сайт посвящен теме организации и выполнения самостоятельных туристических поездок за границу на личном автомобиле, здесь приведены подробности относящиеся только к странам, действие экологических зон в которых распространяется на легковые авто.

Остальные экологические зоны (не затрагивающие легковые автомобили) описаны лишь обзорно.

Кому нужна дополнительная информация по экозонам (владельцам (микро)автобусов, грузовиков и т.п.), рекомендую обращаться за ней на сайт Urban Access Regulations in Europe. Там есть вся информация по ограничениям (и в довольно актуальном виде), но только не на русском языке, увы.

 

Категории транспортных средств в Европе

По тексту заметок (в описаниях зон), будут иногда встречаться европейские классы категорий автомобилей (L, M, N), которых касаются те или иные ограничения. Здесь приводится расшифровка этих классов.

  • М1 — автомобили (кроме грузовых) с массой до 3,5 тонн (автодома массой до 2,8 тонн) и количеством мест до 8 (кроме водителя), т.е. это легковые автомобили.
  • М2 — автомобили  (кроме грузовых) с количеством мест более 8 и массой от 3,5 до 5 тонн, то есть средние автобусы (аналог — «Газель» пассажирская).
  • М3 — автомобили   (кроме грузовых) с количеством мест более 8 и массой более 5 тонн — тяжелые автобусы.
  • N1 — легкие грузовые автомобили, массой до 3,5 тонн (аналог — «Газель» грузовая).
  • N2 — грузовые автомобили массой от 3,5 до 12 тонн.
  • N3 — тяжелые грузовики и фуры, массой более 12 тонн.
  • L1 — L7 — мопеды, мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадорциклы и прочие виды мототехники.
  • О1 — О4 — прицепы и полуприцепы для автомобилей.
  • Т1 — Т4 — колесные тракторы.
  • С1 — С4 — гусеничные тракторы.
  • R1 — R4 — прицепы и полуприцепы сельскохозяйственные и лесохозяйственные (для тракторов).

Приведенная выше классификация транспортных средств используется во всех странах Европы. Изучая материалы этого сайта касающиеся экологических зон, вы часто будете натыкаться на эти буквы с цифрами. 

Для целей автотуризма достаточно запомнить, что легковой автомобиль с количеством пассажирских мест до 8 человек (+водитель) и массой до 3,5 тонн — это категория М1 по европейской классификации.

 

 

 

Страны Европы, в которых установлены зоны ограничения движения

В настоящее время (на начало 2020 года), экологические или другие зоны ограничения движения в том или ином виде установлены в 24-х странах Европы.

Ниже приводится сводная таблица этих стран и краткие описания ограничений действующих в них. Ограничения движения для грузовых автомобилей иногда относятся и к автобусам (иногда нет), а иногда для автобусов устанавливаются отдельные ограничения. 

Обратите внимание: перечень стран может быть не исчерпывающим (т.е. неполным), поэтому отсутствие какой-либо страны в нем, не гарантирует того, что в ней не может быть ограничений.

Тем не менее, вся информация доступная автору на момент написания этой заметки, может быть найдена по ссылкам ниже (в таблице).

 

ЗОНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Страна Существующие ограничения
Австрия Ограничения движения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 7 экологических зон и 1 зона ограничения.
Бельгия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 3 экологических зоны.
Болгария Ограничения движения для грузовых автомобилей.
Существует 1 зона ограничений (София).
Великобритания Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
На данном сайте не рассматривается.
Венгрия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 1 зона ограничений (Будапешт).
Германия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 60 экологических зон.
Греция Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 1 зона ограничений (Афины).
Дания Ограничения для грузовых автомобилей.
Существует 4 экологических зоны.
Испания Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 4 экологических зоны.
Ирландия Ограничения для грузовых автомобилей.
На сайте не рассматривается.
Италия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует несколько сотен зон ограничения.
Латвия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 1 зона платного въезда, и ограничения в Риге.
Мальта Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
На сайте не рассматривается
Нидерланды Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 13 экологических зон.
Норвегия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 8 зон платного въезда.
Польша Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 1 зона для легковых и 4 для грузовых.
Португалия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 1 экологическая зона (Лиссабон).
Румыния Ограничения для грузовых автомобилей.
Существует 1 зона ограничений (Бухарест).
Словения Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 1 зона ограничений (Любляна).
Финляндия Ограничения для грузовых автомобилей.
Существует 2 зоны ограничения движения (Хельсинки).
Франция Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 31 экологическая зона.
Чехия Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 2 зоны ограничения (Прага и Брно).
Швеция Ограничения для грузовых и легковых автомобилей.
Существует 8 экологических зон и 2 зоны платного въезда.
Швейцария Ограничения для легковых автомобилей туристов.
Существует 9 зон ограничения.

В подавляющем большинстве стран, экологические ограничения касаются грузовиков и больших автобусов, особенно, работающих на дизельном топливе (а они почти все на дизеле) и никак не затрагивают владельцев легковых автомобилей и мотоциклов.

Подробную информацию по каждому виду ограничений можно найти по ссылкам выше.

 

 *   *   *   *   *

На этом, общую заметку посвященную общему описанию экологических и других зон ограничения движения автомобилей в странах Европы, я закончу. 

Все подробности можно найти по ссылкам приведенным выше. Также ниже приведены ссылки на более подробные заметки про экологические зоны Германии, Бельгии, Испании, Нидерландов и Франции.

4 коммент. “Экологические зоны и другие ограничения движения в Европе

  1. Добрый вечер! Нигде не могу найти такую информацию. Если в автомобиле бензин евро 4, а гбо 2 поколения установлено, то какая экологичность будет?

  2. Здравствуйте, Андрей!
    Не знаю, зачем вам эта информация, ведь с бензиновым двигателем «Евро-4», вы и так без ограничений вхожи во все (в любые) экологические зоны в Европе. Что в Германии, что во Франции, что где-нибудь еще…
    Газовое оборудование будет учитываться (при покупке экологической наклейки, например), только если информация о нем официально включена в ПТС. Т.е. если оно было изначально установлено на заводе и газовое топливо было заявлено производителем как официальный вид топлива для этого ТС. Но официально я ограничений по уровню ГБО не встречал нигде. Если газ предусмотрен официально в виде топлива, значит он предусмотрен. Но честно скажу, вопрос с ГБО я особо глубоко не копал, ибо у меня его нет.
    Как-то так.
    Если поделитесь, почему вас так интересует этот вопрос, то (может быть, если знаю) расскажу вам что-нибудь еще.
    Но в общем, газовое топливо в любом случе считается более экологичным, чем бензин или дизель.
    Поэтому, ГБО 2-го поколения не снизит общий класс экологичности до второго, так думаю.

  3. Добрый день!
    Где и как получить экологический стикер на микроавтобус для Дании?

  4. Здравствуйте!
    По ссылке из таблицы выше, перейдите в раздел по Дании. Там все расписано.
    Если просто говоря, то на автосервисах уполномоченных проводить технический осмотр автомобилей (как и в Германии). Или можно через интернет заказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх