- Экологические зоны в Европе
- Прочие зоны ограничения движения в Европе
- Действия водителей при движении по зонам ограничения
- Перечень стран Европы, имеющих зоны ограничения движения
Не нашли интересующую вас информацию?
Экологические зоны в Европе
Экологические зоны в Европе появились под влиянием «зеленых» и (как ни странно) с подачи автопроизводителей. Последним надо было простимулировать покупку новых автомобилей (особенно грузовиков и автобусов). А первых заботило то, чтобы автомобили соответствовали новым экологическим стандартам.
Положения об экологических («зеленых») зонах содержатся в правоустанавливающих документах ЕС.
При этом, страны-члены ЕС сами решают когда, каким образом и где они будут устанавливать эти зоны, будут ли эти зоны постоянными или временными, и определяют прочие условия функционирования этих зон и требования к автомобилям в них. Вот это «сами решают» — это про то, что единых норм и требований к экологическим зонам в Европе нет. В каждой стране ЕС требования к экологическим зонам разные (а где-то их и вообще нет).
Стандарт (максимальное содержание) вредных веществ в выхлопе авто, определяется экологическим классом автомобиля, который большинству известен под названием «Евро» (Евро-3, Евро-5 и т.п.).
Называются экологические зоны в разных странах по-разному. В основном они обозначаются как LEZ (low emission zone — зона с низким уровнем выбросов).
Также встречаются и модификации: ULEZ (ultra low-emission zone — зона с очень низким уровнем выбросов), или даже ZEZ (zero emission zone — зона с нулевым уровнем выбросов).
Для Италии характерно название ZTLA (Zona a Traffico Limitato Ambientale — зона ограничения движения экологическая), для Франции — ZCR (zone à circulation restreinte — зоны ограниченного движения) и ZPA (zone de protection de l’air — зоны защиты воздуха), ну и в других странах присутствуют названия таких зон на национальных языках.
Но основное (более-менее устоявшееся) название для экологических зон в Европе, это все же «LEZ» — Low Emission Zone.
Суть ограничений движения в экологической зоне проста: если автомобиль соответствует требованиям по чистоте выхлопа установленным для данной зоны, то на нем можно въезжать в эту зону (и двигаться по ней). Если не соответствует, то нельзя.
За нарушение, разумеется, предусмотрен штраф, и во многих странах довольно солидный, от 70-90 евро до 2000 евро и более. Сумма штрафа в каждой стране разная, и зависит от категории автомобиля, периодичности нарушений и т.п. параметров.
В основном ограничения на движение автомобилей в экологических зонах направлены на ограничение движения средних и тяжелых грузовиков и автобусов с дизельными двигателями.
«Прицепом» иногда достается и владельцам дизельных легковых автомобилей. Владельцы автомобилей с бензиновыми двигателями (особенно тех, что поновее, начиная от стандарта Евро-3 и выше), практически нигде не сталкиваются с ограничениями.
Отдельно следует отметить что:
Независимо от их класса экологичности, вида используемого топлива, года выпуска и т.п. параметров.
То есть, если вы не собираетесь заезжать в экологические зоны, то катайтесь там (в любой стране Европы) на чем хотите. Хоть на «Студебеккере» тридцатых годов выпуска, хоть на Москвиче-406-м.
Поэтому, нет никаких ограничений на въезд старых автомобилей на территорию стран Европейского союза, вне зависимости от их года выпуска, класса «Евро», вида топлива и тому подобных параметров.
Хотя, разумеется, некоторые требования к автомобилям въезжающим в Европу все же существуют. Об этом подробнее, в заметке по ссылке ниже:
Документы для поездки в Европу на автомобиле — отдельная заметка.
Прочие зоны ограничения движения в Европе
В этом разделе приведено общее описание (классификация) остальных вариантов зон ограничения движения в странах Европы (кроме чисто экологических).
Все ссылки на зоны ограничения в конкретных странах по всей Европе, описанных на этом сайте, даны ниже. Там же приведена сводная таблица всех зон ограничений.
Следует сразу отметить следующий момент, чтобы потом не повторяться:
То есть, все ограничения всегда касаются всех водителей, независимо от того, местный вы, или приехали туда на своем автомобиле как турист. Штраф за несоблюдение требований всегда предусмотрен.
Итак, кроме экологических зон, в Европе существуют и другие зоны ограничения движения автомобилей, и их там есть довольно много и разных видов.
Но поскольку обычно необходимость установки таких зон ограничения всегда увязывается в том числе и необходимостью борьбы за экологию, то условно говоря, их тоже можно считать «экологическими», поэтому, сведения о них собраны в этом разделе.
Здесь нужно понимать, что бороться за экологию можно двумя путями: можно повышать экологические требования к автомобилям, а можно уменьшать общее количество автомобилей в какой-то зоне.
И в том, и в другом случае, экология в каком-то районе улучшится. А можно эти оба способа совмещать (и так тоже иногда делают), тогда выигрыш получается еще больше.
А вторая основная причина установления таких зон ограничения движения — это борьба с «пробками», (заторами, перегруженностью) в городах или, особенно, в их центрах.
Зона ограничения движения (не экологическая) просто ограничивает движение в определенном районе города по каким-то местным принципам (которые могут различаться от города к городу).
Таким-то автомобилям можно двигаться в этой зоне, а таким — нет. Двигаться можно на таких-то условиях, в такое-то время и тому подобные ограничения.
Практически всегда и везде (и во всех странах) из этих запретов исключены инвалиды, или автомобили перевозящие инвалидов. Это, пожалуй, единственное, что является общим для всех зон ограничения в Европе.
Общие принципы всех этих ограничений иногда устанавливаются на государственном уровне, иногда на уровне области (региона, земли, и т.п.) но чаще всего, они устанавливаются на уровне муниципалитета (мэрии города).
Обычно в таких зонах ограничивается движение «чужих» автомобилей. То есть, резиденты (люди проживающие или работающие в этой зоне), а также коммунальные и аварийные службы, полиция, скорая, иногда общественный транспорт и такси — имеют доступ в эти зоны, а остальные — нет (или имеют ограниченный доступ).
Для въезда в зону ограничения, движения и парковки в ней, всегда требуется получение разрешения от местных властей. Разрешения эти, бывает, выдаются и бесплатно, но в подавляющем большинстве случаев, за дополнительную плату.
Зачастую такие зоны ограничивают движение только грузовых автомобилей (на территории всего города или какой-то его части), но иногда достается и легковым, особенно если речь идет о движении в самом центре города.
Например, в Болгарии, в центр Софии запрещен въезд грузовиков массой более 4-х тонн с 7 утра до 9 вечера. В остальное время — пожалуйста. Если нужно въехать в часы ограничений, то необходимо получить разрешение.
Но формально экологической зоны там нет, потому что к грузовикам не выдвигаются экологические требования. А ограничения на движение есть. И такие ограничения установлены во многих столицах.
Но вообще вариантов много и ограничения встречаются самых разных сочетаниях — все зависит от полета фантазии местного муниципалитета.
Иногда к обычным ограничениям добавляют еще и экологические (т.е. совмещают зону ограничения движения с экологической зоной), и тогда к общим требованиям для въезда в зону добавляются еще и требования по экологии.
В больших городах может быть установлено и несколько зон ограничения движения сразу: и экологических, и обычных, с разными требованиями и разным режимом действия ограничений — все определяют власти конкретного города.
Есть в Европе и такая разновидность зон ограничения как платный въезд в город. То есть, ограничений по экологии как бы и нет, но хочешь въехать на авто (на любом) — плати. Нет? Пользуйся общественным транспортом.
В общем такого рода ограничений немного (17 городов на всю Европу), но они встречаются.
Этим грешат в основном скандинавы (Норвегия — 8 зон, Швеция — 2) и итальянцы (Милан, Палермо, Флоренция — платный въезд в старую часть города).
Также в этом замечены британцы (платный въезд в центр Лондона и Дарема) и латыши (одна платная зона есть в Латвии — Юрмала). На Мальте (в Валетте), тоже есть подобные ограничения.
Иногда ограничения (взимание платы за въезд) действуют по часам (в часы пик дороже, в остальное время дешевле), иногда по дням (в выходные может быть бесплатно или дешевле, в будние дни — плати), иногда плата взимается по сезонам (летом платим, зимой — нет, как в Юрмале, например) — законодательство везде разное.
В некоторых странах (Швейцария), есть carfree зоны (зоны полностью свободные от автомобилей), но эти ограничения установлены только в небольших деревушках, расположенных в горах (на лыжных курортах), и всего таких городков там девять.
Все эти страны и зоны так или иначе описаны на этом сайте. Ссылки на нужные заметки будут приведены ниже.
Действия иностранных водителей при движении по зонам ограничения в Европе
В большинстве стран, в которых имеются те или иные зоны ограничения движения (как экологические, так и обычные), от водителей легковых автомобилей никаких дополнительных действий для движения по этим зонам не требуется.
«Дополнительные действия» (в контексте этой заметки) — это получение какой-либо наклейки на автомобиль, регистрация автомобиля где-нибудь, получение дополнительного разрешения на движение и т.п. действия, которые необходимо обязательно выполнить, чтобы избежать штрафа за нарушение.
Для водителей грузовых автомобилей и автобусов ситуация несколько иная, поскольку в большинстве стран ограничения чаще затрагивают тяжелые транспортные средства, и их водителям, соответственно, необходимо совершать гораздо больше действий для движения без нарушений.
Тем не менее, в Европе существует ряд стран для движения по которым на легковом автомобиле без проблем, требуются дополнительные действия от его водителя.
На эти страны необходимо обратить повышенное внимание при подготовке к поездке в Европу. К таким странам на момент написания заметки относятся:
- Германия — требуется экологическая наклейка
- Франция — требуется экологическая наклейка
- Бельгия — требуется регистрация автомобиля
- Испания — требуется регистрация автомобиля
В 2020-21 годах в когорту этих стран планируется вхождение и Чехии (в которой в этот период планируется ввод в действие экологических зон, и будет необходимо приобретение экологической наклейки для движения по ним, но пока такого нет).
Всего в этих странах насчитывается 98 установленных экологических зон, затрагивающих владельцев легковых авто:
- Германия — 60 зон;
- Франция — 31 зона;
- Испания — 4 зоны;
- Бельгия — 3 зоны.
Кроме обозначенных выше стран, зоны, касающиеся ограничения движения легковых автомобилей (в том или ином виде, чисто экологическом или нет), существуют в следующих странах:
- Нидерланды (13 экологических зон, часть из них относится к дизельным легковым автомобилям).
- Италия (бесконечно много зон: обычные зоны ограничения, экологические зоны, перечень зон, рекомендации по подготовке к поездке, платный въезд в Милан, Палермо, Флоренцию) — в основном все зоны затрагивают и легковые авто.
- Норвегия (8 зон платного въезда в города) — затронуты все авто.
- Швеция (1 экологическая зона касающаяся л/а (в Стокгольме) и 2 зоны платного въезда в города). Экологических зон там больше, но ограничения на движение легковых автомобилей действуют только в одной из них. Платные зоны затрагивают все автомобили.
- Латвия (Юрмала — платный въезд в город) — касается всех авто.
- Греция (зона ограничения движения в Афинах) — касается всех авто.
- Португалия (экологическая зона Лиссабон) — касается всех авто.
- Швейцария (9 зон свободных от автомобилей) — касаются всех автомобилей туристов (т.е. «чужих»), без исключений.
- Великобритания (2 зоны — Лондон и Дарем) — касаются всех авто, но на этом сайте не рассматриваются.
В странах из перечня выше, ограничения работают несколько по-иному и не требуют от водителя легкового автомобиля зарегистрированного за границей (т.е. выполняющего обычную туристическую поездку) каких-то дополнительных действий.
В таких странах чтобы избежать проблем, достаточно просто соблюдать установленные требования, то есть не въезжать, например, в экологическую зону на автомобиле не соответствующем требованиям в ней, или не въезжать под знаки ограничивающие движение не имея на это разрешения — этого будет достаточно чтобы избежать любых проблем.
Кроме того, обратите внимание, что в почти во всех странах, в центрах некоторых крупных городов существуют дополнительные зоны ограничения движения, которые редко где упоминаются, но которые встречаются регулярно. Подробнее:
Общее описание зон ограничения движения для легковых автомобилей в этих странах сведено в единой заметке (ссылка ниже), или, ту же информацию можно получить и переходя по ссылкам выше.
Стоит отдельно отметить, что подход к созданию экологических зон и других зон ограничений, во всех государствах Европы несколько разный.
Каждое государство устанавливает ограничения на своей территории всегда индивидуально.
Поэтому, с каждой страной, а зачастую и с каждым городом в Европе, надумавшим установить на своей территории зоны ограничения движения (как экологические, так и обычные), приходится разбираться всегда отдельно.
Если в стране установлен единый стандарт по установлению тех или иных ограничений (например, Голландия, Швеция, Франция), то разобраться в ситуации проще. Ограничения в городах по всей стране достаточно типовые тогда.
Если единого государственного законодательства нет (как в Италии, например), то разбираться приходится с каждым городом по отдельности.
Следует отметить, что не всегда спасает и наличие единых государственных норм. Зачастую они недостаточно жесткие и допускают различные вариации, чем пользуются муниципалитеты.
Внутри государства, решение о создании экологической зоны на территории области (региона, провинции, земли и т.п.) или ее части, принимается руководством региона или государством.
Решение о создании экологической или обычной зоны ограничений в рамках города (поселка), ее границах, режиме работы и требованиях для движения в ней — принимает муниципалитет конкретного поселения.
Более подробные и детальные описания экологических зон по каждой стране, ограничения в которой относятся к легковым автомобилям, можно найти по ссылкам приведенным ниже.
Поскольку этот сайт посвящен теме организации и выполнения самостоятельных туристических поездок за границу на личном автомобиле, здесь приведены подробности относящиеся только к странам, действие экологических зон в которых распространяется на легковые авто.
Остальные экологические зоны (не затрагивающие легковые автомобили) описаны лишь обзорно.
Кому нужна дополнительная информация по экозонам (владельцам (микро)автобусов, грузовиков и т.п.), рекомендую обращаться за ней на сайт Urban Access Regulations in Europe. Там есть вся информация по ограничениям (и в довольно актуальном виде), но только не на русском языке, увы.
Категории транспортных средств в Европе
По тексту заметок (в описаниях зон), будут иногда встречаться европейские классы категорий автомобилей (L, M, N), которых касаются те или иные ограничения. Здесь приводится расшифровка этих классов.
- М1 — автомобили (кроме грузовых) с массой до 3,5 тонн (автодома массой до 2,8 тонн) и количеством мест до 8 (кроме водителя), т.е. это легковые автомобили.
- М2 — автомобили (кроме грузовых) с количеством мест более 8 и массой от 3,5 до 5 тонн, то есть средние автобусы (аналог — «Газель» пассажирская).
- М3 — автомобили (кроме грузовых) с количеством мест более 8 и массой более 5 тонн — тяжелые автобусы.
- N1 — легкие грузовые автомобили, массой до 3,5 тонн (аналог — «Газель» грузовая).
- N2 — грузовые автомобили массой от 3,5 до 12 тонн.
- N3 — тяжелые грузовики и фуры, массой более 12 тонн.
- L1 — L7 — мопеды, мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадорциклы и прочие виды мототехники.
- О1 — О4 — прицепы и полуприцепы для автомобилей.
- Т1 — Т4 — колесные тракторы.
- С1 — С4 — гусеничные тракторы.
- R1 — R4 — прицепы и полуприцепы сельскохозяйственные и лесохозяйственные (для тракторов).
Приведенная выше классификация транспортных средств используется во всех странах Европы. Изучая материалы этого сайта касающиеся экологических зон, вы часто будете натыкаться на эти буквы с цифрами.
Для целей автотуризма достаточно запомнить, что легковой автомобиль с количеством пассажирских мест до 8 человек (+водитель) и массой до 3,5 тонн — это категория М1 по европейской классификации.
Страны Европы, в которых установлены зоны ограничения движения
В настоящее время (на начало 2020 года), экологические или другие зоны ограничения движения в том или ином виде установлены в 24-х странах Европы.
Ниже приводится сводная таблица этих стран и краткие описания ограничений действующих в них. Ограничения движения для грузовых автомобилей иногда относятся и к автобусам (иногда нет), а иногда для автобусов устанавливаются отдельные ограничения.
Обратите внимание: перечень стран может быть не исчерпывающим (т.е. неполным), поэтому отсутствие какой-либо страны в нем, не гарантирует того, что в ней не может быть ограничений.
Тем не менее, вся информация доступная автору на момент написания этой заметки, может быть найдена по ссылкам ниже (в таблице).
ЗОНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ЕВРОПЕ
Страна | Существующие ограничения |
Австрия | Ограничения движения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 7 экологических зон и 1 зона ограничения. |
Бельгия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 3 экологических зоны. |
Болгария | Ограничения движения для грузовых автомобилей. Существует 1 зона ограничений (София). |
Великобритания | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. На данном сайте не рассматривается. |
Венгрия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 1 зона ограничений (Будапешт). |
Германия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 60 экологических зон. |
Греция | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 1 зона ограничений (Афины). |
Дания | Ограничения для грузовых автомобилей. Существует 4 экологических зоны. |
Испания | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 4 экологических зоны. |
Ирландия | Ограничения для грузовых автомобилей. На сайте не рассматривается. |
Италия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует несколько сотен зон ограничения. |
Латвия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 1 зона платного въезда, и ограничения в Риге. |
Мальта | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. На сайте не рассматривается |
Нидерланды | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 13 экологических зон. |
Норвегия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 8 зон платного въезда. |
Польша | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 1 зона для легковых и 4 для грузовых. |
Португалия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 1 экологическая зона (Лиссабон). |
Румыния | Ограничения для грузовых автомобилей. Существует 1 зона ограничений (Бухарест). |
Словения | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 1 зона ограничений (Любляна). |
Финляндия | Ограничения для грузовых автомобилей. Существует 2 зоны ограничения движения (Хельсинки). |
Франция | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 31 экологическая зона. |
Чехия | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 2 зоны ограничения (Прага и Брно). |
Швеция | Ограничения для грузовых и легковых автомобилей. Существует 8 экологических зон и 2 зоны платного въезда. |
Швейцария | Ограничения для легковых автомобилей туристов. Существует 9 зон ограничения. |
В подавляющем большинстве стран, экологические ограничения касаются грузовиков и больших автобусов, особенно, работающих на дизельном топливе (а они почти все на дизеле) и никак не затрагивают владельцев легковых автомобилей и мотоциклов.
Подробную информацию по каждому виду ограничений можно найти по ссылкам выше.
* * * * *
На этом, общую заметку посвященную общему описанию экологических и других зон ограничения движения автомобилей в странах Европы, я закончу.
Все подробности можно найти по ссылкам приведенным выше. Также ниже приведены ссылки на более подробные заметки про экологические зоны Германии, Бельгии, Испании, Нидерландов и Франции.
Добрый вечер! Нигде не могу найти такую информацию. Если в автомобиле бензин евро 4, а гбо 2 поколения установлено, то какая экологичность будет?
Здравствуйте, Андрей!
Не знаю, зачем вам эта информация, ведь с бензиновым двигателем «Евро-4», вы и так без ограничений вхожи во все (в любые) экологические зоны в Европе. Что в Германии, что во Франции, что где-нибудь еще…
Газовое оборудование будет учитываться (при покупке экологической наклейки, например), только если информация о нем официально включена в ПТС. Т.е. если оно было изначально установлено на заводе и газовое топливо было заявлено производителем как официальный вид топлива для этого ТС. Но официально я ограничений по уровню ГБО не встречал нигде. Если газ предусмотрен официально в виде топлива, значит он предусмотрен. Но честно скажу, вопрос с ГБО я особо глубоко не копал, ибо у меня его нет.
Как-то так.
Если поделитесь, почему вас так интересует этот вопрос, то (может быть, если знаю) расскажу вам что-нибудь еще.
Но в общем, газовое топливо в любом случе считается более экологичным, чем бензин или дизель.
Поэтому, ГБО 2-го поколения не снизит общий класс экологичности до второго, так думаю.
Добрый день!
Где и как получить экологический стикер на микроавтобус для Дании?
Здравствуйте!
По ссылке из таблицы выше, перейдите в раздел по Дании. Там все расписано.
Если просто говоря, то на автосервисах уполномоченных проводить технический осмотр автомобилей (как и в Германии). Или можно через интернет заказать.
Движение на мотоциклах с карбюратором 90-х г.в есть какие то ограничения?
Здравствуйте, Александр!
Насколько мне известно, ограничения для движения мотоциклов есть только во Франции (требуется наклейка экологическая, но для мото 90-х — ее получить нереально), и в Италии.
Соответственно во Франции будут ограничения (запрет) для движения в постоянно действующих экологических зонах, т.е. Париж, Страсбург, Гренобль. Возможно Лилль (не знаю, там собирались экозону организовать уже давно, но никак не введут ее в действие).
В Италии — всё сложно. Там нет единого (на государственном уровне) законодательства по экологии, есть только региональные (областные) законы, и то не везде, не в каждой области в смысле. Поэтому мэрия каждого итальянского городка (поселка, села, колхоза) — выступает на тему экологических ограничений сольно и вольно (что хотят, то и творят).
Т.е. в Италии ограничения надо смотреть конкретно, в зависимости от города.
Но вообще в Италии есть ограничения на мото. Там ограничения больше не против самих мотоциклов направлены (их относительно мало все-таки), но в Италии очень развиты мотороллеры (скутеры), они там буквально везде и их дохрена, реально достают. Вот с ними (со старыми) и борются. Мотоциклам же достается «прицепом» от этой борьбы. Экологические зоны Италии.
В других странах ограничений нет, или во всяком случае мне не попадались. Даже в Германии — флагмане борьбы за экологию (больше всего экологических зон и т.п.), экологические наклейки (плакетки) на мототехнику (любую) не требуются. А это значит, что ограничений нет.
Хотя обращу ваше внимание, что этот блог написан автомобилистом и для автомобилистов, т.е. при выборе материалов для написания заметок основной упор делался на автомобили, а на мотоциклы и грузовики обращалось гораздо меньше внимания.
Стоит погуглить дополнительно специализированные форумы.