Ограничения движения в центрах городов Европы

 

 

Ограничения движения легковых автомобилей в центрах городов Европы

Эта коротенькая заметка призвана обратить внимание автопутешественников на тот момент, что в старых центрах многих европейских городов, существуют дополнительные ограничения на движение автомобилей.

Как ни странно, но этот факт не всем очевиден. Тем не менее, такие ограничения встречаются там чаще, чем можно было бы подумать.

Грузовые автомобили практически во всех городах Европы ограничены в центрах (ограничения разные, но как правило разрешены до 3,5-6,5 тонн, остальные тоже разрешены, но через кучу согласований), это понятно. 

Но дело в том, что во многих случаях, в старых центрах ограничивается движение и легковых автомобилей, что может стать неприятным сюрпризом при попытке проехать, например, к забронированному отелю.

А бывает и так, что и центр вроде на закрыт для движения, но и ездить там практически невозможно, потому что львиная доля улочек там пешеходная, например, как в Риге (см. ниже).

Местные-то ориентируются как там проскочить, а вот чужим там несладко, и навигатор не помогает. Чуть подробнее остановимся на этом ниже.

Кроме того, не для всех очевиден тот факт, что при путешествии на автомобиле по Европе, необходимо выбирать для остановки отели, только имеющие собственную парковку.

Варианты принятые у нас (на территории стран бывшего СССР), вроде: «да я за углом на ночь припаркуюсь, всё норм будет», в Европе практически никогда не проходят, уж в центре города точно (на окраинах города такое бывает возможно).

«За углом» парковка будет либо запрещена совсем, либо там не будет места (если она разрешена). Кроме того она 100% будет платная (в центре). Поэтому, при поездке по Европе на авто, отель должен быть только с парковкой.

Парковка в отеле, кстати, в этом случае тоже 100% будет платной, но она явно будет подешевле, чем платить по часам на уличной парковке (там можно и 25 и 35 евро заплатить за сутки парковки, особенно если речь идет о западной или северной Европе).

В принципе, те, кто много гулял и ездил по европейским городам про это и так знают. Но это предупреждение для тех, кто планирует свою первую-вторую поездку.

Подробно вопросы парковки в Европе рассмотрены в отдельных заметках (ссылки чуть ниже), здесь не про парковку, а про доступ в центры городов.

Парковка в Европе — особенности — общее о парковке в странах Европы.
Парковка в отелях Европы — варианты парковки при отелях встречающиеся в Европе.

Поэтому, если вы путешествуете по Европе на автомобиле, бронировать отель в самом центре центра (в старом городе, в исторической части города) — это не ваш вариант. Присмотритесь лучше к вариантам чуть в стороне.

Больше всех в Европе в установке ограничений преуспели итальянцы. Практически в любом итальянском городе населением больше тридцати тысяч человек, в старом центре установлена ZTL (зона ограничения движения).

Да и в более мелких городах они встречаются регулярно. Вопрос только в размере этих зон. В городах побольше они перекрывают сразу много улиц (как правило, весь старый центр), а в поселках поменьше могут перекрывать две-три улицы буквально.

В такие зоны ограничен въезд всех посторонних автомобилей. Разрешен въезд только местным жителям (которые там живут или работают), а также аварийным и коммунальным службам, службам доставки и, разумеется, полиции и скорой. 

И для въезда туда, даже местные жители и прочие службы обязаны получать разрешение местных властей (зачастую платное). А въезд туда увешан знаками запрещающими движение и камерами, само собой.

А вот туристам (путешествующим на авто), въезд на машинах туда запрещен. В большинстве случаев, если в такой зоне расположен отель, то его администрация имеет право получать разрешения на въезд в эту зону для своих гостей путешествующих на автомобиле. 

А если отеля в центре нет, то туристам нет и разрешения на въезд туда.

Но это в Италии так работает. Там эти зоны начали вводить очень давно (еще в 90-х а то и ранее), поэтому порядок там более-менее отработан.

Зоны ограничения движения в Италии — подробно об итальянских ZTL рассказано в отдельной заметке.

В остальной же части Европы, путешествуя на автомобиле можно столкнуться с тем, что к некоторым отелям расположенным в центрах городов (в исторических центрах, в самой старой части города), просто невозможно подъехать на личном авто.

Главный признак того, что к отелю можно проехать без ограничений (речь об отелях расположенных в центрах городов) — это наличие у него парковки для гостей. Если парковка в отеле предусмотрена, то к такому отелю есть проезд для них.

Вопрос будет только в том, нужно ли получать какое-либо дополнительное разрешение от местных властей для проезда к этому отелю, или нет.

Но об этом прекрасно знает персонал отеля, и он своевременно уведомит вас об этом (и получит для вас разрешение, если это необходимо). Возможно, придется только сообщить ему номер автомобиля.

Если же парковки у отеля в центре нет… Лучше не нужно его выбирать для остановки при путешествии на автомобиле, поскольку возможны различные нехорошие варианты.

Например, этот отель может находиться на пешеходной улице, или вообще в зоне закрытой для движения, о чем, собственно, и говорилось выше. 

В таком случае придется подыскивать отдельную парковку вне пределов этой зоны, а к отелю идти пешком (если вас это устраивает — нет проблем, но ближайшая доступная парковка может находится и за 300-500 метров от отеля).

Да и вообще, движение в любом старом центре любого европейского города на автомобиле, это совсем не та вещь, к которой нужно стремиться добровольно.

Опять же, те, кто много гулял по европейским городам, знают почему. Остальным расскажу вкратце. 

Узкие, порой бесконечно узенькие улочки (строившиеся для движения на лошадях или пешком), подавляющее большинство из которых односторонние и переполненные слоняющимися туристами. Ограничение скорости 10-30 км/ч, тотальное отсутствие мест для парковки и разворота, масса тупиковых или пешеходных улиц (полностью закрытых для движения)…

В общем, получить удовольствие от движения по старой части любого европейского города на современном автомобиле, способен только законченный мазохист. 

Да и отели в центрах зачастую либо не имеют парковки, либо имеют маленькую (на 30 номеров, допустим, есть 3-5 парковочных мест), на которой вполне может не оказаться места.

Поэтому, при поездке по Европе на автомобиле, трижды подумайте перед тем как бронировать отель в самом центре города. Отели там в основном самые лучшие, это да, но увы, они для тех, кто путешествует без машины.

 

 

 

Практические примеры ограничений движения

Ниже для примера приведены ограничения (реальные) установленные в центрах некоторых европейских городов в разных странах (и это далеко не обязательно столицы — обратите внимание).

Также обратите внимание, что примеры приведенные ниже — это не исчерпывающий (то есть не полный) перечень городов, в которых есть подобные ограничения.

Те или иные ограничения есть во многих европейских городах и во всех странах (о чем говорилось выше) и перечислять их все просто не имеет смысла (никаких букв не хватит).

 

Стокгольм (Швеция) — ограничения движения автомобилей (включая легковые)

В Старом городе Стокгольма (Гамластан), запрещено движение любых транспортных средств с 11 до 06 часов. То есть, по-русски говоря, въезд в Старый город и движение ТС по нему разрешены только с 6 до 11 часов утра.

Въезд разрешен только автомобилям имеющим специальное разрешение (доставка товаров, коммунальные службы и т.п.) и автомобилям специальных служб (скорая, полиция, аварийные и т.п.) — последним круглосуточно, само собой.

В остальное время суток — зона Старого горда является пешеходной.

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Ограничения движения - Старый город (Гамластан), Стокгольм, Швеция

Подробности — на официальном сайте г. Стокгольм (на шведском языке).

 

Делфт (Нидерланды) — ограничения на движение автомобилей (включая легковые)

В центре Делфта, часть улиц является полностью пешеходными, и по ним запрещено движение автомобилей. Исключение — автомобили спецслужб, а также (по получению разрешения) другие автомобили (автомобили резидентов, доставка и т.п.).

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Зона ограничения движения, Делфт, Норвегия

Туристам и прочим желающим, такое разрешение не выдается. Поэтому, при путешествии на автомобиле, не спешите бронировать отель в самом центре Делфта.

Подробности на сайте парковочной службы г. Делфт (на голландском языке).

 

Гронингем (Нидерланды) — ограничения на движение автомобилей (включая легковые)

В центре Гронингема запрещено движение любых автомобилей. Исключение сделано только для специальных служб (полиция, скорая и т.п.). 

Прочие автомобили (доставка товара, переезды и т.п.), должны получать разрешение (платное) на въезд в старую часть города. 

И даже при наличии разрешения, движение там им разрешено только по определенным улицам и в определенные часы (с 05 до 12 часов). Остальная часть старого города является пешеходной зоной.

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Пешеходная зона в центре г. Гронингем, Нидерланды

Туристам и прочим желающим, такое разрешение не выдается. Поэтому, при путешествии на автомобиле, не спешите бронировать отель в самом центре Гронингема.

Подробности на сайте г. Гронингем (на голландском языке).

 

Брно (Чехия) — ограничение на движение автомобилей (включая легковые)

В Брно для въезда в старый центр города необходимо получать разрешение от местных властей, для всех автомобилей. Район ограничения обозначен зеленым цветом на карте ниже.

Туристы тоже могут получить такое разрешение.

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Зона ограничения движения, Брно, Чехия

Получение разрешения — платное. Стоимость — 20 крон (≈0,8 евро) в день, на срок от 1 до 31 дня. Стоимость зависит от количества дней, на которое запрашивается разрешение (т.е. стоимость от 20 до 620 крон).

При получении разрешения на более длительные сроки, цена снижается («оптом дешевле», так сказать), но это больше важно для местных, которые там живут и вынуждены двигаться там регулярно.

Подробности (на русском языке).

 

 

 

Варшава (Польша) — ограничение на движение автомобилей (включая легковые)

В Варшаве существует ограничение для движения автомобилей (включая легковые), по некоторым улицам в центре города. Этот маршрут носит название «Королевский Тракт», и для движения по этим улицам необходимо получение специального разрешения. Ограничение действует 24/7/365.

«Королевский Тракт» на карте

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Зона ограничения движения, Варшава, Польша

Разрешение для движения по закрытым улицам (называется оно «идентификатор ТК», или «ID TK») выдает городская дорожная администрация г. Варшава. 

Идентификатор TK — это документ, на основании которого можно перемещаться по району Королевского маршрута, закрытого для движения остальных ТС, и помеченного знаками «Движение запрещено» (в обоих направлениях).

Подробности на сайте ГДА Варшавы (на польском).

Идентификатор ТК доступен для:

  • жителей объектов недвижимости, расположенных в зоне доступной только с Королевского маршрута;
  • юридических и физических лиц осуществляющих хозяйственную деятельность и имеющих зарегистрированный офис или коммерческое предприятие, доступ к которым возможен только с Королевского маршрута;
  • организаторов проводимых мероприятий;
  • инвесторов и организаций проводящих ремонтные работы на Королевском маршруте.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Туристы и другие лица, не упомянутые выше, не могут получить идентификатор ТК.

Поэтому, при путешествии на автомобиле, не бронируйте отель находящийся в зоне Королевского Тракта. Вы не сможете к нему подъехать не нарушая правил (и не получив, соответственно, штраф).

 

Зальцбург (Австрия) — ограничение на движение автомобилей (включая легковые)

В старой части города Зальцбург (исторический центр), движение сторонних транспортных средств ограничено.

Официально зона запрета как бы и не установлена в обычном порядке (обычно указываются улицы, которые закрыты для движения, или улицы, которые ограничивают зону), но многие улицы на въезде в старый город перекрыты боллардами. 

На карте ниже обозначена примерная зона ограничений движения в Зальцбурге, для общей ориентировки.

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Зона ограничения движения, Зальцбург, Австрия

Карта расположения боллардов на сайте города Зальцбург (официальная).

Въезд в старую часть города разрешен только резидентам (лицам работающим, или проживающим там), а также спецавтомобилям (полиция, скорая, коммунальные службы и т.п., а также такси).

Некоторые улицы совсем не проездные, а в некоторых случаях (например, доставка), въезд в старую часть города ограничен и по часам (только с 6 утра до 11 часов дня).

Поэтому, при путешествии на автомобиле избегайте бронировать отель в пределах старой части города. Весьма возможны проблемы с достижением этого отеля на авто. Или, как минимум, уточните у администрации, есть ли открытый путь подъезда к отелю.

 

Будапешт (Венгрия) — ограничение на движение автомобилей (включая легковые)

Часть старого города Пешт, а также Замковая гора (территория старого города Буда), закрыты для движения сторонних транспортных средств, исключая автомобили резидентов (тех, кто там живет или работает), и автомобилей специальных служб и такси.

На карте эти районы обозначены красным цветом. Тоннель под Замковой горой открыт для движения ТС массой менее 3,5 тонн без ограничений (обозначен на карте зеленой линией).

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Зона ограничения движения, Будапешт, Венгрия

Для въезда в охраняемые зоны необходимо получение специального разрешения, которое не резидентам не выдается.

Поэтому, если вы путешествуете на автомобиле, не спешите бронировать отель в тех районах. Возможно, вы просто не сможете к нему подъехать. Во всяком случае, уточните этот вопрос у администрации отеля.

Описание районов ограничения, охраняемых и прочих зон, на официальном сайте Управления дорогами города Будапешта (на венгерском). Там же есть карта всех районов.

 

 

 

Рига (Латвия) — ограничение на движение автомобилей (включая легковые)

В центре старого города Риги есть довольно много улиц, которые полностью закрыты для автомобильного движения (являются пешеходными), хотя в целом, движение по нему не ограничено для легковых авто. 

При необходимости движения на автомобиле по улицам закрытым для движения, требуется получить специальное разрешение в департаменте дорог г. Рига. Туристам такое разрешение не выдается.

Пояснения к карте: красным отмечены пешеходные улицы в старом центре. Зеленым многоугольником выделена граница старого города Рига (Вец-Рига).

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Зона ограничения движения, Рига, Латвия

Подробности — на сайте рижского департамента дорог (на латышском языке). Там же есть карта закрытых улиц.

Но если ваш отель находится на закрытой улице, то в старом центре полно муниципальных парковок (правда, платных и всегда забитых).

Да и езда по старому городу не доставляет удовольствия. Так что при путешествии на автомобиле, лучше откажитесь от идеи снять отель в старом центре.

 

Любляна (Словения) — ограничение на движение автомобилей (включая легковые)

Старый город Любляны объявлен «зеленой» (пешеходной) зоной и закрыт для движения всех транспортных средств.

Движение разрешено только резидентам, автомобилям специальных служб, а также автомобилям для доставки (последним только с 06 до 10 часов).

Для въезда в зону необходимо получить разрешение. Контроль въезда осуществляется дорожными камерами и полицией. За нарушение — штраф.

По клику на картинку — интерактивная карта в новом окне

Зона ограничения движения, Любляна, Словения

Туристам разрешение на въезд не выдают. Так что путешествуя на автомобиле, не спешите бронировать отель (или другое жилье), в указанной зоне. Будут проблемы с его достижением на авто.

Подробности на официальном сайте мэрии г. Любляна. Там же есть карта пешеходных зон города.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную вопросу ограничения движения в центрах европейских городов, а также пояснениям почему не нужно там бронировать отель при поездке на автомобиле, я закончу.  

Надеюсь, мне удалось донести основную мысль: бронируя отель в старом центре любого европейского города, автотурист рискует натолкнуться на массу неожиданных ограничений. 

Поэтому, при поездке по Европе на автомобиле, лучший вариант — это избегать бронирования отелей в самом центре. Где-то чуть в стороне — будет и дешевле и проще. Впрочем, каждый всегда решает сам.