- Зоны ограничения движения для легковых автомобилей в Европе
- Бельгия
- Германия
- Греция
- Испания
- Италия
- Латвия
- Нидерланды
- Норвегия
- Португалия
- Франция
- Швейцария
- Швеция
Не нашли интересующую вас информацию?
Зоны ограничения движения для легковых автомобилей в Европе
В некоторых странах Европы существуют различные зоны ограничения движения для автомобилей.
В большей степени ограничения движения обычно касаются грузовых автомобилей и автобусов, но хватает и различных зон ограничения для легковых автомобилей.
В общем случае, зоны ограничения делятся на экологические (связанные с экологическими ограничениями), и обычные, т.е. просто зоны ограничения движения.
Также есть зоны (в ряде городов Европы), въезд в которые платный. Общее описание всех вариантов ограничения движения в Европе описано в основной заметке:
В этой же заметке описываются зоны ограничения в тех странах, в которых они затрагивают движение легковых автомобилей, а также (попутно) и грузовых.
Потому что ограничения для грузовиков не всегда затрагивают легковые автомобили, а вот уж если легковые авто где-то в чем-то ограничиваются, то грузовики и подавно будут ограничены в этой зоне.
Описания стран имеющих зоны ограничения движения только для грузовых автомобилей и автобусов, вынесено в отдельные заметки:
Страны, для описания которых существуют отдельные заметки, описаны здесь предельно кратко (но есть ссылка на основную заметку в которой есть подробное описание), остальные страны (их немного остается), описаны прямо в этой заметке.
Кроме того следует учитывать, что в центрах некоторых городов Европы (особенно это касается исторических центров) могут существовать дополнительные ограничения на движение автомобилей. Подробнее — в отдельной заметке:
И чтобы не повторятся каждый раз:
То есть, все ограничения всегда касаются всех иностранных водителей и автомобилей в той же мере, в которой они затрагивают и местных.
Ограничения движения в Бельгии
В Бельгии ограничения движения существуют в виде трех экологических зон, установленных в Брюсселе, Антверпене и Генте. Экологические зоны в Бельгии называются LEZ — Low Emission Zone (зона с низкой эмиссией).
Ограничения движения экологических зонах распространяются на все автомобили (как легковые, так и грузовые).
Наклеек для въезда в зоны не требуется, но требуется обязательная регистрация в системе, которая проводится только если автомобиль соответствует установленным экологическим стандартам.
Регистрация в системе для въезда в экологические зоны, является обязательной для автомобилей зарегистрированных за пределами территории Бельгии и Голландии.
Регистрация бесплатно проводится на сайтах соответствующих городов. Порядок регистрации автомобиля для въезда в экологические зоны приведен в отдельной заметке.
Подробная информация по экологическим зонам в Бельгии, а также про все, что связано с этими зонами (знаки, классы автомобилей и прочее), опубликована в отдельной заметке.
Ограничения движения в Германии
В Германии ограничения движения существуют в виде экологических зон, установленных в центрах городов (городков и поселков, иногда довольно маленьких).
Всего в Германии действует 60 экологических зон: две «синие» и 58 «зеленых» (о цветах зон — см. основную заметку по ссылке ниже). Экологические зоны в Германии называются «Umwelt zone» и обозначены специальными знаками.
Ограничения движения экологических зонах распространяются на все автомобили (как легковые, так и грузовые).
Для движения по экологическим зонам, обязательно требуется наличие экологической наклейки (плакетки).
Подробнейшая информация по экологическим зонам в Германии, а также про все, что связано с этими зонами (плакетки, уровни экологичности автомобилей, знаки и прочее), опубликована в отдельной заметке. Там же есть ссылки на страницы с картами экологических зон Германии.
Экологические зоны в Греции
В Греции установлена только одна экологическая зона, в Афинах. Зато она самая старая в Европе (как и сама Греция : ). Да скорее всего и в мире.
Зона была в первый раз введена в действие еще в далеком 1979 году. Собственно, эту зону можно считать родоначальницей всех остальных экологических зон в Европе. В общем, греки как всегда, впереди планеты всей.
Ограничения движения в этой зоне распространяются на все автомобили (как легковые, так и грузовые).
Зона перекрывает центральную часть Афин и называется «Кольцо», или иногда «Малое кольцо» (есть еще «большое кольцо», но оно не использовалось с 1993 года, так что про него можно забыть).
Обозначается эта зона (въезд в нее) вот таким знаком:
Желтый многоугольник с красной каемочкой символизирует границы зоны, а буква дельта («Δ») в центре, это как раз первая буква от греческого «Δακτύλιος» (дактилос) — «кольцо».
Афины — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта зоны в новом окне
Зона ограничений действует не постоянно. Я не знаю почему, но греки ее вводят в действие каждый год отдельным указом.
Обычно, зона действует с конца сентября — начала октября, до примерно середины июля.
Например, на 2019-2020-й годы, они утвердили действие зоны с 30 сентября 2019 года, по 17 июля 2020. А в 2018-2019 годах, она действовала с 24 сентября, по 19 июля. Почему так — неизвестно.
Зона также действует не круглосуточно. Ограничения действуют только в дневное время, по рабочим дням (с понедельника по четверг с 07 до 20 часов, а в пятницу с 07 до 15 часов).
Вечером и ночью, а также по выходным и праздникам — ограничений на движение нет. Также нет ограничений по движению в зоне в периоды забастовок работников общественного транспорта.
В период действия зоны, в ней запрещено движение автомобилей массой более 2,2 тонн. Если нужно въехать в зону в период ее действия на автомобиле массой более 2,2 тонны, то необходимо оформить специальное разрешение в мэрии Афин.
Автомобилям массой до 2,2 тонны (т.е. легковым), въезд разрешен, НО не всем, а только тем, последняя цифра номерного знака которых соответствует текущей дате по четности.
То есть, по нечетным датам месяца (1-го, 3-го, 5-го и т.п. числа) в зону разрешен въезд легких (до 2,2 т) автомобилей, последняя цифра номерного знака которых нечетная, а по четным датам (2-го, 4-го, 6-го и т.п. числа) — автомобилей, последняя цифра номерного знака которых, четная.
Въезд в зону контролируется камерами и за нарушение ограничений, разумеется, предусмотрен штраф — 200 евро.
А для водителей нарушивших это правило, и которые откажутся выполнить распоряжение полицейских покинуть зону, предусмотрено и тюремное заключение на срок до 1 года (видимо, были прецеденты).
Разумеется (как всегда и везде) существует масса исключений: автомобили специальных служб, коммунальных служб, инвалиды, местные жители живущие в зоне, экологически чистые автомобили и т.п.
Но самое главное исключение: ограничения (и штрафные санкции) не распространяются на автомобили с иностранной регистрацией, в течение первых 40 дней их пребывания в Греции.
Обращаю внимание: сорок дней пребывания не именно в Афинах, а пребывания в Греции в общем.
То есть, если вы едете в Грецию на срок меньший, чем 40 дней, то вы можете ездить по этой зоне без оглядки на действующие в ней ограничения.
На сорок первый день пребывания в Греции (если так выйдет), будьте любезны придерживаться общих правил ограничений движения в Афинах, в противном случае, получите штраф.
Более подробно о зоне на 2019-2020 годы (на греческом).
Греческая википедия — много общей информации о «Кольце».
Ограничения движения в Испании
Ограничения движения в Испании представлены четырьмя экологическими зонами, три из которых находятся в Мадриде, и одна в Барселоне.
Ограничения движения экологических зонах распространяются на все автомобили (как легковые, так и грузовые).
Кроме этого, в Мадриде существуют дополнительные ограничения для движения грузовых автомобилей (кроме экологических требований).
Для движения по экологическим зонам, наличие экологической наклейки для автомобилей зарегистрированных за границей не является обязательным (при этом, наклейка может быть ими приобретена).
Но автомобиль должен соответствовать экологическим требованиям при нахождении в экологической зоне.
Кроме этого, для въезда в экологическую зону Барселоны требуется отдельная регистрация ТС в системе контроля (как в Бельгии). В обозримом будущем, такая же система (регистрации) будет, скорее всего, введена и в Мадриде.
Более подробная информация по экологическим зонам Испании, а также по всему, что с ними связано (карты, наклейки и так далее), приведена в отдельной заметке.
Ограничения движения в Италии
Италия чрезвычайно богата на зоны ограничения движения. Количество таких зон в ней измеряется сотнями. Еще бы! Ведь она специализируется на введении ограничений в своих городах еще с конца 80-х — начала 90-х годов.
Практически в любом, хоть сколь-нибудь крупном городке или поселке Италии, установлена зона ограничения движения, а иногда и две (экологическая и обычная).
Ограничения движения во всех зонах ограничения распространяются на все автомобили (как легковые, так и грузовые).
Впрочем, зачастую для грузовых автомобилей (а иногда и для автобусов) в Италии устанавливаются отдельные зоны ограничений, не совпадающие с зонами ограничения для легковых автомобилей.
Широко используются зоны ограничений всех типов: экологические, обычные, есть также платный въезд в центры некоторых городов (Милан, Палермо, Флоренция).
Зоны ограничения в Италии называются ZTL (Zona a Traffico Limitato — зона ограничения движения), а экологические зоны называются ZTLA (Zona a Traffico Limitato Ambientale — зона ограничения движения экологическая).
Обычные зоны ограничения зачастую могут совмещаться с экологическими (а в крупных городах и с платными).
В больших городах может быть установлено до 10-12 зон ограничения движения различных видов одновременно, с различными режимами работы и различными типами ограничений.
Причем, во всех городах, зоны всегда разные. Происходит это потому что в Италии нет единого государственного законодательства определяющего порядок установки зон ограничения, и каждый муниципалитет решает все самостоятельно.
Исходя из всего вышеописанного разнообразия, на сайте существует целый цикл заметок посвященных ограничениям движения в Италии:
Ограничения движения в Латвии
Латвия не выделяется какими-то особыми ограничениями движения в ней. Тем не менее, определенные ограничения движения для легковых автомобилей там присутствуют.
Из явного — это платный въезд в город Юрмала. Также в старом городе Риги, существует масса ограничений для движения, в виде пешеходных улиц. Детали в заметках по ссылкам ниже.
Для грузовых автомобилей, предусмотрены дополнительные ограничения (касающиеся, в основном, транзитного движения через город).
Ограничения движения в Нидерландах
Ограничения движения в Нидерландах представлены 13-ю экологическими зонами. Большинство из этих зон распространяют свое действие только на грузовые автомобили и автобусы.
НО три из них: в Амстердаме, Арнеме и Утрехте, распространяют свое действие в том числе на легковые автомобили с дизельными двигателями.
Легковые автомобили с бензиновыми и прочими двигателями, никаких ограничений в экологических зонах Нидерландов не испытывают.
Никаких дополнительных действий (наклейки, регистрации и т.п.) от водителя для движения по экологическим зонам не требуется. Только чтобы автомобиль соответствовал требованиям по экологии.
Кроме того, в паре городов (Делфт, Гронингем), существуют зоны ограничения движения в центре. Ограничения там распространяются на все автомобили, и для въезда в эти зоны требуется дополнительное разрешение.
Ограничения движения в Норвегии
В Норвегии установлены две «экологические» зоны, и в восьми городах введен платный въезд (т.е. взимается дополнительная плата за въезд в город).
«Экологические» зоны установлены в городах Осло и Берген. В кавычках, это потому что экологическими эти зоны можно назвать лишь условно.
На самом деле, никаких экологических требований в Норвегии нет (в т.ч. и для въезда в т.н. «экологические» зоны).
Вы можете въезжать в эти зоны на чем угодно (хоть на дизеле класса «Евро-0») просто заплатив за въезд, но для экологически чистых автомобилей, просто предусмотрены скидки.
То есть, для въезда в эти зоны установлена дифференцированная оплата в зависимости от «экологической чистоты» транспортного средства.
Грузовые электромобили (не знаю, есть ли такие) полностью освобождены от платы за въезд, грузовые автомобили класса «Евро-6» имеют скидку 30%. Остальные грузовики (классов Евро-0 — Евро-5) платят одинаково.
Легковые автомобили платят за въезд всегда (даже электромобили), просто чем чище автомобиль, тем меньше плата (больше всего платят владельцы дизельных легковушек).
Но это что касается «экологических» зон.
В остальных же городах, все платят за въезд в город одинаково. Различия есть только по массе ТС: до 3,5 тонн и более 3,5 тонн. Экологический класс, вид используемого топлива и т.п. больше нигде не учитывается.
Плата за въезд (в некоторых городах) также зависит от времени суток: в часы пик подороже, в остальное время — подешевле.
Но если говорить в общем, то никаких существенных особенностей или ограничений в Норвегии нет.
Плата за въезд в города органично вписана в общую систему оплаты дорог и не является чем-то выдающимся. Просто за въезд в некоторые города вам насчитают к оплате лишнюю пару-тройку евро.
Особенности есть в процессе оплаты. Но все подробности про Норвегию, изложены в отдельной заметке:
Экологические зоны в Португалии
Все ограничения движения в Португалии, представлены двумя экологическими зонами установленными в Лиссабоне. Других ограничений там нет.
В Португалии с 2011 года установлены две экологические зоны (ZER — Zona de Emissões Reduzidas — зона пониженных выбросов), и обе они находятся на территории города Лиссабон.
Действие зон распространяется на все автомобили (включая легковые), независимо от вида используемого топлива.
Исключения, разумеется, присутствуют для автомобилей спецслужб (полиция, скорая, коммунальные службы и т.п.), в общем, стандартный набор.
Все остальные автомобили, попадают под действие ограничений. В том числе и зарегистрированные за границей.
Зоны называются незатейливо: «Зона 1» и «Зона 2». Первая зона захватывает самый центр центральной части города (на карте обозначена красным цветом), вторая зона покрывает всю остальную центральную часть города (обозначена зеленым).
Лиссабон — карта экологических зон
По клику на картинку, интерактивная карта откроется в новом окне.
Обе зоны действуют с понедельника по субботу (оба дня включительно), с 07 часов утра, до 21 часа вечера.
С девяти вечера и до семи утра, а также круглосуточно по воскресным и праздничным дням, ограничений для движения нет.
Регистрации, наличия наклеек и других действий, для въезда в зону и движению по ней, от водителей не требуется. Контроль «ручной» (полиция). За нарушение требований предусмотрен штраф.
Требования просты: в период действия зон, в зеленую зону (Зона 2), запрещен въезд ТС не соответствующих требованиям стандарта Евро-2 и выше, в красную зону (Зона 1), запрещен въезд ТС не соответствующих стандарту Евро-3 и выше.
При необходимости въезда в зону в часы ее действия на автомобиле не соответствующем требованиям, необходимо получение в мэрии города специального разрешения.
Но туристам и простым перевозчикам (сторонним), оно не положено. Имейте это ввиду, если путешествуете по Португалии на старом автомобиле, и избегайте бронировать отель в экологической зоне.
Впрочем, исходя из личного опыта поездки в Лиссабон на автомобиле, уверяю вас, с тем веселым бардаком, который царит на улицах этого славного города, попасться с таким нарушением там можно лишь случайно.
Подробности — на официальном сайте г. Лиссабон (на португальском языке).
Ограничения движения во Франции
Во Франции, ограничения движения существуют в виде экологических зон, установленных как в центрах городов, так и на территории целых регионов.
Зоны во Франции делятся на постоянные и временные (временных больше, постоянных всего три пока).
В настоящее время, во Франции имеется тридцать одна экологическая зона, и есть четкая тенденция к увеличению их числа.
Постоянно действующие зоны называются во Франции ZCR — zone à circulation restreinte (зоны ограниченного движения).
Такие зоны установлены пока в трех городах: Париже, Страсбурге и Гренобле и четвертая зона планируется в Лилле (с 2022 года).
Кроме постоянно действующих зон ограничения движения, во Франции предусмотрены временные экологические зоны — ZPA — zone de protection de l’air (зоны защиты воздуха), которые вводятся в действие при существенном ухудшении экологической обстановки в отдельных городах (и даже целых областях).
Когда уровень загрязнения воздуха снижается до приемлемого, ограничения на движение во временных экологических зонах снижаются.
Ограничения движения экологических зонах распространяются на все автомобили (как легковые, так и грузовые).
Для движения по временным экологическим зонам в период их действия, а также по постоянным зонам ограничения движения обязательно требуется экологическая наклейка.
Подробная информация по экологическим зонам во Франции, а также про все, что связано с этими зонами (экологические наклейки, знаки, классы автомобилей и прочее), опубликована в отдельной заметке.
Ограничения движения в Швейцарии
В прямом смысле этого слова, экологических зон в Швейцарии нет. То есть, в общем, при путешествии по Швейцарии на автомобиле, никаких ограничений по движению нет, если только вы не планируете отдых на альпийских горных курортах.
В части таких курортов в Швейцарии, установлены «зоны свободные от автомобилей» (car-free zones). В настоящее время таких городков (зон) девять. Но в перспективе, их количество может и увеличиться.
Доступ «чужим» (туристам) в эти зоны на автомобиле закрыт (запрещен). Совсем. Разумеется, дорога туда есть, туда могут проехать автомобили спецслужб (полиция, скорая и т.п.), автомобили доставки, но вот туристы — никак.
Машины оставляются внизу (парковки там есть), и далее до городка туристы добираются только местным транспортом. Без вариантов и исключений. За нарушение — штраф.
Список городков, в которых установлены carfree зоны (по ссылкам попадете на сайт города, на котором, в т.ч. всегда рассказано, где можно припарковать автомобиль, цены на парковку, как добраться и т.п. информация):
- Беттмеральп (Bettmeralp),
- Браунвальд (Braunwald),
- Мюррен (Mürren),
- Ридеральп (Riederalp),
- Риги (Rigi),
- Заас-Фе (Saas-Fee),
- Штос (Stoos),
- Венген (Wengen),
- Цермат (Zermatt).
Сайты все на немецком, но у всех есть английские версии (ссылки ведут именно на них), а у сайта городка Цермат даже есть и русская версия, так что разобраться вполне можно.
Швейцария — карта зон свободных от автомобилей
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне.
Если вы планируете отдых на одном из упомянутых выше курортов, и собираетесь приехать туда на автомобиле (не важно, российском или местном арендованном), то готовьтесь к тому, что автомобиль придется оставить на парковке, внизу, а в городок вам придется добираться местным транспортом (это или подъемник, или автобус, или даже иногда узкоколейка).
Парковок там достаточно, но они все (ну конечно же!) платные, причем цены там далеко не демократичные (Швейцария — одна из самых дорогих стран Европы).
Правда, думаю, что если вы планируете отдых в Швейцарских Альпах, то цены вас не испугают, но просто имейте эти особенности ввиду, при подготовке и планировании поездки.
Ограничения движения в Швеции
Зоны ограничения движения в Швеции представлены 9-ю экологическими зонами расположенными в восьми городах (в Стокгольме установлено две экологические зоны, в остальных городах по одной).
Экологические ограничения в Швеции затрагивают только грузовые автомобили, кроме одной зоне в Стокгольме — та имеет отношение и к легковым авто.
Кроме этого, в Швеции взимается плата («налог на перегруженность») за въезд в два города: Стокгольм и Гётеборг.
В общем, в Швеции немного ограничений для легковых машин. Одна экологическая зона в Стокгольме (там одна улица всего), и плата за въезд в пару городов.
Все подробности про ограничения движения в Швеции:
* * * * *
На этом, заметку с общим описанием ограничений движения для легковых автомобилей в Европе, я закончу. Все подробности по каждой стране приведены в заметках, ссылки на которые даны выше.
Но если говорить в общем, то существенные проблемы при поездке по Европе на личном автомобиле, вызывают всего четыре страны: Бельгия, Германия, Испания и Франция.
При поездке в эти страны требуется обратить особое внимание на совершение действий необходимых для движения в зонах ограничения установленных там (приобретение экологической наклейки, или регистрация), чтобы избежать проблем.
Поездки же по остальным странам Европы, не требуют от водителя-иностранца никаких дополнительных действий, достаточно только внимательно смотреть на знаки, и не нарушать их требований.