18 Мар 2018

ПДД в странах Европы, и их отличия от российских ПДД

 

 

Правила дорожного движения в Европе — общее описание ситуации

Все европейские страны подписали в свое время конвенцию «О дорожном движении» (Вена, 1968 год), которая устанавливает и стандартизирует основные (общие) правила дорожного движения, которые могут устанавливаться в странах присоединившихся к этой конвенции. 

Эта конвенция хоть и старая, но вполне «живая». В нее периодически вносятся поправки, изменения и т.п., поэтому она, несмотря на свой почтенный возраст, вполне себе актуальный и действующий документ.

Что же до общих европейских правил дорожного движения, то в настоящий момент ситуация выглядит следующим образом:

ОБЩИЕ ПДД в ЕВРОПЕ
Каких-либо единых правил дорожного движения, общих на весь Евросоюз — нет в природе.
Сколько стран в Европе — столько и ПДД.

Поэтому даже не ищите книжечку с названием «Европейские правила дорожного движения» (или подобным) — её просто не существует. Да еще на русском языке… 

Сайт Еврокомиссии со сводкой (выписками из) ПДД по европейским странам есть (как помощь автотуристам), но он на всех европейских языках кроме русского. Если владеете каким-то, то по ссылке выше вы его найдете.

Тем не менее, ПДД европейских стран хотя и имеют довольно много общего, но при этом все-таки разнятся в деталях. Вот разбору этих деталей и посвящена эта заметка. 

Если же действительно хочется увидеть что-то общее, единое и относящееся к ПДД, то читайте Венскую конвенцию и наслаждайтесь.

Но помните, что конвенция написана не для индивидуальных автолюбителей, а для государств, которые на ее основе разрабатывают свои ПДД, поэтому, ссылаться на нее в спорах с дорожной полицией — глупо.

 

 

Основные различия ПДД стран Европы, и отличия их от ПДД в России

Каждая страна в Европе имеет свои ПДД, но при этом, ПДД всех стран Европы унифицированы и стандартизованы в основных моментах Венской конвенцией.

То есть, все ПДД, во всех странах Европы (в т.ч. и в России), написаны по одному общему шаблону, и имеют незначительные различия только во второстепенных деталях.

Об этих различиях в правилах и пойдет речь ниже, а пока суть:

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПДД СТРАН ЕВРОПЫ ОТ ПДД РФ
Основные, (базовые) правила дорожного движения совпадают во всех странах Европы и полностью идентичны российским.

Говоря простым языком: никаких существенных отличий ПДД применяющихся на территории европейских стран, от ПДД применяющихся на территории России — нет.

Красный свет — стой, зеленый — едь, пешехода пропусти, ремень пристегни, по телефону не болтай, сплошную не пересекай, помеху справа — пропусти, требования знаков — выполняй, скоростной режим — соблюдай, и т.п.

Всё один в один как в России (Белоруссии, Казахстане, Украине). Основные требования ПДД едины везде, хоть в Албании, хоть в Германии. 

Вид и значение дорожных знаков и дорожной разметки также стандартизованы конвенцией «О дорожных знаках и сигналах» и различаются лишь в небольших деталях (ширина линий и т.п.). 

Это может тяжело понять сразу (тем, кто первый раз погружается в тему), но это действительно так.

Все водители и в России, и в Европе, ездят по вполне общим правилам. И существенных различий вы там не увидите. Различия есть в общем отношении к соблюдению правил, но это тема отдельной заметки (ссылки чуть ниже).

Тем не менее, отличия в правилах дорожного движения разных стран, конечно же есть. Основные отличия есть:

  • в ограничениях скоростного режима (описание различий вынесено в отдельную заметку),
  • в допусках измерения скорости движения полицейскими камерами контроля скорости (отдельно),
  • в требованиях к максимально допустимым уровня алкоголя в крови, (см. ниже)
  • к использованию ближнего света днем, (см. ниже)
  • есть некоторые (небольшие) отличия в требованиях к перевозке детей, к тонировке стекол (см. ниже).

Перечисленные выше параметры могут различаться в разных странах (но опять же, в рамках ограниченных Венской конвенцией). То же касается и вида дорожных знаков и разметки.

То есть, например, максимальный уровень алкоголя в крови, при котором допускается управление ТС, ограничен в Конвенции значением 0,8‰, но каждая страна имеет право уменьшить его (хоть вплоть до нуля), а вот увеличить — нет. И так далее.

Об этих различиях и пойдет речь ниже. Информация изложена по принципу «от простого — к сложному», т.е. сначала идут пункты по которым в ПДД всех стран Европы меньше всего различий, а в конце заметки, идут пункты с максимальными отличиями.

Об особенностях дорожного движения в Европе, а также
об особенностях движения по автомагистралям (а они есть) и
об общих особенностях парковки в странах Европы — можно прочитать в отдельных заметках по соответствующим ссылкам.

 

 

 

Ремни безопасности

Требования обязательного использования ремней безопасности, присутствуют в ПДД всех стран Европы. Во всех странах за нарушение этого требования предусмотрен штраф.

Использование ремней безопасности обязательно для всех и всегда, во всех странах Европы. Исключений нет.

Во всех странах Европы, требования обязательно пристегиваться ремнями безопасности, всегда относятся также и к пассажирам путешествующим на задних сидениях. Исключений нет.

Ответственность за непристегнутых пассажиров в некоторых странах несет водитель, в некоторых, подразумевается ответственность самого пассажира (если он дееспособный и совершеннолетний). 

 

Антирадары и радар-детекторы

АНТИРАДАРЫ в ЕВРОПЕ

С антирадарами в Европе все просто: 

Антирадары категорически запрещены во всех странах Европы.

Во всех странах Европы запрещена даже перевозка антирадаров в упаковке (т.е. ввоз их на территорию страны).

Даже за сам факт владения антирадаром предусмотрен штраф, и очень нескромный, до 75000 (семидесяти пяти тысяч) евро, в Бельгии, например. Это самый большой штраф в Европе.

Но и другие страны в этом плане не сильно отстают, штрафы за антирадар обычно исчисляются не в сотнях, а в тысячах евро, в Испании, например, это 6000 евро.

 

РАДАР-ДЕТЕКТОРЫ В ЕВРОПЕ

Всего семь стран Европы «одобряют» (т.е. прямо не запрещают) использование радар-детекторов: Белоруссия, Болгария, Венгрия, Россия, Румыния, Словения, Украина.

На территории остальных европейских стран использование радар-детекторов (и даже просто их перевозка в выключенном и разобранном состоянии) — запрещены.

За это также предусмотрены достаточно большие штрафы, но меньшие, чем за антирадары. Обычно, порядка сотен евро.

Более того, ПДД некоторых европейских стран требуют, чтобы функция GPS-навигатора, указывающая установку камер контроля скорости, была отключена в период его использования (ну, это уж не дождетесь, конечно).

Так что если вы используете радар-детектор в поездках по России, то при поездке в Европу — лучше оставьте его дома, от греха подальше.

Если его найдут на границе (при въезде в ЕС) — заставят выкинуть, или просто не пропустят вас через границу. Если хотите использовать радар-детектор в Европе, то прячьте его так, чтобы… в общем, вы поняли.

Если все-таки будете пользоваться радар-детектором, то не оставляйте его на торпеде на стоянке, в тех странах, где он запрещен. Местные жители очень даже могут позвонить в полицию и сообщить о нарушении, у них там так принято. 

Или его могут увидеть сотрудники полиции, допустим, когда будут проверять оплату уличной парковки. Поэтому, лучше не экспериментируйте с этим.

 

Телефон за рулем

Использование мобильного телефона во время движения автомобиля — запрещено* во всех странах Европы. 
* Без использования системы «hands-free» («свободные руки»)

Последней сдалась Швеция. В ней запрет на использование мобильного телефона за рулем, был введен только с 1 февраля 2018 года.

Во Франции, использование мобильного телефона запрещено даже в стоящем автомобиле (с июля 2018 года вступили в силу новые поправки в ПДД). Использование телефона в автомобиле там разрешено только для вызова служб экстренной помощи.

 

Перевозка детей в автомобиле

Во всех странах Европы, основные требования к перевозке детей на автомобиле практически совпадают:
дети до трех лет — перевозятся только в специальных креслах,
дети от 3-х до 12-ти лет — только с использованием специальных удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу. 

Разница в требованиях к перевозке детей проявляется в следующих моментах: 

Дети до 3-х лет: в некоторых странах разрешена их перевозка на переднем сиденье, в некоторых — запрещена.

Дети от 3-х до 12-ти лет: колеблется граница по росту, при достижении которого ребенок может использовать штатные ремни безопасности автомобиля без дополнительных устройств. В некоторых странах — это рост 150 см, в некоторых — 135 см, а в некоторых — это определяется еще и по весу. 

 

Тонировка стекол

В подавляющем большинстве европейских стран, требования к светопропусканию лобового и передних боковых стекол совпадают с российскими:

Светопропускание лобового стекла должно быть не менее 75%, светопропускание передних боковых стекол не менее 70%.

В Бельгии, Германии и Швейцарии, допускается снижение светопропускания лобового стекла до 70%, при этом боковые передние стекла, также должны иметь светопропускание не менее 70%.

В Италии, Сербии и Франции — любая тонировка лобового стекла (кроме заводской) — запрещена. 

Тонировка задних стекол практически нигде не регламентирована (кроме Дании), единственное требование — наличие боковых зеркал. Некоторые страны требуют, чтобы обязательно были два боковых зеркала, некоторые допускают наличие минимум одного. 

В Дании, светопропускание задних стекол должно быть не менее 40%.

Во многих странах, полицейские уполномочены требовать снятия тонировки нарушающей требования ПДД, на месте обнаружения нарушения. В некоторых странах, автомобиль может быть отправлен на штраф-стоянку (за счет водителя).

Тонировка светооборудования автомобиля (фары, стоп-сигналы, габаритные огни и т.п.) — недопустима и запрещена.

 

 

Использование ближнего света днем

Страны Европы делятся на три неравных лагеря, по отношению к использованию ближнего света фар в светлое время суток: требуется всегда, не требуется и требуется только за городом.

На рисунке ниже, показано распределение стран:

Использование ближнего света фар в Европе днем

Зеленым цветом обозначены страны, в которых использование ближнего света фар (или дневных ходовых огней) — обязательно в любом месте и в любое время суток.

Желтым цветом обозначены страны, где использование ближнего света фар днем не обязательно. 

Желтым цветом с зеленой штриховкой обозначены страны, в которых использование ближнего света днем, необходимо только при движении за городом (Италия, Венгрия, Румыния).

Зеленым цветом с зеленой штриховкой обозначена Хорватия — там использование ближнего света фар обязательно днем только в зимний период: с первого воскресенья октября, до последнего воскресенья марта.

ВО ВСЕХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ:
1. Обязательно использование фар: в темное время суток, в условиях плохой видимости (даже днем) и при проезде тоннелей (даже днем, и вне зависимости от наличия в них освещения — свет фар в тоннеле обязателен).
2. Использование противотуманных фар и габаритов в качестве дневных ходовых огней или фар ближнего света — запрещено (в тех странах, где требуется днем ездить со включенным  светом).
3. 
Дневные ходовые огни — заменяют ближний свет в тех странах, где он предписан правилами днем (за исключением движения по тоннелям — там должны быть включены фары ближнего света).

СПИСКОМ:

Ближний свет днем обязателен всегда: Болгария, Босния и Герцеговина, Дания, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Норвегия, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Ближний свет днем обязателен при определенных условиях:
При движении за городом: Венгрия, Италия, Румыния.
В зимний период: Хорватия.

Ближний свет днем не обязателен (кроме условий плохой видимости, и в тоннелях): Австрия, Албания, Андорра, Белоруссия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Турция, Франция.

ВНИМАНИЕ!
За использование задних противотуманных фар в условиях нормальной видимости (более 50-100 метров) в некоторых странах предусмотрен штраф, также как и за их неиспользование, в условиях плохой видимости.

ИЗ ПРАКТИКИ ПОЕЗДОК

Смотрите всегда, как едет большинство местных водителей: едут они со включенными фарами — и вы включайте, едут с выключенными — можно и свои выключить.

Но лично я, например, чтобы рефлекс (двигатель завел — фары включил) не «ломать», езжу по Европе всегда с включенными фарами (как и по России) — пусть боятся. Можете поступать так же — ошибки не будет. Ни в одной стране Европы не предусмотрен штраф за использование фар ближнего света днем.

 

 

 

Допустимые нормы алкоголя в крови

Венская конвенция «О дорожном движении», в числе прочих многих вещей касающихся правил дорожного движения, определяет и максимально допустимое содержание алкоголя в крови, при котором допускается управление автомобилем, равным 0,8‰ (промилле).

Допустимый уровень выше этого, ни одна из стран из присоединившихся к этой конвенции установить не может (не имеет права). 

Но может этот уровень уменьшить, вплоть до нуля, чем некоторые страны и пользуются.

На рисунке ниже приведены нормы максимально допустимого уровня алкоголя в крови, при котором допускается управление автомобилем по странам Европы: 

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови, в странах Европы

Легенда карты: зеленый цвет — 0,8‰; салатный — 0,5‰; светло-оранжевый — 0,3‰; оранжевый — 0,2‰; красный — 0,0‰. 

В общем, чем красней страна на карте выше, тем аккуратней в ней нужно быть с алкоголем, когда находишься за рулем.

Кроме того, во многих странах предусмотрены разные допустимые нормы содержания алкоголя в крови, в зависимости от стажа водителя. Смотрите примечания к таблице ниже.

 

ТАБЛИЦА  МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОМОБИЛЕМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Уровень Страна
0,0‰ Венгрия, Румыния, Словакия, Чехия
0,1‰ Албания
0,2‰ Норвегия, Польша, Украина1, Швеция, Эстония
0,3‰ Белоруссия, Босния, Молдавия, Россия, Сербия, Черногория
0,4‰ Литва2
0,5% Австрия3, Андорра, Бельгия4, Болгария, Германия5, Греция6,
Дания, Ирландия6, Исландия, Испания7, Италия8, Латвия6
Люксембург6, Македония2, Нидерланды9, Португалия, Словения8,
Турция10, Финляндия, Франция6, Хорватия, Швейцария11
0,8‰ Великобритания, Лихтенштейн

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Минимальный допустимый уровень алкоголя в крови равен 0,00‰. 
    0,2‰ — это принятая погрешность измерительного прибора, которая трактуется в пользу водителя.
  2. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰.
  3. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,1‰.
  4. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, предусмотрено только судебное разбирательство (по более опытным водителям, решение о наказании принимается дорожной полицией, и, как правило, это штраф).
  5. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, или при возрасте водителя до 21 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰. 
  6. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,2‰.
  7. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,3‰.
  8. Для водителей, чей стаж не превышает 3 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,0‰.
  9. Для водителей, чей стаж не превышает 5 лет, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,2‰.
  10. При буксировке прицепа, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰.
  11. Для водителей, чей стаж не превышает 1 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰.

Указанные в таблице уровни — это уровни, при которых уже наступает административная (а в некоторых странах и уголовная) ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде. То есть, допустимые уровни на одну ступень ниже (не 0,5‰, а 0,49‰ и т.д.).

Во всех странах, наказание за отказ от медицинского освидетельствования, приравнено к максимальному наказанию за управление ТС в состоянии опьянения.

То есть при отказе от освидетельствования, выносится максимальное наказание за употребления алкоголя за рулем предусмотренное в данной стране: где штраф — там максимальный штраф, где лишение прав или тюрьма — там максимальный срок.

На этом, основные различия в ПДД между европейскими странами и Российской Федерацией заканчиваются. Остается лишь один важный момент — скорость (а точнее, ее ограничения), но этот момент вынесен в отдельную заметку:

Информация об ограничениях скорости в странах Европы, а также о том, с какой скоростью можно ездить по Европе не нарушая правила (и, соответственно, не получая за это штрафы) — изложена в отдельной заметке.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную отличиям правил дорожного движения в странах Европы, от ПДД принятых в России, я закончу. Еще раз подчеркну, что в основном, никаких существенных отличий нет. Есть разница в некоторых деталях, которые и указаны выше. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх