18 Мар 2018

ПДД в странах Европы, и их отличия от российских ПДД

 

 

Правила дорожного движения в Европе, отличия от ПДД РФ

Все европейские страны подписали в свое время конвенцию «О дорожном движении» (Вена, 1968 год), которая устанавливает и стандартизирует основные (общие) правила дорожного движения, которые могут устанавливаться в странах присоединившихся к этой конвенции. 

То есть, все ПДД, во всех странах Европы (в т.ч. и в России), написаны по одному общему шаблону, и имеют незначительные различия только во второстепенных деталях. Об этих различиях в правилах и пойдет речь ниже, а пока, суть:

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПДД СТРАН ЕВРОПЫ ОТ ПДД РФ
Основные, (базовые) правила дорожного движения совпадают во всех странах Европы и полностью идентичны российским.

Говоря простым языком: никаких существенных отличий ПДД применяющихся на территории европейских стран, от ПДД применяющихся на территории России — нет.

Красный свет — стой, зеленый — едь, пешехода пропусти, ремень пристегни, по телефону не болтай, сплошную не пересекай, требования знаков — выполняй, скоростной режим — соблюдай, и т.п. Все один в один как в России. 

Вид и значение дорожных знаков и дорожной разметки также стандартизованы конвенцией «О дорожных знаках» и различаются лишь в небольших деталях (ширина линий и т.п.). 

Отличия есть в ограничениях скоростного режима, в допусках измерения скорости движения, в требованиях к максимально допустимым уровня алкоголя в крови, есть некоторые (небольшие) отличия в требованиях к перевозке детей, к тонировке стекол. 

Об этих различиях и пойдет речь ниже. Информация изложена по принципу «от простого — к сложному», т.е. сначала идут пункты по которым в ПДД всех стран Европы меньше всего различий, а в конце заметки, идут пункты с максимальными отличиями.

 

Ремни безопасности

Требования обязательного использования ремней безопасности, присутствуют в ПДД всех стран Европы. Во всех странах, за нарушение этого требования предусмотрен штраф.

Использование ремней безопасности обязательно для всех и всегда, во всех странах Европы. Исключений нет.

Требования обязательно пристегиваться ремнями безопасности, всегда относятся также и к пассажирам путешествующим на задних сиденьях. 

Ответственность за непристегнутых пассажиров в некоторых странах несет водитель, в некоторых, подразумевается ответственность самого пассажира (если он дееспособный и совершеннолетний). 

 

Антирадары и радар-детекторы

АНТИРАДАРЫ в ЕВРОПЕ

С антирадарами в Европе все просто: 

Антирадары категорически запрещены во всех странах Европы.

Во всех странах Европы запрещена даже перевозка антирадаров в упаковке (т.е. ввоз их на территорию страны).

Даже за сам факт владения антирадаром предусмотрен штраф, и очень нескромный, до 75000 (семидесяти пяти тысяч) евро, в Бельгии, например. Это самый большой штраф в Европе.

Но и другие страны в этом плане не сильно отстают, штрафы за антирадар обычно исчисляются не в сотнях, а в тысячах евро, в Испании, например, это 6000 евро.

 

РАДАР-ДЕТЕКТОРЫ В ЕВРОПЕ

Всего семь стран Европы «одобряют» (т.е. прямо не запрещают) использование радар-детекторов: Белоруссия, Болгария, Венгрия, Россия, Румыния, Словения, Украина.

На территории остальных европейских стран использование радар-детекторов (и даже просто их перевозка в выключенном и разобранном состоянии) — запрещены.

За это также предусмотрены достаточно большие штрафы, но меньшие, чем за антирадары. Обычно, порядка сотен евро.

Более того, ПДД некоторых европейских стран требуют, чтобы функция GPS-навигатора, указывающая установку камер контроля скорости, была отключена в период его использования (ну, это уж не дождетесь, конечно).

Так что если вы используете радар-детектор в поездках по России, то при поездке в Европу — лучше оставьте его дома, от греха подальше.

Если его найдут на границе (при въезде в ЕС) — заставят выкинуть, или просто не пропустят вас через границу. Если хотите использовать радар-детектор в Европе, то прячьте его так, чтобы… в общем, вы поняли.

Если все-таки будете пользоваться радар-детектором, то не оставляйте его на торпеде на стоянке, в тех странах, где он запрещен. Местные жители очень даже могут позвонить в полицию и сообщить о нарушении, у них там так принято. 

Или его могут увидеть сотрудники полиции, допустим, когда будут проверять оплату уличной парковки. Поэтому, лучше не экспериментируйте с этим.

 

Телефон за рулем

Использование мобильного телефона во время движения автомобиля — запрещено* во всех странах Европы. 
* Без использования системы «hands-free» («свободные руки»)

Последней сдалась Швеция. В ней запрет на использование мобильного телефона за рулем, был введен только с 1 февраля 2018 года.

Во Франции, использование мобильного телефона будет запрещено даже в стоящем автомобиле (с июля 2018 года вступили в силу новые поправки в ПДД). Использование телефона в автомобиле разрешено только для вызова служб экстренной помощи.

 

 

 

Перевозка детей в автомобиле

Во всех странах Европы, основные требования к перевозке детей на автомобиле практически совпадают:
дети до трех лет — перевозятся только в специальных креслах,
дети от 3-х до 12-ти лет — только с использованием специальных удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу. 

Разница в требованиях к перевозке детей проявляется в следующих моментах: 

Дети до 3-х лет: в некоторых странах разрешена их перевозка на переднем сиденье, в некоторых — запрещена.

Дети от 3-х до 12-ти лет: колеблется граница по росту, при достижении которого ребенок может использовать штатные ремни безопасности автомобиля без дополнительных устройств. В некоторых странах — это рост 150 см, в некоторых — 135 см, а в некоторых — это определяется еще и по весу. 

 

Тонировка стекол

В подавляющем большинстве европейских стран, требования к светопропусканию лобового и передних боковых стекол совпадают с российскими:

Светопропускание лобового стекла должно быть не менее 75%, светопропускание передних боковых стекол не менее 70%.

В Бельгии Германии и Швейцарии, допускается снижение светопропускания лобового стекла до 70%, при этом боковые передние стекла, также должны иметь светопропускание не менее 70%.

В Италии, Сербии и Франции — любая тонировка лобового стекла (кроме заводской) — запрещена. 

Тонировка задних стекол практически нигде не регламентирована (кроме Дании), единственное требование — наличие боковых зеркал. Некоторые страны требуют, чтобы обязательно были два боковых зеркала, некоторые допускают наличие минимум одного. 

В Дании, светопропускание задних стекол должны быть не менее 40%.

Во многих странах, полицейские уполномочены требовать снятия тонировки нарушающей требования ПДД, на месте обнаружения нарушения.

 

Использование ближнего света днем

Страны Европы делятся на три неравных лагеря, по отношению к использованию ближнего света фар в светлое время суток: требуется всегда, не требуется и требуется только за городом.

На рисунке ниже, показано распределение стран:

Использование ближнего света фар в Европе днем

Зеленым цветом обозначены страны, в которых использование ближнего света фар (или дневных ходовых огней) — обязательно в любом месте и в любое время суток.

Желтым цветом обозначены страны, где использование ближнего света фар днем не обязательно. 

Желтым цветом с зеленой штриховкой обозначены страны, в которых использование ближнего света днем, необходимо только при движении за городом (Италия, Венгрия, Румыния).

Зеленым цветом с зеленой штриховкой обозначена Хорватия — там использование ближнего света фар обязательно днем только в зимний период: с первого воскресенья октября, до последнего воскресенья марта.

ВО ВСЕХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ:
1. Обязательно использование фар: в темное время суток, в условиях плохой видимости (даже днем) и при проезде тоннелей (даже днем, и вне зависимости от наличия в них освещения — свет фар в тоннеле обязателен).
2. Использование противотуманных фар и габаритов в качестве дневных ходовых огней или фар ближнего света — запрещено (в тех странах, где требуется днем ездить со включенным  светом).
3. 
Дневные ходовые огни — заменяют ближний свет в тех странах, где он предписан правилами днем (за исключением движения по тоннелям — там должны быть включены фары ближнего света).

СПИСКОМ:

Ближний свет днем обязателен всегда: Болгария, Босния и Герцеговина, Дания, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Норвегия, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Ближний свет днем обязателен при определенных условиях:
При движении за городом: Венгрия, Италия, Румыния.
В зимний период: Хорватия.

Ближний свет днем не обязателен (кроме условий плохой видимости, и в тоннелях): Австрия, Албания, Андорра, Белоруссия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Турция, Франция.

ВНИМАНИЕ!
За использование задних противотуманных фар в условиях нормальной видимости (более 50-100 метров) в некоторых странах предусмотрен штраф, также как и за их неиспользование, в условиях плохой видимости.

ИЗ ПРАКТИКИ ПОЕЗДОК

Смотрите всегда, как едет большинство местных водителей: едут они со включенными фарами — и вы включайте, едут с выключенными — можно и свои выключить.

Но лично я, например, чтобы рефлекс (двигатель завел — фары включил) не «ломать», езжу по Европе всегда с включенными фарами (как и по России) — пусть боятся. Можете поступать так же — ошибки не будет. Ни в одной стране Европы не предусмотрен штраф за использование фар ближнего света днем.

 

 

Допустимые нормы алкоголя в крови

Венская конвенция «О дорожном движении», в числе прочих многих вещей касающихся правил дорожного движения, определяет и максимально допустимое содержание алкоголя в крови, при котором допускается управление автомобилем, равным 0,8‰ (промилле).

Допустимый уровень выше этого, ни одна из стран из присоединившихся к этой конвенции установить не может (не имеет права). 

Но может этот уровень уменьшить, вплоть до нуля, чем некоторые страны и пользуются.

На рисунке ниже приведены нормы максимально допустимого уровня алкоголя в крови, при котором допускается управление автомобилем по странам Европы: 

Максимально допустимый уровень алкоголя в крови, в странах Европы

Легенда карты: зеленый цвет — 0,8‰; салатный — 0,5‰; светло-оранжевый — 0,3‰; оранжевый — 0,2‰; красный — 0,0‰. 

В общем, чем красней страна на карте выше, тем аккуратней в ней нужно быть с алкоголем, когда находишься за рулем.

Кроме того, во многих странах предусмотрены разные допустимые нормы содержания алкоголя в крови, в зависимости от стажа водителя. Смотрите примечания к таблице ниже.

 

ТАБЛИЦА  МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОМОБИЛЕМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Уровень Страна
0,0‰ Венгрия, Румыния, Словакия, Чехия
0,1‰ Албания
0,2‰ Норвегия, Польша, Украина1, Швеция, Эстония
0,3‰ Белоруссия, Босния, Молдавия, Россия, Сербия, Черногория
0,4‰ Литва2
0,5% Австрия3, Андорра, Бельгия4, Болгария, Германия5, Греция6,
Дания, Ирландия6, Исландия, Испания7, Италия8, Латвия6
Люксембург6, Македония2, Нидерланды9, Португалия, Словения8,
Турция10, Финляндия, Франция6, Хорватия, Швейцария11
0,8‰ Великобритания, Лихтенштейн

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Минимальный допустимый уровень алкоголя в крови равен 0,00‰. 
    0,2‰ — это принятая погрешность измерительного прибора, которая трактуется в пользу водителя.
  2. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰.
  3. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,1‰.
  4. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, предусмотрено только судебное разбирательство (по более опытным водителям, решение о наказании принимается дорожной полицией, и, как правило, это штраф).
  5. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, или при возрасте водителя до 21 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰. 
  6. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,2‰.
  7. Для водителей, чей стаж не превышает 2 года, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,3‰.
  8. Для водителей, чей стаж не превышает 3 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,0‰.
  9. Для водителей, чей стаж не превышает 5 лет, разрешенный уровень алкоголя в крови не более 0,2‰.
  10. При буксировке прицепа, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰.
  11. Для водителей, чей стаж не превышает 1 года, разрешенный уровень алкоголя в крови — 0,00‰.

Указанные в таблице уровни — это уровни, при которых уже наступает административная (а в некоторых странах и уголовная) ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде. То есть, допустимые уровни на одну ступень ниже (не 0,5‰, а 0,49‰ и т.д.).

Во всех странах, наказание за отказ от медицинского освидетельствования, приравнено к максимальному наказанию за управление ТС в состоянии опьянения.

То есть при отказе от освидетельствования, выносится максимальное наказание за употребления алкоголя за рулем предусмотренное в данной стране: где штраф — там максимальный штраф, где лишение прав или тюрьма — там максимальный срок.

На этом, основные различия в ПДД между европейскими странами и Российской Федерацией заканчиваются. Остается лишь один важный момент — скорость (а точнее, ее ограничения), но этот момент вынесен в отдельную заметку:

Информация об ограничениях скорости в странах Европы, а также о том, с какой скоростью можно ездить по Европе не нарушая правила (и, соответственно, не получая за это штрафы) — изложена в отдельной заметке.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную отличиям правил дорожного движения в странах Европы, от ПДД принятых в России, я закончу. Еще раз подчеркну, что в основном, никаких существенных отличий нет. Есть разница в некоторых деталях, которые и указаны выше. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх