Не нашли интересующую вас информацию?
Экологические зоны Нидерландов — общая информация
В настоящее время, в Нидерландах установлено 13 экологических зон.
Зоны установлены в городах: Амстердам, Арнем, Бреда, Гаага, Делфт, Лейден, Маастрихт, Рейсвейк, Роттердам, Тилбург, Утрехт, Хертогенбос и Эйндховен.
*Амстердам — с ноября 2020 года. Об этом подробнее будет ниже. Пока же общие сведения.
Экологические зоны в Нидерландах начали появляться в 2008-2009 годах, то есть, примерно тогда же, когда они начали появляться в Германии и в Дании.
Зоны (экологические ограничения) устанавливаются в Голландии на уровне мэрии отдельного города. То есть, решила мэрия закрыть часть города, и закрыла. Кто ж ей запретит? Король только если…
Единых норм и требований по установлению экологических зон до недавнего времени не было, и муниципалитеты резвились как могли. Требования к автомобилям, для въезда в зоны, отличались во всех городах.
Но не прошло и десяти лет, как Его Величество король Нидерландов Виллем-Александер Клаус Георг Фердинанд Оранский спохватился, топнул ногой и издал высочайший королевский указ повелевающий прекратить бардак. Верноподданные нахохлились, но указ выполнили.
В результате, в Нидерландах были приняты, и с 1 января 2020 года вступили в силу, поправки к ПДД определяющие единые правила и требования к устанавливаемым экологическим зонам на территории королевства.
А те экологические зоны, которые были установлены до этого момента, было велено привести к общим требованиям, к ноябрю 2020 года. Не позже.
Таким образом, с ноября 2020 года, во всей стране останется только два возможных типа экологических зон: «желтая» и «зеленая».
С 2022 года планируется ужесточение требований (на государственном уровне), и у муниципалитетов появится возможность устанавливать «фиолетовую» («пурпурную») экологическую зону.
В желтую зону разрешен въезд автомобилей класса Евро-3 и выше. В зеленую — класса Евро-4 и выше. В фиолетовую зону будет разрешено въезжать только на автомобилях класса Евро-6 (и выше, на перспективу).
Какую зону устанавливать в городе: желтую или зеленую (или фиолетовую) — остается на усмотрение мэрии. Также, на откуп местным властям отдан вопрос о типах ограничиваемых транспортных средств.
В каких-то городах ограничены только грузовые автомобили (любой массы), в каких-то — только средние и тяжелые грузовики (все, которые массой более 3,5 тонн), в каких-то затронуты и автобусы, а в каких-то городах и легковые автомобили.
Особо и сразу нужно также отметить, что:
Автомобили ездящие на любом другом виде топлива (кроме дизеля), независимо от их вида, типа, назначения, общей массы, количества мест, года выпуска и других параметров — экологические ограничения в Голландии не затрагивают.
Ниже будет об этом еще упомянуто неоднократно (для тех, кто любит пропускать вводную часть заметок), так что не удивляйтесь избыточной информации.
Поэтому те читатели, которые планируют поехать в Голландию на автомобиле с бензиновым двигателем, могут, в принципе, закончить чтение прямо на этом месте.
В принципе, такое же отношение и у датчан, и у немцев (основные гонения на дизельные автомобили), но тем не менее в той же Германии все-таки установлены ограничения по возрасту для бензиновых авто — не ниже Евро-1, (т.е. не старше 1993 года) должна быть машина для въезда в экологическую зону.
Голландцам же на это вообще плевать. Езди на чем угодно, но только не на дизеле. А хочешь ездить на дизеле, будь любезен купи себе что-нибудь не ниже Евро-4 (а в перспективе и Евро-6).
Например, вот такое чудо встретил автор заметки во время прогулки по Амстердаму в 2017-м году:
Это «Фиат-Нуово» (годы выпуска 1957-1975). И ездит на нем дедушка спокойно по экологической зоне города Амстердам, и плевать ему на все ограничения. Потому что на бензине.
Общая информация по всем зонам
После введения на государственном уровне общих норм и требований к экологическим зонам, ситуация несколько стабилизировалась.
Мэрии (в основном уже все), быстренько пересмотрели и стандартизировали местные требования по экологии. В результате получилось примерно следующее:
Требования по экологии установлены везде единые — Евро-4 и выше (то есть, во всех городах установлены «зеленые» экологические зоны). «Желтых» зон пока нет.
Все зоны действуют постоянно и круглосуточно. Во все зоны, при необходимости движения в них на автомобиле не соответствующем установленным нормам, возможно и необходимо получить разрешение мэрии города.
Получение разрешения всегда платное. Стоимость от 26 до 30 евро на один день. Срок выдачи — 2 рабочих дня. Можно также (при необходимости) получать и долгосрочные разрешения или срочные разрешения (но будет дороже).
Различия
В некоторых зонах ограничения распространяются на все грузовые автомобили вне зависимости от массы, (т.е. на категории N1, N2, N3), а в некоторых, ограничения не распространяются на легкие грузовики (до 3,5 тонн, то есть, на категорию N1).
Также, в некоторых зонах ограничения затрагивают автобусы и легковые автомобили.
Обозначение зон
Экологические зоны обозначаются следующим знаком:
К знаку снизу крепится дополнительная табличка, уточняющая, каким видам автомобилей разрешено движение в данной зоне. (Не запрещено, а разрешено — повторяю).
Причем, таблички могут комбинироваться, т.е. под одним знаком может быть и две-три таблички. Таблички выглядят так:
и т.д. |
Голландское «toegestaan» — означает «разрешено», а «en hoger» — означает «и выше». Так что всегда понятно, какая это зона («желтая», «зеленая»), и на какие дизельные автомобили не распространяются ограничения в ней.
Экологические зоны везде установлены только в центрах городов (как правило, это старый центр и иногда его ближайшие окрестности), и не затрагивают более отдаленные районы.
Поэтому, если цель поездки находится не в центре, а на окраине, то на них можно не обращать внимания.
Катайтесь где хотите, и на чем хотите.
Общая карта экологических зон Нидерландов
При клике на значок, появится подсказка с ограничениями действующими в выбранной зоне. Подробности по зонам — ниже по тексту.
Регистрация для въезда в экологические зоны
О действиях иностранных водителей по регистрации для въезда в экологические зоны — нигде не сообщается.
Везде указано, что въезд в зону контролируется камерами (проверяют номера из списка разрешенных), везде (на сайтах мэрий) есть поле для проверки номера на наличие его в базе разрешенных, но это всё относится только к местным автомобилям.
Голландцы просто взяли базу местной ГАИ (в которой, разумеется есть сведения о всех автомобилях, их классе экологичности, виде топлива и так далее), и сделали из нее выборку номеров автомобилей, которым (по экологическим показателям), разрешен въезд в экологические зоны.
Остальным (кто не соответствует требованиям) въезд запрещен, и на въезде в зоны висят камеры, контролирующие номера въезжающих машин. Если номера нет в списке разрешенных, то владельцу выписывается штраф.
Такая же система действует и в Бельгии. Там местным водителям не нужно нигде регистрироваться дополнительно, есть общая база от местной ГАИ. Но иностранным водителям, для въезда в экологические зоны Бельгии нужна дополнительная регистрация в системе контроля, чтобы не попасть на штраф.
Об этом указывается на сайтах бельгийских городов, в которых установлены ограничения, и с Бельгией все ясно и понятно, и все это описано здесь, на этом сайте, в разделе про экологические зоны в Бельгии.
Но по Голландии такой информации (о необходимости регистрации для иностранцев) нигде нет. Во всяком случае пока нет. Поэтому, что делать иностранным водителям, совсем неясно.
При этом указано, что ограничения распространяются на все автомобили, включая иностранные. Как работает система контроля у голландцев — непонятно.
Поэтому, пока общая рекомендация: не въезжайте в экологические зоны, если ваш автомобиль не соответствует требованиям для них установленным. Это на случай «ручной» проверки местной полицией (тогда штрафа не избежать точно).
А в остальном (если автомобиль соответствует), катайтесь без ограничений (но на свой страх и риск).
Во всяком случае, автор заметки катался в 2017 году по Амстердаму на своем автомобиле с российскими номерами, нигде не регистрируясь, и никаких последствий для него не наступило (правда, авто у меня бензиновое, так что ограничения на него не распространяются).
Далее представлены описания экологических зон по городам, так, как они описаны на сайтах мэрий этих городов.
Описания экологических зон по городам
Ниже приведены более подробные описания экологических зон, а также даны ссылки на сайты мэрий городов, в которых установлены экологические зоны. По ссылкам можно получить более развернутую информацию.
!!! САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ РЕСУРС:
Самый главный, общий, официальный сайт по всем экологическим зонам Нидерландов — www.milieuzones.nl. Там содержится и сведена воедино вся информация по экозонам Голландии. Там же будет появляться и новая информация.
Рекомендую сверяться с этим сайтом самостоятельно. Там есть общая карта зон, там есть ссылки на сайты мэрий всех городов, в которых установлены зоны, там есть ответы на общие вопросы.
Информация всегда на голландском языке (как и на сайтах всех мэрий), но переводчик Гугла справляется с ним довольно неплохо, во всяком случае, общий смысл понять (почти) всегда можно.
Амстердам — ограничения движения грузовых автомобилей
Экологическая зона Амстердама установлена в пределах кольцевой дороги. В настоящее время зона занимает не всю эту территорию, а только ее часть, но уже с ноября 2020 зона будет расширена.
Ограничения в зоне относятся к грузовым транспортным средствам работающим на дизельном топливе массой более 3,5 тонн (N2, N3), а также к автобусам, такси, мопедам и мотоциклам.
Дизельные легковым автомобилям, пока разрешено движение в этой зоне без ограничений (см. ниже).
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Амстердам — карта экологической зоны (до ноября 2020 года)
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В зеленую зону запрещен въезд грузовиков массой более 3,5 тонн работающих на дизельном топливе, экологическим классом ниже Евро-4. Грузовые авто класса Евро-4 и выше, имеют право на въезд в эту зону.
Также эти ограничения касаются и автобусов (категорий М2 и М3), работающих на дизельном топливе.
Движение в зоне контролируется полицией, а также камерами, установленными на въездах в зону (контролируют местные автомобили). За нарушение экологических требований предусмотрен штраф.
В настоящее время, на сайте муниципалитета г. Амстердам пока нет информации об обязательной регистрации ТС для получения разрешения на въезд в зону. Подробности можно посмотреть там же (на голландском).
Ужесточение экологических правил с ноября 2020 года
В настоящее время в мэрии Амстердама обсуждается вопрос о принятии ужесточенных требований к автомобилям в экологической зоне, а также о расширении территории зоны и о распространении ее действия и на дизельные легковые автомобили.
Окончательное решение должно быть принято уже во второй половине февраля 2020 года. Если будет приятно положительное решение по этому вопросу, то:
- территория экологической зоны будет расширена на всю территорию внутри кольцевой автодороги Амстердама (трасса А-10);
- ограничения по классу «Евро» станут касаться и грузовых автомобилей массой менее 3,5 тонн, работающих на дизеле;
- ограничения станут касаться и дизельных легковых автомобилей.
Примечание: Если не забуду, то в конце февраля — начале марта посмотрю, что они там решили, и подправлю заметку.
Амстердам — карта планируемой экологической зоны (с ноября 2020 года)
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Примечание: трасса А-10 (кольцевая дорога) не входит в экологическую зону. Движение по ней выполняется без ограничений по экологии. (Хотя на схеме часть дороги обозначена как зона, но в текстовом описании указано, что А-10 не входит — почему так получилось — не знаю).
Дальнейшие планируемые ужесточения
С 2022 года: фиолетовая экологическая зона
С 1 января 2022 года, в Амстердаме планируется ввод фиолетовой экологической зоны. Въезд будет разрешен только грузовым автомобилям класса не ниже Евро-6 (относится только к дизельным).
С 2025 года: только грузовики без выбросов
С 2025 года планируется ужесточение требований к грузовым автомобилям. В некоторых частях Амстердама ездить смогут только грузовики без выбросов, работающие на экологически чистом топливе (что под этим подразумевается: водород, электричество, метан — пока не говорится).
С 2030 года: зона без экологически грязных автомобилей (прим. автора: Эльфы хреновы. Вот к чему приводит употребление каннабиса при составлении планов на будущее).
Все подробности, на официальном сайте мэрии Амстердама.
Арнем — ограничения движения легковых и грузовых автомобилей
В центре города Арнем установлена экологическая зона. Ограничения в зоне распространяются только на легковые и грузовые автомобили, работающие на дизельном топливе.
Исключения сделаны для автомобилей спецслужб, коммунальных и так далее. Также ограничения не распространяются на автобусы.
Бензиновые автомобили (независимо от года выпуска и класса «Евро») под ограничения не попадают, как и автомобили работающие на альтернативных видах топлива.
Штраф за нарушение — 95 евро.
Арнем — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
Зеленым цветом обозначена экологическая зона, въезд в которую всем дизельным автомобилям (независимо от массы и других параметров) классом экологичности ниже Евро-4 — запрещен.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности на официальном сайте мэрии г. Арнем (на голландском).
Бреда — ограничения движения грузовых автомобилей
В центре города Бреда установлена экологическая зона. Ограничения в зоне распространяются только на грузовые автомобили массой более 3,5 тонн, работающие на дизельном топливе.
Исключения сделаны для автомобилей спецслужб, коммунальных и так далее. Также ограничения не распространяются на автобусы.
На остальные автомобили (на бензиновые, дизельные легковые и т.д.), ограничения не распространяются.
Бреда — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В экологическую зону запрещен въезд грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн, не соответствующих требованиям стандарта Евро-4. На другие автомобили ограничения не распространяются.
Если автомобиль не соответствует экологическим требованиям, можно запросить в мэрии Бреды разрешение на доступ в зону в виде исключения. Разрешение платное, стоит 26 евро на один день.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Бреда (на голландском языке).
Гаага — ограничения движения грузовых автомобилей
В центре города Гаага установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на все грузовые автомобили работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются.
Гаага — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В экологическую зону запрещен въезд грузовых автомобилей ниже стандарта Евро-4 (независимо от массы), работающих на дизельном топливе.
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города (но более 12 раз в год). Получение разрешения платное (30 евро на один день).
Планируемые ужесточения: с 2022 года, в зону будет разрешен въезд только дизельных грузовиков класса не ниже Евро-6.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности на официальном сайте мэрии г. Гаага (на голландском языке).
Делфт — ограничения для движения грузовых автомобилей
В центре города Делфт установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на грузовые автомобили массой более 3,5 тонн, работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются.
Штраф за нарушение — 240 евро.
Делфт — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В экологическую зону запрещен въезд грузовым автомобилям массой более 3,5 тонн, работающим на дизельном топливе, не соответствующих стандарту Евро-4 (или выше).
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города. Получение разрешения платное (26 евро на один день), и может быть получено не более 12 раз в год.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Делфт (на голландском языке).
Лейден — ограничения на движение грузовых автомобилей
В историческом центре города Лейден установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на грузовые автомобили массой более 3,5 тонн, работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются.
Штраф за нарушение — 240 евро.
Лейден — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В экологическую зону запрещен въезд грузовым автомобилям массой более 3,5 тонн, работающим на дизельном топливе, не соответствующих стандарту Евро-4 (или выше).
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города. Получение разрешения платное (26 евро на один день), и может быть получено не более 12 раз в год. Получение разрешения занимает 2 дня. Получение срочного разрешения — 2 часа (в рабочее время), но стоит дополнительно 49 евро.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Лейден (на голландском языке).
Маастрихт — ограничения движения грузовых автомобилей
В Маастрихте на данный момент экологическая зона установлена только на одной улице — Статензингель. По ней запрещено движение грузовых дизельных автомобилей (вне зависимости от массы), класса ниже Евро-4.
Ограничения не распространяются на другие виды транспортных средств.
Маастрихт — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В зеленой зоне закрыто движение всех дизельных грузовиков класса ниже Евро-4.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
При необходимости въезда в зону на грузовике не соответствующем требованиям, необходимо получить разрешение в мэрии города (стоимость разрешения — 29 евро на один день).
Подробности на официальном сайте мэрии г. Маастрихт (на голландском языке).
Рейсвейк — ограничения движения грузовых автомобилей
В центре города Рейсвейк установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на все грузовые автомобили (вне зависимости от массы), работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются.
Штраф за нарушение — 240 евро.
Рейсвейк — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В зеленую зону запрещен въезд дизельных грузовых автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-4 и выше.
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города. Получение разрешения платное (27 евро на один день), и может быть получено не более 12 раз в год.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Рейсвейк (на голландском языке).
Роттердам — ограничения движения грузовых автомобилей
В центре города Роттердам установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на все грузовые автомобили (вне зависимости от массы), работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются. С 01 января 2020 года, также отменены ограничения на движение легковых дизельных автомобилей.
Портовая зона Maasvlakte имеет особые правила въезда — нужна дополнительная регистрация (бесплатная). См. дополнительную информацию по теме на сайте Роттердамского порта (на английском).
Штраф за нарушение — 95 евро.
Роттердам — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В зеленую зону запрещен въезд дизельных грузовых автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-4 и выше.
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города. Получение разрешения платное (26 евро на один день), и может быть получено не более 12 раз в год.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Роттердам (на голландском языке).
Тильбург — ограничения движения грузовых автомобилей
В центре города Тильбург установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на все грузовые автомобили (вне зависимости от массы), работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются.
Штраф за нарушение — 236 евро.
Тильбург — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В зеленую зону запрещен въезд дизельных грузовых автомобилей, не соответствующих стандарту Евро-4 и выше.
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города. Получение разрешения платное (27 евро на один день), и может быть получено не более 12 раз в год.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Тильбург (на голландском языке).
Утрехт — ограничения движения легковых и грузовых автомобилей
В центре города Утрехт установлена экологическая зона. Ограничения в зоне распространяются только на легковые и грузовые автомобили, работающие на дизельном топливе.
Исключения сделаны для автомобилей спецслужб, коммунальных и так далее. Также ограничения не распространяются на автобусы.
Если автомобиль не соответствует экологическим требованиям, можно запросить в мэрии Утрехта разрешение на доступ в зону в виде исключения, но к туристам и внешним перевозчикам это не относится.
Штраф за нарушение — 95 евро легковые авто и легкие грузовики, 240 евро — грузовики более 3,5 тонн.
Утрехт — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В экологическую зону (обозначена зеленым на карте) запрещен въезд легковых и легких грузовых автомобилей (массой до 3,5 тонн) работающих на дизельном топливе, класса ниже Евро-3, и грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн работающих на дизельном топливе, класса ниже Евро-4.
На остальные автомобили ограничения не распространяются.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности на официальном сайте мэрии г. Утрехт (на голландском).
Хертогенбос — ограничения на движение грузовых автомобилей
В центре города Хертогенбос установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на грузовые автомобили массой более 3,5 тонн, работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются.
Хертогенбос — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В экологическую зону запрещен въезд грузовым автомобилям массой более 3,5 тонн, работающим на дизельном топливе, не соответствующих стандарту Евро-4 (или выше).
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города. Получение разрешения платное (29 евро на один день), и может быть получено не более 12 раз в год.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Хертогенбос (на голландском языке).
Эйндховен — ограничения движения грузовых автомобилей
В центре города Эйндховен установлена экологическая зона. Ограничения по движению распространяются на грузовые автомобили массой более 3,5 тонн, работающие на дизельном топливе.
На другие виды транспорта ограничения не распространяются.
Эйндховен — карта экологической зоны
По клику на картинку — интерактивная карта откроется в новом окне
Пояснения к карте.
В экологическую зону запрещен въезд грузовым автомобилям массой более 3,5 тонн, работающим на дизельном топливе, не соответствующих стандарту Евро-4 (или выше).
Если автомобиль не соответствует требованиям, можно запросить разрешение на въезд в мэрии города. Получение разрешения платное (29 евро на один день), и может быть получено не более 12 раз в год.
Зона действует постоянно: 24/7/365.
Подробности — на официальном сайте мэрии г. Эйндховен (на голландском языке).
* * * * *
На этом, заметку с описанием экологических зон в Нидерландах, я закончу. Напомню только что:
Представленная выше информация не имеет юридической ценности и не пригодна для ссылки на нее, как на официальный источник. Информация представлена исключительно в ознакомительных целях.
Для получения официальной информации на тему экологических зон в странах Европы, а также об ограничениях по движению транспортных средств в них, необходимо обращаться к первоисточникам — сайтам соответствующих министерств и ведомств, а также городов, в которых эти экологические зоны (или другие ограничения) установлены.