17 Дек 2019

Расчет маршрута с помощью сервиса ViaMichelin

 

 

Расчет маршрута с использованием сервиса ViaMichelin

В этой заметке приведена информация о расчете маршрутов поездок по Европе с использованием сервиса ViaMichelin. Данный сервис предназначен для полноценного планирования поездки. 

Сервис позволяет не только прокладывать маршруты (и рассчитывать их), он также позволяет искать АЗС, парковки, отели, достопримечательности как вдоль маршрута, так и в общем.

Подробно все функции сервиса ViaMichelin, а также основы работы с ним (построение маршрутов и т.п.) и его настройки и особенности, разобраны в отдельной заметке: 

Сервис ViaMichelin знакомство и настройка — полное описание функций и настроек сервиса.

При прокладке маршрута поездки, сервис автоматически выполняет и его расчет, в результате которого определяются:

  • общее время поездки по маршруту;
  • общее время поездки с учетом пробок;
  • общее расстояние поездки;
  • общая стоимость поездки, включая:
    • стоимость израсходованного топлива;
    • стоимость платы за платные дороги по маршруту.

Для выполнения расчета не требуется ничего, кроме как задать его начальную и конечную точки, и (при необходимости) откорректировать его таким образом, чтобы он проходил через нужные точки.

О прокладке маршрута с использованием сервиса см. заметку по ссылке выше. Здесь разбирается оценка результатов расчета (кроме стоимости проезда по платным дорогам — вынесено в отдельную заметку, см. ссылку ниже).

 

 

Результаты расчета: время и расстояние

В результатах расчета или пересчета построенного маршрута, программа всегда выдает время в пути (в том числе с учетом пробок) и общее расстояние по маршруту, а также стоимость поездки по нему. 

Стоимость поездки определенная программой включает в себя расчет двух пунктов расходов: затраты на топливо по маршруту, а также расходы на оплату платных участков дорог.

Общий порядок всех действий при расчете маршрута с помощью сервиса ViaMichelin предельно прост:

  1. Составить нужный маршрут.
  2. Настроить параметры прокладки маршрута (при необходимости).
  3. Оценить проложенный программой маршрут и исправить  его (привести к нужному вам) при необходимости, путем добавления в него промежуточных точек.
  4. Посмотреть результаты расчета (время, расстояние, стоимость).

По указанному алгоритму можно рассчитать проезд по абсолютно любому маршруту в Европе, что бывает необходимо при планировании поездки на автомобиле.

Порядок действий по пунктам 1-3 описан в отдельной заметке, посвященной азам работы с сервисом. Остается узнать, где и как смотреть результаты расчета, и в каком виде программа их выдает.

Про стоимость поездки будет подробнее чуть ниже, здесь пока про время и расстояние. 

Здесь все просто. Для примера был построен маршрут Париж — Мадрид (с настройками по умолчанию). На рисунке ниже, представлен результат расчета по нему (кликабельно):

Работа с сервисом ViaMichelin

Общие итоги расчета содержат данные об общем расчетном времени в пути (оно будет немного отличаться от реального, см. ниже), общее расстояние по маршруту и общую стоимость маршрута.

Ниже идет более детальная расшифровка параметров расчета. 

  • «Time» (время) — указано общее время в пути по маршруту, включая время движения по магистралям. Также указано время движения по маршруту с учетом пробок (по фактической ситуации).
  • «Distance» (расстояние) — общий пробег на маршруте, включая пробег по магистралям.
  • «Costs» (расходы) — общие расходы и их детализация: расходы на топливо и расходы на плату за дорогу.

 

 

 

Время в пути по маршруту

При планировании поездок всегда учитывайте, что реальное время в пути всегда будет чуть больше рассчитанного программой. 

Программа считает «идеальное» время движения по маршруту. То есть она исходит из того, что движение на всех участках маршрута будет всегда выполняться с максимальной разрешенной на этих участках скоростью движения.

Если на участке разрешена скорость 90 км/ч, то программа будет считать, что вы будете двигаться там именно с этой скоростью. Если разрешена скорость 70 км/ч, то будете двигаться именно с ней, и так далее.

Также программа считает, что остановок на маршруте не будет. Никаких. Ни на на заправках, ни прочих (пит-стопы и т.п.).

На практике такое невозможно. Всегда будут какие-то препятствия мешающие выдерживать максимальную разрешенную скорость. Будут остановки на АЗС и будут остановки чтобы размяться. 

Поэтому, чтобы учесть (определить) более-менее точное время движения по маршруту с целью планирования поездки, необходимо к общему времени движения по маршруту рассчитанному программой добавить 10-12%.

Во абсолютных величинах это значит, что на каждый расчетный час в пути нужно прибавить по 6-8 минут. Или на каждые два часа прибавить по 15 минут, или на каждые 4 часа добавить 30 минут, или на каждые 8 часов добавить по часу.

Идеальная точность расчета по времени не нужна (и недостижима), но полученной точности будет достаточно для целей планирования поездки. Поэтому, всегда «накидывайте» немного к расчету, чтобы приблизить ожидания к реальности.

Например, если программа определила время в пути равное 3 часа, то можно ожидать, что реальное время в поездке составит: 3 часа + 18-25 минут (по 6-8 минут на каждый час). Итого, получится что-то в районе 3,3-3,4 часов в пути, а если по-простому, то 3,5 часа.

Если программа рассчитала время в пути 8 часов, то готовьтесь провести за рулем примерно 9 часов при выполнении реальной поездки.

Если программа рассчитала время в пути равное 12 часов 40 минут (как в примере выше), то нужно готовиться к тому, что реальное время движения по этому маршруту составит около 13,5-14 часов.

(Реальное время, за которое автор прошел этот маршрут в 2017-м году, составило 13 часов 20 минут, для примера).

И именно это (т.е. реальное) время нужно заносить в план-график движения в поездке (если вы его составляете). И на него нужно ориентироваться в дальнейшем при планировании поездки.

Если на маршруте планируются какие-либо дополнительные остановки (кроме остановок с целью «залить» и «отлить»), например, заезд к достопримечательностям и т.п., то, соответственно, время на эти остановки нужно прибавить к общему времени поездки дополнительно.

 

ПРО ВРЕМЯ В ПУТИ С УЧЕТОМ ПРОБОК

При настройках по умолчанию, программа считает, что вы выезжаете «сейчас», и пытается учесть интенсивность трафика и пробки по фактическому состоянию на дороге.

При планировании поездки по принципу «вот сейчас расчеты посмотрю и поеду», можно ориентироваться и на это время. Но к нему также необходимо прибавлять 10-12% чтобы получить расчет продолжительности поездки близкий к реальности. 

При заблаговременном же планировании, на это время лучше не ориентироваться. Все равно, «пробки» — вещь малопредсказуемая и плохо прогнозируемая, поэтому, используйте для предварительных расчетов обычное время (т.е. без учета пробок), с добавлением к нему 12% на задержки в пути.

 

Расстояние по маршруту

Расчетное расстояние поездки программа определяет и показывает с точностью до 0,5 км, округляя его до целого значения километров. Здесь особенностей нет. 

То же самое расстояние покажет вам и ваш навигатор (если вы заложите в него тот же маршрут). То же самое расстояние покажут вам и карты Гугла, если вы построите такой же маршрут в них.

Но вот спидометр (одометр, точнее), при выполнении поездки по этому маршруту скорее всего покажет пробег несколько больший, чем тот, который был рассчитан программой. 

Это нормально. Карты в данном случае не врут, обманывает в данном случае всегда одометр (как и спидометр со скоростью, скорость по исправному спидометру всегда несколько больше, чем по GPS).

Дело в том, что спидометры всех автомобилей (независимо от производителя, марки, модели, года выпуска и стоимости авто) всегда завышают показания скорости.

Это предписывается регламентами их производства, т.е. документами, которым следуют автопроизводители. Исправный спидометр всегда завышает скорость (в отличие от GPS), отсюда и разница в их показаниях.

С одометрами ситуация не столь однозначна, но во многих случаях они тоже завышают пройденное расстояние на величину от 1,5 до 5%, а иногда и более. Но могут показывать и точно.

Определить завышает ли показания одометр конкретного автомобиля можно только на практике. Более подробно по этой теме (про погрешности спидометров и одометров), в заметках по ссылкам ниже.

Почему спидометр всегда завышает скорость — все про погрешности спидометров.
Почему есть разница между картой и одометром — про погрешности одометров.

 

 

Результаты расчета: стоимость поездки

В результатах расчета маршрута,  «ViaMichelin» выдает и общую стоимость поездки по заданному маршруту с учетом настроек пользователя.

В общую стоимость поездки определенную программой входят стоимость проезда по платным дорогам на маршруте и стоимость израсходованного на поездку топлива:

Работа с сервисом ViaMichelin

В примере выше, общая стоимость поездки определена 183,12 евро, из них плата за дороги составляет 70,5 евро, а стоимость израсходованного топлива («fuel consumption» — «расход топлива») составляет 112,62 евро.

Как и было сказано выше, плата за дороги рассчитывается программой достаточно точно (плюс-минус 1-3 евро обычно), хотя стоит учитывать, что расценки на проезд в некоторых странах могут меняться в зависимости от сезона (зима/лето) и даже от дня недели.

Расчету и оценке стоимости проезда по платным дорогам с помощью программы ViaMichelin — посвящена отдельная заметка (рекомендую ознакомиться).

Здесь же рассматривается только расчет стоимости топлива на поездку, который реализован в программе крайне неудачно.

Тем не менее, ниже хотя бы разберемся почему неудачно, и почему не стоит пытаться выполнять расчет расходов на топливо с помощью этой программы. Но сначала пара слов о настройках расчета.

 

 

 

Настройки расчета стоимости поездки (топливо)

Настройки расчета стоимости топлива на поездку расположены в верхней части настроек маршрута. На рисунке дан перевод основных позиций этой части настроек (кликабельно):

Работа с сервисом ViaMichelin

Надо отметить, что эти настройки — глобальные (также как и настройки влияющие на расчет времени и расстояния поездки). То есть, применяются ко всему маршруту сразу (а не к отдельным его участкам).

Разберем их чуть подробнее. 

Моя машина (My car) и кнопка «+Add my car» — можно добавить в систему свой автомобиль «для повышения точности расчетов)», как обещают авторы, но большого смысла это не имеет.

Тем более, там не все марки и модели представлены в перечне (хотя их там довольно много) и необходима регистрация (сразу «нет»).

Тип машины (Type of car) — для выполнения расчета для незарегистрированных машин (общего). Можно выбрать из пяти типов — «хэтчбек», «компакт», «семейный», «седан» и «представительский».

По типу выбранной машины, программой определяется некий средний расход топлива, а затем он умножается на среднюю цену топлива (см. ниже) и получается некая сумма, которую необходимо будет заплатить/потратить на поездку по этому маршруту в виде расходов на топливо.

Расход топлива, принимаемый программой в расчет, различается для пробега по обычной загородной дороге, по магистрали и по городу, и принят (заложен) в программе следующим (в литрах на 100 км):

Тип авто Город За городом Магистраль
Хэтчбек 11,65 5,83 5,77
Компакт 13,54 6,87 7,21
Семейный 15,43 7,80 8,24
Седан 19,38 9,78 11,72
Представительский 26,08 13,22 15,82

Не спрашивайте меня почему такие цифры. Это вопрос к создателям программы. Но, кстати, расход для «седана» по загородным дорогам и по магистралям, полностью совпадает с расходом «Волги», (а вот по городу завышен раза в полтора).

Вид топлива (Fuel type) — можно выбрать вид используемого топлива, и тогда в поле «стоимость топлива» будет автоматически подставлена средняя текущая цена на данный вид топлива в Европе.

Можно выбрать «бензин» («petrol»), дизель («disel»), сжиженный газ (пропан — «LPG»), или электричество. 

Но с учетом того, что цены на топливо в Европе «гуляют» от ≈1,10 евро в Прибалтике до ≈1,70 евро за литр в Италии или Норвегии, то этой функции грош цена (цену топлива можно и нужно задавать самостоятельно, см. ниже).

Цена топлива («fuel cost») — здесь можно вручную ввести среднюю текущую цену на топливо в нужной стране  (посмотреть можно здесь), и выбрать валюту, в которой будет выполняться расчет.

Эта цена будет умножена на средний расход топлива для выбранного авто на заданном маршруте, и результат будет выведен в числе прочих расчетов, в строчке «fuel comsumption» (расход топлива).

Дополнительные расходы на пробег («mileage allowance») — здесь можно ввести стоимость амортизации за километр пробега для конкретного автомобиля (если у вас есть такие данные).

Например, я точно знаю, что каждый километр пробега (кроме стоимости топлива) на моей машине стоит 1,52 рубля. Это расходы на износ покрышек, масла, свечей и т.п., т.е. амортизационные расходы при эксплуатации моего автомобиля. 

Если это поле будет заполнено, то сумма указанная в нем будет умножена на общее число километров, и добавлена к общим расходам за поездку.

Вот и всё про настройки. Теперь про сам расчет.

 

Выполнение расчета стоимости топлива по маршруту

А сам расчет предельно прост (если не погружаться в тему). Выбрали тип автомобиля из представленных, расход которого наиболее близко подходит к расходу вашего авто, построили маршрут, и глянули на результат в строчке «fuel comsumption»:

Работа с сервисом ViaMichelin

Теперь о том, почему это плохо, и почему так не нужно считать. 

Во-первых, непонятно по какому среднему расходу топлива производится расчет. Вернее, примерно понятно, но «это неточно». Что уже сразу не устраивает.

Во-вторых, в реальности, стоимость топлива (которая принимается в расчет) зависит не от того, по каким странам проходит маршрут, а от того, в каких странах будет выполняться конкретная заправка. А цены на топливо, различаются, порой, значительно.

Если речь идет о поездках по одной стране (напр. вы планируете прилететь во Францию, взять там в аренду авто и покататься по определенному маршруту там, между городами), то этот способ еще более-менее пригоден.

В таком случае можно ввести в программу среднюю стоимость топлива в конкретной стране и получить результат хоть как-то приближенный к реальности (но все равно далекий от нее).

Но если речь идет о международных маршрутах (пересекающих территорию двух, трех или даже четырех стран), то нет.

В этом случае уже нужно считать не некую абстрактную «среднюю стоимость топлива» по маршруту, а садиться, и конкретно определять, в какой стране будет заправка (и по какой цене, и сколько литров).

Ну и в-третьих, кого интересует стоимость топлива между двумя точками на дороге (отелями, например)?

Нужен полноценный расчет от АЗС №1 до АЗС №2, затем от АЗС №2 до АЗС №3 и так далее по всему маршруту, чтобы получить приемлемый по точности результат расчета.

На АЗС1 в такой-то стране возьмем столько-то литров топлива по такой цене, а потом, на АЗС2 в другой стране возьмем сколько-то топлива, по другой цене… и т.п.

Только так можно получить более-менее приемлемый (с точки зрения точности) результат. Но качественно сделать это можно только вручную. И надеяться «на дядю», в этой ситуации было бы неразумно.

Тем не менее, лень человеческая не знает границ, но и она же является двигателем прогресса. Поэтому ниже расскажу, что можно «выжать» из этой программы в плане расчета расхода топлива.

 

 

 

 

 

Расчет расхода топлива на маршрут (бонус)

Вообще, тема учета расхода топлива и его стоимости в дальней поездке по Европе довольно объемная, и раскрыть ее в двух словах невозможно. Главное сказано выше — расчет нужно выполнять вручную, чтобы получить приемлемый результат. 

Но тем не менее, немного подумав можно заставить программу считать если не стоимость топлива, то хотя бы его расход. А уже стоимость мы и сами потом посчитаем, это совсем несложно.

Что для этого нужно?

В настройках стоимости поездки в программе есть чудесное поле «Mileage allowance» (дополнительные расходы на километр пути, т.е. по сути это «амортизация»).

Сумма, введенная в это поле, умножается на количество километров по маршруту и показывается отдельно от других расходов в результатах расчета маршрута. В результатах она обозначается словом «allowance».

Для примера я задал дополнительные расходы равными 0,1 евро на 1 км пути. Видно, что программа посчитала их отдельно, и что они равны 124,80 евро (кликабельно):

Работа с сервисом ViaMichelin

Ну так это же готовое решение вопроса расчета расхода топлива на маршрут! 

Вводим в это поле средний километровый расход топлива для конкретного автомобиля, и в результатах расчета, в строчке «allowance» — смотрим расход топлива на маршрут выраженный сразу в литрах.

Я не зря выделил слово «километровый». Километровый расход — это расход топлива автомобилем на один километр пути. Не на 100 километров (как привычно считать), а на 1 (один) километр.

То есть это 0,01 привычного расхода, который считается в литрах на 100 км. Например, если расход топлива автомобиля равен 7,8 л/100 км, то его километровый расход будет равен 7,8 × 0,01 = 0,078 л/км (не ошибайтесь с количеством нулей!).

И если мы введем его в поле «Mileage allowance» при выполнении расчета маршрута, то среди прочих результатов расчета сразу получим расход топлива на данный маршрут, причем выраженный в литрах.

Например (по ссылке реальная карта в новом окне), картинка кликабельна:

Работа с сервисом ViaMichelin

Как мы видим, программа посчитала расход топлива на этот маршрут равный 97,34 литра. Чтобы определить его стоимость, нужно только умножить его на среднюю стоимость литра нужного вида топлива в конкретной стране.

На значок «€» в результатах не обращайте внимания. Поскольку в поле введен расход в литрах на километр, а расстояние выражено в километрах, то при их умножении в результате получатся литры.

Вот и всё!

То есть, при выполнении расчета маршрута с помощью ViaMichelin, сразу вводите в поле «Mileage allowance» средний километровый расход топлива для вашего авто (который, как вы предполагаете будет на данном участке маршрута), и потом в результатах расчета смотрите в пункте «allowance» расход топлива на этом участке в литрах.

ОДНА ОСОБЕННОСТЬ: когда будете вводить расход топлива в поле «Mileage allowance», в качестве разделителя долей используйте обязательно точку, а не запятую.

То есть нужно вводить не «0,078″, а вводить «0.078″.

Это обязательное условие. Поставите запятую вместо точки, программа ничего вам считать не будет. Но это ведь несложно.

Еще раз скажу, что считать расход топлива от отеля до отеля — бессмысленно. Расход нужно считать от АЗС до АЗС (которые нужно подобрать заранее), вот тогда расчет расхода топлива (и его стоимости) приобретает достаточный смысл. 

Но это тема для отдельных заметок.

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку посвященную вопросам расчета маршрутов поездок на автомобиле по Европе с помощью сервиса «ViaMichelin», я закончу. Для полноты картины работы с сервисом, ознакомьтесь с заметками по ссылкам ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх