- Общая ситуация с платными дорогами в Европе (обзор)
- Расчет стоимости оплаты дорог по маршруту с «ViaMichelin»
- Оценка прочих результатов расчета (бонус)
Не нашли нужную информацию?
Общая ситуация с платными дорогами в Европе (кратко)
В данной заметке рассматривается расчет стоимости проезда по платным дорогам при поездке по Европе на автомобиле, с помощью сервиса «ViaMichelin» — это самый простой, быстрый и довольно точный способ, стоит с ним только разобраться один раз.
Расчет других параметров маршрута с помощью «ViaMichelin» (расстояние, время, стоимость топлива на поездку, описан в заметке по ссылке ниже (ничего сложного, но есть особенности):
Сначала буквально пара абзацев, чтобы описать общую ситуацию с платными дорогами в Европе (со ссылками на соответствующие заметки). Если вы «в теме», то эту часть можно пропустить, и сразу перейти к следующей части.
В Европе есть как страны с платными дорогами, так и с полностью бесплатными (и их, кстати, довольно много там). На карте ниже, страны с бесплатными дорогами отмечены зеленым цветом:
Как правило, в странах с платными дорогами всегда есть выбор: ехать по платной или по бесплатной (за исключением Болгарии и Румынии).
По платной дороге ехать удобно и быстро (но с нее ничего не видно), по бесплатной же ехать будете дольше (всегда) и дальше (в большинстве случаев). Зато местную жизнь видно очень хорошо.
По способам оплаты, страны, в которых есть платные дороги, делятся на два лагеря.
В одном случае оплачивается расстояние пройденное по платной дороге (желтые страны на карте выше), во втором случае оплачивается временное использование всех (любых) платных дорог в стране, на определенный период времени (выделены оранжево-красным).
Итого варианты: бесплатно, плата за километраж, плата за время использования. Других вариантов там нет.
Оплата дорог по пройденному расстоянию осуществляется на пунктах оплаты находящихся либо на трассе (как в России сейчас), либо на въезде на нее или на выезде (везде по-разному, встречаются любые варианты).
Оплата дорог по времени использования выполняется с помощью т.н. «виньеток», которые покупаются в специальных пунктах продаж, а также на АЗС или в других местах.
Подробнее про платные дороги в Европе, а также про способы и порядок их оплаты, можно прочитать в заметках по ссылкам ниже:
Оплата дорог за пройденное расстояние — подробное описание процесса оплаты на практике (с картинками и пояснениями).
Оплата дорог с использованием виньетки — что такое виньетки, где брать, как использовать и прочие подробности.
О СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА ПО ДОРОГАМ
В каждой стране свои расценки стоимости проезда по платным дорогам. Единых расценок в Европе нет. Нигде.
Общая сумма платы за дороги по маршруту зависит во многом от страны (стран), по которым планируется поездка, а также от планируемого маршрута поездки т.е. от того, какие дороги будут использоваться.
Чтобы сориентировать по общему порядку цен, напишу: плата за дороги по маршруту от Риги (Латвия) до Лиссабна (Португалия) и обратно, составляет порядка 300 евро, за расстояние около 8000 км.
Это если совсем не экономить и не избегать платных дорог, а наоборот, использовать их при каждой возможности.
Я лично ездил по данному маршруту. Ниже приведен расчет, который я выполнял при подготовке к поездке (и который полностью оправдался при ее выполнении):
Разумеется, перед началом расчета есть смысл сначала составить подробный план движения в поездке, а затем уже, зная конкретный маршрут, оценивать в какую сумму обойдется его выполнение.
Расчет стоимости оплаты дорог по маршруту с «ViaMichelin»
Расчет стоимости проезда по платным дорогам в Европе — это самая главная «фишка» сервиса «ViaMichelin». Расчет реализован хорошо, и выполняется довольно точно.
Для расчета оплаты за дорогу на маршруте поездки по Европе существуют и другие интернет-сервисы (их довольно много). Но на русском языке ни одного толкового сервиса нет (пока нет, во всяком случае).
Все эти сервисы делятся на два типа: глобальные, позволяющие выполнять расчет платы за дороги по всей Европе (или вообще по всему миру), и локальные (местные), позволяющие считать расходы только по одной стране.
Локальные сервисы, как правило, чуть более точные, но «скакать» с одного национального сайта на другой национальный сайт (а они еще зачастую существуют только на местном языке), крайне неудобно.
Поэтому для целей расчета стоимости платных дорог, лучше всего использовать «ViaMichelin», (которым пользуюсь и сам, при подготовке поездок). По Европе он дает точность в 1-3 евро от общей стоимости платных дорог, что приемлемо.
Для грузовых авто и автобусов, данная программа не подходит.
Расчет стоимости поездки по России, программа не выполняет (используйте для этих целей сайт Росавтодора или аналогичные).
Для расчета остальных параметров маршрута (время в пути и расстояние), можно использовать и карты Гугла. Расчет расхода и стоимости топлива на поездку, лучше делать самостоятельно.
Если вы не знакомы с основами использования сервиса «ViaMichelin», то желательно ознакомиться с заметкой по ссылке чуть ниже, там подробно рассказано как с ним работать (прокладывать маршрут и т.п.)
А если знакомы, то тогда непонятно, в чем проблема? Составил на карте маршрут — цену проезда по нему посмотрел, если кратко. Стоимость проезда показана там в числе прочих расчетов (время, расстояние и т.п.).
Ниже подразумевается, что читатель знает как настраивать программу, строить и редактировать в ней маршруты для расчета. Если нет, то изучите заметку по ссылке ниже:
Алгоритм действий при выполнении расчета
Для расчета стоимости проезда других видов транспорта (грузовиков, автобусов и т.п.), этот сервис не подходит. Для этих целей нужно использовать официальные калькуляторы на сайтах дорожных ведомств (по каждой стране отдельно).
Считает сервис довольно точно, но учтите один момент:
Например, зимой, проезд по магистралям по маршруту Париж — Мадрид обойдется порядка 70 евро, а летом около 95 евро (по одному и тому же маршруту).
Это надо просто иметь ввиду и непосредственно перед поездкой пересчитать (проверить) стоимость поездки, если сумма 10-20 евро имеет для вас значение.
Алгоритм (порядок) действий при выполнении расчета стоимости проезда по платным дорогам предельно прост (и абсолютно одинаков всегда, для любых маршрутов):
- Настраиваем программу, выбираем нужный нам алгоритм расчета маршрута, уточняем дополнительные опции для расчета.
- Строим нужный маршрут сначала «по умолчанию», т.е. как программа проложит с учетом заданных нами настроек, и оцениваем (проверяем) его.
- Уточняем (корректируем) маршрут проложенный программой, подгоняя его под заданный (желаемый) маршрут поездки (при необходимости).
Или соглашаемся с программой и принимаем ее вариант (без уточнений). - Смотрим стоимость проезда по получившемуся маршруту (и записываем ее в план поездки, чтобы потом не пересчитывать).
Куда уж проще?
Порядок действий по пунктам 1-3 описан в заметке по ссылке чуть выше, и здесь подробно не рассматривается. Остается узнать, где программа указывает стоимость проезда по маршруту.
А указывает она ее здесь:
Смотрите сумму возле слова «toll» — это и есть стоимость оплаты всех дорог по заданному маршруту, а в странах где используются виньетки, вместо (или вместе) с «toll» будет указано еще и «tax disk» (в прошлой версии было «vignette» — может, вернутся еще и к этому слову).
Если в результатах расчета указано и «toll», и «tax disk», то необходимо сложить эти цифры чтобы получить стоимость проезда по платным дорогам по этому маршруту. Вот, собственно, и все.
Кому этого достаточно, тому достаточно. Остальным можно (рекомендую) почитать дальше, для получения деталей и подробностей по данному вопросу. Нет, нет ничего сложного, но некоторые нюансы есть.
Определение стоимости проезда с помощью «ViaMichelin» — практические примеры
Для примера посчитаем стоимость проезда по нескольким маршрутам в Европе. Будут использоваться разные варианты (оплата за километраж, оплата за время, оплата и так и эдак), для наглядности.
Пример первый: маршрут Париж — Мадрид
Страны Франция и Испания. В этих странах оплата дорог выполняется в зависимости от пройденного расстояния.
Настраиваем программу (я для примера оставил все настройки по умолчанию). Строим нужный нам маршрут от отеля в Париже, до отеля в Мадриде.
Подсказка: проезд в Европе по городам всегда и везде бесплатный (кроме Стокгольма, Осло (и еще некоторых городов), там есть плата за въезд в город, но это редкие извращения исключения встречающиеся в основном только у скандинавов).
В «нормальной» же Европе, проезд в черте города (включая его объездную), всегда бесплатен. То есть, если даже идете по платной дороге, то когда она входит в городскую черту, она становится бесплатной. Город проехали — опять платная и т.д.
Поэтому, если вас в расчете интересует только стоимость платных дорог, то маршрут допустимо строить от центра города, до центра города, на оценку стоимости проезда это никак не повлияет, а будет чуть быстрее.
Если в результате расчета хотите получить еще и точное расстояние и время в пути, то тогда лучше строить маршрут от конкретного (вашего) отеля в одном городе (исходная точка), до конкретного отеля в другом (конечная точка).
Я построил маршрут от своего отеля в Париже, до своего отеля в Мадриде (в которых реально проживал). Вот так получилось (по ссылке — «живая» карта в новом окне, можно посмотреть, покрутить):
Просмотрел маршрут укрупнив масштаб карты (вы можете сделать это перейдя по ссылке чуть выше). Нашел один участок, который хотел бы откорректировать (красный прямоугольник на рисунке выше), вот он, крупно:
На участке между Пуатье и Бордо, программа предлагает маршрут без съезда с магистралей. Но на этом участке, мне бы хотелось проехать через Ангулем (не важно почему).
Нет проблем. Добавляю промежуточную точку в маршрут на объездной дороге Ангулема, и вуаля! Теперь маршрут проходит так, как нужно мне:
Добавляемые точки должны попадать точно на нужное место на дороге, с учетом полосы движения! (Если она есть).
Это настолько важный момент, что поясню его развернуто.
Смотрите, если укрупнить карту в районе объездной Ангулема (там, где я добавил точку), то видно, что дорога там имеет разделение по полосам движения:
Точка стоит на нужной полосе, и программа прокладывает маршрут правильно.
Но если не попасть точно в нужное место (на нужную полосу), а попасть на встречную, то программа (естественно) проложит маршрут по-другому (так, чтобы он проходил через заданную вами точку).
Вот так она его проложит в этом районе (перейдите по ссылке и укрупните масштаб в районе точки «В»), если поставить точку на встречной полосе:
То есть стащит маршрут с магистрали на ближайшей развязке, развернет его опять на магистраль, проложит его через заданную точку (на встречной полосе), затем на следующей развязке опять развернет его, снова выведет на нужную полосу и только потом продолжит далее…
Соответственно, неправильно (вернее, правильно, но по искаженному маршруту) будет рассчитано время в пути и расстояние (они увеличатся), будет добавлена лишняя плата за дорогу (т.е. расчет стоимости тоже будет неверным).
А все из-за того, что кому-то было лень укрупнить масштаб карты, когда он добавлял точку в маршрут. Само по себе это не страшно (не навигатор же), но точность расчетов пострадает.
Поэтому, при добавлении точек в маршрут, не ленитесь увеличивать масштаб карты до максимального, и внимательно смотрите, куда вы ставите заданную точку. Это несложно.
На дорогах не имеющих физического разделения полос (на обычных дорогах), это не играет роли. Там ставьте точку куда хотите, лишь бы она попадала прямо на дорогу (а не сбоку где-нибудь).
Но вернемся к теме.
Итак, маршрут построен, проверен и откорректирован. Осталось посмотреть, сколько это будет стоить. Прокручиваем страничку чуть вниз, и смотрим результат расчета стоимости проезда по платным дорогам (кликабельно):
Для тех, кто не понимает английский язык, я выполнил перевод. Увеличьте картинку, и рассмотрите ее внимательно, там всё предельно понятно и без подсказок.
Пример второй: маршрут Вена — Прага
Страны Австрия и Чехия. В обеих странах оплата дорог осуществляется за время и использования (т.е. виньетками).
Строим маршрут, правим его при необходимости, и смотрим результат (по ссылке — «живая» карта, можете посмотреть) картинка тоже кликабельна:
Перейдя по ссылке чуть выше, можете посмотреть результаты расчета по всем трем вариантам маршрута самостоятельно.
Поскольку для оплаты дорог используются виньетки, сумма затрат на оплату дорог будет равна стоимости виньеток в этих двух странах (€21,70 — это общая цена за две виньетки) на момент расчета маршрута программой.
Пример третий: маршрут Любляна — Венеция (Местре)
Страны Словения и Италия. В Словении оплата дорог производится с помощью виньетки, в Италии — непосредственно на дороге (плата за расстояние).
Прокладываем маршрут между этими городами (программа предлагает всего один вариант), и смотрим на результаты расчета (кликабельно):
Когда часть дорог на маршруте оплачивается «по факту» (т.е. за пробег), а часть «по времени» (т.е. виньетками), программа считает эти траты раздельно.
Чтобы получить общую сумму за платные дороги, нужно сложить «toll» — €10.20 — это плата за дороги в Италии и «vignettes» (в новой версии — «tax disk») — €15,00 — это стоимость виньетки в Словении. Итого получится 25,20 евро плата за дороги по этому маршруту.
Ну или (второй вариант), из общей суммы затрат (46,44 евро), вычесть затраты на топливо («consumption») (21,24 евро). И в остатке получим плату за дорогу, тех же 25,20 евро. Считайте как вам удобнее.
На этом, собственно, и все.
Вот таким образом, «прогоняете» через эту программу весь намеченный вами маршрут по Европе (по каждому перегону от города до города отдельно), и выписываете стоимость проезда по каждому участку маршрута.
После чего суммируете и записываете в общий план маршрута итог. Примерно в таком (или в каком вам удобно) виде:
Те, кто хочет узнать, что еще полезного можно выжать из программы, могут продолжить чтение.
Оценка прочих результатов расчета (бонус)
Какие еще данные можно получить от программы после того как маршрут проложен и настроен? В принципе, ничего важного. Но…
Есть пара интересных моментов, скрывающихся под кнопками «Your route roadmap» («План вашего маршрута») и «Cost details of your trip» («Детали стоимости вашей поездки»):
Если нажать на кнопку «Your route roadmap», то слева на экране откроется новое поле, в котором будет детально описан весь маршрут. Где какая трасса, где какой поворот, знак, ограничение скорости, уклон и т.п.
Включая данные о камерах контроля скорости в тех странах, где публикация подобных данных разрешена, (во Франции, например, вам камеры не покажут), площадках для отдыха, АЗС, гостиницах и т.п. информацию.
Вот так это выглядит (кликабельно):
Из пояснений на рисунке всё ясно.
Кнопки верху плана («Места отдыха», «АЗС», «Кафе» и другие), при их нажатии включат отображение на карте (и в детальном описании маршрута) соответствующих объектов вдоль маршрута.
Можно сразу выбрать нужные заправки, например, и заложить их в навигатор.
В чем разница в кнопках «Поиск АЗС» на общей карте, и в описании маршрута? Кнопка «АЗС» находящаяся на самой карте, включит отображение всех АЗС, которые попадают в окно карты, а кнопка «АЗС» которая в плане маршрута, покажет только АЗС вдоль маршрута — в этом различие этих кнопок.
В детальном описании маршрута есть данные о стационарных камерах контроля скорости на маршруте, (но не обольщайтесь, «засады» у них там тоже практикуются).
К сожалению, нет возможности включить отображение камер на карте (или посмотреть их координаты), поэтому функция малополезна (можно лишь примерно прикинуть по километражу где они есть):
Можно также посмотреть данные о пунктах оплаты по маршруту (с указанием того, сколько придется заплатить на каждом из них). Функция тоже малополезна (кому нужны детали? Нужна общая цена), но для интереса можно глянуть:
Под кнопкой «Cost details of your trip» интересного прячется меньше.
В принципе, там дана разбивка общей стоимости маршрута на число участников поездки (для тех, очевидно, кто не умеет делить), и представлена детализация расчета по стоимости маршрута (что мы уже и так знаем), в красивом виде, но в общем, ничего нового или интересного:
Вот, собственно, и всё.
Используя полученные выше знания, легко посчитать стоимость проезда по любому маршруту в Европе, с учетом ваших предпочтений. Для этого нужно лишь откорректировать маршрут так, чтобы он соответствовал нужному вам, т.е. проходил так, как вы собираетесь двигаться в реальности.
* * * * *
На этом, заметку посвященную вопросу как посчитать оплату за дороги в Европе при планировании и составлении маршрута автомобильной поездки с помощью сервиса «ViaMichelin» от компаний «Мишлен» и «TomTom», я закончу.
Спасибо за статью
Не за что. Пользуйтесь на здоровье.