Не нашли нужную информацию?
Общая информация о «ViaMichelin»
Сервис «ViaMichelin» (совместный продукт компании «Michelin» и картографического сервиса «TomTom»), позволяет планировать и рассчитывать маршруты поездок на легковом автомобиле по Европе.
«ViaMichelin» — это полноценный сервис для планирования путешествий. Он обеспечивает полное планирование маршрута: поиск гостиниц, кемпингов, заправок, стоянок, ресторанов, туристических объектов и т.д., и его полный расчет.
В данной заметке описаны общие принципы работы с сервисом «ViaMichelin», а именно: как строить и редактировать маршруты поездки, для того чтобы сервис выполнил расчеты по ним, а также рассмотрены варианты настройки программы.
В результате расчета маршрута программой определяются:
- общее время в пути по выбранному маршруту, и
- общее время движения с учетом пробок,
- общее расстояние по маршруту,
- расходы на топливо (на стоимость топлива), и
- стоимость платных дорог по маршруту.
С расчетом времени в пути (в т.ч. и с учетом пробок) и общего расстояния по маршруту прекрасно справляются и карты Гугла.
Расчет расходов на топливо — это лучше считать самостоятельно, во всяком случае в «ViaMichelin» это реализовано странным образом, не самым очевидным и удобным.
А вот определение стоимости платных дорог по маршруту — это крайне полезная «фишка» данного сервиса. Пожалуй, самая полезная.
Тем не менее, чтобы получить результаты, надо сначала разобраться как все устроено и как работает. А также настроить программу. Этой цели и посвящена данная заметка.
К сожалению, русскоязычной версии «ViaMichelin» не существует, поэтому приходится пользоваться англоязычной. Если знаете другой европейский язык, можете использовать его (есть версии на многих европейских языках).
Работа с сервисом «ViaMichelin»
Итак, открываем сайт ViaMichelin.com. На открывшейся странице увидите карту района своего города, на основе вашего местоположения определенного автоматически.
На рисунке подписаны основные функции сервиса (все картинки кликабельны здесь и далее):
Общие функции реализованы довольно просто и понятно. Все кнопки подписаны на рисунке выше.
Программа имеет два режима: режим построения (планирования, прокладки) маршрута, и режим поиска объектов. Планировщик маршрута позволяет прокладывать и рассчитывать маршруты. Режим поиска позволяет искать нужные объекты.
С помощью сервиса можно искать отели, рестораны, достопримечательности, смотреть пробки или погоду. Также можно включить отображение на карте парковок и АЗС. Ну и, разумеется, рассчитывать маршруты.
Для России (и других стран бывш. СССР кроме Прибалтийских), эти функции практически бесполезны на данный момент.
При планировании поездки по России, используйте лучше Яндекс, например, для поиска вышеуказанных объектов, или хотя бы Гугл. Результат будет лучше. То же относится и к просмотру пробок.
Для переключения в режим планирования маршрута из любого другого режима (поиска АЗС, или просмотра пробок и т.п.), нужно включить планировщик маршрутов (см. рисунок выше).
Планировщик включен по умолчанию, и переключаться на него вручную нужно только если вы использовали до этого какой-нибудь другой режим.
Это безопасно. Не пугайтесь.
Такова плата за «бесплатность» сервиса (весьма невысокая, кстати, плата). Просто закрывайте эту вкладку и всё, не так уж часто она и появляется (не каждый раз). Не обращайте внимания, в общем.
Управление картой
Сложностей обычно не вызывает. Управление основано на тех же принципах, что и в картах Гугл: крутим колесико мыши для изменения масштаба (или используем кнопки «+» и «−» на экране), «таскаем» карту мышью чтобы попасть на нужное место (или используем «стрелочки» на клавиатуре) и т.п.
Построение маршрута для расчета
Для того чтобы задать маршрут для расчета, нужно указать его исходную и конечную точки (как минимум). Можно также задавать и промежуточные точки.
Точки можно задавать (выбирать) либо кликая непосредственно на них на карте (проще всего), либо вводя адреса точек отъезда, прибытия и промежуточных точек маршрута, в левой части поля программы (как и в картах Гугла).
Чтобы задать исходную точку маршрута на карте, надо кликнуть на ней правой кнопкой мыши, и выбирать пункт меню «Route from this place» («Маршрут от этого места»):
При этом, адрес этой точки автоматически добавится в поле «Откуда» и от этой точки будет строится дальнейший расчет маршрута. На карте появится зеленая «капля» (значок начального пункта маршрута, см. рис. ниже).
Чтобы задать конечную точку маршрута на карте, надо кликнуть по ней правой кнопкой мыши, и выбрать пункт «Directions to this place» («Направление на это место»):
После того как указана конечная точка маршрута, маршрут будет построен автоматически, масштаб карты будет уменьшен так, чтобы весь маршрут поместился на экране, и на странице отобразятся варианты расчета маршрута (их обычно бывает от одного до трех):
На этом, собственно, построение маршрута и заканчивается. Можно оценивать полученные результаты (километраж, время в пути, расходы по маршруту на топливо и на оплату дорог).
По ссылке — карта маршрута «вживую» (откроется в новом окне). Можете открыть, посмотреть, покрутить…
Но бывает, что маршрут нужно откорректировать так, чтобы он проходил там, где нам нужно (а не где его программа проложила), или добавить или удалить точки из него.
Изменение маршрута, добавление и удаление точек
Для изменения построенного маршрута можно добавлять к нему новые точки (в любое место маршрута, в начало, в середину, в конец), для того чтобы подогнать маршрут, проложенный программой, под нужный нам.
Можно менять точки маршрута местами (перетаскивая их мышью в поле планировщика) и перепрокладывать таким образом маршрут. Ненужные точки можно удалять.
Об этом и рассказ в этом разделе.
Выше мы составили какой-то маршрут. Программа проложила его по своему усмотрению. Но, допустим, что нам нужно чтобы наш маршрут проходил через какую-то определенную точку.
Чтобы заставить программу проложить маршрут через нужную точку, эту точку ей нужно прямо указать (задать). Тогда маршрут будет проложен через заданную точку (или через несколько точек, как пожелаете). Делается это просто.
Чтобы указать промежуточную точку маршрута, нажимаем правой кнопкой мыши на карте на точку, через которую должен пролегать заданный нами (а не придуманный программой) маршрут, и выбираем из меню пункт «Route via this place» («Маршрут через это место»):
После того, как промежуточная (заданная) точка назначена, точки маршрута изменят названия (точка «В» (конечная) станет точкой «С», а новая точка станет точкой «В»).
Адрес промежуточной точки добавится между адресами начальной и конечной (см. рис. ниже). Маршрут будет автоматически перепроложен так, чтобы он проходил через заданную точку:
Вживую это выглядит так (по ссылке откроется карта в новом окне), можете посмотреть сами.
Всего точек на маршруте может быть до восьми. Одна начальная, одна конечная и шесть (максимум) промежуточных. С их помощью можно заставить программу проложить любой маршрут так, как это нужно нам (а не так, как это видится ей).
Если этого количества точек недостаточно, то маршрут следует разбить на два (или более) этапов и просчитать их отдельно, а затем сложить результаты.
Точки на маршруте можно менять местами между собой, и программа будет пересчитывать маршрут с учетом заданной пользователем последовательности точек.
Для того чтобы поменять точки маршрута местами, нужно расставить их (перетащить мышью) в нужном порядке в левом поле (в планировщике маршрута). Менять местами можно любые точки, выстраивая их в любом порядке.
Делается это просто. Например, в построенном выше маршруте, нужно поменять местами промежуточную точку («В») и конечную точку («С») маршрута.
В поле планировщика берем мышью точку «С» (берем прямо там, где три вертикальные точки) и мышью тянем ее вверх, на место точки «В», вот так:
Точки «В» и «С» меняются местами. Таким образом можно менять местами все (любые) точки маршрута.
Для того, чтобы программа выполнила перерасчет маршрута с новым расположением точек, нужно (после того, как все точки расставлены в заданном порядке), нажать кнопку «Search». Маршрут будет пересчитан.
После перерасчета, маршрут будет выглядеть так:
Как видите, точки поменялись местами. Все остальные расчеты, (километраж, время, расходы), будут пересчитаны программой автоматически.
Чтобы удалить или отредактировать (изменить) точку, нужно кликнуть по ней левой кнопкой мыши (появится поле редактирования точки), и либо отредактировать адрес точки, либо нажать на «крестик» чтобы удалить ее совсем. Вот так:
В общем, ничего сложного. Откройте любую карту по моим ссылкам выше и потренируйтесь две минуты (попробуйте сами). Все у вас получится.
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ О ДОБАВЛЕНИИ ТОЧЕК В МАРШРУТ
Важно знать, что при построении маршрута программа в обязательном порядке учитывает рядность движения (т.е. она различает движение по полосам в тех местах, где предусмотрено физическое разделение потоков).
Поэтому, при построении маршрута, или при добавлении в него промежуточных точек, всегда учитывайте рядность движения (полосу движения). Не ленитесь укрупнять масштаб при установке точек маршрута.
В противном случае, расчет будет неверным. Вернее, он будет верным с точки зрения программы, но для практического расчета будет непригоден. Это довольно важный момент, поэтому выделил его отдельно.
Это проще показать один раз, чем объяснять. Например, есть какой-то маршрут по городу:
В него добавляется промежуточная точка, в том месте, где улица имеет разделение потоков. Если точка будет поставлена в нужном ряду движения, то проблем не будет, маршрут будет проложен правильно (длина маршрута 6,3 км):
А вот если полениться укрупнить масштаб при выборе промежуточной точки, и она попадет примерно в то же место, но на встречную полосу, то программа проложит маршрут с учетом этого обстоятельства (т.е. как задал его пользователь):
И тогда получится вот такой маршрут (расстояние 8,4 км):
То есть, программа будет стараться по-честному учесть все пожелания пользователя, и построит маршрут так, чтобы он проходил через встречную полосу (поскольку заданная точка находится на ней).
Перейдите по ссылке выше, и укрупните масштаб в районе точки «В», посмотрите, что получается. При этом, разумеется, расстояние поездки (а также время и стоимость) будут рассчитаны с ошибкой.
Та же самая ошибка возникает и при построении маршрутов между городами, если трасса имеет физическое разделение потоков. Если заданная вами точка попадет не на тот ряд, то расчет будет искажен.
Поэтому, при добавлении точек в маршрут, не ленитесь укрупнять масштаб карты и смотреть, куда конкретно вы добавляете точку.
На улицах городов и междугородных трассах не имеющих физического разделения потоков, рядность значения не имеет. Там ставьте точку где угодно на дороге. Программа считает, что при необходимости там можно выполнить разворот в любом месте.
==
Вышеизложенного материала достаточно чтобы построить любой маршрут в Европе, и рассчитать время и расстояние в пути и плату за дороги по нему при поездках на автомобиле. Остается только разобраться с настройками программы.
Настройки расчета маршрута в программе «ViaMichelin»
Программа имеет ряд настроек для более точного расчета маршрута, и для учета предпочтений пользователя. Про эти настройки и рассказано в этой части заметки.
Настройки расчета маршрута можно выполнять как до его построения, так после, ограничений нет. После изменения настроек и нажатия кнопки «Search», маршрут будет пересчитан с учетом новых настроек. Так что с этим нет проблем.
Кликнув по кнопке «Options», попадаем в режим настроек маршрута. При первом обращении, программа предложит вам зарегистрировать ваш автомобиль в системе «для более точного расчета стоимости вашей поездки»:
Дело это пустое и бесполезное, а также никак не влияющее на расчет времени, расстояния и стоимости проезда по магистралям (а это главное, что нам нужно от этой программы), засим просто закрываем это окно.
Больше оно появляться не будет, но когда срок действия coockies истечет, оно может появиться вновь. И переходим к настройкам. Настройки разделены на две части.
Общие настройки расчета
Общие настройки предельно простые (кликабельно):
Вид транспортного средства — можно выбрать вид ТС, по умолчанию выбран легковой автомобиль.
Время выезда (выпадающий список) — планируемое время начала маршрута.
По умолчанию предполагается, что отъезд будет «сейчас» («Now»). Программа рассчитывает время и дату прибытия, исходя из того, что отъезд будет в момент расчета.
Можно задать конкретную дату и время отъезда — тогда программа рассчитает дату и время прибытия на место, с учетом даты и времени выезда.
Можно задать дату и время прибытия, тогда программа рассчитает во сколько нужно выезжать, чтобы прибыть на место к назначенному времени.
При использовании последней опции, учитывайте обязательно, что реальное время в пути всегда будет несколько больше рассчитанного программой. Почему так, и как это учесть, см. в заметке про расчет маршрута.
Принимать пробки в расчет (Take traffic into account) — при включении, будет показываться расчетное время в пути сразу с учетом пробок (время в пути без пробок, показываться в результатах расчета не будет):
В принципе, довольно бесполезная функция. Лучше ее не трогать (по умолчанию она выключена).
Настройки расчета стоимости топлива
Первая часть настроек («My cost options») — это настройки расчета стоимости топлива на проезд по маршруту (затраты на топливо по маршруту).
Эти настройки никак не влияют на расчет стоимости проезда по платным дорогам, а также на расчет времени в пути и расстояния.
Поэтому, если вы не планируете рассчитывать с помощью этой программы расходы на топливо за поездку, то их можно совсем не трогать.
Более подробно эти настройки разобраны в заметке по ссылке ниже, а также там рассмотрен вопрос о расчете расходов на топливо, и почему рассчитывать эти расходы с помощью этой программы — заведомо провальная идея.
Настройки расчета маршрута поездки
Вторая часть настроек («My route options») — это, собственно, настройки прокладки маршрута. С помощью этих настроек можно влиять на общий алгоритм выбора маршрута, а также уточнять принципы его прокладки программой.
То есть можно можно выбирать самый короткий, самый быстрый, или самый экономичный маршрут, можно задавать маршрут только по бесплатным дорогам, с использованием паромных переправ или без них и т.п.
Все эти настройки — глобальные. То есть они определяет алгоритм расчета для всех участков маршрута.
Если построить маршрут из точки «А» в точку «Б», и задать, например, вариант расчета «самый быстрый», то программа предложит самый быстрый маршрут между этими точками.
Если в этот маршрут добавить точку «В», то программа будет считать самый быстрый маршрут между точками «А» и «Б», и точками «Б» и «В».
Но если нужно проехать между точками «А» и «Б» по самому быстрому маршруту, а затем между точками «Б» и «В» по самому короткому, то общий маршрут придется разделить на два маршрута, и рассчитать их отдельно, задав для каждого свои настройки.
Поскольку эти влияют на результаты расчета по расстоянию, времени и стоимости проезда, с этой частью настроек нужно разобраться поподробнее.
Общий вид (и перевод) настроек дан на рисунке ниже (кликабельно):
Из перевода выше всё должно быть понятно и так, но тем не менее, разберем эти опции чуть более подробно.
Выбор вида маршрута
Программа предлагает на выбор пользователю пять предустановленных вариантов (алгоритмов) расчета маршрута поездки:
- Рекомендованный «Мишлен» («Michelin recommended») — самый простой, быстрый и безопасный маршрут, с минимальными возможностями для ошибок водителя. Рекомендуется Michelin.
Используется для расчета по умолчанию.
Характеристики:
Самый быстрый и самый простой из самых коротких маршрутов.
По принципу расчета наиболее близок к самому быстрому варианту, но максимально упрощен по сложности выполнения (за счет чего может быть немного длиннее).
Используются магистрали и главные дороги (по возможности). Избегается (по возможности, конечно) использование второстепенных дорог, левых поворотов, нерегулируемых перекрестков и т.п. элементов усложняющих жизнь водителю, за счет чего может быть немного дольше по времени чем самый быстрый вариант, но будет проще и безопаснее.
Не обязательно это самый короткий маршрут, но близкий к нему.
Стоимость не учитывается (выходит дороже, как правило, поскольку в основном по магистралям проходит), при выборе маршрута оцениваются простота его выполнения (должен быть самым простым), время и расстояние (должны быть наименьшими). - Самый быстрый («Quickest») — маршрут, обеспечивающий наименьшее время в пути.
Характеристики:
Предпочтение отдается главным дорогам, в частности, магистралям.
Не обязательно самый короткий по расстоянию.
Но обязательно самый быстрый по времени.
Не самый дешевый (самый дорогой, как правило).
При расчете этого варианта, стоимость, расстояние и простота выполнения не принимаются в расчет, учитывается только время движения (оно должно быть наименьшим). - Самый короткий («Shortest») — маршрут, обеспечивающий кратчайшее расстояние поездки, по наиболее доступным дорогам (но только по дорогам с покрытием).
Характеристики:
Время поездки будет дольше (да-да, дольше), чем при самом быстром маршруте (потому что будут использованы второстепенные дороги для сокращения расстояния, поэтому, расстояние меньше будет, а время больше).
Стоимость может варьироваться (средняя, как правило).
При расчете этого варианта, стоимость, время в пути и простота выполнения не принимаются в расчет, учитывается только расстояние по маршруту (оно должно быть наименьшим). - Маршрут для путешествия («Discovery») — вариант маршрута проходящего по самым живописным местам. В общем, самый красивый и интересный маршрут (с точки зрения команды «Michelin») между точками.
Характеристики:
Не самый короткий и не самый быстрый маршрут.
Не самый простой маршрут.
По стоимости — средний.
Время, расстояние и стоимость поездки, а также простота выполнения маршрута, при прокладке этого маршрута в учет принимаются в меньшей степени. Интересность маршрута должна быть максимальной (по возможности). - Экономичный маршрут («Economical») — самый дешевый маршрут. Платных дорог на нем минимальное количество (по возможности они и вовсе исключаются, но не всегда). Чтобы их исключить полностью, нужно включить дополнительные настройки (см. ниже)
Характеристики:
Не самый короткий, не самый быстрый, не самый простой, но самый дешевый.
Основная характеристика — максимальная дешевизна (по топливу и по плате за дороги). При этом в маршрут могут включатся и платные участки дорог (для экономии времени).
При этом, все-таки учитываются время в пути и расстояние (не самый долгий и не самый длинный обычно).
В общем, самый короткий маршрут между точками по бесплатным дорогам или с минимумом платных дорог (по возможности).
Для сравнения работы алгоритмов, ниже приводится расчет маршрута Париж — Мадрид («стоимость» — это плата за дороги):
Вид маршрута | Время в пути | Расстояние | Стоимость |
Рекомендованный Мишлен | 13 ч. 06 мин | 1247 км | €76,35 |
Самый быстрый | 13 ч. 05 мин | 1248 км | €76,35 |
Самый короткий | 16 ч. 45 мин | 1230 км | €55,85 |
Самый интересный | 20 ч. 00 мин | 1260 км | €21,00 |
Самый экономичный | 17 ч. 59 мин | 1266 км | €10,10 |
И по маршруту Прага — Зальцбург — Рим («стоимость» — это плата за дороги):
Вид маршрута | Время в пути | Расстояние | Стоимость |
Рекомендованный Мишлен | 13 ч. 28 мин | 1312 км | €83,60 |
Самый быстрый | 13 ч. 27 мин | 1313 км | €83,60 |
Самый короткий | 19 ч. 19 мин | 1199 км | €40,70 |
Самый интересный | 20 ч. 10 мин | 1305 км | €67,70 |
Самый экономичный | 21 ч. 19 мин | 1278 км | €9,20 |
При расчете своего маршрута вы можете выбрать любой из алгоритмов, который вам подходит больше всего. По умолчанию включен режим расчета «Рекомендованный Мишлен» (его и я рекомендую использовать, если у вас нет особых запросов).
Единицы измерения
Здесь можно выбрать единицы измерения дистанции: км/мили. По умолчанию — километры. Вот и не трогайте даже, по крайней мере, если только у вас спидометр не в милях считает.
Дополнительные настройки маршрута
Можно задать вручную некоторые условия для прокладки маршрута. Перевод настроек дан на рисунке выше, там все понятно, но кратко:
«Избегать магистралей» («Avoid motorways») — маршрут будет проложен только по обычным дорогам (это могут быть и скоростные дороги, и шоссе, но не магистрали). Платные дороги не исключаются (не всегда платные дороги это именно магистрали, платными могут быть и другие дороги). Опция годится, если есть желание посмотреть страну.
«Избегать платных дорог» («Avoid tolls») — маршрут будет полностью построен только по бесплатным дорогам (для тех стран, в которых оплата производится за пройденное расстояние). При этом из маршрута не исключаются магистрали и шоссе, если они бесплатны.
«Избегать платных дорог» («Avoid vignettes») — маршрут будет полностью построен только по бесплатным дорогам (для тех стран, в которых оплата производится за время использования дорог, т.е. с помощью виньетки). Это могут быть и магистрали, и шоссе, но при условии, что они бесплатны.
Таким образом, чтобы полностью избежать платных дорог (вне зависимости от формы оплаты), необходимо отметить оба этих пункта (и «Avoid tolls», и «Avoid vignettes»). В этом случае, по любым странам маршрут будет прокладываться только по бесплатным дорогам.
«Разрешить пересечение границ» — пункт включен по умолчанию. Позволяет программе рассчитывать маршруты выходящие за пределы одного государства. При планировании поездки по Европе, его и не нужно выключать.
«Караван» («Caravan») — если планируете поездку с прицепом, или на авто типа «автодом», то отмечайте этот пункт для правильного расчета размера платы за дорогу (в некоторых странах, для автомобилей с прицепом и для автодомов, тарифы за проезд выше).
* * * * *
Вот и всё по настройкам программы для расчета маршрута поездки. Выставляйте нужные вам настройки (не бойтесь экспериментировать), прокладывайте нужный вам маршрут, исправляйте его, и смотрите результаты расчета.
Меняйте настройки, перерассчитывайте маршрут (нажав кнопку «Search»), и вновь оценивайте результаты. Выбирайте те, которые вас устраивают. О том, как и что смотреть в расчете, рассказано в следующих заметках, по ссылкам чуть ниже.