Автомобиль для поездки в Европу: требования и снаряжение

 

 

Требования к автомобилю для поездки в Европу

Бытует мнение (впрочем, сразу отмечу, неверное), что для поездки за границу нужен только новый автомобиль, не ниже какого-нибудь класса экологичности «Евро-5», и что на старой машине, за границу якобы не пускают. 

Так вот, врут. Через границу, бывает, такие рыдваны непонятных годов выпуска ездят, что сидишь, смотришь на это и думаешь: «а как оно вообще едет?» И как-то они проходят границу.

Так что не заморачивайтесь сильно на эту тему. Для поездки в Европу ваш автомобиль подойдет. Коль если вы уж задумались о поездке за границу на автомобиле, то смею предположить, что вы не на «Москвиче-412» ездите… (хотя и его пропустят).

Вот вам, например, очень старый «Москвич» в Италии. Как-то же он туда доехал? И через границу его пустили… Это к вопросу «Можно ли поехать в Европу на автомобиле Евро-2 (Евро-1, Евро-0) и тому подобным. Да поезжайте на чем хотите! Но есть и будут некоторые ограничения (о которых ниже).

Но это в общем, в качестве вступления. Теперь в деталях.

Кстати, если вас интересует вопрос какие документы нужны для поездки в Европу на автомобиле, то он подробно разобран в отдельной заметке, не в этой.

 

Технические требования к автомобилю для поездки в Европу

В данный момент, (если мне не изменяет память), в Европе в области эксплуатации автомобилей и автомобилестроения действуют более сотни Правил ЕЭК ООН и более пятидесяти Директив ЕС, которые регламентируют требования к техническому состоянию автомобилей:

  • по условиям безопасности движения;
  • по содержанию вредных веществ в отработанных газах;
  • по допустимому уровню шумов;
  • по светопропусканию стекол;
  • по защите водителя и пассажиров в случае аварии;
  • требования к освещению и световой сигнализации;
  • и прочая, и прочая.

Что-что, а регулировать они там умеют. Из всей этой массы требований, обязательными являются только требования по условиям безопасности движения, и по экологии. Все остальные требования и правила — рекомендательные.

Чтобы не размазывать мысль, скажу просто: 

Никаких особых, из ряда вон выходящих или существенно отличающихся от российских, требований к техническому состоянию автомобиля для поездки за границу — НЕТ.

Российские требования по техническому состоянию автомобилей вплотную приближены к европейским, в настоящий момент. Поэтому, если ваш автомобиль способен пройти техосмотр (по-честному) в России, то он вполне пригоден для поездки в Европу. 

Какого-либо специального осмотра автомобиля, на соответствие его требованиям ЕС к техническому состоянию автомобилей (т.е. техосмотра), при пересечении границы не проводится.

Никто не будет измерять содержание «СО/СН» в выхлопных газах или высоту протектора шин, проверять люфт рулевого управления или работу ручного тормоза (у пограничной и таможенной служб несколько другие функции).

Тем не менее, при пересечении границы ЕС, автомобиль должен внешне соответствовать основным требованиям безопасности и ПДД, то есть:

  • фары (и вообще все элементы светооборудования), а также лобовое стекло должны быть целы (фары еще и светить должны, причем, обе);
  • дворники и зеркала заднего вида должны быть на месте;
  • тонировка лобового и передних боковых стекол не должна быть «в ноль» (не должна явно нарушать требования), тонировка фар недопустима;
  • на передней части автомобиля не должно быть никаких навесов не предусмотренных штатной конструкцией авто («кенгурятников» и т.п. хотя, говорят, что и с ними пускают, но (по возможности) лучше не экспериментировать с этим, или прихватить с собой соответствующие документы на навесное оборудование, как минимум);
  • шины не должны быть явно «лысыми», с торчащими из остатков протектора кордами;
  • из двигателя и радиатора не должны ручьем литься масло или тосол, или другие технические жидкости;
  • глушитель должен быть на месте и автомобиль не должен явно (сильно) дымить или громко реветь (рычать) двигателем;
  • Состояние лакокрасочного покрытия (царапины, вмятины, ржавчина), как и его чистота — никого особо не волнуют. Номера только должны быть чистыми, ну и сам автомобиль не должен, конечно, выглядеть как огромный ком грязи.

В принципе, этого достаточно, чтобы пересечь границу без проблем. В общем, если вы не любитель тюнинга и прочих подобных развлечений, а автомобиль исправен и находится в рабочем состоянии, то проблем можно не ждать.

Если же автомобиль находится явно в неудовлетворительном техническом состоянии, (заметном невооруженным глазом), то да, с пересечением границы на нем могут возникнуть проблемы.

Если подъехать на границу любой из стран ЕС на жутко коптящей колымаге с волочащейся по земле выхлопной трубой, с одной фарой и с разбитым в мелкую сетку лобовым стеклом тонированным наглухо, да еще без боковых зеркал и дворников…

Такое точно не пропустят, поскольку заведомо и явно (видно невооруженным глазом) на данном авто нарушены требования и ПДД, и технических стандартов по безопасности дорожного движения ЕС.

Но вот тот самый момент, где проходит та тонкая грань между «пропустят точно» и «не пропустят однозначно», я вам, к сожалению, озвучить не смогу. 

Слишком она тонкая. Могу написать (и написал) лишь про те случаи, когда ваш автомобиль точно пропустят без проблем.

Кроме того, прохождение границы — это всегда «человеческий фактор». С одним и тем же дефектом один наряд вас может пропустить, а другая смена — нет. Так тоже бывает.

По «доработкам» же автомобиля, примерная (условная) граница «пустят/не пустят» (или «будут проблемы / не будет проблем») проходит по линии «штатное/нештатное» оборудование.

То есть, если установка чего-то на автомобиль предусмотрена его заводом-изготовителем, то это нормально, допустимо, проходит. Если на машину установлено что-то «колхозное» (пусть даже и хорошо сделанное), то нет.

Здесь опять же нужно понимать, что если установить внутри салона пару дополнительных кнопок, приборов или светодиодов, то это никого не волнует. 

А вот то, что стоит снаружи («кенгурятники», «спойлеры», дополнительные фары, колеса) может вызвать глупые вопросы.

Если установка такого оборудования предусмотрена производителем автомобиля т.е. оно выпущено на заводе (не в гараже) сертифицировано, под него есть штатные крепления и т.п., (пусть даже оно и не входит в штатную комплектацию), то пожалуйста. Но на всякий случай, киньте документы на оборудование в бардачок.

А вот если на обычную «Ниву» повесить огромный «кенгурятник», наверх пришпандорить «люстру» с десятью прожекторами (и еще пяток ламп воткнуть на облицовку радиатора), поставить на нее колеса на три размера больше (от трактора), то вопросов будет много скорее всего, а положительный результат не гарантирован.

Поэтому, при выполнении поездки в Европу просто постарайтесь чтобы ваш автомобиль максимально соответствовал своей штатной комплектации и требованиям по безопасности дорожного движения. Это все, что от него требуется.

Также, говорят, что могут возникнуть проблемы с американскими авто имеющими красные задние «поворотники» (что действительно, не соответствует европейским нормам).

Во всяком случае, один из читателей отписался в комментариях, что его не пустили поляки через границу на такой машине. К сожалению, никаких других данных и деталей он не привел, так что верить этой информации или нет — на ваше усмотрение, но, как минимум, это повод дополнительно погуглить данный вопрос перед поездкой.

 

 

 

Экологические нормы и требования к автомобилю для поездки

Для пересечения границы ЕС, никаких специальных требований по экологии к автомобилю не установлено. Если вдруг вы где-то слышали, что «машины класса ниже Евро-1 (2, 3, 4 и т.п.) в Европу не пускают» — выкиньте эту чушь из головы немедленно. 

Правильная формулировка такая: на старых машинах в Европу пускают, но уже в самой Европе, на них пускают не везде. Вот так верно звучит.

В принципе,

Экологический класс автомобиля («Евро»), как и год его выпуска не имеют существенного значения для поездок в Европу с целью туризма.

Экологический класс авто влияет только на возможность зарегистрировать его за границей (с целью его постоянной эксплуатации там) — вот это вряд ли получится сделать, если авто не соответствует требованиям стандарта Евро-5 и выше, (как, впрочем и в России теперь). 

А вот для поездок с целью туризма, это не важно.

Ну в некоторых городах Германии, Бельгии, Франции и некоторых других стран (в тех, в которых установлены экологические зоны — где и какие, см. подробно по ссылке чуть ниже) вы не сможете въехать на старом автомобиле в центр города, и что?

Припаркуетесь (снимите отель) рядом с экологической зоной и воспользуетесь общественным транспортом в крайнем случае. В остальных же ситуациях, никаких ограничений для поездок нет.

Более подробно про экологические зоны в Европе (откуда вообще пошел весь этот сыр-бор с экологией) — сколько их, в каких странах и городах они есть, как работают и чем грозит поездка в Европу на старом автомобиле (спойлер: ничем, по сути), и как ездить по экологическим зонам — рассказано в отдельной заметке.

Говоря же об экологических зонах (там, где они установлены), можно отметить, что ограничения связанные с возрастом и экологическим классом автомобиля, сильно зависят от вида используемого им топлива.

Автомобили с бензиновыми двигателями (или на газе), практически не имеют (или имеют существенно меньше) ограничений в движении. А вот владельцам дизельных машин в Европе приходится несладко.

Например, для того чтобы ездить без ограничений по экологическим зонам в Германии на дизельной машине, нужно иметь автомобиль класса экологичности не ниже «Евро-4» (т.е. выпуска не ранее 2006 года).

В то же время, если двигатель бензиновый, то на любом автомобиле начиная от класса «Евро-1» (т.е. выпуска 1993 года и позже) вы смело можете путешествовать по всем экологическим зонам Германии без ограничений, получив только соответствующую экологическую наклейку — плакетку (подробности приобретения этой наклейки, см. по ссылке чуть выше).

Вне пределов установленных экологических зон, ограничений для эксплуатации автомобилей (независимо от их года выпуска, экологического класса или вида используемого топлива) — в Европе нет.
НИГДЕ НЕТ.

Основные ограничения в экологических зонах приходятся на дизельные авто класса Евро-1, 2 и 3. По ним эти ограничения бьют больнее всего.

Если же экологические зоны не принимать в расчет (не заезжать в них), то никаких ограничений по экологическому классу автомобиля для поездки нет.

Или вы думаете, что все литовцы, венгры, словаки и французы ездят там у себя только на новеньких авто не старше 3-5 лет? Серьезно? Я вас умоляю! Даже в западной Европе полно довольно-таки старых машин (8-10 лет и старше), что уж говорить про восточную.

Если вам интересны подробности — почитайте информацию под спойлером ниже.

ПРО СТАРЫЕ АВТОМОБИЛИ В ЕВРОПЕ (можно пропустить)

Во время своих поездок я встречал достаточно большую массу старых автомобилей даже в богатых странах западной Европы. Вот, например, достаточно типичная картинка для глубинки Франции:

France autos on the road

Фото сделано в августе 2017 года, в каком-то поселке в районе города Амбуаз. то есть почти в сердце Франции, в долине реки Луара.

Несмотря на весьма посредственное качество снимка (снимала жена на «мыльницу», уж простите), мы видим, что слева на обочине стоит голубой Пежо-306 (годы выпуска 1997-2002), перед ним стоит беленький Рено «Модус» (2004 года выпуска), справа на обочине стоит Рено-5008 (судя по очертаниям корпуса — из первой серии, такие выпускались с 2009 по 2011 если память мне не изменяет), ну а впереди на дороге тошнит красненький «привет из 90-х» судя по очертаниям корпуса (не знаю даже, что за модель, впрочем, в комментариях мне подсказали, что это VW «Гольф» один из первых).

Ну, все машины, мягко говоря, не новые. Мой автомобиль 2008 года выпуска (на снимке виден его капот) чуть ли не самый новый из них. И такую картину можно наблюдать по всей Франции. Это достаточно характерное фото для тех мест, поверьте.

Да, в западной Европе конечно хватает и новых, современных авто (особенно в крупных городах, в Париже, Брюсселе, Амстердаме, например), но как видите, французы в глубинке не особо шикуют и вовсе не спешат менять старые авто на новые. Зачем? Ездит оно и ездит. 

Вот снимок из центра Бордо (2017 г.): 
Старый Мерседес в Бордо
Знатоки сразу опознают на нем «Мерседес» модели W124, который выпускался с 1985 по 1993 годы. И что, что он старый? Французский хозяин не спешит его менять (и я его понимаю, мне тоже нравится эта модель).

А вот Брюссель (2017-й): 
Опель Agilia, БрюссельНа стояночке скромно приютился Опель «Adgilia» (годы выпуска 2004-2007). И ездит на нем какой-то бельгиец, и ездит. Ну что, что машине уже 10 лет (а то и больше)?

В Амстердаме вообще видел такое чудо:
Fiat Nuouva 500 Amsterdam
И даже не один раз:
Fiat Nuova 500 Amsterdam-2
Знаете, что это? Это — Fiat Nuova 500, ага. Модель выпускалась с 1957 по 1975 год. Ну откуда там «Евро-5» или вообще какое-нибудь «евро»? Там от «евро» только страна-производитель.

А вот вам Канны (обратите внимание на автомобиль на переднем плане):

Старые авто в Европе

Я вот вообще не знаю, что это. Какая-то поделка из 60-х, на которой ездил еще Луи де Фюнес. А чуть дальше перед ним (ближе к яхтам), стоит Ситроен Ксара Пикасса (годы выпуска 1999-2010)…

Все снимки выше сделаны не специально (чтобы что-то кому-то доказать), а просто эти авто случайно попадали в кадр в той или иной ситуации. И таких снимков у меня много, просто лень копаться в архивах, да и ни к чему это.

К чему это отвлечение? К тому, что в Европе да-а-алеко не все ездят на новых авто полностью соответствующих современным стандартам. И ничего. Никого это особо не смущает там. И вас не должно смущать.

А все слухи «знатоков» на тему: «А вот в Евро-о-опе… там же разрешены только новые автомобили,  и там все-все ездят только на авто стандарта не ниже «Евро-4 (5, 6)» — (нужное подчеркнуть), мягко говоря, являются пиз э-э-э… гиперболой (чрезмерным преувеличением).

На Балканах же (в Румынии, Македонии, Албании, Болгарии, Боснии, Сербии) и в Турции, на дорогах еще вовсю встречается автохлам 70-80-х, а иногда и 60-х годов выпуска.

В приграничных районах Словакии мне, например, попались наши Жигули, («Нива» и «шестерка»), причем, явно еще советского «разлива», со словацкими номерами. И ничего. Ездят там словаки на них, и никто им не это запрещает.

(Думаю, выжили машины эти там из-за близости Украины, потому что в Европе, разумеется, на них запчастей не достать)

Хотя, нашу «Ниву» (советскую еще), я встречал и в Барселоне:

Автомобиль "Нива" в БарселонеНо как ее хозяин выкручивается там с запчастями — это мне неведомо.

И, кстати, обратите внимание на эту «Ниву». «Кенгурятник» на ней висит, хотя он и не предусмотрен штатно. И ездит там мужик на ней, и ничего.

Но это испанский автомобиль, а вы будете пересекать границу на российском. Там будет немножко другой подход к этому вопросу. Это к тому, что писалось выше, о штатной комплектации автомобиля.

 

Тонировка

Требования к тонировке в подавляющем большинстве стран Европы совпадают с российскими. Светопропускание лобового стекла должно быть не менее 75%, боковых передних — не менее 70%.

В Бельгии, Германии и Швейцарии допускается снижение светопропускания лобового стекла до 70%. В Италии, Сербии и Франции — любая тонировка лобового стекла (кроме заводской) — запрещена. 

Задние стекла (двери и салон) тонируются без ограничений везде, кроме Дании, (там должно быть не менее 40%), при наличии боковых зеркал заднего вида. 

Тонировка светотехнического оборудования (фары, стоп-сигналы, габариты, поворотники, повторители поворотов и т.п.) недопустима ни в одной из стран. Бронировать фары можно, но пленка должна быть бесцветной.

Более подробно, с отличиями требований ПДД европейских стран, от правил дорожного движения в России, можно ознакомиться в отдельной заметке.

 

Знаки, рисунки и наклейки на автомобиле

Знаки, наклейки и рисунки на автомобилях допускаются любые, не оскорбляющие, разумеется, других людей, и не нарушающие этических норм.

Нельзя только наносить на автомобиль разметку напоминающую (по цвету или форме), знаки автомобилей специальных служб (полиции, скорой и т.п.) — это запрещено (и наказуемо) во всех странах.

Аэрография — не проблема, если виден (сохранен и преобладает) основной цвет кузова автомобиля указанный в документах.

НО! Есть одно важное «но». 

Важно!
Во всех странах Прибалтики (Литве, Латвии, Эстонии) на государственном уровне запрещена любая советская символика.
В Венгрии и в Польше на государственном уровне запрещена любая коммунистическая символика.

Поэтому, не нужно пытаться въехать, например, в Латвию или в Польшу на автомобиле, на капоте которого изображена красная звезда с серпом и молотом, а на багажнике — герб СССР (даже маленький). 

Вас пограничники не пропустят, поскольку это нарушает действующее законодательство государства. Спорить с ними не получится (да и бесполезно), так что варианта будет только два: или ехать назад, или снимать что-то на месте. 

И еще поди догадайся, что они там к этой символике отнесли, на юридическом уровне. Так что не экспериментируйте лучше на эту тему.

Замечу также (на всякий случай), что на автомобили (кроме дипломатических) никоим образом не распространяется принцип экстерриториальности. То есть у вас не получится заявить, что, мол, мой автомобиль — это часть России, и поэтому я делаю все, что хочу. Нет. Не в этом случае.

Также стоит воздержаться от изображения на автомобиле политических лозунгов, символов, и т.п. изображений. Воинствующих идиотов в Европе тоже хватает, а я, например, вовсе не хочу чтобы мне разбили стекло только из-за того, что кому-то не понравилась наклейка на нем.

Можно долго возмущаться, негодовать, спорить правильно это или нет, но факт остается фактом. По сути, пересекая границу другого государства, вы въезжаете в «чужой монастырь». Куда, как известно, со своим уставом не ходят. Вот и не ходите.

Идеальный же вариант для поездки (не вызывающий вопросов и сомнений) — это когда на машине совсем нет ничего лишнего в плане наклеек и рисунков.

 

Наклейка с обозначением государственной принадлежности автомобиля

При подготовке к поездке за границу, часто возникает вопрос о необходимости наклейки с обозначением государственной принадлежности автомобиля. Нужна она, или нет?

Речь идет о наклейке типа «RUS» в белом эллипсе, для автомобилей зарегистрированных в России. Например, вы можете видеть такую на одном из снимков чуть ниже, на моем автомобиле.

Такая наклейка не нужна при выполнении поездок за границу. Но вы можете ее наклеить — это не будет считаться нарушением, (маслом каши не испортишь). 

Во всяком случае, такая наклейка не нужна, если у вас современные номера (рег. знаки). Если едете с прицепом, то на прицеп такая наклейка обязательна.

ПРО НАКЛЕЙКУ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОДРОБНОСТИ

Если хотите официально, то смотрите п.1 ст.37 «Конвенции о дорожном движении» 1968 года (с изменениями и дополнениями). Там явно сказано:

«1. а) На каждом автомобиле, находящемся в международном движении, должен помещаться сзади, помимо его регистрационного номера, отличительный знак государства, в котором он зарегистрирован.

b) Этот знак может помещаться либо отдельно от регистрационного знака, либо на регистрационном знаке.

c) В том случае, когда на регистрационный знак наносится отличительный знак [государства регистрации — прим. автора], он должен также помещаться на переднем регистрационном знаке транспортного средства, если таковой является обязательным.»

Поскольку наши (российские) регистрационные знаки автомобилей уже содержат отличительный знак государства регистрации, (для России — это буквы «RUS»), то наличие отдельного знака (белого эллипса с кодом государства) на задней части автомобиля не является обязательным

Для справки: Если кто не знал, то буквы «RUS» на знаке, это не часть регистрационного номера, а именно отличительный знак государства регистрации автомобиля, так вот, если эти буквы есть у вас на номерах, то дополнительная наклейка не нужна. Если нет (по какой-то причине), то будьте любезны наклеить дополнительный знак.

Пункт «с» уточняет нам, что если отличительный знак государства наносится на регистрационный номер, то он также должен быть продублирован и на переднем номере тоже (наши номера также соответствуют и этому требованию).

А вот если вы едете с прицепом, то на прицеп такой знак нужно наклеить обязательно. Потому что у прицепа нет переднего номера, на котором бы дублировался регистрационный знак государства.

С другой стороны, от самодурства человеческого никто не застрахован. Меня, например, заставили наклеить на мой автомобиль дополнительный знак государственной принадлежности вовсе не европейцы, а стражи границы одного соседнего государства, в данный момент мнящего себя Европой. И было это задолго до событий 2014 года… В общем, дураков везде хватает.

Единственное, что уточню ещё, так это такой момент: «отличительный знак государства» — это не флаг государства на знаке (рег. номере), а именно буквенное кодовое обозначение этого государства, в соответствии с этим документом

То есть, для России — это будут буквы «RUS», для Беларуси — «BY», для Украины — «UA», для Казахстана — «KZ» и так далее.

А флаг на номере — это так… декорация для красоты. Формально (согласно документам), он не является свидетельством государственной принадлежности автомобиля.

Например, на номерах всех европейских автомобилей нарисован флаг не конкретного государства принадлежности автомобиля, а общий флаг ЕС.

А вот буковки, обозначающие государственную принадлежность автомобиля, там везде разные (в соответствии со страной регистрации ТС).

 

 

 

 

Главное требование к автомобилю для поездки в Европу

Как и говорилось выше, требования к автомобилю и технические, и экологические, конечно, играют роль, но:

Самое главное требование к автомобилю для поездки в Европу — это его надежность.

От автомобиля, на котором планируется поездка в Европу, на самом деле требуется только одно: чтобы он мог проехать без существенных поломок то расстояние, какое запланировано вами на отпуск. И чтобы вы в этом были уверены. Всё. 

Прокол колеса, или лампочка в фаре перегорела — за поломки не считаются, так как устраняются на месте за несколько минут. Впрочем, существует еще несколько требований к комплектации автомобиля, но об этом ниже.

Надежность же автомобиля зависит целиком и полностью от его владельца, и очень мало зависит от бренда. Если за автомобилем выполняется регулярный и своевременный уход, то любой автомобиль будет служить верой и правдой много лет.

А если грамотно подготовить его к путешествию, то в любой, самой дальней поездке, больших проблем от него можно не ждать. 

Процессу технической подготовке автомобиля к дальней поездке, посвящена отдельная заметка (для водителей не имеющих опыта дальних поездок).

А вот если владелец автомобиля просто «прокладка» между рулем и сиденьем, то раньше или позже его подведет любая машина, будь то недешевая иномарка или простой российский автомобиль.

Например, бытует мнение, что творения российского автопрома ни на что не пригодны, кроме как поездок на них в автосервис. Ну не знаю, не знаю… 

Как человек объехавший на этом самом «творении российского автопрома» более тридцати европейских стран, могу поспорить что это не так (и выиграть спор : ).

Мой автомобиль — обычная «Волга» 2008 года выпуска (двигатель наш ЗМЗ-405, инжектор 2,5 литра, 16 клапанов), прилежно, без проблем и поломок провез меня по всей Европе, делая за каждый отпуск (месяц) по 12-15 тысяч километров пробега, и упорно не желая поддерживать миф о своей ненадежности.

Вопрос: что я делаю не так?
: )

НЕМНОГО ЛИЧНЫХ ПОДРОБНОСТЕЙ ПРО ПОЕЗДКИ

Вот стоянка на мысе Кабу да Рока (самой западной точке континентальной Европы), это в Португалии (на карте — здесь): 

На "Волге" в Португалию

Вот уж у наших туристов (а их мно-о-ого туда привозят), «инфаркт микарда»(с) случался, когда они, выходя из туристического автобуса, видели там «Волгу» на стоянке.

А это, например, Андорра: 

Энкамп, Андорра

На карте — это здесь.

А это — Гибралтар (вернее, стоянка перед Гибралтаром, в испанском городке Ла Линеа де ла Консепсьон, Скала Гибралтара видна в дымке на заднем плане):

Пересечение границы Гибралтара

Это место на карте.
И таких фото у меня много. В принципе, со всей Европы…

Нет, не буду, конечно, спорить с тем, что современные автомобили типа «иномарки», они и поуютнее, и посовременнее, и более экономны по расходу топлива — все это так.

Но ездить в Европу можно на абсолютно любом автомобиле.

Поэтому:

Если вы хотите поехать в Европу на российском автомобиле, или на старом автомобиле, то если он находится в хорошем техническом состоянии (и вы в этом уверены), то поезжайте смело.

Обслуживание и осмотр машины выполните в толковом автосервисе перед поездкой, приведите ее в соответствие требованиям ПДД, укомплектуйте как написано ниже, и поезжайте. Все будет нормально.

Ну, а в крайнем случае, безвыходных ситуаций не бывает, если что. Люди везде живут, и мастера везде есть. Кроме того, есть варианты страховки, где в случае чего (авария, или критическая поломка), обеспечивается (оплачивается) эвакуатор прямо до границы с Россией (но это вы уже сами поинтересуйтесь на эту тему, если вам нужно). 

 

 

Требования к снаряжению автомобиля для поездки в Европу

Во всех европейских странах существует ряд обязательных требований к комплектации автомобиля при его эксплуатации на дорогах.

Впрочем, они есть и в нашей стране, например, в машине должны быть: огнетушитель, знак аварийной остановки, аптечка, а с недавних пор, к этому списку добавился и светоотражающий жилет.

Подобные требования есть и в остальных странах Европы. Кончено, эти требования относятся, в первую очередь, к гражданам этих стран (иностранцев никто на наличие снаряжения специально проверять не будет), но тем не менее, я рекомендую все-таки их выполнять. 

Потому что, проверять-то специально никто не будет, но если вы (в случае чего) выйдете на дорогу без светоотражающего жилета, или не выставите знак аварийной остановки пока меняете пробитое колесо, то во многих странах Европы вы рискуете получить немаленький штраф. 

Тем более, что принципиальных отличий от наших стандартных требований (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки, жилет) практически и нет, с тех пор, как у нас ввели требование иметь в машине светоотражающие жилеты (в Европе они давно уже требуются).

Единственное требование по снаряжению автомобиля, которого нет в наших ПДД, заключается в наличии в автомобиле комплекта запасных ламп (в тех странах, где требуется ездить днем со включенным светом). Всё. 

Кроме того, в некоторых странах (Турция, Румыния, Испания), требуется наличие двух знаков аварийной остановки, даже если вы путешествуете без прицепа.

Снаряжение автомобиля согласно требованиям российских ПДД перед поездкой в Европу, полностью перекрывает требования всех европейских стран к снаряжению автомобиля.

Таким образом, (если вы этого еще не сделали), перед поездкой в Европу просто полностью укомплектуйте свой автомобиль согласно нашим внутренним требованиям, и у вас не будет никаких проблем в поездке по Европе.

Дополнительно, можно купить комплект запасных ламп: по одной лампе каждого номинала для всех внешних световых приборов (фар, поворотников, габаритов и стоп-сигналов). Для ксеноновых и т.п. подобных фар, требование иметь запасную лампу не распространяется.

Если собираетесь посещать Турцию, Румынию или Испанию, или если путешествуете с прицепом, то купите дополнительный знак аварийной остановки. Это, в принципе, и все, по снаряжению автомобиля для поездки в Европу.

Ниже, для справки приводится таблица требований к снаряжению автомобиля, согласно ПДД различных европейских стран. 

 

ТРЕБОВАНИЯ СТРАН ЕВРОПЫ 
к снаряжению и оборудованию автомобиля

 Страна Знак Аптечка Жилет Огнетуш. Лампы
Австрия + + +
Албания + +
Андорра + +
Беларусь + + +
Бельгия + +
Болгария + + + +
Босния и Герц. + + +
Венгрия + + + +
Германия +
Греция + + +
Дания + +
Испания ++ +
Италия + + +
Латвия + + + +
Литва + + + +
Лихтештейн +
Люксембург + +
Македония + + + +
Молдавия + + + +
Нидерланды
Норвегия + + +
Польша + + +
Португалия + +
Румыния ++ + + +
Сербия + + + +
Словакия + + + +
Словения + + + +
Турция ++ + +
Финляндия + +
Франция + +
Хорватия + + + +
Черногория + + + +
Чехия + + + +
Швейцария + + +
Швеция
Эстония + + +

 

 

 

Знак аварийной остановки

Специальных требований нет. Должен быть красным, и светоотражающим — это все требования. Для поездке подойдет любой стандартный знак, купленный в любом автомагазине.

Во многих странах, при буксировке прицепа необходимо иметь 2 знака аварийной остановки, а в Турции, Румынии и Испании, необходимо иметь два знака аварийной остановки всегда (поэтому, в таблице стоят два знака «+» напротив этих стран), т.к. по ПДД, в случае аварии должны быть установлены два знака.

 

Аптечка автомобильная

Специальных требований нет. Автомобильные аптечки, продающиеся в России, уже много лет как подогнаны под общие европейские требования и стандарты. Берите любую, лишь бы не была просрочена.

Дополнительно сообщу, что понятия «единая евроаптечка» нет в природе. Аптечки — это тот элемент (в числе многих прочих), чье конкретное наполнение отдано венской конвенцией «О дорожном движении» на откуп законодателям конкретных стран. 

То есть, во всех странах Европы (в тех из них, где вообще нужны аптечки), требования к ним могут быть несколько разные.

Во Франции, например, требуется чтобы у каждого водителя был с собой индивидуальный одноразовый алкотестер. А в Швеции, например, аптечка вообще не нужна (как и в Дании, Испании или Норвегии).

Но если вы поедете во Францию без индивидуального алкотестера, то ничего страшного не будет (с учетом того, что вы турист, и перемещаетесь на авто зарегистрированном за границей). Полицейские в случае чего просто достанут свой алкотестер (даже не надейтесь, они есть у них).

А упомянутые автором выше «общие европейские требования и стандарты» — это к тому, что с относительно недавнего времени (лет, может, десять как), основной упор в содержимом автомобильных аптечек (в тех странах, где они должны быть по закону), сместился в сторону повышения в них количества кровоостанавливающих средств.

То есть, побольше бинтов и жгутов, и поменьше таблеток. Водители постарше помнят старые аптечки, которые наполовину состояли из каких-то таблеток, точного назначения которых никто и никогда не знал, (кроме, может, валидола и активированного угля). 

Современные же аптечки, состоят в основном из ваты, бинтов, жгутов, пластыря и средства для интубации — то есть тех предметов, которые наиболее важны и нужны при оказании первой помощи пострадавшим.

Вот эта особенность современных аптечек и имелась в виду, под фразой «общие европейские требования и стандарты». И наши (российские) аптечки, вполне им соответствуют.

А так, стандарты аптечек у всех стран разные, и подстроиться под все из них невозможно. Но никто вас за это и не накажет (и вообще аптечку проверять никто не будет).

НО! Аптечка должна быть обязательно! Во всяком случае, в тех странах, где ее наличие требуется в автомобиле по закону.

Потому что по законодательству некоторых стран, если вы (устроив ДТП) не окажете пострадавшему первую медицинскую помощь (в т.ч. из-за того, что просто нечем ее оказать) и это неоказание помощи повлечет печальные последствия, то для вас могут наступить очень неприятные времена. Не подставляйтесь, в общем.

Подытоживая: как и было сказано выше, для поездки подойдет любая аптечка соответствующая общим современным требованиям.

 

Светоотражающий жилет

Особых требований нет, кроме того, что окраска должна быть люминесцентной, или на нем должны быть нашиты светоотражающие полосы (или все вместе). Цвет любой: ярко-красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, ярко-зеленый.

Для поездки подойдет, в принципе, любой жилет: специальный для автомобилистов (сейчас их можно недорого купить в любом автомагазине), для дорожных рабочих, или для сотрудников ДПС, железнодорожный и т.п., лишь бы он соответствовал требованиям указанным выше. Надписи на жилете роли не играют.

Гораздо важнее следующее: жилеты должны лежать в салоне (не в багажнике). С точки зрения ПДД некоторых стран, ступив на дорогу без жилета, вы уже нарушили правила (и за это может быть штраф, если полиция увидит), и не важно, выходите вы из машины, или просто пешеход. 

Поэтому, суньте их (хотя бы один, для водителя), в бардачок или под сиденье, или еще куда-нибудь, но так, чтобы их можно было достать и накинуть не выходя (или при выходе) из салона на дорогу. У меня они ездят, например, в кармане позади правого переднего сиденья.

В общем случае, во многих странах Европы, все лица находящиеся на дороге (вне автомобиля), должны носить жилеты (а не только водитель). Т.е. выходишь из машины — накинь жилет, даже если ты пассажир. Поскольку как только пассажир вышел из машины, он уже пешеход.

Когда нужно надевать жилет

Здесь правила разнятся от страны к стране. Где-то требуется надевать жилет только при остановке на магистрали, где-то, при остановке на любой дороге, где-то он требуется только ночью, а в других странах обязателен и днем — сколько стран, столько и правил. 

Поэтому, чтобы не запоминать их все, расскажу универсальное:

В Европе, надевайте светоотражающий жилет при выходе из машины всегда, при остановке вне специально отведенных мест на дороге за городом или на магистрали (в городе не нужно).

В Европе, вы никого не удивите и не рассмешите, если выходя из автомобиля на дорогу, накинете на плечи светоотражающий жилет. Наоборот, там это считается признаком наличия у человека здравого смысла.

А вот многих проблем, произведя это нехитрое действие перед выходом из автомобиля, можно действительно избежать. Особенно это касается остановок в ночное время вне специально отведенных мест для стоянки.

 

Огнетушитель

Нет никаких специальных требований, кроме того, что он должен быть не просрочен. В принципе, подойдет любой стандартный, объемом от 1 кг тушащего состава.

 

Комплект запасных ламп

Иметь в автомобиле комплект запасных ламп, это, в большинстве стран рекомендуемая фишка. Запасные лампы рекомендуется иметь в странах, где требуется использовать фары в дневное время (и то, не во всех).

В принципе, если вы в Европе попадетесь на глаза полиции двигаясь только с одной рабочей фарой, или с неработающей подсветкой номера, то у них могут возникнуть претензии. Вполне могут и потребовать устранить нарушение на месте. Вот здесь запасные лампы и пригодятся.

Но и в общем, полезная вещь, этот комплект запасных ламп. Пару раз он меня здорово выручал, и это реально удобно, иметь их под рукой всегда. Рекомендую попробовать.

Требование наличия запасной лампы для фары, не касается автомобилей оборудованных ксеноновыми, неоновыми, светодиодными и им подобными лампами.

 

Выводы по снаряжению автомобиля

  1. Специально никто проверять наличие обязательного оборудования в автомобиле не будет. Ни при пересечении границы, ни при остановках на дороге (если такие случатся). 
  2. Если вдруг и обнаружится, что чего-то из обязательного снаряжения в автомобиле не хватает, то вас не депортируют из страны и не посадят в тюрьму. Скорее, просто укажут на недостатки, как иностранцу.
  3. Но в случаях, когда по требованиям ПДД необходимо использование специального снаряжения (знака аварийной остановки, например, или надеть жилет при выходе из автомобиля ночью на дороге), а вы не выполняете это требование (потому что у вас просто нет необходимого снаряжения), то весьма велика вероятность получить штраф. За нарушение правил.

Да-да, последний пункт в списке выше — это тот самый случай, когда незнание закона, не освобождает от ответственности. А штрафы у них там не детские.

 

 

Дополнительный список оборудования автомобиля для поездки в Европу

Кроме обязательного оборудования автомобиля (упомянутого выше), конечно, надо бы взять с собой в дальнюю дорогу еще несколько деталей, и, хотя бы примитивный комплект инструментов. Здесь подход, кончено, строго индивидуальный.

В общем случае, нужно обязательно иметь запасное колесо (подготовленное к установке), комплект инструментов для его замены (домкрат, балонный ключ), какой-никакой набор инструментов, немного технических жидкостей (на доливку), комплект запасных предохранителей и (желательно), комплект сменной одежды и перчатки.

Более подробно, про дополнительную комплектацию (снаряжение) машины перед дальней поездкой, рассказано в отдельной заметке, про техническую подготовку автомобиля к дальней поездке.

 

 *   *   *   *   *

На этом, свой краткий рассказ про автомобиль, который подходит для выполнения самостоятельной туристической поездки в Европу, я закончу. Резюмируя:

Для поездки в Европу подойдет любой автомобиль, главное, чтобы он соответствовал техническим требованиям к безопасности дорожного движения, был надежным, и способным проделать намеченный вами маршрут без серьезных поломок.

Если у вас стандартный автомобиль (без всяких «тюнингов»), в исправном состоянии и соответствующий стандартным техническим требованиям РФ, то никаких проблем с пересечением границы ЕС на нем не будет.

Единственное, что нужно сделать перед поездкой, так это немножко подготовить его в техническом отношении и снарядить для путешествия в европейские страны.