Подготовка автомобиля для дальней поездки

 

 

Подготовка и снаряжение автомобиля для дальней поездки

Эта заметка написана для людей, не имеющих опыта дальних поездок, но собирающихся начать их выполнять. Речь в основном пойдет о поездках в Европу на автомобиле, но по сути, все рассказанное ниже подходит и для выполнения поездок по России. 

Если вы опытный водитель, и уже имеете опыт дальних поездок («дальних» — это поездки от 1500 км и далее, от дома), то ничего принципиально нового, вы в этой заметке не найдете, ваш опыт и так подскажет, что нужно сделать. 

Для остальных продолжу. Перед любой дальней поездкой (и не важно, из Оренбурга в Барселону вы едете, или из Перми в Крым или на Байкал), есть смысл, провести специальную техническую подготовку автомобиля к предстоящей поездке.

То есть, говоря простыми словами, уделить автомобилю несколько повышенное внимание, чем обычно. 

Утверждение о необходимости дополнительной подготовки, кстати, относится к любой машине: хоть к новой иномарке, хоть к ветерану российского автопрома, и ко всем автомобилям попадающими внутрь обозначенного выше диапазона.

Подготовку автомобиля к дальней поездке нужно выполнять для того, чтобы в отпуске отдыхать, а не заниматься ремонтом (обслуживанием) машины, и проводить свободное время на пляже (в музее, баре, опере, казино — нужное подчеркнуть), а не в автосервисе.

Если же вас устраивает вариант ремонта автомобиля в любом месте и в любое время, и вы уверены, что сможете правильно объяснить мастеру поляку (итальянцу, или греку), что требуется починить в вашем автомобиле, то можете с легкостью пропустить эту заметку. 

Ниже, я буду излагать очевидные для любого опытного водителя (но не для всех начинающих) вещи, касающиеся рутинной подготовки техники к дальней поездке.

Если вы привыкли сами обслуживать свой автомобиль, то вам будет легче понять нижесказанное. Если же у вас гуманитарное образование, и вы для замены любой лампочки едете в автосервис, то посложнее, тем не менее, разобраться можно.

 

 

 

Техническая подготовка автомобиля к дальней поездке

Под «дальней поездкой», в данном случае имеется в виду поездка, планируемый пробег в которой составляет 4-5 тысяч километров и более. Перед более короткими поездками, перечень работ можно немного и сократить.

В принципе, перед любой дальней поездкой, с любой машиной обязательно нужно проделать две вещи: 

  1. Произвести полный осмотр и оценку состояния автомобиля в автосервисе, и выполнить его ремонт/обслуживание (при необходимости) — т.е. выполнить техническое обслуживание автомобиля.
  2. Снарядить (доукомплектовать) автомобиль перед поездкой — т.е. выполнить подготовку автомобиля к поездке. 

Все эти работы сведены в чек-лист (перечень работ), с которым вы можете ознакомиться по ссылке. Можете использовать при подготовке приведенный здесь перечень, можете на основе его составить свой — это по желанию.

Ниже этот перечень рассмотрен подробно и с пояснениями.

Итак, перед дальней поездкой нужно выполнить осмотр, ремонт и обслуживание автомобиля. Будете вы выполнять эти работы самостоятельно, или поедете в сервис, или будете совмещать — это на ваше усмотрение.

В целях экономии средств можно часть работ (не требующих высокой квалификации и особых хлопот) выполнить самостоятельно, а часть работ в сервисе. 

Кроме того, крайне желательно доукомплектовать авто некоторыми вещами, которые вы, возможно, не возите с собой постоянно, но без которых отправляться в дальнюю дорогу просто неразумно.

То, что обычно не нужно в городе, может здорово облегчить жизнь как-нибудь ночью, где-нибудь на загородной трассе, вдалеке от населенных пунктов.

Мелочей в дальней дороге не бывает. При подготовке и снаряжении автомобиля к поездке — важным является всё.

Этапу технической подготовки автомобиля перед дальней поездкой, и посвящена эта часть заметки. О подготовке (снаряжении) автомобиля будет рассказ ниже.

За неделю-другую (не откладывайте это на последний или предпоследний день) перед выездом в отпуск, выполните полное техническое обслуживание автомобиля. Отведите на это один-два дня, потратьте время и толику денег. Это пойдет впрок.

 

Общий осмотр и подготовка автомобиля

Выполняется в автосервисе. Лучше всего — в проверенном (т.е. в том, где автомобиль обслуживается постоянно), и у проверенного мастера (который регулярно обслуживает это авто, и знает его).

Для проведения осмотра, нужно загнать автомобиль в сервис, рассказать мастеру обо всех недостатках, выявленных в процессе эксплуатации (там постукивает, здесь поскрипывает, там по земле волочится).

Важно сразу правильно поставить задачу мастеру: «мне нужно, чтобы этот автомобиль прошел 10 (или сколько у вас там по плану на отпуск) тысяч километров  без заезда в автосервис».

Это поможет ему правильно оценить ситуацию, и принять верные решения, при осмотре и подготовке автомобиля к поездке.

Затем, необходимо полностью осмотреть автомобиль как внутри (под капотом), так и снизу снаружи. Если понимаете в этом что-то, то можно (лучше) это делать совместно с мастером. Детальному осмотру и оценке подлежат: 

  • двигатель и все его навесные агрегаты (помпа, генератор, натяжные ролики, ремень генератора и т.д. т.п.), в общем все, что находится под капотом;
  • ходовая часть, колеса, рулевая трапеция, элементы тормозной системы (шланги, колодки, цилиндры), выпускная система, в общем, все, что можно увидеть снизу автомобиля. 

По ходу осмотра, а также путем анализа наработки агрегатов (пробега) составляется план ремонта (путем совещания с мастером нужно прийти к выводам: что надо менять, что ремонтировать/обслуживать, а что и потерпит). 

После чего, мастер приступает к ремонту и обслуживанию, а вы идете пить кофе или стоите рядом с ним и надоедаете ему советами (это зависит от ваших личных отношений с мастером). 

Если вы ничего в машинах не понимаете, то мастер (если толковый) и один прекрасно справится. Главное — правильно поставить ему задачу (т.е. объяснить, для чего вам это нужно, и почему это для вас важно).

Он и сам выполнит детальный осмотр и подскажет по итогам, что нужно заменить/отремонтировать, для того, чтобы этого не пришлось делать в процессе выполнения поездки на дистанции в несколько тысяч километров.

Выполните все рекомендованные мастером работы по обслуживанию и ремонту автомобиля (это окупится, поверьте). Главное, найти хороший сервис и толкового мастера.

 

Проверка ресурсов расходных материалов

Проверьте ресурсы технических жидкостей и других «расходников»: воздушный и топливные фильтры, свечи, масло (двигатель, коробка), и прочего, подлежащего регулярной замене.

Выполните плановую замену расходных материалов и технических жидкостей при необходимости даже немного заранее, если подходит срок замены (чтобы не заниматься этим в дороге). 

Например, если планируемый пробег за время отпуска составляет 8 тысяч километров, а замена свечей (или масла) по плану обслуживания автомобиля положена через 3 тысячи километров, то варианта, собственно, два: или сделать это заранее, или заниматься этим в дороге. 

И тот, и другой вариант имеют право на существование, и какой выберете вы, это зависит от вашего желания, разумения, и уровня умения в обслуживании автомобиля. Но я бы рекомендовал выполнить все замены перед отъездом.

Например, на моей машине можно самостоятельно заменить свечи за 15 минут. Поэтому, я не заморачиваюсь со свечами, просто делаю пометку в плане поездки: «в районе Ниццы заменить свечи» и кидаю в багажник комплект свечей, свечной ключ и щупы (для установки/проверки зазора). 15 минут стоянки где угодно (лишь бы не было дождя), и вуаля, можно ехать дальше.

Но не на всех автомобилях такие шутки проходят. Если для замены свечей вам необходим автосервис, то лучше сделайте это заранее, дома, или придется искать подходящий сервис в дороге.

В принципе, если автомобиль иномарка, то проблем с ним никаких нет, и сервисов в Европе навалом. Заменить масло или свечи можно и на больших АЗС (как правило, при них есть автосервис, и зачастую круглосуточный). 

Все остальные работы при подготовке к поездки (кроме замены свечей и масла двигателя), такие как замена воздушного или топливных фильтров, масла в коробке передач, и т.п., лучше сделайте дома и заранее, при необходимости.

В качестве отвлечения, пара слов про замену масла двигателя в странах Европы.

 

Замена масла двигателя в Европе

В Европе, замена масла двигателя (и само масло) будут стоить дороже, но выполнить ее вполне возможно (я менял, и не раз). Только, если планируете делать это в дороге, (в Европе), то возьмите с собой в дорогу подходящий масляный фильтр, (это касается только владельцев российских автомобилей).

По замене масла есть особенности. В странах западной Европы, при замене масла однозначно придется покупать масло и фильтр только на сервисе, где будет производиться его замена. Со своими приехать не получится. 

Выбор масел — огромный, и всегда можно подобрать подходящее, с фильтрами (для иномарок) тоже нет проблем. 

Кстати, покупать масло в сервисе будет дешевле, чем покупать его на заправках. На АЗС литр масла стоит порядка 16-20 евро, на сервисе, примерно 7-10 евро (зависит от марки и бренда масла). Поэтому, в частности, я рекомендую в том числе, взять в дорогу масло на доливку с собой, а не покупать его там.

Причем, сами работы по замене масла будут бесплатны, (стоимость работ включена в стоимость фильтра и масла). Вот мой чек из автосервиса в городишке Дендермонде, на севере Бельгии, где я менял масло в сентябре 2017 года: 

Замена масла двигателя на автосервисе в Европе

Как видите, общая стоимость замены масла составила 39 евро, из них за масло (5 литров полусинтетики) — 36 евро, за утилизацию старого масла — 3 евро. Обслуживал Мишель, работал Мустафа (не смейтесь, это старинное бельгийское имя). 

Они, правда, хотели меня заставить еще и фильтр у них купить, но я им сказал: «Нет проблем, господа! Если у вас есть подходящий, то возьму, pourquoi pas?».

Они по-честному попытались найти масляный фильтр на мою «Волгу», но это почему-то у них не получилось (может потому, что дело происходило в Бельгии), и тогда они согласились использовать мой (который я привез с собой, потому как заранее знал: не найдут).

В восточной же Европе и на Балканах, все гораздо проще. Порядок замены масла такой же, как и у нас: хочешь, с собой масло привози, хочешь — там покупай. Работы по замене оплачиваются отдельно, утилизационный сбор не взимается.

Хотя, полагаю, многое зависит от сервиса. На фирменных СТО, скорее всего порядок будет такой же, как и в западной Европе (т.е. масло надо будет брать у них), но здесь не знаю, не проверял.

Масло тоже подороже, чем в России, но дешевле, чем в западной Европе. Помнится, в Польше купил я как-то масла на доливку, и оно обошлось мне в два раза дороже, чем масло той же марки в России (точную цену уже не помню, но вот разница в цене в голову запала).

Стоимость работ по замене масла примерно сопоставима (может, чуть дороже чем у нас). В Болгарии, например, за замену масла с меня взяли 10 или 15 левов не помню уже точно (это 5-7 евро), при этом масло и фильтр были у меня с собой.

Еще замечу по поводу замены масла: если вы обратитесь в фирменный сервисный центр (для своего автомобиля) для замены только масла, то вам там, скорее всего откажут.

Вернее не откажут, конечно, но будут настаивать на том, что, мол, «мы не можем выполнить только замену масла, а мы должны выполнить полный сервисный цикл ТО согласно текущему пробегу авто, а по-другому нам религия технология не велит».

С такой проблемой столкнулся один из моих читателей, когда решил поменять масло в своей «Тойоте» во время поездки по Франции (он же и поделился этой информацией со мной после поездки).

И все бы ничего, но за ТО (включая и замену масла, естественно), французы запросили у него 600 евро. В результате, масло он заменил сам, используя специально прикупленный тазик, русскую смекалку и собственные руки.

А между тем, проблему можно было бы решить и проще: если вам нужна только замена масла (а не полный цикл ТО), то поезжайте не на специализированный сервисный центр для обслуживания своего авто, а в любую небольшую мастерскую, неспециализированную. Лишь бы тамошние механики согласились взяться за такую работу. 

 

Подготовка ходовой части

Проверьте (и при необходимости отрегулируйте) развал/схождение колес, проверьте балансировку колес (в т.ч. и запасного!), если она давно не выполнялась или есть к тому показания (биение руля, например).

Это надо сделать потому, что при езде по городу, нарушения балансировки не заметно (кроме совсем критического), а вот при выезде на магистраль, где движение производится со скоростью 130-140 км/ч, все недостатки балансировки тут же вылезут наружу.

Развал/схождение нужно проверить затем, чтобы не приехать из отпуска на полустертых колесах, да и на безопасность прохождения поворотов на скорости, и на то, как автомобиль «держит» дорогу, это влияет.

Надо иногда эту операцию делать. Не будет от нее никакого вреда, кроме пользы. Ну, так, а почему тогда не выполнить ее именно перед дальней поездкой? Да сам Бог велел!

 

Аккумулятор

Проверьте уровень электролита в аккумуляторе, и уровень его зарядки. Долейте дистиллированную воду, при необходимости, до максимальной отметки. Проверьте плотность электролита. Зарядите аккумулятор, если нужно.

В принципе, в дальней поездке, аккумулятор всегда заряжается хорошо, в отличие от езды по городу. Здесь речь о том, (нужна зарядка) если банки были полупустые или совсем пустые, и в них пришлось доливать много воды.

Если пришлось долить всего грамм 100-200 воды, то это нормально. Ничего страшного не произойдет, а аккумулятор дозарядится до нужного уровня сам, в процессе поездки.

Если вы не понимаете, о чем идет речь выше — обратитесь с этим вопросом к специалистам.

 

Прочие работы и регулировки

  • Отрегулируйте ручной тормоз.
  • Проверьте регулировку фар.
  • Проверьте работу светооборудования автомобиля (все лампочки должны гореть: фары, сигналы поворотов и повторители поворотов, стоп-сигналы, габариты и т.п.).
  • Проверьте работу всего электооборудования автомобиля, проконтролируйте зарядное напряжение на клеммах аккумулятора при полностью включенной нагрузке.
  • Все выявленные недостатки — устраните. 

 

Завершение подготовки автомобиля к поездке

Накануне отъезда, проверьте уровень всех технических жидкостей, дополните его до максимума сразу. Здесь имеются в виду:

  • масло в двигателе;
  • тормозная жидкость в тормозной системе, и в системе сцепления (если оно гидравлическое);
  • гидравлическую жидкость в ГУР (при наличии);
  • все другие жидкости, какие у вас там есть.
  • Долейте воды в бачок стеклоомывателя (до полного). 

Проверьте отсутствие течей этих жидкостей (капать из машины ничего не должно). Это, в принципе, и так должно делаться перед каждой поездкой, но… не все об этом знают.

Проверьте давление во всех шинах (обязательно!) и установите его на уровне, требуемом для поездки по трассе (это на 2-3 единицы выше нормального — см. руководство по технической эксплуатации вашего авто).

Для контроля давления в шинах, заранее купите себе нормальный манометр (российский, или немецкий) и не доверяйте китайским или тайваньским — врут безбожно. Это не тот момент, где нужно экономить.

В принципе, на этом техническая подготовка автомобиля считается выполненной. Если вы все сделали правильно, и в полном объеме, то проблем в поездке можно не ожидать (даже в дальней).

Если все же у вас все равно что-нибудь отвалится в дороге, ну что ж… c’est la vie. Значит, придется решать проблемы по мере их поступления. Во всяком случае, у вас не будет повода упрекнуть себя в том, что вы не готовились к поездке. Вы сделали все, что от вас зависело, на все остальное — воля божья. : )

Я еще мою (внутри и снаружи) и полирую машину, но это уже по желанию. К вопросу надежности автомобиля это не имеет никакого отношения.

Если рассматривать этот вопрос строго теоретически, то у чистого и отполированного кузова меньше сопротивление набегающему потоку воздуха, чем у облепленного грязью (т.е. у чистого автомобиля — меньше расход топлива).

Если смотреть на это с точки зрения практики — этой экономией можно смело пренебречь. А еще, среди автовладельцев бытует мнение, что вымытая машина мягче идет. 

Снарядите (проверьте снаряжение) машины для дальней поездки (см. ниже). 

В последнюю очередь, доедьте до ближайшей заправки и залейте самый полный бак (под горлышко). После чего поставьте машину в гараж, обнулите счетчик километража, и пусть она ждет там своего звездного часа. 

 

 

 

Снаряжение автомобиля для дальней поездки

Помимо технической подготовки автомобиля, крайне желательно выполнить и его снаряжение в дорогу. Снаряжение предусматривает комплектацию автомобиля потенциально необходимыми (в техническом плане) вещами, для длинного путешествия. 

Пока вы ездите по своему родному городу, вы можете не возить с собой совсем ничего, даже запасного колеса. Самое плохое, что вам грозит в этом случае, придется взять такси, съездить домой (в гараж) и привезти к машине то, что вы не считали нужным возить с собой до этого случая.

Или вызвать эвакуатор, и доставить авто в ближайший автосервис. Стоить это будет (относительно) недорого, и времени займет (относительно) немного. В общем, ситуация легко поправима. 

Совсем другое дело, если речь идет о подготовке к поездке в другую страну (или, даже, в другой город). В случае чего, до родного гаража за запаской ехать будет далековато.

Кроме того, «закон подлости» никто не отменял (и не собирается в ближайшее время), он успешно работает, и поэтому вы никогда не поломаетесь днем, в большом городе, и в ста метрах от автосервиса.

Это всегда случается ночью, где-нибудь на пустой трассе, в дождь, и в 50 километрах от ближайшего колхоза. В такой ситуации, вам останется уповать только на себя, а также на то снаряжение и оборудование, что имеется у вас при себе. 

Кроме того, при поездке за границу (в Европу), есть некоторые дополнительные требования к стандартной комплектации автомобиля, которые я описаны в отдельной заметке. Рекомендую ознакомиться.

Здесь же, остановлюсь на снаряжении автомобиля в плане его технического оснащения для дальней поездки, чтобы не пришлось потом второй раз покупать вещи, которые уже есть.

Я однажды забыл дома домкрат. Обнаружилось это, как и положено, за 2,5 тысячи километров от дома, в Риге, где я благополучно пробил колесо куском арматуры торчащим из бордюра. 

Начал менять колесо, всё есть: запаска, ключ, противооткатные упоры, время, прямые руки, а домкрата нет.

Хорошо, недалеко была заправка. Сходил туда — купил домкрат. Зато теперь у меня их два, очень «полезная» в хозяйстве вещь. С другой стороны, сам виноват. А если бы ночью и на трассе? 

 

Что брать с собой в дорогу (перечень)

Каждый владелец машины (особенно не новой) сам должен знать, что примерно ему может понадобиться в дальней дороге. Ниже я напишу, (чисто на всякий случай), свой список, но, повторюсь, это дело исключительно индивидуальное, думайте сами, я только подскажу, и обосную свое мнение:

  1. Запасное колесо, а также, в комплект к нему: домкрат, монтировку и пару противооткатных колодок, рабочий насос и манометр.
    /При подготовке машины к поездке, не забудьте проверить давление и в запаске. Запасное колесо должно быть также заранее отбалансировано. В общем, готово к немедленной установке всегда.
    Купите нормальный манометр. Китайскими или тайваньскими пользоваться нельзя, врут. Не умеют азиаты в метрологию./ 
  2. Комплект запасных ламп для всех основных светотехнических приборов автомобиля (фары, указатели поворота, габаритные огни, стоп-сигналы). 
    /Купите один раз по одной лампе, сложите их в отдельную коробочку, и пусть они у вас болтаются в багажнике. Много места они не займут, а выручить могут, в случае чего. Да и удобно это, лично проверял/. 
  3. Технические жидкости на доливку: масло для двигателя (объем из расчета долить до следующей замены, расход масла вы должны знать, только учтите, что по магистрали он будет немного выше), охлаждающая жидкость, тормозная жидкость, гидравлическая жидкость (при необходимости), вода (техническая, для стеклоомывателя и мытья рук после работ).
    /Как ни странно, про воду многие забывают. Казалось бы, эко диво — вода, да ее достать не проблема! Ан нет. Может быть и проблемой. Обязательно киньте «полторашку» в багажник, пусть валяется там/.
  4. Комплект инструментов. Возьмите с собой хоть самый примитивный набор самых ходовых инструментов: пару-тройку ключей и отверток.
    /Этим правилом часто пренебрегают владельцы новых иномарок (мол, те «не ломаются»). Всё ломается. И если при езде по родному городу это не критично, то где-нибудь на трассе, вдали от населенных пунктов, отсутствие в автомобиле элементарной отвертки, может составить ощутимую проблему/. 
  5. Комплект запасных предохранителей
    /Не хватало еще остаться без электрики в самый ответственный момент, без дворников в дождь, например, был у меня такой случай (но и предохранители с собой были, так что обошлось без потерь). Не пренебрегайте этим, стоят они копейки, места не занимают, а пригодиться могут/. 
  6. Трос буксировочный, а также не забывайте про буксировочный болт (для кого это актуально). 
    /Случается всё, а буксировать машину всяко легче, чем толкать руками, особенно, если счет идет не на сотни метров, а на километры/.
  7. Сменную одежду (куртку, штаны и перчатки) для выполнения технических работ, скатайте в плотный узел и закиньте вглубь багажника. Не пригодится, и ладно.
    /Впрочем, если кому-то нравится менять пробитое колесо в дождь, работая в светлых джинсах и голыми руками — ничего не имею против, о вкусах не спорят/. 
  8. Жидкость для мытья стекол, и кусок чистой ветоши для тех же целей. 
    /При путешествии летом, периодически приходится очищать лобовое стекло от убиенных на скорости насекомых.
    Все эти химические штуки, которые добавляются в бачок омывателя, и якобы смывают все подчистую, работают хорошо только в рекламных роликах.
    На практике же, для грубой очистки стекла хорошо подходит искусственная замша (которая продается в желтых тубусах), хорошо смоченная водой, а для тонкой очистки хорошо подходит обычное бытовое средство для мытья окон типа «Clin» и кусок чистой ткани.
    Если вам на идеальную чистоту стекол наплевать, то можете смело пренебречь этим пунктом/. 
  9. Жилет светоотражающий, огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки.
    /Это стандартный комплект, который должен быть в машине всегда/.

Более подробно, вопрос подготовки (снаряжения) автомобиля при поездке в Европу, и какой автомобиль подходит для поездки туда, раскрыт в отдельной заметке.

Выше перечислено то, что рекомендуется иметь в дальней поездке всем, без исключения. Пусть лучше это будет с собой и не пригодится, чем потребуется, но не окажется под рукой.

Ниже идет уже строго индивидуальный перечень, вы можете его сами расширить (или сократить) при необходимости. Кому же как ни вам, знать свой автомобиль?

  • Несколько «запчастюшек» и пара датчиков, по опыту своих поездок: натяжной ролик ремня генератора, датчик положения коленвала, лямда-зонд (б/у, но рабочий), комплект свечей зажигания (со свечным ключом), тестер (АВО-метр), пара-тройка кусков проводов разного сечения, пригоршня болтов, гаек и хомутов разных калибров, изолента, герметик, немного ветоши, WD-40 и прочий подобный хлам. 

Ни разу, ничего из перечисленного в этом пункте мне в поездке не пригодилось, но так просто спокойнее ездить, машинка-то уже не новая. Места это все занимает немного, а случись чего, помочь для мелкого ремонта вполне может. 

 

 *   *   *   *   *

Всё. 
Если все вышеперечисленные пункты, касающиеся технической подготовки и снаряжения автомобиля к путешествию, выполнены полностью, то автомобиль готов к поездке.

На этом, заметку о технической подготовке и снаряжению автомобиля к дальней поездке, я закончу. Приятных поездок, и удачи на дорогах!