Навигатор для поездки в Европу

 

 

Нужен ли автомобильный навигатор для поездки в Европу

Эта заметка предназначена в большей степени для тех людей, которые не имеют навигатора и никогда им раньше не пользовались, но теперь задумались над вопросом, а нужен ли для поездки в Европу навигатор, и если да, то какой?

Если у вас есть навигатор и достаточный опыт его использования в дальних поездках (не по городу), вы вряд ли почерпнете из нее много нового (можно пропустить). 

Людям, в общем знакомым с навигаторами, рекомендую лучше ознакомиться с заметкой про особенности использования и подготовки навигатора при выполнении дальних поездок (в т.ч. и в Европу), которые приведены в отдельной заметке. Там же даны некоторые практические советы по подготовке и использованию.

Для тех же, кто решил продолжить чтение, скажу:

Автомобильный навигатор, при поездке в Европу на автомобиле, абсолютно необходим.

Если сказать просто, то без навигатора в Европе делать нечего. Это будет не поездка, а сплошной квест в поисках нужной дороги. Нет, теоретически, конечно, можно справиться и без него (особенно, при наличии некоторого опыта поездок), но с ним будет проще. Намного.

Также замечу, что смартфон вряд ли справится с задачей навигации лучше, чем специально «заточенный» под это дело навигатор (даже не очень новый). 

Хотя, если есть желание, можете попробовать. В принципе, те же программы, которые используются в навигаторах, имеют версии и для смартфонов (планшетов). Карты тоже можно соответствующие найти и подгрузить.

Так что можно попытаться, и должно получиться, (прогресс не стоит на месте), но за результат я не уверен. Мне (лично), удобнее все-таки использовать вещи по их прямому назначению (хотя, возможно, я просто ретроград).

Также, требование к наличию навигатора относится и к случаю, когда автомобиль планируется взять на месте, в аренду. В отличие от лошади, автомобиль (даже европейский) не знает дорогу, поэтому, необходимо озаботиться этим вопросом заранее, и привезти подготовленный для поездки навигатор с собой.

 

 

 

Какой навигатор выбрать (какой навигатор нужен) для поездки в Европу

Скажу сразу, в этой части заметки вы не найдете названия той единственной и конкретной марки и модели навигатора, которая «вот лучше всего подходит для поездки по Европе». По той простой причине, что такой модели нет

Потому что ответ на вопрос «какой навигатор нужен для поездки в Европу?», до смешного прост: в принципе, любой. Но не спешите заканчивать чтение, расскажу почему так, и вы всё поймете.

На самом деле, вопрос, какой навигатор будет использоваться в поездке по Европе — это вовсе не главный вопрос, как вам сейчас кажется.
Гораздо важнее то, что вы в него загрузите перед поездкой в Европу (какую навигационную программу и карты для нее).

Но, обо всем по порядку.

На практике, от навигатора для поездки в Европу нужно только одно: прибор должен уверенно справляться со своей основной задачей — навигацией. То есть прокладывать маршрут и «вести» вас по нему. 
А это умеют делать все навигаторы.

Да, есть еще факторы надежности, удобства и т.д., и это тоже надо учитывать при выборе навигатора для поездки, но об этом, чуть-чуть ниже. 

Поэтому, нет нужды искать в интернете информацию на тему «самый лучший навигатор для поездки в Европу», или «какой нужен навигатор для поездки по Европе», или того хлеще «топ навигаторов для поездки в Европу» (это вообще нонсенс, нет такого топа) — это всё глупости.

Здесь все гораздо проще:

Какой навигатор у вас есть — тот и нужен, тот и лучший, тот и подойдет. Главное, чтобы он работал безотказно и устраивал вас по остальным параметрам (которые вы посчитаете важными лично для себя: цена, внешний вид, диагональ и разрешение экрана и так далее).

Для поездки в Европу, нужно только снабдить его подходящей навигационной программой, и обеспечить навигационной информацией для работы (свежими картами и списками POI) — это гораздо более важный момент для успешного выполнения поездки.

Итак, что имеем в итоге по первому вопросу:

Для выполнения поездки в Европу подойдет любой навигатор, главное, чтобы он справлялся с задачей навигации, и устраивал вас по цене и другим параметрам (надежность, удобство, производительность и т.п.), которые вы посчитаете важными для себя.

К вопросу о конкретном выборе навигатора вернусь чуть ниже, а пока перейдем к более важным вещам, а именно, к вопросу о навигационном обеспечении поездки.

Как вы уже поняли, при поездке в Европу не так важен вопрос, какой фирмы (марки, модели) будет ваш навигатор и какова будет его цена (лишь бы работал надежно), а гораздо более важен вопрос: какую навигационную программу и какие карты для этой программы, вы будете использовать для поездки по Европе.

Навигационную программу в навигатор (или смартфон) можно поставить любую, которою вы посчитаете наиболее подходящей для себя, это вопрос нескольких минут (и нескольких сотен рублей, если вы не умеете делать этого самостоятельно). 

Не считая себя большим специалистом в этой области, не возьмусь делать описания или сравнения навигационных программ для поездок по Европе, но опираясь на достаточно большой личный опыт путешествий на автомобиле по тем краям (более 40000 км пройдено по Европе за рулем), позволю себе дать вам совет. 

Уже много лет, все свои поездки по Европе, я выполняю с навигационной программой iGо «Primo» версии 2.0, и использую для этой программы карты фирмы «HERE».

Разумеется, это не единственный возможный вариант сочетания «программа-карты», для использования при поездок по Европе. Просто этот обкатан мною за много лет поездок, и зарекомендовал себя отлично.

Поэтому, эту связку «программа-карты» я могу смело рекомендовать для поездок по Европе и вам, если вы не знаете, на чем остановить свой выбор. Если знаете, то используйте любую другую.

Программу можно использовать и старую (версии 2.0), а вот карты к ней надо загружать самые свежие перед поездкой (это важно). Ссылки на сайт, где все это можно взять, будут даны чуть ниже.

А сам навигатор… а что навигатор? Навигатор вторичен. Это просто кусок железа (небольшой компьютер), со встроенной в него на базовом уровне антенной GPS. И любую нужную вам навигационную программу, можно поставить на любой навигатор.

Если навигатор «тянет» нужную вам связку «программа-карты», (то есть, не виснет, не глючит, не тормозит, не выбивает ошибок), то он вполне подойдет для поездки в Европу, каким бы он ни был. 

Все остальные функции навигатора: отображение пробок, наличие радио, bluetooth, игры, встроенные дополнительные программы и другие «примочки» — для успеха поездки вторичны, и их наличие в навигаторе остается целиком на ваше усмотрение (не нужны).

То есть, в принципе, любой современный навигатор с задачей навигации по Европе вполне справится. Конечно, агрегат выпуска начала 2000-х годов вряд ли подойдет («не потянет», скорее всего), но навигаторы выпущенные после 2010-2012 годов, справляются с этой задачей вполне.

Если у вас уже есть навигатор, это легко проверить на практике: загрузить в навигатор программу и карты европейских стран, по которым планируется поездка, затем задать ему маршрут подлиннее, и погонять его в режиме симуляции. Если железо «тянет» (работает), то и вопросов нет к нему, подойдет.

Сам я, например, для поездок в Европу использую навигатор фирмы «Prestigio», модель Geovision GV5800 ВТ НDDVR. И хотя эта модель еще 2012 года (была специально приобретена для выполнения поездок в Европу, перед первой поездкой), она вполне хорошо справляется со своей задачей и по сей день.

А ведь это вовсе не топовая модель, давно снятая с производства. И даже на момент выпуска, она являлась твердым «середнячком», и не отличалась какими-то супер-способностями или очень высокими характеристиками.

В общем, подбирайте и выбирайте навигатор по своему вкусу и кошельку. Как и было сказано выше, подойдет (справится) любой, более-менее современный. 

Единственное, что отмечу, не покупайте самые дешевые марки и модели непонятных производителей. Вот на этом моменте не нужно сильно экономить, здесь очень уместно вспомнить классику: «Не гонялся бы ты, Поп, за дешевизной».

Лучше всего, почитав соответствующие форумы и отзывы на них, остановиться на марке какого-нибудь более-менее известного производителя (кроме, пожалуй, «Garmin», там есть некоторые особенности, см. ниже), обращая главное внимание на надежность (безотказность) аппарата.

Но выбирая из ряда моделей выбранного вами производителя, не нужно и переплачивать за топовые модели. Более 80% функций таких моделей, как правило, остаются неиспользуемыми.

Выбирайте что-то посерединке (если говорить в ценах на 2018 год, то примерно в диапазоне 3,5-4,5 тысячи рублей) — это будет в самый раз. Дороже не нужно, и сильно дешевле тоже не нужно. Впрочем, здесь решать только вам.

Примерные (ориентировочные) параметры для выбора навигатора, на которые можно ориентироваться при поиске: 

  • Размер дисплея — 5 дюймов (стандарт для легковых авто). Меньше — по вкусу, и если у вас зрение хорошее, а больше — если у вас огромный джип или грузовик. Впрочем, это не так важно, смотрите сами.
  • Тип экрана — сенсорный LCD вполне приемлем
  • Разрешение экрана — 800 на 400 точек вполне приемлемо для экрана 5 дюймов
  • Частота процессора — от 800 МГц и выше
  • Оперативная память — не менее 128 МБ
  • Операционная система — Windows CE 6.0
  • Размер встроенной памяти — существенного значения не имеет, главное, чтобы был слот для микро SD-карт памяти (а он всегда есть, как правило), стороннюю программу (при необходимости), всегда можно «воткнуть» на SD-карту, без проблем.
  • Навигационная программа (предустановленная) — значения не имеет, всегда можно поставить свою (как вместо основной, так и параллельно с ней). Но большинство навигаторов в России идут с предустановленной программой «Навител»
  • Остальные параметры — смотрите сами, по своему кошельку и вкусу.

Не имею компетенции давать конкретные рекомендации (не считаю себя огромным специалистом), но если интересно мое мнение, то на текущий момент смело порекомендую выбрать какую-нибудь из свежих моделей «Prestigio».

Конкретную модель тоже называть не буду, ибо они меняются (старые уходят с рынка, приходят новые и т.п), но в общем, фирма планку держит.

Это и по собственному опыту (давно пользуюсь их навигатором), и покупал недавно в подарок другу модель Prestigio GeoVision 5068 (и ставил на нее программу и карты) — очень достойно все: и сборка, и скорость работы, так что… могу порекомендовать.
Но в итоге — решать вам. Читайте отзывы на Яндекс-маркете, и на сайтах магазинов электроники.

ЧТО НЕ ТАК С GARMIN?

«Garmin» — это известный производитель, который делает очень хорошие навигаторы. Вот просто супер.

Будучи в прошлом профессиональным штурманом, я неоднократно пользовался их изделиями разных моделей, (как «ручными», так и «стационарными»), для целей воздушной навигации, и они ни разу меня не подводили. Хорошая техника, надежная. Но вот беда, цена на нее не «покусывается», а люто кусается. 

То есть, эти машинки не для всех. Но главный (с моей точки зрения) недостаток этих навигаторов не в их цене (в конце концов, у нас полно людей, для которых цена не имеет значения), а в том, что при всей своей красоте и качестве, «Гармин» — очень закрытая фирма, использующая собственное программное обеспечение.

По сути, купив навигатор от «Гармин», вы будете вынуждены пользоваться только его программами и картами.

Чтобы «подружить» гарминовский навигатор с навигационными программами и картами от сторонних производителей, потребуется такой ряд «танцев с бубном», что не каждый профессиональный программист с этим справится (и не факт еще, что справится). 

Покупая навигатор от другого производителя, работающий, например, на WinCE5.0 (или WinCE6.0) или на одной из версий Андроида, вы получаете гораздо большую свободу маневра при выборе навигационного обеспечения.

Практически все навигаторы идут с предустановленной версией какой-либо навигационной программы (мой, например, был с Navitel-ом), но вы, при желании, можете установить на них практически любую навигационную программу, по вашему вкусу (хоть в дополнение к уже стоящей, хоть вместо нее). С «Гарминами» же, это может быть затруднительно. 

Опять же — карты местности. Например, программа «iGo Primo», которую я использую, с легкостью «кушает» карты и от производителя карт «Here» (бывший «Navteq»), и от производителя «Tom-Tom» (бывший «Телеатлас»), и от «Charte Blanche», то есть, у меня есть выбор.

Можно пользоваться картами того производителя, которые просто больше нравятся (по оформлению, по наполнению и содержанию, и по другим параметрам). В случае же с «Гармином», придется использовать только карты от «Гармина» (нравятся они вам, или нет). 

Специально еще раз подчеркну: я ничего не имею против навигаторов от «Garmin», их программного обеспечения и карт. И навигаторы у них отличные, и карты неплохие, и с ними люди ездили и ездят (и будут ездить), и не жалуются, и проблем с ними нет.

Откровенно хорошая техника, от надежного, проверенного временем производителя (например, первая «Гарминка», которой я пользовался, была 1997 года выпуска).

Но свобода выбора навигационных программ и карт, при ее использовании, несколько теряется. Имейте это просто в виду, при выборе своего навигатора.

 

ВСЁ.
Основное, что хотел сказать по сути вопроса, написано выше.

Далее, описываются детали и подробности для тех, кто понятия не имеет о GPS-навигаторах, и действительно не знает, что это за штука, и с чем ее едят.

Если вы более-менее в теме, то в принципе, не тратьте время на чтение. Если вы действительно не знаете, что да как, и рассматриваете покупку навигатора впервые, то чтение можно продолжить.

 

 

 

Как устроен и как работает навигатор

Напишу для полной ясности общую схему, как все это (навигатор) работает (для тех, кто никогда не сталкивался с этой штуковиной, или просто не задумывался на эту тему). В общем случае работает такая схема: 

Навигатор — Операционная система — Навигационная программа — Карты и данные об объектах

 

НАВИГАТОР — это, собственно, «железо», т.е. сам компьютер. Он имеет такие же (не по марке и модели, а по сути) процессор, видеокарту, оперативную память, материнскую плату и т.п. детали, как и настольный компьютер или ноутбук.

От домашнего компьютера он принципиально отличается тем, что в него сразу, на базовом (системном) уровне, интегрирован приемник сигналов GPS.

В принципе, чем мощней «железо» (быстрей процессор, больше оперативной памяти и т.п.), тем меньше вероятность того, что он будет «подвисать», «тормозить» и т.п. при работе.

Плохо то, что «железо» навигатора нельзя обновить (вернее, можно, но дешевле выйдет купить новый), поэтому, по мере роста требований навигационных программ к ресурсам, навигатор иногда перестает справляться с задачей, и тогда приходится покупать новый (хотя и старый еще работает).

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ОС) — это, как и на большом компьютере, собственно система, которая связывает всё воедино, и обеспечивает работу навигационной программы и других программ, (если они установлены).

На навигаторе может быть установлена ОС как «Windows», так и «Android», так и любая другая ОС (зависит от фантазии производителя, и ваших предпочтений при выборе навигатора).

Разумеется, версия навигационной программы, которую вы собрались использовать, должна подходить к установленной на вашем навигаторе ОС (версии программ для «винды» не подойдут к «андроиду» и т.п.), это, надеюсь, понятно. 

НАВИГАЦИОННАЯ ПРОГРАММА — это программа, которая обрабатывает сигналы спутниковой навигационной системы (GPS, Глонасс), и рассчитывает по ним координаты текущего местоположения приемника сигналов (т.е. навигатора).

Помимо этой своей основной задачи, навигационная программа рассчитывает и ряд других связанных параметров, например, общее расстояние между точками маршрута (используя данные карт), оставшееся и пройденное расстояния по маршруту, скорость движения, среднюю скорость, время проведенное в пути и оставшееся время до пункта назначения и т.п., а также, используя карты и базы данных об объектах, рассчитывает, например, маршрут и расстояние до ближайшей заправочной станции, до парковки, и других объектов. 

КАРТЫ И БАЗЫ ДАННЫХ — это собственно, вещи, необходимые навигационной программе для проведения расчетов расстояния между пунктами маршрута, и отображения текущей информации на экране.

Карты местности на экране, а также данные навигационных объектов: знаков, стационарных радаров, заправок, автосервисов, банков, и других объектов, информация о которых есть в навигационных базах данных — это собственно, и есть «карты и базы данных».

Без карт местности и баз данных, всё, чем может вам помочь навигатор, это показать на пустом экране точку, написать ее текущие координаты, скорость, высоту и курс (направление движения).

Расстояние между точками (маршрут), при отсутствии карт может быть рассчитано только напрямую, поскольку данных о дорогах нет (для авиации годится, для автомобиля — нет). И то, это если навигационная программа вообще позволит навигатору работать без карт (некоторые программы это позволяют, некоторые нет). 

Когда вы покупаете навигатор, то все эти четыре элемента, необходимые для его работы, в нем присутствуют. Причем, два первых элемента («железо» и ОС установленная на нем), как правило, не подлежат замене, улучшению или модификации (хотя, конечно, можно сделать всё, но там уже возникает вопрос целесообразности таких телодвижений).

Третий элемент системы (навигационная программа), может быть в большинстве случаев (кроме «Гармина») изменена на другую, (более подходящую вам), причем, как путем полной замены (старую удалить — новую поставить), так и путем установки дополнительных навигационных программ.

В принципе, на одном навигаторе могут стоять и две, и три, и четыре навигационные программы (и больше можно поставить), только вот опять возникает вопрос: «а зачем?». 

Работать-то одновременно все равно будет только одна из них. Устанавливать на навигатор сразу несколько программ имеет смысл, разве только что с целью их тестирования: «какая больше понравится, какая удобнее, красивее?», а после того как выбор сделан, нужно убрать неиспользуемые программы.

Четвертый элемент схемы (карты и базы данных) и вовсе подлежат регулярному (раз в квартал) обновлению, поскольку навигационная информация имеет свойство меняться (дороги, мосты, развязки строятся (или закрываются), дорожные знаки меняются, радары добавляются и т.п.). Поэтому, эту информацию надо обновлять регулярно (и эта обязанность лежит целиком на владельце девайса). 

Более подробную информацию про работу навигаторов ищите на тематических сайтах и форумах, ибо это не тема моего блога. Впрочем, ниже я дам еще несколько уточнений, и пару действительно полезных ссылок на сторонние ресурсы (где можно скачать навигационные программы, карты к ним и т.п. информацию). 

 

 

Навигационные программы для поездки в Европу

Как и было сказано выше, гораздо более важно для выполнения поездки по Европе, не то, какой марки/модели/стоимости навигатор (лишь бы справлялся), а то, какая навигационная программа в нем установлена и какими (по качеству и свежести) картами и данными эта программа обеспечена.

А также от того, насколько правильно (умело) используется навигатор пользователем (это уже вопрос опыта и тренировки).

Некоторые практические рекомендации по использованию навигатора в дальней поездке — даны в отдельной заметке. Если вы не сильны в этой теме, то рекомендую ознакомиться.

Навигационных программ существует множество, и какими из них будете пользоваться вы — это ваш выбор (сколько людей — столько и мнений). Если у вас уже есть навигатор и вы пользуетесь им, то вы уже наверняка знаете, что вам нужно (что вам больше подходит). 

Скажу только сразу, что наш «Navitel», для поездок по Европе пока не очень подходит. Он хорош у нас (в РФ), но для европейских стран, (на данное время), пока еще сравнительно малый процент населенных пунктов детализирован на их картах (а это важно).

Основные города, конечно, детализированы, но что с ним делать в той же Андорре или Сан-Марино, где процент детализации городов и поселков равен нулю (на момент написания этой заметки)?

Впрочем, по некоторым странам, процент детализированных населенных пунктов уже достаточно велик, особенно с учетом того, что карты Европы появились у них только в 2016-м году. Процесс идет, и это радует. Такими темпами, еще пара-тройка лет, и с «Навителом» можно будет спокойно ездить за границу.

ПРИМЕЧАНИЕ: Ссылки на форум 4pna.com, на страницы с программой и с картами, приведенные ниже, заблокированы «Роспотребнадздором» (чего греха таить, все же «пиратский» сайт (но безопасный — проверено!)).
Поищите пути обхода блокировки, это несложно, а результат окупится сторицей. Или используйте браузер «Опера» в режиме «Турбо» или «VPN», чтобы получить к ним доступ.
Или ищите их на торрент-трекерах (но если будете искать там, то тогда уже не забывайте про антивирус).

Если у вас нет (и никогда не было) навигатора, и вы не знаете на чем остановить ваш выбор, то воспользуйтесь моим опытом (чтобы ничего не придумывать): используйте программу «iGo Primo» в версии 2,0 (для старых машин) или версии 2,4 для более новых (по ссылке всё найдете).

Карты для поездок по Европе, очень хороши от компании «HERE» — смело рекомендую их вам, если вы не знаете на чем остановить свой выбор. С этой «связкой» (программа-карты) я объехал почти всю Европу, и ни разу она меня не подвела и не разочаровала (а это важно). 

Официальные сайты (на английском):

  • программа iGo — www.igonavigation.com,
  • производитель карт here — www.here.com/en

— для тех, кто предпочитает оригиналы из первых рук (но за дополнительную плату).

Конечно, перед поездкой, карты стран которые вы собираетесь посетить, надо обновить на максимально свежие версии, а также обновить всю прочую информацию (в том числе и о POI по этим странам). 

POI (point of interest) — это как раз элементы инфраструктуры, такие как АЗС, парковки, больницы, банки, магазины, автосервисы, достопримечательности и тому подобная информация, впрочем, это все, как правило, прилагается к комплекту карт.

Также, хорошо бы обновить базу данных о «спидкамах» (радарах, измеряющих скорость). По РФ и Белоруссии, хорошая база о данных по камерам контроля скорости находится по ссылке (тоже нужна регистрация, но дело того стоит). 

Конечно, можно здесь достаточно подробно расписать, что и как надо делать с навигатором чтобы подготовить его к использованию, как его лучше настроить, использовать и т.п., но это будет инструкция для одного типа навигатора, и для одной программы. А их намного больше. И каждый вариант имеет свои особенности.

Поэтому, разбираться с вашим навигатором, вам придется самостоятельно (или довериться сторонним специалистам за дополнительную плату).

Для тех, кто хочет разобраться с темой лично, дам ссылку на ресурс (огромный форум российских владельцев навигаторов), где можно найти ответы по практически любому вопросу связанному с настройкой и использованием любого навигатора в связке с любой программой, а также скачать любые карты и программы — это форум 4pna.com (разумеется, русскоязычный). 

Как и положено любому порядочному пиратскому ресурсу, он заблокирован, но если вы потрудитесь найти пути обхода блокировки, то получите там ответ на любой вопрос связанный с использованием навигаторов. (Вирусов там точно нет, а вот авторское право нарушается регулярно и повсеместно, отсюда и блокировка).

Также, там можно найти и исходные файлы любой навигационной программы, и любые карты для нее. На форуме надо зарегистрироваться для полноценного его использования (но дело того стоит).

Да, для того, чтобы разобраться с навигатором, потребуется время, но это окупится в итоге. Вы тратите время один раз, зато потом, работа с навигатором (обновление карт, или замена навигационной программы) не вызывает у вас никаких вопросов.

Или вы за это каждый раз будете платить специалистам. Можно поступать и так, и так, здесь выбор за вами, как и всегда. 

Единственное, о чем предупрежу: не жадничайте. Не надо ставить на навигатор пять (или десять) навигационных программ сразу, он от этого лучше работать точно не станет (наоборот, начнет «тормозить»).

Тем более, пользоваться вы будете все равно какой-то одной. Если не знаете, на чем остановиться — воспользуйтесь моими рекомендациями выше, по программе и картам.

И да, не гонитесь за более свежей версией программы. В наше время, в ряде случаев, более новая версия программы — это не всегда более хорошая версия. Версия программы iGo Primo 2.0 работает вполне себе хорошо, а ресурсов потребляет меньше, чем последняя версия этой же программы (iGo Primo v2.4), при практически том же функционале. Зато «двойка» устойчиво работает даже на слабых (старых) машинах. 

Также, не экономьте на флешке для навигатора, при размещении карт и программы на внешней памяти, (а их лучше располагать именно там, почему — рассказано в заметке про подготовку навигатора к поездке), флешка должна быть только 10 класса, для избежания ненужных «тормозов» при работе. 

Если вы «в теме», то есть, давно ездите с навигатором, и немножко знаете, что и как там устроено и работает, то вам проще будет разобраться.

Если нет, то разобраться самостоятельно тоже возможно (я же разобрался), но это займет по времени от недели до трех-четырех (в зависимости от ваших общих знаний, умений и навыков при работе с такой техникой).

Думаю, что есть смысл «убить» немного времени и разобраться с навигатором самостоятельно, это окупается (дешевле выходит) в конечном итоге. 

Если же вам некогда (лень, не в силах) разбираться, то пойдите к специалистам. Если не знаете где их найти, подойдите к любому сотруднику отдела магазина, в котором продают навигаторы, и спросите его: «Где можно поставить программу и карты?» — он наверняка вам подскажет, где найти специалиста по этому вопросу.

Специалисту просто скажите, какая навигационная программа вам нужна (и в какой версии), и какие вам нужны карты (как по странам, так и по производителю). Он вам все установит и настроит (за дополнительную плату, разумеется). 

 

 *   *   *   *   *

На этом, заметку о том, какой навигатор нужен для поездки в Европу, а также, какая нужна навигационная программа и карты для нее, я закончу. Вышеприведенной информации вполне достаточно, для успешного использования навигатора в поездке по Европе (и по России тоже, разумеется).