15 Апр 2018

Какой пробег планировать на одну поездку (на день)

 

 

Какой пробег можно планировать на одну поездку 

В данной части заметки рассматривается вопрос планирования маршрута поездки с точки зрения распределения сил, то есть, с точки зрения норм труда и отдыха. 

Сколько километров (какой пробег) можно запланировать на одноразовый (дневной, ночной, суточный) переезд? Каковы возможности по выполнению дальних перегонов? Сколько часов можно ехать без перерыва? 

Однозначного ответа на вопросы, поставленные выше, не существует. 

Возможности по выполнению поездки, зависят от индивидуальных особенностей каждого человека, т.е. для каждого они свои.

Опытные автомобилисты, обычно достаточно хорошо знают свои возможности по выполнению дальних поездок, однако, для тех, кто только начинает путешествовать, информация, приведенная ниже, может оказаться весьма полезной.

В официальных документах, такая информация обычно содержится в разделе «Нормы труда и отдыха». Здесь я попробую изложить ее с бытовой точки зрения, используя опыт личной практики поездок.

 

Особенности выполнения дальних поездок для начинающих водителей

Особо отмечу для неопытных водителей, что поездки по трассе кардинально отличаются от стиля городской езды. Даже если вы без труда (без особого напряжения) ездите по городу целый день, то это отнюдь не значит, что по трассе вы будете ехать так же легко.

Если вы не имеете опыта дальних поездок, то будьте уверены: трасса выжмет у вас все соки поначалу. И максимальное количество пройденных вами за один раз километров, будет расти только вместе с вашим опытом.

И психологически, поездка по трассе (особенно, на дальние дистанции) — это совсем другой образ мыслей. Если езду по городу можно сравнить со спринтом, то дальняя поездка — это марафон, то есть, игра вдолгую.

Но опыт дальних переездов можно получить, только выполняя дальние переезды. Другого способа нет. 

Поэтому, рекомендую: если вы никогда не ездили «далеко» (на дистанции 1000 км и более за один раз), то перед поездкой в Европу на автомобиле, получите сначала опыт дальних поездок, путешествуя по России (может, вам и не понравится это дело — «ездить далеко» на машине).

Потому что ездить по нашим дорогам — это зачастую тяжелый труд, а вовсе не «приятная прогулка», как может показаться, не зная ситуации на практике.

В Европе (при поездках по автомагистралям) — ситуация полегче, (там главное — не заснуть), но до Европы же еще доехать надо. Так что, начните с малого, если у вас нет достаточного опыта. Советую настойчиво.

Для первого раза (дальней поездки) подберите маршрут по нашей стране (или ближнему зарубежью — Казахстан, Белоруссия) и покатайтесь по нему. У нас тоже много чего есть посмотреть, поверьте.

Присмотритесь, оцените, что оно да как происходит в дальней поездке, проверьте свои силы и возможности, накопите опыт. Потом только беритесь за более дальние поездки. Тут важна практика. Впрочем, и без нее, конечно, можно взяться за дело, но будет сложно.

 

 

 

Максимальное время на одну поездку без перерыва

Для того чтобы определить, сколько километров можно проехать за один день, (сколько километров планировать на одну поездку), нужно вначале понять, сколько часов можно просидеть за рулем без отдыха, а также, знать среднюю скорость движения, на которую можно рассчитывать при выполнении поездки. 

Произведение же средней скорости на время, проведенное за рулем, даст нам ответ о среднем пройденном расстоянии за одну поездку.

Для начала, разберемся со временем поездки, затем со средней скоростью движения по России и Европе, а потом подведем итоги.

 

Планируемое время поездки

Максимальное время поездки без отдыха (возможно, с небольшими перерывами), зависит от массы факторов:

  • состояния и загруженности дороги по которой выполняется поездка;
  • времени суток, дня недели, времени года;
  • состояния и возможностей автомобиля;
  • индивидуальных физических возможностей (некоторые люди, например, не ездят ночью) и моральных установок (сможете заставить себя просидеть 20 часов подряд за рулем?);
  • от качества отдыха перед поездкой;
  • от состава группы путешественников (понятно, что если в автомобиле присутствует маленький ребенок, придется чаще останавливаться, например).

Основные факторы, влияющие на выполнение поездки, а также их учет при планировании маршрута путешествия, подробно разобраны в отдельной заметке.

 

Тем не менее, средние цифры для времени проведенного за рулем, следующие: 

  • Полностью нормальная работоспособность сохраняется до 7-8 часов за рулем.
  • Легкая усталость — 8-10 часов в пути.
  • Умеренная усталость — 10-12 часов за рулем.
  • Сильная усталость 12-14 часов в дороге.
  • Очень сильная усталость — 14-16 часов движения.
  • Критическая усталость — более 16 часов непрерывной езды. (Опасно!) 

Цифры приведенные выше — достаточно индивидуальны, и зависят от массы факторов, тем не менее, других нет — эти цифры взяты из медицинского справочника по физиологии. 

Кроме того, усталость от езды зависит от опыта поездок. Новичок, не имеющий опыта дальних поездок, за 12 часов за рулем измотается «вусмерть», опытный водитель за 12 часов поездки тоже устанет, но в разумных пределах.

Отсюда выводы: 

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ В ПУТИ НА ОДНУ ПОЕЗДКУ
  1. Если поездка планируется с целью отдыха, то переезды между пунктами маршрута должны быть запланированы продолжительностью не более 6-8 часов непрерывной езды в день. 
  2. Если поездка выполняется с целью перегона (на максимальную дальность), то максимальное запланированное время в пути на один перегон, которое можно считать разумным, будет зависеть от опыта поездок: 
    • для начинающих водителей до 10 часов;
    • для водителей со средним опытом до 12 часов;
    • для опытных водителей — до 14 часов.
  3. Поездки продолжительностью более 14 часов, возможно планировать только единичные, при условии полноценного отдыха перед поездкой, и возможности полноценного отдыха после поездки.

Следует учитывать, что приведенные выше цифры — очень индивидуальны. Понять, какая продолжительность поездки для вас является комфортной, а какая критической, можно только самостоятельно выполняя дальние переезды.

Классификация водителей по опыту примерно следующая: начинающие водители — это водители со стажем вождения до 3 лет, проехавшие до 50 тысяч километров, и не имеющие опыта дальних поездок. 

Водители со средним опытом — это водители имеющие стаж вождения 3-5 лет, и километраж от 50 до 150 тысяч километров.

Опытные водители — это водители имеющие больший опыт, чем указано выше, и имеющие в том числе, опыт выполнения дальних поездок (более 1500 км в одну сторону).

Совет: если вы, например, за 10 лет за рулем накатали 200 тысяч километров по городу, но не имеете при этом опыта дальних поездок, то при планировании первой дальней поездки, ориентируйтесь, лучше, на цифры для водителей «со средним опытом».

Город и трасса — это все-таки два абсолютно разных мира, с точки зрения управления автомобилем…

Разобравшись со временем поездки, разберемся теперь со средней скоростью движения. 

 

 

Средняя скорость движения

При определении максимального возможного пробега за день, большую роль играет средняя скорость движения. Это тоже очень гибкая величина, которая зависит от многих факторов.

Очень трудно определить среднюю скорость до того момента, пока поездка не будет выполнена, тем не менее, при расчетах нужно от чего-то отталкиваться, поэтому, здесь на помощь приходит статистика.

 

От чего зависит средняя скорость поездки

Средняя скорость зависит от загруженности и состояния дороги, погодных условий, режима движения, возможностей водителя и автомобиля, но больше всего, на длинных перегонах она зависит от времени остановок (простоя). 

Средняя скорость движения по маршруту в дальней поездке, в гораздо большей степени зависит от количества и продолжительности остановок, чем от остальных факторов.
Чем меньше остановок на маршруте — тем средняя скорость движения будет выше.

Вам этот незатейливый факт подтвердит любой водитель-дальнобойщик. Или просто любой человек с большим опытом дальних поездок. 

 

ПОВЫШЕНИЕ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ПОЕЗДОК (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

Например, раньше, (давно) я выполнял поездки домой (1650 км в одну сторону) за 28-30 часов, с остановками в пути, с ночевкой (4-6 часов сна в машине), и т.п. Средняя скорость движения в итоге составляла порядка 55 км/ч. 

По мере накопления опыта, я отказался от сна в пути, и стал делать этот путь за 22-24 часа. Уматывался «в хлам» (был молод, горяч), но средняя скорость движения выросла до 70-75 км/ч.

В дальнейшем, отказавшись от всех лишних остановок, я довел время в пути на этом маршруте до 19-19,5 часов (рекорд — 18 часов), а средняя скорость выросла до 85 км/ч. При этом, я не могу сказать, что я сильно нарушаю правила. Нет, я иду, в основном, «знак+20».

Просто лишних остановок в пути нет совсем. Три заправки по 7 минут в среднем, и 7-10 остановок по 2-3 минуты (туалет или размяться). Итого, общее время стоянок за 20-ти часовую поездку — около 40 минут. Двигатель не выключается вообще никогда. 

Никаких «кофе-шмофе» на заправках и прочего баловства. Вместо кофе — в машине зеленый чай, заваренный до коричневого цвета (рекомендую, кстати, на порядок лучше кофе). Да, это тяжелый график, но с опытом, справиться можно. 

Разумеется, такие штуки можно проделывать только тогда, когда на следующий день никуда не надо ехать, потому что для того, чтобы восстановить силы после такой поездки, потребуются как минимум, сутки отдыха. 

И следует учесть, что на дороге, о которой шла речь выше, мне знаком каждый поворот и каждая ямка. Это существенно облегчает задачу. Не пытайтесь повторить этот трюк, не имея опыта и на незнакомой дороге. 

 

Средние скорости движения по Европе и по России

Исходя из достаточно большой личной статистики поездок по Европе (более 40 тысяч километров по ней пройдено за рулем), средняя скорость при движении по Европе составляет:

  • при движении по автомагистралям — 100 км/ч;
  • при движении по обычным дорогам — 65 км/ч,

при соблюдении скоростного режима. Вышеуказанные скорости применимы как к опытным водителям, так и к новичкам, поскольку сильно «баловаться» со скоростью там не получится. 

Варианты (плюс-минус 5 км/ч) возможны в зависимости от страны, от конкретной дороги, от продолжительности маршрута, от трафика (загруженности дороги), но в общем случае, отклонения от этих цифр будут небольшими, и в среднем, для расчета времени поездки в Европе, можно принять указанные выше цифры.

Средние скорости при движении по России, также зависят от дороги, но в большей степени, от опыта водителя. В среднем, при планировании поездки можно рассчитывать на следующие значения:

  • для начинающих водителей — 70 км/ч;
  • для водителей со средним опытом — 75 км/ч;
  • для опытных водителей — 80 км/ч.

Конечно, нельзя заранее угадать, какая скорость получится, но для общих расчетов можно ориентироваться на вышеозначенные цифры. Примерно (±5 км/ч) они соответствуют реальности. 

Следует только учесть, что цифры выше приведены для условий, что в поездку едут взрослые и здоровые люди. Если в поездке участвуют маленькие дети, то указанные выше скорости можно смело уменьшить на 10 км/ч (потребуется больше остановок). 

 

 

Какой пробег планировать на одну поездку, (на дневной перегон)

Когда есть ясность со средней скоростью движения и со временем проводимым за рулем, можно с легкостью посчитать какой максимальный дневной пробег можно планировать за один перегон.

Просто умножайте среднюю скорость движения, на количество часов которые вы готовы провести за рулем не вынимая попу из седла, и получите расстояние, которое вы можете пройти за одну поездку.

Готовы сидеть 20 часов за рулем? Пройдете порядка 2000 км по магистралям, или порядка 1300 км по второстепенным (обычным) дорогам в Европе, или около 1600 км по России (если вы опытный водитель).

Не хотите напрягаться, и считаете, что 10 часов за рулем в день вам «за глаза»? Делите указанные выше цифры на два, и так далее. 

Наиболее точно конкретное время поездки считают карты Гугл, ими и стоит пользоваться для этих целей.

При расчете времени поездки в Европе, ко времени рассчитанному сервисом Гугла, стоит прибавлять примерно 15 минут на каждые два часа расчетного времени поездки.

То есть, если карты определили, что расчетное время в пути 8 часов, то к этому времени надо прибавить еще 1 час примерно (четыре раза по 15 минут) — получите достаточно точный результат.

При движении по России, если вы опытный водитель (и ездите со скоростью «знак+20» и без лишних остановок), то ко времени пути, рассчитанному Гуглом, прибавьте примерно 30 минут на каждые 5 часов расчетного времени поездки (для поездок на дистанцию более 500 км). 

Если вы новичок в дальних поездках (или едете с маленьким ребенком), то ко времени поездки, рассчитанному Гулом, прибавьте, примерно, 1 час на каждые 5 часов расчетного времени поездки. 

Об особенностях использования карт Гугл для расчета маршрута поездки, рассказано в отдельной заметке.
 

Как показывает практика, даже сравнительно малоопытный водитель способен достаточно безопасно провести за рулем 10-12 часов (при наличии мотивации и желания).

Таким образом, для неопытного водителя, максимальный перегон который можно планировать проделать без особого напряжения, составляет 700-800 километров за одну поездку по России. Потом требуется отдых.

При движении по Европе, при поездках по автомагистралям можно планировать 1000-1200 км на один перегон, при поездках по простым дорогам — 650-750 км за день, как максимум.

 

Планируемый пробег за одну поездку

Учитывая все вышеизложенное, в качестве подведения итогов, представлю следующие общие таблицы, отражающие нормы пробега, которые можно запланировать и реально выполнить в дальней поездке. 

ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО РОССИИ (ПЕРЕГОНЫ)

Уровень
водителя
Уровень комфорта (время за рулем)
норма
(10-12 ч)
усталость
(12-14 ч)
предел
нормы
(14-16 ч)
ударная
нагрузка
(16-18 ч)
Новичок 650-850 850-1000 1000-1150 1150-1250
Средний 750-900 900-1050 1050-1200 1200-1350
Опытный 800-950 950-1150 1150-1300 1300-1450

Для совершения ненужного «подвига» и на грани преступления (только для опытных водителей): свыше 1500-1600 км в один присест.

Выполнять только при наличии возможности полноценно отдохнуть на следующий день от 15 и более часов, (например, при возврате домой из поездки, на последнем этапе пути — домой). 

При наличии достаточного опыта поездок, длинный перегон (1600 и более километров) тоже вполне можно вытянуть (причем, «вытянуть» — здесь самое подходящее слово). 

Удовольствия от такой поездки вы не получите совсем, и если не убьетесь где-нибудь, заснув за рулем, то умрете просто от усталости. Но… если (вдруг очень) надо — значит надо.

Мой личный «рекорд» — 1790 км (по одометру, маршрут Брест — Саранск) в одно лицо без выключения двигателя — не пытайтесь повторять без огромнейшей на то нужды (у меня была).

 

ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЕВРОПЕ (ПЕРЕГОНЫ)

Дорога Уровень комфорта (время за рулем)
норма
(10-12 ч)
усталость
(12-14 ч)
предел
нормы
(14-16 ч)
ударная
нагрузка
(16-18 ч)
Магистраль 1000-1200 1200-1400 1400-1600 1600-1800
Смешанная 850-1020 1020-1190 1190-1360 1360-1550
Обычная 650-780 780-910 910-1040 1040-1170

Мой личный опыт перегонов (наиболее длинных) по магистралям в Европе: Барселона — граница Словении (1410 км — 13 ч. 55 мин). Париж — Мадрид (1290 км — 13 ч. 15 минут). Лиссабон — Бордо (1200 км — 11 часов 15 минут). 

Средние скорости движения посчитайте самостоятельно, если есть желание.

 

 

Нормы отдыха

Еще раз повторюсь, что всё написанное здесь, и касающееся «норм труда и отдыха» — имеет строго индивидуальные особенности для каждого человека и для каждой отдельной дороги (их нет одинаковых).

Например, проехать 14 часов по европейским автомагистралям, не идет ни в какое сравнение по нагрузке, с 14 часами проведенными на трассе Самара — Москва. В первом случае вы лишь слегка устанете, а во втором  — изрядно утомитесь. 

То есть, для каждого человека, и для каждого случая — это будет по-своему. Но, примерно так, как написано здесь. Точно вычислить свои пределы возможностей, можно только на практике, а иначе — никак.

На всякий случай, предупрежу еще раз: если у вас нет опыта — не замахивайтесь на перегон в 1600 км сразу. Начните с 800-1000 км за поездку при планировании первой дальней поездки. 

С опытом ваши возможности будут увеличиваться (вы это почувствуете сами). Тогда можете и на большие дистанции попробовать ездить. Здесь важна тренировка и постепенность. 

Учитывайте также, что если планируется просидеть за рулем без перерыва порядка 16-ти и более часов подряд, то 10-12 часов отдыха после такой поездки может оказаться недостаточно. Нужен будет отдых около суток, чтобы восстановиться полностью.

Нет, ехать дальше, конечно, можно, даже если поспать всего часов пять-шесть прямо в машине, но «умирать» на второй день такой поездки, вы начнете не через 12-14 часов пути, а гораздо раньше.

Буквально через 5-7 часов вы уже «скиснете», а через 8-10 часов будете просто вынуждены остановиться и поспать прямо в машине (ну, или уедете «отдыхать» в кювет, и будете не первым, кто это сделал).

СОВЕТ
При планировании и выполнении дальней поездки, рассчитывайте и распределяйте свои силы грамотно и правильно сразу, на этапе планирования поездки.
Не допускайте чрезмерного переутомления, и планируйте достаточный по продолжительности отдых после длинных перегонов.

Когда наберетесь достаточного опыта — будете рассчитывать свои силы грамотно практически автоматически, а пока (если опыта нет), ориентируйтесь на цифры, изложенные в этой заметке. 

 

*   *   *   *   *

Данная заметка содержит информацию рекомендательного характера, основанную на личном опыте поездок. Учитывать эту информацию при планировании поездки или нет — это решение остается за вами.

Все вышеизложенное является моей личной точкой зрения на общую ситуацию, и некоторой попыткой описать и классифицировать нормы нагрузки при выполнении поездок.  

Обдумав изложенную выше информацию — смело делайте и поступайте так, как вам будет лучше (удобнее, привычнее), или так, как вы считаете будет правильнее. На самом деле — никаких правил нет, кроме ПДД. Удачи на дорогах!

 

4 коммент. “Какой пробег планировать на одну поездку (на день)

  1. Спасибо! Очень толковая, всеобъемлющая и правдивая статья! Не хватает мелких уточнений, типа степени загрузки, прицеп, «гроб» на крыше. Ну и с рекордами надо осторожнее. А то я ставил в молодости, Псков — Москва, зимой. И хорошо, что только машина убилась)))

  2. Не за что, Денис, пользуйтесь на здоровье, если нужно.
    Только не пойму, а вам она (статья) зачем нужна была? Судя по всему, опыта у вас достаточно.
    Писал для тех, кто не знает «с какой стороны подойти» и ни разу не ездил далее соседнего райцентра/областного центра, но планирует поехать «далеко».
    : )
    По поводу уточнений (прицеп, «гроб» на крыше) — не писал потому что не использую их, и, соответственно, не знаю особенностей. Ну, прицеп понятно, но «гроб» на дальность не влияет, как мне кажется. Расход будет выше, педалировать нужно аккуратнее (в поворотах, на обгонах и т.п., все-таки центр тяжести уходит вверх) — это да, но на выбор дистанции для дневного перегона он влияния существенного не оказывает, (а заметка именно про это) ну, мне так думается.
    Про «рекорды» (именно в кавычках, ибо ну их нафиг, такие рекорды), тоже вроде предупредил, что не нужно. Ну, кто не поверит, тот сам себе злобный Буратино… Хотя многое зависит от индивидуальных особенностей, от степени подготовки/натренированности, от сложности дороги, от автомобиля и т.п. — очень много факторов влияет. Можно и больше. С момента написания этой заметки я упомянутый в ней «рекорд» побил, и сильно. По собственной же глупости и легкой степени безбашенности (но «прокатило»). Повторять — зарекся.

  3. Здравствуйте,спасибо Вам огромное за столь объемный труд, имею большой опыт поездок в Европу на своем авто,так как проживаю в Спб. Восхищаюсь Вашим подходом! Задумайтесь об издании книги, ни на одном форуме, справочнике и пр. такой актуальной информации не найти. Еще раз — огромное спасибо!

  4. Здравствуйте, Владимир!
    Спасибо на добром слове.
    Не знаю, правда, зачем вам эта информация, если вы уже и так имеете большой опыт поездок в Европу (хотя, для жителей Питера, в большинстве случаев Европа — это Финка да Эстония, но ведь она намного больше, чем эти две страны), но в любом случае рад, что вам понравилось.
    Впрочем, кому как ни человеку уже поездившему по Европе, оценивать сей труд… сайт написан для начинающих, но они зачастую не могут оценить объем, подробность и актуальность информации.
    А вы пользуйтесь на здоровье, если нужно.
    Что же до издания книги, то ныне это дело неблагодарное, как мне кажется, да и информация будет устаревать. Электронную версию проще поддерживать в актуальном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх