21 Мар 2018

Визовый кодекс Европейского союза

Общая информация о Кодексе

Главным документом, определяющим порядок и правила выдачи краткосрочных (до 90 дней за полугодие) шенгенских виз, является Визовый кодекс ЕС. Называется он: «Регламент №810/2009 Европейского парламента и совета».
Вступил в действие с 5 апреля 2010 года. 

В 2013 году в Кодекс были внесены поправки в пункты регламентирующие сроки пребывания не граждан ЕС на территории ЕС. В частности, было введено (уточнено) правило «90/180» — регламентирующее количество дней пребывания на территории Шенгенской зоны по краткосрочным визам. 

Здесь я привожу ВЫДЕРЖКИ из этого документа, имеющие отношение к нашему случаю (получение туристической визы категории «С» — т.е. кратковременной, сроком пребывания до 90 дней за полугодие), для справки. Мои комментарии (в тех местах, где я увидел в них смысл) выполнены курсивом.

Целиком этот кодекс вы можете найти, например, здесь.

Но, уверяю вас, всё самое ценное из него, я из него вытащил в эту заметку. Всё остальное описанное там — либо бюрократические процедуры, либо случаи, не имеющие отношения к туризму. Впрочем, ссылки, встречающиеся в тексте ниже, ведут к этому же документу (для тех, кому интересно). 

 

 

ВИЗОВЫЙ КОДЕКС ЕВРОСОЮЗА

Раздел I.  Общие положения

Определения.

1) под «гражданином третьей страны» понимается любое лицо, которое не является гражданином Союза в значении параграфа 1 статьи 17 Договора; 
(простые граждане РФ, относятся именно к этой категории). 
2) под «визой» понимается разрешение, предоставляемое государством-членом в целях:

а) транзита по территории или предполагаемого пребывания на территории государств-членов общей продолжительностью не более трех месяцев на протяжении любого шестимесячного периода со дня первого въезда на территорию государств-членов, или
b) транзита через международную транзитную зону аэропортов государств-членов;

3) под «единой визой» понимается виза, действительная для совокупной территории государств-членов;
4) под «визой с ограниченным территориальным действием» понимается виза, действительная для территории одного или нескольких, но не всех государств-членов;
5) под «визой для транзита через аэропорт» понимается виза, действительная для транзита через международную транзитную зону одного или нескольких аэропортов государств-членов;
6) под «визовой маркой» понимается единообразный формат визы, как он определен Регламентом (ЕС) N 1683/95 Совета от 29 мая 1995 г. об установлении единообразного формата визы;
….
10) под «ходатайством» понимается ходатайство о предоставлении визы;
(имеется в виду визовая анкета, заявление о выдаче визы).

По тексту, встречается также аббревиатура «ВИС». ВИС (VIS) — это визовая информационная система. Есть еще и ШИС (SIS) — шенгенская информационная система. Информацию об этих системах (при необходимости) вы легко найдете в интернете. 

 

Раздел II.  Виза для транзита через аэропорт

Пропущен мною, как не имеющий отношения к поездкам на автомобиле.

 

Раздел III.  Процедуры и условия выдачи виз

Глава I.  Органы, участвующие в процедурах в отношении ходатайств

Статья 4. Органы, компетентные участвовать в процедурах в отношении ходатайств

  1. Рассмотрение ходатайств и принятие по ним решений осуществляют консульства.
  2. В отступление от пункта 1, рассмотрение ходатайств и принятие по ним решений могут осуществлять на внешних границах государств-членов органы, ответственные за проверку лиц, согласно статьям 35 и 36
    (эти случаи (получение визы на границе) к нашей ситуации не относятся).
  3.   …..
  1. Любое государство-член может потребовать, чтобы в рассмотрении ходатайств и принятии по ним решений участвовали иные органы помимо указанных в пунктах 1 и 2.
 

Статья 5. Государство-член, компетентное рассматривать ходатайство и принимать по нему решение.

  1. Государством-членом, компетентным рассматривать ходатайство о предоставлении единой визы и принимать по нему решение, является:

а) государство-член, территория которого выступает единственным местом назначения поездки (поездок);
b) если поездка включает несколько мест назначения, — государство-член, территория которого выступает основным местом назначения поездки (поездок) с точки зрения продолжительности или цели пребывания, или
c) если основное место назначения не может быть определено, — государство-член, через внешнюю границу которого ходатайствующее лицо намеревается осуществить въезд на территорию государств-членов.

Это — очень важный пункт. Нарушать его не рекомендуется, за это наказывают. Ну, как наказывают… Если вы подадите ходатайство не в то консульство, которое уполномочено в вашей ситуации выдать вам визу — вам просто вернут документы (с указанием консульства, в которое вы должны обратиться).
А вот если вы получите визу, например, Польши, а проведете по ней большую часть времени в Испании… то определенные проблемы при получении следующей визы у вас могут возникнуть. 

2. Государством-членом, компетентным рассматривать ходатайство о предоставлении единой визы в целях транзита и принимать по нему решение, является:

a) в случае транзита по территории только одного государства-члена — соответствующее государство-член, или
b) в случае транзита по территории нескольких государств-членов — государство-член, через внешнюю границу которого ходатайствующее лицо намеревается начать транзит.

 

 Статья 6. Территориальная компетенция консульств

  1. Рассмотрение ходатайства и принятие по нему решения осуществляет консульство компетентного государства-члена, в консульском округе которого законно проживает ходатайствующее лицо.
  2. Консульство компетентного государства-члена рассматривает ходатайство, поданное гражданином третьей страны, который законно находится, но не проживает в его консульском округе, и принимает по нему решение, если ходатайствующее лицо обосновало подачу ходатайства в данное консульство.

 

Глава II.  Ходатайство

(«Ходатайство» — в терминах Визового кодекса, это как раз  и есть «визовая заявка», или «заявка на получение визы». Иногда еще, ходатайство называется «визовая анкета». Это все один и тот же документ). 

Статья 9. Порядок подачи ходатайства

  1. Ходатайства подаются не ранее чем за три месяца до начала предполагаемой поездки. Обладатели визы для многократного въезда могут подавать ходатайство до истечения визы, действительной на срок от шести месяцев.
  2. В отношении ходатайствующих лиц может быть установлено требование предварительной записи на прием для подачи своего ходатайства. По общему правилу, прием проводится в течение двух недель со дня обращения с соответствующей просьбой.

Статья 10. Общие правила подачи ходатайства

  1. Без ущерба положениям статей 134243 и 45 ходатайствующие лица должны являться лично для подачи своего ходатайства.
  2. Консульства могут отказываться от предусмотренного в пункте 1 требования, когда ходатайствующее лицо известно им своей честностью и надежностью.
  3. При подаче ходатайства ходатайствующее лицо:

а) представляет формуляр ходатайства в соответствии со статьей 11;
b) представляет документ на поездку в соответствии со статьей 12;
c) представляет фотографию в соответствии со стандартами, установленными в Регламенте (ЕС) N 1683/95, либо — после начала функционирования ВИС согласно статье 48 Регламента ВИС — в соответствии со стандартами, установленным в статье 13 настоящего Регламента;  
d) позволяет, если уместно, осуществлять дактилоскопирование его отпечатков пальцев в соответствии со статьей 13;
e) уплачивает визовый сбор в соответствии со статьей 16(В ст. 16 определена сумма визового сбора для различных категорий лиц, а также определены лица, освобождающиеся от уплаты сбора).
f) предъявляет подтвердительные документы в соответствии со статьей 14 и приложением II;
g) когда требуется, представляет доказательство наличия у него адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки в соответствии со статьей 15.

Статья 11. Формуляр ходатайства

  1. Каждое ходатайствующее лицо представляет заполненный и подписанный формуляр ходатайства, соответствующий образцу, содержащемуся в приложении I. Лица, вписанные в документ на поездку ходатайствующего лица, представляют отдельный формуляр ходатайства. Несовершеннолетние представляют формуляр ходатайства, подписанный лицом, осуществляющим на постоянной или временной основе родительские права, либо законным опекуном (попечителем).

Приложение 1 описывает стандартный бланк визовой анкеты, который вы можете самостоятельно посмотреть на сайте любого консульства. 

С недавнего времени, многие (но не все) консульства требуют заполнения бланка визовой анкеты ТОЛЬКО в электронном виде. Эту информацию необходимо уточнять непосредственно на сайте консульства, в котором вы собираетесь запрашивать визу.

Статья 12. Документ на поездку 
(В общем случае «документ на поездку» — это документ удостоверяющий личность гражданина за пределами страны в которой он был выдан. В нашем случае, это — обычный загранпаспорт. Собственно, ниже, перечислены требования выдвигаемые чиновниками ЕС к загранпаспорту). 

Ходатайствующее лицо представляет действительный документ на поездку, удовлетворяющий следующим критериям:

а) его срок действия должен истекать не ранее трех месяцев после предполагаемой даты выезда с территории государств-членов или — в случае многократных поездок — после последней предполагаемой даты выезда с территории государств-членов. Однако от этой обязанности можно отступать в случае надлежащим образом обоснованной неотложной необходимости;
b) он должен содержать, как минимум, две чистых страницы;
c) он был выдан менее десяти лет назад.

Статья 13. Биометрические элементы идентификации

  1. Государства-члены получают у ходатайствующего лица биометрические идентификаторы, включающие его фотографию и его десять отпечатков пальцев …
  2. При подаче своего первого ходатайства ходатайствующее лицо обязано являться лично. По этому случаю осуществляется получение следующих биометрических идентификаторов ходатайствующего лица:

— фотография, сканированная или сделанная при подаче ходатайства, и
— его десять отпечатков пальцев, дактилоскопированных в горизонтальном положении и преобразованных в цифровую форму.

(Не обязательно, (но возможно), являться лично в консульство. Личный визит необходим, для снятия отпечатков пальцев. Их можно сдать и в уполномоченных консульством визовых центрах. Пока сдача отпечатков не вошла в разряд обязательных, можно было визу получать и без личного присутствия, я, например, так получал свою первую визу). 

  1. Когда отпечатки пальцев, полученные у ходатайствующего лица в рамках любого предшествующего ходатайства, были впервые включены в ВИС менее пятидесяти девяти месяцев до дня подачи нового ходатайства, они копируются при подаче последующих ходатайств.…
    (Здесь речь о том, что отпечатки пальцев сданные один раз, действительны в течение 5 лет (без одного месяца). По истечению этого срока, вас заставят сдавать отпечатки пальцев повторно. Не спрашивайте меня «почему?». Я знаю, что отпечатки пальцев не меняются от рождения и до смерти. Возможно, этого не знают еврочиновники, а возможно, это сделано для того, чтобы чистить базу данных. Люди ведь, умирают иногда, например). 
  2. В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Регламента ВИС фотография, прилагаемая к каждому ходатайству, включается в ВИС. Ходатайствующее лицо не обязано лично являться с этой целью.
    (Здесь речь о том, что фотографироваться в консульстве (визовом центре) необязательно. Можно принести фото с собой (используется то, которое прикладывается к визовой анкете). 

Технические требования к фотографии должны соответствовать международным стандартам, определенным в части 1 шестого издания документа 9303 Международной организации по гражданской авиации (ИКАО).
(Определены требования к предоставляемой фотографии. За соблюдением этих требований, следят достаточно жестко!).

…   …

  1. От обязанности предоставлять отпечатки пальцев освобождаются следующие ходатайствующие лица:

а) дети до двенадцати лет;
b) лица, у которых физически невозможно получить отпечатки пальцев. Если возможно получить отпечатки менее десяти пальцев, то проводится получение максимального числа отпечатков. Однако если невозможность является временной, то ходатайствующее лицо обязано предоставить свои отпечатки пальцев при подаче следующего ходатайства.
c) главы государств или правительств и члены национальных правительств вместе с сопровождающими их супругами, и члены их официальной делегации, когда они приглашены правительствами государств-членов или международными организациями с официальной целью;
d) монархи и другие высокопоставленные члены королевской семьи, когда они приглашены правительствами государств-членов или международными организациями с официальной целью.

Статья 14. Подтвердительные документы

  1. При подаче ходатайства о предоставлении единой визы ходатайствующее лицо представляет:

а) документы, указывающие цель поездки;
b) документы, относящиеся к размещению, или доказательство наличия достаточных средств для оплаты расходов по размещению;
c) документы, указывающие, что ходатайствующее лицо располагает достаточными средствами к существованию как на срок предполагаемого пребывания, так и для возврата в свою страну происхождения или проживания либо для транзита в третью страну, в которую ему гарантирован допуск…;
d) информацию, позволяющую оценить его намерение покинуть территорию государств-членов до истечения запрашиваемой визы.

  1. Неисчерпывающий перечень подтвердительных документов, которые консульство может потребовать от ходатайствующего лица в целях проверки его соответствия перечисленным в пунктах 1 и 2 условиям, содержится в приложении II.

  1. Консульства могут отказываться от возложения одной или нескольких предусмотренных в пункте 1 обязанностей на ходатайствующее лицо, которое известно им своей честностью и надежностью, в частности, поскольку оно законно использовало ранее выданные визы, — если отсутствуют любые сомнения в том, что в момент пересечения внешних границ государств-членов оно будет отвечать условиям, установленным в параграфе 1 статьи 5 Шенгенского кодекса о границах.

 

Статья 15. Медицинское страхование поездки

  1. Лица, ходатайствующие о предоставлении визы для однократного или двукратного въезда, представляют доказательство наличия у них адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки, покрывающего любые расходы, которые могут возникать в связи с возвратом на родину по медицинским причинам, оказанием неотложной медицинской помощи и/или неотложной госпитализацией либо в связи со смертью в период их пребывания (пребываний) на территории государств-членов.
  2. Лица, ходатайствующие о предоставлении единой визы для более чем двух въездов (многократного въезда) представляют доказательство наличия у них адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки, распространяющего действие на период их первого предполагаемого пребывания. 
    Кроме того, эти ходатайствующие лица подписывают содержащееся в формуляре ходатайства заявление, согласно которому они проинформированы о том, что у них должен иметься договор медицинского страхования на время поездки в отношении последующих пребываний.
  3. Договор страхования должен быть действительным на совокупной территории государств-членов и на протяжении всего периода предполагаемого пребывания или транзита ходатайствующего лица. Минимальное страховое обеспечение должно составлять 30 000 евро.

 

Глава III. Рассмотрение ходатайства и принятие по нему решения

 Статья 18. Проверка компетенции консульства

  1. При подаче ходатайства консульство проверяет, является ли оно компетентным рассматривать ходатайство и принимать по нему решение согласно положениям статей 5 и 6.
  2. Если консульство не является компетентным, то оно безотлагательно возвращает формуляр ходатайства и любые документы, представленные ходатайствующим лицом, возмещает визовый сбор и указывает компетентное консульство.

Статья 19. Приемлемость

  1. Компетентное консульство проверяет:

— было ли подано ходатайство в течение срока, указанного в параграфе 1 статьи 9; (не ранее, чем за 90 дней до предполагаемой даты поездки)
— содержит ли ходатайство все материалы, указанные в пунктах «а» — «с» параграфа 3 статьи 10;
— были ли получены биометрические данные ходатайствующего лица, и
— был ли взыскан визовый сбор.

  1. Когда компетентное консульство констатирует, что предусмотренные в пункте 1 условия выполнены, ходатайство является приемлемым, и консульство:

— применяет процедуры, описанные в статье 8 Регламента ВИС, и
— продолжает рассмотрение ходатайства.

  1. Когда компетентное консульство констатирует, что предусмотренные в пункте 1 условия не выполнены, ходатайство является неприемлемым, и консульство безотлагательно:

— возвращает формуляр ходатайства и любые документы, представленные ходатайствующим лицом;
— уничтожает полученные биометрические данные;
— возмещает визовый сбор, и
— не рассматривает ходатайство.

Статья 21. Проверка условий въезда и оценка рисков

  1. При рассмотрении ходатайства о предоставлении единой визы осуществляется проверка соответствия ходатайствующего лица условиям въезда, изложенным в пунктах «а», «с», «d» и «е» параграфа 1 статьи 5  Шенгенского кодекса о границах, и особое внимание уделяется оценке риска нелегальной иммиграции или риска для безопасности государств-членов, которые могло бы представлять ходатайствующее лицо, а также оценке его намерения покинуть территорию государств-членов до дня истечения запрашиваемой визы.

  1. При контроле соответствия ходатайствующего лица условиям въезда консульство проверяет:

a) что представленный документ на поездку не является поддельным, фальсифицированным или искаженным;
b) подтверждение ходатайствующим лицом цели и условий предполагаемого пребывания и наличие у него достаточных средств к существованию как на срок предполагаемого пребывания, так и для возврата в свою страну происхождения или проживания либо для транзита в третью страну, в которую ему гарантирован допуск, либо его способность законным путем приобрести такие средства;
c) не является ли ходатайствующее лицо объектом информационного запроса в целях недопуска в Шенгенской информационной системе (ШИС);
d) что ходатайствующее лицо не рассматривается в качестве представляющего угрозу общественному порядку, внутренней безопасности или общественному здоровью в значении пункта 19 статьи 2 Шенгенского кодекса о границах, или международным отношениям какого-либо из государств-членов и, в частности, что оно не является по аналогичным причинам объектом информационного запроса в целях недопуска в рамках национальных баз данных государств-членов;
е) что ходатайствующее лицо располагает адекватным и действительным договором медицинского страхования на время поездки, когда требуется.

  1. Когда уместно, консульство проверяет продолжительность предшествующих и предполагаемых пребываний с целью удостовериться в том, что ходатайствующее лицо не превысило максимальной продолжительности разрешенного пребывания на территории государств-членов, независимо от возможных пребываний, разрешенных национальной визой для долгосрочного пребывания или видом на жительство, выданными другим государством-членом.
  2. Оценка средств к существованию в отношении предполагаемого пребывания производится в зависимости от срока и цели пребывания, и учитывая в качестве ориентира умноженные на количество дней пребывания средние цены в сфере обеспечения жильем и питанием, которые действуют в соответствующем государстве-члене или соответствующих государствах-членах применительно к жилой площади по доступной цене, исходя из ориентировочных сумм, установленных государствами-членами согласно пункту «с» параграфа 1 статьи 34 Шенгенского кодекса о границах. Доказательство наличия обязательства по оплате расходов и/или свидетельство о предоставлении размещения со стороны принимающего лица также могут служить подтверждением того, что ходатайствующее лицо располагает достаточными средствами к существованию.

  1. Рассмотрение ходатайства должно основываться, в частности, на подлинности и надежности представленных ходатайствующим лицом документов и на достоверности и надежности сделанных им заявлений.
  2. В ходе рассмотрения ходатайства консульства могут, когда это является оправданным, приглашать ходатайствующее лицо на интервью и запрашивать у него дополнительные документы.
  3. Предшествующий отказ в визе не влечет за собой автоматического отказа в удовлетворении нового ходатайства. Новое ходатайство рассматривается на основании всей имеющейся информации.

Статья 23. Решение по ходатайству

  1. Решение по ходатайству, которое является приемлемым согласно статье 19, принимается в течение 15 календарных дней со дня его подачи.
  2. В особых случаях, в частности, когда необходимо более обстоятельное изучение ходатайства, или в случаях представительства, когда проводится консультация с органами представляемого государства-члена, этот срок может продлеваться максимум до 30 календарных дней.
  3. В порядке исключения, когда в особых случаях необходимы дополнительные документы, срок может продлеваться максимум до 60 календарных дней.
  4. Кроме случаев отзыва ходатайства, принимается решение:

а) выдать единую визу согласно статье 24;
b) выдать визу с ограниченным территориальным действием согласно статье 25;
c) отказать в визе согласно статье 32 или
d) приостановить рассмотрение ходатайства и направить его компетентным органам представляемого государства-члена согласно параграфу 2 статьи 8.

 

Глава IV.  Выдача визы

Статья 24. Выдача единой визы

  1. Срок действия визы и продолжительность разрешенного пребывания устанавливаются исходя из проверки, проведенной согласно статье 21
    Виза может выдаваться для одного въезда, для двух въездов или для многократного въезда. Срок действия не должен превышать пяти лет. 
    В случае транзита продолжительность разрешенного пребывания должна соответствовать времени, необходимому для транзита.
    Без ущерба пункту «а» статьи 12 срок действия визы должен включать дополнительный льготный период в 15 дней.
    Государства-члены могут принять решение не предоставлять такой льготный период по соображениям общественного порядка или по причинам, связанным с международными отношениями любого из государств-членов.

  2. Без ущерба пункту «а» статьи 12 срок действия визы для многократного въезда составляет от 6 месяцев до 5 лет при выполнении следующих условий:

а) ходатайствующее лицо подтверждает необходимость или обосновывает свое намерение часто и/или регулярно совершать поездки, в частности, ввиду его профессии или семейного положения (например, предприниматели, служащие, поддерживающие на регулярной основе официальные контакты с государствами-членами и институтами Союза, представители организаций гражданского общества, совершающие поездки в целях профессионального обучения, семинаров или конференций, члены семьи граждан Союза, члены семьи граждан третьих стран, законно проживающих в государствах-членах, а также моряки), и
b) ходатайствующее лицо подтверждает свою честность и надежность, в частности, законным использованием ранее выданных единых виз или виз с ограниченным территориальным действием, своим экономическим положением в своей стране происхождения и своим реальным намерением покинуть территорию государств-членов до истечения запрашиваемой визы.

Статья 29. Проставление визовой марки

  1. Индивидуальные визы, которые выдаются лицам, вписанным в документ на поездку ходатайствующего лица, проставляются в этот документ.

Это как раз о том, что визы на детей до четырнадцати лет, вклеиваются в паспорт того родителя (опекуна и т.п.), в который они вписаны. По достижению 14 лет, ребенок должен иметь свой, отдельный паспорт, куда и будет вклеена его виза. 

Дети могут иметь свой, отдельный паспорт и до 14 лет — по решению родителей. Это не запрещено. Хоть на годовалого ребенка отдельный паспорт делайте. 

PS. Вписать детей до 14 лет можно только в паспорта старого образца.

 

Статья 30. Права, предоставляемые выданной визой

Обладание единой визой или визой с ограниченным территориальным действием само по себе не предоставляет автоматического права на въезд.

 

Статья 32. Отказ в визе

  1. Без ущерба параграфу 1 статьи 25 в визе отказывается:

а) если ходатайствующее лицо:

i) представляет поддельный, фальсифицированный или искаженный документ на поездку;
ii) не предоставляет подтверждения цели и условий предполагаемого пребывания;
iii) не предоставляет доказательства наличия у него достаточных средств к существованию как на срок предполагаемого пребывания, так и для возврата в свою страну происхождения или проживания либо для транзита в третью страну, в которую ему гарантирован допуск, либо не в состоянии законным путем приобрести такие средства;
iv) уже пробыл на территории государств-членов на основании единой визы или визы с ограниченным территориальным действием три месяца на протяжении текущего шестимесячного периода;
v) является объектом направленного в рамках ШИС информационного запроса в целях недопуска;
vi) рассматривается в качестве представляющего угрозу общественному порядку, внутренней безопасности или общественному здоровью в значении пункта 19 статьи 2 Шенгенского кодекса о границах, или международным отношениям какого-либо из государств-членов и, в частности, является по аналогичным причинам объектом информационного запроса в целях недопуска в рамках национальных баз данных государств-членов, или
vii) не предоставляет доказательства наличия у него адекватного и действительного договора медицинского страхования на время поездки, когда требуется,

либо

b) если имеются разумные сомнения по поводу подлинности представленных ходатайствующим лицом подтвердительных документов или достоверности их содержания, по поводу надежности сделанных ходатайствующим лицом заявлений или его намерения покинуть территорию государств-членов до истечения запрашиваемой визы.

2. Решение об отказе и его основания сообщаются ходатайствующему лицу посредством типового формуляра, содержащегося в приложении VI.
3. Ходатайствующие лица, в отношении которых принято решение об отказе в визе, могут обжаловать это решение. Жалобы подаются в отношении государства-члена, которым принято окончательное решение по ходатайству, в соответствии с национальным законодательством этого государства-члена. Государства-члены предоставляют ходатайствующим лицам информацию о способах обжалования, как указано в приложении VI.
4. В случае, предусмотренном в параграфе 2 статьи 8, консульство государства-члена, действующего в качестве представителя, информирует ходатайствующее лицо о решении, принятом представляемым государством-членом.

Статья 34. Аннулирование и отмена визы

  1. Виза аннулируется в том случае, если обнаруживается, что в момент ее выдачи не выполнялись условия выдачи визы, в частности, если имеются серьезные основания полагать, что виза была получена обманным путем. Аннулирование визы, в принципе, осуществляют компетентные органы выдавшего ее государства-члена. Виза может быть аннулирована компетентными органами другого государства-члена; в подобном случае об аннулировании визы информируются органы выдавшего ее государства-члена.
  2. Виза отменяется в том случае, если обнаруживается, что условия выдачи перестали выполняться. Отмену визы, в принципе, осуществляют компетентные органы выдавшего ее государства-члена. Виза может быть отменена компетентными органами другого государства-члена; в подобном случае об отмене визы информируются органы выдавшего ее государства-члена.
  3. Виза может быть отменена по просьбе ее обладателя. О такой отмене информируются компетентные органы выдавшего ее государства.
  4. Неспособность ходатайствующего лица предъявить на границе один или несколько предусмотренных в параграфе 3 статьи 14 подтвердительных документов автоматически не влечет за собой принятия решения об аннулировании или отмене визы.
  5. Если виза аннулирована или отменена, то на нее ставится печать «АННУЛИРОВАНА» или «ОТМЕНЕНА», а элемент визовой марки с оптически меняющейся расцветкой, элемент безопасности «эффект скрытого изображения», а также термин «виза» приводятся в негодность путем вычеркивания.

 

Раздел IV.  Административное управление и организация

В этом разделе указано, как оборудуются визовые отделы консульств, как работает персонал этих отделов и т.п. информация. В том числе, в этом разделе определены требования к внешним поставщикам услуг — т.е. к визовым центрам, туристическим фирмам и другим организациям, уполномоченным передавать информацию в консульство. Я оставил только статью, касающуюся визовых центров (и других посредников). 

Статья 43. Сотрудничество с внешними поставщиками услуг

1. Государства-члены прилагают усилия по установлению совместно с одним или несколькими государствами-членами сотрудничества с внешним поставщиком услуг, без ущерба правилам, подлежащим применению к публичным сделкам, и правилам конкуренции.
2. Сотрудничество с внешним поставщиком услуг основывается на правовом документе, который должен соблюдать требования, изложенные в Приложении X.
3. Государства-члены в рамках Шенгенского сотрудничества на местах осуществляют обмен информацией о выборе внешних поставщиков услуг и разработке условий своих соответствующих правовых документов.
4. Рассмотрение ходатайств, возможные интервью, принятие решений по ходатайствам, а также печать и проставление визовых марок осуществляют исключительно консульства.
5. Внешние поставщики услуг ни при каких обстоятельствах не должны иметь доступа к ВИС. Доступ к ВИС резервируется исключительно для надлежащим образом уполномоченного персонала консульств.
6. Внешнему поставщику услуг может поручаться выполнение одной или нескольких следующих задач:

а) предоставление общей информации об условиях получения виз и формулярах ходатайства;
b) информирование ходатайствующего лица о требуемых подтвердительных документах на основании сводного перечня;
c) получение данных и ходатайств (в том числе биометрических идентификаторов) и передача ходатайства в консульство;
d) получение визовых сборов;
e) запись на прием в целях личной явки в консульство или к внешнему поставщику услуг;
f) получение в консульстве документов на поездку, в том числе уведомления об отказе, когда уместно, и их возврат ходатайствующему лицу.

7. При выборе внешнего поставщика услуг заинтересованное государство-член или заинтересованные государства-члены проверяют платежеспособность и надежность организации, включая необходимые лицензии, коммерческую регистрацию, устав организации и ее банковские договоры, и удостоверяются в отсутствии конфликтов интересов.
8. Заинтересованное государство-член или заинтересованные государства-члены обеспечивают соблюдение выбранным внешним поставщиком услуг условий, поставленных перед ним в указанном в параграфе 2 правовом документе.
9. Заинтересованное государство-член или заинтересованные государства-члены продолжают нести ответственность за соблюдение при обработке данных правил в области защиты данных и подлежат контролю согласно статье 28 Директивы 95/46/ЕС.
Сотрудничество с внешним поставщиком услуг не ограничивает и ни в чем не исключает ответственности, вытекающей из национального права заинтересованного государства-члена или заинтересованных государств-членов, в случае нарушения обязанностей, относящихся к персональным данным ходатайствующих лиц и к выполнению одной или нескольких задач, указанных в параграфе 6. Настоящее положение не наносит ущерба любым искам, которые могут подаваться непосредственно к внешнему поставщику услуг на основании национального права соответствующей третьей страны.
10. Заинтересованное государство-член или заинтересованные государства-члены проводят обучение внешнего поставщика услуг таким образом, чтобы последний обладал необходимыми знаниями для адекватного обслуживания и достаточного информирования ходатайствующих лиц.
11. Заинтересованное государство-член или заинтересованные государства-члены тщательно контролируют исполнение указанного в параграфе 2 правового документа, в частности:

а) общую информацию об условиях получения виз и формулярах ходатайства, предоставляемую ходатайствующим лицам внешним поставщиком услуг;
b) все технические и организационные меры безопасности, требуемые для защиты персональных данных от рисков случайного или незаконного уничтожения, случайной утраты, искажения, несанкционированного разглашения или несанкционированного доступа, особенно, когда сотрудничество предусматривает передачу картотек и данных консульствам заинтересованного государства-члена или заинтересованных государств-членов, а также от любой иной незаконной формы обработки персональных данных;
с) получение и передачу биометрических идентификаторов;
d) меры, принимаемые с целью гарантировать соблюдение положений, регулирующих защиту данных.

С этой целью консульство (консульства) заинтересованного государства-члена или заинтересованных государств-членов проводят внеплановые проверки в помещениях внешнего поставщика услуг.
12. В случае прекращения сотрудничества с любым внешним поставщиком услуг государства-члены должны обеспечивать непрерывную работу всей службы.
13. Государства-члены предоставляют Комиссии копию правового документа, указанного в параграфе 2.

_________________________
__________

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К ВИЗОВОМУ КОДЕКСУ

Приложение I. Формуляр ходатайства

В соответствии со статьей 11 гармонизированный формуляр ходатайства о предоставлении визы содержит сведения о ходатайствующем лице, а также данные о его планируемой поездке в Шенгенские государства и ранее выданных Шенгенских визах (в последние три года).

В заключительной части формуляра ходатайствующее лицо ставится в известность о включении его персональных данных, в том числе биометрических, в Визовую информационную систему (ВИС), и о связанных с этим правах (включая право на исправление ошибочных данных).

Подписывая формуляр, ходатайствующее лицо также обязуется покинуть территорию государств-членов до истечения визы и уведомляется о том, что наличие визы не дает ему автоматического права на въезд (условия въезда, предусмотренные в параграфе 1 статьи 5 Шенгенского кодекса о границах 2006 г., будут проверяться вновь при прохождении пограничного контроля).

 

Приложение II. Неисчерпывающий перечень подтвердительных документов

(Здесь заостряю внимание на том, что слово «неисчерпывающий» означает, что консульство вправе затребовать у вас любые другие документы кроме перечисленных ниже, то есть те, которые сочтет необходимыми). 

Предусмотренными в статье 14 подтвердительными документами, которые должны предъявлять лица, ходатайствующие о предоставлении визы, являются, в частности, следующие:

А. Документы в отношении цели поездки

3) для поездок туристического или частного характера:

а) подтвердительные документы относительно размещения:

— приглашение со стороны принимающего лица в случае размещения у частного лица;
— подтвердительный документ со стороны учреждения, предоставляющего жилое помещение, или любой другой уместный документ, указывающий планируемый характер размещения;

b) подтвердительные документы относительно маршрута поездки:

— подтверждение бронирования места в качестве участника организованной поездки или любой другой уместный документ, указывающий программу планируемой поездки;
— в случае транзита: виза третьей страны или иное разрешение на въезд в третью страну, которая выступает местом назначения; билеты для продолжения поездки;

В. Документы, позволяющие оценить намерение ходатайствующего лица покинуть территорию государств-членов

1) обратный билет или билет на круговую поездку либо бронирование подобных билетов;
2) документ, подтверждающий, что ходатайствующее лицо располагает финансовыми средствами в стране проживания;
3) подтверждение работы; выписки из банковских счетов;
4) любое доказательство владения недвижимым имуществом;
5) любое доказательство интеграции в страну проживания: родственные связи, профессиональный статус.

С. Документы, относящиеся к семейному положению ходатайствующего лица

1) согласие родителей или опекуна/попечителя (когда несовершеннолетний отправляется в поездку без своих родителей или своего опекуна/попечителя);
2) любое доказательство родственной связи с принимающим лицом.

 

Приложение VI.  Типовой формуляр для уведомления и мотивирования в отношении отказа в визе, аннулирования или отмены визы

Во вводной части формуляра указываются наименование консульства или иного органа, принявшего соответствующее решение, и характер принятого решения (отказ в визе /аннулирование визы / отмена визы).

В мотивировочной части формуляра компетентный орган ставит отметку в любую из ячеек, которая соответствует одному из оснований отказа / аннулирования / отмены, предусмотренных статьями 32 и 34 настоящего Регламента.

В заключительной части формуляра (примечания) заинтересованному лицу сообщается о праве обжаловать принятое решение и приводятся ссылки на законодательство и процедуру соответствующего государства-члена в отношении права на обжалование, включая сведения о компетентном органе по рассмотрению жалоб и о сроке на их подачу.

Основанием полученного вами отрицательного решения о выдаче визы является причина, которая считается препятствием в выдаче визы (могут быть несколько причин, они обозначаются крестиком).
Мотивировочная часть «Основания принятия отрицательного решения» должна выглядеть следующим образом:

Вам отказано в праве на въезд в страну:
[ ] цель планируемого Вами пребывания неясна, учитывая основные критерии рассмотрения визовых заявлений, предусмотренные в части 5 Общей консульской инструкции, относящейся к шенгенским правилам и адресованной дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
[ ] имеются обоснованные причины предполагать, что целью является обход положений о въезде в страну или пребывания в стране (указывается соответствующая статья кодекса).

Основанием отрицательного решения о выдаче визы является отсутствие следующего условия/следующих условий для выдачи визы
(обозначаются крестиком):

[ ] отсутствие действительного документа, дающего право на пересечение границы; или срок действия документа, дающего право на пересечение границы, недостаточен;
[ ] отсутствие документов, подтверждающих цель и обстоятельства запланированного пребывания или сведения в предоставленных документах недостаточные или нечеткие;
[ ] отсутствие достаточных средств для жизни с учетом как длительности пребывания, так и возвращения в свою страну или проезда в третье государство, куда заявитель имеет право въезда, или отсутствие возможности законным путем заработать эти средства.

Отмеченные крестиком пункты довольно ясно дают понять, где именно была допущена ошибка.

Одновременно с отказом в паспорт заявителя ставится штамп, в котором указывается категория отказа. Ряд букв в штампе A, C, D обозначает тип визы, ряд цифр, от 1 до 4 — причину и срок действия отказа:

1 — отказ в визе и «визовый карантин» от трех месяцев до года.
Визовый карантин означает, что в течение срока, указанного в решении консульства, въезд в страны Шенгена запрещен, ни одна страна — участница соглашения визу не оформит.
Чаще всего, причина такого отказа — имевшиеся ранее нарушения правил въезда на территорию Шенгена, мелкие правонарушения на территории Шенгена (зафиксированное полицией нарушение правил ПДД и неуплата штрафа, например) либо несовпадение целей визита, указанных в заявлении с документами, предоставленными в его поддержку. Данное решение вносится в базу SIS. По истечении срока карантина заявитель может снова подать заявление на визу, а получив таковую, въехать на территорию Шенгена.

2 — означает вызов заявителя на собеседование в виду возникших у консульства вопросов.
Чаще всего собеседования назначают лицам, отправляющимся на учебу либо в гости к родственникам. По-сути, это не отказ. В базу SIS такая формулировка не вносится. В случае если ответы заявителя удовлетворят работника консульства, визовый стикер будет вклеен поверх этого штампа.

3 — отказ в связи с недостаточностью предоставленных документов.
Лица, получившие решение с такой формулировкой могут снова подавать заявление на визу, как только соберут все необходимые документы. В случае если бумаги в порядке и соответствуют требованиям консульства, а у заявителя ранее не было нарушений в странах Шенгена, ему будет выдана виза.

4 — бессрочный отказ.
Полный запрет на въезд в страны Шенгена. Такое решение выносится в случае совершения заявителем серьезных правонарушений одной из Шенгенских стран, мошенничества с документами подаваемыми на визу, либо если установлено, что данное лицо принадлежит к террористическим или иным организациям, представляющим угрозу для стран-участниц Шенгенского Соглашения.

Лица, получившие отказа, имеют право на обжалование. В заключительной части решения об отказе, заявителю должны быть разъяснены правила подачи апелляции, указаны сведения о компетентном органе, рассматривающим жалобы, а также сроки подачи апелляции.

Если выдан отказ по форме С-1 — возможно подать апелляцию.
К ней необходимо приложить все документы, которые по мнению заявителя, могут подтвердить ошибочность выводов, сделанных работником консульства, а также показать, что цель поездки соответствует заявлению, либо ранее имевшиеся нарушения устранены (например, штрафы, полученные вами за нарушение ПДД — уплачены). По возможности, стоит попросить посредничества принимающей стороны для разрешения спорной ситуации. Принимающая сторона может выступить гарантом соблюдения иностранцем правил пребывания в Шенгене. Зачастую, настойчивость и уверенность в своих силах позволяют решить проблему.
Если выдан отказ по форме С-2 — вам предложат явиться на собеседование в консульство. Если результаты интервью удовлетворят консула, то виза будет вам выдана. 
Если выдан отказ по форме С-3  — необходимо добавить (собрать) недостающие документы и представить пакет документов в консульство повторно.
Если отказано по форме С-4… : (
Не совершайте преступлений и серьезных правонарушений на территории стран Шенгенского соглашения (нарушение ПДД не относится к серьезным).
Не подавайте заведомо поддельные и заведомо ложные документы в консульство.
Так же, аннулируйте свое членство во всех террористических или иных организациях, представляющих угрозу для стран-участниц Шенгенского Соглашения, с уведомлением стран-членов… : )

 

Приложение VII.  Порядок заполнения визовой марки

Этот раздел (приложение) как раз про то, что пишут в визе при ее выдаче. То есть о том, как заполняется бланк визы, который затем вклеивают в ваш паспорт.

1. Зона обязательных отметок

1. Рубрика «ДЕЙСТВИТЕЛЬНА ДЛЯ»

Данная рубрика указывает территорию, внутри которой может передвигаться обладатель визы.
Она может заполняться только одним из следующих способов:

а) Шенгенские государства;
(Эта надпись выполняется на языке государства, которое выдает визу).
b) Шенгенское государство или Шенгенские государства, территорией которого или которых ограничено действие визы (в этом случае используются следующие аббревиатуры):  …
(Список аббревиатур я не привожу).

1.2. Когда марка используется для выдачи единой визы, данная рубрика заполняется посредством формулы «Шенгенские государства» на языке выдающего визу государства-члена.

1.3. Когда марка используется для выдачи визы с ограниченным территориальным действием согласно параграфу 1 статьи 25 настоящего Регламента, в данной рубрике на языке выдающего визу государства-члена указывается название одного или нескольких государств-членов, территорией которых ограничено пребывание обладателя визы.

1.4. Когда марка используется для выдачи визы с ограниченным территориальным действием согласно параграфу 3 статьи 25 настоящего Регламента, при указании кодов возможны следующие варианты:

а) включение в рубрику кодов соответствующих государств-членов;
b) включение отметки «Шенгенские государства», после которой в скобках указываются знак «минус» и коды государств-членов, на территории которых виза не является действительной;
с) если рубрика «действительна для» не позволяет включить все коды государств-членов, признающих или не признающих соответствующий документ на поездку, то размер букв уменьшается.

2. Рубрика «ОТ … ДО …»

Данная рубрика указывает срок, на протяжении которого обладатель визы может осуществлять пребывание, разрешенное визой.
Дата, начиная с которой обладатель визы может въехать на территорию, охватываемую действием визы, вписывается после слова «ОТ» следующим образом:

— день указывается посредством двух цифр; если определенный день соответствует однозначному числу, то в качестве первой из этих цифр выступает ноль;
— горизонтальное тире в разделительных целях;
— месяц указывается посредством двух цифр; если определенный месяц соответствует однозначному числу, то в качестве первой из этих цифр выступает ноль;
— горизонтальное тире в разделительных целях;
— год указывается посредством двух цифр, соответствующих двум последним цифрам конкретного года.

Пример: 05-12-07 = 5 декабря 2007 г.

Дата, указывающая последний день срока, в течение которого обладатель визы может осуществлять пребывание, разрешенное визой, вписывается после слова «ДО» таким же способом, как и дата для первого дня. В эту дату до полуночи обладатель визы должен будет покинуть территорию, для которой действительна виза.

3. Рубрика «КОЛИЧЕСТВО ВЪЕЗДОВ»

Данная рубрика указывает, сколько раз обладатель визы может въезжать на территорию, для которой действительна виза; иными словами, имеется в виду количество периодов пребывания, на которые он сможет подразделять разрешенные для пребывания дни, предусмотренные в рубрике 4.
Количество въездов может составлять один, два или более двух. Соответствующее число вписывается с правой стороны от печатного текста посредством цифр «01» или «02» либо аббревиатуры «MULT» — в случае если виза дает право более чем на два въезда.

Если общее количество выездов, совершенных обладателем визы, равняется количеству разрешенных въездов, то виза утрачивает действие, даже если обладатель визы полностью не исчерпал количество дней, разрешенных визой.

4. Рубрика «СРОК ПРЕБЫВАНИЯ … ДНЕЙ»

Данная рубрика указывает количество дней, в течение которых обладатель визы может пребывать на территории, охватываемой действием визы. Такое пребывание может быть непрерывным или, в зависимости от количества разрешенных дней, подразделяться на несколько периодов в пределах дат, указанных в рубрике 2, с учетом количества разрешенных въездов согласно рубрике 3.
Количество разрешенных дней вписывается в свободное пространство между отметкой «СРОК ПРЕБЫВАНИЯ» и отметкой «ДНЕЙ» в форме двух цифр; если количество соответствующих дней менее десяти, то в качестве первой из них выступает ноль.
Максимальное количество дней, которое может быть вписано в эту рубрику, составляет 90.
Когда виза действительна на срок более шести месяцев, продолжительность пребываний составляет 90 дней в каждый шестимесячный период.

5. Рубрика «ВЫДАНА (место) … (дата) …»

Данная рубрика указывает название места, в котором находится выдающий визу орган. Дата выдачи указывается после отметки «когда».
Дата выдачи вписывается таким же способом, как и дата, предусмотренная в пункте 2.

 

6. Рубрика «НОМЕР ПАСПОРТА»

Данная рубрика указывает номер документа на поездку, в который проставляется визовая марка.
Если лицо, которому выдается виза, вписано в паспорт своего супруга, родителя или опекуна (попечителя), то указывается номер его документа на поездку.

 

7. Рубрика «ТИП ВИЗЫ»

Чтобы облегчить выполнение идентификации контрольными службами, данная рубрика указывает тип визы посредством отметок А, С и D, обозначающих, соответственно, следующие типы визы:

«А» — виза для транзита через аэропорт; 
(понимается виза, действительная для транзита через международную транзитную зону одного или нескольких аэропортов государств-членов)

«С» — виза (как она определена в параграфа 2 статьи 2 настоящего Регламента);
(То есть виза для «транзита по территории или предполагаемого пребывания на территории государств-членов общей продолжительностью не более трех месяцев на протяжении любого шестимесячного периода со дня первого въезда на территорию государств-членов, или транзита через международную транзитную зону аэропортов государств-членов» — этот момент (про транзитную зону аэропортов) уточняет, что виза «С», годится для использования в качестве транзитной визы).

«D» — виза для долгосрочного пребывания.

8. Рубрика «ФАМИЛИЯ И ИМЯ»

По порядку указываются первое слово, содержащееся в рубрике «фамилия», и, затем — первое слово, содержащееся в рубрике «имя» документа на поездку обладателя визы. Выдающий визу орган проверяет, совпадают ли фамилия (фамилии) и имя (имена), содержащиеся в документе на поездку и подлежащие вписанию в настоящую рубрику, а также в зону, предназначенную для автоматического считывания данных, с теми, которые указаны в ходатайстве о предоставлении визы. Если фамилия и имя включают такое количество знаков, которое превышает количество свободных мест, то излишние знаки заменяются точкой (.).

9. «ПРИМЕЧАНИЯ» (зона для специальных отметок). 

а) Обязательные отметки, подлежащие дополнительному включению в зону «Примечания»

— в случае визы, выдаваемой от имени другого государства-члена в соответствии со статьей 8, дополнительно включается следующая отметка: «R/[код представляемого государства-члена]»;
— в случае визы, выдаваемой в целях транзита, дополнительно включается следующая отметка: «ТРАНЗИТ».

b) Национальные отметки в зоне «Примечания»:

Данная зона также содержит примечания в отношении национальных положений на языке выдающего визу государства-члена. Однако такие примечания не должны дублировать обязательные отметки, указанные в пункте 1.

с) Зона для фотографии

Цветная фотография обладателя визы помещается на место, зарезервированное с этой целью. 

10. Зона для автоматизированного считывания данных
(это абракадабра нанесенная в нижних строчках визы)

Данная зона состоит из двух строк по 36 знаков.

1 строка: 36 знаков (обязательны):

Позиции

Количество знаков

Содержание рубрики

Спецификации

1-2

2

Тип документа

1 знак: V

2 знак: код типа визы (A, C или D)

3-5

3

Выдающее визу государство

Алфавитный код ИКАО из 3 знаков: BEL, CHE, CZE, DNK, D<<, EST, GRC, ESP, FRA, ITA, LVA, LTU, LUX, HUN, MLT, NLD, AUT, POL, PRT, SVN, SVK, FIN, SWE, ISI, NOR

6-36

31

Фамилия и имя

Фамилия отделяется от имен двумя промежуточными знаками (<<); различные элементы фамилии/имени отделяются промежуточным знаком (<); неиспользованные элементы пространства заполняются знаком (<)

 2 строка: 36 знаков (обязательны) 

Позиции

Количество знаков

Содержание рубрики

Спецификации

1

9

Номер визы

Номер, напечатанный в правом верхнем углу марки

10

1

Контрольный знак

Данный знак является результатом сложного расчета, основанного на предыдущей зоне, согласно алгоритму, определенному ИКАО

11

3

Гражданство ходатайствующего лица

Алфавитная кодификация ИКАО из 3 знаков

14

6

Дата рождения

В порядке ГГММДД, где:

ГГ = год (обязателен)

ММ = месяц или << если неизвестен

ДД = день или << если неизвестен

20

1

Контрольный знак

Данный знак является результатом сложного расчета, основанного на предыдущей зоне, согласно алгоритму, определенному ИКАО

21

1

Пол

F = женский

M = мужской

< = не определен

22

6

Дата истечения действия визы

В порядке ГГММДД без промежуточного знака

28

1

Контрольный знак

Данный знак является результатом сложного расчета, основанного на предыдущей зоне, согласно алгоритму, определенному ИКАО

29

1

Территориальное действие

а) Если виза с ограниченным территориальным действием, включить букву Т

b) Если единая виза, включить промежуточный знак <

30

1

Количество въездов

1, 2 или М

31

2

Срок пребывания

а) Краткосрочное пребывание: количество дней, вписанное в зону для визуального чтения

b) Долгосрочное пребывание: <<

33

4

Начало действия

В порядке ММДД без промежуточного знака

 

КОНЕЦ ПРИВОДИМОГО ДОКУМЕНТА
_______________

 *   *   *   *   *   *   *

На этом, эту бюрократическую писанину, я, пожалуй, закончу. Все, что выше — имеет отношение к туризму и получению виз с целью туристической поездки. Пропущенные разделы, главы и статьи — не имеют практической ценности для туриста. Впрочем, вы всегда можете самостоятельно ознакомиться и с оригиналом документа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх