Как работают чиновники и как работать с ними


Как работать с бюрократами

Общаясь в жизни с разными людьми, читая различные форумы в сети посвященные поездкам за границу (да и не только), постоянно обнаруживаю, что многие люди, оказывается, просто не представляют себе, как вообще работает бюрократическая машина.

А без представления порядка работы этого «механизма», всегда возникает масса вопросов и недоразумений у людей несведущих. «Почему произошло так, а не эдак?» «Почему я не могу добиться того-то?» «Мне отказали!» (в выдаче визы, например), и т.п.

Написав эту заметку, я просто предлагаю вам понять ход мысли любого чиновника. Благо, это несложно. Знать это нужно для того, чтобы понять, как работает машина бюрократии в общем.

А понимание общих принципов работы системы («бюрократической машины», «чиновничьего аппарата»), позволит вам успешнее работать (взаимодействовать) с ней при необходимости. 

 

На самом деле, все очень просто:

Просто запомните:
ВСЕ чиновники (бюрократы, официальные лица) во всем мире, ВСЕГДА работают только и строго «по бумажке».
Всё. Вот и весь секрет.  : )

Под «бумажкой» здесь подразумеваются все официальные документы, (будь это регламент, распоряжение, закон, постановление  и т.д. т.п.) — регламентирующие работу чиновника (и подсистемы, в которой он работает, в общем). 

Но многие люди, даже и не подозревают об этом (может, только догадываются). И я довольно часто сталкиваюсь с такими людьми. Поэтому и появилась эта заметка.

Между тем, понимание принципа работы чиновничьего аппарата, так сказать, изнутри, позволяет лучше понять многие процессы. И вы, получая паспорт, визу или проходя границу — каждый раз будете сталкиваться именно с работой бюрократической машины. Нашей ли, или заграничной — не важно. Поверьте — они все работают одинаково. 

Я расшифрую вышесказанное, чтобы было понятно до конца тем, кто не в теме. 

Для чиновника не существует вас, как человека, с его проблемами, чаяниями и надеждами. Для чиновника существует только закон (регламент, распоряжение) — «бумажка». И все. Вы можете принимать это, или нет, вы можете ругаться по этому поводу, сожалеть, негодовать — это ваше право. Но факт остается фактом. 

Чиновник не боится вас обидеть, расстроить, разочаровать. Чиновник боится нарушить регламент. Потому что за то, что он разрушил какие-то ваши планы — ему не будет ничего, а вот за нарушение регламента — его накажут.

 

Основные принципы работы бюрократического аппарата:

  1. Чиновник не может нарушать документы, регламентирующие его (или системы, в которой он работает) деятельность. 
    Во внеслужебное время он может быть трижды хорошим человеком, отличным семьянином и просто душкой, но на службе он просто не может сделать что-то вне регламента (при всем, возможно, желании вам помочь).
    За работу не по регламенту — его накажет система, в которой он работает. И все чиновники это знают.
    (Есть, конечно, чиновники нарушающие правила (закрывающие глаза на их нарушение) за «дополнительную плату» (взятку), но это не входит в тему заметки. Я здесь рассматриваю штатные ситуации). 
    То есть, если в регламенте написано, что нужно в документе писать «люминь», а вы напишете «алюминий», то чиновник (даже понимая, что вы абсолютно правы) не сможет принять вашу бумагу, как несоответствующую регламенту. Причем, спорить с ним — бесполезно.
    А если он примет (и это обнаружат более старшие чиновники, или проверяющие), то он будет наказан. За нарушение регламента, да.

  2. Чиновник (любой, во всем мире) не имеет права принимать решения выходящие за рамки его полномочий. 
    Если по регламенту ему положено принять какое-то решение (например, выдать вам визу, или нет), то он его будет принимать. Если не положено — то и не будет. И не просите даже. 
    Но опять же, решение свое он будет принимать только на основании четко и явно прописанных в документах требований: должно быть то-то и то-то, выполнено в таком-то и таком-то виде. 
    Если хоть что-то не будет соответствовать действующему регламенту — в принятии решения будет отказано, на основании … (здесь идет список причин). Потому что, пропустить какой-либо документ не соответствующий регламенту, чиновник не имеет права. За это наказывают. 

  3. Никакой чиновник никогда не будет брать на себя ответственность, выходящую за рамки его полномочий. 
    Не любят они этого. Принятие любого решения — это всегда ответственность. Принятие решения выходящего за рамки регламента, для чиновника — это вообще табу. За это наказывают. Даже и не пытайтесь заставить, только зря потратите нервы и время.
    Соответственно, для получения конкретного решения, необходимо обращаться к чиновнику, который отвечает за принятие именно этого решения. 

  4. Чиновнику (любому) бесполезно что-либо доказывать «на эмоциях».
    У чиновника, (когда он на службе), в голове стоит «фильтр» на все слова и фразы не связанные с его служебной деятельностью, такие как: «поймите», «войдите в положение», «помогите».
    На время выключает этот «фильтр» фраза: «вы же обязаны» — здесь чиновник напряжется и послушает, что он «обязан» по вашему мнению, но, уверяю вас, если вы ему начнете перечислять его обязанности не соответствующие тем, которые прописаны в регламенте его работы, то этот «фильтр» включится снова.
    (Иногда решить вопрос помогает банальная взятка, но, как я и писал выше, здесь я веду речь о штатных ситуациях)
    Чиновник может и рад бы вам помочь. Он может, даже, войти в ваше положение. Он может вас понять. Но он не может своим решением изменить действующий регламент. И нарушить его не может.
    Поэтому, кстати, старые, опытные чиновники и отказываются порой слушать людей. Они понимают, что для них (в конкретной ситуации) они изменить что-то (свой регламент) все равно не в силах. Так зачем тратить время зря?
    С другой стороны, они могут вам и подсказать что-нибудь, если их спросить: как лучше выйти из ситуации?
    Только спрашивайте по-нормальному: без заискивания, но и без хамства. Чиновник — такой же человек как и вы, только он связан регламентом. При этом, он прекрасно знает систему, в которой он служит. Поэтому он — ценный источник информации. Просто найдите к нему подход (человеческий).

  5. Чиновник всегда скорее поверит другому чиновнику, нежели вам. 
    Система есть система. И ее элементы (ее «винтики», то есть чиновники), с гораздо большим доверием отнесутся к мнению другого чиновника, нежели к мнению элемента, находящегося вне системы (то есть, к вашему).
    Здесь и объяснять нечего, все наверняка сталкивались в том или ином случае с этим явлением.
    В общем, если у вас в паспорте написано, что вы — верблюд, то замучаетесь справки собирать, доказывая, что на самом деле нет. : )
    Это шутка, конечно, но примерно так это и работает. А вывод простой — делая какой-либо документ, проверяйте сразу, что в нем написано. «По горячему» — переделать всегда легче. 

  6. Чиновники очень не любят, когда их пытаются ввести в заблуждение (обмануть). 
    Если вас поймают на этом занятии (попытке обмануть систему, представить неверные сведения, ввести официальное лицо в заблуждение), то ничего хорошего вам не светит.
    В некоторых случаях, за это предусмотрена административная (или даже уголовная) ответственность, в некоторых — вас просто включат в «стоп-лист» (не обязательно официальный), и потом вы устанете достигать результата. 
    Я, кстати, не говорю, что не нужно этого делать (обманывать систему). Не всегда можно достичь нужного результата, действуя исключительно честно, увы. Я просто говорю, что всегда нужно держать в голове возможные последствия своих действий. Ну, и не обижаться потом, в случае чего… 

  7. Достичь желаемого результата при обращении к чиновнику, можно только лишь опираясь на официальные документы, законы и правила.
    Если вы будете с ним говорить на его языке, оперируя понятиями из его служебной деятельности — то вы вполне можете добиться успеха. Но, для этого необходимо знать законы, документы и распоряжения, регламентирующие его деятельность. 
    Если вы не хотите, (или не имеете возможности) знать эти законы, документы или требования (по которым работает чиновник), то есть два способа достичь желаемого результата: 
    — доверить дело людям которые понимают в этом вопросе (это будет, скорее всего, за дополнительную плату);
    — сделать все самому, но делать это строго по регламенту (кстати, как правило, чиновники публикуют требования к документам (и иногда даже и с разъяснениями), просто многие не считают нужным их читать, или выполнять)
    Других способов достичь желаемого результата законным способом, я не знаю.  

Вот такие несложные правила. 

*    *    *    *    *

Я не буду рассуждать, хорошо это, или плохо, (хотя, это — хорошо). Я ограничусь лишь констатацией факта, что это есть, и это работает именно так. Вы можете принимать это, можете не принимать — ваше дело, но вся бюрократическая машина (в любой стране мира) работает по такому принципу. 

Почему я считаю, что это хорошо? 
Потому, что когда правила игры определены и понятны — это всегда хорошо. Вы точно знаете, что чиновник работает по регламенту. Изучив этот регламент, (это, как правило, не секретный документ), и выполняя его требования, (в части того, что требуется от вас), вы в подавляющем большинстве случаев сможете достичь нужного результата.

И, кстати, если вы, изучая регламент, видите, что ваши требования, (документы, желания) ему не соответствуют, то вы можете сразу устранить недостатки. Ну, или для вас во всяком случае, не будет удивительным отказ чиновника, если что.   

Для чего я это все написал?
Потому что вы (кроме того, что сталкиваетесь периодически с чиновниками в повседневной жизни), неизбежно будете вынуждены столкнуться с этой же бюрократической машиной при подготовке и выполнении путешествия. 

Получение загранпаспорта, получение визы, прохождение границы, восстановление документов за границей (в случае их утраты) — это всё — строго бюрократические процедуры, которые четко расписаны, регламентированы и неукоснительно выполняются. И вы будете вынуждены пройти их, иначе — удачи (заграницы) вам не видать. 

Чиновники, кстати, публикуют требования к прохождению этих процедур (в части вас касающейся), надо только принимать их всерьез и не пренебрегать ими. 

Например, если написано, что фото на визу должно отвечать таким-то требованиям, то вы должны все эти требования распечатать (переписать на отдельный листок), принести в фотоателье, и добиться от фотографа, чтобы фото, которое он вам делает для получения визы — полностью соответствовало всем этим требованиям чиновников (какими бы глупыми, ненужными или излишними вам эти требования не казались).

А то есть, знаете ли, такие «специалисты», которые вырезают фото на визу из какой-то общей фотографии с какой-то вечеринки, а потом возмущаются на форумах, что, мол, «Мне в визе отказали!». И кто дурак? 

Вот такая история. Запомните и пользуйтесь. : )
Пригодится.